Аномальные и загадочные места в Иркутской области. 3
Патомский кратер
На севере Иркутской области находится довольно странное геологическое образование под названием Патомский кратер. Якуты называют кратер «Гнездом огненного орла». Внешне местность напоминает лунный кратер. В 2002 году началось, наконец, систематическое изучение Патомского кратера. Местность имеет повышенный в 2 раза по сравнению с нормой радиационный фон.
Кратер расположен среди терригенно-карбонатных пород мариинской свиты протерозоя и представляет собой насыпной конус, сложенный преимущественно известняками, но на нём встречаются и другие породы: песчаники, метаморфизованные сланцы, полевошпат-карбонатные и кварцевые жилы.
При картировании кратера установлено, что наиболее возвышенная его часть — кольцевой вал — разделена неглубоким понижением в рельефе на две части. На раннем этапе образовался внутренний вал, сложенный сильно выветрелыми серыми известняками. Среди этих известняков встречаются единичные глыбы метаморфизованных сланцев и песчаников, часто кварцитовидных. На них растут отдельные лиственницы.
Периодически кратер то поднимается, то опускается. Это подтвердил эксперимент по акустической спектроскопии. Магнитометр показал, что внутри кратера есть какое-то металлическое образование. Что это, остатки упавшего в этих краях НЛО или что-то другое? Ученые пока не могут ответить на данный вопрос. Сибирь, как и многие другие места на Земле, полна загадок и тайн, разгадкой которых будет заниматься не одно поколение.
Белая гора
Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района - с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).
Высота горы - 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов. Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.
Озеро Шара-Нур
Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов.
Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей - Шара-Каая.
Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников - их поедает Шара-Каая.
Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.
Гора Алханай
Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа - Алханай (1665 м) - связана с историей буддизма и именем Чингисхана. Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается «целебной». Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.
Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог - один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.
С древних времен племена бурят и монголов одухотворяли эти места.На Алханае находится 12 святынь. Самая почитаемая из них - Уудэн Сумэ (Храм Ворота). Эта природная арка в скале, как считают ламы, образует канал, связывающий наш мир с Шамбалой. Каменный брусвер высотой с метр окружает тропу, по которой паломники идут к храму. Паломники поднимают с тропы камни и таким образом облегчают путь идущим за ними. Под аркой находится субурган - небольшая буддистская ступа, возведенная в 1864 году.
Аномальная зона - Ботовская пещера
Пещера Ботовская находится в Жигаловском районе Иркутской области, в 90 км от поселка Жигалово, недалеко от устья реки Бота. Пещера является самой протяженной пещерой на территории России. Длина ее на 2012 год составляет 66743 метра. Сложена пещера из песчаника и известняка, это запутанный лабиринт ходов, уходящих вглубь горного массива. В ней имеются озера, длиной до 10 метров и глубиной до 1,5 метров.
В 1947 г. геологи исследовали и описали первые 300 метров, однако активно пещера стала изучаться только с конца 80-х гг. В феврале 1999 г. спелеологи вывели Ботовскую пещеру по протяженности ходов на первое место в России (до этого времени первенство держала пещера Большая Орешная в Красноярском крае, длина ее ходов составляет 49 км).
Ботовская - пещера в Жигаловском районе Иркутской области, в 90 км от посёлка Жигалово, вниз по течению р. Лены и в 8 км от левого берега реки, вблизи устья р. Боты, недалеко от с. Коношаново. Длиннейшая пещера России, с суммарной протяжённостью ходов 66 743 м. Ботовская образовалась в маломощном субгоризонтальном слое известняков, заложенном в толще песчаников. Представляет собой запутанный лабиринт ходов, уходящих вглубь горного массива.
Всю современную историю исследования Ботовской пещеры можно разделить на три этапа. История исследования пещеры Ботовской началась в 1946 году, когда геологи Ленской партии (начальник М. Одинцов), проводившие в этом районе работы по поиску медистых песчаников, наткнулись на вход в пещеру.
Морфология пещеры остаётся неизменной. Пещерные ходы развиваются по трём системам трещин: восток — запад, север — юг и северо-восток—юго-запад. Конфигурация ходов остаётся прежней. Пещера всё также уходит вглубь горы. Но с каждым разом всё сложнее становятся экспедиции, всё труднее достаются новые метры пещерных ходов на карте. Субгоризонтальный пещерный лабиринт развивается по моноклинально залегающему пласту известняков с падением на северо-восток.
Пласт известняков обнажается на склонах водораздела реки Боты и ручья Покойного. И сейчас перед спелеологами стоит задача отыскать другие входы в пещеру с тем, чтобы можно было работать максимально эффективно — картографировать новые участки пещеры и соединять их с уже известными частями пещеры. И если спелеологи смогут решить эту непростую задачу, то в истории пещеры Ботовской начнется новый многообещающий этап исследований. А длина пещеры может значительно превысить 100 км.
В пещере Ботовской учёными и спелеологами проведены работы по изучению микроклимата пещеры, радиометрия. В пещере работали специалисты седиментологи и палеомагнетики. Был определен возраст сталагмитов из разных частей пещеры, отобраны и проанализированы многочисленные пробы воды, льда и снега, проведен анализ минералогических проб. Сделаны интересные палеонтологические находки и открытия.
Пещера очень непростая для исследований. Огромный лабиринт, в котором так легко заблудиться и разделить судьбу «ботовского» медведя (скелеты которого лежат в разных частях пещеры), заставляет очень серьёзно относиться к безопасности. Лабиринт не только труднопроходимый, но и, зачастую, труднопроползаемый.
Вход в пещеру издавна был известен местным жителям. И эвенкам-охотникам, коренным обитателям, и русским переселенцам, появившимся в этих местах 200 лет назад, и основавшим неподалеку деревню Ботовку. Главное, геологи не только отметили в отчёте наличие пещеры, но и сделали первую карту пещеры, задокументировав 200 м пещерных ходов.
И только благодаря этому пещера стала известна позднее спелеологам и привлекла их внимание. Так как простой анализ геологической ситуации оптимизма не внушает. Многосотметровые толщи песчаников ордовика с маломощным прослоем (12 м) известняков вряд ли привлекут внимание искателей пещер.
Гора Жима
Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей. «Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.
Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец. Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.
Тайна Чёртова кладбища
На границе Иркутской области и Красноярского края есть заговоренное место, раскрыть тайну которого пыталось бессчетное количество исследователей. Аномальная зона под названием Чертово кладбище затерялось в приангарских таежных дебрях и вот уже 100 лет не дает покоя людям, которым нравится разгадывать загадки и щекотать себе нервы.
Руководитель общественной организации «Иркутск-Космопоиск» Никита Томин называет Чертово кладбище бермудским треугольником Восточной Сибири. Вместе с единомышленниками исследователь аномальных явлений не единожды пытался отыскать поляну, где гибли животные, а люди испытывали приступы ужаса.
Первые упоминания о зловещем месте датируются началом 1920 года. Крестьянин Семен Поляков из деревни Карамышево рассказывал, как его дед гнал сохатого по тайге и неожиданно набрел на странную поляну. На глазах человека лось начал провалиться под землю, от которой шел сильный жар, и сгорел.
Еще один житель Карамышево, по фамилии Ермаков, вспоминал, как ходил к жуткой поляне вместе с отцом. Отец не разрешил сыну подойти слишком близко, но тот сумел разглядеть обугленные деревья, окружавшие Чертово кладбище, а также кости и черепа, устилавшие его землю. «Отец сказал, что сюда что-то упало с неба. Оно находится под землей, и раньше здесь была дыра, которая в итоге заросла травой. Он говорил, что раньше скот и звери проваливались под землю, а потом стали погибать, оставаясь на поверхности», - сообщил Ермаков.
Были и другие свидетельства о гиблом месте. В засушливое лето начала 30-х сильно обмелела Ангара. Катера и «илимки» (узкие длинные баржи) стояли на приколе, а мясо и хлеб сдавать государству как-то надо было. Стадо для районных поставок крестьяне были вынуждены перегонять через тайгу в Братск. Животных гнали вдоль реки Ковы. После одной из стоянок погонщики недосчитались двух коров.
Случилось это как раз возле Карамышево. Зарядив ружья, колхозники отправились на поиски. Вдруг вдалеке тревожно залаяли их собаки. Погонщики поспешили на лай и оказались перед круглой поляной, на которой не было ни единой травинки. Собаки, в кураже выскочившие на черную землю, поджав хвосты, с визгом бросились назад.
Изумленные мужчины увидели потерявшихся коров. Они лежали посреди поляны и был мертвы, рядом виднелись трупы и скелеты таежных зверей и птиц. Один из погонщиков, слышавших легенды о земле, которая убивает, поспешил увести из страшного места своего товарища. Во время дальнейшего перехода собаки стали вялыми, перестали есть и вскоре погибли.
В 1940 году в советской прессе вышла первая статья о Чертовом кладбище, которая подтверждает рассказы крестьян. Для написания статьи использован рассказ жителя поселка Кежма, агронома Валентина Салягина. В весеннюю распутицу районный агроном Салягин находился в командировке в колхозе «Ангарстрой» деревни Пашино. У него возникла необходимость проследовать до другой отдаленной деревни, расположенной на берегу реки Ковы. Иного пути, кроме узенькой таежной тропы, не было. Проводить важного человека вызвался бывалый охотник.
Путники выдвинулись в дорогу. Во время неспешного разговора на привале пожилой проводник сообщил, что находятся они недалеко от Чертова кладбища. Агроном очень заинтересовался этим объектом, и старик рассказал ему историю, очень похожую на леденящее кровь приключение перегонщиков из Братска, о котором мы рассказывали выше.
- Много лет тому назад еще моему деду довелось как-то гнать скот в деревню Банчиково Нижнеилимского района. А погнали они тогда на пару с товарищем. Не доходя до Карамышево, запозднились и заночевали. После ужина просчитали коров. Все чин-чином. Справно лежат, жвачку жуют. Навалили погонщики кряжей на огонь, собрали постель из сосновых веток, да и на боковую сами. Ночь прошла спокойно. Утром поднялись чуть свет, стали коров собирать. Двух нету. Туды-сюды, а они, сердешные, недалеко на прогалызине лежат. Недвижимые. Околели, значит. С чего бы это? Не могут понять. Осмотрели прогалызину, а земля на ней черная да мягкая, как будто кто-то ее нарочно спахал да забороновал. Ни травинки, ни кустика на ней не растет. Подошли к коровам, осмотрели их. Туши целые. И сразу почуяли обои какую-то боль в теле своем… Отошли на траву, отдышались. Поняли, недоброе это место, нечистое. Как, значит, побудешь на нем - и околеть можешь. Кое-как стащили коров на траву, распороли и увидели, что все нутро у них чем-то опаленное, покраснело. Ну, тут старики и вовсе струхнули. Толкуют, что не иначе как нечистая сила коров огнем спалила.
Взбудораженный рассказом Валентин Салягин попросил старика проводить его к загадочному месту, и тот согласился. По пути к поляне Салягин выдвигал гипотезы, объясняющие феномен. И остановился на том, что животных погубили ядовитые газы, которые выделяются из грунта. Проводнику-охотнику удалось подстрелить двух рябчиков, которых Салягин решил использовать для эксперимента.
Приближаясь к нужному месту, спутники увидели у небольшой горы темную «лысину», лишенную всякой растительности. Агроном положил на черную землю рябчиков и зеленые сосновые ветки, а когда извлек обратно, то обнаружил, что иголки поблекли, словно чем-то опаленные, и легко осыпались. Рябчики внешне не изменились, но при вскрытии оказалось, что их внутренности имеют красный оттенок, словно были обожжены. Сами проводник и агроном после недолгого нахождения на поляне почувствовали внутри странную боль.
Вернувшись домой, Салягин долго переписывался с различными ведомствами Красноярского края и рассказывал о феномене. Впоследствии он бывал на Чертовом кладбище не один раз - ставил опыты. Обратил внимание, что рядом с поляной «сходит с ума» компас. Посередине загадочного места он обнаружил провал, периодически курившийся дымком. Не рискуя заходить на саму поляну, исследователь бросил грузило на нитке в отверстие. Но длины нитки не хватило, чтобы измерить глубину этой бездонной ямы. Чтобы обезопасить таежных путников, Салягин попросил охотников выжечь на дереве вблизи поляны предупреждающий знак - изображение черта с указателем.
Исследованиями Салягина заинтересовался учитель географии Кежемской школы Аркадий Куликов. Он первым выдвинул версию, что появление гиблого места может быть связано с падением Тунгусского метеорита. Учитель вместе со своими учениками запланировал экспедицию на лето 1941 года. Но планам не суждено было сбыться - 22 июня грянула Великая Отечественная война. Куликов ушел на фронт добровольцем и вскоре погиб.
В тяжелые военные и послевоенные годы интерес к поляне заметно ослабел. Людям хватало других проблем - деревни, стоявшие на реке Кове, были признаны неперспективными, людей начали расселять. К началу первой волны поисков Чертова кладбища, датируемой серединой 80-х годов, из всех многочисленных ковинских деревень жизнь теплилась только в одной.
По рассказам местных жителей, смертоносная сила поляны начала слабеть. Тайга стремилась ее поглотить, таежная растительность отвоевывала себе все больше пространства на некогда опасной земле. Перегонщики перестали водить скот по здешнему лесу, зарастали потаенные тропы. Найти проводника, который знал бы точное местоположение Чертова кладбища, со временем стало невозможно.
В 1983 году в журнале «Техника молодежи» вышла статья «Гиблое место». В ее основе лежал рассказ Михаила Панова, жившего когда-то на заимке Карамышево. Михаил рассказывает истории о пропавших и найденных мертвыми коровах, которые слышал в подростковом возрасте от работников колхоза. В статье приводится гипотеза кандидата физико-математических наук Виктора Журавлева, объясняющего ковинский феномен: выжженную поляну создали горящие подземные пласты каменного угля. А пунцовый цвет мяса умерших животных возникает при отравлении угарным газом, когда окись углерода легко соединяется с мышечным белком - миоглобином, в результате чего ткани становятся ярко-красными.
Рассказ Михаила Панова произвел эффект разорвавшейся бомбы. По стране покатилась «чертова лихорадка» - искать поляну отправились туристы, ученые, журналисты и просто люди с авантюрным складом характера. В 1984 году прошла первая всесоюзная поисковая экспедиция, базовый лагерь организовали в заброшенной деревне Карамышево. Исследователи - студенты из Братска, Усть-Илимска, Киева, Ташкента - метр за метром прочесывали таежные дебри, но, несмотря на основательный подход (карты с точным расположением Чертова кладбища, опрос местных жителей), ничего не нашли.
Следующую экспедицию организовал комсомольский лидер Павел Смирнов, приехавший из Усть-Илимска в Красноярский край. Исследователи вышли весной на лыжах, поход проходил в тяжелейших условиях - поисковики проваливались в снег, продирались сквозь дебри и вышли к лечебному Дешембинскому озеру, о котором ходили легенды: мол, старики, уходившие к озеру на лето, возвращались оттуда осенью значительно помолодевшими. На поиски Чертова кладбища у смирновцев не осталось сил.
Комсомолец Павел Смирнов все же не сдается и летом снова организует экспедицию, но перед этим ездит по деревням, собирает свидетельские показания и тщательно выстраивает маршрут. И вот в августе 86-го в газете «Советское Приангарье» выходит статья «Путь к тайне». Исследователи отправляются на лодке до Карамышева. Во время поисковых мероприятий с одной из групп Смирнова случается странность: у всех людей, обследовавших болото, часы начинают отставать на 20 минут.
Поиски поляны результатов не принесли.
НЛО над селом Тангуй
Сразу несколько жители поселка Тангуй Братского района стали свидетелями появления в небе очень необычных объектов.
А житель поселка Зарбь и вовсе нашел в поле два очень твердых оплавленных камня, которые были похожи на осколки метеорита или инопланетного корабля. На протяжении 14 лет мужчина, нашедший камни, пытался узнать их состав и найти ответ на вопрос об их происхождении. При содействии исследователей «Иркутск-Космопоиска» такая возможность у него появилась.
Нам удалось поговорить с тремя жителями поселка Тангуй, наблюдавшими в небе странные объекты, но на самом деле свидетелей гораздо больше. Этим летом «Иркутск-Космопоиск» планирует экспедицию в Братский район, чтобы провести наблюдения и составить полную картину свидетельств очевидцев. Ну а пока мы опросили жителей, до которых удалось дозвониться.
- Летом я вышла в ограду поздним вечером и увидела в небе над лесом свет. Он был такой, как будто кто-то светит фонариком, - пытается описать увиденное жительница поселка Тангуй Людмила Москвитина. - Но фонариком не маленьким, а довольно большим, с каким ходят на охоту. Этот круглый желтый светящийся предмет двигался параллельно линии горизонта с востока на запад, а за ним тянулась темная полоса. Мимо проходил мужчина, говорит: «Это второй объект, первый я уже проводил». Когда второй исчез - появился третий. Он проплыл в том же направлении и исчез. Все объекты были совершенно одинаковыми, за каждым тянулся темный след.
Житель Тангуя Николай Иванов с НЛО столкнулся еще в 1976 году, когда служил в армии в населенном пункте Борзя Забайкальского края.
Часть получила шифровку от пограничников, содержание которой Николай Федорович запомнил на всю жизнь: «Со стороны китайской границы в сторону нашего государства летел круглый светящийся аппарат. Его преследовали пограничники, стреляли из автоматов, но объект быстро удалился». Три года назад Николай Федорович сам стал свидетелем появления НЛО в своих родных краях.
- Вместе с сыном мы поехали на рыбалку за 7 километров от Тангуя. Лежим на берегу реки Бадинки у костра, разговариваем. И вдруг видим над ржаным полем светящийся оранжевый шар, метр-полтора в диаметре. Он был совсем близко от нас, метрах в 200 от земли. Сын засокрушался: «Что ж я фотоаппарат с собой не взял!..» А я смотрел на шар и взгляд не мог отвести - что же это такое могло быть?
- Может быть, это была шаровая молния?
- Точно не она. Я когда жил в поселке Худобок, тоже Братского района, видел шаровую молнию. Эти молнии у нас много бед натворили. Сначала шаровая молния убила бабушку, в другой раз погибли бабушка с внучкой - шаровая молния ударила в опору линии электропередачи, а бабушка с внучкой сидели возле розетки. Внук убежал в лес, насилу его отыскали. Мальчика парализовало.
Прошлой зимой Николай Иванов и его супруга наблюдали НЛО из окна своего дома.
- Жена в семь часов встала, зовет меня к окну, а сама за шторкой прячется, боится. Я вижу, как по небу плывет круглый объект с голубыми огнями по окружности. Остановившись, он начал как будто бы крутиться в воздухе. Шар остановился как раз напротив нашего окна и завис минут на 15-20. От непонимания, что это, для чего висит в небе, было не по себе. Супруга предположила: вдруг они нас изучают или хотят загипнотизировать. Повисев в небе, шар мгновенно исчез, я даже моргнуть не успел. Когда пришел на работу и обо всем рассказал, выяснилось, что этот же шар в небе наблюдала еще одна женщина. Она встала рано, чтобы подоить корову.
Примерно через месяц Николай Иванов еще раз увидел этот шар, он летел в том же направлении, но уже не останавливался. Часто за НЛО люди принимают различные объекты, которые запускают в небо военные, но вблизи Тангуя военных частей нет. В «Иркутск-Космопоиск» обратился житель села Зарбь Братского района. Как уже говорилось выше, мужчине не протяжении 14 лет не давала покоя странная находка - оплавленные камни.
- Тема космических камней последнее время довольно сильно будоражит умы россиян, - говорит Никита Томин, руководитель «Иркутск-Космопоиска». - Интерес подогревается не такими уж редкими случаями падения космических тел на территории нашей страны. Чего стоит недавняя история с Челябинским метеоритом...
Многим людям хотелось бы прикоснуться к частичке космического пространства или стать обладателем внеземного камня, пролетевшего сотни миллионов километров, прежде чем оказаться на Земле. Житель села Зарбь нашел странные камни еще 14 лет назад, и в последние годы, когда в связи с падением Челябинского метеорита вокругжелезных и каменных гостей из космоса возник нешуточный ажиотаж, мужчина решил прояснить природу своей находки.
Ночь среди духов - Ольхон
В одном из прошлых номеров нашей газеты мы рассказывали о чудесах, которые происходят в музее, расположенном в сакральном месте - на острове Ольхон. Большинство событий были связаны с шаманкой Одэгон, которая была убита около ста лет назад от смертоносного взгляда черного шамана и сожжена вместе с конем. Личные вещи Одэгон и части конской сбруи хранятся в витрине музея, и случалось, что на глазах изумленных сотрудников они начинали двигаться. По словам шаманов, в музее находится много духов. Они прибыли сюда вместе с вещами, принадлежавшими им при жизни.
Музейные духи отличаются миролюбивым характером, вреда никому не чинят и даже охраняют здание от воришек. Исследователи «Стилета» (подразделение «Иркутск-Космопоиска») решили провести ночь в музее, надеясь увидеть или услышать что-то необычное. И духи дали ответ на один из вопросов. Перед дежурством мы пообщались с Капитолиной Литвиновой, директором хужирского музея и преемницей своего отца, известного краеведа Николая Ревякина. Капитолина Николаевна рассказала весьма интересную историю, связанную с шаманкой Одэгон:
- Несколько лет назад приехавший к нам из Иркутска шаман взял с витрины, где находились личные вещи Одэгон, наконечник стрелы и отправился на скалу Шаманку, чтобы вызвать ее дух.
Как известно, Шаманка, место древних обрядов и жертвоприношений, - невероятно сильная по энергетике территория. В старину проезжавшие мимо Шаманки буряты даже обвязывали своим лошадям копыта, чтобы они стуком не потревожили духов. Подходить к «святому» месту женщинам строго запрещается. К сожалению, сегодня к Шаманке идут толпы туристов.
Люди пытаются взобраться наверх, загорают и купаются у подножия скалы. От такого большого наплыва посетителей священная гора рушится. Каждый год на Шаманке происходят несчастные случаи. Туристы, которые пытаются взобраться на вершину, срываются вниз. Невзирая на все негативные факторы, по словам шаманов и ясновидящих, вокруг Шаманки невидимым фронтом стоят сотни тысяч воинов.
- Мы по наивности просились вместе с шаманом в качестве наблюдателей, - говорит Капитолина Николаевна, - а он отвечал: «Я вас с собой не возьму, потому что у вас нет защиты. И сам я могу с этой встречи не вернуться - может произойти инфаркт или я вернусь обезумевшим».
Перед опасным походом в сакральное место, в субботний день, шаман производил очищение в музее, окуривал помещение травой. На этом обряде работникам было разрешено присутствовать. Когда все закончилось, шаман сообщил: «Мне мешали духи, которые были в юрте». В тот же жаркий, солнечный день шаман отправился к скале Шаманке на встречу с Одэгон.
- И вот после теплого дня, когда, казалось бы, ничего не предвещало плохого, вечером будто разверзлись небеса, засверкали молнии, ударил ливень, - вспоминает Капитолина Николаевна. - И мы, сотрудники музея, потом сопоставили, что проснулись в одно и то же время. Я пошла посмотреть коров. С ним было все нормально, а вот поведение моей собачки насторожило - она никогда не отличалась робостью, а тут была так напугана, что просто прилипла к моей ноге. Мне тоже было не по себе. Думаю, больше никуда не пойду.
Одна из сотрудниц музея, участвовавшая в обряде, Надежда Николаевна, этой страшной ночью тоже была очень напугана. Она ночевала дома одна - муж был на рыбалке. И когда спала, вдруг неожиданно упала с кровати. До сих пор сотрудница музея не может понять, как очутилась на полу. В то же самое время проснулась третья участница обряда - Тамара Матвеевна. Женщина тоже вышла на улицу, чтобы посмотреть, не возвращается ли дочка с дискотеки. С ней ничего пугающего не произошло.
- На следующий день, - рассказывает Капитолина Николаевна, - я подхожу к музею. Коллеги мои стоят у крыльца и что-то внимательно разглядывают. Я тоже присмотрелась. Видим, какой-то инструмент валяется - хороший, новый. Я не знаю, как он правильно называется. С одной стороны у него выдерга. Мы сразу поняли, что кто-то к нам хотел забраться.
За несколько дней до этого работники музея приметили посетителя, который кружил вокруг головы изюбря и так любовно ее разглядывал, что работникам стало не по себе - как бы не украл. В прошлом проникновения в музей случались не раз. Злоумышленники унесли много ценных экспонатов, поэтому переживания музейщиков были не беспочвенны, тем более что по ночам музей тогда никто не охранял. Неясно, пришел в эту ночь тот самый охотник за головой изюбря или кто-то другой. Но было очевидно, что воришку что-то напугало и он, спасаясь бегством, бросил свой инструмент.
В Иркутской области, недалеко от города Тайшет, находится аномальная зона. Данная местность с давних пор окутана тайнами и легендами. Например, березовая роща, расположенная в зоне аномалии, известна тем, что в растущие здесь деревья с необъяснимой частотой ударяют молнии. В основном от стихии страдают три старых дерева, стволы которых буквально изуродованы электрическими разрядами.
Однако стволы и других березок имеют странную, искривленную форму - волнообразную или гиперболическую. Все деревья, из которых состоит роща, довольно старые. Она постепенно «вымирает», поскольку молодой поросли здесь нет вообще. Это особенно удивительно, если учесть тот факт, что в нескольких сотнях метров от аномального места находится еще одна роща, в которой очень много молодых березок.
Местные жители с давних пор относились к роще, как к нехорошему месту. Но аномальные явления наблюдались также и в небольшой деревне, находящейся рядом. Так, в конце 80-х годов XX века местная жительница видела над одним из домов светящиеся шары. Они внезапно появились, затем каждый из них разделился на несколько штук, после чего все они с невероятной скоростью улетели в неизвестном направлении.
Другой случай произошел с двумя деревенскими жительницами, которые наблюдали, как светящийся прозрачный шар с разноцветными пятнами завис в воздухе недалеко от фермы. Его присутствие сопровождалось ясно различимым потрескиванием. Сам шар окружало гало (кольцо, возникающее вокруг мощного источника света), а примерно через пять минут он улетел.
В начале 1990-х годов местная жительница Елена Ивановна видела неподалеку от той же фермы большой огненно-красный шар, который медленно двигался на север, а затем скрылся за лесом. В 1973 году местный житель Валерий П. возвращался домой из клуба. Над рекой Бирюса он заметил шар красного цвета, который летел с юга на север. Полет НЛО сопровождался непонятным свистящим звуком и запахом сероводорода.
Еще один случай с шарами произошел в 1998 году. Вот его описание: «Наталья Андреевна, ее зять Александр и знакомая Лиза вечером выходили из ее дома. Практически сразу же они услышали необычайно красивый звук, похожий на звон колокольчиков, после этого заметили над соседним домом низколетящий шарообразный объект (высота над землей составляла приблизительно 4-5 м).
Как его описывала Наталья Андреевна, этот шар представлял собой мириады разноцветных огней, похожих на лампочки, которые попеременно очень ярко мигали. На нижней части шара висели какие-то продолговатые образования. НЛО медленно двигалось в северном направлении в сторону реки Черманчет, в район местного кладбища. Все это время продолжался этот странный, но благозвучный звон. Время наблюдения составило примерно две минуты». Необходимо отметить, что в той стороне, куда улетали практически все наблюдаемые шары, находится старое кладбище. Отмечаются в районе аномалии и случаи хрономиражей, свидетелями которых становились местные жители.
В мае 1974 года две девочки играли во дворе. Одна из них заметила в стороне местного кладбища мираж. Вместо хорошо различимых крестов перед ней возникли прекрасные заливные луга и старинный город, окруженный белой каменной стеной. Мираж был настолько реален, что можно было разглядеть жителей города, занятых своими повседневными делами. Через луг к воротам города тянулась проселочная дорога, по которой ехала телега, запряженная лошадью. На ней сидели несколько людей. Девочка повернулась, чтобы показать город подруге, а когда вновь взглянула в прежнем направлении, миража уже не было.
Весной 1978 года по дороге в 35 км от деревни ехали четыре автомобиля «ГАЗ-66». Вскоре один из них сломался. Остальные были вынуждены остановиться и ожидать прибытия трактора. Люди вышли из машин и расположились в лесу неподалеку от дороги. Через некоторое время из-за поворота на большой скорости выехала колесница, запряженная белым конем, которой правил человек в странной одежде.
Проскочив мимо машин, она умчалась вдаль. Люди в лесу были удивлены и напуганы, но не успели успокоиться, как из-за того же поворота снова выскочила та же самая колесница и промчалась мимо. Практически сразу следом за ней приехал трактор. Его водитель был сильно напуган. Он заявил, что только что видел странную повозку, выскочившую из карьера и обогнавшую трактор. Интересно, что дорога, по которой ехала колесница, вовсе не является кольцевой, а увиденное людьми, скорее всего, было повторяющимся хрономиражом. («Аномальные и таинственные места России»).
На протяжении многих лет жителям прибайкальских населенных пунктов и гостям этих чарующих мест мистическое озеро Байкал дарит красочные миражи. Объяснить это загадочное явление пытаются ученые и краеведы... Весной 1905 года в небе над озером развернулось настоящее морское сражение, в котором российский крейсер бился с шестью вражескими кораблями. При этом ожесточенная битва была бесшумной и необычайно четкой. Наблюдатели ясно видели лица матросов и пробоины в бортах кораблей. Неравный бой закончился тем, что крейсер затонул...
А незадолго до этого за тысячи километров от Байкала развернулось реальное сражение, в ходе которого российский крейсер «Варяг», сошедшийся в неравной схватке с японской эскадрой, был затоплен самими моряками. Тысячи прибайкальцев видели и другой мираж, который возникал над озером в течение нескольких лет, - красивый город, словно построенный из хрусталя: величественные купола, ажурные башенки, изящные колонны, солнечные блики на стенах зданий... Но с течением лет картина стала меняться - на куполах появились трещины, а стены окрасились в красные тона. В конце концов воздушный город превратился в развалины...
Байкальские миражи всегда поражали своим разнообразием: перед изумленными людьми представали то движущийся обоз, то бешено мчащийся пассажирский поезд, то неспешно разрезающий водную гладь величавый старинный струг. Старожилы утверждают, что здесь можно наблюдать до дюжины миражей ежегодно. Загадочное природное явления привлекает туристов из зарубежных стран. В лондонской прессе был опубликован рассказ об англичанке Ребекке Моррис, которая наблюдала над Байкалом мираж своей родной деревни.
Много лет назад покинувшая ее, Ребекка уже четверть века жила в Лондоне, поэтому картина родных мест растрогала англичанку до слез. Она даже увидела в бинокль дом своих родителей и попыталась побежать к дому родителей. К счастью, супруг сумел остановить ее в нескольких метрах от обрыва.
Естественно, подобные публикации увеличивают интерес к мистическому озеру Байкал, и все больше иностранцев стремятся посетить его, чтобы своими глазами увидеть необычные миражи. Наиболее часто они фиксируются у северо-восточной части острова Ольхон, у мыса Солнечный и у острова Большой Ушканий.
Местные жители относятся к озеру как к живому существу, наделяют его «чудодейственными» свойствами и ласково называют Старик. К сожалению, в последний год Байкал существенно обмелел. Ученые связывают это явление с глобальным потеплением. Понижение уровня воды в озере грозит экологической катастрофой, наносит существенный урон рыбным запасам. Однако, невзирая на все катаклизмы, Байкал продолжает дарить людям загадочные картины.
Фантастические картины
Климатологи считают, что атмосфера уникального озера создает идеальные условия для возникновения миражей: потоки теплого воздуха над прохладной водой летом, прозрачная атмосфера и сильные морозы с недвижимым воздухом зимой. В слоях воздуха с разной плотностью световые лучи преломляются, искажаются и приобретают загадочные и фантастические формы.
Краевед Сергей Волков в своей книге «По Байкалу» рассказал о мираже, который наблюдал с мчащегося по глади озера катера: «Черный расплывчатый объект, напоминающий треугольный НЛО огромного размера, висел над водой острием вниз, его можно было отчетливо рассматривать в бинокль в течение часа, и только по мере приближения висящее над водой изображение постепенно растворялось, а под ним в мощный бинокль можно было разглядеть контур крупного байкальского судна «Клара Цеткин».
Оптический мираж, отраженный в мареве теплого воздуха над холодной байкальской водой, перевернул изображение корабля над озером и десятикратно его увеличил, придав ему неузнаваемый и совершенно фантастический облик». Ученым удалось установить, что дно Байкала представляет собой вогнутую поверхность. Это огромная природная линза, которая способна аккумулировать видимые и невидимые энергии, а также улавливать ауру людей. Типичными для Байкала являются миражи двойников.
Местный житель Александр Попов, гуляя по берегу Байкала, увидел метрах в пятидесяти своего двойника, который удивительно точно и синхронно копировал жесты Александра. Через некоторое время в груди двойника образовалась пробоина, через которую было отчетливо видно озеро. Вскоре мираж растворился в воздухе. А спустя полгода врачи обнаружили у Александра порок сердца. Байкал словно предупредил мужчину об опасности.
Миражи, появляющиеся в байкальском небе, иногда называют фата-морганами. Свое название миражи получили в честь героини древнего эпоса. Капризная красавица Моргана, сестра короля Артура, была отвергнута возлюбленным Ланцелотом. Не сумев вынести этого унижения, она покинула земную твердь и поселилась в хрустальном дворце на дне моря. С тех пор обидчивая дама обманывает мореплавателей призрачными видениями.
Среди самых загадочных ее творений - знаменитый образ парусника «Летучий голландец», хрономиражи исторических сражений, картины исчезнувших старинных городов с храмами и минаретами. Ученые пока не смогли дать обоснованное объяснение этому поразительному явлению. Местным жителям иногда удается сфотографировать миражи.
Такие снимки становятся достоянием ученых, и тогда возникают новые версии, которые предлагают объяснение этому экстраординарному явлению. Некоторые ученые утверждают, что Байкал является порталом в параллельные миры. Иногда он выдает картины в виде миражей из этих параллельных миров. Однако объяснить природу этого явления пока не удается.
Машина времени
Также существует версия, которая гласит: Байкал - своеобразная машина времени, которая способна выдать то картины далекого прошлого, то видения будущего. Неоднократно местные жители и туристы наблюдали необычный мираж: по безбрежной глади плывут десятки огромных деревянных бочек. В старину такие использовались для хранения омуля, и их называли «омулевыми».
Известно, что беглые каторжане использовали бочки для того, чтобы переплывать Байкал. Даже в старинной песне про священное озеро есть такие строки: «Славное море - священный Байкал, славный корабль - омулевая бочка». Случается, что Байкал выдает и миражи стремительных летательных аппаратов будущего, словно предрекая землянам наступление новой космической эры, когда будут возможны визиты на далекие планеты.
Интересно, что такие хрономиражи могут сопровождаться сильнейшими магнитными аномалиями. И тогда стрелки компасов начинают бешено вращаться... Самым мистическим местом на Байкале считается мыс Рытый. Местные жители утверждают, что наибольшее количество НЛО наблюдается именно в районе этого мыса. Рыбаки наблюдали огромные, светящиеся изнутри шары, которые плавно погружались на дно Байкала.
Иркутские уфологии давно посещают это место. По слухам, в их распоряжении имеются фотоснимки и кинокадры необычных объектов, но они крайне неохотно делятся этой информацией, словно боясь спугнуть неведомых пришельцев. По мнению уфологов, на дне Байкала вполне может находиться база инопланетян.
Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь - мыс самого крупного байкальского острова Ольхон. Старинное название мыса - Огненный -связано с легендой, повествующей о прибытии первой экспедиции россиян. Путешественники в начале XVI века приблизились на утлом суденышке к мысу, как вдруг увидели огромный столб огня, который взметнулся перед ними из байкальских вод.
Огненная стена словно не пускала их на священную землю острова. Но отважные исследователи не повернули назад, они дождались, когда мираж растворился в вечерней прохладе, и вступили на мыс. Подобное явление на Огненном время от времени отмечалось и позже. Очевидцы отмечали, что они теряли ощущение времени и пространства, погружаясь в какую-то необъяснимую нирвану. При этом испытывали чувство необыкновенной легкости, пьянящего спокойствия, а их сознание уносилось к источнику излучения.
И совсем не случайно местные шаманы именно на мысе Огненном проводят свои мистические ритуалы, связанные с заклинанием стихий огня, ветра и воды. До первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола.
Считалось, что в этом месте будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу, получает способность побеждать врагов и сможет прожить долгую счастливую жизнь. Некоторые исследователи, описывая Байкал, находят аналогии с планетой Солярис, описанной Станиславом Лемом в своем романе. (Владимир Петров).