Иоахим Флорский
(Челико, ок. 1132 - Сан-Джованни-ин-Флоре, Калабрия, 30 марта 1202) - итальянский цистерцианский монах, прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма, яркий мыслитель философского направления.
Главная же идея произведений Иоахима Флорского, состоит в том, что, по его мнению, после царства Отца и Сына наступит век, или царство исполнения во Святом Духе. Исходя из того, что мир был сотворен по образу Бога Отца, Сына и Святого Духа, Иоахим и все течение мировой истории разделил на три периода, три состояния – состояния Церкви.
Первое состояние было временем под Законом, временем Бога Отца; второе есть время Сына – Христа, время благодати, которое ныне приближается к своему закономерному концу. Третье же время – это время Святого Духа и оно скоро готово наступить, и будет оно продолжаться до суда. В этом последнем состоянии, веке-времени, по толкованию Иоахимом Апокалипсиса, исполнится то, о чем сказал еще Христос: «Я имею еще многое сказать вам, но вы не можете теперь вмещать этого».
Церковь очистится, обновится, а инструментом обновления, которым Бог воспользуется при очищении испорченной Церкви, или века Святого Духа, явится чистых людей. Здесь Иоахим говорит об ордене parvuli - бедных мнениями, но богатых верою проповедников, об ордене, который благодаря многолетним, в глубоком уединении научным занятиям своих членов, созревавшим постепенно в молитвенных размышлениях, возобладает, наконец, над всеми и будет трудиться во имя обновления церкви, возвещая людям истинное Евангелие.
Такое очищение Церкви стало, по мнению Иоахима, необходимым по той причине, что Церковь, главным образом из-за пагубного управления пап, стала совершенно мирской, «плотской», стала организацией, «логовищем блудниц и вертепом разбойников», хотя Бог еще и сохранил в ней дом благословения и благодати.
«Вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами»
(Исх.33:5)
Духовенство, указывал Иоахим, вследствие своей порочной жизни, повсеместно подвергается презрению; прелаты есть не кто иные, как прелюбодеи и наемники, а тот, кто отправляется в Рим, пусть знает, что он попадет в среду разбойников. Рим Иоахим Флорский также характеризует весьма нелицеприятно.
Рим он называет городом христианского развращения, который есть источник всех мерзостей в христианстве; с Рима, по Иоахиму, и должен начаться божественный суд. В определенное время придет антихрист, который вступит в борьбу с Христом и его церковью. Для более конкретного определения времени трех мировых периодов–состояний Иоахим использовал биографию-хронологию жизни Иисуса Христа, которая изложена в Евангелии от Матфея и в которой исчисляются «сорок два рода» от Авраама до Христа (Матф.17).
Иоахим Флорийский писал: «Я видел ангела, несущегося через середину небес, и дано ему Вечное Евангелие. Евангелие буквы упразднится, чтобы дать место этому новому Евангелию Духа, ибо буква убивает, дух же живет».
С третьим периодом Иоахим Флорский связывал установление действительного царства Божьего на земле, призывая верующих отречься от всех бесчеловечных идей католицизма.
«Мир ругается и гибнет. Нам надлежит предупредить о наступающей войне.
Нам надлежит взойти на сторожевые высоты гор и, заметив врата, ждать знак. Вам надлежит, услышав этот знак, бежать в безопасные места. Пусть мы плохие часовые, но мы задолго извещаем вас о приближающейся войне.
Вы же, если достойные воины Христа, отвергните дела мрака и облекитесь в оружие света. Мы же, если воздержимся от трудного звука, будем виновны в пролитии вашей крови. Вы же, если пренебрежете оружием, погибнете по собственной вине».
За этим должен был следовать период потрясений, а затем церковь должна была заново возродиться.
Популярная в эпоху Средневековья хилиастическая доктрина Иоахима Флорского имела значительное число приверженцев из числа христианского населения Западной Европы, в том числе духовного звания, и отличалась тем, что будущее окончательное состояние церкви, а с ней и всего рода человеческого, состояние ее полного торжества на земле виделось как царство, или век Духа Святого.
Идеи аббата Иоахима Флорского, широко воспринятыми религиозными мечтателями и фантазерами, впоследствии превратилась в действенную, весьма эффективную социально-политическую силу, революционную идеологию низов. В «еретических» движениях мировоззрение обильного действия Духа Святого в сердцах верующих людей, с явлением справедливого, равноправного общества, соединившись с общественными мотивами, и превратилась в революционное движение угнетенных масс.
Его действия и идеи других «еретических» движений, призывавших к свержению эксплуатации человека человеком, это всё и способствовало кризису феодально-рабовладельческого устройства Европы, что и требовало впоследствии искать другие формы более человеческого государственного и социального управления.
|