Поэзия вагантов
Прения священников о безбрачии
«Слух прошел по Англии, ведомый и гласный, Всполошив пресвитеров области прекрасной: Всех, кто благоденствовал в жизни сладострастной, Призывал к смирению папы голос властный. Слух прошел по городам, слух прошел по селам, Папские веления разгласил по школам; Клирики готовятся к судьбам невеселым – Всяк разлуку с милою мнит крестом тяжелым.
«Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть» (Иез.22:27)
Тягостно предчувствуя оную утрату, Зыблются в доверии к римскому легату И решают клирики, рвением объяты, Всем собором рассудить, можно ль быть женату. Наступил соборный день, чаянный и жданный, И бегут священники, мчатся капелланы, Малые и старые, причет и деканы, – Если кто и мешкает, это очень странно.
Рассказать о том легко, а поверить трудно, Сколько клира собралось на собор вселюдный: Никому не хочется, в келье сидя скудной, Пред легатом искупать новый грех подсудный. От пределов западных, от краев восхода Целых десять тысячей собрано народу: Столько капель не прольет ливень в непогоду, И пожар не столько искр мечет к небосводу.
Созванные сходятся на лугу пространном, К прению соборному словно предизбранном, И теснятся по местам, сообразно с саном, Не давая доступа никаким мирянам. Водворив спокойствие, голос возвышает Избранный старейшина и провозглашает: «Всем нам ныне, братие, папа угрожает, А за той угрозою кара поспешает.
Нам и нашим женщинам, нам и нашим детям Угрожает курия, чем мы ей ответим? Коим оправданием обвиненье встретим? Мы для размышления собрались за этим». Первый воздвигается иерей из круга, Движимый тревогою общего испуга: «Не желаю, – он гласит, – отпускать подругу – С ней в законе мы живем, словно два супруга».
Был вторым во прении глас, звучавший тихо, Мужа молчаливого и с повадкой мниха: «Будет мне, о братие, тягостно и лихо, Коль со мной не станет спать наша повариха». Третий тверже держит речь и бесповоротней: «В годы давние имел женщин я до сотни, А теперь держу одну, с нею беззаботней, – С целым складом золота я прощусь охотней!»
Вот четвертый восстает, гневом полыхая: «Требует недолжного курия святая! Мне ли ей покорствовать, милую теряя? Мне без милой не житье даже в кущах рая». За четвертым следуя, выступает пятый: «Злые эти вымыслы я кляну трикраты! Богоматерью божусь, чьи веленья святы, – Не расстанусь с милою, что ни пой прелаты!»
Поднимается шестой, вот его сужденье:
«Мне с моей кухаркою мило обхожденье!
Если надо мной и ей грянет осужденье –
Я готов его принять без предубежденья!» За шестым встает седьмой, промолчать не может:
«Ложная забота вас, братие, тревожит!
Нашего супружества Рим не уничтожит:
Кто ему без наших жен прибыль подытожит?»
«А народ Мой оставил Меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного»
(Иер.18:15)
И восьмого клирика внятен голос слышный: «Ах, какую женщину мне послал Всевышний! Ни телес, ни платий нет этих многопышней! Никогда ее любовь мне не будет лишней». Встал девятый, говорит: «Тщетно, судьи, ждете: Кровь мою кипучую хладом не скуете! Оттого я и стремлюсь в жизненной заботе Не к спасению души, а к спасенью плоти!»
Вот десятый восстает, побледнев заране, – Всё, что в сердце выносил, то гласит собранью: «Ни к чему нам, братие, самообузданье, – Не под силу клирику бремя воздержанья!» И одиннадцатый здесь речь свою имеет: «Многими искусствами женщина владеет; Мне моя красавица славно ложе греет, С ней и сплю, доколе плоть не перестареет!»
А двенадцатый сказал вот какую фразу: «Нет, меня не застращать папскому указу! Лучше тысячу монет отсчитаю сразу, Лишь бы с милою моей продолжать проказы». Произнес тринадцатый: «Проливать ли слезы, Если кратковременны папские угрозы, А служанки нам верны, несмотря на грозы, Нам даря к заутрене сладострастья розы?»
Встал четырнадцатый поп, встал, суров и бешен, Руки над собранием вскинул, безутешен: «Тщетен злобный сей закон, грешен и поспешен: Кто решил его издать, верно, тот помешан!» Говорит пятнадцатый: «Винные кувшины Осушив, я чувствую сон благопричинный, И хочу его делить с девкой вполовину, – Нет мужскому здравию лучше медицины!»
И повел шестнадцатый счет причин и следствий: «Всё в природе связано вязью соответствий: Коль откажут мне в одной, как в домашнем средстве, – Целых трех сожительниц заведу в соседстве!» Выступил семнадцатый, чинный, неречистый, Молвит в огорчении с искренностью истой: «Не гожусь я, братие, в важные софисты: Должен я по бедности честно жить и чисто».
Восемнадцатый его порицает строго, На него низринувшись всею силой слога: «Вижу: мой предшественник слишком жил убого, Что на свете радостей видел столь немного!» Вышел девятнадцатый: «Разум уличает: Оговорку важную дело заключает! Блуд меж двух духовных лиц папа воспрещает, Но за брак с мирянками он не отлучает!»
И гласит последнего слово иерея: «Грех – запреты класть на брак, блуд без брака сея! Коль исполнят сей указ, власти не жалея, – Не найдешь ни алтаря без прелюбодея!» И раздался общий хор, завершая пренье: «Дева Богородица, наше вспоможенье! Отврати от грешников папское решенье, Если наших ты подруг жалуешь моленье!»
«Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис.66:16)
А засим восстал монах с речью проповедной: «Неужели хочет Бог, мощный и всеведный, Тот, чей сын за смертный род смерть попрал победно, – Чтоб без женственной любви сох священник бедный? Славен муж Захария, славен был родитель, От которого рожден Иоанн Креститель, Возгласивший миру весть, что грядет Спаситель, – Он ужель своей жене грешный был сожитель?
Богоизбранный Давид и боголюбивый В старости забавился с девой шаловливой, И к Давиду был Господь кроток справедливо; Грешных нас помиловать для него не диво. Господа Всевышнего ведомо реченье И о распложении и о размноженье; Так пекитесь, братие, о чадорожденье, Чтоб Господнее стяжать тем благословенье.
Если пес единожды кость мясную стянет, – Хоть убей, а воровать он не перестанет. Так от радостей ночных клирик не отстанет, Хоть и папское над ним осужденье грянет. Не от папы ли дано рукоположенье Мужу, столь искусному в плотском сопряженье, Что бесплодных он карал карой отлученья, Сам же от родной сестры сыну дал рожденье?
Если папа утвердил – кто иной откажет? Папа всякую судьбу свяжет и развяжет, Ринет рыцаря на брань, пастыря на пажить, А священника в любви ратовать обяжет. Пусть же в клире всякий муж двух подруг имеет! Пусть каноник и монах целых трех лелеет! Пусть епископ четырьмя и пятью владеет! Кто издаст такой указ – тот не пожалеет!!!»
|