«Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро
делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает
преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас
замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию
делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда
же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами
подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего
требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской».
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,
непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому
подобное». Перечислив все это, апостол прибавляет: «Предваряю вас, как и прежде
предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5, 19-21). Имеющий
уши слышать, да услышит».
«Враг спасения не всегда зло внушает, но
довольствуется, если успевает занять внимание, пустяками. Ему лишь отвлечь от
главного — единого на потребу и время сгубить...»
«Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она была так
покрыта листьями, что следовало быть на ней и плодам, которых, однако, не
оказалось (Мф.21, 19). В применении к жизни христианской листья означают
внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды - внутренние состояния. По
закону так: внешние дела должны исходить из внутренних состояний. Но по
снисхождению к немощам, по крайней мере, склонности должны развиваться вместе с
делами.
«Они (сатана с бесами) всюду стаями шмыгают и, как только
заметят где потемненную душу, тотчас нападают на нее огулом и начинают вертеть
ее туда и сюда помыслами, страстными желаниями и волнением чувств... Они
покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как
стрелою, лучами света».
«Прискорбности не оставляют
- даром разве это? Бог устрояет. Чего ради? Того ради, что любит вас...Любит и
чистит, чтобы были чисты и горели, как алмаз на солнце. - И путь в Царствие вам
услаждает, ибо колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как,
когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются».
«Святая церковь
молится об избавлении от скорбей, потому что научилась сему из псалтири,
преисполненной воззваниями о сем. Выходит, такова воля Божия. Молитесь и вы о
сем, исполняя сию волю Божию».
«Коль скоро кто начнет приходить в себя (раскаиваться) и
задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся
область сатанинская: кто с чем спешит, чтоб рассеять добрые мысли и начинания
кающегося. Не успеют отклонить — стараются помешать доброму покаянию и
исповеди; здесь не успеют — ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и
трудов в очищении сердца; не успевают духа внушить — покушаются добро
покривить; внутренно бывают отражаемы — внешно нападают. И так до конца жизни.
Даже умереть спокойно не дают, и по смерти гонятся за душою, пока не минует она
воздушные пространства, где они витают и держат притоны. «Как же — ведь это
безотрадно и страшно?» Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы
только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный
молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не
смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по
нашей оплошности».
«Что сатана противится — это не диво: его и имя такое —
противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и
осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор — и не для чего
другого, как только на зло, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не тот ли
дух богоборчества владеет и неверами?»
«Диавол
более всего старается внушить нам кичливое мнение о нашем достоинстве, дабы мы,
возгордившись, уподобились ему — только в этом он не завидует нам!»
«Нет злее помысла, как помысл самомнения. Он
прямо нападает на чувство сокрушения и охлаждает его».
«Самодовольство и самооправдание — это
пагубная прелесть, в которой враг успевает задерживать очень многих и не
совсем худых людей. Вторая прелесть — это смотреть только на одни дела правые,
скрывая от себя самого грехи свои, и в делах правых смотреть на внешнюю их
сторону, не обращая внимания на внутренние чувства и расположения, с какими они
(добрые дела) совершаются (по тщеславию, из человекоугодия, из-за выгоды и т.
п.)».
«Враг спасения не всегда зло внушает, но
довольствуется, если успевает занять внимание, пустяками. Ему лишь отвлечь от
главного — единого на потребу и время сгубить...».
«О бесовских голосах: Писали вы также о
слышимых некими голосах. — Мысль отцов древних — не обращать на это внимания,
не углубляясь в причины. Думайте так сами и других учите... Невнимание
пристыдит врагов, и они перестанут так чудесить».
«Запугивание врага: Враг внушает: не
выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что
Господь Милостивый не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе».
«О страховании от бесов: Старцу, слышащему
шум и ощущающему прикосновения... нечего более сказать, кроме того, что вы
говорили: не обращать внимания. Пусть молитву присоединяет всякий раз: «Отче
наш...»; может с верою и запрещение от лица Господа произносить над врагами».
«Диавол вредит христианам тем, что вселяет в
них злопом нение к братиям, когда они говорят: вот он сказал мне, и я ответил
ему (тем же), и он (народ) имеет грехи пред собою и не видит их, а о грехах
ближнего празднословит. От этого и терпит вред».
«Кознь врага на молитве врага: На молитве в
самом начале враг спасения предлагает какое-либо дело, будто нужное, чтобы
озаботиться им. Если не остережется начинающий молиться, то уходит помысл в
предложенное дело, а о Боге и молитве забывает. Кивает поклоны, как кукла. Чтоб
избежать этого, надобно пред молитвою твердым помыслом все отбросить и
приступить к молитве голою душою, чтобы она, совершая молитву, одну ее имела в
заботе».
«Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал
ему: «Умолчи и изыди». Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю
целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не
обличая козней их, одним словом решил: умолчи и изыди. Не хотел Он долго вести
речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому
сделать, тот час подсекает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой.
«Нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть»
(Мих.7:2)
Не
слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: умолчи и
изыди, и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окази сокрушенною
молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие и из них потом раздуть
самовосхваление и тщеславие — все такие помыслы и чувства, которые в духовной
жизни суть то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают
добро хозяйское, так и те своим укорением в душе все доброе и ней уничтожают и
вон извергают, так что ничего уж не остается, за что потом похвалил бы Господь».
«Бог никого не оставляет.
У Него все дети. Нет пасынков».
«Знать, что Христос
умер - это история. Верить, что Он умер за меня - это спасение».
«У Бога есть одна
мысль и одно желание - миловать и миловать».
«Не допускай сатане угодных мыслей, не
сочувствуй им, не располагайся по внушению их и не соглашайся на них — сатана
походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если
же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало
всему этому злу — мысли. Не допускай худых мыслей, и навсегда заключишь тем
дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые — что же делать: без
этого никого нет на свете; и греха тут никакого нет.
Прогони их — и всему
конец; опять придут — опять прогони; и так всю жизнь. Когда же примешь мысли и
станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они
станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на
другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением
к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость — вот и грех
внутри!»
«Дверь сердца отворена настежь; как только
согласие образуется вскакивает внутрь сатана и начинает тиранствовать. Тогда
бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и
истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей — ничего бы
такого не было».
«Все мысли, какими дошли вы до права дать
себе льготу и развлечение, были врагом спасения внушены и навеяны. Затем им же
разжигалось волька — дать себе нагуляться, наговориться и наглядеться досыта.
Но впереди всего этого шло добровольное ваше согласие, которое и делает вас во
всем вполне виновною».
«Кто такие «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим.3,
5). И кто другие, всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины
(2 Тим.3, 7)? Первые те, которые соблюдают все внешние порядки благочестивой
жизни, но не имеют достаточно крепкой воли, чтобы и внутренние свои
расположения хранить в соответствии с истинным благочестием. Они охотно идут в
храм и охотно стоят там, но не прилагают усилий, чтобы и умом неотступно стоять
перед Богом. Они благоговейно припадают к Нему, а помолившись немного,
отпускают поводья ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что по внешнему
положению они в храме, по внутреннему состоянию - их там нет. Остался один
образ благочестия, а силы его нет. Вторые те, которые, вступив в область веры,
только и делают, что изобретают вопросы - что это? почему так? - люди,
страдающие пустой пытливостью. За истиной они не гонятся, а лишь бы спрашивать
и спрашивать. И найдя решение вопроса, они недолго останавливаются на нем, а
скоро чувствуют потребность подыскивать другое решение. И так кружатся день и
ночь, спрашивая и спрашивая и никогда вполне не удовлетворяясь ответом. Иные за
удовольствиями гоняются, а они за удовлетворением любознательности своей».
«Отступничество от Бога, источника жизни,
начинается через неразумные действия родителей: часто тотчас же после крещения
младенца, по отрицании сатаны и изгнании всякого гнездившегося в его сердце
нечистого духа, его несут иногда прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить
болезни, для умывания. С него слизывают св. миро, подвергают и другим мерзким
действиях, оскорбляющим Духа Божия; из-за стыда часто снимают с ребенка крест,
и вот для него начало, хотя бы и безсознательного с его стороны, отпадения от
Бога. Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи, прибегают не к
дозволенным и одобряемым Церковью разумным средствам, а к различным суеверным
обычаям, и удивительно ли, что получив доступ к младенцу через такие
нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а точнее — через
отступничество от Бога родителей, диавол получает власть мучительно действовать
на младенца, ребенок часто мучится в различных болезнях, непонятных для врачей
хворобах».
«Если человек во время молитвы увидит свет
или другое что-нибудь подобное, да не обращает на это внимания; во время ли
молитвы будет то или в другое время, да не верит; ибо враг преобразуется и в
Ангела светла, и больше еще».
«В отношении искушений и страхований старец
говорил: «Да! Бесы часто приходят: шумят, кричат, чего не делают? Подходят даже
к дверям и, стучась говорят: «Молитвами...», а всей молитвы бесы не говорят, но
я ни на что не обращаю внимания». Основываясь на опыте, старец советовал и нам
никогда не обращать внимания, в каком бы виде бесы ни являлись и что бы ни
делали».
«Первый
прием врага спасения есть подсовывать какие-либо дела и привязывать к деланию
их. Пусть они не худы; но худо то, что, заняв мысль и чувство, отклоняют от
главного, заставляя или отодвигать его на второй план, или совсем позабывать
его на время. То и другое крайне опасно, особенно последнее. Второй прием его
есть навести на то, чтоб дать покой плоти, допустить льготу в пище, сне,
отдыхе, разрешить себе вольнодвижения и свободу во впечатлениях на чувства. Все
это будто мелочь, но крайне разорительно. Смотри в оба».
«И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом»
(Иер.3:9)
«Бесовские — когда порождаются наведения
страстные, на зло ведущие, например, при взгляде на золото возникает мысль
повеселиться на него и подобное. К бесовским же должно отнести премножество
мыслей пустых, праздных и кажущихся добрыми, но могущих привесть не к добру,
особенно когда они рождаются во время добрых занятий: во время молитвы и чтения
душеполезного и подобное — и отвлекают от них... Обычное невидимого врага
занятие — игра в помыслы. Все подбрасывает то одно, то другое; цель же та,
чтобы отвлекать от достодолжных помышлений и занимать душу бездельем, имея
однако же в виду, не откроется ли возможность посеять и что-либо худое».
«Господь любит вас и
взял вас в руки, чтобы вытеснить из вас все негожее. Как прачка трет, мнет и
колотит белье, чтобы убелить его, так Господь трет, мнет и колотит вас, чтобы
убелить вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто
нечистое».
«Молиться только по
молитвеннику это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику».
«Нечестивый враг спасения искушает с шуей стороны, со
стороны нечестия, когда внушает делать явно тот или другой грех, и
благочестивых искушает с десной стороны, со стороны благочестия, под видом
добра — и неопытные, не прибегающие к совету старцев, идущие путем самочиния,
легко уловляются.
В пятом поучении Авва Дорофей говорит: когда диавол видит,
что кто не хочет согрешить, то не внушает явные грехи, не говорит: иди сотвори
блуд или пойди укради; ибо знает, что этого не хочет и не считает нужным
внушать, но находит одно пожелание (доброго не по воле Божией, или потому что
рано, или поздно, или не у места и т.д., или потому что самое добро недобро, а
только добрым кажется) или находит одно самооправдание и под видом доброго
вредит нам».
Указывал о значении простого народа для Господа и о набожном священничестве:
«На суд пришел Я в мир сей,- говорит
Господь,- чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9, 39). Невидящие
- это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие - это
тогдашние книжники, которые, по гордости ума, и сами не веровали, и народу
запрещали …. И, стало быть, по истине то Господней они
слепы, а народ - зряч….».
«Кто с Господом? Живет и
действует в духе Его тот, кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний,
ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его
явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом,
следовательно, не собирает, а расточает. …. Тут расточение еще очевиднее,
потому что еще здесь становится явным, как мудрствующий не о Господе собирает
будто горы знаний, а между тем все они - хлам, призрак истины, а не истина. У
таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется».
«Припомните, что вслед за
окончанием Крымской войны (как будто плотина какая прорвалась) широкою рекою
потекли к нам западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову
порядках в жизни семейной, религиозной, политической, кои гласно начали слышаться
в речах и читаться в печати. И вот в это-то время образовалось сочетание
нынешних празднеств и вышло, что тогда как от первых быстро начало расти
расстройство умов и сердец, последнее – как глашатай какой, всех вразумляло:
стойте, не увлекайтесь. Не в том сила, что толкуют вам ваши соседи, заблудшие и
омраченные, а в том, что было у вас исстари. Вера Христова да будет для вас и у
вас все, как и была. Не усвояйте потому других правил жизни, кроме тех, кои
заповедует святая вера, не двигайтесь Другого довольства и счастия, кроме того,
которое совместно с христианством, не ищите других порядков и форм
государственной жизни, кроме тех, кои вытекают из духа Христова Тогда, в шуме
смятений, может быть, и не было хорошо понято сие внушение; но ныне, когда мы немного
успокоились и более прямыми глазами стали смотреть на чужеземные внушения,
разоблачая их пагубность для нас, редкий не поймет этого. Будем же внимать,
братие, и нынешним днем да поучаемся ходить, как при свете дня, по уроку его.
Если нужно для вас ближе
применить сей урок к нашему быту и указать, чего требует он именно от нас,
помогу вам в сем несколькими напоминаниями. Припомните историю судей
израильских. В продолжение четырехсот лет повторялся у них следующий ход
событий. Как скоро отступали они от правил жизни, заповеданных им Богом чрез
Моисея, и перенимали новые у соседов, тотчас были передаваемы в плен сим самым
учителям их. Когда каялись и возвращались к прежним нравам, Бог посылал им
избавителя и освобождал их из-под ига. Если снова уклонялись – снова подпадали
игу рабства, и, когда исправлялись, были снова освобождаемы. Так было раз до
двенадцати, будто нарочно для того, чтоб хорошенько затвердили они, а чрез них
и все, что от правил жизни, Богом преданных, уклоняться нельзя безнаказанно, что
кто это делает, гнев Божий привлекает и подрывает благоденствие и независимость
государства, какого рода ни было бы сие отступление, все оно – как дело
богоборное, небезопасно.
У нас, например, инде бывает, что святых постов не
соблюдают, брака не считают святым и не соблюдают законов его; монашества
чуждаются и хотели бы упразднить его, не святят дня Господня и святых
праздников, обращая их в гульбища, срамные утехи и прочее тому подобное. Все
это не наши правила и обычаи, а от соседов наших переняты. И, конечно, не
прейдут нам даром, если не отстанем от них и дадим им обобщиться среди себя.
Побережемся же, не прогневался бы на нас Господь и не предал бы в руки учителей
наших, буиих и злонравных, как и погрозил было однажды».
«Умножала блудодеяния свои, вспоминая дни молодости своей, когда блудила в земле Египетской; и пристрастилась к любовникам своим» (Иез.23:19-20)
Так характеризовал священников и их храмов: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут
видны храмы и чины церковные, но все это - одна видимость, внутри же
отступление истинное».
Святитель Феофан Затворник писал, «...что есть «дух мира».
1. Дух мира есть дух вражды
на Бога...
Вкусившие духа мира о Боге и
вещах божественных не помышляют, не говорят, не пишут; а живут так, как бы не
было Бога: у них почитается даже неприличным поминать об этом в кругу своем.
Есть между ними класс людей с очищенными, как они говорят, понятиями, которые
не считают зазорным при случае отпустить острое словцо насчет святых убеждений
наших и дел благочестия, которые каждый месяц выпускают в печать огромные томы,
читаемые десятками тысяч, где о всем рассуждают, кроме Бога. Все решают без
участия Высшей Силы Премудрой и Благой и на все решаются, не чувствуя нужды в
Божественном содействии и в молитвенном к Богу обращении, где, если по страху,
не изрыгают открыто хульного неверия и безбожия, то не боятся разными
изворотами речей вливать яд сомнения и колебания в вере в неопытные души. Дивно
ли, что среди них распространяется холодность к вере и Св. Церкви, небрежение о
Св. уставах ее, отчуждение от них, желание отменить и уничтожить их, потому
только, что они так сильно возвещают о Боге и будущей жизни...
2. Дух мира есть дух
взаимного между людьми охлаждения, разделения и враждования, в
противоположность искреннему и глубокому единению, долженствующему царствовать
между истинными христианами. Когда кто, увлекшись духом мира, отпадает умом и
сердцем от Бога, то естественно останавливается на себе самом и, поставляя себя
целью, все окружающее - и вещи и лица обращает в средство для своих целей.
Себялюбие (эгоизм) есть источное начало жизни по духу мира...
И вот вы видите, что и у нас,
среди тех, кои увлечены духом мира, распространяется взаимная холодность,
иссякает братская любовь, начинают разделяться муж с женой, дети с родителями,
домы подкапываются под домы, роды под роды, и сословия вооружаются против
сословий: миряне хладеют к духовенству, низшие классы к высшим, светско-ученые
к духовно-ученым и обратно... всюду проходит разделение... Господи! Это ли
ученики Твои, к которым сказал Ты: «О сем уведят, яко Мои ученицы есте, аще
любовь имате между собою!»
3. Дух мира есть дух
всесторонних похотствований... ибо «все еже в мире, похоть плоти, похоть очес и
гордость житейская» (1 Ин. 2:15-16), говорит Апостол. И вот у нас повсюду
открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашние представления,
живые картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех
приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней,
праздников и постов. Сотни рук заняты описанием и живописным изображением всего
этого, в сотнях листов, газет и журналов, где наперерыв стараются представить
все это в самых привлекательных и обольстительных красках. Все это пред очами
нашими. Видите ли, как одолевает нас дух мира и, совлекая с нас целомудренную
одежду жития Христианского, облекает в срамные рубища похотливых дел и
обычаев...
4. Дух мира, наконец, есть
дух гонения и преследования всего святого, небесного и божественного.
Враждующий на Бога мир не может терпеть ничего, что носит печать Божественного
происхождения и напоминает о Боге: потому теснит и гонит из своей области дела
веры и благочестия... Гонения на дела веры - в православном царстве!!
Удивительно; однакож это так есть... Есть лица, которые стыдятся в храм Божий
ходить... держать себя, как прилично Христианину. Гонитель невидим, но гонение
видимо, и всеми испытывается... И вот все, по магическому слову: «что скажут»,
не зная, кто и что скажет, - боятся открыто обнаружить в делах святую веру
свою. А слова и дела по духу мира открыто являются на стогнах града. Их творить
не стыдятся и не боятся, они, как у себя дома.
Вот, братия, какая тлетворная
образуется вокруг нас атмосфера!»
После убийства царя Александра II 1881 г.: «До чего мы дожили? И что с нами будет?
Вспомнить нельзя без страха и сжатия сердца болезненного. Нагрешили, и вот
Господь наказывает. Будем молиться, чтобы Господь вразумил нового нашего государя
немного подтянуть вожжи. Налиберальничали на свою голову, вот и расплачивайся
мать Россия!» Последнее изречение следует отнести и к расстрелу последнего
царя – Николая II. Однако последний российский самодержец не принял к разумению совершённое
предварительное предупреждение…
1 2
|