Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Башкирской республике. 1

    Аномальные и загадочные места в Башкирской республике

    Слова башкирского поэта, написанные более двухсот лет назад, как нельзя лучше отражают мое отношение к природе, людям и загадочным местам Башкирии и Южного Урала. Здесь, действительно, есть чем восхищаться! Огромные просторы тайги, быстрые реки и водопады, таинственные пещеры, хребты далёких гор – всё это окружено многими загадками. 

    В Башкирии очень много аномальных и мистических зон! Таких мест, как оказалось достаточно много. Тот список, который я привожу, не полный и требует доработки. Но все же, на основании этой выборки, можно составить общее впечатление об этой удивительной и до сих пор таинственной стране.



    Грозовые камни на Юрмаше

    Башкирская земля полна тайн и загадок, которые предстоит разгадывать еще не одно столетие.

    Одна из таких загадок - каменные глыбы на берегу реки Юрмаш недалеко от белорецкой деревни Ассы. Кто и зачем положил несколько красноватых валунов на берегу реки, сегодня понять трудно, возможно, это было культовое место, посвященное какому-то языческому божеству, возможно, в этих камнях, по поверьям древних народов, обитали души усопших предков, а возможно, это остатки какого-то иного сооружения древней цивилизации.

    Может быть, отголоском далекого культа бога грозы является местное поверье, в котором говориться, что стоит подойти и коснуться этих глыб, как в наказанье богохульнику тут же разразиться гроза. По-видимому, желающих проверить древнее сказание нашлось немало, поскольку жители от греха подальше решили обнести это место высоким частоколом, чтобы ни живность, ни зверь, ни человек не могли подойти и случайно коснуться камней.

    В 1970-х гг. эти мистические камни заинтересовали уральского геолога, профессора Г. В. Вахрушева, который, обследовав местность, предложил весьма логическое объяснение природного феномена. С его слов камни находятся между горами с голыми вершинами. Под горами проходят достаточно крупные тектонические разрывы, по которым из глубин земли на поверхность выходят ионизирующие окружающий воздух газы, именно это и способствует образованию грозовых облаков, что здесь действительно случается довольно часто. 

    Красный же цвет камней объяснялся и вовсе просто - глыбы были сложены из глинистого известняка. Так это на самом деле или нет, точно сказать не берется никто, однако охотников проверить аномальное место с годами становится только больше. Что характерно, вслед за нашествием туристов резко возросло и количество гроз близ Ассы, которое метеорологи объясняют природными аномалиями и повышенной солнечной активностью, а исследователи аномальных явлений - постоянным присутствием человека, тревожащим спящую энергию камня. Вот такое таинственное место, секрет которого еще предстоит разгадать. (Шнуровозова Т. В.).



    Места появлений НЛО в республике Башкортостан



    Капова пещера (Шульган-Таш)

    В природном заповеднике Башкирии Шульган-Таш находится настоящее чудо природы - карстовая пещера Капова, которой с недавних пор вернули древнее башкирское название, которое в переводе означает «ушедшая сквозь камни река». Сегодня эта пещера известна во всем мире, именно здесь в 1959 г. были обнаружены стоянка и наскальные рисунки древних людей, датируемые примерно XII в. до н. э. На сегодняшний день Капова пещера остается единственной в Восточной Европе пещерой с настенными рисунками того периода. Рисунки начинаются примерно в 130 м от входа в пещеру на среднем ярусе, есть рисунки и на самом верхнем ярусе, в нижнем ярусе их или не было изначально, или они не сохранились.

    Стоит сказать, что как ни уникальны археологические находки, сама пещера представляет собой еще более уникальный памятник природы. Огромные карстовые полости в горной породе общей протяженностью 2910 м были сотворены небольшой речушкой Шульган примерно 3–1,5 млн лет назад.

    За сотни тысяч лет воде удалось создать поистине грандиозное сооружение: огромные сводчатые залы тремя ярусами расположены друг над другом, общая площадь Каповой пещеры впечатляет даже современного человека, привыкшего к гигантским площадям и пространствам. По многим своим характеристикам: величине входа, высоте сводов, протяженности галерей, природному украшению - Капова пещера не имеет конкурентов на всем Южном Урале.

    Потолки и полы пещеры декорированы многочисленными сталактитами и сталагмитами, кальцитовыми розочками, флажками, розетками, пещерным жемчугом и другими природными украшениями, количество которых сильно поубавилось за последнее время из-за нашествия туристов, но все еще достаточно, чтобы составить достойное убранство величественной пещеры. Она создавалась рекой несколько миллионов лет: сначала образовались верхний и средний ярусы; нижний ярус, по которому река протекает и сегодня, самый молодой - ему не более 15 000–20 000 лет, но именно здесь и были обнаружены следы пребывания человека.

    Однако древность и величина пещеры позволяют предположить, что она была заселена значительно раньше, чем найденный в ней культурный слой, датированный 14 000 лет. Сегодня уже никто не может сказать точно, почему пещеру в свое время прозвали Каповой, хотя в народе существуют несколько интересных версий о происхождении названия.

    По одной из них, местные жители знали, что некогда в пещере обитали древние люди, но считали, что именно они ее и построили или выдолбили в горах, что и дало название пещере. Еще во второй половине XVIII столетия среди ученых бытовало мнение о том, что древние люди заметно переделали, расширили пещеру для удобства своего обитания.

    По другим версиям, название могло произойти от слова «капать». Конденсат на потолке пещеры капал вниз, и этот звонкий звук заставил людей назвать пещеру Каповой. Наконец еще одна версия предполагает, что название пещере помогли дать своеобразные наплывы в виде капелек на ее стенах, которые создают уникальный неповторимый образ древней пещеры.

    Однако среди башкирского населения пещера чаще называлась Шульган-Таш, и сегодня древнему памятнику природы вернули то его имя, под которым он вошел в большинство местных легенд, мифов, сказок, а башкирский эпос в основном построен вокруг этой древней пещеры и расположенного неподалеку от ее входа большого озера Шульган.

    С момента своего обоснования на Южном Урале башкиры превратили огромную пещеру в культовое место, в котором проводились ритуальные посвящения в воинов, весной отмечалось возрождение природы. Этому способствовали и особая энергетика пещеры, и страх перед огромными и темными полостями, которые словно заглатывали человека в свою утробу, а затем снова возвращали на поверхность. Таким образом, проникший в пещеру проходил обряд перехода из света во тьму, смерть и возвращался обратно к жизни. Однако задолго до них пещеру использовали для своего проживания племена древних людей.

    Стоит отметить, что следы пребывания в пещере человека обнаружили еще в 1760 г., когда в ней впервые побывал русский географ П. И. Рычков, который среди прочих предметов в ее среднем ярусе нашел высохший череп человека, затем пещеру продолжали изучать с точки зрения геологии и времени ее образования, уделяя мало внимания вопросам истории.

    Все важные археологические находки были сделаны уже во второй половине XX столетия. Открытия начались с 1959 г., когда советский зоолог А. В. Рюмин обнаружил на стенах среднего яруса настенные изображения различных животных. В тот момент это было прорывом в археологической науке, так как неопровержимо доказывало, что наскальные изображения животных в пещерах не являются локальным явлением, свойственным только людям, проживавшим в Западной Европе, а были характерны для всей первобытной культуры древних людей вне зависимости от места их обитания.

    С момента открытия пещерной живописи начались подробные исследования Каповой пещеры, были проведены многолетние реставрационные работы, описи рисунков, копирование и зарисовки. Дополнительно изучались микроклимат пещеры, ее минералогический состав, время образования. Всего в ходе исследования удалось обнаружить около 50 рисунков величиной от 6 см до 1,6 м.

    Большая их часть изображает различных животных, из которых удалось идентифицировать мамонта, лошадь, бизона и носорога. Кроме того, были геометрические рисунки, но понять, что именно они обозначали, пока не удалось, хотя существуют версии, что они могут представлять собой какие-то схематичные изображения жилища, бытовых предметов либо имеют отношение к передаче пола изображенного персонажа. Интересно отметить, что если в рисунках животных есть некоторое сходство с настенной живописью, обнаруженной в других пещерах, то геометрические схемы полностью уникальны.

    Рисунки выполнены тремя красками: красной охрой, остатки которой были найдены и на полу пещеры, темной фиолетово-коричневой охрой, а для некоторых рисунков использовались черный уголь либо дающая темно-коричневый цвет окись марганца. Древний художник тщательно прорисовывал линии; по характеру наложения краски на известняк исследователи предположили, что в момент выполнения рисунков стены были сухими и на них не было водных разводов или известковых налетов, покрывших стены в более позднее время. 

    Животные были изображены не статично, а в момент бега, скорее всего, именно в таких позах видели их древние охотники в лесах вокруг Уральских гор. Настенные рисунки позволили понять и еще одну важную вещь: уже в древности пещера выполняла культовую роль святилища, залы были населены душами животных, которым поклонялись палеолитические люди.

    Несмотря на доскональное изучение пещеры в течение 1960–1970-х гг. первые свидетельства проживания человека были обнаружены в нижнем ярусе пещеры только в 1982 г., словно пещера постепенно открывала перед исследователями все свои тайны. К счастью для археологов, на древней стоянке хорошо сохранились остатки каменного угля от кострищ. Это помогло произвести точный радиоуглеродный анализ, позволивший датировать древнее поселение и наскальные рисунки XII тысячелетием до н. э.

    В ней не обнаружены останки человека - только орудия труда, а также множество костей животных, которые, очевидно, и составляли основу питания обитавших в пещере племени или семьи. Изучение небольшого культурного слоя, который был в значительной мере размыт многолетними разливами протекавшей в нижнем ярусе реки, позволило сделать вывод относительно условий проживания древнего человека в пещере.

    Около 14 000 лет назад условия вне пещеры были достаточно суровыми, близкими к полярным, однако в самой пещере в этот момент было относительно сухо, не образовывалось известковых разводов и не было конденсата, кроме этого, в нижнем зале была хорошая вентиляция, которая затем почему-то прекратилась; о достаточном притоке воздуха свидетельствуют многочисленные костры, которые разводили древние люди, чтобы согреться.

    Всего в пещере были обнаружено 193 артефакта, помимо известковых и кальцитовых инструментов, были найдены и каменные орудия труда, которые изготавливали из кремня и зелено-коричневой яшмы, выходивших на поверхность только с другой стороны Уральских гор; это позволило сделать вывод о том, насколько далеко мог заходить древний человек по своим маршрутам в горах. Кроме того, были найдены и изделия из бивней мамонта: примитивный нож и прообраз шила.

    Поразили археологов и найденные украшения, выполненные в виде обточенных бусинок из зеленого серпентинита — этот материал был относительно мягким и легко поддавался шлифовке. Несколько предметов были выполнены из сланцев и костей, похожих на бивни мамонта, кроме того, была найдена глиняная лампа, что явилось одной из самых редких археологических находок той эпохи.

    К сожалению, большая часть культурного слоя была уничтожена разливами Шульгана и постоянной высокой влажностью в нижней пещере, но и эти находки позволили открыть немного больше в истории развития человечества на территории Урала и Западной Сибири. Вполне возможно, что и сегодня открыты далеко не все тайны пещеры Шульган-Таш и она ждет новые поколения туристов, ученых, исследователей, чтобы подкинуть им новые загадки.  Недаром башкиры всегда населяли эту пещеру умными, хитрыми и таинственными персонажами. (Шнуровозова Т. В.).



    Гора Иремель

    На востоке Башкирии, где проходит граница с Челябинской областью, протянулся высокий горный хребет Аваляк с одной из лучших жемчужин каменного пояса Южного Урала - священной горой Иремель. Красота и величественность этой горной вершины, заметно выделяющейся своей высотой среди остальных гор, издавна вызывала в местных жителях священный трепет: селившиеся у ее подножия люди чувствовали, как близость к горе помогает им постигнуть смысл жизни, приобщиться к вечному, раскрыть свой духовный потенциал. 

    Это же стремление к самопознанию притягивает к горе и сегодня. Подняться на полуторатысячную высоту Большого Иремеля можно как со стороны Башкирии, так и со стороны Челябинской области - с обеих сторон проложены туристические тропы и разработаны маршруты. И сегодня, как тысячи лет назад, по пути к вершине человек проходит все ступени осознания своей собственной жизни, открывает в себе новые возможности, переосмысливает ценности, обретает новый смысл бытия - таково энергетическое воздействие этого места силы, как любят говорить экстрасенсы.

    А исследователи аномальных явлений говорят про то, что на горе открыт мощный восходящий энергетический канал, который и придает человеку силы. Эту особенность священной горы почувствовали и пришедшие на эту территорию башкиры, назвав ее «Дарующая силу», что по-тюркски и звучит как Иремель. 

    Раньше грозные боги горы требовали непременно человеческих жизней, по местным легендам, на горе приносили в жертву людей, чтобы боги даровали урожай, но сегодня они стали гораздо гуманней и ограничиваются красивыми лентами, повязанными на особом дереве желаний. Правда, и просьбы у людей стали гораздо мельче: они уже не требуют щедрого урожая для всего народа, довольствуясь собственными скромными желаниями.

    Гора обладает еще одной удивительной способностью: на вершину сможет подняться только тот, кто действительно стремится к светлой цели, самопознанию, достижению своей духовной сути. Если идешь с целью покорить вершину, насадить новую веру, изменить мир, то Иремель, словно живой организм, будет противиться насилию: небольшие ручейки превратятся в бурные реки, тропы завалят обвалившиеся камни, а можно и просто заблудиться и не найти дороги наверх.

    Если же человек приезжает к горе с конкретной целью: пересмотреть свою жизнь, набраться духовного опыта, переосмыслить ценности, укрепить дух, гора станет верным помощником. Многие из вернувшихся с горы открывали в себе творческие способности, теряли интерес к вредным привычкам, обретали новый смысл жизни.

    Эзотерики говорят, что в таких местах выхода положительной энергии у человека прочищаются чакры, происходят гармонизация физического и внутреннего мира, энергетическая подпитка и совершается настоящее духовное перерождение. Конечно, это происходит не у всех, а только у тех, кто хочет и ищет новых ориентиров в жизни.  А за другими целями к Иремелю не стоит и ехать: есть горы и выше, и красивее, и неприступней, и расположены они гораздо ближе к центральным регионам, чем эта далекая уральская священная гора. (Шнуровозова Т. В.).





    Дом-музей С. Т. Аксакова

    В Уфе на улице Зайнуллы Расулева (бывшей Димитра Благоева) под номером 4 стоит большой деревянный дом, который знает каждый местный горожанин и приезжий турист. Это дом-музей известного русского писателя Сергея Аксакова, написавшего в числе прочих произведений и хрестоматийные «Детские годы Багрова-внука».

    Однако этот дом знаменит не только тем, что в нем прошли детские годы будущего писателя, но и тем, что в нем обитает настоящий призрак. Не один посетитель дома видел в доме полупрозрачную фигуру сурового древнего старца с огненными глазами; местные жители, хорошо знакомые с историей дома, поговаривают, что это ходит неприкаянная душа деда писателя, которая не может найти себе успокоения из-за семейной драмы, некогда разыгравшейся в семье Аксаковых.

    Дед писателя Николай Зубов был уважаемым человеком в городе. Он занимал высокий пост, дослужился до чина коллежского советника и честно выполнял свой служебный долг в должности товарища наместника. В его руках была немалая административная власть. Однако строгий и суровый на службе, дома он полностью подпадал под влияние своей второй жены.

    Оказавшись вдовцом с малыми детьми, Николай Зубов решил жениться вторично, а в качестве будущей мачехи своим детям он выбрал красивую, но недобрую дочь уфимского помещика Александру Петровну Рычкову. Гордая красавица решила изгнать из дома дух прежней хозяйки и постепенно выселила детей от первого брака из барского дома в чуланы и на чердаки.

    Особенно страдала от ненависти своей мачехи двенадцатилетняя Маша, будущая мать писателя. Несправедливость и жестокость обращения со стороны взрослых заставили девочку всерьез задуматься о самоубийстве, но в ночь, когда она решила напоследок помолиться перед образом Богородицы, одна из свечей возле образа внезапно вспыхнула.

    Потрясенная девочка, которой явилось божье чудо, перестала думать о смерти, как ни тяжела была ее жизнь. Через несколько лет Маша превратилась в Марию Николаевну, одну из первых красавиц города, добрую и приветливую. Мачеха достаточно рано умерла при родах, в народе говорили, что она вполне заслужила смерть своим отношением к приемным детям; отец же, не перенеся смерти любимой жены и чувства раскаяния перед детьми, стал инвалидом - его разбил паралич.

    Марии Николаевне остались хозяйство и отцовская служба: некоторое время до назначения преемника ей пришлось вести его канцелярию и даже принимать чиновников. Бог наградил Машу за ее смирение не только красотой и умом, но и добрым богатым мужем Тимофеем Аксаковым, который помог Марии выкупить родовой дом, заплатив за него небывалые по тем временам деньги.

    Дом частично перестроили, но в память об отце Мария Николаевна попросила оставить его рабочий кабинет без изменений. Именно в этом кабинете и стал появляться призрак деда: его видели и сам писатель, и няня, не раз рассказывавшая ребенку о призраке, и других обитателях дома. По словам очевидцев, призрак в белом шлафроке, словно живой, сидел за столом и читал свои деловые бумаги. Видение так испугало мальчика, что от страха он упал в обморок.

    С той поры прошло более 100 лет, однако призрак старика появляется в доме и сегодня. Особенно часто его видят в доме весной, когда умер Зубов, нередко он появляется накануне Пасхи. Привидение не всегда можно видеть, но зато его хорошо чувствует техника: стоит только установить телеаппаратуру для съемок в кабинете, как начинаются постоянные помехи, чего в остальных комнатах дома не наблюдается.

    При этом все посетители дома отмечают, что необычен не только сам дом, но и участок, на котором он расположен. Берег реки Белой считается в Уфе местом с положительной энергетикой, намоленным. Неподалеку от этих мест во время археологических раскопок было найдено довольно много языческих капищ, впоследствии на берегу реки возводили православные храмы и мусульманские мечети.  (Шнуровозова Т. В.).



    Карта деревни Брик-Алга в Башкирии



    Брик-Алга

    Небольшая деревня в тридцать дворов на юго-западе Башкортостана, каких сотни и даже тысячи по всей России, с недавних пор стала привлекать к себе пристальное внимание ученых-уфологов и журналистов. Во-первых, в окрестностях деревни были обнаружены ценные археологические находки, мало характерные для данной территории; во-вторых, неподдельный интерес вызвала аномальная зона, в которой располагается поселение.

    Жители деревни давно знали, что с их землей творится что-то неладное, имеется какая-то тайна. Сама деревня - довольно позднего происхождения и появилась уже после Октябрьской революции, в 1919 г., когда романтично настроенные жители села Бижбуляк решили организовать свою коммуну и переехать на необжитое место, расположенное вдоль одной из областных дорог. До 1990-х гг. деревня жила своей полноценной жизнью, но с распадом колхозов и закрытием построенных ранее заводов деревня почти опустела. 

    Иногда в лесу неподалеку от деревни раздаются странные шорохи и шумы, которые никак нельзя приписать зверям или проходящим по тропинке людям, тем более что в подозрительных местах не замечено никаких следов, но все время ощущается чье-то незримое присутствие. Рискнувшим остаться в лесу на ночь пришлось наблюдать еще более странное явление: они так и не смогли найти на небосводе луну, хотя звезды были видны хорошо и облаков на небе не было.

    Поутру же вне зависимости от того, прошел ли ночью дождь или не выпало ни капли, над деревней встает яркая радуга. Но самым необычным и необъяснимым явлением стали обнаруженные на опушке леса странные поляны с порубленными деревьями. Стволы вековых деревьев были все срезаны на высоте около 3,3–3,5 м, а значит, человек срезать их верхушки не мог, просто не достал бы, тем более что стволы деревьев в их нижней части были полностью голыми и гладкими. Таких полян в лесу несколько, и все обрезанные деревья составляют некий круг. Смерч тоже вряд ли мог бы выполнить ровный круг, совершенно не затронув слабые деревья вне его. Ряд полян поразил даже видавших виды журналистов: на них стволы деревьев, их кроны, трава под деревьями были закручены по спирали. 

    Есть в деревне и свое привидение: сельчане нередко видели на рассвете гулявшую в окрестностях Брик-Алгы лошадь, которая затем с появлением первых лучей солнца бесследно растворялась в воздухе. Местные жители считают, что, возможно, это был дух лошади; после того как археологи нашли в раскопках многочисленные фрагменты сбруи, уздечки и седла и увезли их с собой, призрак исчез.

    Аномальна в Брик-Алге даже погода. Весна здесь наступает заметно позже, чем в соседних селах, а осень - раньше, зимой деревню буквально засыпает снегом, ветер же дует с такой силой, что вырывает деревья. Возможно, это всего лишь климатические особенности данной территории, над которой нередко смешиваются теплые и холодные воздушные массы, вызывая град и многочисленные смерчи, не характерные для других районов Башкирии, но вполне вероятно, что погодные особенности деревни есть прямое отражение аномальности данной зоны, - в этом ученым еще предстоит разобраться. (Шнуровозова Т. В.).



    Башкирская деревня Марс

    Если вы хотите побывать на Марсе, отправляйтесь в Башкортостан, Аургазинский район, а там спросите, как попасть на Марс.  Местным жителям не впервой отправлять в маленькую деревушку с космическим названием любопытных туристов, коллекционеров экзотических названий городов и сел, а также тех, кто ищет встречи с непознанным. Саму деревню Марс никак нельзя назвать примечательным местом – десятка три человек, в основном пенсионного возраста, мирно доживает свои годы, занимаясь хозяйственными делами, огородом. 

    Даже название деревни не обеспечивает ей какую-нибудь славу – свои «Марсы» есть в Московской области, Калужской области, в Белоруссии (Дзержинский район), что неудивительно, ведь такие поселения создавались и переживали расцвет в эпоху освоения космоса, когда каждому было лестно приобщиться к этому процессу. Но все-таки именно в башкирском Марсе есть кое-что, что выделяет его из ряда аналогичных деревень и привлекает специалистов по аномальным явлениям, которые бывают там очень часто.

    Карта башкирской деревни Марс   

    При этом даже в ближайших поселениях никакой необычной активности в небе не наблюдается, так что появление летающих огней трудно объяснить общими природными условиями (например, благоприятствующими частому образованию шаровых молний, которые можно было бы принять за «летающую тарелку»). Никаких военных баз рядом тоже нет, так что и на секретные испытания списать появление НЛО нельзя.

    К сожалению, подробно исследовать природу имевших место быть НЛО сейчас никто не может. Сама деревня расположена довольно далеко от крупных центров, у уфологов-любителей нет достаточных средств, чтобы сделать это своими силами, а у жителей нет ни сил, ни желания. Похоже, визиты инопланетян стали для них такими же привычными событиями, как дождь или восход солнца, – раз они не мешают спокойно жить и не насылают на огороды колорадского жука, то почему бы и нет? (Анастасия Берсенева, Ксения Кржижановская).



    Салаватская пещера в Башкирии

    В величественной скале Калим-Ускан в Башкирии расположена таинственная и мрачная относительно небольшая трехуровневая пещера, являющаяся местом паломничества туристов, стремящихся насладиться ее красотами и разгадать ее загадки. Туристов в эти места привлекают нетронутая природа Башкирии, красивые места, захватывающая панорама, открывающаяся с вершины скалы Калим-Ускан, а так же возможность исследовать интересный природный объект, полазить по его многочисленным гротам и ходам, вдохнуть специфический сырой воздух пещеры. И многочисленные легенды, которыми окружено это место.

    Название скалы Калим-Ускан имеет интересную историю. Народная молва считает скалу местом гибели юного влюбленного, отвергнутого жесткосердной красавицей. Парня звали Калим и он собирал дикий чеснок (ускан) в окрестностях горы. Пещера находится рядом с селом Малояза, на правом берегу реки Юрюзань, где в нее впадает река Ваньковка.

    У этой пещеры два варианта названия: кто то ее называет пещерой Салавата Юлаева, кто то зовет сокращенно Салаватской пещерой. Многие ошибочно считают, что пещера названа в честь национального героя, который в ней скрывался от властей. Но на самом деле название пещеры имеет другую историю и сам герой никогда этих мест не посещал.

    В сороковые годы в окрестностях пещеры снимался фильм «Салават Юлаев» и многие кадры из этого фильма снимались в самой пещере. Фильм стал популярным, вместе с ним обрела популярность и пещера. Люди стремились попасть на место съемок, образовался поток туристов, пещера обрела свое имя. Однако среди местных бытует легенда, что после поражения своего отряда, Салават ускакал по узкой тропе, куда враги побоялись за ним последовать, с тех пор эта тропа так и зовется «Салаваткиной тропой».

    Посмотрев пещеру, туристы посещают музей Салавата Юлаева, который находится в соседнем селе Малояз. Музей расположен в интересном с точки зрения архитектуры здании, имеет богатую экспозицию, воссоздающую многие эпизоды жизни и творчества народного героя и поэта. Жемчужина коллекции – древняя сабля, которая по легенде принадлежала самому Салавату. Ножны сабли не сохранились. Сабля вогнутой формы, украшена мелкими драгоценными камнями, изображением головы льва. Особый интерес вызывает надпись, расположенная на лезвии, которую пока никому не удалось расшифровать.

    Легендарная пещера образована в известняковых породах.

    Весной пещеру охраняет бурная горная речка Сикася, летом она высыхает и скрывается под землей, лишь каменистое русло напоминает о ней. В окрестностях пещеры произрастают редкие ботанические виды, цветут красивые цветы. Вход в пещеру расположен довольно высоко, придется карабкаться по почти вертикальным каменным ступеням.

     

    Салаватская пещера на карте  

    Пещера встречает туристов крупной в виде арки полостью, из нее в темные пустоты ведут два входа, которые расположены недалеко друг от друга. Специфический запах сырости ударяет в нос путешественника. Пещера трехуровневая, туристы сразу попадают на нижний уровень- это пещера около 10 м, придерживаясь ее левого края, можно дойти до еще одного зала, из которого ведет лаз на средний уровень. В верхнюю часть пещеры ведет узкий ход.

    На дне пещеры лежит вечный снег, имеется обширный ледник. В пещере находится несколько больших гротов. Так грот Жилой освещен дневным светом, сухой. Из него можно попасть в самый большой грот Темный. Он знаменит острыми выступами на потолках и узорчатыми глиняными стенами. Пещера облюбована спелеологами.

    Так в 2004 году пещеру посетила научная экспедиция во главе со спелеологом Л. Д. Волковым. Они составили описание пещеры, взяли образцы пород. В верхней пещере нашли интересные кристаллы кварцита. Пещера представляет большой интерес для любителей полазить по гротам, в ней много различных ходов. Вокруг пещеры много прекрасных мест для туристической стоянки среди зелени и деревьев.

    При посещении пещеры туристы отмечают интересное звуковое явление. Пещера усиливает звуки, которые доносятся извне. То, что говорится шепотом за пределами пещеры, в пещере слышится ясно и четко. Ученые не находят объяснения этому загадочному природному явлению. (Анастасия Берсенева),



    Мавзолей Тура-хана

    Мавзолей Тура-хана - мавзолей (кэшэнэ) XIV - XV веков в Чишминском районе Башкортостана. Находится в 12 километрах на юго-запад от районного центра рядом с дорогой, ведущей от посёлка Чишмы в деревню Нижние Термы. Предполагается, что некогда рядом стояла каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. По некоторым предположениям, кэшэнэ служил «домом суда», где проходили судебные процессы.

    Мавзолей Тура-хана построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен — более 1 метра, а высота до купола - 8 метров. По описанию В. С. Юматова (1845), в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня.

    Никаких сведений о том, кто такой был Тура-хан (Турухан), история не сохранила. Всё, что о нём рассказывают, не основано на исторических источниках. Некоторые считают, что это был чингизид (прямой потомок Чингисхана), который кочевал по Иртышу, близ современного Тобольска.  Из-за распрей с родственниками, он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена башкиры селились гораздо шире и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.

    По другой версии, Тура-хан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала. Тура-хан был убит в междоусобной войне, что во времена средневековья было не редкостью. П. И. Рычков писал, что до прихода русских и основания Уфы на месте города был приличных размеров город. Тура-хан жил там зимой. Это т. н. Чертово городище в санатории «Зелена роща» на берегу реки Караидель. А летом Тура-хан перебирался в район деревень Термы, где, собственно, и находится его мавзолей.

    В современных публикациях также можно встретить утверждения, что Тура-хан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды».  Тура-хан был якобы убит вместе со своим братом Басманом, соперником - ногаем Алтакаром.



    Мавзолеи Тура хана и Хусейн бека



    Мавзолей Хусейн-бека

    Мавзолей Хусейн-бека - место захоронения Хаджи-Хусейн-бека - первого имама (духовного главы мусульман) на территории современного Башкортостана. Находится на кладбище Акзират посёлка Чишмы Чишминского района республики Башкортостан. Имеет статус мусульманской святыни.

    Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где изучил науку фикх и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн-бек совершил хадж в Мекку. В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн-бек.

    В башкирских землях он стал духовным судьёй и носил титул кади. После определенных успехов в распространении ислама Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом башкир. Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.

    В 1393-94 году Тамерлан вступил на территорию башкирских земель, преследуя золотоордынского хана Тохтамыша. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана на 12 волах. 

    На ней было написано: «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн - беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.

    Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом. Про мавзолей рассказывают много легенд неопределённого происхождения. Например, будто бы на том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.

    К XVIII веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица. Каждый год в Чишминском районе проходят мероприятия в память Хусейн-Бека.


    2 3                 



















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 1338 | Рейтинг: 5.0/3