Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Филипп де Бомануар - В народе угнетают и притесняют ближнего своего
    Филипп де Бомануар

    Филипп де Бомануар (между 1247 и 1254 - 7 января 1296) - французский юрист, составитель «Кутюмы Бовези» (изд. 1690 и 1846). Сын поэта Филиппа, сьёра де Бомануар.

    Описывал особенности закрепощения крестьян и характеризовал виды личной крепостной зависимости. Бомануар различает и описывает следующие виды вилланских держаний и личной крепостной зависимости. Вилланское держание получали от сеньора либо за натуральные выплаты (шампар), Либо за денежные выплаты (чинш, рента) За землю, предоставляемую сеньором.

    В средневековой Европе крепостная зависимость передавалось через матерей, если ребенок рожден крепостной (даже если отец являлся свободным рыцарем). Оно приобреталось обращением в крепостные вместе с потомством, если (как это было в старину) в ответ на вызов на войну, когда люди оставались дома. Также могло обретаться добровольной отдачей себя и потомков и «существа своего» религиозным деятелям.


    «Каждый по мере сил своих, были у тебя, чтобы проливать кровь. У тебя отца и мать злословят,
    пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя» (Иез.22:6-7)

    В данном случае люди обращались в крепостное рабство по «великому благочестию», и это находило выражение в «облагании себя повинностями по своей (доброй) воле». По поводу этой практики Бомануар замечает, что «в конце концов то, что было сделано по доброй воле и благочестию, обращалось во вред и в униженное состояние... потомков».

    Еще одной формой закрепощения была самопродажа, «когда кто-либо, впавши в бедность, говорил своему сеньору: « Вы мне дадите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым человеком»»; иногда отдавали себя в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от других сеньоров или от «вражды, некоторыми людьми к ним посылаемой».

    «По всем этим причинам и завелась личная крепостная зависимость, ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена вышеназванными приобретениями...».

    § 1438. Личная крепостная зависимость создавалась многими путями. Во-первых, вследствие того, что в старину, когда вызывали своих подданных на войну... тех, кои без уважительной причины оставались (дома), обращали навеки в крепостных вместе с потомством... Во-вторых, вследствие того, что, побуждаемые великим благочестием, многие отдавали и себя, и потомков своих, и имущество свое святым... облагая себя повинностями по своей (доброй) воле.

    И повинности, с них поступавшие, управляющие церковными имуществами заносили в списки... а потом изо дня в день ухищрялись взимать с них больше и больше... В конце концов то, что было сделано по доброй воле и благочестию, обращалось во вред и в умаление состояния потомков. Третья причина, по которой многие стали крепостными, - это продажа, когда кто-либо, впав в бедность, говорил своему сеньору: «Вы мне дадите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым человеком».

    А иной раз отдавали, себя в крепостную зависимость, для того, чтобы оградить себя от других сеньоров или от вражды, некоторыми людьми к ним питаемой. По всем этим причинам и завелась личная крепостная зависимость, ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена выше названными стяжаниями.

    Есть и другие способы приобретения (крепостных), ибо существуют земли, которые имеют свойство делать людей недворянского рода, мужчин и женщин, в случае, если они проживут на них один год и один день, крепостными тех сеньоров, под властью которых они проживают; этот обычай не имеет впрочем, силы в области Клермона. Поэтому, если свободный человек там поселится, будет ли он проживать среди крепостных или в другом месте, он не теряет из-за этого своего свободного состояния.

    § 1452. Есть много состояний личной крепостной зависимости. Ибо одни из крепостных так подчинены своим сеньорам, что эти сеньоры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют над ними право жизни и смерти, могут держать их в заключении по своей воле - за вину или без вины - и никому за них не ответственны, кроме как одному Богу. 

    С другими обращаются более человечно, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых за их крепостное состояние. И лишь когда они умирают или женятся на свободных женщинах, все их имущество - движимое и недвижимое - переходит к сеньорам. 

    Ибо тот, кто женится на свободной, должен платить выкуп по усмотрению сеньора. И если (крепостной) умирает, нет у него наследника кроме сеньора, и дети крепостного ничего не получают, если не заплатят выкупа сеньору, как это сделали бы люди посторонние. Эти последние повинности носят у крепостных Бовэзи название мертвой руки и брачного. О других крепостных состояниях в чужих землях мы умолчим, ибо наша книга гласит об обычаях в Бовэзи.

    § 1457. Наши обычаи более вежливы по отношению к крепостным, нежели во многих других областях, ибо во многих других областях сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовэзи же с ними обращаются более человечно, ибо, при условии платы своим сеньорам положенных обычаем рент и подушного, они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров.

    Но нельзя им отказываться платить следуемое сеньору брачное, за исключением мест, пребывание в которых может дать им свободу, как например, в некоторых городах, всякий житель которых свободен в силу привилегии или обычая. Ибо, как только кто проведает, что его крепостной поселился в таком месте, он должен получить его обратно, если заявит на него в течение одного года и одного дня притязание, как на своего крепостного... Множество крепостных, тайно ушедших от своих сеньоров на жительства в такие места, получило свободу.

    § 1424. Четвертый способ отказа - это когда лично зависимый человек отказывается от своего сеньора, утверждая, что он свободен и должен быть свободен, или же утверждая, что он лично зависимый человек другого сеньора. Тогда против заявившего свой отказ утверждением, что он - свободный человек, сеньор, если он хочет уличить его в личной зависимости (от себя), должен вчинить иск перед сеньором, у которого (заявивший отказ) проживает.

    Если же тот признает себя лично зависимым человеком другого сеньора, должно вчинить иск в курии того сеньора, лично зависимым человеком которого он себя признает.

    § 1432. Тот, кто преследуется закрепощением, может избавиться от преследования следующими путями. Первый путь таков: сам серв и его мать всю свою жизнь были свободными людьми и не несли никакой крепостной повинности по случаю своего крепостного состояния... И тогда сеньор, который преследует этого серва, должен доказать, что мать матери данного лица была крепостной этого сеньора...


    «И наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих,
    тому, что сделали персты их» (Ис.2:8)

    Но если сеньор не может этого доказать, (серв) остается свободным, если только сеньор не приведет новых доказательств происхождения своего утверждения, так как по закону никто не имеет права сказать бывшему всегда свободным человеку: «Вы мой серв»; это следует доказать. Если же он не говорит о происхождении (крепостной зависимости) и не может доказать, что данный человек когда-либо платил ему крепостную подать, то его не следует слушать и данное лицо остается свободным.

    § 1433. Другое основание, по которому тот или иной человек может защитить себя от того, чтобы попасть в крепостную зависимость, - это, если он знает, что его мать, бабка или прабабка, будучи крепостными, получили свободу от лица, имеющего право давать эту свободу. Для доказательства достаточно представить письменное удостоверение от сеньора или живых свидетелей. Этого достаточно для того, чтобы человек оставался свободным.

    § 1434. Известно, что состояние личной крепостной зависимости передается через матерей, ибо всякое дитя, рожденное крепостной, считается крепостным, хотя бы отец его был человек свободный. Даже если отцом будет рыцарь, женившийся на крепостной, все дети, которых она будет иметь от него, наследуют ее крепостное состояние.

    § 1435. Третья возможность освободиться от закрепощения неучтивая; но мы ее должны были много раз выдвигать, защищая человека, которого хотят закрепостить, - это если серв говорит, что хочет доказать свое незаконнорожденное происхождение; если он может это доказать, он - вне крепостной зависимости.

    Доказательством незаконнорожденности является установление факта рождения человека до замужества матери или того факта, что его отец не был дома за 10 месяцев до его рождения и находился в чужих и дальних землях, не возвращаясь домой; это значит, что он не может быть сыном данного лица... Третьим доказательством незаконнорожденности является факт рождения ребенка через десять месяцев после смерти отца во время вдовства матери.

    И если человек докажет, что он незаконнорожденный, он остается свободным и живет по статуту незаконнорожденных. И пусть люди не думают, что рожденные вне брака, они что-либо выигрывают, так как незаконнорожденный не наследует ни звания отца, ни звания матери или семьи, ни состояния и ничего другого. А так как он не наследует ни их имущества, ни их положения, то он не должен наследовать и тяжких условий и тех податей, которые они обязаны платить сеньору.

    § 1436. Четвертым основанием для освобождения от закрепощения может служить тот факт, что данный человек является духовным лицом и принадлежал к духовному сословию в течение десяти лет на глазах и с ведома сеньора, который сейчас его преследует и который ранее этому не сопротивлялся, ибо достоин похвалы тот сеньор, который, видя, что его крепостной становится клириком, не протестует против этого...

    Если епископ делает духовным лицом моего человека помимо моей воли, я имею право потребовать возмещения ущерба за потерю этого человека и его имущества, переходящего в юрисдикцию епископа; ибо нет никакого сомнения, что я не могу забрать и присоединить к своему имущество клирика.

    § 1437. Лучше всего для того, кто хочет освободиться от крепостной зависимости, получить для этого подтверждение своей свободы от того суверена, от которого, зависит его сеньор; ведь если у меня есть крепостные, и я их освобожу без разрешения на то моего сеньора, я их теряю...


























    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (17.06.2016)
    Просмотров: 284 | Рейтинг: 5.0/1