Тютчев Фёдор Иванович
(23 ноября 1803, Овстуг, Орловская губерния — 15 июля 1873, Царское Село) — русский поэт, дипломат, публицист.
Фёдор Иванович Тютчев указывал: «Русская история до Петра Великого — одна панихида; а после Петра — одно уголовное дело».
«Эта власть не признает и не допускает иного права, кроме своего, что это право — не в обиду будь сказано официальной формуле — исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти ...
Одним словом, власть в России на деле безбожна, ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаешь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол».
«Правительственная Россия – …уже не орган, а просто нарост».
«Невозможно не предощутить переворота, который, как метлой, сметет всю эту ветошь и все это бесчестие... Пока у нас все еще как в видении Иезекииля. Поле усеяно сухими костями. Оживут ли кости сии? Ты, господи, веси. Но, конечно, для этого потребуется не менее чем дыхание Бога, — дыхание бури».
«Везде измена – царь в плену!» – И Русь спасать его не встанет» (записано Ф.И.Тютчевым за полвека до расстрела самодержца)
«Но что действительно тревожно, что плачевно выше всякого выражения, это – глубокое нравственное растление среды, которая окружает у нас правительство…
В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию… невозможно не предощутить переворота, который, как метлой, сметёт всю эту ветошь и всё это бесчестие…».
«Разложение повсюду. Мы двигаемся к пропасти… В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию… Вот когда можно сказать вместе с Гамлетом: что-то прогнило в королевстве Датском».
«Почему имеет место такая нелепость? Почему эти жалкие посредственности, самые худшие, самые отсталые из всего класса ученики, эти люди, стоящие настолько ниже даже нашего собственного, кстати, очень невысокого уровня, эти выродки, находятся и удерживаются во главе страны, а обстоятельства таковы, что нет у нас достаточно сил, чтобы их прогнать?
Это страшная проблема и разрешение ее находится вне наших рассуждений. Есть одно несомненное обстоятельство и оно заключается в том, что паразитические элементы органически присущи святой Руси…
Это нечто такое в организме, что существует за его счет, но при этом живет своей собственной жизнью, нормальной в своем пагубно разрушительном действии. И это происходит не только вследствие недоразумения, невежества, глупости… Корень этого явления глубже и еще неизвестно докуда он доходит».
«В России канцелярии и казармы. Все движется вокруг кнута и чина».
«Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов».
«Понятно, что сбились с пути и завязли, но когда началось это уклонение, с каких пор? Как стать на верный путь? И не могло быть иначе. Тот род цивилизации, который привили этой несчастной стране, неминуемо должен был привести к этому двойному результату: притуплению или уничтожению рассудка и извращению инстинктов».
«В России зло очень редко творится умышленно, гораздо чаще - по недоразумению и недомыслию… и почти каждый день происходят поистине невероятные случаи в этом роде».
«Какие еще ужасные пинки будет вынуждено дать нам божественное Провидение, чтобы заставить приподняться общество, опустившееся до того уровня подлости, когда даже некоторые из лучших его представителей совершенно естественно оказываются подлецами».
«Не хотят понять, что как бы ни старалось правительство, но если оно перестает быть представителем и воплощением национальных интересов страны, если оно осуществляет лишь политику личного тщеславия - то оно никогда не заслужит за рубежом ни благодарности, ни даже уважения… Им будут пользоваться в своих выгодах и над ним по праву будут смеяться…».
«Положительно, все прекрасные изобретения цивилизации существуют у нас только в виде пародии».
«В истории человеческих обществ существует роковой закон, который почти никогда не изменял себе. Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается по большей части при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем поползновении к необходимому исправлению. Тогда-то Людовики шестнадцатые и расплачиваются за Людовиков пятнадцатых и четырнадцатых».
«Всякие попытки к политическим выступлениям в России равносильны стараниям высекать огонь из куска мыла».
«Если бы диагноз болезней по отношению к государствам и к отдельным личностям был одинаков, можно было бы опасаться, судя по некоторым симптомам, не является ли недуг, нас изнуряющий, началом разжижения мозга».
За несколько лет до отмены крепостного права с грустью писал:
«Куда сомнителен мне твой,
Святая Русь, прогресс житейский!
Была крестьянской ты избой –
Теперь ты сделалась лакейской.
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?» («Над этой темною толпой»).
«Куда сомнителен мне твой, Святая Русь, прогресс житейский! Была крестьянской ты избой –
теперь ты сделалась лакейской» (Тютчев Ф.И.)
«Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон,
То не угроза и не дума,
То вялый безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
И вот опять все потемнело,
Всё стихло в чуткой темноте —
Как бы таинственное дело
Решалось там, на высоте».
«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует,
Он к свету рвется из ночной тени
И свет обретши, ропщет и тоскует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит;
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... Но о ней не просит».
«Ужасный сон отяготел над нами.
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала!..
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье Слова —
Всё поднялось и всё грозит тебе.
О, край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о, Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!»
«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
«Когда пробьет последний час природы, состав частей разрушится земных: всё зримое опять покроют воды, и Божий лик изобразится в них!» (Тютчев Ф.И.)
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословля».
«Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!» (Последний катаклизм).
«Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
Ужель навстречу жадным взорам,
К тебе стремящимся в ночи,
Пустым и ложным метеором
Твои рассыплются лучи?
Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда –
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись – теперь иль никогда...» (1866 г.).
«Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, —
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей», — скажет Федор Тютчев в след умершему самодержцу Николаю I.
|