Противостояние в Киеве перешло в позиционную стадию. Милиция по прежнему стоит на улице Грушевского, за рядом сожженной техники. Перед ней по прежнему - радикально настроенные люди. В основном молодежь. Закидывают милицию брусчаткой, которую ломами выковыривают прямо из-под ног, и коктейлями Молотова. Пожаров, правда, пока нет, потому что все, что можно было сжечь - сожжено. Но активность время от времени возобновляется.
Милиция отвечает стрельбой пластиковыми и резиновыми пулями, светошумовыми и газовыми гранатами. И также закидывают протестующих обратно камнями. Площадь уже совсем не напоминает ту, что была месяц назад - все в саже, тут и там валяются корпусы взорвавшихся гранат, кучи брусчатки, кто-то долбит ломами камни, кто-то крошит их кувалдой на мелкие части, кто-то заготавливает коктейли Молотова - здесь же, на месте.
Выстрелы и разрывы звучат постоянно.
И - в наростах замерзшей воды остовы милицейской техники. Теперь это линия фронта. Линия разделения - не только правительственного квартала и Майдана, но и "вчера" и "сегодня"
Прорваться через милицейские кордоны протестующие - или, как здесь говорят - "протестувальники" - не могут, им просто не хватит сил. Сейчас, по состоянию на три часа дня, в активной фазе участвуют всего несколько сотен человек, хотя и происходит постоянная ротация.
Группки отошедших отдохнуть от газа и камней стоят чуть подальше, в подворотнях, готовясь снова вернуться и подменить других.
Непосредственно на самом Майдане людей сейчас очень мало. Визуально большая часть людей переместилась в район боевых действий. Это всего метров триста, но - две разные планеты. На одной сцена и малочисленные слушатели, на другой - взрывы гранат, газ, огонь, грохот дубинок по бочкам.
В целом - ощущение паузы. Но паузы не хорошей. Останавливаться, по-моему, никто уже не собирается. Хотя и активно участвовать готовы пока тоже не многие - подавляющее большинство людей просто стоит и наблюдает, поддерживая радикальную молодежь выкриками и стуками по бочкам.
Но и милиция вряд ли готова сейчас устроить зачистку. Сожженная техника препятствует построению полиции и массовой атаке, а те небольшие группы, что ночью пытались пройти, были загнаны протестующими обратно.
Впрочем, со всех остальных сторон Майдан открыт. Институтская улица, которая была эпицентром противостояния в декабре, вообще почти свободна.
Как бы там ни было, люди готовятся к дальнейшим активным действиям.
В любом случае, прежним Майдана уже не будет.
Что-то изменилось. Это чувствуются в воздухе.
Аркадий Бабченко
|