Аномальные и загадочные места в Вологодской области. 1
Аномальные и загадочные места в Вологодской области
Вологда – красивый, старинный город, входящий в Золотое Кольцо России. Специалисты считают, что город назван так из-за перевода с угро-финского языка, «волок» переводится как «большой лес». Город расположен в природной зоне европейской тайги, поэтому некоторые достопримечательности Вологды связаны с деревянным зодчеством.
По частоте феноменов появления НЛО и пришельцев на территории России одно из первых мест принадлежит Вологодской области. Так, город Череповец прославился прежде всего благодаря так называемой близнецовой аномалии: процент близнецов здесь намного выше, чем в других местах. Череповец - единственный пока город в России, где в детских садах открыты группы для близнецов.
Возможно, причина кроется в неблагоприятной экологической обстановке. Вот уже много лет в городе действует металлургический комбинат, выбросы от которого загрязняют окружающую среду. Специалисты считают, что это могло привести к генетическим мутациям, отсюда и рождение близнецов.
Однако чем объяснить чудеса, происходящие на Красноармейской площади возле череповецкого вокзала? Здесь люди нередко попадают в параллельный мир, например, они видят перед собой субтропики, а рядом расположен район хрущоб, где в нескольких квартирах наблюдается полтергейст, появляются странные сущности.
В паре километров от Череповца находится местность, называемая Череповецкие болота. Там происходит немало странного. Большое количество самоубийств наблюдается в близлежащих населенных пунктах. Наибольшая концентрация аномалий наблюдается в районе озера Ивачевского. Сейчас этим районом заинтересовались исследователи. Вологда входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. В Вологде насчитывается 193 памятника архитектуры и истории федерального значения. Самые древние памятники архитектуры, сохранившиеся на территории города, относятся к XVI веку.
Особое значение имеют памятники деревянной архитектуры. Сохранившиеся деревянные дома и усадьбы Вологды XVIII—XIX веков представлены во всех архитектурных стилях того времени: классицизм, ампир, эклектика, модерн. Деревянное зодчество Вологды, помимо уникальных, присущих только ему черт, представляет ценность и благодаря целостным ансамблям рядовой застройки. Во многих памятниках архитектуры открыты музеи. В путеводителях, как правило, достопримечательности подразделяют по исторически сложившимся районам города: Город, Верхний посад, Нижний посад и Заречье.
Белозерск: проклятие Синеусовой могилы
В окрестностях городка Белозерск, что в трехстах километрах к северо-западу от Вологды, находится курган, под которым покоятся останки варяжского князя, сподвижника знаменитого Рюрика - Синеуса. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина есть такие строки: «Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, в область финского народа веси, а Трувор -в Изборск, город кривичей». Ту же версию излагают другие историки - С.М. Соловьев и Д.С. Лихачев.
В Белозерске сохранилось множество памятников древнерусского зодчества, в том числе останки древнего кремля на холме. На территории кремля находятся пять водоемов, вода в которых никогда не иссякает и держится на уровне на полтора десятка метров выше, чем на самом Белом озере. Это в старину делало осаду крепости невозможной.
В дореволюционных учебниках истории встречается изображение высокого холма с надписью: «Курган, известный под названием Синеусов, близ Белоозера». Местный преподаватель истории и географии, краевед-любитель Александр Григорьевич Лапин, ныне покойный, собрал множество архивных материалов, посвященных легендарному кургану. По его сведениям, тело погибшего в битве Синеуса с почестями захоронили на берегу священного Белого озера.
Краевед утверждает, что на курган наложено нечто вроде магической защиты: того, кто осмелится его тронуть, ждет большая беда. Вскрыть могильник можно лишь в том случае, если в России наступят «черные» дни. Впрочем, царю Ивану III удалось это сделать без пагубных для себя последствий - видимо, потому, что он принадлежал к роду Синеуса. Лично прибыв сюда, он распорядился прорыть в кургане четыре ямы и якобы даже извлек оттуда какие-то предметы, свидетельствующие о том, что могила действительно принадлежит его великому предку. После этого ямы аккуратно зарыли, хотя следы остались и по сей день.
Царь приказал охранять курган. По мнению Лапина, это уберегло Русь от многих напастей. После революции было решено срыть половину холма, чтобы получить песок для строительства. На оставшейся половине поставили сруб, в котором попытались устроить овощехранилище. Но сруб вместе с лежащей в нем картошкой быстро начал гнить, испуская смрад. На месте холма образовалась яма. Больше власти не интересовались курганом. Однако могильник не давал покоя кладоискателям. Ведь, согласно легенде, Синеуса похоронили на коне, увешанном богатой сбруей, в серебряной кольчуге, с золотым и серебряным оружием, украшенным драгоценными каменьями.
Со старателями, пытавшимися разрыть курган и извлечь добро, случалось следующие. Стоило поисковикам спуститься в вырытую на холме яму, как она вмиг заполнялась водой. Так утонули восемь человек. (По сведениям Лапина - несколько десятков.) Были свидетели, видевшие это своими глазами. С одним из них, неким Петром Захаровичем, удалось встретиться главе объединения «Космопоиск» Вадиму Черноброву. Старатель поведал, как во время раскопок им с товарищем Николаем все казалось, будто кто-то сверлил их взглядом, а потом начал душить. Николай первым полез в яму и утонул, а Петр еле унес ноги. Однако прихватил с собой несколько найденных в кургане штуковин.
Петр Захарович позволил исследователю сфотографировать эти находки. Выглядят они странно: это выполненные на металле изображения каких-то техногенных конструкций, возможно, даже летательных аппаратов. Между прочим, существует теория о том, что князья-варяги - на самом деле космические пришельцы!
Похоже, пришельцы и в самом деле интересуются этим местом. Первое наблюдение НЛО в Белозерске относится к 1069 году. Тогда, согласно хроникам, в Белое озеро упал огненный шар. А в 1968 году местные жители наблюдали, как в воду озера вошел неопознанный летающий объект; который затем резко взлетел вверх, оставив гигантскую воронку. Разбросанные вокруг тонны земли убирали 120 экскаваторов.
Во время экспедиции «Космопоиска» к загадочному кургану тоже происходили странные вещи. К примеру, в первую ночь, когда исследователи стали лагерем возле холма, несколько человек решили из любопытства походить вокруг кургана. Одному из них пришло в голову залезть на вершину. Едва он ступил на курган, как услышал громкий незнакомый мужской голос, приказавший ему вернуться назад, что он и сделал. Другой, обходивший в это время курган, вдруг ощутил иррациональный ужас, буквально приковавший его к месту. Лишь спустя четверть часа его, застывшего в столбняке, обнаружили встревоженные товарищи. Беднягу пришлось нести до палатки.
Посовещавшись, члены экспедиции решили не рыть вблизи кургана траншей или ям. С помощью железного штыря они сделали несколько дырок около метра глубиной на вершине холма, у подножия и в нескольких метрах от него. Те тут же заполнились грунтовой водой. Исследователи опустили в воду лакмусовые бумажки. И что же? На вершине количество ионов серебра в воде значительно превышало норму. А в других местах оставалось обычным.
Вадим Чернобров полагает, что внутри кургана находится большое количество серебра. Возможно, речь действительно идет о серебряных украшениях. Но решится ли кто-нибудь разрыть могилу Синеуса? Кстати, по поверью, сам дух князя охраняет собственный могильник, не давая никому приблизиться к сокровищам. (Супруненко Ю. П.).
Озеро Колодное расположено в Бабаевском районе Вологодской области, в плоской озерной равнине - Молого - Шекснинской низменности, среди болотных массивов в тысячи гектаров. Относится к Искрицкой группе озер полуболотного типа. Из озера берет начало река Колодинка длиной двадцать один километр, которая впадает в правый берег реки Колпь.
Это самое крупное из современных озер этой группы. Ширина Колодного озера составляет 7-8 километров, длина почти 20 километров, глубина до 2,5 метров. Однако в водоеме встречаются жуткие провалы («ямы», по-местному), глубина которых запросто доходит до 20 и белее метров. Некоторые из этих ям, по утверждению местных жителей, вообще бездонны.
Озеро Колодное издавна пользуется дурной славой в связи с аномальными явлениями. Считается, что в нем живет морское чудо-юдо, сокращающее численность местных рыбаков, любителей подводной охоты и водного отдыха. В озере почти всегда находили перевернутые лодки с проломленными днищами. А все потому, что уже много лет о нем пишут, как о месте, где обитает таинственное реликтовое существо. Проверить эти сведения взялись представители объединения «Вологда-Космопоиск». И сделали сенсационное открытие, касающееся самого озера.
В таинственном озере пропадали рыбаки.
Впервые информация о «таинственном озере Колодное в Бабаевском райне Вологодской области» появилась в конце 80-х годов в одном из популярных тогда столичных изданий, специализирующемся на всевозможной мистике. Со слов анонимных свидетелей, описывались встречи с якобы проживающим в озере «плавучим драконом».
Здесь же приводились и леденящие душу истории о регулярно пропадающих рыбаках и перевернутых лодках со следами непонятной слизи - нападения на людей и домашних животных также приписывались странному существу из озерных глубин, напоминающему «большое черное бревно с длинной шеей».
Информация со временем разошлась и по другим изданиям. Несколько лет назад бабаевское озеро Колодное было включено в «Энциклопедию загадочных мест» Вадима Черноброва (одного из нынешних российских «гуру» по исследованиям НЛО, полтергействов и прочей чертовщины). А год назад вошло в официальный список «Десяти самых загадочных озер Северо-Запада».
Правда, его главную достопримечательность - «плавучего дракона», авторы этих изданий политкорректно переименовали в «скорее всего, сохранившегося потомка древних реликтовых существ». Впрочем, как теперь выясняется, никто из «теоретиков» по изучению подобного рода тайн, охотно тиражируя многочисленные легенды о Колодном озере, на его берегах так и не побывал. Да и при всем желании, побывать бы не смог. Ибо подобного озера, как установили активисты «Вологда-Космопоиска», в Бабаевском районе не существует вовсе!
Изучив имеющиеся подсказки (а почти во всех материалах по Колодному озеру фигурирует информация о близлежащей деревне Сергеево и большом болоте, охватившем таинственное озеро с трех сторон) представители «Космопоиска» пришли к выводу, что речь, видимо, идет о Колоденском озере в Череповецком районе, рядом с которым действительно есть деревня Сергеево.
Ее жители охотно показали заезжим гостям тропинку к озеру, а по пути пересказали слухи и легенды, присущие этому водоему, в которых также присутствовало «непонятное существо, напоминающее темное бревно». Но на берегу экспедиционеров ждал еще один сюрприз - спутниковый навигатор беспристрастно свидетельствовал, что 8-километровое Колоденское озеро находится несколько севернее, а все описываемые жителями легенды имеют отношение к более мелкому озеру Черное.
На всякий случай, вологжане обследовали оба озера - но ничего подозрительного так и не нашли. Скорее всего, легенды о «непонятном существе, утаскивающем в пучину рыбаков» (а такие истории можно услышать и во многих других местах Вологодчины), появились под воздействием плавающих в озере бревен-топляков.
Вместе с тем проведенная экспедиция вряд ли приведет к официальному исключению бабаевского озера Колодное из списка самых таинственных мест Северо-Запада. Как показывает практика, мифы и легенды подобного рода имеют не только большую живучесть, но и обладают способностью мутировать, обрастая все новыми и новыми «подробностями», в которые, со временем, начинают верить и сами выдумавшие их люди.
Легенды и мифы вологодских озер
Кстати, в Вологодской области есть как минимум 30 озер, которые вошли в широкий народный эпос благодаря окружающим их легендам. Долгое время сомнительную славу приписывали Гит-озеру на западе вытегорской земли. Когда-то окрестные жители также искренне считали, что в его водах прячется двухметровое чудо-юдо, или просто нечистая сила. Ведь первая часть названия - «Hittu» - в переводе с вепсского как раз и означает «черт».
Неподалеку от Гит-озера расположилось другое не менее загадочное озеро - Индоман. По преданию, именно здесь жили «лунные люди», которые передвигались по небу в больших бесшумных лодках. Много лесных озер, так или иначе связанных с культом нечистой силы, и в Белозерском районе (он, кстати, когда-то считался одним из самых «колдовских» в Вологодской губернии). Многие рыбаки и по сей день уверены, что в поход за щуками и окунями нужно обязательно собираться в одиночку (нечистый, де, не любит компаний) на озере не шуметь и никогда вслух не петь песен.
Иначе подводный хозяин обидится и не только не даст улова, но и может перевернуть лодку. Говорят также, что раньше в «канцелярии подводного царства» очень любили шутить. Пройдутся мужики с бреднем, а вместо рыбы в сетке - старые лапти, да дуги от конской упряжи. Но если, мол, в этот момент громко чертыхнуться, нечистый мог расщедриться и при следующем «забросе» обязательно навалить в бредень отборной рыбки.
В этой связи нельзя не упомянуть и об Орех-озере, что находится на северо-западе Вологодчины. Вопреки названию, славится оно не произрастающими по его берегам орехами (таковых там отродясь не видели), а опять-таки старинной легендой. Якобы именно в это озеро приходили купаться полулюди-полукони, но было это 300 лет тому назад, и с тех пор живых кентавров здесь, увы, не видели.
Зато в последнее время растет таинственная популярность Красного озера под Кадуем. Расположенное посреди непроходимого болота, оно труднодоступно восемь месяцев в году (с декабря по март неподалеку проходит тракторный зимник). Тем не менее, позапрошлым летом на берегу озера с воздуха несколько раз были замечены огни, напоминавшие разожженную цепочкой костров латинскую букву «V». Природу этого явления объяснить пока не удалось, правда и показания немногочисленных очевидцев достаточно путаны и противоречивы. (Владимир Романов).
НЛО над Робозером
Одно из первых документально подтвержденных сообщений о наблюдениях неопознанных летающих объектов над водной поверхностью в России относится еще к XVII веку. Интересные сведения изложены в донесении властям из Кирилло-Белозерского монастыря. В нем говорится, что 15 августа 1663 г. над деревней Робозеро (нынешняя Вологодская область) с севера появилось странное светящееся тело диаметром около 40 аршин, которое с сильным шумом на малой высоте медленно двигалось в южном направлении.
Из его передней части на озеро, находившееся рядом с деревней, были направлены два луча. Оказавшись над самим озером, пылающий шар внезапно исчез, а потом появился вновь, но уже в 0,5 км юго-западнее того места, где исчез. Вскоре он опять исчез и появился в третий раз на удалении 0,5 км западнее последнего места. Здесь он стал меркнуть и исчез совсем.
При попытке приблизиться к нему на лодке крестьяне испытали сильный жар, а дно озера было освещено на глубину 8 м. Общая продолжительность наблюдения загадочного тела составила 1,5 часа. После исчезновения 30-метрового огненного шара на поверхности воды некоторое время оставалась бурая пленка, похожая на ржавчину.
Отчет Ивашки Ржевского своим хозяевам, написанный в 1663 году и хранящийся в одном из академических архивов Ленинграда. Текст этого отчета с небольшим комментарием и иллюстрациями был опубликован в украинском журнале «Наука и общество» в № 12 за, скорее всего, 1987 год. Статья называлась: «Огненное диво над Робозером, или Тайна архивного документа».
Внешне начало отчета выглядит так: Написан он алфавитом и по правилам, которые применяли до реформы царя Петра I в 1708 году. Текст его следующий: «Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу, и государем старцом соборным Кирилова монастыря, ваш, государи, работничек Ивашко Ржевской, Августа в … день, челом бъет.
Вашие, государи, монастырские вотчины Лозы, села Антушева, деревни Мысу крестьянин Левка Федоров сказывал мне: в нынешнем де во 171 году (т.е. в 7171 «от сотворения мира» или в 1663 по современному) Августа в 15 день, в субботу, Белозерского уезду, Робозерския волости, розных поместий и вотчин, стояли де они у обедни у приходцкие церкви в настоящий праздник Успения пречистыя Богородицы, приходцкие тое церкви и околных волостей люди, многой народ; и как де учали молебен петь, и в то время от небеси учинился шум велик, и многие люди из церкви на паперть вышли, а он де Левка стоял тут же на паперти и видел Божие посещение.
С зимнюю сторону, от светла небеси, не из облаку, вышел огнь велик на Робозеро и шел на полдень, вдоль озера над водою, во все стороны сажен по двадцати и более (1 сажень = 2,1336 м), а по сторону того пламени дым синь, а впереди его сажен за двадцать шли два луча огненные ж.
И народ де видя страх Божий, собрались в церковь и молились Господу Богу и пречистой его Матери, со слезами и с плачем, и того де великого пламени и двух малых не стало; и минув де мал час, как народ вышел в другой пяд на паперть, то ж де огненное пламя в другой ряд появилось над озером, от того места где сперва скрылось, с полудни на запад с полверсты (1 верста = 1,0668 км), тем же образом, да и померкло; и после того в мале ж де времени, от того другого места, столко ж к западу подався, в третье тот же огнь явился страшние перваго широтою, и поник сшед на запад.
А стоял де тот огнь над Робозером над водою часа с полтора, а того де озера вдоль две версты, а поперег с версту; а как де тот огнь над водою шел, и за тем огнем невейгласи обстрашились, ехали в лодке крестьяне, и от того де огня пламенем опаляло, близ не подпустило; а в озере де и до дна свет был в болшей глубине, среди озера сажени четыре дно, и рыба от пламени как в берег бежит все они видели; и которым де местом огнь шел, и то место воду палило, аки ржавец поверху воды, и ветром по озеру разнесло, стала де вода по прежнему.
И я, ваш работничек, для того в Робозерскую волость к священником нарочно посылал, и они ко мне прислали писмо, что таковое знамение в то число у них было. – И вам бы государем про то было ведомо; а та Робозерская волость от вашие монастырские вотчины от Лозы, Антушевского села, десять верст». Автор комментария, Юрий Росциус из Москвы, приводит ряд соображений того, что письмо не подделка и что описываемое событие, скорее всего, таки действительно было. Но событие довольно странное. Современными терминами его можно изложить так:
НЛО над Робозером
15 августа 1663 года между 10 и 12 часами местного времени над Робозером, что находится в Вологодской области приблизительно в 50 км от Белозерска, послышался шум и с севера с ясного неба (не из тучи) появился огромный разжаренный шар диаметром не менее 40 метров (т.е. высотой почти с 15-этажный дом!), который полетел над озером на юг.
Из передней его части вырывались два луча метров на 40, похожих на лучи прожекторов, а из боков шара извергался дым. Пролетев какое-то расстояние над озером, шар исчез. А через некоторое время опять появился за полкилометра от прежнего места. Потом его яркость уменьшилась и он опять стал невидимым. Но чуть позже он опять появился опять на полкилометра дальше на запад, став как бы еще больше и еще страшней.
И, двигаясь в западном направлении, исчез окончательно. Общее время, в течение которого его наблюдали, оценивается в полтора часа. Бесполезными оказались попытки нескольких крестьян приблизиться к шару – жар был нестерпимым. Яркость была такой высокой, что высветила толщу воды на глубину до 8 метров и было видно, как рыбы бежали от этого места к берегу.
А там, где огонь касался воды, на ней образовалась бурая окисная пленка, которую позже разнесло ветром. Странным является и природа лучей, выходящих из объекта – обычные лучи обычных прожекторов днем обычно не видны. Иногда удавалось выявить определенные аномалии магнитного поля Земли независимо от сроков воздействия.
Это подтверждают результаты исследований экспедиции, выезжавшей летом 1982 г. в район Робозеро Вологодской области, где в 1663 г. наблюдался полет неизвестного шарообразного объекта. Экспедицию возглавлял ученый секретарь Комиссии по аномальным явлениям Географического общества СССР, заведующий магнитно-ионосферной лабораторией Ленинградского отделения ИЗМИРАНа кандидат физико-математических наук Э.С.Горшков.
Произведенная с помощью специальной магнитометрической аппаратуры маршрутная съемка позволила обнаружить аномальные изменения геомагнитного поля предположительно в тех местах траектории полета объекта, где он записал и светился. Эти изменения могут быть связаны с сильным электромагнитным воздействием низко летевшего объекта па слои озерных осадков. Следы воздействия хорошо сохранялись длительное время благодаря свойствам «магнитной памяти» вещества осадков. Проведенное исследование подтвердило не только объективную реальность этого события, но и необычайно высокую энергонасыщенность наблюдавшегося объекта. («Космопоиск»),
Озеро Ивачевское
Небольшое озеро Ивачевское, расположенное в 3 км к востоку от Череповца, давно пользуется в народе недоброй славой.
Связано ли это с близостью опасных для человека череповецких болот или озеро, расположенное посреди Борисовского болота, само по себе обладает аномальными свойствами, пока до конца не понятно. Однако уже то, что дурные сведения об этом озере возникли не вчера и не сегодня, а бытовали больше сотни лет назад, вызывает к нему стойкий интерес исследователей аномальных явлений.
Местные жители, хотя с увлечением и рассказывают старинные предания и легенды, приписывавшие этому водоему нерасторжимую связь с дьявольской силой, сами с удовольствием посещают его как зимой, чтобы покататься в окрестностях на лыжах, так и летом - пособирать ягоды. В результате такой высокой его посещаемости в народе не утихает молва о ежегодной пропаже в районе озера не менее 5 человек. Однако что на самом деле с ними случилось: провалились ли они в болото или под лед, да и пропадали ли в принципе - сказать определенно никто не может.
Первые слухи о странном озере под Череповцом появились еще в XIX в.: местные жители считали, что на озере живет неведомый зверь, который страшно воет по ночам и своим воем сводит людей с ума. По другому народному преданию, возникшему уже в XX столетии, неподалеку от озера собирала ягоды молодая девушка со своим женихом, за которого собиралась в скором времени выйти замуж.
День был жаркий, и она решила искупаться; однако стоило ей только войти в воду и проплыть несколько метров, как неизвестно откуда в воде возникла коряга, волосы девушки намотались на сухие ветви, и дерево вместе с юной невестой ушло ко дну. Пришел жених к озеру и обнаружил только вещи своей невесты на берегу. После этого сколько он ни пытался наладить свою семейную жизнь, со всеми своими женами так и не ужился - все вспоминал первую любовь, утонувшую в проклятом озере.
Одним словом, загадочное озеро порождает не менее странные слухи и возбуждает интерес к этому небольшому и больше ничем не примечательному водоему, каких на Вологодчине сотни. Но вот что отмечали исследователи и очевидцы: само озеро некогда было довольно глубоким, однако со временем сильно обмелело. Но, несмотря на отсутствие значительных глубин, при сильном ветре на озере поднимается мощная волна, которая способна легко перевернуть лодку.
По берегам озера растут странные деревья, стволы которых либо сильно изогнуты в виде буквы S, либо растут и вовсе в горизонтальной плоскости параллельно земле. При этом согнуть их в такое положение было просто некому и нечему: сами деревья окружены достаточно прочным буреломом, через который ни человек, ни зверь не пройдут; в то же время дебри создают своеобразную защитную завесу и от сильного ветра.
Отсутствие видимых внешних факторов, способных изогнуть стволы деревьев, заставляет подумать о возможной магнитной аномалии данной зоны, которая и оказывает воздействие на рост деревьев, либо о существующем георазломе в районе озера, который и приводит к гравитационным аномалиям данного места. Однако на этом странности Ивачевского озера не заканчиваются.
По статистике, в Череповце самый высокий в стране процент рождаемости близнецов. Ученые пока не могут объяснить, с чем связано такое отклонение от нормы. Однако в детских городских садиках существуют специальные группы близнецов, в больницах нередко встретишь докторов-близнецов, у которых лечатся пациенты - и тоже близнецы.
По некоторым данным местных жителей, около него лучше не собирать ни ягод, ни грибов - вкусные съедобные растения поблизости от аномальной зоны превращаются в ядовитые и приводят к серьезным отравлениям. Местные жители склонны объяснять это зарослями багульника, которыми покрыты окрестности озера, но вполне возможно, что именно так проявляется аномалия данного места.
При этом, по описаниям очевидцев, отравление проявляется необычно, глубоким, словно «пьяным» сном, в который проваливаешься и ничего не помнишь. Ни температуры, ни нарушений пищеварения, ни других признаков интоксикации организма не проявляется - человек просто теряет силы, чувствует сильное головокружение и падает без сил на кровать. О том, что голубика близ озера обладает такими опьяняющими свойствами, знали и в старину, поэтому жители Череповца до недавнего времени считали ягоду несъедобной.
Кроме этого, все посещавшие озеро в летнее время отмечали общее ухудшение состояния: резко начинала болеть голова, в теле появлялась слабость, ощущались слуховые и зрительные галлюцинации. Возможно, озеро или близлежащие болота выделяют отравляющий газ или так действует на организм человека продукты гниения, вероятно, именно этим газом и был вызван страшный торфяной пожар в засушливое лето 1972 г., когда гарь от торфяников и в самом деле вызвала повышение уровня смертности в Череповце.
Сегодня ясно только одно: это место заслуживает самого пристального изучения специалистами по аномальным явлениям, которые либо окончательно опровергнут бытующие в населении слухи об опасности для простого смертного, таящейся в озере, либо неопровержимо подтвердят его аномальные свойства. (Шнуровозова Т. В.).
Череповецкие болота
О череповецких болотах, сводящих людей с ума, было известно еще с давних времен.
Если верить местным преданиям, безумие на людей насылает некогда появившийся на болотах загадочный дух. Первыми его убийственную силу испытали на себе проезжие купцы, которые с караваном товара двигались по дороге, подходившей к болотам. Стоило только им приблизиться к этим болотам, как купцов охватила паника и, побросав свои товары, они убежали прочь от гиблого места. Местное население вспоминает, что потом все эти товары были обнаружены нетронутыми в обозах на берегу болот.
Постепенно они стали оказывать воздействие и на жителей окрестных сел, а затем и самого Череповца, особенно, если люди подолгу оставались на болотах. Первые данные о влиянии болота на человеческую психику стали появляться еще в середине позапрошлого столетия; один местный учитель, к моменту составления своих записок уже сошедший с ума, подробно описывал, каким образом негативная энергия местности воздействовала на него и его отца.
С его слов, торфяное дурно пахнущее болото полностью подчиняло себе разум человека, заставляло его делать немыслимые по жестокости поступки, которые, будучи в здравом рассудке, никто совершать бы не стал. По данным дореволюционной статистики, в Череповце в среднем было отмечено в 3 раза больше самоубийств, чем в любом другом регионе страны. Причем если в остальных областях люди в основном вешались, то в Череповце или его окрестностях наносили себе черепно-мозговые травмы топором или другими не менее острыми и тяжелыми предметами.
Главная особенность череповецких болот - их полная безжизненность. На них практически не растут ягоды, на деревьях не селятся птицы, к ним незачем идти и человеку, но тем не менее они словно тянули людей к себе. Наиболее отважные пробовали брать торф с болот для исследования, однако вместо фактов получали неуемную головную боль.
Как замечали исследователи, у них также возникало депрессивное состояние. Торф с череповецких болот пробовали исследовать и в петербургских лабораториях, тесты показали наличие в торфе высокоорганизованной жизни непонятного происхождения. Однако что именно заставляет людей сходить с ума, не установлено до сих пор. (Шнуровозова Т. В.).
Духи страшного болота
Череповецкие болота представляют собой малоизученную местность в Вологодской области. В наше время о ней принято говорить как об аномальной зоне, потому что здесь издавна наблюдались загадочные исчезновения людей с дорог, частые самоубийства, необъяснимо большое количество сумасшедших в близлежащих деревнях и странное поведение, казалось бы, вполне здоровых людей.
С научной точки зрения болото - сложная экосистема со своим особенным растительным и животным миром. Для образования болота необходимы близость грунтовых вод, определённая влажность климата, рельеф и почва. Только кажется, что вода в болоте застойная. На самом деле она обновляется здесь каждые пять лет. Даже озёрной воде для этого требуется в три с лишним раза больше времени.
В засушливое время крупным болотам под силу остановить и лесные пожары. В недрах болот удерживается почти половина объёма воды Байкала. Болота регулируют течение и питают водой малые и большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Народы ханты и манси верили, что весь мир родился из «жидкой земли», то есть из болота. Выходит, не такое уж это и гиблое место.
Специалисты подсчитали: каждый год один гектар болот поглощает из атмосферы в среднем больше тонны углекислого газа и выделяет около полутонны кислорода. Это на порядок больше, чем способен переработать один гектар леса или луга. Кроме того, болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трёх тонн пыли в год!
Россия может считаться родиной болот - нигде их нет в таком количестве и объёме, как у нас. И определённые черты характера у людей, живших в поместьях и деревнях в окружении болот, тоже есть. В записках сельских лекарей XIX века очень часто встречаются упоминания о типичной русской хандре, которая вполне может быть клиническими признаками дурного влияния болот.
По статистике XIX века, в районе череповецкого болота число самоубийств в 3-4 раза превышало общероссийские показатели, в 9 раз была выше преступность. В этих краях самоубийцы обычно травмировали себе голову. И нет ничего удивительного в том, что старинное болото в окрестностях Череповца обросло своими мифами и легендами.
«В давние времена на одной из белозёрских дорог стали пропадать люди - в основном иногородние купцы. Купеческие люди выезжали из одного города - а к цели своего назначения уже не добирались, - рассказывается в записках Павла Грязнова. - В первое время люди думали, что в окрестностях появилась разбойничья шайка. Но постепенно эта версия была отброшена...
Однажды люди из города с оружием прочесали окрестности и нашли на берегу большого болота брошенную телегу. Ни лошадей, ни купца, ни охраны у телеги не оказалось. А товар стоял нетронутым... И во всех случаях следы людей, которые ехали на телегах, уходили в топь - без следов борьбы или какого-то беспокойства... Пропадали люди в одиночку и большими группами. Никто не вернулся из болота. Кроме одного человека...».
Это случилось в XVI веке - купец пропал на целых десять лет. Конечно, не всё это время он скитался по болотам, но испытанный им ужас был так велик, что он смог вернуться обратно только через много лет. Купец рассказал, что по дороге изменил маршрут и поехал неизвестными ему местами. «Подъехав к краю болота, чуть было не утопился - такой страх на него напал. Ужас и желание убить себя скорее.
Сохранив малую толику сознания, купец убежал от этого места, даже не вспоминая о товаре и не думая за ним вернуться». Местные купцу не поверили, но он вызвался показать желающим то место. Слова купца полностью подтвердились: на берегу болота стояли брошенные много лет назад уже развалившиеся телеги с купеческим добром.
Большинство исследователей аномальных явлений, происходивших на череповецком болоте, определяют эти места как «одержимые тёмным духом». Какова природа этого духа - никто не знает. Дух - герой местных преданий, некая стихийная тёмная сила, несущая зло и страдания без каких бы то ни было мотивов.
Древние кельты называли болота «вратами духов» - там, где кажущаяся твёрдой почва мгновенно уходит из-под ног, открываются врата в мир загадочных духов природы и божеств. Поэтому кельты почитали болота и приходили туда с жертвенными дарами. В славянской мифологии в болоте живёт кикимора - злой болотный дух. Людям показывается редко, предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Любит наряжаться в «меха» из мхов, вплетает в волосы лесные и болотные растения.
Кикимора болотная затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где может замучить до смерти. Поэтому на болото далеко и поодиночке не шли. Считалось, что безбоязненно ходить по болотам могут только колдуны и ведьмы.«Дух в болотах появился давно, - писал лекарь Грязнов в 1879 г. - Никто не знает, что его породило: дремучая природа болот, тёмные силы земли, грехи живущих в этой местности людей - или вообще сам дух, поселившись в этой местности, создал для себя удобные для его жизни и дремучести болота». А вот запись из другого череповецкого источника, сделанная ещё раньше, в середине XIX века: «Он воет, этот дух. Стоит однажды попасть туда, чтобы он навсегда остался с тобой. Он всасывает мозг. Он думает и заставляет молчать...».
«Его можно вспугнуть, - читаем в письме некоего Перфильева, уроженца этих мест, лечившегося от своей «болотной хандры» у доктора Грязнова. - Не говорите о нём, не показывайте ему дорогу, он живёт в самом центре, где лесная поросль обступает небольшое рыжее тесто, похожее на вытянутый круг. Наш лесник называет его ведьминым. Сам боится-боится,а других приглашает послушать. В лес стал ходить без ружья. Все знают: его предшественник застрелился дома. Дослужился до старшего и застрелился, а из города не уехал. Так и не успел. Или не смог... А ещё лучше - молчать. Идти и молчать. И оно не сможет воровать голос».
«Отец гнал меня из города, - свидетельствует очевидец и жертва череповецкого болота середины XIX века. - Я получил образование и вернулся. Отныне уже нельзя уехать. Эти болота найдут везде. Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа? А как прекрасно это болото, когда находишь его впервые! И ягоды почти нет, и птицы мало. Не болото это вовсе. А как слышно его в городе! Я уже знал троих, которые его слышат...».
Это подтверждает и Перфильев в письме, написанном в 1905 г.: «Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или погибают здесь... Это не душевная - какая-то другая болезнь. Человек перестаёт ждать лучшего... и будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро. И живёт та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей, которые выполняют её волю». Через два года Перфильев уже сам болел этой странной болезнью...
Долгое время считалось, что растения не имеют чувств и «растительная душа» примитивна. Современные биологи постепенно приходят к заключению, что растения не так сильно отличаются от людей и животных. Они могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запах, у них есть слух и даже вкус. Вместо глаз у растений есть белки, тонко реагирующие на любые излучения энергии. На корнях найдены вкусовые ферменты, которые под землёй помогают найти «деликатесы», например, споры грибов. С помощью запахов растения общаются между собой.
Растения могут испытывать эмоциональный стресс и устанавливать контакт с человеком. Вполне вероятно, что всеми этими свойствами растения обладают благодаря находящейся в них воде, которая способна «запоминать» информацию и менять свою структуру под действием звуковых и электромагнитных волн.
Эксперименты проводились с отдельными растениями, однако дело никогда не доходило до исследования большого растительного организма, погружённого в воду, то есть имеющего доступ к своеобразной водяной «информационной библиотеке». Например такого, как болото. И совершенно напрасно. Ведь если каждое растение настолько «одушевлённое», какой живой и чувствующей может оказаться устойчивая экологическая система!
Примечательно, что только на болотах попадается вид растений-хищников. Это объяснимо, ведь в природе всё разумно: в воде болот мало нужных растениям веществ - их вымывает и уносит вода. Вот, к примеру, росянка добирает их из организмов насекомых, которыми она питается. Во всяком случае, сейчас в городе и окрестных деревнях люди ведут спокойную и размеренную жизнь, сумасшествий и преступлений здесь не больше, чем в других местах. Лишь изредка заезжие любители приключений, решившие самостоятельно, без помощи местных, осваивать болотные дебри, сталкиваются с чем-то якобы необъяснимым. На деле всё таинственное связано с выбросами болотного газа или с обычными проявлениями жизни на болоте.
При исследовании череповецкого болота в 1992 году действительно обнаружился любопытный феномен «пропадания голоса». Как описывают очевидцы, звук плавал, разговаривать было сложно. На расстоянии тридцати шагов можно было кричать во всё горло, а слышно было едва-едва, но пару шагов в сторону - и слышимость становилась прекрасной. Однако такие акустические явления иногда происходят и на других, не таких «страшных» болотах.
По всей вероятности, благодаря особому волнообразному рельефу местности здесь наблюдаются эффекты, подобные распростра- Л нению звука в безэховых камерах, где в качестве поглотителей используются пористые и волокнистые материалы. На болоте эту роль может выполнять мох сфагнум и другая рыхлая болотная растительность и её остатки. (Анатолий Владимиров).
Установлено: В тех странах, где часто появляются НЛО и прочая нечисть - там и
проявляется гомосексуализм в человеческом обществе
Забытая тайна одного череповецкого болота
Версия учителя, 1850-е годы
Он воет, этот дух. Стоит однажды попасть туда, чтобы он навсегда остался с тобой. Он всасывает мозг. Он думает и заставляет молчать. Мой отец сошел с ума еще до моего рождения, но признался в этом только перед смертью. Признался,что двадцать лет прожил в родстве с этим болотом,которое отнимало его силу, его мысли, принуждало совершать нечто невероятное. Отец гнал меня из города...
Я получил образование и вернулся. Отныне уже нельзя уехать. Эти болота найдут везде. Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа ? А как прекрасно это болото,когда находишь его впервые! И ягоды почти нет, и птицы мало. Hе болото это вовсе. А как слышно его в городе! Я уже знал троих,которые его слышат. Болоту тысячи лет. И в этом городе всегда будут жить люди, которые станут ему служить. Отказаться нельзя, отказаться поздно...
Диссертация Павла Грязнова, 1880 год.
Из грамоты белозерского князя Михаила Андреевича: « Hе было пути санному, не стопнику, а велел есми всем ездить старою дорогою пошлою мимо их слободку на лес Череповси...». Пустынное болото лежит между Шексною и Ягорбою, по обеим сторонам реки Кономы, начинается у самого города Череповца и тянется к северу верст на 30. Площадь его 80 квадратных верст. Среди болота располагаются несколько озер, из которых главные - Ивачевское и Пустынное.
Поверхность самого болота состоит из упругого слоя, имеющего волнообразный вид,местами прорванного от напора более жидкого слоя,отчего и образуются так называемые плави или окнища. Глубина болота достигает всего двух с половиной саженей (чуть более пяти метров), дно его плотное, глинистое... «Поющие» болота к северу от города - это не только предание,но и результат долголетних наблюдений многих людей...
Удивительно происхождение очень глубоких мест в сравнительно неглубоких болотах с твердым глинистым дном. Мне случалось находить участки без дна... («Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медико-топография Череповецкого уезда». Докторская диссертация лекаря Павла Грязнова, Петербург, 1880 год).
Дневник провинциала,1905 год.
В Москве мне не поверили. Я двадцать лет расспрашивал округу об этом явлении, однако никто так и не смог подтвердить версию петербургского врача. Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или погибают здесь. А процент самоубийств уже не выше общегосударственного, но полоумных намного больше. Это не душевная - какая-то другая болезнь. Человек перестает ждать лучшего, становится молчаливым и, если не пьет водку, начинает рассказывать невероятные истории. Будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро.
И живет та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей,которые выполняют ее волю. Озеро не может жить одно, в городе есть два-три человека,которые его слушаются. Они связаны с ним некими узами. Если это сумасшедшие, их уже бесполезно выспрашивать. А как выглядят те,которые только что познакомились с Водой? Как распознать их?... (Перфильев, мещанин, ул.Источницкая, 9).
Комментарий местного уфолога,1990 год.
«Три изложенных выше рассказа сводят все к одному:плохой воздух череповецких болот оказывал такое огромное влияние на людей, что они одухотворяли само это болото. Все три исследователя находили,что наиболее умные спешили покинуть родной город или с их мозгом происходили странные вещи. Они слышали по утрам протяжные звуки с Севера.
Во многом они правы: из Череповца вышел лишь один известный человек - художник Верещагин, который,как мы знаем, покинул родной город очень молодым человеком и не торопился в него вернуться. Батюшков посещал свое череповецкое имение, уже будучи больным, при- чем душевно. Пять лет прожил в Череповце необыкновенный мальчик - будущий поэт Игорь Северянин, и чуткая душа почувствовала здесь что-то неладное. Позднее он проклял наш мрачный город…». («Кулички»).