Главная » 2018»Июнь»3 » Стоит ли России опасаться эпохи криптовалют?
04:01
Стоит ли России опасаться эпохи криптовалют?
В последнее время в юридической среде активно обсуждаются вопросы, связанные с правовым регулированием криптовалюты. Даже Государственная Дума пытается инициировать изменения в Гражданский кодекс для того, чтобы придать какую-то легитимность обороту криптовалюты и иных обязательств, удостоверенных в цифровой форме.
Классическим примером криптовалют является Биткоин, на его примере и будем анализировать ситуацию.
Однако, как отмечает президент МКА «АКЦ» адвокат Владимир Гаглоев, простое внесение соответствующих норм в национальное законодательство не придаст правовой характер обороту криптовалюты.
Он отмечает, что особенно несуразно в этой связи звучат законодательные инициативы, которыми пытаются ограничить, либо иным образом регламентировать права и обязанности субъектов оборота криптовалюты.
Для того чтобы инкорпорировать любые гражданско-правовые отношения в отечественное законодательство, необходимо понять их физическую сущность, предпосылки возникновения нового для законодательства явления, которое даже отдаленно не подпадает ни под одну из существующих норм Гражданского кодекса.
Сегодня правовой статус криптовалюты в системе координат национального законодательства можно охарактеризовать названием русской народной сказки: «Иди туда, не знаю, куда; принеси то, не знаю, что».
В основе возникновения нового вида имущества стало развитие цифровых технологий, которое привело к появлению такого алгоритма как Блокчейн, включающего в себя систему децентрализованного хранения данных.
Таким образом появилась своего рода социальная сеть, которая предоставила возможность её пользователям осуществлять определённые записи в едином реестре, с помощью которого можно идентифицировать, хранить и передавать (переписывать) информацию (криптовалюту) от одного пользователя другому.
Также необходимо отметить, что система Блокчейн, которую использует Биткоин, является идеальной с точки зрения точности её ведения, и исключает несанкционированный доступ к реестру, во всяком случае такого факта установлено пока не было.
По сути, в криптовалютах под транзакцией (перечислением) понимается внесение новой записи в единый реестр, что технологически в корне отличается от известных и легальных форм платежей и транзакций с использованием действующих платёжных систем.
Давая общее описание технологических возможностей Блокчейна, необходимо также отметить социальные предпосылки, наделившие Биткоин признаками денег.
Современная мировая экономика характеризуется глобальной конфронтацией и чрезмерной политизированностью при принятии экономических решений.
В борьбу за передел мирового энергетического, сырьевого и рынка труда вступила и тяжёлая артиллерия в виде Центральных банков, которые, используя имеющиеся у них функциональные возможности, ограничивают передвижение капитала, ими принимаются механизмы блокировки счетов вплоть до обнуления счетов, что мы видели на примере Кипра.
Если глобальные экономические войны за ресурсы ведутся между транснациональными корпорациями с помощью государств, то интересы мелкого и среднего бизнеса, основанные на международном разделении труда, страдают ощутимо.
При этом именно мелкий и средний бизнес обеспечивают жизнедеятельность государства, производят товары, необходимые для потребления.
Можно констатировать, что мировая денежная кредитная система, которая должна была быть призвана способствовать развитию экономики, созданию конкурентной среды через свободное перемещение капитала, перестала выполнять эти функции.
По сути, финансовые регуляторы трансформировались в сторону глобальных экономических и торговых войн.
При таких условиях на помощь мелкому и среднему бизнесу приходит криптовалюта, которая в своем обороте не зависит от занимаемой регуляторами позиции.
Криптовалюта, в силу заложенных в неё технических особенностей, не может быть отчуждена без участия её владельца, что придаёт ей определённый судебный и правовой иммунитет.
Технические особенности функционирования в совокупности с социальными предпосылками наделили Биткоин и другие криптовалюты меновой стоимостью, что возможно только при массовом выражении доверия через реализацию предусмотренных внутренними правилами (протоколами) возможностями — майнинг и мена.
Возвращаясь к правовым аспектам оборота криптовалюты и иных обязательств, удостоверенных в цифровой форме, необходимо отметить следующие аспекты:
Биткоин действует только на основании заложенных в него математических алгоритмов.
Стоимость криптовалюты напрямую зависит от уровня доверия. Наличие технической возможность влияния и контроля над оборотом криптовалюты сведёт её стоимость к нулю.
Биткоин не будет учитывать требования национальных законодательств, если только национальные законодательства не подгонят свои нормы под протоколы Биткоина.
Хозяйствующие субъекты инвестируют в криптовалюту в том числе и с целью защиты от посягательств со стороны третьих лиц, включая государство.
Функциональные особенности оборота Биткоина таковы, что он не нуждается в законодательном урегулировании — это законодательство нуждается в возможности хоть как-то влиять на оборот Биткоина, чтобы не нарушался принцип верховенства закона.
Предлагаемые сегодня на рынке криптовалюты и иные обязательства в цифровой форме несут в себе также и серьёзные технические риски, такие как back door. Но, несмотря на это, количество вовлечённых в оборот людей будет настолько велико и становится организованным, что сможет перейти на резервную валюту, так как для этого менять физических свойств не придётся.
«На сегодня нет никакой необходимости в дополнительном законодательном регулировании этого вопроса», – отмечает Гаглоев.
Стимулировать майнинг с предоставлением специального тарифа на подачу электроэнергии. Разрешить банковские операции по списанию и зачислению денежных средств по операциям с криптовалютой, но только между резидентами.
«Нашему государству не стоит бояться новых цифровых технологий в этой сфере, пускай боятся те, у кого стабильная валюта: рублю и так терять нечего. Необходимо осознать, что криптовалюта и все иные производные от неё являются прототипами новой финансовой системы, и наше участие, если хотите, наличие права голоса в будущих финансовых институтах, напрямую зависит от того, насколько масштабно мы будем в неё вовлечены сегодня», –резюмировал Гаглоев.