Уильям Оккам
(родился ок. 1285, Оккам, графство Суррей - умер 1347, Мюнхен) - английский философ, монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Учился в Оксфорде, но так и не получил степень магистра. Когда позже он стал известен, его называли «более чем утонченным Доктором».
Ушел из Оксфорда в 1321 году. Вскоре, он присоединился к монашескому ордену, и ввязался в полемику своего времени. Как политический писатель Оккам выступал против претензий папы на светскую власть, против абсолютизма церковной и светской власти; отстаивал принцип «евангелической бедности», предвосхитив во многом идеи Реформации.
Его труды очень быстро привлекли к себе внимание, и уже в 1324 году он был вызван на слушания в папскую резиденцию в Авиньене. Его обвинили в ереси. Знаменитая «бритва Оккама» показывает, что его действия направлены, чтобы срезать всё лишнее, и «не умножать сущностей сверх необходимых», как раз выражает принцип экономии мышления.
В ряде сочинений он вступил в открытую полемику с папой римским. Отвергал идею светской власти папы, и даже авторитет папы в вопросах веры полагал вторичным перед авторитетом мнения общины самих верующих. Папа Климент VI называл Уильяма Оккама «ересиархом, князем еретиков».
«Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их»
(Ис.59:7)
Одним из значимых особенностей учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. По его утверждению Бог не связан никакими физическими или человеческими законами: Бог в силе оправдать любого человека, который, в своих деяниях, отвратился от насаждаемого католическими клерикалами «христианского» учения, но продолжая, следуя законам совести, посвящать свою жизнь в труде в среде народа.
Его действия затронули религиозные круги католичества, и в 1324 римский понтифик Иоанн XXII призвал Оккама в Авиньон, чтобы тот ответил на предъявленное ему обвинение в ереси. Конечно же, Оккам не был официально осужден, однако папская курия отвергла все его тезисы, заимствованные из его сочинений, в том числе его учение об оправдании человека Богом.
В 1328 Оккам был отлучен от католической организации, что не сильно его расстроило, но ему пришлось бежать из Авиньона и искать убежища у светского германского короля Людвига Баварского, который враждовал с папством. В Германии он написал трактаты о религиозности и государстве, отрицая самодержавную власть папы и выступая в поддержку независимости светских правителей от папского трона. Принимая концепцию того, что папа римский обязан участвовать в решении духовных вопросов, утверждая, что у папы следует отобрать господство, и обязать его нести ответственность перед обществом.
В последние годы жизни Оккам постарался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 или 1350.
«Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры».
«Бог ничем не может быть обязан, и поэтому что Бог хочет, то справедливо».
«Напрасно пытаться посредством большего делать то, что может быть сделано посредством меньшего».
«Мы не должны принимать какое-либо положение как не подлежащее обоснованию, если только это не логический вывод, или нечто, проверенное на опыте, или же благочестивое предписание, требующее от нас поступать именно так, а не иначе...».
«...Никакое постановление папы не есть мерило веры... но лишь священное писание... суть мерила нашей веры...».
«Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры...».
|