Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Григорий Богослов - Гордыня и роскошь свойственно священникам ложным
    Григорий Богослов

    (329, Арианз - 389, Арианз) - архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из основателей Церкви, входит в число великих каппадокийцев.

    Ещё в своё время Григорий описывает плачевное нравственное состояние пастырей времен арианской смуты. Он жалуется на то, что епископы захватывали власть силой, что своими пороками и своей богословской беспринципностью они подавали отрицательный пример мирянам, что их строгость или снисходительность по отношению к народу диктовалась лишь собственными соображениями, а не соображениями пастырской пользы.


    «И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина, а от Меня
    удаляются. Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» (Ос.7:14)

    «С самого момента своего восшествия на престол он поступает не так, как те, которые недостойно захватывают какую-либо власть или наследство: он не впадает в гордыню от роскоши (епископской жизни). Последнее свойственно священникам ложным, (получившим сан) противозаконно и недостойным своего призвания, которые, приняв священство, ничего не привносят с собой, которые ни в чем не потрудились во благо, которые оказываются одновременно учениками и учителями благочестия и которые прежде, чем очистились сами, очищают других.

    Вчера святотатцы, а сегодня иереи; вчера отлученные от таинств, а сегодня тайноводцы; закореневшие в пороках и новички в благочестии; продукт человеческой милости, а не благодати Духа. Эти люди, повсюду пришедшие к власти при помощи насилия, в конце концов гнетут и само благочестие. Не благодаря их нравственности вверяется им сан, но благодаря их сану (другие верят в их) нравственность...

    Им скорее следует приносить жертвы за себя самих, чем за неведение народа; они непременно грешат в одном из двух: или, нуждаясь сами в снисхождении, бывают чрезмерно снисходительны, так что не пресекают порок, но учат ему, или строгостью своего авторитета прикрывают собственные дела».

    Григорий недоволен действиями мирских сильных мира сего в церковные дела; впрочем, он гораздо больше обеспокоен нетвердостью архиереев, которые становятся марионетками в руках людей, далеких от Церкви:

    «Из-за этого непосвященные становятся судьями преподобных, происходит новый беспорядок: в народных сборищах обсуждаются проблемы мистического богословия; из-за этого... подкупленные доносчики и заранее предрешенный суд. Одни несправедливо свергаются с престолов, вместо них возводятся другие, у которых требуют подписаться под нечестивым (исповеданием веры) как необходимого (условия для вступления на престол): и чернила уже готовы, и доносчик рядом.

    Многие из нас, даже самых твердых, подверглись этому... Я часто плакал, видя тогдашнее разлитие нечестия и ныне восставшее гонение на правое слово от (тех, кто должны были быть) защитниками Слова.

    Ибо поистине пастыри сделались бессмысленными, согласно написанному; множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой - я говорю о Церкви Божией, собранной многими трудами и жертвами, закланными до Христа и после Христа, и самими великими страданиями Бога ради нас.

    За исключением весьма немногих... все покорились обстоятельствам времени... Одни стали поборниками и покровителями нечестия, другие или заняли второстепенные места, или были поражены страхом, или порабощены нуждой, или уловлены ласками, или увлечены по невежеству...

    Может быть, извинительно для мирян оказаться подверженными всему этому... но как позволим такое учителю, который должен исправлять невежество других, если только это не ложный учитель?»

    Григорий критикует высших пастырей за то, что они, добравшись до власти в христианстве, всячески стремятся отвергать ответственность свою над народом, а насаждают своё деспотическое господство над массами, ставя себя в ранг святых:

    «Ибо не хвалю я того безобразия и бесчинства, которые у нас существуют, в том числе и между председателями на престолах... Наиболее святейший из всех существующих у нас чинов рискует стать наиболее осмеиваемым, ибо не добродетелью, но происками приобретается у нас председательство, и престолы занимаются не достойнейшими, но влиятельнейшими...

    Нет такого врача или художника, который не вникал бы сначала в природу болезней или не смешивал многих красок и не рисовал; зато легко отыскать предстоятеля Церкви: не потрудившись, не подготовившись к сану, едва посеян, как уже и вырос... В одночасье производим мы святых и приказываем быть мудрыми тем, кто никакой мудрости не учились...

    Надменный председательствует, поднимает бровь против тех, кто лучше его, не боится престола, не смущается, видя, что воздержник оказался ниже; наоборот, получив могущество, он думает, что стал мудрее, впрочем, думает ошибочно, так как власть лишила его способности рассуждать здраво».

    Григорий считал, что епископы его времени не стремятся к единству Церкви, стараются ввести нововведения с целью своего отделения Церкви, и отобрав паству и владения под свой контроль:

    «Одни из нас спорят о священных престолах, враждуя друг с другом, навлекая бесчисленные бедствия, и сами, становясь их жертвами... Другие же, разделившись на партии, возмущают Восток и Запад: начав Богом, кончают плотью. От этих борцов и у прочих появляются имена, и начинается битва: У меня бог - Павел, у тебя - Петр, а у него - Аполлос. Христос же напрасно пронзен гвоздями!»

    В стихах Григория содержится также немало обличений нравственного характера, подкрепленных шутливым описанием высшего пастырского быта:

    Григорий уже не сотрапезник земного царя, как прежде,

    Он не сделает и малой поблажки своему мешку,

    Не будет возлежать среди пирующих, потупленный и безмолвный,

    Едва переводя дыхание и пожирая пищу, подобно рабам...



    «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив
    естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга» (Рим.1:26-27)

    Не буду лобызать рук, обагренных кровью,

    Не буду касаться чьего-либо подбородка, чтобы добиться небольшой милости.

    На священный, именинный, похоронный или свадебный пир

    Не пойду с многочисленной свитой,

    Чтобы все или собственными челюстями истребить, или предоставить

    Сопровождающим - хищническим рукам Бриарея;

    И чтобы вечером отвести обратно нагруженный корабль - одушевленный гроб -

    Отправить домой отягощенное чрево;

    И чтобы, едва переводя дыхание от пресыщения, спешить на новое обильное застолье,

    Не успев разрешиться от бремени предыдущего пиршества».



    Григорий прекрасно понимал, что даже если лишить сомнительных архиепископов их сана, то на их место нет возможности поставить кого-либо лучшего кандидата. Тем более трудно в короткие сроки подготовить достойных священнослужителей. У него складывалось мнение, что в священные степени возводят, кого попало, лишь бы заполнить вакантные места:


    Двоедушные, служащие переменчивому времени

    «...Всем открыт вход в незапертую дверь, и кажется мне,
    Что слышу глашатая, который стоит посреди и взывает:
    «Идите сюда, все злодеи, отребье общества,
    Чревоугодники, толстожилые, бесстыдные, наглые,
    Пьяницы, бродяги, сквернословы, щеголи,
    Лжецы, обидчики, нарушители клятв,
    Обкрадывающие народ, на чужое имущество безнаказанно
    Налагающие руки, убийцы, обманщики, неверующие…
    Двоедушные, служащие переменчивому времени,
    Полипы, принимающие цвет камня, на котором живут...
     Приходите смело! Для всех готов широкий престол!


    Приходите, приклоняйте юные шеи под простертые десницы,
    Которые благосклонно простираются над всеми, даже не желающими...
    Великое чудо! Саул не только не чужд благодати, но и пророк!
    Итак, никто - ни земледелец, ни плотник, ни кожевник,
    Ни охотник, ни занимающийся кузнечным делом -
    Никто не оставайся вдалеке и не ищи себе другого путеводителя к Богу:
    Лучше ведь самому начальствовать, чем подчиняться начальнику.
    Пусть один бросит из рук большую секиру, другой - рукоять плуга,
    Третий - мехи, четвертый - копье, пятый - щипцы,
    И все - сюда! толпитесь у божественного престола,
    Теснясь и тесня других!..
    Кто пишет копию картины, тот сначала ставит перед собой подлинник,
    А потом и копия принимает на себя образ оригинала;
    Но кто смотрит на вас, тот пойдет в противоположную сторону.
    И это единственная польза от вашей порочности!»



    «Ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови» (Прит.1:16)


    В своих стихах он утверждает, что если так и далее будет продолжаться, то неминуемо ждёт наказание, которое ждет недостойных клириков на Страшном Суде, вспоминая о гибели Содома:


    Остановитесь, друзья! Прекратим упражняться в нечестии!

    «Остановитесь, друзья! Прекратим упражняться в нечестии!
    Почтим, наконец, Бога, святыми жертвами!
    И если мы убеждены, извлечем пользу из сказанного мною;
    Если же слово мое и седину мою покрывает наглость юнцов,
    Или тех ворон, которые громко и безумно накликают на меня тучу,
    То свидетельствуюсь рукой бессмертного Бога и страшным днем…
    Что я им не сопрестольник, не сотрудник,
    Не собеседник, не спутник ни в плавании, ни в дороге.
    Но пусть идут они своим путем, я, же тем временем
    Буду искать себе Ноев ковчег, чтобы в нем спастись от страшной погибели,
    Потом же избежать, пребывая вдали от злых,
    И попалившего Содом горького и невыразимого дождя».

    Характерно, что труды Григория Богослова признается верующими более поздних веков как пророческое предупреждение всем будущим поколениям священнослужителей, однако все его слова в совершаемых действиях набожных существ были проигнорированы, что, конечно же, участь таких пастырей была предрешена.

















    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (25.06.2016)
    Просмотров: 201 | Рейтинг: 5.0/1