Главная » 2015»Декабрь»14 » Почему на встречи граждан с властью все чаще вызывают ОМОН
08:56
Почему на встречи граждан с властью все чаще вызывают ОМОН
Разгон встречи с депутатами по вопросу платных парковок, игнорирование митингующих дальнобойщиков, поправки, позволяющие обходить общественные слушания по вопросам застройки, – у граждан остается все меньше легальных способов заявить о своих проблемах. Власти то ли боятся такого диалога на равных, то ли просто не считают нужным его вести. Но проблем от этого меньше не становится, а протест из социального может рано или поздно превратиться в политический.
Утром в среду всех задержанных на встрече с депутатами по поводу платных парковок отпустили по домам — как сообщают СМИ, по личному указанию начальника столичного ГУ МВД. Возникает вопрос, зачем вообще надо было теснить, разгонять и задерживать граждан на разрешенной законом акции — встречи с депутатами, в отличие от митингов, не нужно согласовывать с властями. Тем более помех они никому не создавали — по данным МВД, собралось на Пушкинской площади не более 500 человек. Рождественские базары зачастую собирают больше народа.
В среду по той же схеме — встреча избирателей с депутатами — москвичи решили выразить свой протест против поправок в градостроительный кодекс столицы, которые позволяют властям обходить публичные слушания в случаях «замороженных» из-за несогласия жителей строек. Так, в свое время именно на публичных слушаниях горожане не согласились на реконструкцию Ленинского проспекта, выступили против строительства храма в природоохранной зоне и так далее.
Теперь столичные депутаты предлагают превратить инструмент прямого общения с горожанами, которым далеко не все равно, что строят рядом с их домом, в имитацию диалога. Куда безопаснее встречи глаза в глаза использовать инструменты электронной демократии вроде «Активного гражданина», где голосующие в большинстве случаев обычно одобряют решения руководства.
Но диалог — это когда стороны встречаются, ищут и находят компромисс, а не когда активные анонимы одобряют все, что предлагает власть.
И в случае парковок, и протестуя против выхолащивания сути общественных слушаний, и в истории с протестующими дальнобойщиками люди пытаются решить возникшие проблемы, причем отнюдь не политические, а сугубо социальные, вызывая власть на разговор. Но вместо этого получают в ответ или зловещее молчание, или обвинения в политической ангажированности (на них лепят ярлыки то агентов Госдепа, то пятой колонны, то мошенников), или просто дубинкой омоновца по ребрам, который выполняет указания не допускать никаких общественных волнений.
Во вторник вечером это прочувствовали на себе и депутаты КПРФ, которые пришли на встречу с москвичами. И были так страшно возмущены тем, как разгоняли вполне законный сбор граждан по далеко не политическому вопросу, как будто сами не голосовали за все более ужесточающие требования к проведению публичных акций. В итоге депутаты-коммунисты, пострадавшие в результате спровоцированной полицией давки, планируют писать жалобу в Генпрокуратуру.
При этом многие заметили, что на Пушкинскую площадь пришли не только противники платных парковок в спальных районах — в отсутствие другой возможности достучаться до власти выступающие старались высказаться на все волнующие темы подряд.
Со сцены одни критиковали экономику, другие говорили о «левом повороте», выступил даже представитель «Трансаэро», который призвал защитить свою компанию. И это яркий показатель того, что у людей нет легальной возможности быть услышанными теми, кто принимает решения, — поэтому встреча с депутатами по парковкам превращается в референдум по самому широкому кругу вопросов.
А как иначе? В два гайд-парка, организованные по принципу «где подальше», никто не ходит — какой смысл кричать в лесу, где тебя никто не слышит. За одиночные пикеты, которые по закону можно проводить хоть под окнами Кремля, сегодня можно загреметь на три года в колонию — прецеденты уже есть. На встречу с депутатами (теми, кто на эти встречи вообще еще ходит) подгоняют автозаки. Итоги общественных слушаний предлагают не учитывать.
Куда гражданину податься, чтобы его услышали и отреагировали на его беспокойство?
Если это происходит в Москве, что говорить о глубинке, где даже родителей, протестующих против закрытия школ или дефицита детсадов, обвиняют сразу в экстремизме.
Три года назад митингующим за честные выборы россиянам советовали вместо того, чтобы мерзнуть на площадях за абстрактные ценности, заняться собственными подъездами и дворами. Но сегодня оказалось, что и дворы с подъездами лежат в области непосредственных государственных интересов, и мнения граждан на тему, касающуюся непосредственно их бытовой жизни, тоже никто выслушивать не собирается.
В итоге обманутыми себя чувствуют не только те, кто выходил на Болотную против нечестных выборов, но все больше те, кто политикой «никогда не интересовался».
Как те же дальнобойщики, вдруг понявшие, что по телевизору говорят не всю правду, когда увидели там неприятные сюжеты про себя. Как обитатели спальных районов, которым говорят, что платные парковки там вводятся по их же просьбам. Как сокращенные в результате реформы учителя и врачи, которых никто так и не услышал.
Разочарование всех этих людей, если социальные протесты будут так же зажиматься и дальше, невольно приведет их к протесту политическому. Потому что недовольство не может долго существовать в вакууме, ему нужны каналы выражения. Ровно по известной формуле «Вы можете не заниматься политикой, но политика все равно займется вами».