Поэзия вагантов
Стих о татарском нашествии
«Встал Господь возмездия ныне на пороге, Грозен меч разительный, грозно трубят роги, - Да обрящет праведный утешенье в Боге, Да оплачут грешники прегрешенья многи.
В справедливой ярости род людской карая, Дланью наказующей судьбы размеряя, Страшный Тартар он разверз от края до края, Тартара копытами грешных попирая.
«Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы»
(2Пет.2:17)
В мировых окраинах просвистев осою, Саранча надвинулась черной полосою, Выкосила пастбища смертною косою, Жалами язвящими изготовясь к бою.
Тартара с татарами, Разимые ударами, Стонем мы от оного Воинства Плутонова!
Царства опрокинуты, вытоптаны грады, Под кривыми саблями падают отряды, Старому и малому не найти пощады, В Божиих обителях гибнут Божьи чада.
Через Русию, Венгрию, Паннонию, Сквозь Туркию, Аварию, Полонию, Сквозь Грузию, сквозь Мидию, Персиду Легла дорога горя и обиды.
Дальний свет и ближний свет кровию облиты, Женщины и отроки мучимы и биты, Реки полноводные нынче не защита - Для плывущих на мехах все пути открыты!
Коцита воды слезные И Стикса пламя грозное Дохнули эфиопами, Проклятыми циклопами!
Тьмой Тартара изрыгнуты, Геенною воздвигнуты, Свирепствовать подвигнуты, И мы от них настигнуты!
Племя Тартара, татары, Зверский род кровавой кары, Словно волки и гиены, Коих манит запах тлена!
Снедь - не жарена, не варена; Реки - пойло для татарина; Вместо хмеля - сласть им пущая Кровь, из жил живущих бьющая.
Племя кровожадное, Громадное и гладное, В коварствах беззаконное, В набегах не обгонное!
Орда многотабунная конями знаменита, В них ратная и мирная опора и защита. Они в сраженье, ратуя, недругов сражают, На них в сраженье взятые пожитки нагружают.
С кремневыми копытами, Подковами подбитыми, Кореньями питаются, Со стойлами не знаются!
«Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия»
(2Пет.2:14)
Лук натянет, рот оскалит, Дальним выстрелом ужалит, Трижды важного умалит, Трижды стойкого повалит!
От стрелы его проклятой Не спасут ни щит, ни латы; Дик, неистов люд косматый, Как бежать от супостата?
Их копья - просмоленные, Огнем воспламененные, Их стрелы пролетают вдаль, Их стрелы пробивают сталь,
Их стрелы бьют, а наши нет, И недруг, лют, за нами вслед, Как барс на жертву, прядает, Дождем каленым падает!
Женщины с мужчинами С оружьями едиными Мчатся, скачут, ратуют, метят и пронзают, Хищными волчицами грабят и терзают! Сразишь копьем татарина - стрелой в тебя уметит. Помилуешь, пожалуешь, - изменою ответит. Рубаха толстокожаная - Защита им надежная, Ни меч не поразит ее, Ни дротик не пронзит ее. К граду подступается, хитростью вникает, С яростью врывается и смертей алкает!
Могуч коварной выучкой, пред городом предстанет, С таранами подступится, с валов окружных грянет, И будет меч под корень сечь: разящий не устанет, Ни здешнего, ни прошлого пощадой не поманит.
Сохраняют избранных - тех, кто храбро бьется, Небрегут с презрением теми, кто сдается. О пощаде вскрикнувший кровью обольется; Дева, изнасилована, жить не остается.
Бойцу, борцу, десятнику, пентарху, Вождю, вельможе, князю, хилиарху, Отряду, строю, полчищу, экзарху Нестись, разить, молчать; царить - монарху.
Пролетит и скроется рать передовая, Устрашая саблями, но не задевая, А на ободрившихся мчится рать вторая, И тогда-то нет резне ни конца, ни края.
Летит орда ревущая, И гнущая, и мнущая, Как туча, град несущая, Как буря, в берег бьющая, Летит с горы в долину, Разливом чрез плотину; Как тигров стая сущая, Рычащая, грызущая, Плоть рвущая, кровь льющая Рекой, рекой невинной В свирепости звериной, Бесчинной, беспричинной;
«Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди»
(2Пет.2:21)
Объята злобой пущею, Гнетущею, не чтущею Ни молодость цветущую, Ни старости седины, - Летит на нас лавиной И губит в миг единый.
Увидев в небе молнию, пускают в небо стрелы; Услышав гром грохочущий, грохочут в бубны смело, - Затем что мнят: от веку так размерены уделы: Земные - им, а Господу - небесные пределы. Татары ходят ордами на бронь орда с ордою, Поля межуют пламенем и буйствами разбоя.
Закона им неведомо суждение святое: Схизматики, отступники, берут добычу с бою. Чудище рогатое в мир дохнуло смутою; Миролюбцы глупые гибнут смертью лютою; Дьявол миром властвует, сетью смертных путая, И волна стигийская ждет их, скорбно вздутая.
Чтоб от ярости Господней, Чтоб от зева преисподней Нам избавиться сегодня, - Вознесем наш дух восходней К Господу Спасителю, Милости гласителю, Света источителю, Всех грехов целителю!»
Пилигрим и набожная дама
«Однажды, к местам направляясь святым, С котомкой по городу шел пилигрим И жалобно пел, становясь у порога: «Подайте, подайте, коль верите в Бога!»
Вот глянула некая дама в окно: «Дружок, отказать в твовей просьбе грешно, Да муж мой, что держит меня в мышеловке, Уехал и запер шкафы и кладовки.
Но ты не горюй - заходи поскорей. На мягкой постели, в каморке моей Найдешь подаянье особого рода, Которым меня наделила природа».
Вошли они в спальню - и дверь на засов. Вдвоем до шести пролежали часов. Вот шепчет она: «Подымайся с постели! Ты слышишь? На улице пташки запели».
И только ворота открыл пилигрим, Как видит: хозяин стоит перед ним. «Господь да пошлет тебе вечное благо!» - Крестясь на ходу, произносит бродяга.
«Эй, женка! Поклясться могу головой - Ты хлеба дала ему из кладовой!» «Да нет, пустячком я его наградила, Которым мамаша меня наделила».
«И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его; и наполнилась земля его идолами»
(Ис.2:7-8)
«Ну что ж. Так учил нас Господь поступать. Но в дом посторонних опасно пускать. Свои подаянья, невинная крошка, Ты впредь на шесте подавай им в окошко».
«Супруг! Разговор мне не нравится твой. Ведь это ж - блаженный, ведь это ж - святой. И небо, раскрыв золотые ворота, Воздаст нам сторицей за наши щедроты!»
|