Жан де Мен
(родился ок. 1240 или 1250 - умер 1305) - французский поэт, сатирик, филолог, хорошо знал латынь и был знаком с произведениями выдающихся деятелей средневековой культуры, представитель французского свободомыслия, доктор богословия.
За многогранный характер знаний, за высказанные идеи, которые шли вразрез с феодально-религиозным мировоззрением, Жана де Мена называют «Вольтером Средневековья».
Истинное благородство
«Привычно слушать от людей, Надутых важностью своей, Что человек, чей знатен род (Как говорит о нем народ), По праву самого рожденья Заслуживает предпочтенья Пред тем, кто на земле корпит И, не трудясь, не будет сыт.
По мне же благороден тот, Кто добродетелью живет, А подлым я б назвать могла Того лишь, чьи дурны дела.
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны» (2Тим.3:1-2)
Все благородство - в поведеньи, А знатное происхождение Не стоит ровно ничего, Коль сердце подло и черство! Чтоб благородство сохранить, Достойным предков надо быть, Что славное снискали имя В свой век заслугами своими. Но предки, век окончив свой, Заслуги унесли с собой, Оставив лишь богатство детям.
Вот поучает как Природа Тех, кто кичится славой рода, И вот как мудро говорит, В чем благородство состоит. Они ж довольствуются этим, И, кроме этого, у них Заслуг нет вовсе никаких, Когда достойными делами Они не вознесутся сами.
Кто ищет благородства, тот Пусть лень и гордость отметет; Пусть будет грамотей иль воин Пусть будет честен и достоин; Пусть будет скромен, не кичлив, Со всеми и всегда учтив, Но только не с врагом, когда Еще не кончена вражда; Пусть дам прекрасных уважает, Но им не слишком доверяет, Чтоб уберечь себя от бед, Которых полон этот свет.
Такому человеку надо Почтенье воздавать в награду; Он всех превыше вознесен, И благороден только он. А кто делами не своими Свое украсить хочет имя, А подвигов не совершил - Тот почести не заслужил.
Его я подлым и негодным Считаю, а не благородным, И сын бродяги больше чтим Быть должен по сравненью с ним. Они надменно полагают, Что их над всеми возвышают Их предков славные дела, А также псы и сокола. В том их дворянское отличье, Чтоб рыскать целый день за дичью В лесной глуши и по лугам, И по возделанным полям.
А между тем они подлы И по своей природе злы, Чужою доблестью богаты, От предков по наследству взятой, И этим краденым добром Кичатся, лжи не видя в том, Людей я равными рождаю И всем возможность открываю К тому, чтоб благородства честь Себе по праву приобресть. Все от рожденья благородны И все по естеству свободны, И разумом наделены От Бога все его сыны.
«Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра»
(Иез.22:18)
Людей их разум возвышает И ангелам уподобляет. И только смертностью одной От них отличен род людской. Лишь тот, кто подвиг совершил, Впрямь благородство заслужил. Но быть тот подвиг должен свой, Им совершенный, не чужой. И герцогам, и королям Честь воздают по их делам. И если отпрыск королей Исполнен низменных страстей,- В том больший стыд, чем, если б он От свинопаса был рожден».
|