Из «Кембриджской рукописи»
«Кембриджские песни» образуют наиболее органически связующее звено между двумя периодами средневековой латинской литературы - предшествующим, каролингским, монастырским, и последующим, оттоновским, придворным и епископским. Это - предельная точка сближения книжной поэзии с народной поэзией; образы и темы народной поэзии облекаются здесь в языковые и стиховые формы книжной, религиозной поэзии.
Дальше этого взаимное оплодотворение двух культурных стихий раннесредневековой Европы не могло идти: должно было наступить, с одной стороны, новое самоопределение литературы на латинском языке, а с другой стороны, становление литературы на народных языках, что и произошло в X-XI вв.

«Не осквернилась ли бы этим страна та?' А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь» (Иер.3:1)
Монах Иоанн
«Спешу поведать вам сейчас Мной в детстве слышанный рассказ. Но, чтоб он был усвоен вами, Перескажу его стихами.
Жил коротышка Иоанн. Монашеский он принял сан, И по пустыне, бодрым маршем, Шагал он вместе с братом старшим.
«Ах, мой любезный старший брат! Мирская жизнь - сплошной разврат Мне не нужна еда и платье. Поддержка мне - одно распятье!»
Резонно старший возразил: «Кем ты себя вообразил? Неужто истина, дружище, В отказе от питья и пищи?»
«Нет, - отвечает Иоанн, - Твои слова - самообман. Постом изматывая тело, Мы совершаем божье дело!»
Дав сей торжественный обет, В сутану ветхую одет, Он с братом старшим распростился И дальше в странствие пустился.
Подставив солнышку главу, Он ел коренья и траву, Стремясь достичь высокой цели... Так длилось более недели.
На день десятый наш монах Вконец от голода зачах И поспешил назад, к деревне, Где брат его гулял в харчевне.
Глухой полночного порой Он стукнул в ставенку: «Открой! Твой брат несчастный - на пороге, И он вот-вот протянет ноги.
Изнемогаю без жратвы!» Но старший брат сказал: «Увы! Для тех, кто ангелоподобны, Мирские блюда несъедобны!»
Монах скулит: «Хоть хлебца дай!» Хохочет брат: «Поголодай! В питье и пище - проку мало, А здесь у нас - вино да сало!»
Взмолился бедный Иоанн: «На что мне мой поповский сан!
Пусть голодают херувимы,
А людям есть необходимо!»

«Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня»
(Ос.7:13)
Ну, тут его впустили в дом... Сказать, что сделалось потом? Монах объелся и упился И, захмелев, под стол свалился.
А утром молвил Иоанн: «Нам хлеб насущный Богом дан! Ах, из-за пагубной гордыни Я брел голодным по пустыне!
Попутал бес меня, вндать! В еде - господня благодать! Видать, господь и в самом деле Велит, чтоб пили мы и ели!»
Песня про лгуна
«Эй, слушай, старый, слушай, малый, Рассказ про случай небывалый, Что сделал зятем короля Неисправимого враля. Воззвал король однажды с трона: «Любой, кто, не страшась закона, Всех лучше врет у нас в краю, Получит в жены дочь мою!»
Одушевленный сим указом, Шваб, даже не моргнувши глазом, Пред королем заговорил: «Вчера я зайца подстрелил,
Его разделал на жаркое. И вдруг - о, диво! Что такое?! Гляжу и сам не верю: он По горло медом начинен.
А вслед за тем из брюха зайца Златые выкатились яйца, Кольцо с брильянтами, алмаз И высочайший твой указ,
Где я наследником объявлен...» «Наглец! Ты был бы обезглавлен, - Король в восторге заорал, - Когда бы чуть поменьше врал!
Но прекратим допрос дальнейший. Отныне ты мне друг первейший. Ты главный лжец у нас в краю! Бери-ка в жены дочь мою!»
Священник и волк
«Эй, братцы! Навострите уши - Хочу потешить ваши души, Но есть особая изнанка У незатейливого шванка.

«Злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими - князей. Все они пылают прелюбодейством, как печь» (Ос.7:3,4)
Поп - деревенский старожил - Своих овечек сторожил, Поскольку после каждой стрижки Звенело у него в кубышке.
Ах, как родных детей - отец, Лелеял поп своих овец... Но вот несчастье! В том поселке Внезапно появились волки
И, не имеючи сердец, Нещадно крали тех овец, Чтобы полакомиться в чаще Едой, что всяких лакомств слаще.
Наш поп, обиженный судьбой, Решил пресечь такой разбой, И в лес направился он прямо, Чтоб ночью вырыть волчью яму.
Свой замысел продумав тонко, Он в яму поместил ягненка, И вот, знакомый чуя дух, Волк на приманку в яму - бух!
Явив завидную смекалку, Поп длинную хватает палку, Желая волку в глаз попасть: Мол, мы тебя отучим красть!
Но хитрый волк, сидевший в яме, Своими острыми клыками Вцепился в палку что есть сил И старца в яму затащил.
Теперь, возьмите это в толк, Их в яме двое: поп и волк. Священник, глядючи на волка, Молитвы шепчет втихомолку.
«Господь, - твердит он, заикаясь, - Я пред тобой смиренно каюсь, Что, осквернив поповский сан, Нещадно грабил прихожан.
Я имя господа порочил, Я людям головы морочил И, злее лютых обирал, Сирот невинных обирал».
Снежное дитя
Я расскажу вам, не шутя, рассказ про снежное дитя... Жила-была на свете баба - жена доверчивого шваба. Был этот шваб купцом, видать. Ему случалось покидать пределы города Констанца. Уедет - в доме смех да танцы. Муж далеко. Зато жена толпой гуляк окружена, Ватагой странствующих мимов, шутов, вагантов, пилигримов.

«Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис.3:9)
Ну, словом, благородный дом был превращен в сплошной Содом. Не удивительно, что вскоре, покуда муж болтался в море, Раздулось брюхо у жены (тут объясненья не нужны), И, как велит закон природы, в урочный час случились роды, Явился сын на белый свет... Затем прошло еще пять лет... Но вот, закончивши торговлю, Под обесчещенную кровлю из дальних странствий прибыл муж. Глядит: ребенок! Что за чушь?! «Откуда взялся сей мальчишка?!»
Дрожит жена: «Теперь мне крышка». Но тут же, хитрости полна, Затараторила она: «Ах, обо мне не думай худо! Случилось истинное чудо, Какого не было вовек: сей мальчик - снежный человек! Гуляла в Альпах я однажды и вдруг занемогла от жажды, Взяла кусочек снега в рот - и вскоре стал расти живот. О, страх, о, ужас! Из-за льдышки я стала матерью мальчишки.
Считай, что снег его зачал...» Супруг послушал, помолчал, а через два иль три годочка С собой взял в плаванье сыночка и, встретив первого купца, За талер продал сорванца. Потом вернулся он к супруге: «Мы были с мальчиком на юге, а там ужасный солнцепек. Вдруг вижу: парень-то потек и тут же превратился в лужу, Чтоб ты... не изменяла мужу!» Сию историю должна запомнить всякая жена. Им, бабам, хитрости хватает, но снег всегда на солнце тает!»

|