Послание Евтихия папе Вигилию
(ок. 512 - 5 апреля 582) - патриарх константинопольский
Родился в селении, носившем название «Божественное», во Фригийской области. Его отец, Александр, был воином, а мать, Синесия, была дочерью священника августопольской церкви Исихия. Евтихий получил первоначальное образование и христианское воспитание от своего деда-священника. В возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования.
В 552 году Евтихий был возведён на патриаршиство.
Послание к папе Вигилию:
«Зная, сколько благ доставляет мир Божий, охраняющий сердца и помышления верных и соединяющий их во едино, дабы они в деле исповедания правой веры и исполнения заповедей Божиих мудрствовали одно и тоже, и приближающий Бога к тем, которые единодушно соглашаются на то, что истинно.
И потому стараясь сохранить единение с апостольскою кафедрою, мы делаем известным вашему блаженству, что мы всегда хранили и храним веру, от начала преданную великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам, и ими проповеданную во всем мире и изъясненную святыми отцами, и особенно теми, которые собирались на четырех святых соборах, которым мы во всем и всецело следуем и которых приемлем; а именно: (приемлем) триста осьмнадцать святых отцев, которые собирались в Никее и изложили святой символ или учение веры и низложили нечестие Ария и тех, которые мудрствовали или мудрствуют одинаково с ним.
«Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих» (Лев.18:24)
Приемлем и сто пятьдесят святых отцев, собиравшихся в Константинополе, которые изъяснили то же святое учение и раскрыли (учение) о божестве Святаго Духа, и осудили ересь Македония, возставшаго на Духа Святаго, и нечестиваго Аполлинария, вместе с теми, которые мудрствовали или мудрствуют одинаково с ними. Приемлем также и двести отцев, собиравшихся на первом ефесском соборе, которые во всем следовали тому же самому символу или учению и осудили нечестиваго Нестория и его нечестивое учение и тех, которые одинаково с ним когда-либо мудрствовали или мудрствуют.
Кроме того, приемлем и шесть сот тридцать святых отцев, собиравшихся в Халкидоне, которые и сами всецело соглашались с тремя вышеупомянутыми соборами и следовали вышеупомянутому символу или учению, изложенному триста осьмнадцатью святыми отцами и изъясненному ста пятидесятью святыми отцами, и предали анафеме дерзавших провозглашать или излагать или передавать святым Божиим церквам иной символ, кроме вышеупомянутаго, - осудили и предали анафеме и Евтихия и Нестория и нечестивое их учение и всех, одинаково с ними мудрствовавших или мудрствующих.
После таких событий мы объявляем, что хранили и храним все, что решено и определено вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами; потому что четыре вышеупомянутые святые собора, хотя и в разныя времена были открываемы, однакоже сохранили и провозгласили одно и тоже исповедание веры. Приемлем и храним и послание председателей апостольской кафедры римской, как прочих, так и святой памяти Льва, в которых они писали о правой вере и о четырех святых соборах или об одном из них.
Итак, сохраняя прежде и теперь все вышеупомянутое и будучи согласными в этом между собою, мы вынуждены собраться по делу о трех главах, по поводу которых возник между некоторыми вопрос. Посему мы и просим, - под председательством вашего блаженства, спокойно и со священническою кротостью, пред святым евангелием, - рассмотреть и обсудить эти главы и положить решение этому вопросу такое, какое угодно Богу и согласно с тем, что определено четырьмя святыми соборами.
Ибо для большего водворения мира и согласия в церквах необходимо, по прекращении всякаго раздора, соблюдение полнаго уважения к святым четырем соборам и неприкосновенное хранение того, что ими определено. Под этим я, здравый о Господе, и подписался. Помолись за нас, святейший и блаженнейший брат!
Я, Евтихий, Божиею милостию епископ константинополя, новаго Рима, подписался под всем вышенаписанным».
|