Пейре Карденаль
Пейре Кардиналь - (1180-1278) - был родом из города Ле-Пюи-Нотр-Дам; он был сыном рыцаря. Отец отправил его еще мальчиком в каноникат Ле-Пюи для изучения наук, Пьер хорошо пел и читал. Когда он вошел в мужской возраст, то был пленен суетностью этого мира, при этом видя себя жизнерадостным, красивым и юным. Его голова была набита прекрасными идеями, и он сочинял замечательные стихи.
В своих сирвентесах он пел не о любви, а об упадке нравов, о развратных церковниках, о ненавистных французских захватчиках. Он пел против пришедшей в упадок аристократии, взяточников, вульгарных дам, Церкви, которая грабила и разрушала все на своем пути. Боясь быть самому обвиненному в ереси, Карденаль воспевал истинного Бога и в своих песнях рассказывал о борьбе Добра и Зла.
«Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает»
(Иер.2:11)
Всем суждено предстать на Страшный суд
«Всем суждено предстать на Страшный суд, - И сирвентес тому хочу сложить, Кем был я сотворен и пущен жить, - Пускай мои стихи меня спасут И от кромешного избавят ада! Я Господу скажу: «Ужели надо, Перетерпев при жизни столько бед, В мучениях держать за все ответ?»
Блаженных сонмы дерзостью сочтут О воле всемогущего судить, Но я, речей не обрывая нить, Все выскажу, уста мне не замкнут! Какая вседержителю отрада Прочь от себя гнать собственное стадо? Пускай и грешник по скончанье лет Увидит Божьей благодати свет.
Пусть от усопших рай не стерегут - Ворота настежь надо бы открыть, Пришельцев же улыбкою дарить. Апостол Петр хоть свят, да слишком крут! К чему красоты царственного града, Коль кара ждет одних, других - награда? Хоть царь царей и славою одет, На ропот мой молчать ему не след.
Ад сатанинский несказанно лют, Его давно бы надо упразднить, И ты, владыка, властен так решить - Освободи ж туда попавший люд! Тогда чертей бессильная досада Заставит нас смеяться до упада. Пусть Сатана не ведает побед И дел его исчезнет самый след.
Вот я стою, земной окончив труд. На Господа привык я уповать: Пускай земные муки мне дадут Хоть адских мук за гробом не узнать! А коль не так, зачем же вся надсада Работнику земного вертограда? Нет, поверни мне вспять теченье лет, Чтоб вовсе не рождался я на свет.
В ад низвергать - ни смысла в том, ни лада, То грех, Господь, то дьявола привада. На грозный приговор скажу в ответ: Знать, и в суде Господнем правды нет! Ты, Приснодева, нам во всем ограда, И сына умолить ты будешь рада: Да обретают рай и внук, и дед, - Сам Иоанн да будет им сосед!»
Бог держит свой лук натянутым
«У меня есть все причины радоваться, Быть счастливым и весёлым, Петь, читать стихи, И создать сирвенту, Так как Верность победила Лицемерие: Мне сообщили, что не кто иной, Как самый гнусный из предателей Утратил свою силу и свою мощь.
«У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя»
(Иез.22:7)
Так как Бог правдив, Бог воздаёт, воздаст и воздавал Должное доблестным и дурным, И милосердие по их собственному закону, Так как уплатят все - И обманутый, и обманщик, Подобно Авелю с его братом. Предатели будут уничтожены, А преданные приняты с радостью.
Я молю Бога, чтобы он ниспровергал предателей, Низвергал и унижал, Как он это сделал с Альгэ, Так как они занимались наихудшим промыслом. И вот ещё что хорошо известно: «Предатель хуже, чем вор», И так же, как можно сделать Из послушника монаха с тонзурой, Из предателя делают повешенного.
В том, что касается волков и овец, Я вижу, что овцы более многочисленны, И на ястреба, который рождается, Есть тысяча куропаток, говоря по правде, которую я вам должен; Поэтому известно, Что убийца и вор Не нравится настолько Богу-Отцу И что он не любит настолько его потомство, Как потомство маленьких людей.
Может в достатке иметь доспехи, Серых и гнедых коней, Башни, стены и дворец, Могущественный человек, лишь бы он отступился от Господа. Стало быть, совсем утратил разум Тот, кому кажется, Что захватив что-либо из чужого имущества, Он должен достичь своего спасения, И что Бог ему даст, потому что он украл.
Так как Бог держит свой лук натянутым, И он стреляет, где он должен стрелять, И он наносит удар, который он должен нанести: Каждый имеет то, что он заслужил, Согласно своему пороку или добродетели».
Клирик ядовит и злобою смердит
«Хоть клирик ядовит И злобою смердит, А в пастыри глядит, - Он за одежды чтим. Смекнул же Изенгрим: Овечью шкуру надо - И псам сторожевым Не уберечь их стада. В овцу преображен, В овечий влез загон И всласть наелся он, - Вот тем и поп силен!
«Проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью»
(Пс.105:38)
Наш император мнит, Что всюду он царит, Король свой трон хранит, А граф владычит с ним И с рыцарством своим, - Поп правит без парада, Но поп неодолим, Нет с этим вором слада. Поповский трон - амвон, И под церковный звон Даятель обольщен, А поп обогащен.
Тем выше он сидит, Чем меньше башковит, Тем больше лжет и мстит, Тем меньше укротим, Тем больше риска с ним. Попы - не Церкви чада: Враги один с другим, Они - исчадье ада. Попами осквернен Всевышнего закон, - Так не был испокон Господь наш оскорблен.
Поп за столом сопит, - Уже настолько сыт! - А сам на стол косит, В жратве неудержим, Тревогой одержим, Что жирная услада Сжуется ртом чужим. Да для какого ляда, Не зван, не приглашен, За стол к нам лезет он?! Для нищих есть канон, Вот, получай - и вон!»
|