Вальтер Шатильонский (ок.1135, Лилль - ок.1200, Амьен) - французский поэт и богослов XII века. Поэт-клирик. Учился в Париже и в Реймсе, в Реймсе же был каноником, затем состоял на службе ирн дворе Генриха II. По заданию французского короля в 1166 г. отправился с особым поручением в Англию. Преподавал в монастырской школе в Шатильоне, изучал право в Болонье, совершил паломничество в Рим. Одна из главных тем Вальтера - обличение духовенства.
«Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? » (Иер.5:28)
Обличение Рима
«Обличить намерен я лжи природу волчью: Часто, медом потчуя, нас питают желчью, Часто сердце медное златом прикрывают, Род ослиный львиную шкуру надевает.
С голубиной внешностью дух в разладе волчий: Губы в меде плавают, ум же полон желчи. Не всегда-то сладостно то, что с медом схоже: Часто подлость кроется под атласной кожей.
Замыслы порочные скрыты речью нежной, Сердца грязь прикрашена мазью белоснежной. Поражая голову, боль разит все тело; Корень высох – высохнуть и ветвям приспело.
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерною - Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует цапствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая
Рим и всех и каждого грабит безобразно; Пресвятая курия - это рынок грязный! Там права сенаторов продают открыто, Там всего добьешься ты при мошне набитой.
Кто у них в судилище защищает дело, Тот одну лишь истину пусть запомнит смело: Хочешь дело выиграть - выложи монету: Нету справедливости, коли денег нету.
Есть у римлян правило, всем оно известно: Бедного просителя просьба неуместна. Лишь истцу дающему в свой черед дается - Как тобой посеяно, так же и пожнется.
Лишь подарком вскроется путь твоим прошеньям. Если хочешь действовать - действуй подношеньем. В этом - наступление, в этом - оборона: Деньги ведь речистее даже Цицерона.
Деньги в этой курии всякому по нраву Весом, и чеканкою, и сверканьем сплава. В Риме перед золотом клонятся поклоны, И уж, разумеется, все молчат законы.
Ежели кто взяткою спорит против права - Что Юстиниановы все ему уставы? Здесь о судьях праведных нету и помина - Деньги в их суме - зерно, а закон - мякина.
Алчность желчная царит в Риме, как и в мире: Не о мире мыслит клир, а о жирном пире; Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут порядка, И серебряную чтят марку вместо Марка.
«И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их» (Иез.16:50)
К папе ты направился? Ну так знай заране: ты ни с чем воротишься, если пусты длани. Кто пред ним с даянием появился малым, - взором удостоен он будет очень вялым.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует цапствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае - Помни это каждый раз, к папе приступая.
Писарь и привратники в этом с папой схожи, Свора кардинальская не честнее тоже. Если, всех обславивши, одного забудешь, - Всеми разом брошенный, горько гибнуть будешь.
Дашь тому, дашь этому, деньги в руку вложишь, Дашь, как можешь, а потом дашь и как не можешь. Нас от многоденежья славно в Риме лечат: Здесь не кровь, а золото рудометы мечут.
К кошельку набитому всем припасть охота; Раз возьмут и два возьмут, а потом без счета. Что считать на мелочи? Не моргнувши глазом, На кошель навалятся и придушат разом.
Словно печень Тития, деньги нарастают: Расточатся, явятся и опять растают. Этим-то и кормится курия бесстыдно: Сколько ни берет с тебя, все конца не видно.
В Риме всё навыворот к папской их потребе: Здесь Юпитер под землей, а Плутон на небе. В Риме муж достойнейший выглядит не лучше, Нежели жемчужина средь навозной кучи.
Здесь для богача богач всюду все устроит По поруке круговой: рука руку моет. Здесь для всех один закон, бережно хранимый: «Ты мне дашь - тебе я дам» - вот основа Рима!»
Жалоба на своекорыстие и преступления духовенства
«Плачет и стенает Вальтерова лира: Вальтер проклинает преступленья клира. Верить бесполезно в райские блаженства: Все мы канем в бездну из-за духовенства. И по сей причине язва сердце точит: Вальтер быть отныне клириком не хочет! Расскажу подробно о попах вельможных, Совершивших злобно сотни дел безбожных.
Если, затухая, солнце село в море, Значит, ночь глухая к нам нагрянет вскоре. Если ж полог черный темень распластала, Тут вопрос бесспорный: ночь уже настала. Черной тьмой объяты, мы живем в бессилье: Подлые аббаты солнце погасили. В хилом худосточье чахнем в смрадной яме. Почернее ночи - короли с князьями.
«Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс.2:4)
Нет, не милосердье пастыри даруют, А в тройном усердье грабят и воруют. Загубили веру, умерла надежда. Делают карьеру жулик и невежда. Знай, убогий странник: каждый настоятель - Чей-нибудь племянник или же приятель!
Зря себя тревожишь! В мире вероломства Выдвинуться можешь только по знакомству. В честном человеке гнев созрел великий: Иль дана навеки власть презренной клике? Сам я, как на тризне, скорбно причитаю, Ибо этой жизни смерть предпочитаю. Миром правит хитрость! Мир вражды и кражи! Мир, где сам антихрист У «христа» на страже!»
Отцовская песня
«Зима уходит снежная, Минует время хлада. Цветет земля безбрежная Для радостного взгляда. Любовь, царица нежная, Царит, сердцам в отраду.
Несходное, но сродное Природа сочетает; Повсюду семя плодное Приятье обретает; И поросли природные, Умножась, прорастают.
Пускай Венерой пьяные Встречают люди лето, - Я мучусь старой раною, И мне веселья нету: Дитя любви нежданное Меня лишило света.
Томлюсь о тяжком бремени, Что в эту пору года По минованье времени Послала мне природа: Дочь моего же семени, Мое продленье рода.
Ну, что же, детка малая, Расти отцу в подмогу! Дай срок: как старость вялая Подступит понемногу, Найдут глаза усталые С тобой меж книг дорогу».
Я, недужный средь недужных...
«Я, недужный средь недужных И ненужный средь ненужных, Всем, от вьюжных стран до южных, Глас посланий шлю окружных: Плачьте, плачьте, верные, - Церкви нашей скверные Слуги лицемерные С Господом не дружны!
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники»
(1Кор.6:9)
Кто, прельщенный звоном денег, Иль диакон, иль священник, Утопая в приношеньях, Погрязая в прегрешеньях, В путь идет заказанный, Симоном указанный, - Тот, да будет сказано, - Гиезит-мошенник.
Мир над клиром так глумится, Что у всех краснеют лица; Церковь, Божия девица, Ныне - блудная блудница; Таинства церковные. Благодать духовная, - Скоро все в греховные Деньги превратится!
Только то зовется даром, Что дается людям даром; Если станет дар товаром - Будь виновник предан карам: Он, склоненный ложию К идолов подножию, Будь из храма Божия Выброшен ударом!
Кто подвержен этой страсти, Тот не пастырь ни отчасти: Он не властен и во власти, Он покорен сладострастью. Алчная пиявица, Как жена-красавица, Папским слугам нравится, К нашему несчастью.
Молодые наши годы Видят в старости невзгоды; Мы боимся: без дохода Пропадет для нас свобода; Нас пугает скудное - Мы впадаем в блудное: Такова подспудная Смертная природа.
И помазанье святое Продают тройной ценою, И старик под сединою, Деньги взяв, бодрится втрое: Старцы обветшалые, Словно дети малые, Предаются, шалые, Сладкому запою.
Таковы теперь натуры Тех, кто ждут инвеституры, Нежат тело, холят шкуры, Славословят Эпикура - Насладясь богатствами, Пресыщаясь яствами, Чванятся над паствами, Не стыдясь тонзуры!»
«И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его » (Иез.38:21)
Смертное терзание грешных ожидает
«Если тень покрыла Низменные нивы, — Ночи легкокрылой Надо ждать наплыва. Если ж выси горные Пеленою черною Скрыты в грозном мраке, - Зримы в том явлении Светопреставления Истинные знаки.
Низменные долы - Это суть миряне: Царства и престолы, Графы и дворяне. Роскошь и тщеславие, Словно ночь злонравия, Их обуревает; Божье наказание, Смертное терзание Грешных ожидает».
|