Захватившие административные здания в штате Орегон фермеры отстаивают, казалось бы, сугубо личные интересы. Однако этот конфликт обнажает важные политические противоречия внутри США, имеющие влияние на весь остальной мир.
Гражданские активисты, захватившие административные здания в штате Орегон, понесли первые потери. В ходе стычки с полицией один человек погиб, один получил ранения, а лидеры движения арестованы.
Инцидент произошел на шоссе рядом с городом Бернс. Агенты ФБР остановили автомобиль, в котором находился лидер протестующих фермеров 40-летний Аммон Банди с четырьмя своими сторонниками. Они направлялись в городок Джон Дэй, где Банди должен был выступить с речью.
Переговоры с федеральными агентами были неудачными. Когда обстановка накалилась, один из активистов направил на агентов оружие, после чего те открыли огонь. Один активист был убит на месте, младший брат Аммона Банди Райан был госпитализирован с ранениями. Остальные находившиеся в машине были задержаны, позднее к ним присоединился еще один активист, арестованный в другом месте.
Мирно, но с оружием
Выступление фермеров началось в начале года, когда возглавляемые Банди вооруженные активисты захватили административное здание, автозаправочную станцию и несколько подсобных помещений в национальном заповеднике у озера Малур на юго-востоке Орегона.
Участники акции требуют вернуть земли, на которых федеральное правительство создало в 1908 году природоохранный объект, местным фермерам и лесорубам. СМИ США называют протестующих «occupiers» или «militia», то есть, если по-русски, ополченцами.
Непосредственным поводом к захвату послужил приговор двум местным жителям — хозяину ранчо в округе Харни 73-летнему Дуайту Хаммонду и его 46-летнему сыну Стивену. Они неоднократно жгли сухую траву недалеко от своего ранчо, при этом выгорала и часть земель заповедника. Суд приговорил их к тюрьме. Банди заявляет, что власти пытаются заставить Хаммондов продать свои земли.
«Такие люди, как Хаммонды, отстаивают свою позицию и не продают свое ранчо, их преследуют в судах как террористов, бросают в тюрьму на пять лет», — говорил он.
Сами Хаммонды от протестующих дистанцировались. Они не приняли предложения Банди и его сторонников укрыться в захваченных зданиях, без протестов подчинились приговору суда и заявили, что не имеют к протестующим отношения.
Хотя все манифестанты по старой американской традиции вооружены, они подчеркивают, что протест носит ненасильственный характер. Однако освобождать помещения они отказываются и заявляют, что уйдут, только когда их требования будут выполнены. В ходе переговоров с шерифом округа Харни Дэвидом Уордом стороны к согласию не пришли.
Погиб как ковбой
После потери лидеров фермеры не сдались, они продолжают удерживать здания в заповеднике. Один из находящихся там протестующих по имени Джейсон Патрик заявил Reuters, что они останутся, «пока справедливость не будет восстановлена».
«Я слышал про „мирное урегулирование" неделями, и вот теперь ковбой, мой друг, убит. Так что готовьтесь к мирному урегулированию», — сказал он.
Официальные власти не раскрывают личность убитого в ходе инцидента на дороге, однако в СМИ имя названо: Роберт ЛаВой Финикам, 55 лет, приехал из Кейн Бедс, штат Аризона. У него осталось 11 детей. ЛаВой в ковбойской шляпе был лицом восстания.
«Мой отец был таким хорошим человеком! Ему никогда даже не пришло бы в голову причинить кому-то вред, но он действительно верил в защиту свобод и знал, с какими рисками это связано», — сказала местному изданию Oregonlive 26-летняя дочь убитого Арьянна Финикам Браун.
В понедельник Финикам заявил в интервью, что тон представителей федеральных властей изменился, и не исключил, что те могут предпринять враждебные действия по отношению к протестующим.
Семейные традиции
Местные СМИ отмечают, что лидеры протеста не являются, строго говоря, местными жителями, а приехали из штатов, расположенных южнее. Сам Аммон Банди приехал из пригорода Финикса, штат Аризона, где он владеет сервисом проката автомобилей.
Братья Банди принадлежат к известной в Америке фамилии. Их предки с 70-х годов XIX века владели ранчо в Банкервилле неподалеку от Лас-Вегаса. У нынешнего главы клана 69-летнего мормона Клайвена Банди 14 детей.
Широкую известность Банди-старший получил в позапрошлом году во время противостояния с федеральным правительством в штате Невада. Тогда суд постановил, что он с 1993 года незаконно пас 500 голов скота на государственной земле, и выдал ордер на конфискацию стада. За тем, как Клайвен Банди при поддержке родственников и единомышленников сопротивляется федеральным властям, американцы наблюдали в прямом эфире.
Репортажи некоторых телеканалов были выполнены в очень доброжелательном ключе. Мнения разделились. Политики демократической партии называли его террористом, а республиканцы — патриотом. Правда, когда Клайвен Банди договорился до того, что неплохо было бы восстановить рабство, голоса в его поддержку несколько поутихли.
«Фермеры против инопланетян»
«Политическая субкультура Юга и Запада сохраняется, — прокомментировал газете ВЗГЛЯД политолог, редактор сайта Terra America Борис Межуев. — Западные штаты близки скорее к Техасу: это индивидуалисты, люди, готовые к радикальным действиям. Там была не столько борьба из-за сегрегации, как на Юге, сколько борьба за независимость общин.
Эти штаты отличаются стремлением не допустить вмешательства федерального правительства в региональную жизнь. Это Америка людей с пистолетом и лассо, пробивавшим путь в жизни.
У них нет консервативных старых традиций, как в Джорджии, в Миссисипи, нет „воспоминаний о фазендах", там скорее воспоминания о прериях и ковбойских ранчо. Там присутствует неприязнь к бюрократам, к Нью-Йорку, к Вашингтону.
Но самое главное, что по мере обострения политической ситуации в США эти настроения обретают политический выход. Достаточно вспомнить „чайную партию". Ведь на протяжении всего XX века эти силы были маргинализированы.
Вдруг в силу ряда причин глубинное неприятие вырвалось наружу и становится политической повесткой».
«Там самые разные могут быть настроения. У многих есть ощущение, что глобальный Вашингтон борется против настоящей Америки. Даже фильмов таких много — „фермеры против инопланетян". Это и есть тот самый конфликт, который раздирает Америку», — добавил он.
Он обратил внимание, что людей с подобными взглядами в Америке немало, а поскольку они являются избирателями, то от них во многом зависит и будущее всего мира.
«В мире мало демократии. Почти во всей Европе выборы меняют лишь фигуры, но не меняют политику. А в Америке действительно демократия, как ни странно. И это большая проблема, потому что центр глобальной системы зависит от людей, не очень себя с ней отождествляющих.
На выборах в США на кону стоит будущее мира. И будущее мира зависит в том числе от таких людей, как Банди. И людям, которые мыслят категориями не стран, а мировых систем, надо думать, что с этим делать.
Потому что фермерам все это не нужно: „глобальный долг", налогообложение, миграция, перенос производства в Азию, войны, которые ведутся в странах, названия которых они даже не знают», — отметил Межуев.
«Такого рода вспышки, происходящие время от времени, являются отголоском давнего конфликта, — высказал мнение в интервью газете «Взгляд» руководитель секции „Страны Нового Света и политология" МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев.
— Проблема связана с тем, что Соединенные Штаты формировались как объединение независимых государств. И вопрос о правах штатов остается очень непростым. Наиболее очевидной является организация выборов, которая сейчас разворачивается. В Соединенных Штатах нет единой системы выборов. Все зависит от местного законодательства».
«Мы видим, что все последние десятилетия в Соединенных Штатах, как и во многих других странах, происходило усиление федерального правительства, президентской власти. И это воспринимается наиболее радикальными представителями народа как покушение на права и свободы американцев», — заключил он.