В.И.Ленин уделял
особое внимание к дошкольным учреждениям, называя социалистических детей
«ростками коммунизма», придавая значение, что коллективное воспитание детей
позволит им сформировать достойное духовно-нравственное общество. Вместе с
тем дать возможности освобождение
женщины от «домашнего очага», позволив представителям слабого пола принять
участие в общем деле построения справедливого общества. Ленин указывал, что
дошкольные учреждения «на деле способны освободить женщину, на деле способны
уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном
производстве и в общественной жизни».
В Советском Союзе в
идеологическом направлении были возобновлены принципы первых христианских общин
в деле воспитания и обучения детей. С использованием прежних принципов в
сокращении семейного воспитания, увеличения роли общественного христианского
развития детей. Дошкольное воспитание в Советском Союзе являлся необходимым
вопросом, решаемым на государственном уровне в деле формирования и воспитания
нового коммунистического человека, которого не может дать отдельная семейная
ячейка. Именно в дошкольных учреждениях
в коллективном воспитании подрастающего поколения положено начало в обновлении
человеческой души, исправление отрицательных сердечных черт. «И дам им сердце
единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им
сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои»
(Иез.11:19-20).
Развитие
разветвлённой системы дошкольных учреждений в Советском Союзе направлено на
улучшение общественного воспитания, были заложения основы развития в духе
соблюдения коммунистической морали, и в искоренении семейных мещанских и
религиозных пережитков прошлого. Воспитание детей в советском государстве
является делом особой заботы государства в формировании всего социалистического
общества. Направлены действия в утверждении единства мнений, целей и
стремлений, «чтобы все вы говорили одно, и не было разделений, но чтобы
соединены были в одном духе и в одних мыслях». Во всестороннем развитии
полезных членов общества, формирования в них любви к своей Родине, воспитания в
духе благородства, милосердия и любви. Всеобщее воспитание подрастающего
поколения в социалистическом государстве рассматривается с той позиции, как это
должно происходить в обществе со всеми справедливыми общечеловеческими
принципами.
А. С. Макаренко указывал
на то, что «воспитание детей — самая важная область нашей жизни... Правильное
воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее
горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Всеобщее воспитание детей предотвращает развитие эгоистических наклонностей,
самолюбия и высокомерия, формирует в детях коллективных чувств, патриотизма,
самоотверженности, милосердия и любви. Коммунистическая система воспитания
подчёркивает, что «система народного образования, основывается на общественном
воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно всё более
органически сочетаться с их общественным воспитанием…. партия считает одной из
важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского
возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических
и духовных сил».
Значительная роль в
общественном воспитании ребёнка осуществляется в коллективе сверстников, где
ребёнок получает урок своего приспособления в обществе. Коллективное воспитание
детей формирует в подрастающем поколении принципы беззаветной жертвенности, на
чём, конечно же, и основано важное
условие в построении Церкви Христовой. Ибо Христос нам всем заповедовал
исполнять волю Его, показывая каким образом, следует участвовать в
строительстве Тела Его: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я
возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей
своих» (Иоан.15:12-13).
Сеть церковных
дошкольных учреждений в Советской России росла весьма стремительным образом. В
тяжелейший период становления государства, уже в 1920 году действовало 4723
дошкольных учреждений, в которых воспитывалось свыше 250 тысяч детей. Наиболее
характерны многочисленные самоотверженные действия рабоче-крестьянской власти,
когда множество областей ещё не были полностью освобождены от белогвардейцев и
интервентов, в то время как в этих землях уже происходило осуществление
планируемых работ установления дошкольных учреждений. Быстрое развитие сети действительно
церковных учреждений в воспитании детей, что поистине являлось выражением
великой милости, дарованной ко всему трудящемуся российского общества. «Ибо
мышцы… праведников подкрепляет Господь» (Пс.36:17).
Преодолевая
первоначальные трудности разрухи, голода, болезней, государственное руководство
неотрывно уделяло свои усилия в обеспечении всех граждан СССР в народном
образовании. Восстановление экономического положения в конце 1920-х годов, с
последующей индустриализацией и коллективизацией, что способствовало наиболее
существенного укрепления социалистической экономики, и соответственно при
увеличении материальной базы были созданы все необходимые условия в повсеместном
воспитании социалистического общества, в том числе и в развитии дошкольного
воспитания. В воспитательных целях были приняты меры в широком
вовлечении женщин-матерей в производство, в освобождении их от домашнего очага,
в увеличении их кругозора, образованности и их активности в общественном деле, так
как соответствующим постановлением СНК СССР направлены действия в разветвлёнии
сети дошкольных учреждений. С положением возникающих условий в советском
государстве образовывались детские сооружения в оказании соответствующей
христианской помощи трудящимся массам, в работе дошкольных учреждений также в
вечернее и тёмное время суток, и в выходные дни. Сооружались многочисленные
церковные сооружения в оказании помощи ослабленным детям, в предоставлении
необходимого ухода, в вывозе детей на дачи, в детские санаторные сады и ясли.
Благодаря постановлению СНК СССР 1936 года предлагалось увеличить сеть детских
учреждений в сельской местности с целью физического укрепления здоровья
подрастающего поколения.
Перед советским
руководством неоднократно ставился вопрос в необходимости качественного
воспитания детей, в обеспечении детей всем необходимым, а также стремительно
учитывались многочисленные разработки, утверждения и сооружений более
современных типовых строений дошкольных учреждений. Поспешным образом
принимались меры в сооружении новых детских учреждений с более удобными, просторными
комнатами с обеспечением условиями в соблюдении гигиенических норм. В
обеспечении территорий дошкольных заведений детскими площадками, помещения в
более удобной мебели, лучших игрушек. Для воспитателей печатались
многочисленные методические руководства, наглядные пособия в воспитании детей.
Быстрыми темпами,
открывая церковные сооружения в воспитании социалистических детей, вместе с тем
требовались немалые усилия в обеспечении дошкольных учреждений подготовленными
воспитателями. С самого начала после свершения Октябрьской революции в
Петрограде было создано первый в мире учебное учреждение для обучения
действительных пастырей и священников в самоотверженном, безвозмездном их труде
в воспитании детей, чего ранее история человечества ничего подобного не знала.
В исполнении Божьего Слова, когда Отец Небесный берёт удручающее положение обременённого
народа в Свои руки с целью сохранения их от погибели, обучения и вразумления. «Я
спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. И
поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида….»
(Иез.34:22-23).
«Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш»
(Деян.2:39)
Народный комиссариат
просвещения с целью увеличения кадров в области дошкольного воспитания
стремился привлечь в участии советских граждан, создавая соответствующую
систему подготовки. В апреле 1918 года в Москве были открыты курсы по
подготовке воспитателей. И вместе с тем, готовились учителя, подготавливающие
воспитателей дошкольного воспитания. В конце 1918 года Народный комиссариат
просвещения в увеличении кадров принял надлежащее решение организовать во
многих городах Советской России курсы в подготовке воспитателей. В 1919 году была издана «инструкция по ведению очага и
детского сада» и «основные положения» для этих дошкольных учреждений. С 1926
года печатались методические материалы «О гигиене воспитания в дошкольных
учреждениях», «Место и роль строительного материала», «Живое слово и книжка»,
«О работе по природоведению» и др. В 1928 года стал выходить ежемесячный
методический журнал «Дошкольное воспитание», сыгравший существенную роль в
развитии дошкольной педагогики.
В 1938 году
Наркомпросом печатались методические указания для каждого детского сада «руководство
для воспитателя детского сада», в которых определены требования к воспитателям
в воспитании детей. В «руководстве для воспитателя детского сада» указаны
основные задачи дошкольных учреждений, требования к питанию, воспитанию и
обучению детей. В результате огромных
усилий к началу Великой Отечественной войны сеть дошкольных учреждений достигла
высокого уровня, использовались в воспитании детей 46031 дошкольных учреждений, в которых
воспитывалось около двух миллионов воспитанников.
В период фашистской
оккупации западной части Советского Союза нацисты поступили со всеми церковными
дошкольными учреждениями по истинно дореволюционному православному принципу. Немцы,
открывая православные капища, с использованием религиозных институтов в
качестве формы управления российскими народными массами, вместе с тем они
уничтожали действительные церковные строения, не проявляя никакой жалости к
малым детям Христа. Особо тяжело работали церковные дошкольные учреждения в
блокадном Ленинграде и в других городах, осаждённые гитлеровской армией.
Неспокойно было также в прифронтовых местностях, где действовала бомбардировочная
авиация, и осуществлялись артиллерийские обстрелы. Воспитатели со своими
воспитанниками вынуждены значительную часть своего времени пребывать в
бомбоубежищах. Зачастую спасаясь в тёмных подвалах и коллекторах с
антисанитарными условиями, испытывая отсутствие необходимых средств,
продовольствия и т.д.
Несмотря на возникшие
трудности, в тяжелейшее время для советских граждан в период Великой
Отечественной войны, рабоче-крестьянское правительство уделяло значительные
действия о заботе детей и в предоставлении им дошкольного воспитания. Всё
взрослое население советского государства в период разрушительной войны
стремилось уделить все свои силы в сдерживании натиска врага, в отражении всех
атак противника, в производственном труде в обеспечении фронта оружием,
боеприпасами, продовольствием и обмундированием. Во время войны многие женщины
заменили мужчин в работе за станком, поэтому в значительной мере потребовалось
работа дошкольных учреждений, в увеличении длительности нахождения детей в детских
садах. В тылу, куда устремлялся народ с мест приближения фронта, в тех местах,
где создавались новые заводы и были направлены трудящиеся со своими семьями,
вместе с тем образовывались многочисленные сооружения для ухода и за детьми.
В 1943 году организовывались
санаторные детские сады для детей с ослабленным здоровьем, в летний период
времени они вывозились на дачи для летнего отдыха и воспитания.
В 1944 году в
Советском Союзе был принят «Устав детского сада», обозначившие необходимые
вопросы работы дошкольных учреждений, и организации воспитания детей после
окончания войны. В конце войны указом Президиумом Верховного Совета были
приняты необходимые меры «увеличения государственной помощи беременным
женщинам, многодетным и одиноким матерям». Установлены почётные звания
«мать-героиня», ордена «медаль материнства», «материнская слава», указывающее
на государственное проявление в непременности рождения детей в социалистическом
обществе и заботы в их воспитания. В период совершения воспитательной работы во
всей советской общественности, Отец Небесный приложил Свои усилия для
исполнения Своего Слова: «Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ, и
множество народов будет от тебя…» (Быт.35:11).
Ещё в ходе войны,
когда казалось, что все человеческие усилия были направлены на приближение
победы, коммунистическое руководство, как не удивительно ещё в период военных
действий, приближало действительную победу посредством построения церковных
сооружений в освобождаемых от фашизма местах. Тем самым в лице всей мировой
общественности проявив значимость принципов советского образа жизни. Преодолев
все трудности военного времени, советское общество с честью показало подвиг
самопожертвования своих жизней ради детей, положив свои головы на алтарь
победы, чтобы подрастающее поколение выжило и в дальнейшем осуществило план в
построении начатого дела. Показав всему миру, что коммунистические идеи
советского общества и являются поистине христианскими особенностями в
распространении общечеловеческих моральных норм. Что соответственно способствовало
в послевоенное время дальнейшему распространению коммунистических убеждений по
всему миру. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев
Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40).
В послевоенные годы
советское общество взяло на себя ответственность в восстановлении, прежде
всего, дошкольных строений. В послевоенные годы уцелевшими детскими домами и
восстановленными насчитывалось 45251 дошкольных учреждений, по количеству приблизительно
к довоенным показателям. Советское руководство неустанно уделяло своё внимание в
укреплении материальной базы, в обеспечении учреждений воспитателями, в
повышении уровня воспитательной работы. В послевоенные годы
увеличивалось рождаемость советского населения, поэтому потребность в
необходимом количестве дошкольных учреждений постоянно возрастало. Советское
руководство выделяло значительные средства на развитие сети дошкольных
учреждений. Строительство дошкольных строений в воспитании детей обычно
строились в тех местах, где особо ощущалось потребность в них. В послевоенное
время уделялось внимание в укреплении физического состояния ослабленных голодом
детей, которых направляли в санаторные детские сады.
Истинный учитель воскресной школы
Одним из пунктов
разрешения проблемы в обеспечении детей в дошкольных учреждениях являлось
принятие решения в сокращении времени пребывания детей. Обучение в школах стало
начинаться с 7 лет, что и позволило в детских садах освободиться множество
мест, и тем самым обеспечить всех детей в дошкольном воспитательном процессе.
Однако и данное принятое решение не во всех населённых пунктах могло обеспечить
пребывание детей в детских садах, что ставился вопрос в необходимости
расширения сети дошкольных учреждений на 20-40%.
В 1949 году было принято
постановление ВКП(б) «О мерах по расширению детских дошкольных учреждений и
родильных домов и улучшению их работы», согласно которой происходило
привлечение широких масс советской общественности в строительстве дошкольных
учреждений, и также происходило усиленная подготовка в повышении педагогических
кадров. Вместе с тем особая забота была проявлена для одиноких и многодетных
матерей, для которых снижалось плата на 50% за содержание детей в дошкольных
учреждениях. В оказании помощи детям с нарушениями физического или умственного
развития, их лечение и воспитание осуществлялось в специализированных детских
учреждениях за государственный счет.
Принимались
необходимые меры в обеспечении во всех сельских населённых пунктах в
необходимом количестве дошкольных учреждений, являющимся требуемым условием для
улучшения сельского хозяйства, начиная с проявления заботы ко всем нуждающимся.
«Каждому колхозу – детский сад» таков был призыв колхозников и представителей
городской общественности, в обеспечении воспитанием детей колхозников. В
послевоенное время сельское хозяйство трудно восстанавливалось, вместе с тем
колхозы не могли обеспечить детские учреждения достаточной обеспеченностью. В
данном случае значительную помощь оказали промышленные шефствующие предприятия
в развитии сельских дошкольных учреждений, строительстве зданий и обеспечением
оборудованием.
После войны особое
значение имело принятое постановление ЦК КПСС и Совета Министров в развитии
детских дошкольных учреждений, в улучшении детского воспитания и медицинского
обслуживания. Были организованы новые принципы в воспитании детей от 2-месяцев
до 7 лет. Необходимого в последовательном осуществлении работы воспитания детей
раннего и дошкольного возрастов. С развитием и укреплением экономики Советского
Союза это способствовало дальнейшему развитию и сооружений новых христианских
дошкольных учреждений, продолжилось развитие системы общественного детского
воспитания в садах. К 1960 году в Советском Союзе использовалось 70 тысяч
дошкольных учреждений, в 1970 году их было 102 тысяч, и к 1975 году было уже
свыше 115 тысяч.
1
... 10
11
12
13
14
15 16
17
18
19
20
... 30
|