Данте Алигьери
Меч слился с посохом, и вышло так
«Рим, давший миру наилучший строй, Имел два солнца, так что видно было, Где божий путь лежит и где мирской. Потом одно другое погасило; Меч слился с посохом, и вышло так, Что это их, конечно, развратило И что взаимный страх у них иссяк.
Взгляни на колос, чтоб не сомневаться;
По семени распознается злак».

«Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием»
(Ос.4:2)
Упала в грязь, на срам себе и грузу
«И видишь ты, что церковь, взяв обузу Мирских забот, под бременем двух дел Упала в грязь, на срам себе и грузу?»
Разврата дом, не матерь областей
«Италия! Раба! Приют скорбей! Корабль без кормщика средь бури дикой, Разврата дом, не матерь областей».
Твои живые, и они грызутся
«Здесь доблестной душе довольно было Лишь звук услышать милой стороны, Чтобы она сородича почтила; А у тебя не могут без войны Твои живые, и они грызутся, Одной стеной и рвом окружены. Тебе, несчастной, стоит оглянуться На берега твои и города: Где мирные обители найдутся? К чему тебе подправил повода Юстиниан, когда седло пустует? Безуздой меньше было бы стыда. О вы, кому молиться долженствует, Так чтобы Кесарь не слезал с седла, Как вам господне слово указует, - Вы видите, как эта лошадь зла, Уже не укрощаемая шпорой С тех пор, как вы взялись за удила?»
Будь проклята волчица древних лет
«Будь проклята волчица древних лет, В чьем ненасытном голоде все тонет И яростней которой зверя нет! О небеса, чей ход иными понят, Как полновластный над судьбой земли. Идет ли тот, кто эту тварь изгонит?»
Нам по заслугам нашим воздается
«Но в том часть нашей радости, где мзда Нам по заслугам нашим воздается, Не меньше и не больше никогда. И в этом так отрадно познается Живая правда, что вовеки взор. К какому-либо злу не обернется».

«Устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы. Неужели Я не накажу их за это?»
(Иер.9:8-9)
Теперь ты леность должен отмести
«Теперь ты леность должен отмести, - Сказал учитель: - лежа под периной Да сидя в мягком, славы не найти. Кто без нее готов быть взят кончиной, Такой же в мире оставляет след, Как в ветре дым, и пена над пучиной. Встань! Победи томленье, нет побед, Запретных духу, если он не вянет, Как эта плоть, которой он одет...».
Подумайте о том, чьи вы сыны
«О братья, - так сказал я, - на закат Пришедшие дорогой многотрудной! Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства, их остаток скудный Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены».
Вестник Бога воровку и гиганта истребит
«Еще придет преемник предреченный Орла, чьи перья, в колесницу пав, Ее уродом сделали и пленной. Я говорю, привиденьем познав, Что вот уже и звезды у порога, Не знающие никаких застав, Когда пятьсот пятнадцать вестник Бога, Воровку и гиганта истребит За то, что оба согрешили много».
Мрак, мгла телесная, телесный яд
«Разум, данный каждому из вас, В смысл вечной справедливости вникая, Есть как бы в море устремленный глаз: Он видит дно, с прибрежия взирая, А над пучиной тщетно мечет взгляд; Меж тем дно есть, но застит глубь морская. Свет - только тот, который восприят От вечной Ясности; а все иное - Мрак, мгла телесная, телесный яд. Отныне правосудие живое Тебе раскрыл я и вопрос пресек, Не оставлявший мысль твою в покое».

«Глубоко упали они, развратились, как во дни Гивы; Он вспомнит нечестие их, накажет их за грехи их»
(Ос.9:9)
Брат, мир - слепец, и ты сродни ему
«Теперь уже никто Добра не носит и личину: Зло и внутри и сверху разлито. Но укажи мне, где искать причину: Внизу иль в небесах? Когда пойму, Я и другим поведать не премину». Он издал вздох, замерший в скорбном «У!», И начал так, в своей о нас заботе: «Брат, мир - слепец, и ты сродни ему, Вы для всего причиной признаете Одно лишь небо, Словно все дела Оно вершит в своем круговороте. Будь это так, то в вас бы не была Свободной воля, правды бы не стало В награду за добро, в отмщенье зла. Влеченья от небес берут начало, - Не все; но скажем даже - все сполна, - Вам дан же свет, чтоб воля различала Добро и зло, и ежели она Осилит с небом первый бой опасный, То, с доброй пищей, победить должна. Вы лучшей власти, вольные, подвластны И высшей силе, влившей разум в вас; А небеса к тому и непричастны. И если мир шатается сейчас, Причиной - вы...».
1
2 3

|