Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [6]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [258]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [0]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [0]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

    Аномальные и загадочные места в Тюменской области. 3

    Пропавшие в лесу попадают в аномальные зоны

    Восемь человек на сегодня числятся пропавшими в тюменских лесах. Всего потерявшихся за эти лето и осень было около 50. В основном, грибники и ягодники. В поисках людей задействована наземная и воздушная техника. Помощь оказывают и волонтёры. То утро для Марии Макеевой не обещало ничего необычного. Намечалась поездка в лес с родственниками за грибами. Только она не могла предположить, что её старенькая «Ока» сломается прямо в чаще. До спасателей не дозвониться - нет связи.

    «Думали, если аккумулятор выйдет из строя, мы вообще застрянем. Три раза останавливались и катили машину. Она заводилась и снова останавливалась. И так получилось до вечера. Звонки поступали, но нас не слышали», - рассказывает Мария Макеева. Они провели полдня в глухом лесу. Была паника, втроем старались взять себя в руки. Вышли в сторону проезжей части, и вдруг телефон заработал.

    Эта осень за последние несколько лет установила рекорд по числу потерявшихся в лесах - 50 человек. Многих спасли. Ещё восемь человек до сих пор ищут. Пока они значатся как пропавшие без вести. Виктор Захаров не раз сам выступал в роли спасателя. Опытный пилот вертолета, казалось бы, лес и тайгу знает. Но и он ощутил на себе капризы природы. Попал в аномальную зону - в лесах возле Нетефюганска. Компас не работал, магнитометр зашкаливал.

    «Страх, озноб, начало всего трясти и такое ощущение, что я потерялся в лесу. Выручило то, что заработал трактор. Я развернулся, прошел через овраг, ощущение - легче стало, и ребята выходят навстречу из леса. Что случилось - потерялись», - говорит Виктор Захаров.

    Опытный летчик уверен, что и в лесах юга Тюменской области есть свои тайны. Спасатели отвечают: подобные случаи - сродни фантастике. Грибникам же стоит отбросить азарт тихой охоты и тщательней готовится. Иметь с собой телефон, или навигатор, или пользоваться дедовскими методами.

    «Отправляясь за грибами, за ягодами, у вас всегда должен быть ножичек. Делайте небольшие отметки, свои знаки на деревьях по ходу вашего движения. Имейте запас спичек и небольшой запас воды и еды», - советует начальник тюменского поисково-спасательного отряда Юрий Палицын. Основная цель спасателей сегодня - не только найти пропавших, но и предупредить тех, кто только собирается в лес. Говорят, лес учит ценить прекрасное, но в первую очередь - свою жизнь. («Вслух»).



    Пришельцы маскируются под землян, чтобы пугать людей

    Если вы вдруг увидели своего собственного двойника или двойника хорошо знакомого вам человека, это еще не значит, что вы столкнулись с призраком. Возможно, это пришельцы с других планет, которые специально меняют обличье, вступая с нами в контакт, считают уфологи. В начале 90-х волна таких эпизодов прокатилась по России и ближнему зарубежью… 

    Вспомним знаменитый фантастический фильм «Контакт», героиня которого общается с инопланетянином в обличье своего умершего отца. Собеседник поясняет, что ей так «будет легче». Действительно, нам проще принять знакомый образ, чем адаптироваться к чему-то новому и неизвестному… Возможно, инопланетяне или те, кого мы за них принимаем, способны «считывать» информацию из нашего мозга и принимать привычный для нас облик.

    Надежда Б. из Тюменской области 4 августа 1990 года проснулась рано утром от стука в дверь. Мужа дома не было, он работал в ночную смену. Спросив, кто там, Надежда услышала голос своего старого знакомого, Олега. Она хотела отпереть дверь, но что-то ее остановило… Надя знала, что Олег надолго уехал из города по делам, и потом вряд ли он стал бы беспокоить людей в такую рань…

    Ей стало страшно. Тогда она попросила Олега подойти к окну. Он выполнил ее просьбу. Как ей показалось, это действительно был Олег. Но почему-то без бороды и с волосами куда светлее Олеговых. Да и к тому же он выглядел моложе Олега, каким Надя его помнила. Прижавшись лицом к стеклу, он хмуро смотрел на Надежду.

    Все это казалось очень странным. Надя крикнула через окно, что не узнает Олега, и не впустила его в дом. «Олег» же продолжал требовательным тоном настаивать, чтобы она отворила дверь. Тогда Надежда велела: «Покажи паспорт!» «У меня нет с собой паспорта, - ответил гость. - Немедленно открой, ты мне нужна! Нам надо срочно поговорить!» И он опять принялся стучать в дверь.

    Надежда не знала, что и делать. Наконец она решила расспросить Олега о различных фактах его жизни и, если ответы будут правильными, все-таки впустить. Он верно назвал имена родных и друзей, но оказалось, что он не помнит ни одного из событий, случившихся за последние три года. Например, не знает, что у Нади есть ребенок… Вместе с тем самозванец постоянно, но как-то истерически требовал открыть дверь. Надежда все-таки не уступила и не открыла ему.

    Миновала неделя, и однажды, отправившись за покупками в центр города, Надежда встретила настоящего Олега. Он был, как всегда, с бородой, цвет волос - прежний. И на сей раз не казался моложе своих лет. Олег поведал, что лишь вчера вернулся из командировки…

    Уфологи считают, что пришельцы могут специально маскироваться под двойников, чтобы им было легче вступить в контакт с человеком или похитить его. Но такая маскировка чаще всего легко разоблачается: «двойники», несмотря на внешнее сходство, как правило, отличаются нестандартной одеждой и поведением, часто напоминают роботов, неадекватны в общении…

    Наружные метаморфозы же могут быть проверкой психологической реакции людей на нештатную ситуацию. Хотя, возможно, это просто недоработка со стороны «братьев по разуму»…

    Широкую огласку получил эпизод в Дальнегорске. Там в квартиру одной из жительниц явились двойники ее детей, одетые в серебристые комбинезоны. Они странно себя вели, а когда рассерженная женщина, считавшая все это просто шалостью, замахнулась на них, ее ударило током… Едва вернулись из магазина настоящие дети, в обычной одежде, как незваные гости исчезли…

    В Огрском районе (Латвия) женщина на поляне столкнулась сразу с тремя двойниками: своей собственной матери и себя самой с маленькой дочкой на руках. Фигуры стояли неподвижно и напоминали призраки. Вскоре из леса вышли три существа в белых комбинезонах, ростом около 160 сантиметров. Подойдя к двойникам, они молча принялись их рассматривать, а затем опять скрылись в лесу. Копии людей тут же растворились в воздухе…

    В киргизском селе Александровка три девочки-шестиклассницы, отправившись после уроков на прогулку, встретили мужчину ростом около 2,5 метров в сером блестящем комбинезоне. Внезапно на его месте очутился дед их одноклассницы Любы, которого звали Николаем. Он пригласил подружек в дом, перед которым они, оказывается, стояли, и угостил их тортом.

    Вдруг дверь скрипнула, и дед Николай вместе с угощением куда-то исчез. Зато на столе вместо торта появился какой-то аппарат с красной лампочкой и кнопкой. А «дом» стал подниматься в воздух. Испугавшись, одна из девочек нажала на кнопку неизвестного прибора, и подруги каким-то образом очутились на улице, где уже стемнело…



    Оккультные источники языческого православия



    Волхвы еще существуют

    В конце бурного XX века в России стала распространяться мода на языческие верования, чернокнижие и волхвование. Книжные полки наполнились литературой соответствующего содержания, а газеты запестрели объявлениями об оказании услуг новоявленными кудесниками. Однако истинные язычники, обладающие по-настоящему древними и тайными знаниями, свое существование стараются особо не афишировать. К таким волхвам относится шестидесятилетний житель Тюменской области, именующий себя Ярополком. Со слов Ярополка, его родители были глубоко верующими православными христианами и старались привить эту веру своему сыну.

    Поначалу Дмитрий - так звали Ярополка в детстве и отрочестве – ходил в храм и соблюдал посты. Но в возрасте тринадцати лет, собирая в лесу ягоды, он встретил старика, который привел его в свою уединенную избушку, рассказал мальчишке о древних славянских богах... Дмитрий стал наведываться к старику чуть ли ни каждую неделю, а повзрослев, и вовсе ушел из дома и поселился вместе с ним в затерянной в лесах на границе с Югрой избушке...

    К шестнадцати годам Дмитрий узнал все о кикиморах и игошах, леших и водяных, шишигах, домовых и прочих таинственных существах, которые, по мнению непосвященных людей, бывают только в сказках. Дмитрий научился излечивать практически все известные болезни, управлять лесными и речными тварями, вызывать духов природы и общаться с умершими предками. Когда Дмитрию исполнилось шестнадцать лет, старик обрил ему голову, оставив спереди лишь одну прядь волос, и нарек юношу Ярополком.

    Вскоре учитель Ярополка умер. Молодой человек сжег его тело и с этого времени полностью посвятил себя служению языческим богам. По мнению Ярополка, язычество в России никогда не исчезнет, так как не исчезнут его верные последователи – волхвы и кудесники. Их тайные знания сегодня, как и столетия назад, нужны людям, ибо древние боги по-прежнему

    могущественны и способны проявлять свою силу даже в наш век высоких технологий. (Сергей Кожурко).



    Странствия Золотой Бабы

    Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют учащенно биться многие сердца и манят в неведомые края. Одних толкает на ее поиски предание, что она сделана из золота; другие откликаются на образ Золотой Богородицы, который носит в своем сердце каждый. Но никто не знает, откуда она пришла и куда ушла.

    Известный российский историк А. Асов в своем исследовании приводит несколько версий о ее происхождении. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Последний раз эту святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов - в бассейне реки Обь, поэтому некоторые ученые считают, что Золотая Баба не были принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

    Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили храм.

    О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры - предки современных венгров - участвовали в походе Ала-риха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, - пишет Помпоний Лэт, - часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба - это будто бы статуя Юноны.


    Карта  поисков  Золотой  Бабы

    Писал о Золотой Бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба...

    Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему». С тех пор известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».

    Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в пермских краях, а потом - в связи с христианизацией этих мест - ее перенесли за Урал?

    Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида - женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.

    Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье - местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака.

    После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

    Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогор-ские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба.

    Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь. Однако М.П. Алексеев, один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой Бабы, считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что русские не имели скульптурных образов Мадонны; а если и имели, то резались они из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из храмов».

    В своем исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М.П. Алексеев предположил, что Золотая Баба - это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуаньинь - богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы.

    Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип индуистского божества.

    Версия МП. Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба - это колокол. Если же речь идет все-таки о Гуаньинь, то одна из ее статуй в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина звучала, Гуаньинь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий цвет».

    Однако возражение М.П. Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из храмов», М. Косарев считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады и вывозилась бытовая и храмовая утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

    Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) - жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

    Версии, гипотезы, предположения... Их очень много, но однозначных ответов на вопросы - «Как на самом деле выглядела Золотая Баба? Какое божество она олицетворяла и куда исчезла?» - до сих пор нет.

    В 1981 году в местах, близких истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатан, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сар-ни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

    Но куда «утащили»? На север? Знаменитый фламандский картограф Г. Меркатор нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби - это южная часть полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. В. Нейман, поддерживающий версию М.П. Алексеева (что Золотая Баба - по статуя бодисатвы Авалокитешвары), задается вопросом: «Почему статуя из Центральной Азии оказалась так далеко от своей родины?».

    Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу... Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров. (Надежда Алексеевна Ионина).



    Гора Мертвецов и перевал Дятлова

    Гора Холатчахль (или Холат-Сяхыл) на границе Свердловской, Тюменской областей и республики Коми как магнит притягивает туристов и съемочные группы телеканалов. Между ней и соседней безымянной высотой находится печально известный перевал Дятлова. Именно здесь, в горах Северного Урала, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года, при невыясненных до сих пор обстоятельствах погибла группа из девяти туристов под руководством опытного старшего товарища Игоря Дятлова, именем которого впоследствии назвали перевал.

    Название Холатчахль переводится с мансийского как «гора мертвецов». Об этом гиблом месте рассказано столько, что, пожалуй, любой Тунгусский метеорит позавидует.

    Почти все обстоятельства гибели студентов вызывают массу вопросов, но более других смущал исследователей тот факт, что на одежде ребят была обнаружена радиация.

    Свердловский журналист Анатолий Гущин, более 20 лет занимающийся изучением событий тех лет, так объясняет этот факт: «Уровень радиации, который обнаружили на одежде некоторых студентов, был невысок: лишь в два раза выше нормы. Но в горах уровень радиации всегда выше, чем на равнине. Кроме того, не так далеко - Новая Земля, возможно, радиация оттуда. Там, как известно, шли испытания ядерного оружия. До сих пор на острове жить нельзя из-за этого».

    Кстати, в 2013 году пермские туристы обнаружили магнитную аномалию аккурат между горами Хозьяталяхчахль и безымянной вершиной 1088 метров. «Когда мы подошли к этому месту, сильно испортилась погода, опустился туман, и пришлось идти только по показаниям компаса. В какой-то момент я заметил, что стрелка показывает на одну и ту же точку, но не на север.

    Чтобы окончательно не потеряться в пространстве, стали ориентироваться по спутниковому навигатору. Стрелка компаса вновь пришла в движение лишь тогда, когда мы достаточно далеко отошли от этого места», - рассказал доцент географического факультета ПГНИУ Андрей Королев. Глава тургруппы объяснил интересное явление просто: магнитная аномалия - нередкое явление в горах Северного Урала, поскольку имеющиеся здесь залежи железной руды влияют на стрелку компаса.



    Карта неоязыческих сообществ в Тюменской области



    Древний народ Чудь

    Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.

    Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние.

    Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.

    Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом.

    Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского.

    «Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями.

    Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.

    В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.

    Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.

    С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.

    Таким образом, только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках.

    Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне, принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени.

    Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах.

    Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом, русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.

    Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень.

    Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.

    С XVI века переселенцы из бассейна р. Двины, из Вологды, Тотьмы, Устюга, Сольвычегодска и других мест стали проникать в Верхокамье, к Чердыни и Соликамску. В камском крае соха также довольно часто обнаруживала разнообразные предметы. У находчиков естественно возникал вопрос, какому народу принадлежали эти вещи? От дедов переселенцы прочно усвоили и привычку считать чудскими всякие изделия рук человеческих попадающиеся в земле.

    Не удивительно, что попав на Каму, они также стали называть подобные вещицы чудскими, хотя народа с таким именем на Каме никогда не жило, как нам уже известно. Память о Чуди, бывшая фактическим преданием на берегах Волхова, стала чистой легендой на берегах Камы. Нечто подобное произошло и в Германии, где словом «могилы гуннов» - широкие массы называют курганы и в таких местах, где гуннов никогда не было.

    Приписывание находок в земле народу Чудь распространилось и за Урал. Переселенцы с Камы и Двины, бывшие первыми русскими, попавшими на Туру и Исеть, перенесли это имя и туда. Потом оно проникло в Западную Сибирь, а затем и далее, вплоть до Байкала. Даже в Забайкалье находки в земле считаются чудскими. То же самое на Алтае и Южном Урале, вплоть до Киргизской степи.

    Между прочим, столь широкое распространение этого названия уже само по себе говорит о легендарности его. Ведь никому же серьезно не придет в голову, чтобы от Балтийского моря до Амура жил некогда один народ.

    Таким образом, название Чудь проникло на Урал (и далее) благодаря эмиграции из новгородской земли. Привычка приписывать Чуди всякие находки в земле занесена оттуда же. В поверии о существовании Чуди нет никакого воспоминания о действительном прошлом Урала или Сибири.

    Не Чудь сидела на Урале и Каме в доисторические эпохи, но различные народы; из них пермяки, вогулы и остяки, а также башкиры были непосредственными предшественниками русских, а о других мы можем лишь догадываться и то с весьма малой степенью достоверности.

    Доисторические древности Урала и прилегающих районов относятся к эпохам, в своей совокупности продолжавшимся около четырех тысяч лет. Не может быть никаких сомнений, что за столь долгое время на этой территории сменились многие народы. Наличность ряда доисторических культур и резкая разница между ними определенно говорят в пользу этого. Поэтому я никоим образом не могу согласиться с выводом А.Ф. Теплоухова, который в своей очень интересной и содержательной работе («Записки УОЛЕ», т. XXXIX, 1924 г.), кажется, хочет считать угорскими все пермские доисторические вещи.

    Среди этих предметов имеются угорские – в этом я совершенно согласен с А.Ф.Т. – но наряду с ними несомненно встречаются и древне-пермяцкие. Вообще вопрос о принадлежности тех или иных древностей определенным народам очень сложен. В настоящей работе ограничусь указанием, что предметы XI-XIV вв. из б. Соликамского, Чердынского и северной части Пермского уездов, по-видимому, древне-пермяцкие; вещи же VI-VIII веков с той же территории, вероятно, угорские; о принадлежности предметов IX-X веков пока сказать затруднительно. Затем не может быть сомнения, что многие культурные остатки принадлежат совершенно неизвестным нам народностям (например, остатки бронзового века).

    Теперь остается разобрать отдельные легенды о Чуди. Их очень мало; три из них повторяются с томительным однообразием по всему При- и Зауралью.

    Первая легенда описывает Чудь, как народ малорослый. Чудаки будто бы были ростом намного меньше современных людей. Этот рассказ объясняется очень просто: различные железные и бронзовые доисторические топоры, ножи и др. предметы по своим размерам нередко гораздо меньше соответствующих современным. Одна крестьянка деревни Вакиной б. Тиминской волости б. Соликамского уезда мне определенно сказала, что на пашне возле Вакиной нередко находили чудские топоры, ножи и др. орудия малых размеров. «Видно Чудь была народ мелкий», - заключала она свой рассказ.

    Другая легенда рассказывает о перебрасывании медных и железных топоров с одной горы на другую. Этот рассказ приурочивается к очень многим возвышенностям, отделенным одна от другой расстоянием иногда до десятка верст. У Чуди, согласно этой легенды, был всего один топорик на всех чудинов, живших по различным горам. В случае надобности этот единственный топор перебрасывали с одной возвышенности на другую.

    Основанием для этой легенды являются находки топоров (или других предметов: иногда рассказывают о перебрасывании медных ложек и т.д.) на тех или иных соседних возвышенных местах, как мне удалось проверить, например, в отношении деревень Галкиной и Турбиной (на Каме, к северу от Перми), о которых тоже существует подобное сказание. Эта легенда представляет тот интерес для археолога, что по ней он может иногда установить места находок доисторических предметов. (А.В. Шмидт).


    1 2 3                  


















    Категория: АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 47 | Рейтинг: 5.0/1