Прибалтика не богата сообщениями о встречах со странными существами, однако после нескольких лет затишья, этот год все же выдался весьма и весьма интересным. На фоне волны забавных подделок громадных следов Йети в Кулдигском районе Латвии, удивил шквал сообщений от грибников, о встречах со странным существом в Тукумском районе.
Однако, ни одна из организованных по горячим следам экспедиции, не смогла ответить на вопрос, что же именно видели очевидцы и почему все полученным нами случаи имеют очевидную локализацию на площади в 30 кв/км. Не смотря на наши отчаянные усилия и затраченные ресурсы, по результатам лесных облав - никаких следов или биологических образцов загадочного существа, обнаружено не было.
Встречи с русалками
Ундина - В мифологии германских народов издревле известны ундины - духи воды. На весь мир их прославила повесть «Ундина», которую написал граф Фуке де ла Мотт и перевел на русский язык стихами В. А. Жуковский. Ундины - красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие.
Другое дело - ундине, существующие в прибалтийских народных поверьях (заметьте, корень в слове тот же, латинский). Они - типичные русалки с рыбьими хвостами. Вот что рассказывают о водяных девах ундине в Литве.
Раз на Немане ловили неводом рыбу. Закинули рыбаки невод в заводь у самого берега, а заводь эта илистая оказалась, точно болото. Закинули невод, вытянули, а там незнамо что - то ли рыбина, то ли человек: раскрасавица - кудри у нее золотистые, ручки маленькие да коротенькие. Вместо ног - вроде хвост рыбий. Привезли ее рыбаки домой, сделали лохань попросторней и пустили ее в воду. За десять километров приходилось по воду ездить, к Неману, а воду меняли через день. Со всей округи стекались в ту деревню на ундине смотреть. А она, как наберется много народу, пригорюнится, прикроет олнистыми своими волосами личико и зарыдает.
А когда погода была, певала ундине - да так ладно! Голос у нее был дивный, у людей такого не бывает. Жаль только - в песнях ее никто ни словечка разобрать не мог. Изо всех окрестных деревень шли на нее подивиться. А как не стали ходить - повезли ее напоказ по городишкам. А потом и вовсе всем приелось. Тогда отвезли ундине опять к Неману да выпустили на волю.
Трижды она нырнула, трижды голову наклонила - благодарила, видно, что выпустили ее! А в третий раз погрузилась - и уж больше не показывалась. Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и наре. Внешне они точно такие же: до пояса - женщины, ниже - рыбы. И собою красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер.
«Ясными ночами, как месяц выходил, они появлялись из воды, пели да хороводы водили. И тогда были они особенно прекрасны: как радуга блистали, сверкали и светились! Многим хотелось полюбоваться на их красоту. Да только не к добру было это: наре топили любопытных без жалости».
Русалки Виштынец
Виштынец, как известно, один из самых древних водоёмов.
Кайзер Вильгельм II частенько охотился в Роминтской пуще Озеро, которое частенько называют «Европейским Байкалом», было образовано естественным путём ещё в ледниковый период! Протяжённость Виштынца - восемь километров, ширина - четыре километра, а площадь (шестнадцать квадратных километров) вполне сопоставима с площадью Черняховска, Гусева и Нестерова, вместе взятых.
В Виштынец впадает дюжина ручьёв и речушек, в нём берёт начало река Писса. Местами глубина озера достигает 51-52 метров - хотя у самого берега вполне можно плескаться в воде по колено. Озеро окружено знаменитой Роминтской пущей. Высокие холмы, еловые леса (кое-где похожие на тайгу) сделали эту местность весьма привлекательной для королевской охоты. Поэтому в XIX - начале ХХ века по всей пуще были разбросаны бревенчатые охотничьи домики, выдержанные в «суровом» норвежском стиле. В этих «домиках» (если можно, конечно, так назвать мини-дворцы) всё, от мебели до последней детали интерьера, сочетало в себе «этнографическую, фольклорную простоту» с поистине королевским величием.
Волк-альбинос
Аристократы увлекались охотой на благородных оленей. И отдавали должное волкам - редкий охотничий домик не был украшен чучелами этих матёрых хищников. Вроде бы, по некоторым сведениям, в окрестностях Виштынца был в начале ХХ века подстрелен редчайший экземпляр волка - абсолютно белый. До последней шерстинки. Волк-альбинос. Легенда гласит, что он сам вышел на выстрел и принял пулю в лоб, не пытаясь бежать - наверное, устал от одиночества. Устал быть не таким, как все...
Российские берега
Забавно, что Виштынец был нашим практически всегда. Только берега «менялись». Пока Литва и Польша входили в состав российской империи, «нашей» была и та часть озера, которая нынче, собственно, является чужой. Посёлок Виштынец (сейчас это литовский Виштутис, самый большой населённый пункт на берегах озера) входил в состав Кибартайского посада (т.е. уезда) Сувалкской губернии...
В общем, без Виштынца Россия оставалась всего-то с 1917 по 1940-й года - а потом ещё четыре года, с 1941-го по 1945-й. Ну а с 1991-го - владеет только частью этого прекрасного озера. Меньшей, чем прежде. И совсем с другой стороны, но... впрочем, это судьба Виштынца - быть в какой-то степени русским. А вот немцы свой «Байкал» безнадёжно утратили. При том, что Виштынец ценили и уважали. Хотя и не стремились превратить его в «засиженный» курорт - ещё и потому, что самые «сладкие» земли, примыкающие к озеру, считались частными владениями. И использовались прежде всего как охотничьи угодья.
На речках, впадающих в озеро, строились диковинные мосты - деревянные, резные, украшенные скульптурными изображениями лосей и оленей... Водопад на реке Писсе (ныне - в пос. Ягодное) привлекал путешественников неожиданностью своего существования - всё-таки не горы!..
Чёрный аист
Вода в Виштынце удивительно прозрачна: при ясном солнце можно разглядеть, что делается на глубине четырёх метров! В озере водятся угорь, щука, сиг, белорыбица и ряпушка - удивительная красная рыба, которой больше нет нигде... Специалисты насчитывают двадцать две породы рыб, в том числе несколько редких.
Любителей глубоководных погружений на озере не приветствуют. Дабы «злодей» в костюме для подводной охоты не перебрался на территорию сопредельных держав: по озеру проходит граница с Литвой, а в южной его части - чуть-чуть с Польшей... Так вот, авантюристы, умудряющиеся нырять по ночам тайком от пограничников, утверждают, что видели на самом дне каких-то вообще невероятных рыб, больше похожих на доисторические рептилии... Врут, наверное. Хотя... в водоёме, который возник в ледниковый период, может быть все что угодно.
Виштынец, 1940 год
Территория вокруг озера - как и оно само - ещё в конце 70-х годов ХХ века была объявлена природным заказником. Это одно из немногих мест на земле, где сохранился чёрный аист, где можно увидеть белоспинного дятла и камышовую жабу, встретить семейство благородных оленей или косуль, заприметить мелькнувший в кустах рыжий лисий хвост...
А впрочем, можно и не заприметить. Если, конечно, не отправиться с этой целью в Литву и не поселиться там в комфортабельной и относительно недорогой гостинице на берегу озера. Потому что у нас с этим делом - труба. В советские времена территория озера практически не обустраивалась. Жили на Виштынце обыкновенные селяне, в ветшающих домиках, унаследованных от немцев, занимались хозяйством, ловили рыбку (в том числе, особенно в первые послевоенные годы, глуша её гранатами и прочей взрывающейся дрянью).
Фольклор ниже пояса
Ну а базы для людишек попроще стоят столько, что... уж лучше поехать в Литву! Кстати, по озеру курсируют малые пограничные катера (Пагегяйского отряда пограничной полиции Литвы и наши): вылавливают тех, кто «забыл» о развале Союза. Забавно, но ностальгирующих «нарушителей» много: то наши напьются до белых зайцев и уплывут за кордон, то литовцы - аналогично...
Послевоенный Виштынец
Как его, в сущности, поделить, это озеро? Целые поколения должны смениться, чтобы люди, живущие на разных берегах Виштынца, перестали воспринимать себя как соседи, в банально-бытовом смысле этого слова. В конце концов, даже легенды, связанные с Виштынцом, у всех одинаковы - и неважно, на каком языке они звучат. Легенд, кстати, много. Есть весьма неприличные. Например, об ужасном поведении русалок. Которые, прежде чем защекотать насмерть какого-нибудь рыбака-недотёпу, заставляли его донага раздеваться, а потом обматывали ему... это самое... пучком зелёных водорослей.
А чтобы от русалки спастись, рыбаки должны были не истово креститься (это не помогало), а ругаться. Причём, самыми эффективными (сказывается взаимопроникновение культур!) считались... русские забористые матюги. Очевидно, у русалок от них уши сворачивались в трубочку, и становилось уже не до смеха и не до щекотания...
Но это так, «фольклор ниже пояса». А есть легенды и «готические». Например, о колоколе, который звонит под водой. Дескать, однажды зимой в храм везли новый колокол - по льду, на санях. Лёд проломился, лошадь, запряжённая в сани, провалилась и утонула. Вместе с хозяином, санями и колоколом. И с тех пор колокольный звон доносится из-под воды перед тем, как кто-нибудь утонет в озере. Обычно звон раздаётся раз в год: Виштынец требует жертву и не успокаивается, пока её не получит.
Обманули даже чёрта
Ещё одна широко известная легенда касается Чёртова камня, будто бы имеющегося в одной из лесных низин Роминтской пущи. Ч.Х. Шеннон. «Русалка» якобы в Тольмингкемене (теперь это посёлок Чистые Пруды) затеяли строить новый храм - и тут, откуда ни возьмись, «нарисовался» чёрт. Спросил у мужиков, что они делают. А они, испугавшись, ответили, что строят трактир. Чёрт обрадовался и стал помогать. То один валун притащит, то другой... А когда понял, что его обманули, завизжал, взвился в небо и хотел сбросить на храм здоровенную каменюку... Но тут в доме пастора трижды прокричал петух. Камень выпал из когтистых лап чёрта. И упал в пуще. И тот, кто его найдёт, будет необыкновенно удачлив, особенно в денежных делах. Но! Найти его нужно самому, в одиночку - иначе «чертовская» магия не подействует...
В общем, есть, чем заняться. Тем паче, Виштынец - идеальное место для модного нынче «дикого» или «экологического» туризма. Это когда люди, имеющие в жизни всё, хотят на несколько дней «вернуться к истокам» - и готовы платить бешеные «бабки» за то, что когда-то всем нам доставалось практически даром... А следующая наша «прогулка» будет связана не только с легендами и мифами Восточной Пруссии, но и с теми, кто занимается мифотворчеством. Вполне преуспев на этом странном, но притягательном поприще. (Д. Якшина).
Русалки Литвы
Вот что рассказывают о водяных девах ундине в Литве:
Раз на Немане ловили неводом рыбу. Закинули рыбаки невод в заводь у самого берега, а заводь эта илистая оказалась, точно болото. Закинули невод, вытянули, а там незнамо что - то ли рыбина, то ли человек: раскрасавица - кудри у нее золотистые, ручки маленькие да коротенькие. Вместо ног - вроде хвост рыбий. Привезли ее рыбаки домой, сделали лохань попросторней и пустили ее в воду. За десять километров приходилось по воду ездить, к Неману, а воду меняли через день. Со всей округи стекались в ту деревню на ундине смотреть.
А она, как наберется много народу, пригорюнится, прикроет волнистыми своими волосами личико и зарыдает. А когда погода была, певала ундине - да так ладно! Голос у нее был дивный, у людей такого не бывает. Жаль только - в песнях ее никто ни словечка разобрать не мог. Изо всех окрестных деревень шли на нее подивиться. А как не стали ходить - повезли ее напоказ по городишкам. А потом и вовсе всем приелось. Тогда отвезли ундине опять к Неману да выпустили на волю. Трижды она нырнула, трижды голову наклонила - благодарила, видно, что выпустили ее! А в третий раз погрузилась - и уж больше не показывалась».
«мифические существа, созданные фантазией средневековых алхимиков и кабалистов, заимствовавших основные их черты частью из народных германских представлений о нимфах и русалках, частью из греческих мифов о наядах, сиренах и тритонах. Иногда народная фантазия приписывала им рыбий хвост, которым оканчивалось туловище вместо ног». «Выходя из воды, ундины принимают облик прекрасных девушек; сидя на камнях, они расчесывают свои чудесные волосы (золотого или иногда зеленоватого цвета) и всячески соблазняют мужчин».
«Эти девы, выходя при свете луны на поверхность вод и берега, поют и водят хороводы, помрачая своими песнями ум юношей, они схватывают их в объятия и вместе с ними кидаются на дно озер, рек и источников», где дарили своею любовью и где года и века проходили как мгновенья…». Красота их обольстительна, очи блестят, как небесные звезды, а рассыпанные по плечам кудри шелестят и звенят очаровательной музыкой; как скоро человек заслышит музыку их кудрей, он впадает в непробудный сон…».
«Если человек поддастся на обольщение, его затем либо убьют, либо сделают своим возлюбленным». «По скандинавским воззрениям, человек, попавший однажды к ундинам, уже не возвращался назад на землю, истощенный их ласками.
Иногда ундины вступали в брак с людьми на земле, так как получали при этом бессмертную человеческую душу, особенно если у них рождались дети. Эта последняя черта лежит в основе средневековых романов о Мелюзине, о рыцарях Темрингере и Штауффенбергере. Новейшие писатели, особенно поэты романтической школы, охотно пользовались легендами об ундинах. Наиболее известны повесть де Ламотт-Фук «Ундина» (1813), переведенная стихами на русский язык В.А.Жуковским (1836), стихотворение Гейне «Ich weiss nicht, was soll es bedeuten…», сказка Андерсена «Русалочка», поэма Т.Готье «L’ondine et le рecheur». На сюжет повести Фуке написаны оперы Гофманом (романтическим писателем) и Лортцингом; писали оперы на этот сюжет также и русские композиторы - Львов и Чайковский (последний уничтожил свое произведение)».
В качестве яркого примера подобного сюжета может послужить «старинная германская легенда, согласно которой русалка по имени Ондина влюбилась в рыцаря Лоуренса - а тот в нее. Зная о том, что, родив ребенка, она потеряет бессмертие, девушка все равно согласилась выйти замуж за любимого. На венчальном алтаре рыцарь поклялся ей в верности: «Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе». Год спустя Ондина родила ему сына. Шли годы. Она старела, и муж стал терять к ней интерес. В один прекрасный день женщина застала его в объятиях другой, более молодой дамы. Убитая горем, экс-русалка прокляла Лоуренса: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай - пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснешь, дыхание покинет твое тело и ты умрешь».
В наши дни «Проклятье Ондины» - неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя. Большинство из них умирает в младенчестве, и лишь единицы выживают благодаря дыхательным аппаратам».
«Считается, что ундины - духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви.
Мужчины со склонностью к музыке не раз пытались сойтись с ундинами, ибо хорошо известно, что те сочиняют и наигрывают на своих арфах замечательые мелодии. Таким музыкантам сказки дают совет: обмотайте талию одним концом струны, а другой обвяжите вокруг дерева на берегу, иначе пение и музыка ундины настолько вас очаруют, что вы уже не захотите вернуться».
«…Только тот, кто достанет волшебный цветок папоротника, может свободно любоваться на легкую, грациозную пляску водяных красавиц и слушать их пленительное пение; он даже может подчинить своей власти ундин, которые будут гнать в его сети рыбу и орошать его поля при засухе».
Как нимфы и русалки, ундины «носятся над нивами и полями, и с одной стороны, наполняя их влагою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы… там, где вьются их легкие хороводы, трава растет зеленее и роскошнее».
Вампиры
Исторически прибалтийские государства не имели существенных традиций, связанных с вампирами, хотя они и разделяли веру в то, что умершие могут возвращаться, со своими польскими и русскими соседями.
Один случай вампиризма в Литве был включен Монтегю Саммерсом в книгу «Вампир в Европе» и после этого часто попадал на страницы разных издании в XX веке. Это дело имели отношение к событиям, произошедшим в жияпи капитана Покровски. В деревне, неподалеку от своего фамильного имения, капитан Покровски узнал о человеке, который недавно женился во второй раз и становился все более вялым и бледным. Он сообщил, что односельчане этого человека считают, что его атакует вампир. Покровски направил к нему врача, чтобы тот провел обследование.
Доктор обнаружил потерю крови и маленькую точечную ранку на шее. Больше не было ни одной раны, способной привести к потере крови. Никакие средства не могли предотвратить увеличение этой ранки, и в конце концов этот человек умер. После его смерти жена из соображений безопасности покинула деревню, чтобы не подвергнуться расправе со стороны односельчан, так как ее считали вампиром, который убил своего мужа.
Айтварас
Айтварасом называют в Литве летучий дух, который является людям чаще всего в виде огненного яркого всполоха. Говорят, его любимое увлечение - заплетать гривы лошадям. Айтварас, по литовским поверьям, носит в дом богатство. А еще, из-за него по ночам снятся кошмары.
Вот что рассказывают про айтвараса крестьяне. В деревне Кукай, что неподалеку Лауксодиса, была у одного крестьянина. Мартинайтиса, баня. И вот как-то вечером пошли бабы мыться. Идут они, и вдруг из-за соседского сверкнул шар красный - и взлетел. Блеснул - и спустился на клеть другого соседа. Стали они Мартинайтиса расспрашивать, что, мол, это такое? Он и говорит:
- Айтварас это! А коли вам охота поймать его, полы одежды крест-накрест запахните - вот и поймаете.
А сосед с той самой поры сильно разбогател.
Поговаривали в народе и о том, что можно этого айтвараса тайно вывести у себя дома. Кому же разбогатеть не хочется?
Желающий завести своего собственного айтвараса должен держать дома семь лет черного петуха. На восьмом году петух снесет яйцо - продолговатое, посередине словно пояском перетянуто. Петух сам его должен высиживать. В конце концов, говорят, из яйца вылезает огненный червь, длинный словно уж, и принимается летать повсюду. Он приносит в дом молоко, зерно, деньги. Одно плохо: в доме, где живет «такая птица», хозяйка не расстается с болезнями, хворает постояно. А каждое утро ей приходиться кормить айтвараса яичницей. Впрочем, вероятно, это не очень большая плата за достаток в доме.
Айтварос - Мужской божок блуда, приложник или инкубус, нападающий на спящих девушек. Обитает за заборами, отчего и назван Айтверасом, буквально «зазаборником». К.Ширвид в своем словаре называет его Айтварос, по-латински - Инкубус, по-польски - Летавец.
У литваков, называющихся литонцы или литовенцы, «мара, дух мужского пола, который будто мешок песка давит спящего человека, ночью садится на коней или на девушек, отчего те покрываются потом. Он способен проникнуть в дом даже через замочную скважину. Невежественное население и по сей день верит в него.
Якобы в Литве существуют о нём поверья: в первый раз как невиданое существо напал во сне на девушку, другой раз показался ей в образе летавца (летающего огненного змея, метеора). Проникая в хранилища старых, запасливых хозяек, крадет мясо, колбасы, молочные и прочие продукты, которые вместе с деньгами относит излюбленной девице. И та, обольщённая соблазнами этого духа, уже не способна никакими способами избавиться от любви к нему.
Интересное упоминание об этих божках оставили нам Прусские Хроники: В лето 1247, когда крестоносцы уже Помезанией владели, и тамошний люд, по-своему, к вере христианской как будто склонили; но в продолжительных кознях и боях с жителями других провинций, заручившихся поддержкой Святополка, княжича Померанского, не имея, как видно, достаточно времени на усиление своей власти в Помезании, не сдюжили укрепить в вере новообращенную паству.
В сей смуте явились свету божки, называемые Айтарасами, появлявшиеся всё чаще, открыто либо скрытно по ночам, а то и принимая образы живых людей. Мучили жён, искушали мужей, склоняли крепких духом и сильных верой во грехи, топили в реках, вешали на деревьях, словом, творили неисчислимые преступления и мракобесия. Иные девы рассудок теряли.
Испуганный люд возвращался к языческих жрецам. Те говорили, что высшие боги послали сих духов скверны в наказание за то, что народ перестал чтить их веру. И это вернуло людей к вере жрецов, передавших ту волю богов. И те заговорами поклялись изничтожить Айтваров, а люд Помезании присягнул отныне не принимать веру христианскую и всех христиан до последнего среди своих на корню извести, и тем обеспечить защиту своей древней веры. И так ладно хитростью творятся чудеса в глазах легковерных.
Франсуа Ноэль в «Мифологическом словаре» под артикулом «Инкубус» сообщает: «Это злые духи, которые, как считается, приходят душить мужчин и женщин тяжестью своего тела. Это то, что по-французски зовётся Кошмаром. И также именуется Фавном и Сатиром, по причине их похотливости. В невежественные времена демонологи придумали демонов возлежащих - инкубусов и подложниц - суккубов, преследующих людей бесстыдными образами во сне, и даже тех, кто хранил целомудрие. В древности таких демонов-искусителей обожествляли под именами Ephialtes у греков и Hyphialtes у римлян». (Теодор Нарбут «Истории литовского народа. Литовская мифология»).
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе
Летающие люди
В ходе опроса населения белорусско-литовского пограничья недавно интересную запись сделал Ю. И. Внукович, канд. ист. наук, сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Она была опубликована в ежегоднике «Беларускi фальклор» за 2016 год. В д. Барванишки Виленского р-на (территория Литвы) местная жительница Леонида Удырыш рассказала ему о том, что люди часто наблюдают, как по воздуху перемещается человек, которого называют «лапыр, лапыр». Даже кони хрипели при его появлении:
Нешта нейкае ест. Нешто. Як коні пасьціла. Тут сенажаць бальшая. І ў начную пасьціла. Ну так гэты во... Кажа нехта: такі лапыр, лапыр! Як у поветшы ляціць, казалі. Чалавек! А так страшна, аж коні захрапуць! Аж коні, ка’, захрапуць. Страшна так. А хто там ляціць? Во такі во. І адзеня гэта длуга, Бог знае якое і што... Страх бярэ, маму: «Хадзі ты палядзі! Чы мне ўжо здаецца?» Мама кажа: «Гэта што па месяцы ходзя, мусі!»
– А хто?
– Во як во, із хаты выдзе. Як новы месяц пасьвеця на чалавека поўны і надто шкодзонцы. Можаш па месяцы лётаць. По поветшы, казалі, ляціць. Ну і да зямлі, казалі, ні туляцца. Тады ўжо тата ні баяўся. Ну і гэты. Прышоўшы расказуе, але кажа, во што робіцца. У нашай вёсцэ нехта па месяцы... у паўвёскі выляцеў ён. Ну і што? Але не правяралі, але відзелі як ляцеў чалавек.
Также очевидцы могли в сумерках увидеть пролет крупной птицы, метеорологического зонда или наполненного гелием шара. И все же не все детали таких приземлений вписываются в эти версии. Внимание на себя обращает и профессия большинства очевидцев – пастух, который в белорусском фольклоре считается мифологизированной личностью. Чаще всего именно такие люди первыми встречаются с Божьей Матерью или Иисусом Христом.
В любом случае, даже если эти истории и не загадочны по своей природе, некоторые из них уже стали частью местных легенд, а, как минимум, одно было отмечено постановкой креста и какое-то время собирало возле себя паломников. Может не так и важна их природа, ведь они уже в любом случае стали частью нашего легендарного наследия…