Аномальные и загадочные места в Красноярской области. 2
Плато Путорана
Плато Путорана - величественная и загадочная страна прозрачных рек, хрустальных водопадов, падающих со склонов гор. Это край, не похожий ни на какой другой, край озер и ущелий, камней и снега, на фоне которого светятся краски северных цветов. Плато Путорана раскинулось за Северным полярным кругом, на самой большой возвышенной равнине мира - Среднесибирском плоскогорье.
По предположению ученых, образовалось плато 10–12 миллионов лет назад в результате мощного землетрясения, которое затронуло большую часть евразийского континента и привело к появлению крупных островов в Баренцевом и Карском морях. После этого катаклизма мягкий климат сменился здесь суровыми холодами, изменились растительность и животный мир.
В наши дни поверхность плато представляет собой своеобразный «слоеный пирог», образованный многочисленными лавовыми излияниями. Число базальтовых пластов в некоторых местах доходит до двух десятков. Большую часть года на вершинах плато лежит снег, именно с этим связано обилие здесь водных источников - снег начинает таять только в августе, питая многочисленные водоемы.
В эпосе северных народов сохранилось немало легенд и преданий, связанных с затерянным плато. У эвенков, ненцев и нганасанов, испокон веков живших в его окрестностях, Путорана считается местом обитания Огненного бога - хозяина ада, мучителя человеческих душ. По мнению ученых, подобные верования связаны с тем, что еще четыре-пять тысяч лет назад в этих местах нередки были извержения вулканов. Так, по одной из эвенкийских легенд, вырвавшийся из бездны огненный дух воспарил над рекой Хатангой, заставляя кипеть ее чистые воды, опаляя своим горячим дыханием селения, уничтожая людей и скот, сжигая тайгу…
Хантайское озеро, расположенное на плато, именуется местным населением «Чашей слез» - это одно из самых глубоководных озер России, его глубина достигает полукилометра. Раньше «Чаша слез» считалась священной. Эвенкийские и ненецкие девушки на протяжении столетий приходили сюда, чтобы в водах озера увидеть предначертания судьбы, пожаловаться великой богине Эшну на свою тяжелую долю.
Согласно древнему преданию, в незапамятные времена Огненный бог лишил жизни единственного сына Эшну, а его бессмертную душу забрал в свое логово под землей. Убитая горем богиня очень долго плакала, а затем превратилась в огромную черную базальтовую скалу. Слезы Эшну заполнили некогда высушенную зноем котловину, сделав ее озером.
На самом плато в течение многих десятилетий существует лишь одно постоянное поселение - метеостанция неподалеку от озера Агата, на которой работают с десяток человек. Ее сотрудники днем и ночью следят за погодой. Однако метеорологам случается наблюдать и весьма необычные явления, которые не заносятся ими в метеорологические сводки.
Так, по воспоминаниям старейших сотрудников метеостанции, с 25 декабря по 7 января каждого года, начиная с середины семидесятых, чуть ли не каждый вечер в районе замерзшего стометрового водопада Хабарба из земли в небо поднимаются вращающиеся концентрические круги, за несколько минут образующие гигантскую светящуюся спираль, которая упирается в звездное небо. Это явление длится не более пятнадцати минут, после чего спираль блекнет и растворяется в темноте. А вот другая загадка плато. На его поверхности - природной шестиугольной брусчатке - время от времени таинственным образом появляются выжженные геометрические фигуры - круги, овалы, треугольники, будто нарисованные умелой рукой невидимого чертежника.
В наши дни плато без видимых причин поднимается до 1,5 см в год, все более углубляя свои тектонические разломы. Это обстоятельство дает возможность предположить, что глубоко под землей идут активные процессы. Принимая во внимание повсеместно возросшую геологическую активность, учеными все чаще высказывается мысль о том, что в районе плато в обозримом будущем следует ожидать очередной геологической катастрофы.
Существуют три возможных варианта развития событий. По первому сценарию на месте плато появится молодой, но чрезвычайно активный вулкан. Второй сценарий рассматривает возникновение в ближайшем столетии серии мощных землетрясений, в результате которых новая горная гряда рассечет Среднесибирское плоскогорье от севера к югу, вплоть до Восточных Саян.
По третьему - самому худшему варианту - катастрофические геологические процессы приведут к появлению гигантского разлома на месте соединения Западно-Сибирской тектонической плиты и Сибирской платформы по району бассейна реки Енисей. В результате этого полуостров Таймыр может превратиться в остров, а воды моря Лаптевых хлынут в возникшую огромную континентальную расщелину.
Плато Путорана - сильно расчленённый горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. На севере и западе плато обрывается крутым уступом (800 и более м.), в то время как южная и восточная части характеризуются пологими склонами. Максимальная высота плато - 1701 м, среди высочайших вершин горы Камень (1701 м.), Холокит (1542 м.), Котуйская (1510). На севере плато Путорана граничит с Таймырским полуостровом. На территории плато расположен Путоранский государственный природный заповедник, признанный ЮНЕСКО.
Световые столбы
Вечером 11 сентября на сопке 394 искатели устроили совет.
Время выходит, дорога неизвестна, да и чётких ориентиров и привязок на местности нет. Решено было, что на следующий день группа двинется назад. Но после захода солнца около девяти часов вечера братья Симоновы увидели на западе вспышки света вроде зарницы. Однaко не только молнии под сопкой вспыхивaли нa глaзaх у исследовaтелей: от земли в небо поднялись строго очерченные светлые, дымчaтого цветa «световые столбы».
Один в центре и двa - по бокaм, под углом в сорок пять грaдусов, «выходящие кaк бы из одной точки где-то рядом». Столбы растворились сразу же, кaк перестaли вспыхивaть молнии. Общий фон при этом не менялся. Увидев лучи бьющие из земли, Александр Симонов кинулся за фотоаппаратом, который после недолгих поисков оказался в рюкзаке его брата Сергея.
- Я бросился открывать рюкзак, - пишет Симонов - но верёвка запуталась в узел. Когда я хотел разрезать её ножом, Сергей запретил мне портить рюкзак и заявил, что я сам виноват, так как незачем разбрасывать оборудование по площадке. В общем, он, почему-то повёл себя неадекватно. Такое ощущение, что электромагнитная буря повлияла на него. Когда я, наконец, распутал узел и достал фотоаппарат, столбы поблекли в десятки раз по яркости и на плёнке «Orwochrom- UT-18», чувствительностью в 25 ед. ГОСТа не получились.
Это явление вызвало у поисковиков мощную дискуссию на научные и околонаучные темы. Александр на земле положил ветку, чтобы заметить точно направление, где он видел столбы. Утром - второй нелепый случай. Юра, спросонья запнулся за метку, и засечка оказалась сбита. Поэтому, удалось запомнить точность определения порядка 30 градусов в западном направлении. Направление примерно совпало с тем, что показала антенна низкочастотного электромагнитного датчика.
Обсуждая реальность световых столбов Валянский позже скептически заметит :
- По моему, это были обычные «кошачьи хвосты», подсвеченные из-за горизонта солнцем, какие обычно бывают перед переменой погоды. Световые столбы, которые «видели» Симоновы сразу после захода солнца видели только они. Я же не увидел ничего, чего бы не видел раньше.
По дискуссиям перед походом в Красноярске я понял, что Симоновы энтузиасты своей идеи, которые увидят то что им нужно и не будут смотреть на остальное. И на Кову они пошли искать не ЧК как явление, а подтверждение своих расчетов по ТМ. То видение приняли за фантазию многие, кто был в курсе происходящего.
Александр Варакин писатель-фантаст и друг Сергея Симонова в своей книге «НЛО. Люди в чёрном», тоже высказал своё скептическое мнение относительно этого события. Позже и в 2012 году в личном разговоре с Владимиром Жатковым, тот рассказал мне, что Симоновы, «увидев световые столбы» постарались оправдать ожидания и дать надежду на возможную связь тунгусского и ковинского феноменов.
Своё мнение высказал и сам очевидец световых столбов – Александр Симонов и его доводы показались мне весьма убедительными :
- Во первых столбы градусов на 20 не совпадали с местом захода солнца. Во-вторых они были резко очерчены и на походили на цирусы («кошачьи хвосты»).
Как я писал ранее, действие поляны на биообъекты можно объяснить переменными электромагнитными полями. Ничего похожего мы даже в городе не видели, ни то что в других частях тайги. Знакомые ребята, работавшие на Севере, рассказывали, что перед заморозками, иногда, над трансформаторами, возникают светящиеся столбы. Это можно объяснить тем, что в электрическом поле, на гранях острых маленьких льдинок, в которую влага превращается в воздухе при охлаждении, может возникнуть коронарное свечение в электромагнитных полях ЧК, что-то вроде огней «Святого Эльма», возникающих на мачтах корабля перед грозой.
При дальнейшем охлаждении кристаллики становятся слишком толстыми, и напряженность поля на гранях уменьшается, приводя к прекращению свечения. Так, что при стечении обстоятельств (ясной погоды, не слишком тёплой и не слишком морозной температуры), поляна может выдать себя свечением воздуха над ней. Такие условия характерны именно в периоды первых осенних заморозков.
Чтобы проверить повторяемость явления и зaфиксировaть его нa пленку, поисковикам понадобилась бы ещё одна ночь, а возможно не одна. Но времени не было. Нужно было возвращаться. Поэтому доисследовать место возможного феномена решили в другие годы. К тому же территория была известна – западное направление от высоты 394. 12 сентября группа двинулась назад к озеру, а следующим днём знакомой дорогой через Дешембу и Хойлу на Кову. Ночевали в той же избушке на берегу.
При подходе к избе показалось, что какая-то тень метнулась в кусты. Позже, в Костино, расспросили местных жителей. Нас успокоили: опять наверное кто-то из зоны рванул, скоро поймают. Здесь к этому относятся спокойно. Тайга, несмотря на свою беспредельность, больше похожа на лабиринт: десятки тропок разбегаются по ней, но все сходятся в нескольких узловых точках, которые никак не миновать - реки и болота не дадут. Поэтому, в случае чего, патрули сидят там и спокойно ждут, когда беглец к ним выйдет. Валянский
15 сентября пришли в Костино. Поисковики рассудили, что самолёт ждать ненадёжно, а сплавляться по Кове не на чём, решили идти пешком до Сизой, где находится зона, а соответственно и транспорт. Но судьба их пожалела. На берегу был найден «Прогресс». Вытесав из досок вёсла, поисковики спустили катер на воду и поплыли.
17 сентября группа была в Сизой, где снова «засветив корочки» научные работники получили обед, баню и транспорт до Болтурино на Ангаре. Оттуда на «Заре» отплыли в Кежму и 19 сентября были уже в Красноярске. После расспросов в Кежме и в Богучанах, Симоновы нашли адрес дочери Салягина в Красноярске - Галины Валентиновны. В 1986 году ей уже было около 60-ти лет. Она рассказала, что отец был около поляны четыре-пять раз, и что мать после его смерти срочно сожгла его дневник. Позже приезжали люди из НКВД, спрашивали про записи, но дневник уже был уничтожен. От Галины Валентиновны Симоновы узнали об её отце.
Кум-Тигей. Караульная сопка
Караульная гора - одно из самых культовых мест Красноярска. Отсюда есть пошел острог Красный Яр в 1628 году, когда казаки установили здесь вышку наблюдения. В 1667 году здесь был поставлен крест в честь окончательной победы над енисейскими киргизами и татарами-качинцами.
В 1805 году здесь построена деревянная часовня, а в 1855 году ее сменила каменная часовня Параскевы Пятницы. Сегодня эта святыня - главный символ города. Она изображена на десятирублевой купюре. Сюда в первую очередь приводят гостей города. Это место традиционно посещают молодожены… В общем, классика жанра. Знаковость осталась, история за века в памяти людей потерлась, выветрилась.
И, тем не менее, приходящие сюда неизменно ощущают то некий поток энергии, то эйфорию, то другие странные чувства. И чувствую люди, что это не только картинка с банкноты, а нечто большее. И задаются тогда они вопросом, а почему же казаки именно здесь разбили свой первый лагерь? И почему именно здесь выросла главная часовня города? А ведь храм «абы где» не строят, особенно на покоренных землях. Нередко православные святыни появляются именно на языческих капищах, в местах силы.
Деревянная лестница, ведущая к Караульной Горе. Таковое было когда-то и здесь, вплоть до 1690 года. Еще в 1927 году музейные работники и археологи обнаружили здесь богатое захоронение XIII-XIV веков. Найденные предметы свидетельствовали о том, что на горе вероятнее всего были похоронены члены знатного княжеского рода, правящего этой территории.
Сегодня историки говорят о древнем святилище качинцев или киргизов. Различные экстрасенсы отмечают здесь необычайно сильную энергетику и рассказывают о действии здесь прямого канала то ли с космосом, то ли с силами природы, то ли древними богами. Не сведуща в эзотерике, но место и вправду «сильное». И эмоции, соответственно, мощные. А как иначе? Стоишь ты, значит, на это горе, под тобой весь город, словно в яме, за рекой сопки, сопки, сопки. Небо вспарывают огромные каменные клыки Такмака. («Тур Фронт»).
Кара-Даг. Черная сопка
Еще одно известное место - легендарная Черная сопка, одна из самого высоких гор Красноярска (640 метров), древний потухший вулкан Кара-Даг (в ГО и ЧС числится как действующий). Его видно практически из любой точки города и трудно с чем-нибудь перепутать. У горы правильная очень красивая полусферическая форма и практически в любую погоду ее очертания как будто немного размыты.
Поговаривают, что здесь когда-то была стоянка древнего человека. Ходят слухи о том, что у подножия горы можно отыскать два десятка источников воды, да не простых, а как водится, наделенных разными чудесными свойствами. И будто бы даже вода в них по вкусу отличается. Еще существуют байки о подземном озере, которая наплакала одна из местных девушек от неразделенной любви.
От Красноярска до Кара-Дага порядка 20 километров. Проехав Кузнецовское плато и скалы Шуваева мыса, сверните в деревню Лукино. Отсюда пешком через поле и вверх по лесной тропе и черному курумнику подниметесь на вершину. А после, спустившись по восточному склону сопки, еще попадете на Яхонтовую поляну на берегу Базаихи, где нужно непременно почесать «живот» скале Верблюд, чтобы вернуться без приключений. («Тур Фронт»).
Такмак
Каменного богатыря Такмака тоже не заметить трудно. Его грозный гребень, вырывающийся из пучины красноярских холмов можно разглядывать бесконечно. Есть в нем что-то и страшное и манящее и еще черт знает что. С этой горой тоже связано множество легенд. Самая популярная про «царя всея Сибири» - колдуна Енисея, дочерей его славных Базаиху и Лалетину и их возлюбленного князя Такмака, обращенного грозным владыкой в камень за непослушание (полнее легенда изложена в публикации «Красноярские столбы: кто их творец?»).
Другое предание повествует о рыбаке Такмаке, его жене Базаихе и сыне Кизяме. Однажды Кизям притащил с охоты домой странный сверкающий камень. Такмак, схватив самородок, попросил сына указать место, где тот нашел его. Три дня он носил оттуда золотые камни и закапывал их в тайник. Уж и симптому лихорадки во всей красе проявились - стал Такмак жадным, нелюдимым, подозрительным.
Стал он бояться, как бы его собственный сын не обокрал, и решил себя обезопасить. Стал носить он к подножию утеса, располагающегося неподалеку от их жилища, огромные булыжники и складывать из них стену. И вот, когда Кизям, возвращаясь из леса, проходил под этой стеной, отец подтолкнул один из камней. Тут же раздался над тайгой страшный крик горного духа: «Будь ты проклят, убийца! Отныне навеки застынешь на этой горе над могилой сына». Не смогла жить и мать семейства, вся ушла в слезы, обратившись в реку.
Говорят, что и скала ведет себя точно также как злой старик. Сначала она жадно накапливает энергию, а потом, не в силах больше держать в себе, выбрасывает ее на поверхность. Дескать, бывают эти выбросы раз в полвека и именно в этот период спешат сюда тюркские шаманы-паломники. Якобы здесь они проводят свои духовные практики. («Тур Фронт»).
В Красноярском крае, в 70 км севернее поселка Кежма, был высокий, поросший редколесьем каменистый холм, зовущийся среди местного населения Ведьминой горой. В 2012 году село Кежма было затоплено Богучанским водохранилищем в связи со строительством Богучанской ГЭС, жители переселены. Возможно была затоплена и территория холма.
Как гласит предание, в конце XVIII века, когда эти края начали активно заселяться русскими переселенцами, на холме жила старая колдунья, делавшая людям много зла. То вдруг без видимой причины загорались бревенчатые дома, то начинался падеж скота. И всякий раз перед этим в поселках видели злую старуху. Однажды доведенные до отчаяния местные жители собрались, пришли к одинокой избе, стоявшей на вершине холма, подперли снаружи дверь и подожгли дом вместе с ведьмой. Говорят, перед смертью старуха прокляла то место и всех, кто участвовал в расправе.
Вскоре проклятие сожженной ведьмы начало сбываться. Сильный таежный пожар полностью уничтожил пять из семи поселков, находившихся в округе, унеся с собой несколько десятков человеческих жизней. Люди, оставшиеся без крыши над головой, разъехались по необъятной Сибири в поисках лучшей доли. Те же, кто остался в нетронутых огнем деревеньках, пожалели, что не уехали.
Вечерами в безветренную погоду селяне частенько видели зеленоватый туман, который струился вниз по склонам холма. Время от времени они слышали то рычание какого-то зверя, то детский плач. Случалось, что по ночам в кронах деревьев, росших на холме, появлялись пляшущие разноцветные огоньки.
Среди охотников стали распространяться предания об огромном заросшем шерстью существе, будто бы обитавшем на Ведьминой горе. Ему-то и стали приписывать доносившиеся с холма пугающие звуки. Некоторые жители утверждали, что не раз наблюдали в ночном небе летящую человеческую фигуру. По этой причине даже возникло поверье, согласно которому неприкаянная душа сожженной ведьмы носится по ночам над окрестностями в поисках жертвы. Люди прикрывали заслонками печные трубы, через которые ведьма могла пробраться в дом.
В 1930-е годы в тех краях стали возникать лагеря печально известного Краслага. Одно из спецучреждений появилось и рядом с поселком Кежма. В нем, в отличие от соседних лагерей, отбывали длительные сроки не политические заключенные, а уголовники, отличавшийся особой дерзостью. Практически у всех зеков в личных делах стояла пометка «склонен к побегу».
Действительно, даже в суровые 30-е годы прошлого века побег не был редкостью в лагере. Однако обычно беглецов находили - живыми или мертвыми. Суровый сибирский климат и бескрайняя тайга далеко не всегда становились союзниками свободолюбцев. Один из побегов был приурочен группой рецидивистов к очередной годовщине революции в далеком 1948 году. Об исчезновении заключенных стало известно лишь спустя несколько часов после побега. Немедленно были организованы поиски, которые затянулись на несколько суток.
Начальник лагеря уже был готов понести суровое наказание за «непринятие должных мер по розыску и поимке сбежавших осужденных», как к концу третьего дня оперативная группа вернулась с одним из беглецов. Как выяснилось, уголовник сам сдался сотрудникам лагеря у подножия Ведьминой горы, умоляя побыстрее вернуть его на место заключения.
Во время допроса он рассказал, что к утру второго дня он и двое компаньонов, оказавшись у Ведьминой горы, решили взобраться на холм, чтобы в зарослях деревьев пересидеть день и в сумерках продолжить путь. Однако, чем выше они поднимались, тем страшнее им становилось. Когда взошло солнце, началась какая-то бесовщина. Вначале они отчетливо увидели серые, похожие на тени фигуры, то появлявшиеся, то исчезавшие среди деревьев.
Одновременно с этим воздух стал наполняться светящимся в солнечных лучах туманом, в плотной пелене которого то и дело пробегали разноцветные искры. Напряжение и страх незваных гостей холма достигли предела, когда деревья, кустарники и валуны стали вдруг исчезать один за другим. Не разбирая дороги, зеки кинулись бежать с холма. На их пути оказался расщепленный на две половины кедровый ствол.
Двое подельников задержанного заключенного прыгнули в древесный раскол и в следующее мгновение, пронзительно закричав, растворились в воздухе. Увидев это, остановившийся перед покалеченным кедром уголовник бросился в противоположную сторону. Через несколько часов он встретил поисковую группу...
На следующий день к Ведьминой горе был отправлен отряд вооруженных сотрудников НКВД, которые, прочесав весь холм, сумели обнаружить неподалеку от расщепленного кедра лишь две шапки-ушанки, оставшиеся от исчезнувших беглецов. Историк Андрей Купавцев из Красноярска считает, что Ведьмина гора пользовалась особой славой задолго до легендарного сожжения ведьмы русскими переселенцами. Жившие в тех краях эвенки на протяжении столетий считали затерянный в тайге холм сакральным местом.
В разное время он им служил то местом погребения усопших, то святилищем, где совершались ритуалы в честь духов тайги. Поговаривали, что там располагался вход в потусторонний мир. Согласно старинным эвенкийским преданиям, старые и больные люди, желавшие смерти, уходили на этот холм, и больше их никто никогда не видел.
Опираясь на мнение некоторых сибирских геологов, Купавцев считает, что Ведьмина гора является вершиной очень старого дремлющего вулкана, едкое дыхание которого, возможно, и является причиной таких явлений, как цветной туман, рокочущие звуки, раздающиеся из-под земли, и появление пляшущих разноцветных огней.
Ядовитые газы, вырывающиеся временами из недр холма, скорее всего, вызывают у людей зрительные и слуховые галлюцинации. Длительное воздействие подземных испарений может привести и к смерти. Однако гипотеза о вулканическом происхождении Ведьминой горы никак не объясняет бесследные исчезновения людей и другие необъяснимые явления, происходящие здесь с незапамятных времен.
Чертово Кладбище
В глухой тайге немного севернее Дешембского озера, там, где заканчивается Красноярский край и начинается Иркутская область, находится одно из самых сильных по губительному воздействию на человека мест на земле - Чертова Поляна, или, как ее еще нередко называют, Чертово Кладбище. Среди исследователей аномальных явлений принято считать, что Чертова Поляна образовалась в 1908 г., когда в тайгу где-то неподалеку от реки Ковы упал некий небесный объект. Жители окрестных сел, приняв летящий огненный предмет за происки дьявола, нашли выжженную поляну, и на пути к ней вырезали из дерева черта, чтобы каждый знал, где находится опасное место.
Первые данные о Чертовой Поляне относятся к 1920-м гг., когда жители таежных деревень неподалеку от Дешембского озера стали замечать, что стоит только домашним животным оказаться в районе Чертовой Поляны, как они либо не возвращаются домой, либо по возвращении болеют и быстро погибают.
Найдя это место, крестьяне с ужасом увидели, что вся земля на 200-метровой поляне сплошь покрыта скелетами и костями животных, да и сами люди довольно быстро почувствовали недомогание и поспешили уйти с обугленной поляны, в центре которой был глубокий провал. Первые попытки изучить странное место с аномальными явлениями предпринял местный зоотехник Н. Семенченко: он попытался замерить глубину провала, но захваченной с собой веревки в несколько десятков метров оказалось недостаточно.
Уже в ближайшее время поляна выгорела до тла. Обгорели и склонились своими ветвями к центру деревья, окружавшие аномальное место. Чёрная поляна медленно покрывалась трупами, случайно попадавших на неё животных. Погибали также и птицы, пролетавшие низко над гиблым местом. А со временем аномалия создала выжженный участок тайги диаметром 15-20 метров или площадью 200-250 кв. метров , зловещим украшением которой являлась рыхлая сгоревшая в пепел земля и выбеленные от времени кости. Зимой на чёрное место никогда не ложился снег.
По конфигурации эта поляна ( на момент своего появления) была круглой. В последующие годы очевидцы отмечали её Г-образную и овальную форму. Образование феномена датируется как максимум 1916 годом, но есть предположение о связи ковинского феномена с событием июня 1908 года на Подкаменной Тунгуске. Под действием неизвестных факторов мясо погибшего на поляне зверья приобретает через несколько минут ярко красный оттенок, но не повреждаются кожа и перья. Есть свидетельства, что собаки, забежавшие на мгновенье на поляну, переставали, есть и вскоре погибали.
Имеет место и другое воздействие на живое, только уже ориентированные видимо на разумные существа, т.е. людей. Оно носит психотропный характер, так как отмечено, что людей при подходе к «гиблому месту» охватывает иррациональное беспричинное чувство страха и ужаса. Многие исследователи и старожилы замечали не то дым, не то туман, призрачно стелящийся по поляне, очень странный, непохожий на что-то природное. Зона действия «Чёртовой поляны» строго локализована в границах чёрной земли. При подходе к краю ощущается нарастающая боль в теле. От старожилов осталась память о том, что на обнажённом стволе двухсотлетней лиственницы, выжжена морда черта со стрелкой, указывающей на направление выхода к поляне.
Летом 1938 года тринадцатилетний мальчик Миша Панов, будучи в гостях у своего школьного товарища в деревне Рожково, услышал от пожилого колхозника рассказ о чёртовом кладбище. Он сам видел это место и стал свидетелем гибельного воздействия поляны на всё живое. История эта приключилась в конце 20-х начале 30-х годов. Стояло засушливое лето, реки обмелели, да и судоходство на Ангаре было почти остановлено. Крестьяне местных деревень вынуждены были перегонять стада крупного рогатого скота прямо через тайгу в Братскую контору «Заготскот» для сдачи его государству. Животных для районных поставок гнали вдоль Ковы через деревушки Сизая, Костино и Карамышево.
После очередной стоянки погонщики при пересчёте стада не обнаружили двух коров. Случилось это за последней деревушкой Карамышево, когда они решили повернуть на восток к Ангаре. Зарядив ружья, рассказчик с товарищем пошли на поиски. Услышав тревожный лай собак, они поспешили в том направлении. Каково же было их удивление, когда перед ними открылась чистая, круглая, лишённая какой-либо растительности поляна. Собаки уже выбежавшие на чёрную землю с визгом, поджав хвосты, бросились назад. А на расстоянии 15-20 метров от края поляны лежали трупы пропавших животных. Погонщик, который хорошо знал здешнюю тайгу остановил товарища, сказав:
- Наверное, это чёртово кладбище. Приближаться к голой земле нельзя - там смерть!
Пустая поляна действительно навевала ужас. На голой земле кое-где виднелись тушки таёжных зверей и птиц. Старший торопил уходить с гиблого места. Так и ушли они не выяснив от чего погибли здесь животные. А собаки, побывавшие на поляне всего минуту перестали есть, стали вялыми, и вскоре подохли. Рассказ старого колхозника запомнился мальчику Мише на всю жизнь. И в будущем, став взрослым, он ещё не раз возвращался к этой теме.
Первая публикация в прессе. В марте 1938 года, отбыв 9 месяцев в минусинской ссылке к семье в Кежму приезжает репрессированный Валентин Салягин. Там его, как хорошего специалиста по землеустроительному делу, назначают районным агрономом. Всю биографию Валентина Семёновича Салягина читайте здесь. В Кежме Салягин знакомиться со старым охотником, который рассказывает ему историю о чёртовом кладбище, а после этого ещё и соглашается показать её агроному. Из рассказа охотника следовало, что это чёрная, выжженная поляна, где гибнет всё живое. Летом на ней ничего не растёт, а зимой нет снега.
Первое своё путешествие на гиблое место, Валентин Салягин с этим проводником совершил ещё в 1939 году. И уже в апреле 1940 года в кежемской газете «Колхозник» была выпущена статья «Чёртово кладбище» об этом путешествии. Вот эта история: В весеннюю распутицу районный агроном, находясь в командировке в колхозе «Ангарострой» деревни Пашино, решил продолжить свой путь до другого отдаленного колхоза деревни Карамыгаевой на Кове. Путь туда лежал только по узенькой, лесной тропе, который агроному знаком не был. Дорогу до деревни вызвался показать бывалый охотник, хорошо знавший те края.
Взяв с собой лошадей с привязанными на седлах продуктами, дробовое ружьё и охотничью собаку проводник с агрономом отправились по таёжной тропе. Отойдя от деревни полсотни километров, путники сделали обеденный привал у прохладного ручья. Отпустили пастись лошадей , разожгли костер, повесив над огнем чайник с котелком, которые скоро приветливо зашумели. «Приятен будет обед возле пылающего костра среди ароматного запаха хвойного леса» - подумал агроном.
Насытившись, проводник подбросил в огонь сухих сучьев, достал из кармана шаровар кисет с табаком, самодельную трубку и закурил. Агроном, полулежа на дождевике, пил чай. Собака просительно смотрела на разложенные продукты. Агроном бросил ломоть хлеба и обратился к проводнику :
- Хорошо ли знаешь дорогу, дедушка?
Старик неспеша потянул из трубки, пустил клуб сизого самосадного дыма и заговорил:
Чёртово кладбище на карте
- Доведу, товарищ агроном. Уж вы не сумлевайтесь. Эти места мне хорошо знакомы. Не один год белочил на этих мостах. Все исходил вдоль и поперек, но блудить не приходилось. Да и заблудиться нам негде: дарог других больше нету, а тропинка приметна. За подднища будет сворот влево в Прокопьево, а эта сквозь в Карамышеву уходит. Недалеко отсюда будет чертово кладбище.
Проводник опять раскурил трубку и продолжил :
- Много лет тому назад, еще моему деду, довелось как-то гнать по найму этой тропкой скот в деревню Банчиково Нижне - Илимокого района. Я тогда молодой был. Погнали они тогда на пару с товарищем. Не доходя Карамышево, запозднились и заночевали. Просчитали после ужина коров. Все чин-чином. Справно лежат, жвачку жуют. Навалили погонщики кряжей на огонь, доспели постель из сосновых веток да и на боковую сами. Ночь прошла спокойно.
Утром поднялись чуть свет, стали коров собирать; двух нету. Туды - сюды, а они, сердешные недалеко на прогалызине лежат недвижимые. Околели, значит. С чего бы эта? Не могут понять. Осмотрели прогалызину, а земля на ней черная да мягкая, как кто ее нарочно спахал да заборонал. Ни травинки, ни кустика на ней не растет . А кругом ее травища по колен и лес нормальный, как в прочих местах.
Подошли к коровам осмотрели. Туши целые. И сразу почуяли обои каку-та боль в теле своем. Отошли на траву, отдышались. Ну тут их сразу сумление взяло. Мол, не доброе это место, нечистое. Как значит, побудешь на нем, и околеть можешь. Подойти опять боятца. Коя-как стащили коров на траву, распороли пучины и увидели , што все нутро у них чем-то опаленное, покраснело.
Ну, тут старики и вовсе струхнули. Толкуют, што не иначе как нечистая сила коров огнем спалила. Знамо, темнота была в народе, суевериев много всяких, а попы совсем с толку обивали, мутили неграмотный народ. Я с дедом бывал на том месте и акроме меня его никто не знает... Проводник спохватился, торопливо стал оседлывать лошадей. Собрал вещи и снова двинулись в путь. Агроном ехал молча. Перебирая в памяти свои познания, он считая, что на «чертовом кладбище» из грунта обязательно должны выделяться какие-то ядовитые газы. Только этим и могло убить коров, думал он, и решил побывать там и все проверить самому. Проводник охотно дал согласие провести к загадочному месту.
Незаметно надвинулись вечерние сумерки. До «чертова кладбища» так и не дошли. Пришлось заночевать. Лишь только назавтра, когда рассвело и двинулись дальше. По пути заметив в кустах рябчиков проводник остановил свою лошадь, торопливо снял ружье и прицелился. Прозвучал выстрел, потом ещё один, и собака кинулась в ельник, разбудив окрестности тайги звонким лаем. Положив добычу, принесённую собакой, в олений турсук, проводник сел на лошадь и тронул ее мелкой рысью. Вскоре из-за толстых стволов деревьев показалась небольшая сопка.
- Ну, вот и приехали, - весело произнес он, спрыгивая с лошади. - Давненько я здесь не бывал. А вот довелось опять.
Он расседлал лошадей и пустил пастись. Агроном достал из турсука старика только что убитых рябчиков и вместе с проводником направился к «чертову кладбищу». Кругом лес, колодник. Трава зеленоватыми стебельками пробивается из-под прошлогодней. У небольшой горы показалась темная лысина. Земля на ней действительно черная, рыхлая. Растительности на ней не было никакой.
На обнаженную землю положили осторожно рябчиков и зеленых сосновых веток. Через некоторое время извлекли обратно. Агроном приступил к их тщательному осмотру. Зеленые ветки поблекли, словно чем-то были опалены. При малейшем прикосновении иголки веток отваливались. Рябчики наружно не изменились. При вскрытии внутренности имели красноватый оттенок, были чем-то тоже обожжены. При недолгом нахождении около того места в организме людей появилась какая-то странная боль.
Несколько лет aгроном вел переписку с краевыми инстaнциями об этой феноменaльной поляне. Ещё несколько раз он побывал нa ней и проводил те же опыты. Результаты их снова повторились. При поднесении к поляне стрелка компaсa сильно колебaлaсь. Важно еще то, что местонахождение поляны было с большой точностью нанесено на крaйплaн.
Проводя одиночные исследования, Салягин наблюдал в центре поляны еще оставшееся некоторое отверстие, провал, из которого время от времени появлялся слабый дым. Не рискуя заходить на саму поляну, Салягин с её края бросал катушку с ниткой и грузилом на конце в провал, пытаясь измерить её глубину. Длины нити не хватило для измерения глубины ямы. По его совету охотники на открытом месте вблизи поляны выжгли предупреждающий знак - изображение чёрта с указателем в сторону поляны.
Первая комплексная экспедиция крайплана на чёртово кладбище была запланирована на 1940 год с целью предварительного изучения. Но по каким то причинам этого не произошло. Тайна так и осталась не раскрытой. Публикация рассказа Салягина в кежемской газете в предвоенные годы заинтересовала ещё одного человека. Им стал учитель географии кежемской школы Аркадий Филиппович Куликов. Проанализировав всю полученную информацию и лично переговорив с Салягиным, Куликов пришёл к выводу, что причиной образования в тайге гиблого места стал метеорит.
С целью проверить эту версию и подробнее изучить место, Куликов запланировал уже второй после крайплана исследовательский поход на чёртово кладбище. Поход должен был быть организован силами выпускников кежемской школы. И Куликов явно его не скрывал, как и то, что идут они за метеоритом. Согласовав с Салягиным маршрут, Куликов уже весной провёл разведку и запланировал полномасштабную экспедицию на 23 июня 1941 года. Но война помешала этим планам. Куликов добровольцем ушёл на фронт, где и погиб. Эта была вторая неудавшаяся экспедиция по изучению чёртова кладбища. Странно, не правда ли? Июнь 1941 года. Свидетельское показание врача С. Кулюкина.
В 1941 году работал заведующим врачебным участком в деревне Косой Бык на Ангаре некий Кулюкин С. В связи с началом войны он был направлен по ангарским деревням с целью мобилизации военнообязанного населения. В июне 1941 года, прибыв в деревню Уяр, вместе с кежемским хирургом В.Приходько для осмотра мужчин призывного возраста, в беседе с ними один из местных охотников рассказал, что вверх по течению реки находится гиблое место : там погибают животные – например случайно зашедший туда скот и даже птицы. Погибших коров выволакивают с поляны – а на ней не растёт и трава – крюками на верёвках.
Очевидцы видевшие это, боятся ступить на поляну и называют её чёртовым кладбищем. У погибших коров необычайно красное мясо, и со слов охотника такого он никогда не видел. Рассказчик готов был проводить врачей на место, чтобы они хоть как то смогли объяснить феномен. По его свидетельству поляна располагалась в 7-8 километрах от деревни. Однако военная обстановка не позволила медикам там побывать, хоть этот рассказ и заинтересовал их – оба были перегружены работой. Эта история стала известна лишь в 1960 году, когда Кулюкин работал в томском онкодиспансере врачом-рентгенологом.
Следует отметить, что свидетельские показания Кулюкина дают весьма точные координаты гиблого места. Но отличаются от показаний Михаила Панова, который показывает на район Карамышево, до которого от Уяра по реке 120 километров. Но всё же справедливости ради следует отметить, что ни Панов ни Кулюкин не были прямыми свидетелями местоположения аномального места и его гибельного воздействия на всё живое, и соответственно лишь пересказали услышанное.
Ликвидация ковинских деревень 50-60 х. Свидетельское показание И.Н.Брюханова. В связи с укрупнением населённых пунктов и уничтожением неперспективных деревень в 50-х годах жителей ковинских деревень начали отселять из этих мест. Наметилась тенденция в концентрации жителей в наиболее крупных промышленных поселках и в райцентрах по Ангаре, где стали сосредотачиваться нити политико-административной, экономической, культурной деятельности. Кто-то уезжал с обжитых мест сам, кто-то из старожилов оставался.
Если в 1958 году на реке Кова ещё было 8 деревень и одно ссыльное поселение, то к началу первой волны поисковой деятельности в 1986 году несколько человек осталось лишь в деревне Костино. К этому времени река полностью опустела, не осталось даже редких свидетелей. О «Чертовой поляне» стали забывать. Кое-где в ангарских поселениях пересказывались истории отдельных, порой даже мифических охотников иногда рисковавших приближаться к поляне. Поговаривали, что костей-де на поляне все больше и больше, однако с краев будто бы стала зарастать.
Движение перегонщиков скота через тайгу также прекратилось, а старые потаённые тропы забылись и стали зарастать. Теперь поляну можно было найти лишь случайно. Ну а совсем подарком судьбы могло стать редкое знакомство с прямым очевидцем, способным показать место. Но народ в то время был занят совсем другими делами, поэтому и не изъявлял желания исследовать странное место, довольствуясь лишь слухами. Последний свидетель способный показать место и уже не факт, что именно то гиблое, был И.Н Брюханов.
В 1952-м году И. Н. Брюханов будучи в Карамышево уполномоченным по зерновым поставкам, увидел, скорее всего, ту же поляну (только значительно ослабевшую и уменьшившуюся) - во всяком случае, сопровождавший его старый охотник говорил, что это и есть «чертово кладбище». Вот его рассказ:
«Перешли сухой ручей, затем ручей, на котором мельница стоит. Сразу за ним начинается подъем на хребет. Перевалив через него, пошли на спуск (прошли около километра), путь преградил завал. Перед завалом тропа в обход. От обходной тропы влево отходит хорошо набитая тропа. Пройдя по ней около километра, с правой стороны увидели просвет, сходный с просветом от выруба. Это и есть «Чертово кладбище». Вокруг поляны - заросли кукушника...
Сама поляна около 100 м, не круглая, а скорее Г- образная. На золистого цвета поверхности земли растет редкий разноцветный мох... очень редкий и мелкий... Само место расположено на небольшой возвышенности. От «Чертова кладбища» до Карамышева не более полутора часов ходу». Совершенно случайно журналист издания «Техника – молодежи», будучи в Братске знакомится с Михаилом Пановым зав. отделом конструкторского бюро под Москвой, жившим когда-то на заимке Карамышево. И тот рассказывает журналисту историю о «Чертовом кладбище», которую слышал от пожилого колхозника в детстве. На основании этого рассказа осенью 1983 года в журнале появляется первая публикация под названием «Гиблое место» о необычных свойствах поляны.
Рассказ Панова в той статье был дополнен комментариями Виктора Журавлёва – одного из основателей движения исследователей КСЭ по поиску тунгусского объекта и члена Комиссии по Метеоритам Сибирского Отделения АН СССР. Война помешала организации научной экспедиции к этому месту, да и сам зоотехник погиб в годы войны. В послевоенное время жители деревень были переселены в более обжитые районы на берегах Амура, и к 1980-м гг., когда интерес к поляне проснулся с новой силой, указать точное ее месторасположение было уже некому.