Поэзия вагантов
Доброе, старое время
«Вершина знаний, мысли цвет, - таким был университет. А нынче, волею судеб, он превращается в вертеп.
Гуляют, бражничают, жрут, книг сроду в руки не берут, для шалопая-школяра ученье - вроде бы игра.

Встретились два христа в обсуждении приватизации душ человеческих
В былые дни такой пострел всю жизнь над книжками потел, и обучался он - учти - до девяноста лет почти.
Ну, а теперь - за десять лет кончают университет и в жизнь выходят потому не научившись ничему!
При этом наглости у них хватает поучать других. Нет! Прочь гоните от дверей таких слепых поводырей.
Неоперившихся птенцов пускают наставлять юнцов! Барашек, мантию надев, решил, что он ученый лев!
Смотри: сидят, упившись в дым, Григорий и Иероним и, сотрясая небеса, друг друга рвут за волоса.
Ужель блаженный Августин погряз в гнуснейшей из трясин? Неужто мудрость всех веков свелась к распутству кабаков?!
Мария с Марфой, это вы ль? Что с вами, Лия и Рахиль? Как смеет гнилозубый хлюст касаться чистых ваших уст?!
О добродетельный Катон! Ты - даже ты! - попал в притон и предназначен тешить слух пропойц, картежников и шлюх.
То гордый дух былых времен распят, осмеян, искажен. Здесь бредни мудростью слывут, а мудрость глупостью зовут!
С каких же, объясните, пор ученье - блажь, прилежность - вздор? Но если названное - тлен, что вы предложите взамен?!
Эх, молодые господа, побойтесь Страшного суда! Прощенья станете просить - да кто захочет вас простить?!»
Кабацкое житье
«Хорошо сидеть в трактире. А во всем остатнем мире - скука, злоба и нужда. Нам такая жизнь чужда. Задают вопрос иные: «Чем вам нравятся пивные?» Что ж! О пользе кабаков расскажу без дураков.

- Да убей его, тут все так делают
Собрались в трактире гости. Этот пьет, тот - жарит в кости. Этот - глянь - продулся в пух, у того - кошель разбух, Всё зависит от удачи! Как же может быть иначе?! Потому что нет средь нас лихоимцев и пролаз.
Ах, ни капельки, поверьте, нам не выпить после смерти, и звучит наш первый тост: «Эй! Хватай-ка жизнь за хвост!..» Тост второй: «На этом свете все народы - Божьи дети. Кто живет, тот должен жить, крепко с братьями дружить.
Бахус учит неизменно: «Пьяным - море по колено!» И звучит в кабацком хоре третий тост: «За тех, кто в море!» Раздается тост четвертый: «Постных трезвенников - к черту!» Раздается пятый клич: «Честных пьяниц возвеличь!»
Клич шестой: «За тех, кто зелье предпочел сиденью в келье и сбежал от упырей из святых монастырей!» «Слава добрым пивоварам, раздающим пиво даром!» - всею дружною семьей мы горланим тост седьмой.
Пьет народ мужской и женский, городской и деревенский, пьют глупцы и мудрецы, пьют транжиры и скупцы, пьют скопцы и пьют гуляки, миротворцы и вояки, бедняки и богачи, пациенты и врачи.
Пьют бродяги, пьют вельможи, люди всех оттенков кожи, слуги пьют и господа, села пьют и города. Пьет безусый, пьет усатый, лысый пьет и волосатый, пьет студент, и пьет декан, карлик пьет и великан!
Пьет монахиня и шлюха, пьет столетняя старуха, пьет столетний старый дед, - словом, пьет весь белый свет! Всё пропьем мы без остатка. Горек хмель, а пьется сладко. Сладко горькое питье! Горько постное житье...».
Отповедь клеветникам «Хуже всякого разврата - оболгать родного брата. Бог! Лиши клеветников их поганых языков.

«О, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным» (Иез.22:3)
Злобно жалят, словно осы, их наветы и доносы, ранит грудь, как острый нож, омерзительная ложь. Про меня - о, я несчастный! - распустили слух ужасный, будто я неверен той, что сверкает чистотой!
Как могу я быть неверен той, с которой я намерен, в единенье двух сердец, встать хоть нынче под венец?! Сей поклеп невероятен! На душе моей нет пятен! Я Юпитером клянусь, что немедленно женюсь!
Никогда - ни сном, ни духом, - вопреки коварным слухам, мой чистейший идеал, я тебе не изменял! Я клянусь землей и небом, Артемидою и Фебом, всей девяткой дружных муз, что незыблем наш союз.
Я клянусь стрелой и луком: пусть любым подвергнусь мукам, пусть в геенну попаду - от тебя я не уйду! В чем секрет столь жгучей страсти? В чем причина сей напасти? Очевидно, в том, что ты - воплощенье красоты.
С чем сравнить тебя я вправе? Ты - алмаз в златой оправе. Твои плечики и грудь могут мир перевернуть. Ты - редчайший самородок! Носик, губки, подбородок, шейка дивной белизны для лобзаний созданы.
Нет! Покуда мир не рухнет или солнце не потухнет, изменять тебе - ни-ни! Ты сама не измени!»

|