Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ [164]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » 2. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН » ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ

    Гуго Примас Орлеанский - Ложь и злоба миром правят
    Гуго Примас Орлеанский

    (около 1093 - около 1160) - поэт-вагант XII века, самый ранний из известных по имени. Уроженец Орлеана, примас пользовался громадной известностью, одно время учительствовал, но большую часть жизни провел в скитаниях. Последним его пристанищем оказались Британские острова. По мнению немецкого исследователя Карла Лангоша, примас оказал влияние на многих вагантов, в том числе и на Архипиита Кельнского.

    Вместе со своим младшим современником Архиипиитой Кёльнским открыл новую эпоху в латиноязычной поэзии. Большинство стихотворений Примаса Орлеанского написаны нарочито сниженным языком, описывают бытовые ситуации (нужду, получение подарков, посещение блудниц), наполнены темпераментными обличениями и прямыми оскорблениями.


    «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим
    не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис.5:8)


    Ложь и злоба миром правят

    «Ложь и злоба миром правят.
    Совесть душат, правду травят,
    Мертв закон, убита честь,
    Непотребных дел не счесть.
    Заперты, закрыты двери доброте,
    Любви и вере.
    Мудрость учит в наши дни:
    Укради и обмани!

    Друг в беде бросает друга,
    На супруга врет супруга,
    И торгует братом брат.
    Вот какой царит разврат!
    «Выдь-ка, милый, на дорожку,
    Я тебе подставлю ножку», -
    Ухмыляется ханжа,
    Нож за пазухой держа.
    Что за времечко такое!
    Ни порядка, ни покоя,
    И Господень Сын у нас
    Вновь распят, - в который раз!»


    Богатый и нищий

    «Нищий стучится в окошко:
    «Дайте мне хлебца немножко!»
    Но разжиревший богач
    Зол и свиреп, как палач.
    «Прочь убирайся отсюда!..»

    Вдруг совершается чудо:
    Слышится ангельский хор,
    Суд беспощаден и скор.
    Нищий, моливший о хлебе,
    Вмиг поселяется в небе.

    Дьяволы, грозно рыча,
    В ад волокут богача.
    Брюхо набил себе нищий
    Лакомой райскою пищей -
    У богача неспроста
    Слюнки текут изо рта.

    Нищий винцо попивает,
    Бедный богач изнывает:
    «Хоть бы водицы глоток!..»
    ...Льют на него кипяток».



    Изгнание из больницы капитула

    «Был я некогда богатым
    И любимым всеми братом,
    Но, от старости горбатым
    Став, не стал уж тороватым.
    Оказавшись виноватым
    И проклятыми проклятым,
    Состою теперь за штатом;
    Сплю на ложе жестковатом,
    А питаясь с недохватом,
    Стал и грязным и лохматым.



    «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
    И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:13)


    Изгнан был я капелланом -
    Окаянным и поганым
    И жестоким стариканом,
    Породнившимся с обманом,
    Словно был он басурманом
    Или сущим Дацианом.

    Он любил меня сначала,
    Затаив корысти жало,
    А когда моих не стало
    Денег, то любовь пропала,
    Злоба восторжествовала,
    И, узнавши зла немало,
    Выгнан был Примас усталый.

    Он казался мне примерным
    И шептал мне лицемерно,
    Обольщенный денег скверной:
    «Брат мой, друг тебе я верный!»

    Все отдав ему в угоду,
    Я в дурное время года
    Выгнан был не на свободу,
    А на муки и невзгоду
    В холод, дождь и непогоду.

    Непогоде на мученья
    Отдан я без сожаленья
    За грехи и преступленья.
    Как Иуда, без сомненья,
    Я достоин удавленья:
    Хору вашему служенье
    Предал я, и в заблужденье
    Предпочел я униженье
    Истинному наслажденью.

    Я ведь сам тому предался,
    Кто мерзавцем оказался;
    Я же с жизнью распрощался,
    По своей вине попался
    И до гибели добрался.

    Быть разумным не умея,
    Глубоко погряз во зле я.
    Сам себе сломил я шею,
    Вздумав, что, больных жалея,
    Хворым помогу в беде я,
    Взяв одежду победнее.
    В этой горестной затее
    О небес забыл царе я!

    Грешен я, но, ради Бога,
    Не судите меня строго!
    И до смертного порога
    Горьких слез пролью я много.

    Горько плачу и рыдаю,
    Но не тщетно я стенаю,
    Вашу доброту всегда я
    С умиленьем вспоминая.
    О, Примаса участь злая,
    Я о ней не забываю!
    Но пускай и навсегда я,
    Днесь отверженный, страдаю, -
    Се, на вас я уповая,
    В нищете не унываю.



    «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники,
    ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники» (1Кор.6:9)


    Бедности влачу я долю:
    Белый свет - мне дом и поле,
    И оттоле и дотоле
    Все брожу я поневоле.
    Был богатым я доколе, -
    Говорил, шутил я вволю
    И острил я не без соли;
    Но теперь для этой роли
    Нищий не годится боле.

    Где я пищу раздобуду?
    Ждать ее от клира буду,
    Ибо ввек я не зубуду
    Муз, Гомера и пребуду
    Их поклонником повсюду.
    Но ищу еды покуда,
    Я боюсь, что будет худо:
    Покажусь я вам занудой,
    Буду прогнан и отсюда.

    Облегченье как найду я?
    Но к мирянам не пойду я.
    Мало ем и мало пью я,
    Брюха сытостью не вздую:
    Пищу я люблю простую,
    И немногого ищу я;
    Но, коль с голоду помру я,
    Обвинить вас не миную.

    Но вы знаете ли, братья,
    Иль имеете ль понятье
    О моем от вас изъятье?
    Расскажу, не стану врать я,
    Коль не заслужу проклятья.

    Братия ответствует:
    Будет это всему клиру
    Сладостней, чем слушать лиру.

    Выгнан был хромой несчастный
    Из обители прекрасной,
    Словно вор иль враг опасный,
    Был избит вожжой ужасной!
    Гнал его от злобы красный
    Паламед Вильгельм всевластный,
    Ганимед - распутник страстный.

    Брат расслабленный, увечный,
    Истомленный болью вечной,
    Мог бы принят быть сердечно:
    Скромен был он безупречно,
    Провинившись лишь беспечно.
    Но его бесчеловечно
    В грязь втоптали бессердечно.

    Выбросили в грязь хромого
    Брата и лишили крова!
    Крик услышал я больного
    И пошел на помощь снова, -
    И тогда меня сурово
    Выкинули чуть живого.



    «При начале всякой дороги устроила себе возвышения, позорила красоту твою и раскидывала
    ноги твои для всякого мимоходящего, и умножила блудодеяния твои» (Иез.16:25)


    Вместе с братом очутился
    Я в грязи, и с ним томился:
    И, хоть я к добру стремился,
    Грешником для всех явился.

    Вместе были со злодеем
    Хананеи с хананеем,
    Фарисеи с фарисеем!
    Кроме Бога, не имеем
    Мы защиты и не смеем
    Мнить, что горе одолеем.

    Плакал я один, и щеки
    Заливали слез потоки,
    Потому что был жестоко
    Мучим старец одинокий.

    Плакал, видя, что блюститель
    Осквернил свою обитель:
    Он был девок развратитель,
    Матерей и жен губитель,
    Нищих яростный гонитель!

    Вы его не уличите ль,
    Что им выгнан, как грабитель,
    Старый был его сожитель?
    Всякий слышал местный житель:
    Старец плакал, как проситель!

    Но, страдая от недуга,
    Одиночества, испуга,
    Он от севера до юга
    Ни священника, ни друга
    Не нашел себе в услугу!

    Я один промолвил смело,
    Что недолжное терпело
    Старика больное тело;
    И меня за это дело
    Выгнали остервенело.

    Меня выгнали, прогнали,
    Возвращаться запрещали,
    Пить и есть мне не давали:
    Капеллану потакали.

    Все дары, что в храм влагали, -
    Паламеду отдавали,
    Ганимеду уделяли
    Иль племяннику вручали;
    Певчие же без печали
    Негодяя восхваляли.

    Братья, вот мое желанье:
    Дайте мне вы обещанье
    Не солгать в своем признанье
    О Примасовом страданье:
    Заслужил ли величанье
    Иль, напротив, оплеванье -

    «И после всех злодеяний твоих, - горе, горе тебе! говорит Господь Бог, - ты построила себе
    блудилища и наделала себе возвышений на всякой площади» (Иез.16:23-24)


    Злой старик без состраданья,
    При своем высоком званье
    Полный мерзкого желанья,
    Осудивший на изгнанье
    И лишивший пропитанья
    Тех, кто славное призванье
    Заслужил и почитанье,
    Всему свету в назиданье?»






















    Категория: ОТКРОВЕНИЯ О НАКАЗАНИИ | Добавил: admin (03.07.2016)
    Просмотров: 8602 | Рейтинг: 5.0/2