Аномальные и загадочные места в Оренбургской области. 3
Сарматские курганы
Чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей. Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра.
Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство - разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п.
Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.
Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками - андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов. Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей.
Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода. Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода гинекократия, т. е. господство женщин.
Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины - предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху.
Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики.
Курганы Тамар-Уткуль
Расположены на первой надпойменной террасе левого берега реки Илек в 1,7 км к юго-западу от села Тамар-Уткуль. В могильнике у села Тамар-Уткуль насчитывается 5 курганных насыпей. Курганы насыпаны в эпоху раннего железного века. В 18-19 вв. территория могильника использовалась под казахское кладбише, о чем свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями и знаками казахских родов, которые кочевали здесь.
Курганы в урочище Чёрный Яр
Расположены на гребне надпойменной террасы левого берега реки Илек, в 3,3 км к востоку от села Тамар-Уткуль, в урочише Черный яр. Урочише так называется, потому что там, в лесу и в пойме, местные жители собирают много ежевики. В могильнике насчитывается более 50 курганных насыпей высотой 0,1 5-3 м, которые тянутся своеобразной цепочкой по гребню возвышенности. Раскопки на территории могильника проводились в 1956, 1984, 1987 гг., всего было раскопано 14 курганов, который дали разнообразный материал от эпохи бронзы до средневековья. И сегодня на территории могильника продолжаются раскопки экспедицией Оренбургского педагогического университета.
Курганы Пятимары I
Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в б км к юго-востоку от с. Кумакское (с казахского – «кумак» - песчаное место). С курганов открывается великолепный вид на широкую пойму Илека. В 1960 г. экспедиция под руководством К. Ф. Смирнова раскопала 9 курганов. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. В настоящее время в могильнике насчитывается 4 насыпи высотой 3,5-5 м, которые хорошо видны с могильника» Черный яр».
Курганы Пятимары II
Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в 4 км к юго-востоку от могильника Пятимары I, с которого они хорошо видны. Издали на фоне горизонта выделяются очертания лишь пяти курганов - маров. Отсюда и происходит название, данное местным населением, - Пятимары. В могильнике на самом деле насчитывается до 10 курганов высотой от 40 см до 6 м. среди них - 5 больших курганов расположены иепочкои по одной линии. Памятник принадлежит верхушке сарматской племенной знати.
В 15 километрах от Гая на запад расположено село Ишкинино (Оренбургская область). Именно там, недалеко от селения в 2011 году и появилась аномалия, которая до сих пор будоражит умы. А заключалась она в появлении... дыры в земле. Обыкновенная местность - степь кругом, неподалеку селение. Почва провалилась неведомо куда, образовалась дыра диаметром 1метр 70 сантиметров, глубиной около 8 метров. Можно представить, сколько нужно выбрать грунта, чтобы получить такое внушительное углубление.
Но ведь почва просто провалилась неведомо куда! Немало любопытных приезжало к дыре, с интересом вглядывались в глубину, терзались вопросом: отчего такое случилось? И никаких вразумительных предположений не возникало. Что за пустота была в земле, которая без остатка поглотила такое количество грунта или, может, его кто-то забрал неведомым приспособлением? Витали слухи и об НЛО.
Дыра была у самой дороги. Кто-то из местных огородил ее сухими ветками, а потом стали засыпать землей, потому что в бездорожье она была небезопасной, особенно в снег. В прошлом году зарыли дыру, но о ней продолжают говорить и домысливать. Один из жителей Гая обращался к уфологам, они просили обследовать дыру, опуститься вниз и взять пробы почвы. Никто не решился сделать это, потому что пугала неизвестность: вдруг яма «оживет», сомкнет края, погубит человека. Засыпали. Но до сих пор вопрос: «Что это такое было?» Фото дыры в степи предоставил старейший геолог Гая Гиви Сарибегович Хубаев. («В Гае»).
Таинственные памятники эпохи кочевников...
Кулпытасы – культовые сооружения кочевников Западного Казахстана, это надмогильные сооружения кочевых племен. Датируются примерно XVI веком, кто то считает, что эти сооружения обозначали границы ханства. Однако большинство историков считают Кулпытасы некими памятниками, установленными над захоронениями знати кочевых народов.
Историки считают, что культовые сооружения появились лишь после того, как кочевники обрели ислам, до этого среди «степняков» существовали другие формы захоронения, более простые и без каких-либо надгробий. На различных территориях – разные формы надгробных памятников, единого эталона нет, в каждом регионе имеются свои особенности. В Оренбургской области широко представлены Кулпытасы Киргиз-кайсаков, населявших в древности территории современной Оренбургской области.
Культовые памятники представляют собой каменные столбы, сделанные из песчаника с нанесенным на них орнаментом и письменами, по стилю исполнения похоже на арабскую вязь. Близ установленных камней видны остатки фундамента, что располагает к версии о нахождении кулпытасов внутри неких церемониальных сооружений, либо вблизи таких построек, но что-то там определенно было.
Основное предназначение кулпытасов, на современный лад, можно охарактеризовать как надгробие, но ни точной информации о том кто покоится под вечным кулпытасом ни каких – либо данных о результатах археологических изысканий – нет. Конкретно на рассматриваемых кулпытасах археологи были всего единожды, но результаты изысканий неизвестны.+
Кайсацкие кулпытасы несомненно примечательная и уникальная достопримечательность Южного Урала, ее удаленность от цивилизации, возможно, сослужило хорошую службу, может быть именно сложные дорожные условия, несмотря на относительно близкое расстояние с областным центром – Оренбургом, гарантировали культовым камням возможность остаться самобытными, нетронутыми и надежно хранить свою древнюю тайну.
Аландское поселение
Древнее городище, одно из двадцати, известных как «Страна городов», к которой относится и Аркаим. Располагается в Оренбургской области, в двадцати километрах от райцентра Кваркено на стыке рек Суундук и Солончанка. Выдвигались версии (не подтверждённые в дальнейшем), что оно старше Аркаима почти на 500 лет.
Представляет собой каменное кольцо, по периметру примерно 560 метров. Внутри кольца от краёв к центру располагаются, похожие на тропинки, лучи (сейчас уже практически неразличимые). Предположительно, это следы от стен жилищ. Аландское некогда представляло собой овальную территорию площадью 2400 м2, обнесенную оборонительной стеной. Поперечный раскоп сооружения показал, что развалины внутренних стен имеют ширину до 6 м и есть глубокий ров трехметровой ширины. Город был обнесён ещё одной стеной, облицованной камнем. Ширина стены была около двух метров, а за ней новый ров.
На Аландском были найдены изделия из металла, различные украшения, фрагменты керамических сосудов с орнаментами, кремневые наконечники стрел, которые разбросаны в разных местах (что, возможно, свидетельствует о штурме поселения). Вероятно, Аландское являлось одновременно крепостью, ремесленным центром, где изготавливали инструменты и орудия труда, храмом и жилым посёлком.
Размер жилищ, судя по всему, составлял около двенадцати метров в ширину и двадцати в длину. По форме они напоминали трапецию. Из медной руды, добываемой неподалёку от городища, выплавлялись наконечники стрел, ножи, другие предметы. Аландское поселение ценно тем, что осталось практически нетронутым до наших дней.
Крепость Белгородская
Крепость Белгородская – оборонительное сооружение времен пугачевского восстания в Саракташском районе Оренбургской области, в которой происходили события, описанные А.С.Пушкиным в «Капитанской дочке». Крепость с течением времени полностью исчезла с лица земли, однако, в связи с готовящимися съемками художественного фильма «Русский бунт» крепость вместе с домами, сараями, храмом и мельницей была возведена примерно рядом со своим историческим местом. В конце 1998 года съемки фильма о Пугачеве были закончены, и встал вопрос о том, что делать с крепостью note 83. К счастью, глава администрации Оренбургской области Владимир Елагин принял постановление о создании в крепости этнографического музея под открытым небом.
Урочище Святой камень (гора Алеутас)
Достопримечательность располагается в Соль-Илецком районе Оренбургской области. Урочище представляет собой развалы темно-бурых кварцевых крупнозернистых песчаников, на поверхности можно найти отпечатки окаменелостей. Нагромождения песчаниковых глыб имеют высоту до 2,5 м в высоту и занимают площадь 15 кв м. Алеутас примечателен тем, что еще с языческих времен и до наших дней гора почитается как некое святилище.
Среди жителей окрестных населенных пунктов, существует поверье, согласно которому, на вершине Алеутаса сбываются желания. Достаточно всего лишь босить в расщелину монетку, а к ветке березы привязать ленточку, как только лента обратится в прах - желание исполнится. Такие вот незатейливые преобразования языческого обряда в современную действительность.
Множество древних курганов покоится на груди матушки-Руси. И каждый из этих курганов даёт нам всё лучше понять, что люди, у которых не было айфонов и подъёмных кранов, могли создавать такие вещи, которые до сих пор представляют загадку для нашего прогрессивного поколения. Филипповский курганный могильник – одно из таких мест.
Одной из главных загадок Филипповского могильника, расположенного в Оренбургский области, является вопрос: как, как это потрясающее место пережило столько ограблений, а всё-таки сумело донести до современных учёных интереснейшие экспонаты, в том числе ценные и по меркам мародёров – из драгоценных металлов.
Впрочем, состоит могильник из 25 (по другим данным – из 29) курганов, так что раскопать их все чёрные копатели могли и не успеть – утомительно всё-таки, к тому же мудрые предки не строили иллюзий касательно своих потомков, а, может, и соотечественников, и организовали кое-какие тайники. В любом случае, курганы в междуречье Урала и Илека стали настоящим подарком для археологов.
Создание главного кургана по тем временам (предположительно захоронения относятся к железному веку, т.е. примерно первому тысячелетию до нашей эры) было непростой задачей – его высота составляет более 7 метров, а диаметр – более ста, что дало учёным возможность предположить, что здесь похоронён какой-то важный человек.
Это предположение подтвердилось и достаточно сложной конструкцией, которую представляла собой могила – она представляла собой глубокую двухметровую яму, окружённую земляным валом. Венчает сооружение бревенчатая конструкция-шатёр с отдельно оформленным входом в погребальную камеру.
Остальные курганы чуть меньше размером – выделяются группы от 2 до 4 метров высотой и до 1,5 метров – но находки в них оказались весьма интересные. Однако большинство из них принадлежит всё-таки главному кургану (царских высоких курганов было вообще-то два, но только в одном из них были найдены самые богатые экспонаты).
Уже упоминавшиеся тайники многие столетия хранили в себе ряд интересных находок. В их числе две деревянных фигуры оленей, которые были украшены золотыми и серебряными пластинками, золотые бляшки и «серпы», также обложенные золотыми пластинками, что является ещё одним подтверждением факта высокого статуса похоронённого здесь покойника (предполагается, что это мог бы быть вождь одного из племён кочевников).
Впрочем, главным аргументом стали находки из погребальной камеры – в ней было обнаружено более 600 предметов из золота, оружие, различные фигуры, подобные оленям (также украшенные пластинками из драгоценных металлов). Причём особенно интересно, что далеко не все эти фигуры были традиционными заменителями жертвоприношений живыми зверюшками – например, были найдены скульптуры грифонов, которые считаются созданиями из мифов и легенд. Стоит отметить, что все они выполнены в уникальном стиле.
Кроме упомянутого, в загробный мир с вождём (и, возможно, его супругой или родственницей) отправилось множество разнообразной посуды, оружие – меч, лук и стрелы, кинжал, также была найдена конская упряжь, красивые металлические пряжки, более практичные предметы – например, точильные камни, части одежды (в т.ч. панцирь от доспехов).
В состав найденного вошли и женские украшения, также археологам удалось обнаружить менее дорогую, но не менее ценную костяную фигурку, которая изображает воина. На других объектах были сцены охоты, природные зарисовки, много изображений всё тех же оленей. Но вообще именно золотое наследие могильника, будучи перенесено в уральские и крупные республиканские музеи, должно было очень огорчить чёрных копателей, поскольку им не досталось. Зато они неоднократно появлялись на различных выставках и служили объектом живого научного интереса.
Такое богатство и специфика оформления надгробия даже дало возможность предположить, что погребальная камера могла выступать не только как камера хранения останков – возможно, кочевники хранили там самое ценное до лучших времён (поскольку, повторимся, из-за неоднократных попыток грабежей, успешных и не очень, до нас однозначно дошла только часть богатства курганов), а забрать по какой-то причине уже не смогли.
Кстати, история его открытия довольно драматична. Как это часто бывает, свободный участок земли решили попросту «заточить» под свои нужды, и в процессе разравнивания земли бульдозерист обнаружил большой серебряный сосуд. К чести рабочих будь сказано, мыслей о растаскивании ценных вещей у них не возникло – и вскоре на это место прибыли археологи, которые начали работать – но уже лопатками и кисточками, а не тяжёлой техники.
Именно такие находки, как Филипповский курган, позволяют узнавать больше о прошлом нашей страны, а также восхищаться своеобразным искусством тех, кто жил за тысячи лет до нас. Стоит отметить, что в своём роде это один из самых крупных и богатых могильников, которые хорошо сохранились на территории России.
В настоящий момент учёными и местными властями рассматривается возможность сделать курганы открытыми для посещения туристами, которые, в общем-то, и так в неофициальном порядке обязательно делают крюк, чтобы увидеть могильник. Однако вместе с этим придётся принять какие-то меры против вандалов, которые могут если даже не попытаться найти какие-то сокровища, то хотя бы просто повредить что-то. А ведь археологам здесь предстоит ещё так много работы! (Берсенева Анастасия, Ксения Вильчинская).