Соединенные Штаты пытаются показать России кузькину мать на Украине. Однако это у них уже не выходит так легко, как 40 лет назад
В РИА «Новости» прошла пресс-конференция директора Института Латинской Америки РАН, члена-корреспондента РАН, профессора Владимира Давыдова, приуроченная к турне по странам Латинской Америки президента России Владимира Путина, которое начнется во второй декаде июля.
В ходе конференции Давыдов был вынужден признать, что в отношениях с Латинской Америкой «идет пробуксовка». Впрочем, как полагает эксперт, ситуация должна в корне измениться. «Сейчас, например, мы лучше понимаем Кубу, потому что она больше 50 лет находилась под американскими санкциями. Теперь мы начинаем больше ценить солидарность», — заметил профессор.
По его словам, Латинская Америка за последние 15 — 20 лет совершила прорыв на мировом продовольственном рынке, по сути, она кормит Китай и Индию. России с ее аграрным потенциалом следует брать с нее пример.
В советские времена та же самая Куба играла роль стратегического военного партнера. Сейчас на строительство военных баз на Кубе у России денег нет, но зато Россия может оборудовать в странах Латинской Америки «пункты дозаправки морского и воздушного флота, поскольку мы не снимаем с повестки дня оставаться мировой державой».
«Мы не собираемся по примеру Никиты Сергеевича показывать США кузькину мать. Это США делают по примеру Никиты Сергеевича. Нобелевский лауреат мира действует неинтеллигентно в этом вопросе», — заявил Владимир Давыдов.
По его словам, сейчас американцы пытаются показать России кузькину мать на Украине. Однако «у них силенок уже нет, чтобы решать те задачи, которые США решали 40 лет назад» — в одном месте США вмешаются, а в другом уже не могут: «Джихадистский реванш в Ираке – Барак Обама вмешиваться не спешит. Подрывает это, казалось бы, авторитет США на международной арене, но не спешит – силенки не те. Ему хотя бы показать кузькину мать России на Украине, а уж совмещать с кузькиной матерью джихадистам – не получается! То же самое относится к Афганистану, США его оставляют».
В Латинской Америке у США тоже «результат неудовлетворительный»: «Американцы так долго готовили нам украинскую западню, что перестали проводить четкую тактику в отношении Латинской Америки. Плюс еще США попали в иракскую западню с далеко идущими последствиями, думаю, что иракская западня перекрывает украинскую. Желать плохого ближнему грех, но, ребята, вы этого хотели!»
Владимир Давыдов заметил, что у американцев теперь «ощущение, будто у них почва уходит из-под ног»: «Это ощущение приводит к неадекватному поведению в верхах. Выражение лица у Обамы – такое ощущение, что он не испытывает никакого удовольствия, выкручивая руки Путину, Меркель и Олланду».
Одним словом, самое время БРИКСу воспользоваться замешательством США и занять достойное место на международной арене.
Пока, правда, от БРИКСа его участникам толку мало – имеется вал проектов, и полностью отсутствуют механизмы их реализации. Важно отбросить лишние проекты и сосредоточиться на самых приоритетных. Одна из первоочередных задач – создание банка с начальным капиталом не менее $50 миллиардов.
Также необходим биржевой союз БРИКС. Он позволит повысить капитализацию корпораций БРИКС, которые в данный момент дискриминируются на мировом рынке. Нужно создать в рамках БРИКС фондовую финансовую сеть, автономные рейтинговые агентства. «Это избавит рынок от политиканства. Сейчас нет свободной конкуренции», — констатировал Давыдов.
По его словам, ожидания экономического спада в развивающихся странах сильно преувеличены – торможение экономик западных стран все равно окажется намного больше: «В Китае рост ВВП упал до 7,5% — в США такой показатель был только после Второй мировой войны. Ожидание кризиса развивающихся экономик – это элемент информационной войны. Все думают, что это правда, хотя это неправда».
БРИКС выдвинет совместную кандидатуру на должность руководителя МВФ. В Ватикане «уже находится аргентинец, и ведет себя достойно в части высказываний по Украине»: «Вы скажете – это пустяки. Нет, это симптом. Бразилия имеет серьезные достижения в экономике и науке, в том числе генетике и ядерной физике, основателем ее был Глеб Ватагин, который в Сан-Пауло основал школу ядерной физики. Бразилия сегодня третий в мире производитель самолетов и первый по среднемагистральным самолетам. США, ЕС и Китай летают на бразильских самолетах».
Одним словом, «им же хуже с их санкциями будет, мы в конечном итоге от этого выиграем»: «Просто переменяем партнеров. Нашим переговорщикам легко общаться с бразильцами. Это психологическая, если хотите, совместимость».
У президента Путина с президентом Бразилии Дилмой Руссефф «есть симпатии взаимные». У нее и фамилия такая неспроста: «Она очень похожа не на бразильянку, а на нашу славянскую женщину».
Владимир Давыдов вспомнил и недавние бразильские протесты: «На две копейки билеты повышают на автобус, и все бузят, даже те, кто никогда не ездит на автобусах. У нас на 20% поднимают — и ничего. Стали изучать, как это так? Оказывается, есть хвосты от Вашингтона в этом деле, информационная технология плюс бразильская наркомафия. Поэтому БРИКС пытается кооперироваться и по этой проблеме».
Предыдущий бразильский президент два срока занимался санацией фавел, мафия ощутила себя в опасности и решила дать бой правительству, провоцируя столкновения. Совпадение интересов наркомафии и Вашингтона — констатировал эксперт.
Главное сейчас – не допустить Третьей мировой. «США вырвались из объятий финансового кризиса через Вторую мировую войну», — напомнил Давыдов. Страны БРИКС предлагают миру альтернативную финансовую систему
Страны-участницы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика) договорились о создании собственного Банка развития. Проект соответствующего соглашения обсуждался в четверг на заседании российского правительства. Получается, что структура БРИКС может приобрести финансовую основу. Таким образом, слова заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Евгения Лукьянова о конце мирового доминирования США приобретают обоснование.
«На мировой арене появились новые центры силы, в том числе это страны, входящие в объединение БРИКС. Да и сама Россия смогла встать на ноги. Государства начали открыто заявлять о своих интересах и требовать уважать их основополагающие права. Таким образом, гегемония США на мировой арене подошла к концу», – сказал Лукьянов в недавнем интервью РИА-Новости. С созданием Банка развития стран БРИКС подобное заявление отражает не просто желание, а констатирует реально существующее развитие мировых процессов. Ведь создание собственного финансового института переводит БРИКС из чисто консультативного органа на уровне глав государств в разряд действенного объединения.
Решено, что максимальный капитал создаваемого банка БРИКС составит в будущем 100 миллиардов долларов. На первых порах, правда, суммы будут скромнее. Сейчас каждая из пяти стран-участниц объединения должна внести по 2 миллиарда. Но самое главное, что соглашение о создании банка будет открыто для других государств. Хотя решения будут принимать только государства-учредители.
Как говорит заведующий кафедрой мировой экономики РЭА им. Плеханова член-корреспондент РАН Руслан Хасбулатов, в ближайшее время банк БРИКС сможет стать мировым финансовым центром, альтернативной существующим глобальным кредитным организациям:
– Банк развития БРИКС нужен миру. Чем больше подобных банков и чем больше стран будут их поддерживать, тем лучше. В БРИКС входят крупнейшие страны, так что специалисты в банке будут очень высокого класса, те, кто хорошо разбирается в джунглях мировых финансов. Мне кажется идея очень здравой. Это будет финансовое подбрюшье соглашений в рамках БРИКС.
«СП»: – Правильно ли, что решения в этом банке будут принимать только члены БРИКС?
– Это логично. Учредители и должны принимать решения. Они вкладывают свои деньги и рискуют ими. Но главное, что участвовать в проектах банка смогут другие страны. Конечно, потребуется регистрация банка как международной организации. Но с этим проблем, на мой взгляд, не будет, ведь регистрацией будут заниматься специалисты.
«СП»: – Члены БРИКС — это очень крупные страны. Насколько велик максимальный капитал банка в 100 миллиардов долларов?
– Это очень значительная сумма. К примеру, в активе Международного валютного фонда на момент мирового экономического кризиса было всего 10 миллиардов. Так что банк БРИКС сможет стать конкурентом и МВФ, и Всемирного банка. А если он будет успешно осуществлять свои операции, то его услугами будут пользоваться многие страны. Ведь МВФ свои кредиты обуславливает очень тяжелыми политическими условиями, а процентная ставка всегда высокая. Об этом, правда, не принято говорить в нашей либеральной прессе. Но условия МВФ всегда кабальные, хотя кредиты и называются почему-то «помощью».
«СП»: – Можно ли сказать, что банк станет финансовой основой для БРИКС как альтернативного мирового центра силы?
– Я скептически отношусь к заявлениям о конце доллара. Но сам банк БРИКС может стать серьезным международным инструментом, который будет влиять на мировые финансовые потоки. Это – несомненно.
«СП»: – Создание банка БРИКС можно считать ответом на возможное прекращение сотрудничества со стороны Европейского банка реконструкции и развитии. В прошлом году он инвестировал в Россию около 2,5 миллиарда долларов.
– ЕБРР появился для помощи бывшим социалистическим странам. У него была задача финансировать проекты на территории СНГ. Но этот банк испытывает большое давление со стороны США. Так что нет ничего удивительного в прекращении сотрудничества и свертывании проектов. В какой-то степени банк БРИКС будет ответом. Хотя он не сможет заменить в полной мере сложившиеся связи. Но смягчить западные санкции ему под силу. В целом, создание банка БРИКС будет позитивным явлением.
– Банк БРИКС сможет конкурировать со Всемирным банком, – говорит директор Института проблем глобализации доктор экономических наук Михаил Делягин. – Но для этого нужен большой капитал. Пока страны выделяют по небольшой сумме, всего по два миллиарда долларов. К примеру, Китай создает свой «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, там капитал будет 100 миллиардов. Заработать банк должен к концу этого года. Если капитал банка БРИКС действительно удастся довести до 100 миллиардов, то он станет весомым игроком в мировой экономики.
«СП»: – Банк сможет стать экономической основой более тесного сотрудничества в рамках БРИКС?
– Само по себе создание банка усилит сотрудничество стран БРИКС. Но не стоит забывать, что в БРИКС нет единой финансовой системы. Банк БРИКС будет финансировать развитие, альтернативное спекулятивной модели, которую навязывают миру Соединенные Штаты Америки. Но не стоит, наверное, говорить, что банк БРИКС сможет заменить финансовые институты США.
Главный редактор журнала «Мир и политика» профессор Эраст Галумов считает, что сейчас мы действительно наблюдаем момент крушения единоличного доминирования США в мире:
– Современная финансовая система, выстроенная вокруг США, разваливается. После мирового кризиса 2008-09 годов многие политические силы мира поняли, что не могут зависеть от одного государства, которое «чихнет» и погрузит весь мир в глубочайший экономический кризис. Попытка создать действенные механизмы международного сотрудничества уже были. Это и «большая двадцатка», на которую возлагали большие надежды, как на прообраз мирового правительства. Но «двадцатка» не смогла сбалансировать международную систему, на сегодняшний день она благополучно почила.
Сейчас все здравые политические и экономические силы понимают, что гегемония одной страны с печатным долларовым станком ведет мир в тупик. США подошли к пику своей деятельности, об этом говорят многие государства. Но я хотел бы заметить, что зверь, загнанный в угол, может укусить очень больно.
Я бы хотел, чтобы мы безболезненно прошли период конца гегемонии США. За океаном тоже должны понимать, что всё имеет свои начало и конец. Если США не изменят свою политику и не приведут свое внутренне состояние к мировой гармонии, то последствия будут удручающие. Сейчас Америка постепенно оказывается в международной изоляции. Посмотрите хотя бы на «правую волну» в Европе или на то, что самые близкие партнеры США на Ближнем Востоке всё больше задумываются о необходимости своего сотрудничества с Вашингтоном. Сегодня мы наблюдаем момент, когда должен начаться новый исторический период.
«СП»: – Запад предлагает свою идеологию, а объединения вроде БРИКС пока весьма аморфны.
– БРИКС не может противостоять Западу. Но весь мировой истеблишмент понимает, что дальше нынешнее положение дел продолжаться не может. Должны объединить усилия БРИКС, ШОС, АТЭС, всё больше проявляющий прагматичную антиамериканскую политику.
На самом деле, США делают всё, чтобы настроить против себя остальной мир. В частности, на Украине они будто добиваются того, чтобы против них выступила вся Европа. В Старом Свете начинают по-тихоньку отворачиваться от Америки, так как ее политика направлена против ЕС.
«СП»: – Получается, что пытаясь увеличить свое влияние в мире, американская модель международных отношений всё больше идет «вразнос».
– Мы подошли к глубоким мировым изменениям. Мы пытаемся показать Америке, что надо менять свою политику, ведь мы хотим войти в новую реальность без глобальных катаклизмов и войн. К сожалению, развитие событий указывает, что войн избежать не удается, что, в частности, видно по Украине. Но американская модель отношений уходит в прошлое.
Похожего мнения придерживается и вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов:
– Мы должны понимать, что «холодная война» не закончилась. Ее целью было не уничтожение Советского Союза, а мировое господство. Сейчас мы находимся просто в другой стадии этой войны. Но сегодня начинает формироваться альтернативный центр силы, который олицетворяется, прежде всего, структурой БРИКС. Есть и другие объединения. В середине июня прошло заседание G-77, которое объединяет 133 государства, на заседание пригласили и Китай. Было принято решение поддержать Аргентину против геноцида со стороны так называемых «фондов стервятников», то есть тех институтов, что скупают обесценившиеся акции, а потом предъявляют по ним претензии.
Мы видим, что в мире растет поддержка сил, альтернативных мировому паразитарному центру, печатающему ничем не обеспеченные доллары и ломающему экономики других стран.
В отличие от Запада, структура БРИКС полностью самодостаточна, у нее есть свое сырье, технологии современного производства, большой рынок сбыта.
«СП»: – Но БРИКС пока представляет собой только совещание представителей государств, а на Западе созданы четкие структуры.
– Международные союзы не рождаются за один день. Дело в том, что всё большее число стран понимают гибельность участия в западных проектах. Так что БРИКС ждет более четкое оформление, к этой структуре будет присоединяться всё большее число стран.
Андрей Иванов
|