Аномальные и загадочные места в Ульяновской области. 3
Родноверы Ульяновска
Наш собеседник Игорь Улитин – человек с высшим педагогическим образованием, журналист областного отделения крупного федерального издания. Родился и вырос в глухой деревне Ульяновской области. В студенческом общежитии за свой образ жизни получил прозвище Грязный. Играет в составе акустической рок-группы.
Игорь, если позволите, обычный необычный молодой человек. В том смысле, что все вышеперечисленные факты хотя и подчеркивают незаурядность его личности, не превращают в «белую ворону» нашего общества. Однако есть нечто такое, что вызывает у окружающих по меньшей мере недоумение, - Игорь считает себя славянским язычником. Беседа состоялась на квартире Игоря. Он снимает комнату в старинном, дореволюционной постройки доме. Современный язычник встретил меня в домашних шортах, майке, с трехдневной щетиной и с кисло-похмельным выражением лица.
Вера…
- Что такое язычество?
- Вера в природу как в живое существо. Главное божество – Род, который и является Вселенной, живой энергией сущего. У современных язычников нет «священных писаний», где были бы зафиксированы определенные каноны. Есть, правда, трактаты «Книга Велеса», «Книга Макоши», к подлинности которых даже язычники относятся очень скептически.
- Откуда же вы берете сведения о славянском язычестве?
- Восстановить язычество в том виде, в котором оно существовало тысячу лет назад, невозможно. Древнее знание забылось довольно-таки добротно. Все-таки христианское влияние очень сильно. Теперь мы делаем что можем, собираем информацию из разных источников, в том числе христианских. Одним из них является, например, «Слово о полку Игореве». Есть чешская книга, называется «Mater Verborum». В ней перечислен весь славянский пантеон. Другие источники – народные предания, песни, названия праздников.
- На твоей странице на сайте «ВКонтакте» ты написал, что являешься родновером. Что это значит?
- Вообще «родновер» – это новомодное слово. До конца ХХ века такого понятия не существовало. Слово придумал Вадим Казаков, глава Союза славянских общин. Казаков говорит, что нельзя называть себя язычником, потому что так наши предки называли людей другой веры. Правда, непонятно, откуда он может это знать?! Для меня же понятие «родновер» и «славянский язычник» – синонимы, я их не различаю. Если меня назовут одним из этих слов, не обижусь, тогда как для некоторых это принципиально. Вообще славянское язычество не однородно, существует несколько течений. Помимо родноверов есть еще непонятное направление, представители которого тоже именуют себя славянскими язычниками, - так называемые ингринги. Они считают, что наши предки вышли из северной страны Ингрии, веруют в множество славянских, германских и индуистских богов. Известно течение под названием «Доброславы». Его основал Добровольский, один из первых советских национал-социалистов. Он занимался изучением язычества, считает, что восстановил славянский календарь и древние названия месяцев. Что касается меня, то я ни к одному из течений себя не причисляю. Просто верю в богов.
- У язычников есть храмы?
- Есть определенные места, где твоя молитва дойдет лучше. В зависимости от того, к каким силам – темным или светлым – ты хочешь обратиться, нужно искать места либо с отрицательной, либо с положительной энергетикой. В первом случае это болота, темные осинники. Во втором – холм, поле, березовая роща, где должно быть светло. Чур, или, как его еще неправильно называют, идол – это усилитель связи с окружающей природой, с энергией богов. Поставишь чур Сварогу – будешь общаться со сваргой, со светлой стороной Вселенной. Поставишь чур Чернобогу – обретешь усилитель общения с навьей, с темной стороной.
- В язычестве – триединая структура мира: явь, навь, правь. Явь – мир явленный, в котором мы сейчас с тобой сидим. Правь – это закон, по которому надо жить, воплощение светлой энергии. Навь – воплощение всего темного, скрытого. Правь – от слова «правильный»… точнее, «правильный» – от слова «правь». Говоря упрощенно, если человек всю жизнь жил по прави, то он попадет в сваргу. Сварга, по писаниям, это место, где тебе никто не мешает спокойно работать. Ты живешь на Сварожьих лугах, косишь, при этом тебе не мешают ни болезни, ни враги, ни смерть. Павшие воины уходят в Перунову рать – это небесное воинство, которое готово при случае прийти на помощь даже на земле. Если жил неправедно – попадаешь в навь, куда тебя через речку Смородину переведет Велес. Там, на темных лугах, Чернобог гоняет, как скот, души, жившие не по прави. Главное наказание для человека, согласно языческой вере, - жить несвободно. Совсем неправедные, совсем грязные души кидают в пекло, где душа гибнет. И если у тех, кто пасется в нави, есть какая-то надежда на возрождение в яви, то у тех, кто совсем изгадил жизнь, никакой надежды нет. Они пойдут на «запчасти» к другим душам, у которых чего-то не хватает.
- Как давно появились неоязычники?
- Основной этап возрождения – конец 80-х - 90-е. Сейчас это движение набирает обороты. Многие объявляют себя язычниками, потому что это модно, другие – потому что не могут принять другие религии. А некоторые просто верят в родных богов. С одной стороны все просто – береги природу, ничего лишнего не трогай, а с другой – сложно: ничего не написано, нигде не подглядишь, не посмотришь, как надо жить. Нужно учиться самому.
…и верующие
- Как много язычников в Ульяновске?
- Знаю лично человек восемь, наверное. Иногда мы встречаемся, чтобы вместе побродить по лесу. Ищем место, в котором можно было бы поставить чур…
- Можно ли узнать современного язычника в толпе?
- Если только он захочет выделиться – наденет славянскую рубаху, например. Наверное, это неправильно. Такие люди просто превратили свою жизнь в спектакль. Для кого-то языческие боги – вера, а для них это игра. Если посмотреть на наших ребят, то, наверное, особых отличительных признаков не найдете. Мы одеваемся, как все люди.
- В христианстве «святые» покровительствуют представителям определенных профессий. Есть ли что-то подобное в язычестве?
- Да. Например, журналистам покровительствует Велес – бог мудрецов, творческих людей, а также купцов. Сварог – бог кузнечного дела, он покровительствует всем рабочим профессиям. Перун – бог воинов, военной дружины. Макошь – покровительница женщин и всех женских профессий. Можно сказать, что она ответственна за текстильную промышленность (смеется). Стрибог – бог ветра, бог дорог – покровитель путешественников, от летчика до водителя.
- И бортпроводницы сюда относятся?
- Наверное, и они тоже (смеется).
- Расскажи о семейных ценностях язычников.
- Жена, как и в христианстве, должна быть одна. Обязательно почитание предков. Не далеких абстрактных предков, живших тысячу лет назад, а самых близких – родителей, бабушек и дедушек. И вообще старших. Конечно, не следует допускать ссор между братьями и сестрами.
- Как язычники относятся к употреблению психо-активных веществ?
- В принципе, можно выпить на праздник. Выпить – не значит напиваться, как свинья, каждый день. Употребление наркотиков вообще не приветствуется. То же самое относится и к сигаретам. Кстати, у древних славян священным напитком, по одним источникам, была медовая брага, по другим – молоко с отваром конопли. Их употребляли только во время праздников.
- А что касается модных тенденций… Например – свободный секс?
- Считается, что все должно быть по любви. Есть такое понятие: неладно. Ладно – это когда все четко и правильно. А какой уж тут лад, когда со всеми подряд, сам себя не понимаешь, в себе не разбираешься. А если по любви – это даже хорошо (смеется).
- Что скажешь про сквернословие?
- К мату язычники относятся отрицательно. Но ругаемся, чего уж… Говорят, что через мат выплескивается негативная энергия, и с его помощью можно отогнать навьих, если они сильно тебе докучают. Так что мат даже полезен. По себе знаю – отгонял.
- ???
- Шел как-то по ночному лесу, слышу – за спиной шажки. Буквально в трех метрах от меня кто-то бегает от одного дерева к другому. Оборачиваюсь – никого нет. Человеку там спрятаться невозможно. История несколько раз повторилась, прежде чем я повернулся и крикнул: «А ну-ка иди на… отсюда!» После чего я больше не слышал за собой шагов.
- Ты всерьез веришь в леших и домовых?
- Да. Даже здесь есть домовой. Он, наверное, на меня сейчас обижается, потому что я второй день бухаю, а ему не налил ни разу. Иногда ставлю ему покушать. Это дом дореволюционной постройки – как в нем не будет домового?! У нас даже в общаге домовой жил: то дверь сам откроет, то тетради наши спрячет. И леший есть – какой же лес без лешего?
Николай Гурьянов
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституция РФ
Алексий II на открытии архиерейского собора 2004 года в своем выступлении назвал распространение язычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности», - сообщает «Википедия». В связи с этим Круг языческой традиции направил в священный синод русской православной религиозности открытое письмо. В нем говорилось о «недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности».
В последующем заявлении службы коммуникации РПЦ «знак равенства», якобы поставленный между терроризмом и неоязычеством, объяснялся неверной интерпретацией слов патриарха журналистами, при этом в заявлении подчеркивалось, что РПЦ оценивает язычество как «угрозу для духовного состояния человека, для его временной и вечной жизни», и считает, что язычество «изжило себя много веков назад».
Скользкие темы
Игорь считает, что все, исповедующие язычество, - националисты, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. А его религия не помешает жить в мире с представителями других национальностей, главное, чтобы те не представляли угрозы для его народа.
В современной языческой традиции практикуются такие обряды, как «раскрещивание» и «имянаречение», о смысле которых можно догадаться из названия. Игорь поведал, что те, кто отважился их пройти, плохо кончили: сошли с ума и умерли в страшных муках. По мнению Игоря, это произошло оттого, что обряды были проведены «неквалифицированными» специалистами, псевдоволхвами. Христианство ставит защиту от злых сил, а в результате такого обряда защита снимается, а замену поставить не удается. Сам Игорь ни раскрещиваться, ни менять свое имя на «славянское» не собирается.
Наш комментарий
Современному образованному человеку, казалось бы, трудно поверить даже не в самих языческих богов, а вообще в возможность серьезного к ним отношения. Однако перед нами – современный, образованный и, могу вас уверить, совсем не глупый молодой человек. По-разному можно относиться к религиозности вообще и к такого рода религиозности в частности.
Однако написание этого материала не преследовало своей целью подвергать сомнению или, напротив, оправдывать истинность убеждений Игоря – который в своих взглядах далеко не одинок. Поиск в социальной сети «В контакте» выдал цифру 1419 человек. Именно столько посетителей популярного сайта указали в своих анкетах в пункте «Вероисповедание» принадлежность к родноверию.
Примерно такое же количество людей собирается на ежегодные крупные языческие праздники. Чтобы представить себе реальное количество приверженцев этой странной религии в нашей стране, нужно увеличить получившееся число кратно. Конечно, общее их количество по сравнению с представителями традиционных конфессий, а также людей неверующих крайне невелико, однако позволяет говорить об общественном явлении, требующем внимания. Тем более что с каждым годом «новая старая» религия становится все популярнее в народе. И если вы не можете серьезно думать о языческих богах, возможно, скоро вам придется считаться с теми, кто в них искренне верует. («Ул Пресса»).
Пещера Хайдера
Пещера находится в Николаевском районе, Ульяновской области.
По легенде существует три входа в эту пещеру,но найден только один,в одном километре от районного центра, в овраге, рядом со зданием брошенной фермы. В давние времена, жил был на этих землях разбойник Хайдер, который грабил караваны проходящие по торговым путям, и всё то что получалось награбить он прятал в эту пещеру, с тех пор она и носит его имя. По легенде, где то в глубине пещеры находятся «Золотые ворота» весом почти в тонну, скорее всего их везли какому нибудь состоятельному купцу или чиновнику.
Много находилось смельчаков кто отважился проведать эту пещеру, но однажды произошел несчастный случай, завалило человека. И после этого пещеру решили законсервировать, то есть обвалили вход. Множества тайн хранит эта пещера, надеюсь что наступят времена и кто нибудь откопает вход в неё. (Олег Пиянзов).
Вообще-то студенты - люди рациональные и в нечистую силу, как утверждают они сами, не особенно верят. Мол, не до этого: учеба, подработки, сессии. Однако, если пройтись по студенческим общежитиям и поговорить с их обитателями, можно убедиться, что не все так просто, как утверждают некоторые материалистически настроенные молодые люди.
«Девушка в зеленом»
Неспокойно, с точки зрения парапсихологов, и в зданиях Ульяновского суворовского училища. С некоторых пор там творятся странные вещи. В казармах и учебном корпусе по ночам сами собой распахиваются двери, в опечатанных помещениях раздаются непонятные скрипы и вздохи. Суворовцы утверждают, что по коридорам казарм после полуночи бродит женщина со свечой в руке...
О странных явлениях в училище говорят все, от первокурсников до старших офицеров. Эти рассказы можно было бы считать плодом воображения мальчишек, скучающих по дому, если бы их не было так много. Со времен танкового училища, располагавшегося в этих зданиях, бытуют здесь душераздирающие истории о нечистой силе.
По одной легенде, здесь бродит призрак эсера Муравьева, убитого во время Гражданской войны. По другой, покоя военным не дают души расстрелянных здесь белыми офицерами красногвардейцев. Начальник училища в привидения не верит. Тем не менее он как-то заявил корреспонденту одной из местных газет, что намерен пригласить священника, чтобы освятить наконец старинные здания.
Черные вертолеты в России
Загадка так называемых черных вертолетов известна уже в течение многих лет и связана с UFO, изуродованными трупами крупного рогатого скота и другими необъяснимыми явлениями. Эту историю рассказала Марина К., женщина средних лет, жительница города Димитровград Ульяновской области. В сентябре 2012 года ночью её разбудил шум вертолётного двигателя, раздавшегося над её пятиэтажкой. Не включая в комнате свет, она подошла к окну и со своего пятого этажа на фоне звёзд увидела «вертолёт».
В вертолётах она не разбиралась. Летающая машина с пропеллером, выглядевшая и тарахтевшая как самый настоящий вертолёт, страха в ней поначалу не вызвала. Страх наступил позже, когда «вертолёт» вдруг совершил крутой вираж и завис перед самым её окном, а потом начал боком приближаться к нему.
Кабина имела широкое окно. В нём, освещенные синеватым светом, видны были пилоты - двое мужчин и женщина. Гул мотора вдруг резко стих, однако вертолёт продолжал держаться в воздухе. Большое окно вертолёта вплотную приблизилось к окну Марины. Комнату залило синим светом. Стекло на борту вертолёта опустилось вниз, и женщина-пилот, высунувшись из кабины, раскрыла настежь оконную раму.
Женщина была довольно молодой, на вид ей было не больше 20. Выглядела привлекательно. Тёмные волосы, слегка растрёпанные по современной моде, тёмные глаза. Рядом с ней стоял мужчина, немного старше её. Оба были одеты в светлые свободные одежды. Третий пилот сидел в кресле за штурвалом. Говорила только женщина. Мужчина молчал. Она решительно заявила Марине, что та должна немедленно перебраться в вертолёт. У них есть распоряжение доставить её в срочном порядке по назначению. Это приказ начальства.
Невыполнение грозит крупными неприятностями, вплоть до задержания. Говоря, она перегнулась через подоконник и, казалось, вот-вот переберётся в комнату. Испуганная Марина выбежала из квартиры, спустилась во двор и там укрылась за гаражами. Только через полчаса осмелилась выйти и обогнуть дом. Окно её комнаты было распахнуто. Вертолёта нигде не было.
К себе она вернулась, когда рассвело. Следов чужого присутствия в квартире не обнаружила. Позже Марина узнала, что по меньшей мере трое жителей её подъезда слышали ночью вертолётный гул и видели летающую машину. В ту ночь ей и в голову не пришло, что это могли быть пришельцы. Причину нахлынувшего на неё страха объяснить не может. О том случае вспоминает с дрожью.
«На подоконнике квартиры, в тех местах, где его касались пилоты загадочного «вертолёта», обнаружены люминесцирующие пятна, - комментирует инцидент самарский уфолог Вячеслав Каталымов. - На краю жестяного карниза, к которому близко подлетал НЛО, есть коричневатый след неизвестного происхождения. Что же касается страха свидетельницы, то его можно объяснить психологическим воздействием.
Видимо, с его помощью пришельцы намеревались заставить женщину перебраться в их аппарат, чтобы осуществить похищение. Самое примечательное в этой истории то, что утром после происшествия свидетельница обнаружила, что её часы отстают на полтора часа. Сама она не придала этому значения. А между тем не исключено, что эти полтора часа стёрты из её памяти. То есть она провела их на борту НЛО...».
Однако с 1993 года наблюдение черных вертолетов в небе США стало обычным событием, Иногда они эскортируют треугольные UFO темного цвета, а иной раз появляются изолированными группами. Название свое эти объекты получили из-за сходства с военными вертолетами. Они характеризуются черным цветом и не несут на борту никаких опознавательных знаков. Очевидцы часто замечают их, летящих обычно чуть выше верхушек деревьев, в малонаселенных местах США. Скорость их полета не превышает 160 километров в час. Стекла кабин вертолетов окрашены в черный цвет и увидеть, что за ними происходит, невозможно.
Чаще всего черные вертолеты наблюдали в графстве Нэпа (Калифорния) и в основном по ночам. Средства массовой информации не спешили сообщать о необычных UFO, так как полагали, что последние являются военными объектами. Корреспондент газеты «Напа Ньюс» Матиас Гризи заинтересовался явлением и решил провести собственное расследование. Местное командование военно-воздушных сил отвергло какую-либо связь с черными вертолетами. Гризи побеседовал со многими свидетелями. Вот рассказ одного из них, жителя города Напа Генри Ричардсона:
- Ночью мне не спалось, и я вышел подышать свежим воздухом. Яркие звезды светили ровным светом, Вдруг в северо-восточной части небосвода звезды исчезли, как будто их закрыли тучи. Я заметил, что темное пятно перемещается по небу в направлении Напы. Через несколько минут я увидел на более светлом фоне огромный треугольный объект и рядом с каждым углом треугольника - по вертолету. В тишине летней ночи был слышен характерный звук работающих пропеллеров. И треугольник, и вертолеты были абсолютно черные.
Опросив сотни свидетелей, корреспондент выяснил, что объекты, появлявшиеся в небе графства Напа, различались по конструкции и внешнему виду. Чаще всего свидетели видели летающие объекты, похожие на военный вертолет UH-1, который использовали американские войска во Вьетнаме. Во время полета этого вертолета, который солдатами во время войны назывался «рабочей лошадкой», слышен характерный, далеко разносящийся звук. Его производят двойные лопасти. Поэтому о приближении вертолета можно узнать еще до того, как он появится в поле зрения. Очевидно, объекты именно такого типа видел Ричардсон.
Тайны дворянских усадеб и их обитателей
Сколько дворянских имений было на территории Симбирской губернии - доподлинно неизвестно. От той эпохи нам осталось всего ничего - ныне в Ульяновской области от былого величия дворянских усадеб время пощадило всего 3 чудом сохранившихся родовых имения. Но и они, оказавшиеся ненужными, постепенно приходят в упадок…
Как это ни странно, родина вождя мирового пролетариата издавна славилась своим дворянским сословьем, которое отличалось знатностью и благородством рода. Почти три четверти симбирских дворян принадлежали либо к древним родам, либо к тем, кому дворянство было пожаловано за особые заслуги. К примеру, в соседней Пензенской губернии таких было около четверти, а в Нижегородской и вовсе менее пятой части.
Орловы-Давыдовы, Бестужевы, Оболенские, Столыпины, Голицыны, Бекендорфы… - невозможно стереть эти имена из истории Государства Российского. Но их наследие - старинные имения и усадьбы - в Симбирской губернии давно канули в Лету. О тех «дворянских гнёздах» в Ульяновской области, к которым время было не так беспощадно, мы и расскажем сегодня.
История одного богатства
Настоящий готический замок возвышается в центре села Кезьмино Сурского района. Отсчёт истории этой усадьбы можно начать с конца XVIII века, когда местные земли купил представитель известного симбирского дворянского рода отставной поручик Иван Степанович Кроткое. Кротковы, славившиеся своим богатством не только в Симбирской губернии, но и по всей России, вовсе не всегда обладали тугим кошельком. До середины XVIII века папенька отставного поручика, Степан Егорович Кроткое, не блистал богатством, да к тому же успел наплодить потомство. Так бы и прозябать благородному семейству, если бы не пугачёвский бунт.
От народного гнева барина спасло только то, что со своими крестьянами он обходился по-доброму, а потому ему с семьёй дали возможность укрыться в лесу. Тем временем деревушка Кроткова (ныне Лаишевка) приглянулась Пугачёву, где он оборудовал склады под награбленное имущество. А когда правительственные войска выгнали повстанцев из деревеньки, вернувшийся Кроткое нашел пугачёвское добро - несколько баулов с деньгами, серебряной посудой и прочими драгоценностями, всего на сумму более чем в двести тысяч! Искать хозяев Кроткое не стал, и с тех пор дела его пошли в гору.
Однако были в жизни Кроткова-старшего и неприятные инциденты. Так, один из его сынков втихую продал одно из родовых имений, вписав при этом в список крепостных, прилагавшихся к землям, и родного отца!!! Чтобы замять инцидент и вернуть имение, помещику пришлось отвалить покупателю вдвое большую сумму, чем выручил на продаже сын!
Месть разрушенного храма
Однако у отпрысков Кроткова были и удачные сделки. Уже упомянутый отставной поручик в конце XIX века продал своё Кезьминское имение - вместе с отстроенной суконной фабрикой, новым каменным двухпрестольным храмом Покрова Богородицы и усадьбой - купцу Василию Крылову, который вложился в приобретение с размахом.
Усадьба, переделанная купцом по своему вкусу, считалась богатой даже среди помещиков и прочих толстосумов. Дом, надворные постройки, а также суконная фабрика полностью освещались электричеством. К усадьбе была подведена и система водопровода, об устройстве которой головы ломают и поныне. Но это неединственная загадка купеческого дома. По преданию, купец распорядился устроить внушительные подземелья, план которых уничтожил сразу после окончания стройки…
Сейчас все входы в подвалы замурованы, и не напрасно. Так, обнаруженный в 50-х годах склеп в храме Покрова Богородицы, где покоился прах землевладельцев Кезьмино, жители села нещадно разграбили, срезая с парадных мундиров покойников пуговицы и кресты. Свидетелей тех событий в селе не осталось, зато сохранились очевидцы другой истории. Уже в конце 80-х в Кезьмино пригнали технику, чтобы переоборудовать храм под клуб.
Привязали к кресту трос, дёрнули трактором. Однако трос лопнул, сильно покалечив при этом одного из рабочих. «Не иначе, как храм отомстил людям», - суеверно крестились люди. После дурного знака технику в спешном порядке свернули, а остов разрушенного храма до сих пор зловеще зияет в сумерках.
От забвения спасают дети
Сейчас Кезьминскую усадьбу от забвения и запустения спасает только средняя школа, расположенная в старинных залах.
Благодаря детям сохранилась и ещё одна из немногих дворянских усадеб Симбирской губернии - дом графини Александры Фёдоровны Толстой, в девичестве Дурасовой, в селе Новый Дол (Барышский район). Барыня создала здесь в свои времена не только образцово-показательное хозяйство, но и сослужила хорошую службу потомкам - вот уже много лет в роскошном особняке размещается Новодольский детский дом.
То, что до сих пор стоит Голицынский замок в Тереньге, тоже произошло благодаря школе - с 30-х годов в бывшем родовом имении устроили начальную школу. А история этой усадьбы началась в 1764 году, когда князья Голицыны стали хозяевами Тереньги, купив земли у Долгоруких. Да-да, не удивляйтесь, Долгорукие добрались и до Симбирской губернии!
Но именно Голицыны возвели в центре села трехэтажный особняк, вокруг которого сейчас ходит столько легенд. Затем Тереньга перешла во владение царского генерала и тайного советника Александра Скребицкого, о чьей беспощадности и жестокости к провинившимся крепостным крестьянам история сохранила немало легенд. Якобы для пыток крепостных Скребицкий оборудовал в усадьбе секретный подвал с инквизиторскими приспособлениями вроде дыбы и гильотины. Сюда же, по легенде, помещику доставляли детей для любовных утех, которые из подвала не возвращались…
Ходит множество легенд о призраках замученных людей, что по ночам бродят по бывшему замку...
После смерти Скребицкого усадьба перешла к его родной дочери Софии Стремфельд. В отличие от родителя, она не чуралась милосердия и во время голода 1891-1892 годов открыла в Тереньге бесплатную столовую на 50 человек, однако ни ей, ни Екатерине Перси-Френч, которой Стремфельд в наследство отписала поместье, не удалось изменить дурную ауру застенков имения… И вот уже несколько лет старинный замок пустует, медленно разрушаясь от времени и рук вандалов. «Это всё из-за дурной славы», - утверждают местные жители. Очень не хочется, чтобы старинный дом разделил судьбу Анненковского имения…
Колонны, подпирающие небо
По фамилии известного симбирского дворянского рода Анненковых сейчас в Ульяновской области названо как минимум 6 населённых пунктов. Село Анненково Майнского района в XIX - начале XX столетия по праву считалось одним из самых больших и экономически развитых сёл Симбирской губернии. А венчала село замечательная по красоте усадьба в стиле классицизма.
Её стены повидали немало на своём веку. Так, во время первой революции в апреле 1907 года в селе были убиты помещик и урядник. Для усмирения народа в Анненково прибыл небольшой отряд конно-полицейской стражи, который наткнулся на крестьянскую толпу в несколько сот мужиков, вооружённых топорами, вилами и кольями. Они атаковали стражников, свалили их с.коней и принялись безжалостно бить: троих забили насмерть, а остальных заперли в сарае. А следом разгромили здание помещичьей усадьбы…
Однако каменные своды выдержали и это испытание. Ульяновская область безвозвратно потеряла этот объект культурного наследия всего пять лет назад. Здание, пустовавшее с 2001 года, сожрал пожар. Сейчас о былом величии напоминает лишь коробка стен с колоннами, подпирающими небо, облюбованная воронами и грачами, а местные жители обходят остов стороной…
События 1917 года и гражданской войны сокрушительно ударили не только по симбирскому дворянству, но и по их родовым имениям. Этих архитектурных памятников старины остаётся всё меньше. Удастся ли сохранить то, что осталось - большой вопрос… (Алена Князева, Ермил Задорин).