Аномальные и загадочные места в Курской области. 3
Древний Рим под Курском
Курская область хранит в себе большое количество вещественного наследия далекого прошлого: давно опустевших стоянок и селищ, некогда укрепленных городищ, многочисленных погребений, монетных кладов. Каждый такой памятник по-своему интересен не только для археологов, но и для жителей региона, поскольку его исследование открывает новые страницы истории нашего государства. Трудами ученых воссоздаются планы древних поселений, и мы получаем возможность понять, как жили наши далекие предки.
Таинственный город
Вот уже более 100 лет Гочевское городище, которое находится в Беловском районе, является объектом пристального внимания историков. Этот комплекс представляет собой уникальное место, известное далеко за пределами региона. Впервые его изучением занялся профессор, ученый с мировым именем Дмитрий Яковлевич Самоквасов в 1909 году, который и обнаружил здесь крупный город времен становления Киевской Руси.
Для того времени эта находка оказалась по-настоящему сенсационной. Результаты исследования были опубликованы в «Атласе Гочевского городища», на страницах которого в натуральную величину изображено все то, что удалось найти участникам экспедиции. После этого сюда стали приезжать другие археологи. Они занимались изучением комплекса вплоть до революции. Потом наступило многолетнее затишье.
В предвоенное время раскопки вел известный археолог Борис Александрович Рыбаков. Впоследствии в Гочево проводились регулярные разведывательные исследования. Но полноценных раскопок здесь так никто и не проводил. И только в 1994 году сотрудники Курского археологического музея вновь занялись изучением комплекса.
- Он является крупнейшим в Восточной Европе, - рассказывает директор музея Геннадий Стародубцев, - и состоит из двух городищ - царского дворца и крутого кургана. В дореволюционное время могильник насчитывал более 3600 насыпей.
Вероятнее всего, считают археологи, здесь находился город Римов, получивший название Второго Рима, упоминание о котором встречается в Ипатьевской, Лаврентьевской летописях и поучении Владимира Мономаха. Он был основан в конце X-начале XI века и находился на оживленном торговом пути из Киева в Волжскую Булгарию.
Среди гочевских находок есть масса свидетельств о развитых связях со многими странами Средневековья - предметы из Византии, Западной Европы, Средней Азии. Общая площадь посада превышала 11 гектаров - по древнерусским меркам, это был довольно крупный город. Здесь археологи вскрыли и исследовали территорию усадьбы с жилым домом, в котором обнаружили глинобитную печь. Рядом с домом найдены 9 зерновых ям и две хозяйственные постройки. Долгое время считалось, что поселение в Гочево просуществовало до XII века и было уничтожено в результате половецкого вторжения. О разрушении Римова есть упоминание в «Слове о полку Игореве».
На страже рубежей
Затем появились артефакты XIV века, и стало понятно, что городище пережило не только половцев, но и монголов. Об этом свидетельствуют находки ордынских чаш и монет. Стоит отметить, что люди относительно спокойно перенесли нашествие татар, так как следов пожарищ во время раскопок зафиксировано не было. Позже, когда курские земли были присоединены к Великому княжеству Литовскому, здесь появилась новая крепость. Этот средневековый замок был призван охранять юго-восточные рубежи государства.
Его построили примерно в 60-70 годы XIV века. Кстати, городище, похожее по структуре, виду и размерам, есть в Восточной Литве. Исследованием Царского дворца археологи занимаются с 2004 года. Поначалу ученые не возлагали больших надежд на эти раскопки, поскольку в центре городища установлена металлическая опора линии электропередачи.
Однако значительная часть культурного слоя не пострадала. Здесь были обнаружены многочисленные оборонительные сооружения, которые представляли собой срубные деревянные клети и земляные валы. Замок имел две площадки, внутреннюю и внешнюю. Со стороны реки Псел мыс городища был подрезан, сделан вертикальным, чтобы еще больше обезопасить крепость от нападения.
- Уникальность этого памятника заключается в том, что городище просуществовало достаточно небольшой промежуток времени. Здесь все сохранилось в таком состоянии, в каком было на момент гибели, и потому оно представляет большой интерес для историков, - говорит Геннадий Стародубцев.
Есть несколько предположений о том, кто и когда разрушил эту крепость. Изначально считалось, что это случилось в 1399 году после битвы на Ворскле, когда объединенные русско-литовские войска потерпели поражение от монголо-татар. Сражение произошло в середине августа. Крепость под Курском тоже пала летом, поскольку обнаруженные при раскопе печи были вычищены, промазаны, то есть подготовлены к отопительному сезону, но больше не использовались по назначению. Однако дальнейшие раскопки показали: городище прекратило свое существование в 30-е годы XV века в результате междоусобных войн.
На основании исследования погребений можно судить о том, что все жители крепости погибли насильственной смертью, так как на костях фиксируются следы от рубящих ударов. Например, в 2014 году археологи обнаружили захоронение человека, в позвоночнике которого торчал наконечник стрелы. Среди захороненных есть также женщины и дети. Кстати, все они были погребены по христианскому обычаю через какое-то время, скорее всего, вернувшимися сюда ненадолго жителями посада. Само же поселение вокруг крепости просуществовало до конца XV столетия. На это указывают артефакты, найденные в результате раскопок последних лет.
- Два года назад нами впервые были обнаружены погребения, которые относятся к более позднему времени, так как на них сохранились детали одежды, - отмечает Геннадий Юрьевич. - Это остатки ворота и кошеля у мужчины, головной накидки и ворота у женщины, шитые золотыми нитями.
Кроме того, археологами был найден полугрош, датируемый 1496 годом, который находился в обращении очень непродолжительное время. Эти статусные вещи указывают на то, что принадлежали они представителям знатного рода, которые, возможно, управляли данной территорией. В начале XVI века жизнь на Гочевском городище, как и на многих памятниках того времени, прекратилась. Именно в этот период, а не монгольский, как считалось ранее, и произошло запустение многих курских земель.
Прошедшим летом археологи вновь провели обширные исследования на городище. Им удалось расчистить внушительную сгоревшую постройку, приблизительно 6 на 7 метров. Это весьма большое для того времени двухэтажное здание. Есть версия, что в нем мог размещаться гарнизон защитников крепости.
Здесь также были найдены и многочисленные кованые железные гвозди. Крупные, вероятно, служили для сооружения перегородок. Мелкие могли быть использованы для обивки стен или мебели. Эти находки поставили перед археологами и новые вопросы о жизни городища, ответы на которые только предстоит дать. Дальнейшие работы, надеются ученые, откроют еще одну страничку нашего прошлого и позволят полностью воссоздать и реконструировать внешний облик крепости. (Дарья Заева).
Бабы бывают самые разные: хорошие, плохие, бой-бабы, железные бабы и даже каменные. Но когда речь идёт о каменных бабах, имеют в виду отнюдь не женщину, способную остановить на скаку любую живность, а, наоборот, мужчину и даже воина. Каменная баба – это антропоморфная каменная фигура, изображающая воина, которая ставилась на перекрёстках, над могилами известных и уважаемых людей, а также в священных местах, где богам требовалось особое уважение. Сохранилась своя каменная баба, известная как Половецкий воин, и в Курской области.
Издалека каменная баба, в общем-то, не похожа ни на бабу, ни на воина – валун и валун. Но вблизи можно заметить, что это действительно фигура человека, пусть и грубовато сделанная, у неё даже лица нет. Некоторые каменные бабы, коих по России и странам СНГ стоит очень много, имеют косы, которые, впрочем, были весьма популярным атрибутом мужского облика (на самом деле косы служили дополнительной защитой от удара мечом).
Раньше таких каменных баб по России, Монголии, в Средней Азии было очень много, они встречались едва ли не чаще, чем дорожные знаки сейчас, но впоследствии остались единицы. Каменные бабы иногда ставились группами, до 15 экземпляров, – такие места служили святилищами. Впрочем, правильно говорить было бы не каменная баба, а каменный бабА, что означает примерно – каменный дедушка, каменный предок.
Предположительно, половецкий воин был создан в VI-VII вв., возможно, первоначально он стоял в другом месте, а затем был перенесён в Стрелецкую степь. Каменная баба довольно глубоко закопана в землю, но это, скорее, мера предосторожности, затруднявшая транспортировку каменной бабы в хозяйства предприимчивых товарищей, которые делали из воинов подпорки, корыта и другие полезные в хозяйстве вещи Кроме того, с такими бабами воевали и христиане, и мусульмане, которые были врагами язычества.
Впоследствии, когда каменную бабу признали исторической ценностью, её ещё и дополнительно забетонировали у основания, но желающие оставить на древней скульптуре след современности всё-таки не перевелись. Так что сейчас посетить фигуру, стоящую в одном из заповедников Курской области, можно только с разрешением (и если вы попробуете пробраться к бабе тайком, то можете схлопотать штраф), а неподалеку от неё, как правило, дежурит охранник.
Это совсем не лишняя мера предосторожности, поскольку некоторые хотят оставить на ней свой автограф или даже раскрасить фигурку в веселые цвета, или нарисовать ей лицо, а многие хотят потрогать воина. Кто-то верит в его «чудодейственные» свойства (исцеляет, привораживает, возвращает), а кто-то просто утверждает, что, приложив к статуе ладонь, можно просто физически ощутить время, которое накладывало свои слои на каменную бабу.
Правда, говорят, что каменная баба производит на неподготовленного зрителя даже жуткое впечатление, а иной раз поздним путникам видится, как она перемещается с места на место. Местные жители к своей каменной бабе относятся с любовью, считая древнего воина, который был установлен тут в очень и очень давние времена, своим защитником и покровителем. С ней связаны и хорошие приметы – например, возле подножия воина постоянно лежат монетки и рубли, которые оставляют посетители, чтобы богатство и счастье сопутствовали…
Обычай приносить жертвы каменным истуканам пришел из старины – но тогда в качестве подношения использовался домашний скот, а иногда и люди. Интересно, что возле каменной бабы многие измерительные приборы ведут себя неадекватно: например, стрелка компаса «бегает» туда-сюда, часы начинают спешить. Кстати, Стрелецкая степь, входящая в Заповедный комплекс, и сама по себе исключительно красивая, так что, побывав здесь, вы получите массу самых интересных и приятных впечатлений, подышите чистым воздухом и сможете ощутить себя вне времени. (К.Вильчинская, А.Берсенева).
Первые люди появились на территории будущей Курской области около 100 тысяч лет назад, в эпоху «Великих оледенений». Это было время гигантских природных катаклизмов, когда ледяной щит покрывал огромные просторы Евразийского и Американского континентов. Доходили льды и до современной Курской области, однако, протянувшиеся по ее западной части отроги Среднерусской возвышенности мешали их проникновению. Лишь во время самого мощного Днепровского оледенения (200 000 - 120 000 лет назад) ледяной поток прошел по территории современных Рыльского и Кореневского районов.
Сегодня на территории Курской области ученым известно 7 стоянок первобытных людей: Авдеевская (Октябрьский район), Пенская (Курчатовский район), стоянка Быки (Курчатовский район), Октябрьское 1 и 2 (Рыльский район), стоянки Курск-1, Курск-2 и Курск-3. Самым изученным курским памятником каменного века является Авдеевская верхнепалеолитическая стоянка, расположенная в 28 км от Курска на берегу р. Рогозны.
Существовавшее около 22 000- 23 000 лет назад поселение состояло из семи расположенных по краям жилой площадки жилищ-полуземлянок, между которыми находилось восемь ям, служивших для хранения разнообразных пищевых и хозяйственных припасов. На территории стоянки археологи обнаружили сотни кремневых орудий, изделия из рога, кости и камня.
Основным занятием древних «авдеевцев» была охота. Судя по обнаруженным при раскопках костям, охотничьей добычей были мамонты, шерстистые носороги, северные олени, лошади, овцебыки, сайгаки, бурые медведи и даже пещерные львы. Интересно отметить, что кости песца и волка в культурном слое сохраняют свой анатомический порядок. Это говорит о том, что их добывали исключительно ради меха, использовавшегося для изготовления одежды.
Добытые на охоте животные давали первобытным людям мясо для еды, их шкуры использовались при шитье одежды и постройке жилищ, из сухожилий изготовляли нити и веревки, а кость использовали как топливо и в качестве материала для изготовления орудий труда, украшений и даже музыкальных инструментов, подобно обнаруженному при раскопках 30-сантиметровому обломку флейты из лебединой кости.
Судя по материалам раскопок, очень ценились обитателями Авдеевской стоянки зубы волка, песца и бурого медведя. Их или пришивали к одежде вместе с разнообразными привесками, или носили на шее в качестве ожерелий-амулетов. Чтобы включить в ожерелье, на корне зуба прорезали продолговатое отверстие, в которое продевали узкий ремешок или сухожилие. Иногда на верхнюю часть зуба наносили у корня глубокий поперечный надпил, за который зуб подвязывали к нити ожерелья. Наиболее интересное ожерелье Авдеевской стоянки состояло из зубов песца с янтарной бусиной в центре.
Широкое распространение среди обитателей Авдеевской стоянки получили и головные обручи, вырезаемые из тонких костяных пластин. Длина одного из сохранившихся полностью экземпляров - 19 см. На его узких закругленных концах прорезаны удлиненные продолговатые отверстия, в которые, вероятно, продевался узкий ремешок, соединявший концы обруча и удерживавший его на голове. Древние косторезы покрывали свои поделки выразительным орнаментом в виде рядов коротких поперечных черточек, косого крестика, клетки, острых углов, которые нередко образуют «елочку» или зубцами идут вдоль всего края поделки.
Из кости же были вырезаны и найденные в Авдеево «палеолитические Венеры». Как правило, статуэтки «Венер» сделаны по единому художественному канону - обнаженная женщина со слегка склоненной к груди головой, непропорционально тонкими, сложенными на животе руками и слегка согнутыми ногами, с гладкими, без проработки, лицами. Однако, в 1977 г. ученые нашли в Авдеево статуэтку, имевшую ранее не встречавшиеся на Русской равнине особенности.
У нее было лицо. Древний мастер тщательно вырезал у фигурки глаза, щеки, нос, уши. Имела «Венера» и прическу - спереди небольшая челка, уши открыты, а волосы забраны назад и опущены на шею. По мнению ученых, «Венеры» пользовались особым вниманием обитателей стоянок каменного века и, вероятно, использовались во время проведения религиозных церемоний.
Около 12 000 лет назад начался глобальный процесс потепления. Вместо растаявшего ледника возник лесной гигантский пояс, протянувшийся от Балтики до Тихого океана. Изменение растительного мира повлекло исчезновение крупных стад копытных животных и привело к дроблению крупных общин людей на мелкие группы.
В мезолите, 10 000 - 7 000 лет назад, основным охотничьим оружием стал лук, позволявший убивать добычу с большого расстояния, сделавший охоту занятием более безопасным, эффективным и не требующим участия большого количества людей. Наряду с охотой большое значение приобретает рыболовство, что подтверждают обнаруженные на стоянках кости рыб, гарпуны, рыболовные крючки и сетевые грузила.
В эпоху неолита, около 7 000 лет назад, люди научились разводить домашних животных и выращивать культурные растения, достигли небывалых высот в обработке камня (сверление, пилка, шлифовка), освоили производство ткани. Однако важнейшим изобретением этого времени стало появление посуды из обожженной глины. Слепленная от руки посуда была грубой, зачастую плохо и неровно обожженной, но сразу стала незаменимой в хозяйстве. С ее появлением впервые создались условия для приготовления достаточного количества вареной пищи и более надежного сохранения пищевых запасов.
Ни мезолит (10 000- 7 000 лет назад), ни неолит (7 000- 5 000 лет назад) на территории Курской области практически не изучены, несмотря на то, что в ходе археологических разведок выявлены десятки памятников неолитической эпохи. Появление около 5 000 лет назад первых медных орудий и украшений ознаменовало собой окончание «каменного века». Пришедший ему на смену энеолит (меднокаменный век) открыл новую эпоху в истории человечества - эпоху применения металлических сплавов.