789. Ушёл парень в армию. Перед его возвращением пришла «похоронка». Родители и невеста погоревали, поплакали, устроили похороны. Прошло некоторое время и приходит этот парень. Он сказал, что его перепутали с другим парнем, прислав похоронку. В один из летних вечеров, сидя у костра с друзьями и невестой, этот парень при разговоре о всякой нечисти, рассказал следующее: «Если человека убьют, а тело будет не сильно повреждено и его не похоронят, то человек может ожить. И через 2 года он станет вампиром. Сначала будет убивать животных, а потом и людей». Поговорили об этом и забыли.
Прошло 2 года. Этот парень с девушкой поженились. И стала она замечать что, то котёнок у них пропадёт, то курица, а однажды она увидела, как её муж курам в курятнике горло перегрызает и кровь высасывает. Рассказала она родителям, а те ей посоветовали у него самого узнать, как вампира убить можно.
Однажды вечером, девушка, превозмогая страх, завела разговор о вампирах. В ходе разговора она узнала, как же можно убить вампира. Поведала она это родственникам. Так они и поступили. Когда тот работал на огороде, напали на него всей толпой. Связали кожаными ремнями, а девушка кол осиновый ему между лопаток вбила. «Вот и убила ты меня» - было его предсмертными словами. (Записано в с. Клёповка Бутурлиновского р-на Воронежской обл. от Тульского Сергея Дмитриевича, 1928 г. р. Запись Хорьяковой Т. Ю., 2004 г. АКТЛФ).
790. Существует поверье, что если в семье рождаются одни мальчики, то пятый или седьмой обязательно станет вампиром. Та же судьба ожидает детей, родившихся в «сорочке» или зачатых в субботу или на Святки. Земля не принимает покойника, если он при жизни был проклят родителями или поднял руку на мать. Среди вампиров много бывших развратников, убийц, пьяниц. Но чаще всего ими становятся самоубийцы.
Вполне «благополучный» покойник может стать вампиром по недосмотру родственников: если через его тело перескочило животное. Особые приметы вампира: очень красное лицо, большие зубы, у некоторых - хвост. Тело его не гниет. В гости ходит по ночам, но вернуться ему надо до первых петухов.
Часто мужчины-вампиры при жизни очень красивы, но, как правило, бесплодны. Если вампир надоел своими домогательствами, следует разрыть могилу, отсечь у трупа голову, положить ее между ногами и в таком виде перезахоронить на новом месте. Можно вбить в его тело и могилу осиновый или терновый кол. (Записано в г. Воронеже от Андреевой Зинаиды Григорьевны, 1923 г.р. Запись Чемодиной С., 1997 г. АКТЛФ).
Былички о баннике
700. У нас когда-то отец рассказывал. Мы, говорит, побегали, женихи были с братом, пошли в баню в 12 часов ночи мыться, разделись, моемся. Из ведра мылись. Вот, говорит, кто-то спускает, брякает. Мы, говорит, остановились - все равно бренчит. То ли под полком сказал, то ли где, не знаю. Остановились, не моемся, дужку придавили - все равно бренчит. Ну и вот, пошли за баню - никого, зашли в баню - все равно бренчит. Мы, говорит, живо это, голову намылили, смыли и убежали из бани. (Записано в пос. Масловский Н.-Усманского р-на Воронежской обл. от Евсюковой Э.В., 1954 г.р., работник дет. сада. Запись Евсюковой Е.Н., 2001 г. АКТЛФ).
701. Каждое лето мы ездили к деду в деревню. И как - то приехали очень поздно вечером. Попросили деда истопить баню, искупаться с дороги. На что он ответил, что ночью нельзя, потому что банщику это не понравится. Но мы его не послушали, сами дров нарубили, воды нанесли. И только мы устроились, как с печи на пол полетели тазы с водой. Мы не придали этому значения. Но когда муж положить дров решил, то не нашел их на месте. Тут - то мы испугались и выбежали. Дед был очень рассержен и говорил, что теперь придется уговаривать банника, замаливать его подарками. Больше я в баню ни ногой. (Записано в г. Поворино Воронежской обл. от Лаврентьевой Л., 1962 г.р. Запись Артеменко А., 2002 г. АКТЛФ).
702. Ты кажешь, домови, ведьмы, це бабкыны сказки, а я оце тоби балакаю зараз. Як строилы мы с батьком, царстве ёму небесне, лазню (баню), а батько був пошты негожий, так у первый же день, як построилы, захотелось батьку скупаться. А натопылы гарно, ажноущиу трубку зверталысь. На оце я выскочив з лазни, а батько ще остався, дак писля мэнэ пьять минут, и выскочив. Прыбига, та каже:
- Тилько улигся, а тут толпа лазникив наскочила. Одни за руки держать, а други веником хлещут. Насылу вырвався.
- А яки це лазники? - спросил я.
- Ну, яки, яки. Таки ж як лешни, тилько усы у дубовых листьях, та желуди у патлах торчать. Та ну цю нечисту силу поминать, а то соби накликаем. (Записано в р.п. Ольховатка Воронежская обл. от Яковенко Михаила Александровича, 1940 г. р. Запись Задорожного К. Ю., 1997 г. АКТЛФ).
703. Это с бабкой моей было. Она молодая еще была. Один раз мылись все, а она опоздала. Пришла, а все уже помылись: и мужики, и бабы. Ну, она смелая была - одна побежала в третий - то пар, лишь дитенка взяла свово. Думает светло еще. Ну, пришла. Разделась в предбаннике - то, малого - то в пеленке взяла, и в баню. Дверь открыла, - ногой - то одной лишь переступила через порог, глядь - а там на полке бабка сидит, зеленоватая такая вся, и волосья длинные и зеленые. Ну, она испугалась, чего делать не знает. А эта ей, банница - то: как зашла, так и уйди! Ну, она баба - то была понятливая: как стояла, так и, не поворачиваясь, ногу - то обратно за порог, да дверь скорей закрыла. Схватила одежду, да бежать. (Записано в г. Воронеже от Полешковой В. Ф., 1972 г. Запись Шамешеной Н. В., 1999).
704. Раньше ведь строили бани по-черному. Ну, вроде зимовейку построят и такую примитивную печь из камня. Ну, чтоб стена-то не горела. Эту печь вплоть не ставят по стене, а там щель остаётся, ну примерно сантиметров где-то 20. Так вот нам всем старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой случай был. Один мужик мылся, а второй: «Ну, чё ты там, скоро или нет?» Раза 3 спросил.
А потом из бани голос: «Нет, я его ещё обдираю только!» Ну он сразу это, побоялся... А потом открыл дверь, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Он его, банник-то, в эту щель потащил. Такая теснота, что голова сплющилась. Сам же он не мог бы так полезти, чтобы голова сплющилась. Вытащили его, ободрать-то он не успел. (Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Трубецких Екатерины Николаевны, 1947 г.р., уроженка г. Беристав Херсонская обл., Запись Чередниковой Е., Сидоровой Е., 2005 г. АКТЛФ).
705. Живёт в бане. Банник людей не любит. Если разозлится, может задушить паром, угаром, кипятком, облить кипятком. Его можно умилостивить: дать умыться в «первый пар». Тоже грязи не любит, может болезни лечить. (Записано в пос. Воля ст. Тресвятская Новоусманского р-на Воронежской обл. от Т.И. Филоновой, 1932 г.р., проводницы. Запись Игнатовой Т., 2007 г. АКТЛФ).
706. Построили одни баню, и в это время заболела у них дочка. А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара. Уже и покупать стали сахар-песок, а все равно каждое утро мать находила сахар, а девочка все хуже и хуже себя чувствовала. В это время в их доме остановился старик проезжий. У него - то и спросил отец, почему дочка болеет. Тот посмотрел и сказал сходить в 12 часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него 2 рюмки и бутылку водки. Причем рюмки должны быть не граненные, не рисунком, а простые, светлые.
Все так и сделал отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто - то говорит: «Баня у тебя не на том месте». Послушался его отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала выздоравливать. И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо. Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось. (Записано в с.Новая Усмань Воронежской обл. от Панфиловой Марии Михайловны, 1925 г. р., разнорабочей. Запись Болговой О. А. АКТЛФ)
Былички о водяном
675. Отдыхали мы с друзьями на пруду, с ночёвкой. А когда я собиралась, бабушка мне с усмешкой сказала:
«Смотри, ночью не купайся, а то там настоящий водяной живет, утащит». Я ещё и посмеялась над ее словами. Целый день мы отдыхали и веселились, а ночью решили искупаться, ведь так интересней. Купались, мы купались, вдруг моя подруга, как закричит: «Что-то меня за ногу схватило и держит!» Мы все испугались и выскочили из воды. А моя подруга самая последняя. Больше нам купаться не хотелось, и я вспомнила бабушкины слова и рассказала их всем.
Когда же приехала домой, то все рассказала бабушке, и она мне поведала вот какую историю.
Когда она была совсем маленькой, в этом пруду утонул мальчик, а тело его так и не нашли. И с тех пор на пруду происходят иногда такие странные случаи. И мы сами в этом убедилась. (Записано вр.п. Ольховатка Воронежской обл. от Титаренко Ирины Сергеевны, 1980 г.р. Запись Кулишенко Е. А., 2001 г. АКТЛФ).
676. Со мной один раз такое приключилось! Как-то летом мы пошли с друзьями на речку. Взяли с собой детей.
Было их трое: у меня и у двух моих друзей. Полезли мы купаться. И мальчишки с нами. Плавать они уже умели. День сначала был солнечный, ясный. Но вдруг стало резко холодать, по реке пошли сильные волны. Мы уже давно вылезли на берег, а ребята наши ещё барахтались. Мы им кричим: «Вылезайте, погода портится!». А они смеются: «Сейчас, еще немного!» И тут двое других уже к берегу подплывают, а мой сын кричит: «Папа, папа! Помоги, меня кто-то за ногу на дно тянет!»
Я сначала не поверил, потому что недели две назад, перед этим, он надо мной так же подшутил. Я ему говорю: «У тебя этот номер больше не пройдёт!» А он все кричит. Тут я поплыл к нему. Он барахтался на одном месте. Начал его за руки к берегу тянуть, а у меня ничего не получается. Тут я еле-еле вырвал и сказал: «Плыви скорее к берегу».
А сам я поплыть не мог, потому что меня кто-то тянул в противоположную сторону. И тут я почувствовал, что погружаюсь в воду и, наверное, потерял сознание. Очнулся я на берегу. Вокруг меня столпились друзья. Что со мной произошло там, под водой, я не знаю. (Записано в с. Калмычок Панинскогор-на Воронежской обл. от Беляева А.В, 1927 г. р. Записано Руденко Е. Ю., 2000 г. АКТЛФ).
677. Во время войны двое мальчишек решили половить в озере рыбу. Дело в том, что рыба здесь, вроде бы, не водилась.
У берега он давно уже перестала попадаться, а на середину заплывать никто не осмеливался. Но с голодухи, что не сделаешь. Взяв без спросу старую лодку, ребята отчалили от берега. Остановились на достаточной глубине и принялись за дело. Вскоре один из них почувствовал: клюет. Он обеими руками вцепился в удочку - на конце висело явно что-то тяжелое.
Парень потянул сильнее. И тут из воды показалась голова. Но вовсе не рыбья, а не поймешь чья. Раза в полтора больше человеческой, обтянутая темно-коричневой кожей, с выпученными белесыми глазами, безносая и с дырой вместо рта, в котором и застрял рыболовный крючок. Мальчишка не удержался, упал в оду, и его тут же закружило, как в водовороте. (Записано в с. Кондрашовка Семилукского р-на Воронежской обл. от Ладановой П.И., 1928 г. Запись Влад О., 2000 г. АКТЛФ).
678. В деревне Дмитриевка, близ Красного храма, находилась мельница. Туда из соседних деревень приезжали мужики молоть зерно.
Однажды собрались мужики из соседнего села (Никольское-на-Еманче) на мельницу молоть зерно. Приехали, помололи муки. Погода стояла жаркая, и они решили искупаться в пруду, который находился рядом с мельницей и храмом. Подходя к пруду, они услышали страшный тяжелый вздох, похожий на стон: «О-о-о-х. Подошло время, а обреченного нет». Этот стон доносился из воды. Когда мужики посмотрели на часы. Было ровно 12 дня.
Вдруг раздался топот. Это скакал пастух, который пас неподалеку стадо коров. Мужики решили: «Вот и обреченный».
Пастух слез с коня и бежит к пруду, но мужики его остановили, рассказали, что слышали странный вздох. Тогда пастух решил, что в воду не пойдет, а обмоется водой на берегу. И только водой он полил на себя, как тут же упал замертво. И из пруда донеслось: «Наконец-то!» Из за этой истории мужики вернулись домой седыми. (Записано в с. Никольское-на-Еманче Хохольского р-на Воронежской обл. от Ратных Татьяны Николаевны, 1940 г. р. Запись Поповой О. В. АКТЛФ).
679. На реке Усманка, рядом с деревней Никоново, ещё до революции 1917 года, была построена водяная мельница.
Простояла она до 1929 года. В этот год раскулачили, сослали в Сибирь, а мельницу (брёвна) местные жители постепенно растащили на топку. И вот однажды пошли мужики ночью за остальными брёвнами, и только хотели взять, как из-под водяного колеса вынырнуло что-то большое и тёмное, затем проследовал сильный всплеск воды. Мужики, бросив всё, со страхом, некоторые, крестясь, убежали в деревню. На следующий день рассказали соседям. И в ночь пошли еще мужики, история повторилась. После этого ходить боялись, поползли слухи о водяном.
Много времени спустя, примерно в 35-36 годах, местные парни пошли купаться на реку, и один, по прозвищу Гуля, решил понырять с брёвен в том самом месте. Его товарищи сидели на берегу. Гуля нырнул, долго не показывался, потом показалась голова, закричал, что кто-то тянет его на дно, и опять ушел под воду. Его друзья не поверили - думали, что шутит, но тут метров за 20 от бывшей мельницы его как бы выбросило из воды, а бурун на воде вернулся под мельницу, но было не видно, кто проплыл под водой.
Когда Гуля вылез из воды, он долго не мог сказать ни слова. Придя в себя, рассказал, что его тянуло под воду что-то скользкое и холодное.
Но, когда парень стал читать про себя молитву, его отпустили. С тех пор там никто не купался. Это место стало называться «Гулякина яма». Сейчас река очень сильно обмелела, но там всё равно глубоко. Говорят, аналогичные случаи происходили в этом районе не раз. Об этом говорит еще одно название, дошедшее до нас: «Сенькина яма». (Записано в пос. Воля ст. Тресвятское от Бородиной Марии Павловны, 1923 г. Запись Бородиной О., 2002 г. АКТЛФ).
680. Однажды мужчина пошел в лес за ягодами. Он долго бродил по лесу и наткнулся на протекающую здесь речку.
Подойдя поближе, он увидел сидящего на берегу старика, одетого во все белое и с длинной седой бородой. Старик поманил его пальцем, мужчина, сам не понимая почему, вдруг стал подходить к нему, будто какая-то сила толкала его вперед. Потом он почувствовал, что падает в воду. Когда он выбрался на берег, то седого старика уже не было, а на том месте, где он сидел, была мокрая трава и лежала тина. (Записано в п. Каяльский Азовского р-на Ростовской обл. от Сергея Иннокентьевича Иванова, 1960 г. р., учитель труда в с\ш № 9. Запись Сотской В. Ю. 2002 г. АКТЛФ).
Былички о бабае
Гигантское существо, похожее на лешего может забрать непослушного ребенка
778. Это гигантское существо, похожее на лешего или на большого страшного попугая. Непослушных детей пугали этим существом, говоря: «Не будешь слушаться, придет Бабай и заберет тебя». Обычно говорили это перед сном, чтобы ребенок быстрей угомонился. (Записано в с. Журавка Кантемировский р-на Воронежская обл. от Головань Валентины Викторовны1953 г.р. Запись Прачевой Ю., 2 г. АКТЛФ).
779. Бабай - это мужчина во всем черном (пальто, шляпа, шарф) высокий и очень грозный. Говорят: «Бабай придет - тебя в лес уведет». Так пугали, когда ребенок оставался дома один, и ему запрещено было открывать дверь незнакомым людям. Спастись от него можно было только хорошим поведением и послушанием. (Записано в г. Воронеже от Кузнецовой Нины Николаевны 1956 г.р. Запись Кузнецовой Е. 2008 г. АКТЛФ).
780. Когда дети не хотят спать, их пугают Бабаем. Говорят, что он придет и украдет детей, а потом куда-то унесет. Обычно Бабая представляли сухоньким сгорбленным и худым дедом с клочкастой бородой и злым лицом. (Записано в г. Воронеже от Коваленко М. 1990 г.р. Запись Золотаревой И.Ю. 2008 г. АКТЛФ).
781. Если дети совсем распоясались, дедушка переодевался в меховой тулуп, мазал лицо сажей и приходил к спальне детей. Он стучал в дверь или стену, а потом заглядывал. Дети сразу успокаивались. (Записано г. Воронеже от Мишиной Т.И. 1946 г.р. уроженки с. Кулаги Суражского р-на Брянской обл. Запись Коваленко М. Золотаревой И.Ю. 2008 г. АКТЛФ).
782. В детстве моя соседка говорила мне, что если я не буду слушаться старших, хорошо себя вести, придет дедушка Бабай и унесет меня далеко-далеко в темный лес. Бабай - маленький старенький лохматый дед в лохмотьях. (Записано в г. Воронеже от Бавыкиной Н., 1980 г.р. Запись Ворониной О. 2008 г. АКТЛФ).
783. В детстве родители, когда уходили на работу, говорили мне: «Смотри, дочка, веди себя хорошо, иначе придет старый дед Бабай и увезет тебя от папы и от мамы в лес». Я послушно сидела дома, дверь никому не открывала.
Еще мне постоянно говорили, когда хотели заставить меня делать что-либо по дому, что если я не уберу свои игрушки и не застелю постель, то придет Бабай и укусит меня. Бабаем пугали меня, когда мы находились в общественных местах: на рынке, в кино, цирке.Для меня Бабай - высокий старик в старой шубе или тулупе, с сумкой: чтобы детей ловить, если они не будут родителей слушаться. (Записано в г. Воронеже от Головановой Н. 1990 г.р. Запись 2008 г. АКТЛФ).
784. Когда мы были маленькими, долго не засыпали и баловались, нас часто пугали Бабаем. При этом говорили: «Вот Бабай придет, в лес унесет». (Записано в г. Воронеже от Киселевой Нины Федоровны, 1936 г.р., уроженки с.Викторополь Вейделевского р-на Белгородской обл. Запись Пуховой Т.Ф. 2008 г. АКТЛФ).
785. Когда на уроке информатики в школе что-то не получалось у учеников, и с компьютером случались какие-то неполадки, учительница подходила и говорила ученику, пытавшемуся доказать, что он ни в чем не виноват: «Конечно, это у тебя Бабай в компьютере завелся, это он сделал». (Записано в г. Воронеже от Есиной Любови Ивановны 1960 г.р., уроженки с.Хрущовка Липецкого р-на Воронежской обл.. Запись Головневой О.Н. 2008 г. АКТЛФ).
Подземный родственник домового
Шубина живописуют как лохматого старичка с ярко горящими глазами и «волосатыми копытами». Скорее всего, речь о том, что тело горного духа покрыто длинной шерстью, которая спускается даже на его копыта. Подобная примета роднит донбасского представителя демонологии с тем же домовым, которого в Воронежской губернии живописали так: «Подобен виду человека самых преклонных лет, с длинной, седою, всклокоченной бородою... Всё тело покрыто жесткими волосами... Ноги лошадьи, с копытами...».
Горбатов, черпавший информацию о подземном старичке на шахтах Макеевки, Горловки, Кадиевки (теперь - Стаханов) и Краснодона, приводит свидетельства, что Шубина периодически видели седым старым кашляющим горняком «с крючком в руках, каким таскают вагонетки». Кому он встретится - «тому, значит, скоро амба: завалит». Впрочем, по другим данным, «хозяин шахты» и спасает…
Обитает Шубин якобы в дальних или давно заброшенных выработках. Как и другие представители славянской мифологии вроде водяного, лешего, русалки, домового обладает сверхъестественными способностями, сочетая доброту и щедрость с чрезвычайной раздражительностью и злобностью. Причем доброжелателен он к честным трудягам, а жесток к алчным и наглым людишкам.
Записаны рассказы о том, как Шубин стуком предупреждал трудолюбивых шахтеров об опасности, делал их богатыми за одну ночь; как «хозяин» сам гонял вагонетки с «черным золотом». А самодуру-владельцу шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», козлоногий бородач доказал, «кто правит бал», разорив предприятие взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями.
Подземный дух не прочь побаловать: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу, крутит их по выработкам, а как-то защекотал до полусмерти старика-стволового в рудничном дворе. Но в опасный час он не раз выручал горняков. Донецкий писатель и краевед Иван Костыря приводил такой рассказ.
«Как-то работяга рубил в узком забое («печке») крепкий пласт. Увлекся так, что забыл обо всем на свете. Вдруг «кто-то дернул его сзади». Забойщик подумал, что это товарищи шутят, и продолжал старательно орудовать обушком. Его снова потянули. Шахтер ругнулся, но не стал отвлекаться. Когда же его дернули еще несколько раз, он гневно обернулся, а позади… никого. И тут что-то толкнуло забойщика с такой силой, что тот кубарем выкатился в продольный ход. В тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало... Вырвались столбы черной пыли, сплошным потоком стали выкатываться из «печки» крупные куски угля, и навалило их скоро огромную кучу. Так, благодаря заботе Шубина, шахтер и сам спасся, и солидно заработал...».
В апреле 2007 года горный мастер из Луганской области рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул всё нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин (дух-хранитель угольных шахт) бегает и предупреждает о беде. Поняв, что сейчас всё обрушится, мы бросились к выходу. И тут нас придавило».Личное дело каждого - верить в существование Шубина или нет… Но пока живут рассказы о нем, жив и сам дух, расхаживающий по лабиринтам донбасских копей. (Андрей Кривцун).
Былички о домовом - Домовой выживает из дома
472. Бывает в каждом доме домовой-хозяин. Никто его не видит. Если не возлюбе - щипае, плететь как будто на голове косы. Ты же спишь, ничего не видишь, а он плететь. Их никто не видит, а он в каждом доме. В казик (кизяк) приворащивается. Может и лошадям косы заплететь. У нас соседи были - муж и жена молодые. Он их не полюбил. Ухватит за низ и начинает зажимать, а другой не слышить.
Вот муж хочет жену толкнуть: «Шур, Шур!» чтоб она, эта Шурка, проснулась, а она и не слышит ничего. Потом и ее стал мучить - за груди даве. Так он их сжилил. Они продали этот дом. Когда кто переходя в другой дом, зовите домового: «Домовой, домовой! Ты как хозяин, идем с нами на нашу квартиру». (Записано в с. Никольское 2 Воробьевского р-на Воронежской обл. от Дороховой Марии Андреевны, 1923 г. р., уроженки с. Никольское, колхозницы. Запись Фоминой Е, Сорокиной И., Обуховой Е., 2001 г. АКТЛФ).
473. Спала ночью Машка, кто-то голый навалился на нее, открыла глаза и ничего больше не видела. Рассказывала мене моя сестра, как ее домовой выживал из дома, приходил он к ней каждую ночь и душил ее. Она ничаво не видела, а только чуяла тяжесть и удушье. Через некоторое время она переехала у другой город. (Записано в с. Новая Усмань Новоусманского р-на Воронежской обл. от Межовой B.Я., 1920 г.р., уроженки с. Россошки Репьевского р-на Воронежской обл. Запись Киселевой Т., 2001г. АКТЛФ).
474. Эта история произошла со мной, когда я была студенткой, и, как многие из них, снимала квартиру. Однажды, когда я уже спала, меня стал кто-то душить. Я открываю глаза, а передо мной медведь в темно-коричневой шкуре, мохнатый такой. Только я начала поднимать руку, чтобы перекреститься, а он схватил меня за неё, и я никак уже не могу пошевелиться. Хочу спросить «К худу или добру», но боюсь. И тут изо всей силы как закричу «Господи!» и все исчезло. Через 2 дня я съехала с этой квартиры. Вот так он выпроваживал со снимаемой квартиры. (Записано в с/з «Майский» Панинского р-на Воронежской обл. от Смородиной Натальи, 2001 г. АКТЛФ).
475. Как только я вышла замуж, мы с мужем стали снимать комнату у старой женщины. Жили мы тогда в Саратове. Как только мы вселились, начали происходить странные вещи: то муж не найдет своих часов, хотя точно помнит, куда их положил, то дверь открывается, но мы ее закрывали на щеколду. В одну ночь я осталась одна, (муж работал во вторую смену) и только начала засыпать, как по ногам прошло что-то мягкое (будто кошка, но кошки у нас не было). Я включила свет - в комнате никого, только дверь приоткрыта.
Я свет выключила и попыталась снова уснуть, как почувствовала, что что-то ползет по шее. Тут-то я не выдержала и стремглав выскочила из комнаты и прямиком - к хозяйке. Она мне рассказала, что когда-то здесь жил старик, но несколько лет как умер, и что мы не первые, кто жалуются на подобные вещи. Мужа-то он боится, но когда я одна... Через несколько дней мы нашли новую комнату и съехали. (Записано в г.Поворино Воронежской обл. от Коржовой Л., 1939 г.р . Запись Артеменко А. 2002г. АКТЛФ).
476. Мама моя рассказала, как в новом доме чайник «шебуршит», шумит по-особому. Это домовой выживает. (Записано в с.Старый Эртиль Эртильского р-на Воронежской обл. от Сотниковой Е.Д., 1912 г.р. Запись Сотниковой Н.И., 1996 г. АКТЛФ).
477. Этот случай произошел в семье моей подруги. Однажды ее мама, возвратясь с работы домой, легла в спальне, дожидаясь мужа. Вдруг из-за угла, как бы из стенки, вышел маленький мохнатый мужичок, залез к ней на грудь и начал душить. Она никак не смогла от него отбиться, пока с работы не вернулся муж. Услышав звук дверных замков, мужичок спрятался и исчез. После этого случая они приглашали священников освятить квартиру. Но тревога и испуг матери не проходили. После они переехали на другую квартиру. (Записано в г. Воронеже от Анисимовой Елены Петровны, 2001 г. АКТЛФ).
478. Поехала я на дачу к себе. Было лето, вокруг было много соседей, и поэтому я не боялась одна оставаться ночевать там. А одна я осталась потому, что никто не смог со мной поехать, все работали, а внуки разболелись вдруг. И вот сплю я ночью и вдруг слышу сильный грохот на чердаке, будто там что-то падает. Я сначала сильно испугалась, но потом решила, что бояться нечего, взяла фонарь и полезла наверх. Наверху никого не было, и все лежало на своих местах. Я решила, что мне показалось, и опять легла спать, но снова проснулась от грохота. На чердаке никого не было, но все валялось не на своих местах. Я поняла, что это домовой нас пока принять не желает и потому злится. Мы купили дачу с уже построенным домом и были не первые его владельцы. (Записано в г.Воронеже от Стикиной Зинаиды Степановны, пенсионерки 1938 г.р. Запись Руденко Е. Ю., 2000 г. АКТЛФ).
479. Одна семья купила квартиру в новом доме, который был построен на месте частного сектора. Квартира красивая, удобная, но через некоторое время стали твориться чудеса. Кто-то перекладывал с места на место предметы, гремел, стучал. Когда муж уходил на работу, то с его женой Наташей кто-то стал разговаривать его голосом. «Муж приехал с работы», - Наташа рассказывала, но муж считал это шуткой. Пока не оставшись один, услышал голос своей жены, хотя та была у матери. Домовой общался только с ними, когда были гости, то никто не стучал, и они просто продали квартиру. Так закончилась история с домовым. (Записано в г. Воронеже от Томилиной Натальи Владимировны, 1974 г.р. АКТЛФ).
480. Было это в 1994 году. Жила я тогда у себя дома. У нас в доме печка есть. Ночами меня стал кто-то душить, открою глаза, а никого нет рядом. Хочу произнести слово, а не могу. Потом мне стало казаться, что кто-то сидит у меня на кровати. Свет ночью не выключала, и все равно мне казалось, что у меня кто-то в голове копошится. Неделю это где-то продолжалось. Затем мне посоветовали водичкой побрызгать. Я все сделала, побрызгала по углам водой, и на следующую ночь уже все прекратилось. А через некоторое время я вышла замуж и ушла жить к мужу. Мне кажется, что это меня домовой из дома выгонял. (Записано в г.Воронеже от Черенковой Елены Александровны, 1976 г.р. Запись Титаренко Е. А., 2001 г. АКТЛФ)
481. Вышла замуж я рано. Матери не было, отец погиб. Встретила мальчика, и стали жить. Правда, он у себя дома, а я у себя. Его родители ничего не знали, пока я не забеременела. Тут-то все и началось. Его матери я не понравилась. Она мне сразу заявила: «Я тебе жить с ним не дам!» Так вот. Роды были очень тяжелые, муж в это время находился на практике, и меня из роддома взяла его мать. В их доме я просто таяла - ничего не ела, а если съем, сразу назад выворачивало. Ничего у меня не болело, но с каждым днем становилось все хуже и хуже. Лежу я однажды вечером и слышу, будто кто-то заходит в мою комнату - тихо-тихо. И что-то тяжелое ложится на меня.
Я лежала с закрытыми глазами и подумала, что вернулся муж, и говорю ему: «Мне нельзя быть с тобой, у меня нет никаких сил». А он давит все сильнее и сильнее, я открываю глаза и вижу: лежит на мне мужчина, весь заросший волосами - просто копия моего свекра. Испугалась и давай читать «Отче наш». Мужчина отпустил меня и засмеялся. Тогда я закричала. Прибежала свекровь, я ей все рассказала. Она мне говорит, что это не первый случай. У нее стояли на квартире студенты, и их тоже душил домовой. Через два дня приехал мой муж. Я слышала, как свекровь говорила ему: «Вези ее к ней на квартиру. Все равно умрет, ничего не ест, только продукты переводит». Муж одел меня и повел домой. Когда я открыла свою комнату, мне показалось, будто что-то чужое, тяжелое вышло из меня.
Много лет спустя я жила уже с другим мужем, мой первый - разбился на мотоцикле. Через несколько месяцев отец его упал с крыльца и умер от инсульта. Не прошло и года, как зарезали моего сына. Он жил отдельно от меня и собирался жениться. Было ему 25 лет. Когда пришло время поминать сыночка на 40-й день, утром умерла свекровь. Словом, весь род их вымер. Не знаю, рок это или что... (Записано в с. Студенки Усманского р-на Липецкой обл. от Суворовой Н.Б., 1942 г.р. Запись Мандра О.Н. АКТЛФ).
Былички о домовом - Домовой душит
357. А про домового рассказывали много. Вот. Иной раз рассказывают, говорят, вот, прям, сядет, дущит-душит. А шумишь, говорят, а он душит вот. И, выходит там, чё-нибудь там скажешь: «К добру - сиди, а если не к добру - уйди». Если он уйдёт, значит, эт не к добру, а к добру - сиди. И он, говорят, прям, если не к добру, скроется. Эт я слыхала, а сама я не... А так слыхала. Домохозяином его называют. (Записано в с.Нижняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Варвары Михайловны Долгих 1931 г.р., уроженки с.Чкалова Дубенского р-на г.Саранска Мордовии. Запись М.Коваленко и О.Головнёвой в 2008г.).
358. Один раз это уж я не помню, когда видела во сне. Вот ляжу я. Прям мне на на ноги навалился. А я пощупала, а вот как кошка, мягкый. А у нас и кошки не было. А я, прям, взяла, так-то во погладила и всё, пропал. (Записано в с.Нижняя Байгора Верхнехавского р-на Воронежской обл. от Варвары Михайловны Долгих 1931 г.р., уроженки с.Чкалова Дубенского р-на г.Саранска Мордовии. Запись М.Коваленко и О.Головнёвой в 2008г.).
359. Об этом случае мне рассказала одна односельчанка. «Однажды ночью я проснулась от того, что кто-то начал меня душить. Еще я чувствовала, что на мне кто-то сидит, но сколько бы я не присматривалась, я никого не видела. Душили меня с такой силой, что я начала задыхаться, я даже не могла произнести ни слова. Я начала шарить руками в воздухе, ища душившего, и вдруг мои руки во что-то уперлись, хотя вокруг никого не было, и в то же мгновение меня перестали душить. Я разбудила мужа, он включил свет, но в доме никого не было». (Записано в с. Краснополье Воробьевского р-на Воронежской обл. от Трушкиной Е.Е.,1954 г.р. Запись Боевой Н.В., 2002 г. АКТЛФ).
360. Домовой, он тяжелый, лохматый. Они, в основном, душат. Вот навалится он, спрашиваешь: «К худу или добру?» Если к худу - несчастье случится, а к добру что-то хорошее будет. (Записано в с. Бирючинское Каширского р-на Воронежской обл. от Щебликиной Марии Николаевны, 1940 г.р. Запись Сулеминой О., Пенкиной Ю., 2004 г. АКТЛФ).
361. Дом стоял у дороги в двести метров от кладбища. Недавно умер сосед. Ну, вечером сели играть в карты, поиграли и пошли спать. Я легла спать, а руки на груди скрестила. Вдруг чувствую, что одеяло тяжелеет, тяжелеет, все сильней и сильней. А крикнуть не могу. Домовой начал душить. Домовой был невидимым. Он подушил меня чуть-чуть. И исчез он. Одеяло стало сразу легкое, а утром на шее у меня остались следы, синяки от его пальцев. (Записано в с. Колодезном Каширского р-на Воронежской обл. от Кучиной Т.Т., 1929 г.р., уроженки с. Кашира, Каширского р-на, Воронежской обл. Запись Я.Чередниковой, Т.Пыльневой, Е.Лесных, И.Поповой, 2004 г. АКТЛФ
362. Все в доме спали. Я не успела уснуть и лежала с закрытыми глазами. Вдруг чувствую на себе какую-то тяжесть. Кто-то огромный лежит и прямо в лицо дышит. У меня аж мороз по коже, как я закричу. Вбегает в комнату мама, включает свет, и мы обе увидели, как с дивана сползло что-то лохматое. Сползло прямо под диван. Я после этого долго спала со светом. Думаю, это был домовой. (Записано в с. Аношкино Лискинского р-на Воронежской обл. от Никоновой Елены. Запись Кузнецовой Н.В., 1987 г. АКТЛФ).
363. Кажись, я лежала утром у кровати. Лежала на боку, одна рука была под одеялом, а другая под головой. Я лежала и думала о том, шо на кровать хтось залез тэхэнько, тэхэнько. Япреслухалась. Оно залезло на мэнэ и село. Я не открывала глаза, но чувствовала, шо оно на мэнэ дивится. Мне стало страшно, но я не шевелилась, а потом поняла, шо не могу пошевелиться. А оно начало меня душить за горло. У него токо груба рука, волосата и с длинными пальцами. Я задыхалась, а пошевелиться не могу. Через одеяло дэржэ мою руку, а другой душэ мэнэ.
Мне хочется кричать, но я не могу. Я даже чувствовала, как оно дышало на мэнэ и дивилось. Начала читать молитву, и оно начало отпускать меня. Потом тэхонько меня отпустило и побежало. Я ишё так полежала, и страх прошёл. Потом старик сказал мне, шо то был домовой. Мэнэ предупреждал, шо у дома хозяин, и если я про него забудуть, то прийдэ опять. Никого не забуду. (Записано с. Поддубное Россошанского р-на Воронежской обл. от Патерикиной Елены Викторовны, 1970 г.р. Запись Горобцова Н. В. АКТЛФ).
364. Рассказывали, что домовой жил на потолке и ночью повалился на рассказчицу, «дыхать нечего». Он прихватывал всё на свете. Считали, что домовой - дух, который живёт на потолке, его очень сильно боялись. (Записано в с. Буравцовка Эртильского р-она Воронежской обл. от Л. М. Гостевой 1913г.р., няни детского сада. Запись Тереховой С., Фроловой Е., Яковенко М., 2005г.).
365. Домовой мне хозяин, душил. Прямо прихватил мне горло, я своему деду шумела, шумела: «Ваня, Ваня», не своим голосом как шуманякнула. «Что ты орёшь!» Он прям мне перехватил горло. Я говорю, ох, это должно либо к какой-то беде, либо везти. Да помилуй Бог, обошлось и ничаго. (Записано в с. Битюг-Матрёновка Эртильского р-на Воронежской обл. от Голевой Марии Трофимовны, 1921 г.р. Запись Телковой О., БукшаМ., 2005 г. АКТЛФ)
366. Это было осенью 4 сентября 1992 года, помню как сейчас. Произошло это со мной в селе Оболенское Каширского района Воронежской области. Я поехал туда помогать копать картошку своей бабушке. Это село находилось рядом с село Красный Лог, которое издревле считается колдовским, где живет немало нечисти. Днем мы капали картошку, как ни в чем не бывало. Устали и пораньше легли спать. Легли мы втроем: я, брат, отец в той половине дома, где недавно умерла наша прабабушка. Долго не могли уснуть - было душно. Наконец, уснули. Проснулся я через некоторое время оттого, что в окно постучали. Я подумал, что это кто-то из наших, открыл дверь. В комнату ввалился клуб дыма в образе человека. Я остолбенел от страха, закричал, разбудив отца и брата.
Все вскочили, включили свет, но ничего не обнаружили. Поиски по дому тоже ничего не дали. Все были в шоке. Спать легли все в одной комнате. Ночью пошел дождь, разговаривали почти до утра, но сон взял свое. Уснув, тут же проснулся от чего-то тяжелого, сдавившего все мое тело. Оно было невидимо, но по тяжести напоминало плиту. Я кричал изо всех сил, но крика не было слышно. В ушах стоял дикий шум, как будто воздух сильными потоками бил в уши. Я кричал отцу, все произошло в одну секунду, но показалось, что прошла вечность. Что это было, я до сих пор не знаю, но бабушка говорит, что так душит домовой. (Записано в г.Воронеже от Волкова Игоря Васильевича, 1976 г.р. Запись Клюевой Н.Ю., 2002 г. АКТЛФ).
367. Сижу вечером, жду коров доить, пришли коровы, я подошла, молоко прибрала, ложусь спать, укрываюсь ложником . Наваливается на меня человек сверху ложника и в макушку стукает. Я говорю: «Господи Иисусе Христа, Господи Иисусе Христа, Господи Иисусе Христа». А он кажет: «Спытай, к худу или добру». Домовой ответил: «К хорошему». Ложился на ноги и ушел на ноги. Я поднялась, думала, что мать из хаты выходила, потому что хлопнула дверь, глянула - мать спит. Брат на потолку всегда спал, глянула, и брат спит. Я открыла сенцы на улицу, поглядела, нигде никого нет. (Записано в с. Киселёвка Красненского р-на Белгородская обл. от Ильиной Надежды Зиновьевны, 1919 г.р. Запись Валяевой И. А., 1998 г. АКТЛФ).
368. Однажды ночью ко мне приходил домовой. Я легла спать. Начала засыпать и вдруг чувствую, что меня кто-то душит. Я открыла глаза - никого не вижу. А такое ощущение, будто кто-то давит на горло, дышать тяжело. Потом вдруг слышу: «Ждите несчастий». Услышала я это, и тяжесть с горла пропала. А через неделю у меня умерла мама. (Записано в г. Липецке, от Рязанцевой Т.Ю., 1973 г.р. Запись Титула Н.С., 2001 г. АКТЛФ).
Былички о домовом - Домовой шутит, гремит, шалит
413. Если беда какая случится, домовой оповещает. Начинает бедокурить. Прежде, чем маме моей умереть, он предупреждал: гремел спичками, как будто зажигал, чашками, ложками гремел - это к беде. (Записано в с.Каширское Каширского р-на Воронежской обл. от Силуяновой Марии Сергеевны, 1936 г.р. Запись Кутищева А., Вертман Э., 2004 г. АКТЛФ).
414. Однажды одна старушка наварила много жирных щей, поставила кастрюлю на стол, а сама вышла в магазин. Приходит, а кастрюля пустая. Потом как-то раз вечером она оставила кружку возле печки и пошла спать, на утро хотела воды попить, а кружки той нет у печки. Она ее искала долго, а потом заглянула за печку, а она там стоит. Еще как-то раз слышала, как кто-то чихал ночью на печи, пошла посмотреть, включила свет, а там никого нет. (Записано в с. Красный Лог Каширского р-на Воронежской обл. от Лебедева Александра Ивановича. Записала Шабанова Ю., 2002 г. АКТЛФ).
415. Один рассказывал. Мама у него старая стала, 90 лет ей уже, заболела, плохая стала. И домовой весь день шумел, стучал, кричал, бил во что-то. И матерком мужик ругался, чтоб домового успокоить, а тот все до утра шумел. А к вечеру бабка померла. (Записано в с. Красный Лог Каширского р-на Воронежской обл. от Корзиновой Варвары Николаевны, 1936г.р. Запись Орловой Е., 2004 г. АКТЛФ)
416. Поздно вечером сидела я в кресле и вязала внучку носки. Вдруг слышу, дверь в чулане скрипит. Ну, думаю, кошка шалит, прислушалась. Опять скрипит. Мне страшно стало. Может, думаю, воры, так деда надо разбудить. Встала, пошла к двери. Открываю потихоньку, и вдруг мимо меня что-то тёмное шмыг в угол, да как засмеётся. Я назад в комнату, со страху руки дрожат, слова вымолвить не могу. Включила свет и в чулан. Гляжу, посуда на полках переставлена, стол в другом месте стоит. Я даже улыбнулась. Домовой хозяйничает. (Записано в с. Вознесеновка Лискинского р-на Воронежской обл. от Зязиной Е.Л. Запись Кузнецовой Н.В., 1995 г. АКТЛФ).
417. Бабушка двоюродная вышла замуж. Поселились они с мужем в новом доме. На новый год их пригласили отмечать к друзьям. Уже уходили, дверь закрывали, слышат за дверью грохот. Испугались, думали, что-то случилось. Дверь открыли, а все в порядке дома. Опять повторилось тоже самое - опять грохот. Опять все в порядке, как и было. Потом третий раз тоже самое. Потом решили, что это домовой не хочет оставаться один дома в праздник. (Записано в г. Воронеже от Орловой Елены Александровны, 1977 г.р. . Запись Колпаковой А. , 2003 г. . АКТЛФ).
418. У меня домовой иногда в пианино стучит или дергает струны по вечерам. А еще треск в комнате раздается иногда. (Записано в г. Воронеже от Винюковой Светланы, 1982 г. р. . Запись Колпаковой А., 2003 г. . АКТЛФ).
419. В квартире, где мы раньше жили, родители часто ругались, а домовому это не нравилось. Поэтому у нас дома всё время кто-то ходил, топал, вздыхал, включал газ на кухне, двигал посуду и мебель, насыпал в ботинки песок, падали обувные щётки. В зале стояло пианино, которое, по ночам само играло. (Записана в г. Воронеже от Зубковой Ирины Николаевны, 1984 г. р. Запись Колпаковой А. 2003 г. АКТЛФ).
420. Это было очень давно, когда Полина Васильевна была еще маленькая. Мать Полины Васильевны куда-то ушла, а она осталась с братом, и тут хозяин (домовой) начинает - с потолка (с чердака) начал швырять вещи. Соседи научили мать Полины Васильевны помолиться и поругать хозяина, она поругала, и на немного вроде все разрешилось. Еще однажды лежали они на печи и слышат, что кто-то сильно хрустит, это тоже был хозяин (домовой). (Записано в с.Шишовка Бобровского р-на Воронежской обл. от Апариной П.В.,1921 г.р. Запись Бичевой И., Шаталовой Н., Лебединцевой С., 2007 г. АКТЛФ).