Аномальные и загадочные места в Кабардино-Балкарии. 3
Селение Эльтюбю
После насыщенной программы в ущелье Адыр-Су будет переезд в другое ущелье, называемое Чегемским. И первым делом Вы попадете в кавказское селение «Эльтюбю», очень необычное и таинственное место, которое с местного языка переводится как «селение внизу». В 2009 году Эльтюбю было признано чудом России, а когда-то здесь проходил знаменитый шелковый путь, и уже не одно тысячелетие село привлекает путешественников и кладоискателей, магов, эзотериков и ученых.
Село это и правда необычное и сейчас Вы убедитесь в этом сами. Одна из местных аномалий – это время, здесь оно сильно отстает или вовсе стрелки часов перестают ходить. Местные жители говорят, что каждый день им приходится проверять время по радио, чтобы подвести часы вперед. Еще одной аномалией является то, что минеральная вода, оставленная на ночь на морозе, не замерзает, и вообще мясо и молоко даже в летнюю жару остаются свежими продолжительное время. Село славится своими долгожителями, так мужчины живут в среднем 110 лет, а женщины в 50 лет рожают детей – и здесь это не редкость.
Культура места очень древняя, поэтому ученые постоянно здесь что-то копают и выискивают. Во время одной из таких раскопок, проводимых в Верхнем Чегеме, были найдены скелеты древних людей, рост которых достигал 10 метров, а возраст доходил до 800 лет. По некоторым данным, это представители древней расы - Нарты, воины-полубоги, которые имели мощную физическую силу и сверхъестественные способности.
Считается, что родиной Нартов является Кавказ, об этом свидетельствуют народные сказания о гигантах и многочисленные находки. В своих исследованиях ученые мужи выяснили, что село находится в некоей пирамиде, верхушку которой составляют горные вершины. В свою очередь грани скал смотрят строго по сторонам света, одна из граней направлена на Полярную звезду. («Ворлд-шаман»).
Три целебных ключа
Уникальным считается место в Кабардино-Балкарии, в районе реки Малая Золка. Здесь из-под земли бьют три ключа. Один из них помогает при лечении глазных заболеваний, улучшается зрение. Два других – при заболевании желудочно-кишечного тракта. Появление этих ключей несколько необычно. По рассказам местных жителей, во времена Великой Отечественной войны в это место ударила молния, - и забили три ключа. Многим раненым бойцам была оказана помощь благодаря этой целебной воде. В наши дни местные жители широко используют воду этих целебных источников для лечения своих заболеваний.
Озеро Тамбукан
Озеро Тамбукан находится на территории Предгорного района Ставрополья и Кабардино-Балкарии, в 12 км к юго-востоку от г. Пятигорска.
Его площадь – 210 га (около 2 км в длину и 1 км в ширину), глубина достигает 10 метров и колеблется в различное время года, в зависимости от осадков. Озеро Тамбукан представляет собой мелководный, не имеющий стока бассейн неправильной овальной формы. Питается озеро дождевыми и талыми водами, а так же водой из реки Этоки. Для пополнения озера подведен водовод и пробурены 2 скважины со слабоминерализованной водой. Общая эксплуатационная мощность составляет 1600 тыс м3.
Озеро поражает своей необычностью с первого взгляда. Его поверхность даже в безветренную погоду кажется черной - так хорошо виден сквозь толщу воды лежащий на дне слой целебной грязи. Грязь озера обладает выраженным бактерицидным действием. Черные пластичные грязи являются высокоминерализованными (М = 83 г/л) сильносульфидными ( FeS > 0,5 %), содержат большое количество органических веществ, а также ионы хлора, натрия, калия, магния. Кристаллический скелет состоит из мелкодисперсной глины и песка.
По содержанию сернистого железа тамбуканская грязь занимает одно из первых мест в России. Кроме того, в грязевом растворе содержатся биологически активные вещества, лизоцим, пенициллиноподобные соединения, обеспечивающие бактерицидную активность грязи, что с успехом использовалось во время Великой Отечественной войны в госпиталях КМВ при лечении ран наложением грязевых повязок. Благодаря высокой теплопроводности тамбуканская грязь долго сохраняет тепло.
Запасы грязи составляют около 900 000 м3. Имеющихся запасов при их рациональном использовании и соблюдении природоохранных требований хватит на далекую перспективу не только для целей грязелечения в санаториях курортов Кавказских Минеральных Вод. Лечебные грязи озера Тамбукан - сульфидные иловые грязи материкового происхождения. Они представляют собой донные отложения преимущественно соленых водоемов, бедные органическими веществами и обогащенные сульфидами железа и водо-растворимыми солями. Именно такие грязи использовались в Древнем Египте, в греческих колониях Крыма и Черноморского побережья Кавказа, в Центральной Азии и Восточной Сибири, поморами Беломорья.
По оценкам специалистов, целительные свойства озера Тамбукан превосходят грязи Озеро Тамбукан знаменитого Мертвого моря в Израиле. Возраст Тамбукана оценивается в несколько тысячелетий. Вопрос о его происхождении однозначно не решен. В разные времена учеными выдвигалось несколько версий.
Первая и наименее признанная – Тамбукан как остаток древнего моря. Вторая – Тамбукан как староречье небольшой речушки Этоко, протекающей и ныне рядом с озером. Третья – Тамбукан – порождение подземных вод, которыми пересыщены мощные отложения так называемых майкопских глин, имеющие место в районе озера.
Тамбукан впервые научно описан академиком Гюльденштедтом в 1773 г. под названием «Тамби». В книге известного адыгского (черкесского) просветителя 19 века Хан-Гирея, вышедшей в 1836 г., озеро значится как «Тамби-коль» – озеро Тамбия. Под тем же названием озеро внесено в современный топонимический словарь КБР.
Это название связывается с историческим событием, когда в 1709 г. на берегах Подкумка, рядом с озером, разыгралось сражение черкесов во главе с князем Мурзабеком Тамбиевым со вторгшимися в Пятигорье крымско-турецкими войсками. По имени этого предводителя, сложившего голову в том сражении, озеро назвали Тамбукан, в переводе «приют для Тамбия». С озером связано множество легенд.
Легенда о происхождении озера Тамбукан
В одной из них рассказывается о том, что когда-то на этой бескрайней равнине жили люди-великаны нарты. Предводителем у них был седоглавый красавец Эльбрус. Росли у него, на радость отца, три дочери: Шхара, Шхельда и Хатипара. Однажды Эльбрус накануне дня своего рождения созвал дочерей и сказал им, что по тому подарку, который они преподнесут ему, он будет судить о их любви к нему.
Настал день рождения Эльбруса. Первой подошла к отцу старшая дочь Шхара. Протянула ему золото и серебро, найденное ею в горах. Отец остался доволен подарком. Средняя дочь Шхельда отдала ему горсть драгоценных заморских камней. «Вижу, дочь, что ты меня любишь», - сказал растроганный Эльбрус. Но вот подходит к отцу младшая дочь, красавица Хатипара, и говорит, что у нее есть для него самый драгоценный дар.
Протянула она Эльбрусу мешочек с солью. От изумления и гнева онемел старый отец. Уж не насмехается ли над ним Хатипара? Простая соль - драгоценный подарок? И когда к нему вернулась способность говорить, он голосом, подобным грому, велел ей убираться с глаз своих. Вздрогнула Хатипара, жгучие слезы полились из ее очей. Схватив мешочек с солью, кинулась она бежать прочь от несправедливого отца. По дороге уронила мешочек с солью, упал он в небольшое озеро.
После того как Хатипара покинула родной край, унеся всю соль, среди нартов начались болезни, которые покосили богатырей больше, чем самые жестокие битвы. Ни за золото, ни за драгоценные камни не смог Эльбрус купить соль. И понял тогда отец, что Хатипара преподнесла ему самый драгоценный дар, от которого зависела вся жизнь нартов.
С тех пор прошли тысячелетия. Окаменевшие нарты превратились в горы. В центре них мы видим величавый Эльбрус, недалеко от него находятся Шхара и Шхельда, а далеко на западе есть вершина Хатипара. А там, куда соль упала на землю, образовалось соленое озеро с целебной грязью. Так чудесный дар Хатипары и сегодня приносит «исцеление» людям. Легенда о приобретении озером Тамбукан целебных свойств. У озера Тамбукан приютилось селение нартов. Под вечер белогрудая статная Сатанэй полоскала в озере белье. На его другом берегу поил свою баранту пастух, обезумевший от неразделенной любви и страсти.
«Сатанэй, к тебе идет нафсы! - крикнул он. И пастушьим нафсы–семенем был оплодотворен прибрежный камень. Из этого камня родился Сосруко, смуглый и железноглазый нарт. Принял его от каменного материнского лона кузнец, помогая необычным родам молотом и кузнечными клещами. А усыновила его и вскормила Сатанэй. Рожденный от камня, Сосруко имел силу трех горных обвалов и хитрость умнейшего из нартов. Неутомимым и лихим наездником был он.
И вот однажды между Тамбуканом и Золотым Курганом встретился Сосруко с Тонгремом – исполином из племени эмегенов, питавшихся человеческим мясом (одноглазые великаны эмегены, наряду с нартами, фигурируют весьма часто в богатырском эпосе кавказских народов. эмегены – кровные враги нартов). «Эй, Сосруко, нарт бескорыстный и железноглазый. Берегись!» - потряс своим ревом землю эмеген.
Не успел Сосруко приготовиться к бою, как раздвоенное копье Тонгрема сбросило его с коня. Падая, пробороздил своими локтями Сосруко глубокую лощину в земле. Поднявшись, решил он не силой отомстить своему врагу, а хитростью, ибо хитрость почиталась у нартов такой же доблестью, как и храбрость. «Длинно и крепко твое копье, эмеген, – сказал Сосруко, – а ум короче копья. Не знаешь ты нартовских игр и не сможешь играть в них».
В те времена по всей земле гремела слава о необычных играх веселых и лихих наездниках - железноглазых нартах. Ум же эмегенов был короче шерстки стриженого барана. «Научи» – взмолился эмеген. «Учись, скалоподобный! Нарты любят отталкивать лбом катящийся с горы камень так, что он летит вверх быстрее, чем падает вниз» – ответил Сосруко.
И спустил Сосруко с вершины Золотого Кургана огромнейший камень. А Тонгрем, отразив его внизу своим лбом, засмеялся: «Хорошо. У меня от этой игры лоб перестал чесаться. Давай лучшую игру». «Нарты еще любят жевать стрелы, пущенные из лука» - Открыл свой рот эмеген, и зазвенели стрелы, спускаемые Сосруко с тугой тетивы.
Когда опустел колчан, выплюнул Тонгрем пережеванные стрелы и сказал: «Хорошая игра, от нее зубы перестают болеть. Давай новую игру! – Нарты любят еще глотать раскаленное железо». И накалив докрасна глыбу железа, Сосруко дал проглотить её эмегену. «Приятна для желудка эта игра» – заметил великан, поглаживая живот.
Отчаялся было Сосруко: не победить Тонгрема своей хитростью. Но железная глыба вызвала у эмегена жажду. Пошел он к озеру Тамбукан и наклонился к воде, чтобы напиться. И тогда, взбешенный своей неудачей, с силой трех горных обвалов и трех разбушевавшихся рек бросился Сосруко на великана и столкнул его в озеро. В те времена под тихими голубыми водами Тамбукана было глубокое страшное дно, засасывающее все живое. Цепко схватило оно Тонгрема, и не показался больше эмеген на поверхности.
Отомстил Сосруко. Обмелел Тамбукан, вобравший в себя подобное горе тело великана, племя которого не знало никаких болезней. Растворенный в горько-соленых водах озера эмеген-богатырь платит теперь людям за то, что при жизни ел человечье мясо. Останки его – на славу и здоровье живым... Пойдешь теперь к Тамбуканскому озеру – покажут тебе и лощину, прорытую при падении коня локтями Сосруко, и Золотой Курган, который на кабардинском языке зовется Тонгремом.
Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» КБР. гора Каракая - балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке.
В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема - у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».
Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек.
Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви».
Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от Башня Балкаруковых или «Башня любви» родственников, украденной им в Дагестане красавице - кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.
Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…
Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут. В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.
В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).
У подножья еще одного интересного природного объекта - вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» - балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.
КБР. город МертвыхТак вот «Городок мертвых» - памятник истории и культуры - находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю . Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние - мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний.
Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» - это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании КБР.
По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь - тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии - это были «башни молчания», а на Кавказе - сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.
Мусульманские мавзолеи, в отличие от более старых кешене, увенчивались куполом и имели по 6 или 8 граней. В этих поздних сооружениях захоронены далекие предки нынешних жителей селения. На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.
Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками;
4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же - восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».
Далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что КБР. город Мертвыхсклепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.
По дороге из села к «городку мертвых» можно увидеть оросительный канал - отведенное в сторону русло горного ручья. Этот канал был создан не одно столетие назад и, видимо, служил для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу. («О-Кавказе»).
Булунгу
Из «городка мертвых» можно увидеть самое отдаленное село в ущелье - Булунгу. Булунгу - одно из древнейших поселений на территории Кабардино-Балкарии, расположенное в верховьях знаменитого своей красотой Чегемского ущелья. История поселения исчисляется сотнями лет. Это подтверждает и название села - Булунгу (Бурунгу), что в переводе с балкарского языка означает «древний», с тюркского – «залив, излучина реки»).
В древние времена и в средневековье Верхний Чегем являлся политическим, религиозным и административным центром Чегемского Общества. Булунгу - Булунгу, сегодня мало чем отличается от других, тогда как ранее оно «представляло собою сборище каменных гнезд, скрепленных вместе, как в муравьиной куче, где все дома были соединены друг с другом внутренними ходами под плоскими крышами, так что, не слезая, можно было по ним обойти все селение.
Внутри эти переходы напоминали катакомбы, где помещались сакли, совсем темные, с широкими трубами для выхода дыма, которые вместе с тем служили и для освещения. Рядом под той же общей кровлей располагались пригоны для скота и крохотные дворики. Все это лепилось под защитой боевой башни. Все селение представляло одну общую крепость в те времена, когда защитой жизни и имущества был только род. Такая архитектура селения представляла надежную защиту при междуродовых распрях и даже войнах».
Если переехать через мост на левый берег Чегема, то прямо напротив могильников видна дорога, ведущая в селение Думала. Она проходит под горою (эта местность называется Шегишти), на которой сохранились два необычных камня, имеющих весьма интересную историю. Один из них - Аш-Тотур. Около него в старину устраивали жертвоприношения по поводу совершеннолетия юношей, а всадники, проезжая, всегда спешивались.
Об этом камне Л. Лавров записал вот какую легенду: «Рассказывают, что однажды ехали мимо балкарец и кабардинец. Балкарец сошел с коня и предупредил о том же своего спутника. Но тот отказался. «Я князь, - говорил он, - и ничего на свете не боюсь!». В доказательство своего бесстрашия он выстрелил в «священный» камень и поехал дальше. Вдруг показалось облачко, которое все увеличивалось и приближалось к кабардинцу. В середине облачка была какая-то пчела. Когда облако окутало кабардинца, пчела ужалила его в ноздрю. Через некоторое время нос распух, завелись в нем черви, и кабардинец умер».
Не менее интересен и другой камень, находящийся неподалеку и считающийся священным. На нем четко видны отпечатки рук и ног, которые, как гласит легенда, принадлежат, носившему имя Пай-ханпар. Л. Лавров считает, что термин «пайханпар» восходит к персидскому слову, означающему «пророк». Сколько времени надо было провести пророку, дабы оставить такие явственные следы, представить трудно, но они видны и, без сомнения, неприродного происхождения. Здесь, на достаточно отвесной горе, став на камень и преклонив колени, понимаешь, что истинная вера может творить чудеса и сила скал ничто перед ней.
За селением Булунгу дорога приводит в заповедник (для проезда или прохода также КБР.водопад Абай-Су требуется специальный пропуск), к месту удивительной красоты, где встречаются бурные потоки двух горных рек, стекающих с ледников Большого Кавказа – Гара-Ауз-Су и Башиль-Ауз-Су, дающих начало реке Чегем.
Недалеко от слияния двух рек, в ущелье Башиль-Ауз-Су, с 70 м высоты грациозно падает водопад Абай-Су (с балкарского «вода Абая») – великое множество струек объединившихся в водном танце. В теплое время возможно купание в его струях. Окрестности водопада окружены красивейшим сосновым лесом, где много грибов и ягод. Долина Гара-Ауз-Су (с балкарского «Ущелье нарзанной воды») известна на Северном Кавказе с очень КБР.
В ущелье Шаурту, являющемся правым ответвлением ущелья Гара-ауз, лежит большой ледник, ниспадающий с западных склонов отрога и самой вершины. Само название горы, давшее ему имя, переводится как «ступенчатая черная вершина», где шау с осетинского - «черный», а рту - «ступень». Главной достопримечательностью ледника является удивительный, перели-вающийся всеми оттенками небесной синевы грот, который так и назван - Голубой грот. Именно из него вырывается стремительная речка Шаурту, являющаяся притоком Гара-ауз-су.
В ущелье Кору вас ожидает встреча с загадочными грибообразными каменными столбами, чем-то наминающие старинные замки. Столбы эти расположены на правом берегу реки Гара-ауз-су. Нарзанные источники, о которых мы говорили выше, расположены как на правом берегу реки Кулак-су - он называется Гара-су, что и означает «кислая вода», так и на левом - Киик-Гара, что можно перевести как «турий нарзан».
Верховья долины замыкает удивительная по красоте вершина Тихтенген. Тихтенген-Баши - горная вершина в Кабардино-Балкарии; находится в Главном Кавказском хребте, в верховьях р.Чегема. Высота – 4617 метров. Переводится с балкарского, как «успокоившаяся вершина», где тихте – «тихо», «спокойно»; ген – окончание прошедшего времени; КБР.Тихтенген-Баши баши – «верх», «вершина». Такое наименование этот массив получил за то, что с возвышенных точек он выглядит похожим на Эльбрус, то есть на вулкан. Местные жители считают его потухшим (успокоившимся) вулканом.
Чегемские водопады
Старожилы рассказывают, что слово «Чегем» («сломанная земля»), произнес богатырь Карашауай, который, проверяя силу и мощь своего коня, пробил дыру в скале. Это понимаешь , когда КБР. Чегемские водопадывзгляду открывается узкий каньон с 300-метровым отвесными стенами морских отложений юрского периода, в котором река, сжатая как в тиски скалами, с грохотом бросается то в одну, то в другую сторону, огибая скалистые утесы.
Высокие и величественные, уходящие ввысь стены ущелья, как бы искусственно украшенные декоративной зеленью деревьев и кустарников, белопенные водопады, громады гор и скальных вершин - все это создает своеобразный колорит Чегемского ущелья.. Самая узкая часть извилистой скальной щели не превышает 20 м при высоте стен 200 -300 м. Главная достопримечательность Чегемской теснины – это водопады... Они располагаются в теснине Чегемского ущелья вблиз селения Хуштосырт в 54 км. от г.
Чегемские водопады – Су-Аузу (в переводе с балкарского «вода из горла») – редкое по красоте зрелище. С отвесных скал правого берега Чегема обрушиваются в реку шумящие потоки воды. Одни из них выбрасываютсяКБР. Чегемские водопады струями из небольших круглых отверстий в скале и, описывая дугу в воздухе, падают вниз. Другие льются с высоты 30-50 метров широкой лентой и, не долетев до реки, разбиваются об уступы скал, образуя бесчисленные водяные искры. Освещенные солнечными лучами (к 10-11 часам дня), водопады образуют яркую радугу.
Чегемские водопады вырываются прямо из скал, за это КБР. Чегемские водопадыих еще называют Плачущими водопадами, так как это выглядит, будто скалы плачут. Зимой водопады замерзают и образуют грандиозный ледовый каскад. Ледяные столбы и колонны замерзших струй и потоков воды, напоминающие гигантские витые свечи, или сталактиты, спускаются к самой реке. Некоторые из них, КБР. Чегемские водопадысловно люстры с хрустальной бахромой, нависают над Чегемом. С них струится вода и превращается в водяную пыль, прежде чем успеет коснуться прибрежных скал.
Самый полноводный водопад - Адай-Су, или Девичья коса, находится в 200 м от дороги и в 5-ти км от теснины реки Чегем. Он срывается с отвесной кручи, с КБР. Чегемские водопады.Водопад Девичья косавысоты 30 м в реку Чегем сплетающимися струями. Летом можно купаться под его струями. Рассказывают печальную легенду об образовании Чегемских водопадов:
Легенда
Высоко в горах находилось небольшое балкарское селение, где жили девушки необыкновенной красоты. С глазами, как весенние лесные цветы, синими- синими. С черными косами до пят. С румянцем розовым, как снежные вершины в час утренней зари. И вот однажды к этому селению подошли враги. Хотели увезти они девушек в рабство. Девушки помчались к скалам, и, подбежав к пропасти, прыгнули вниз. Прыгали девушки, а волосы их цеплялись за выступы скал. Так и образовалась стена Чегемских водопадов. И струи воды - это волосы непокорённых девушек-горянок.