Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
НОВОСТИ
БИБЛИЯ
КАЛЕНДАРЬ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » 2015 » Май » 20 » СМИ — «четвёртая власть» или инструмент власти?
    07:56
    СМИ — «четвёртая власть» или инструмент власти?

    Власть — это реализуемая на практике способность управлять.

    Общепринято, что власть делиться на три независимые ветви. Так и в Российской Федерации власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти считаются самостоятельными. (Статья 10. Конституция Российской Федерации), хотя в их деятельности соучаствуют не марсиане, венерианцы и меркурианцы, а вполне себе земные люди, из одного общества, которое даже на замкнутые касты не разделено, ну разве что денег у одних больше чем у других и знаний в некоторых случаях. То есть, даже опираясь на здравый смысл — не совсем они могут быть независимыми друг от друга, поэтому зададимся вопросом — а что их объединяет?

    Всё чаще в отношении масс-медиа употребляется выражение «четвёртая власть», которое определяет и саму прессу, и её влияние в социуме. По умолчанию это выражение подразумевает опять-таки некую независимость от трёх общепринятых властей, а также некоторый более высокий статус относительно них. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти. (как сообщает Википедия).


    Однако реальная власть — это не то, что написано на каких-то бумажках, а, как мы уже определились, — реализуемая на практике способность привести объект управления (процесс) к желаемому состоянию. СМИ оказывают огромное воздействие на общество, но решают ли они задачи целеполагания в его отношении, а также задачи выработки концепции достижения поставленных целей?

    Приведём сначала аргументы наших оппонентов, 100% которых практически составляют сами же представители журналистского корпуса, действующие по принципу «сам о себе не позаботишься…» К основным их аргументам относятся:

    - в наше время, которое называют «эпохой становления информационного общества», на ведущую позицию в системе управления обществом выходит «власть информации», одним из важнейших компонентов которой является журналистика, и эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической власти;

    - средства массовой информации имеют исключительно важное значение, поэтому де-факто являются именно властью, которая определяет вектор мировоззренческих установок (конечно, перл тот ещё — наше примечание) людей, информирует и отражает фактически весь спектр человеческих взаимоотношений;

    - «четвёртая власть» также легитимна, как и остальные виды власти, хотя и обладает лишь «специфической формой легитимации в рамках правового государства», как один из институтов непосредственной демократии, а мера легитимности её зависит от степени доверия к ней аудитории, проявляющейся в поддержке её суждений, приговоров (!) и предложений в политической, экономической, социальной, культурной и других общественных сферах;

    - СМИ являются «властью», так как в демократических странах именно они выполняют важнейшую функцию — создание и развитие гражданского общества, в том числе обеспечение необходимого уровня свободы слова;

    - сознательное желание значительной части журналистов считать себя «властью», более того непрекращающиеся с их стороны преувеличение роли «четвёртой власти» и стремление превратиться в «медиакратию», стать «первой властью» или даже «сверхвластью» посредством усилий самих же работников масс-медиа, полагающих, что они всё лучше всех знают, вернее понимают, точнее всех судят, лучше всех видят решение проблем и готовы применять любые средства для достижения поставленных ими целей.

    А теперь о нашей позиции. Начнём с того, что мы с уважением относимся к средствам массовой информации, понимаем их роль и значимость, как составной части системы управления общества, выполняющей, прежде всего, важную информационную функцию.

    …Печатные издания всё‑таки, прежде всего… несли бы в себе какую‑то полезную для общества информацию… (В.В. Путин из выступления на медиафоруме независимых региональных и местных СМИ, 28 апреля 2015 года).


    Но ставят ли СМИ сами по себе цели в отношении мировоззренческих установок общества, как они сами о себе заявляют или же они просто транслируют то, что уже есть в обществе, уже кем-то в него запущено? Ставят ли СМИ цели в отношении всего общества, как некий общественный институт его самоуправления или же их собственные цели прозаичны и сводятся к увеличению рейтингов и получению разнообразных сопутствующих этому «плюшек» от рекламы, а достигают они этих своих мелких целей эксплуатируя, как говорят, «горячие темы», трендовые новости? Делают ли сами СМИ темы горячими и трендовыми или кто-то ставит цели, используя СМИ как средство достижения этих целей? Давайте вспомним хотя бы как расшифровывается аббревиатура СМИ — средства массовой информации. Разве средства могут осуществлять целеполагание?

    На наш взгляд ответ на все эти вопросы — нет, СМИ являются только обслугой внутриобщественной власти, определяющей цели общества и концепцию их достижения, поскольку знание полной функции управления обществом совершенно чётко указывает место СМИ в обществе.

    Если соотноситься с полной функцией управления, то Средства Массовой Информации — это только средства доведения той или иной информации, которую другие виды власти посчитали нужным донести до общества. При этом законодательная, исполнительная, судебная власти работают этапах с 5 по 7, однако не осуществляют ни целеполагания в отношении общества, ни выработки концепции достижения поставленных целей, хотя многие законодательные документы носят названия «концепция развития», «стратегия» и т.п..

    По факту своей деятельности СМИ осуществляют идеологическую функцию — облекают идеи, присутствующие в обществе, как в головах самих журналистов, так и тех политиков, с чьих рук они кормятся, в привлекательную для толпы населения обёртку, а значит работают на 5 и 6 этапах полной функции управления.

    Это так, поскольку существует пятый вид власти — концептуальная власть, осуществлять которую можно только научившись, а не попав в какие-то структуры или институты. Она автократична (самовластна) и является высшим уровнем иерархии власти в обществе, поскольку:

    Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше.Концептуальная власть — это власть над обществом концепции как совокупности идей, выражающих цели жизни общества, пути и средства их достижения, носителями которых (как осознанно, так и бессознательно) является само общество, безотносительно к тому:- есть в обществе концептуально властные люди, какова их доля в его составе и какие концепции они развивают и поддерживают;- либо же общество составляют концептуально безвластные заложники тех или иных концепций.

    Но также — это власть власть людей, способных:- к выявлению проблем и целеполаганию в отношении них;- к выработке концепции достижения намеченных целей;- к внедрению концепции в процесс управления жизнью общества

    В первом значении — это власть конкретных людей, чьи личностные качества позволяют увидеть возможности, избрать цели, найти и выработать пути и средства достижения избранных ими по их произволу целей. А потом — внедрить всё это в алгоритмику коллективной психики общества, а также и в устройство государственности. То есть это власть людей осуществляющих 1—4 этапы полной функции управления в обществе.

    Если люди необходимыми для концептуального властвования личностными качествами не обладают, то они концептуально безвластны — они заложники концептуальной власти в обоих значениях этого термина. Именно по этой причине в обществе концептуально безвластных людей невозможны ни демократия, ни права человека.

    Идеологическая власть представлена людьми, которые доносят концепцию управления до общества в понятных обществу образах. Идеологическая власть — концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретике общественной жизни и не способна к разработке самой концепции жизни общества.

    Вот на этом уровне внутрисоциальной власти мы и находим СМИ, которые могут быть средствами донесения той или иной концепции. И, соответственно, каждый может оценить, какую именно концепцию поддерживает и доносят до людей те или иные СМИ.


    http://inance.ru/



    Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 1194 | Добавил: admin | Теги: | Рейтинг: 5.0/1