Пещера в Алтайском массиве, в которой обнаружено несколько наскальных рисунков йети – снежного человека. По данным комиссии «Феномен» и исследователя И.Царева, изображение волосатых людей хранится также и в рукописных книгах нескольких окрестных монастырей.
Гиганский змей Алтайского края
Газета «Алтайская правда» 30 сентября и 7 октября 2006 года публиковала ряд собранных журналистом из Смоленского района Сергеем Мальцом свидетельств очевидцев, встречавшихся с реликтовым «горным змеем» - гигантской рептилией, легендарная традиция о существовании которой устойчиво наблюдается уже почти 200 лет в предгорьях Алтая.
Сергей Малец сообщил, что в настоящее время существует как минимум десяток официально задокументированных свидетельств очевидцев, которые встречали гигантского змея в период с 1876 по 1972 годы. География этих встреч обширна - Монголия, Восточный Казахстан, Алтай, но наиболее часто реликтовую рептилию видели в так называемом «Драконьем треугольнике» Быстрый Исток - Усть-Ануй - Белокуриха.
Вот о чем писала, например, газета «Алтай» в августе 1913 года: «На днях крестьянин села Ново-Белокуриха Сычевской волости Бийского уезда в местности «Чайная» видел змею толщиной вершков пяти (25 см) и длиной пяти аршин (3,5 м) (между камнями он видел только середину змеи). Как только змей заметил человека, он сразу резко свистнул и исчез. Замечательно, что некоторые из крестьян говорят, что лет десять назад тоже видели такого змея».
Вот заметка из газеты за 1924 год. «Жители села Старотырышкино, находившиеся на покосе, заметили с горы сильно шевелящуюся траву в болоте. Один из них, гражданин Жабин, вспомнив рассказы об ужасном змее, хотел удостовериться в этом и направился к болоту... Его лошадь вдруг шарахнулась и понесла. Оглянувшись, он увидел чудовище, которое подняло голову, разинуло пасть и страшно шипело.... От бессознательного состояния Жабин освободился лишь на следующий день». (Оба документа цитируются по статье А. Лушникова «Алтайский след китайского змея», «Алтайская правда» N299- 300 от 31.12.1999 г.).
Сергей Малец – «Вдохновленный местными преданиями, а также пером моего барнаульского коллеги, я на свой страх и риск принялся за собственное расследование. К моему великому удивлению, людей, воочию созерцавших сибирского змея, оказалось не так уж мало. По крайней мере семеро из двадцатишеститысячного населения Смоленского района, что располагается в восточной оконечности «Драконьего треугольника», положа руку на сердце, готовы поклясться, что, будучи в трезвом уме, видели реликтового гада. Анализируя их свидетельства, я пришел к выводу, что змея встречают люди, оказавшиеся в ненаселенных или редко посещаемых человеком местах. Если учесть, что этот вид, по всей видимости, весьма малочислен, то тогда становится объяснима и редкость этих встреч.
Рассказывает краевед-любитель из Смоленского района Алтайского края А. Мальцев: - Летом 1982 года мы с приятелями остановились на ночевку близ горы Тоурак (Алтайский район Алтайского края). Поздно вечером, когда все легли спать, один из нас отошел от лагеря. Обеспокоенные его долгим отсутствием, мы через некоторое время тоже выбрались из палатки. Наш товарищ находился неподалеку, и на его лице все еще были заметны следы недавно перенесенного шока. Немного придя в себя, он рассказал нам, как видел в траве нечто громадное и ползущее. И действительно, в том месте, куда нам указал очевидец, четко отпечатался довольно широкий след, как будто кто-то волоком протащил бревно.
Это свителеьство подтверждает рассказ пастуха из села Новотырышкино Н. Нагайцева, который в конце 70-х годов пас совхозное стадо неподалеку от ныне заброшенной деревни Устаурихи, увидел, как вдруг забеспокоились животные, а потом завороженно наблюдал в течение пяти минут большого - метров семь - змея в реке. Очнувшись наконец от оцепенения, пастух понял, что рептилию интересуют коровы, а не он, и поспешил отогнать стадо подальше.
А вот что рассказал другой местный житель Ю. Феденев: «После войны это было. Пацаном я работал на лесозаготовках в Солтоне. Как-то вечером довелось мне идти с ружьем по просеке в надежде подстрелить какую-нибудь дичь на ужин. Странное чувство не покидало меня все это время. Как будто кто-то за мной следит. И тут я заметил, как через просеку промчалось стадо диких коз, вспугнутых кем-то с места своей кормежки.
Только я подумал, что это, наверное, наши мужики тоже вышли поохотиться, как вдруг явственно увидел метрах в десяти впереди себя переползающую мне дорогу змею огромной величины. Животное было грязно-серо-зеленого цвета, сантиметров 30 толщиной и, как мне показалось, 5-6 метров длиной. Такого страха, какой я чувствовал в тот миг, мне не доводилось испытывать больше никогда...».
Возможно, Ю.Феденев стал случайным свидетелем охоты гигантского пресмыкающегося на диких животных. Таким образом, вопрос с питанием можно считать решенным: змей охотится и на диких животных, и на домашний скот. Но возникает и другой закономерный вопрос. В уже упоминавшемся выше «Драконьем треугольнике» все меньше остается мест, где редко ступает нога человека, цивилизация все плотнее и плотнее сжимает свое кольцо вокруг загадочной рептилии, почему же до сих пор ни полчища туристов, ни местные жители так и не нашли ни змеиной косточки, ни чешуйки пресмыкающегося? Не знаю, как на него ответить.
Редактор журнала «Природа и охота» Алексей Черепанов один из свидетелей необычного змея пишет: «Осенью 1999 года мы с приятелем охотились близь Устаурихи. Наше внимание привлек необычный свист. Двинувшись в направлении доносившегося звука, мы через какое-то время вышли к щебенистой осыпи, по которой ползла огромная, не менее шести метров длиной змея. Ошарашенные увиденным, мы целую минуту простояли в оцепенении Скованные каким-то суеверным ужасом, мы, двое профессиональных охотников, не рискнули даже преследовать невиданное животное. Легенды об огромной змее, обитающей в предгорном Алтае, я слышал и раньше, но никогда не думал, что мне доведется встретиться с ней лицом к лицу.
Однако история на этом не закончилась. Год спустя я бродил по Сухой Гриве, сделал привал в местности, называемой охотниками Скалы с глазами. Столь необычное название находящиеся здесь скальные выступы получили из-за сохранившихся на них следов древней ручной обработки. Видимо, несколько тысяч лет назад доисторический скульптор стилизовал природные изваяния под каких-то идолов, которым поклонялись его соплеменники, но до наших дней уцелели только гигантские чаши-глазницы этих первобытных скульпт Я, не единожды бывавший на этом месте, в этот раз вдруг увидел знакомый пейзаж в несколько ином свете.
Мне вдруг отчетливо увиделись не только глаза, но и пасть одного доисторического тотема. Чтобы убедиться, что это не игра моего воображения, я взял кусок известняка и стал обводить им едва заметные признаки работы каменотеса на всех четырех, точно ориентированных по сторонам света идолах. То, что удалось мне «проявить», в первый момент времени не поддавалось даже осмыслению.
На меня смотрели четыре змеиные головы! К сожалению, Скалы с глазами по причине своей труднодоступности до сих пор не были подвергнуты серьезным исследованиям со стороны профессиональных археологов, но даю голову на отсечение, что на заре истории доарийские народы, населявшие Алтай, поклонялись змее, и не какой-нибудь там гадюке, а той самой анаконде, с которой годом ранее я столкнулся на Устаурихе. Культ гигантского змея? Языческий алтарь чудовища в южной оконечности «Драконьего треугольника»? Очевидное или невероятное?
О Скалах с глазами я слышал и до этого, но мне и в голову не приходило сопоставить их с легендой о большой змее. Существовали ли какие-нибудь языческие верования, связанные с большой рептилией на Алтае или на территории нашей страны вообще? С этим вопросом я обратился к глобальной паутине.
Об алтайских анакондах попадалась информация только на этнографических сайтах. Но вообще-то, как утверждают криптозоологические порталы, необычно большие змеи обитают на значительной части (прежде всего южной) России. А знаток неизвестных науке видов животных Николай Непомнящий в своей книге «Загадочные существа» посвятил целую главу мансийской анаконде, которой поклонялись в стародавние времена аборигены Северного Урала. Однако мифы и предания о гигантской змее ходят в этих краях и сейчас.
Например, верят в Большого Полоза - так называют здесь огромную змею - современные потомки русских рудокопов. Рассказы о встречах с загадочным существом в наши дни на Урале не такая уж и редкость. А вот известный исследователь уральского фольклора Павел Бажов не просто отобразил местные предания в своих сказах о Великом Полозе, но и, как свидетельствуют его современники, сам однажды столкнулся с этим пресмыкающимся, после чего до конца своих дней интересовался биологией больших змей.
Не отрицал существования уральского реликта и патриарх русской ихтиологии В. Сабанеев, однако его научный доклад на эту тему так и не был принят во внимание Академией наук, что, впрочем, не остановило таких ученых, как О.Клер и М.Ощурков, долгие годы заниматься изучением проблемы.
Сталкивались с анакондой люди и на Дальнем Востоке. Последние свидетельства очевидцев, как утверждают местные исследователи-энтузиасты, датируются началом нынешнего столетия, а легендарный исследователь восточной оконечности нашей страны В.Арсеньев не раз во время своих экспедиций видел в Уссурийской тайге таинственные тотемы, изображавшие голову пресмыкающегося. Следы этого неисследованного культа и по сей день встречаются в пограничной Маньчжурии. Велись криптозоологами и практические поиски реликтового пресмыкающегося.
Так, в 2001 году калужское общество изучения тайн и загадок Земли «Лабиринт» организовало экспедицию в район Керчи, где будто бы довольно часто встречают аномально больших змей. К сожалению, по причине отсутствия средств поиски пришлось свернуть раньше намеченного срока, однако калужские следопыты утверждали, что ими был собран уникальный материал. Правда, к документам экспедиции не было приложено никаких материальных доказат ельств существования русской анаконды. Керченский змей, как и алтайская анаконда, не оставляет никаких улик?
Или это косвенное доказательство того, что гигантские змеи существуют лишь в легендах? Или права гипотеза, согласно которой гигантские рептилии - это особо крупные экземпляры некоторых видов полозов, таких, как полоз Шренка. По не выясненным пока причинам у этих двухметровых змей иногда рождаются монстроподобные мутанты, встречи с которыми и порождают на свет легенды о существовании некоего реликта. («Банк Факс»).
Чудовище озера Хяргас-Нуур
В Монголии пытаются разгадать происхождение загадочных следов, которые периодически появляются на берегу местного озера Хяргас-Нуур. Минувшим летом водоем посетила группа российских исследователей. По их предположениям, следы могут принадлежать крупной доисторической рептилии, которая существует на земле еще с доледникового периода, передает радиостанция «Голос России».
Первый раз крупные следы на берегах Хяргас-Нуура были обнаружены в середине 80-х годов участниками советско-монгольской геологической экспедиции. Позднее геологи еще несколько раз разбивали там лагерь и каждый раз видели несколько групп относительно свежих следов, тянувшихся на 1,5 километра из воды, будто бы несколько гигантских рептилий выползали из озера и даже какое-то время лежали на песке.
Предположения о том, что эти следы принадлежат животному, обитающему на суше, или оставлены людьми, были отвергнуты. Так же как и то, что они не могут быть образованы волной или ветром. В довершение ко всем домыслам и рассуждениям в одну из ночей отдыхающие геологи услышали рев, исходивший с середины озера. Этим летом на озере побывала группа исследователей-любителей, которой руководил писатель и общественный деятель Игорь Гришин. Россияне вооружились хорошей техникой, в том числе и эхолотами последней модели.
По словам Гришина, с их помощью на дне озера удалось зафиксировать такие же следы, как и на суше. По мнению исследователей, они принадлежат нескольким особям разного размера, либо оставлены различными частями тела одного и того же животного. Кроме того, на берегу следопыты увидели борозды, напоминающие следы от камней, которые могли двигать животные. Покопавшись в литературе, они выяснили, что обитатели древних водоемов, например, плезиозавры, глотали камни, без них они не могли переваривать пищу.
Ранее, в 2010 году, помимо следов разных размеров, исследователи обнаружили еще и кости, которые, по их словам, не могут принадлежать никаким другим животным Монголии. «Довольно часто мы вылавливали рыбу со следами клыков. А ведь известно, что в этом озере обитает один-единственный вид рыбы - алтайский осман, не имеющий зубов», - рассказывает Гришин.
По мнению исследователей, хозяином Хяргас-Нуура может быть гигантская древняя рептилия. Это реликтовое животное, которое осталось на земле еще с доледникового периода, поясняет научный сотрудник Национального парка «Валдайский» зоолог Валерий Николаев. По его словам, в южных частях планеты, в том числе и в Центральной Азии, не все подверглось оледенению. Ученые считают монгольские озера в этом районе частью древнего плейстоценового моря, а рыбу - того самого алтайского османа, которым может питаться загадочная рептилия, - реликтовым видом. («Невс»).
Гигантский змей на Алтае
Очевидцы неоднократно упоминают о том, что видели большую змею в 1924 году в районе села Старотырышкино в болотистой местности. В районе села Тоурак (Алтайский район, Алтайский край) в 2006 году туристы на ночевке видели в траве что-то похожее на гигантскую змею, утром остались следы – как-будто кто-то тащил большое бревно. В исторических записях имеется множество упоминаний о змее, которого классифицировали как, анаконду!
Через село Смоленское прополз трехсаженевый змей. В районе горы Чайной в 1913 г. Наблюдали змею толщиной ~125 см. и 3,5 м длиной. Как минимум с десяток официально зарегистрированных свидетельств очевидцев, которые встречали змея в период с 1876 по 1972. Наиболее часто его встречали в «Драконьем треугольнике»: с.Быстрый исток – Усть-Ануй – Белокуриха.
Истории очевидцев о русалках
80-летняя Александра Прокопьевна Корабельникова из Алтайского края рассказала случай, произошедший с ней ещё до войны. Александра тогда только вышла замуж и жила в большой семье свёкра. Однажды вечером велел ей свёкор идти искать не вернувшегося домой телёнка. Поиски привели Александру к озеру.
Там она увидела, что метрах в двадцати от неё на мостках сидит незнакомая женщина и расчёсывает густые длинные волосы. «А не искупаться ли и мне, - подумала Александра, - вдвоём не страшно». И спросила незнакомку, не холодная ли вода? Женщина обернулась, стрельнула большими глазами, взмахнула руками - и в воду, только круги на глади озера. Тут Александре расхотелось купаться, она не успела увидеть, были ли у незнакомки хвост или ноги, но в том, что это русалка, сомнений у неё не осталось.
Кучерлинское озеро
В состав Кучерлинских озер входит три высокогорных водоема: Верхнее, Нижнее и Большое.
Однако наибольшую популярность обрело Большое Кучерлинское озеро (от алтайского «кучурлу» - солончак). Это бассейн ледникового происхождения, один из крупнейших в мире, а его воды обладают молочно-бирюзовым оттенком. По поверьям местных жителей, вода в озере «живая», и здесь обитает дух хозяина озера Коль-Ээзи, который пугает людей бычьим ревом. Между озером и Кедровой поляной находится возвышенность.
Место доступно для посещения в любое время года, здесь расположена турбаза «Кучерла», а на поляне Иезекерю построен дом для ночевки туристов. Обычно к озеру поднимаются в составе конной или пешей группы от Тюнгура вдоль реки Кучерла, путь составляет порядка 46 км и занимает 2 суток. От поселка Кучерла проходит конная тропа длиной 34 км.
Лев с головой орла
Древние греки оставили нам миф о том, что на самом краю ойкумены, реального для них обитаемого мира, живут жуткие грифоны. Аристей из Проконнеса в VII веке до нашей эры путешествовал по Центральной Азии в поисках гиперборейцев и святилища Аполлона и дошел до племени иммедонийцев. Они поведали ему, что к северу от их земель находится горная цепь, там постоянно дуют холодные ветры, есть золотоносные реки и обитают одноглазые люди - аримаспы. Они похищают золото у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как их именовали сами иммедонийцы, а Аристей назвал их грифонами.
Два века спустя рассказ Аристея, по оценкам современных ученых, побывавшего в предгорьях Алтая, повторил Геродот. В мифах свирепый грифон стал непременным спутником богини мщения Немезиды. На четверке грифонов, запряженных в колесницу, бог Аполлон летал в Гиперборею на отдых. По легендам, однажды вздумал на них подняться на небо и Александр Македонский, но туда его не пустил Бог.
Грифон прекрасно подходил на роль геральдического животного. Он появился на гербах многих рыцарей и правителей, на монетах и царских печатях как символ мощи и свирепости. Его образ широко распространился в поэзии, искусстве и ювелирном деле. Грифоны-птицы, грифоны-львы и грифоны-змеи с туловищем, покрытым чешуйками, как у рептилий, появились в многочисленных иллюстрированных манускриптах. Существование монстров считалось доказанным фактом, а различным частям его тела приписывали чудодейственную силу. Утверждалось, что слепые прозревали, если поводить пером грифона перед их глазами, и т.п.
Но обычно грифон был олицетворением демонических сил зла и его деятельность губила людей и целые народы. Его нрав под стать свирепому облику. В христианстве он ассоциировался с сатаной. Невероятно, но о несомненном влиянии грифонов на жизнь людей говорят исторические факты в судьбах народов и отдельных лиц, использовавших их изображения в качестве символа или герба.
После раскопок в XX веке на Алтае больших Пазырыкских курганов десятки образов грифонов появились в научных публикациях и репортажах журналистов. Археологи выяснили, что династия кочевой знати вождей в Пазырыке прекратила свое существование в V-IV веках до нашей эры. Символ их власти - грифон с рогами барана - сделал свое черное дело. В курганах также были найдены изображения «оторванных львиных голов», как на гербе династии Романовых. Для кочевников грифон - это владыка мира мертвых, и его изображение встречается только в захоронениях знати и вождей.
Среди десятков тысяч наскальных изображений самых разных зверей на Алтае вы его не встретите. Восхищение людьми изделиями в скифо-сибирском зверином стиле вдохнуло новые «жизненные силы» и в грифонов. Начались их «материализация» и восхождение на уровне власти региона, и последовали странные случайности.
В 1993 году был официально утвержден герб Республики Алтай, прототипом которого явился образ грифона из Пазырыкских курганов. Депутаты приняли герб, видимо, как символ связи между прошлым и настоящим, не задумываясь о его сущности. В 1997 году внезапно умер В. Чаптынов - первый глава республики, при котором приняли герб. В 2005 году погиб в ДТП губернатор края М. Евдокимов.
На Алтае стали происходить землетрясения, другие аномальные явления и беды: лютые морозы и небывалые снега, различные катастрофы. Над краем словно повисла тень кровожадного древнего владыки мира мертвых, и людям требуется все больше сил для выживания. Все это отдает мистикой, но факты говорят сами за себя и им трудно дать другое объяснение. Надо очень осторожно относиться к выбору изображений, используемых в качестве символов и гербов. (Валерий Пак).
Состояние вопроса о реликтовых гоминоидах - Алтай, Саяны
Познакомимся столь же бегло и кратко с описательными данными, относящимися к другой территории, которая представляется весьма перспективной для дальнейших исследований: к горной области, охватывающей Алтай и Саяны, включая территорию Хакассии, Тувинской АО, а также и Бурятской АССР.
Приведем, прежде всего, имеющуюся благодаря любезности Я.Ф. Цикунова запись воспоминаний очень старого человека, ныне покойного А. Могилева, относящихся ко времени его молодости, т.е. чуть ли не к 30-м годам XIX в. Речь идет о пограничных местах современных Восточно-Казахстанской области и Алтайского края; А. Могилев работал в хозяйстве, расположенном в горах далеко к востоку от г. Лениногорска, известных в тех местах под названием «Белки», - они покрыты снегом, склоны лесистые, население почти отсутствовало.
Однажды, – рассказывал А. Могилев, - жители услышали громкий крик. Договорившись, окружили это место и поймали необыкновенного человека. Передвигался он на двух ногах, но был весь в шерсти, волосы на голове были длинные. А. Могилев, рассказывая, называл его «косматый человек». Его привели в поселок и держали до вечера. По словам А. Могилева, он весь день сидел и плакал и что-то непонятное выкрикивал. Вечером его отпустили, он убежал в горы.
После этого неоднократно слышали такие же крики недалеко от поселка; иногда в стороне от жилья выкладывали хлеб, мясо и т.п., а утром этих продуктов не оказывалось, причем по следам установлено, что забирал их «дикий человек». Тот же А. Могилев рассказал и другой случай. Местный учитель-охотник в горах набрел на стоянку «дикого человека» в пещере. Взрослых особей в этот момент не оказалось, были одни детеныши.
Однако, пока охотник рассматривал детенышей, вернулись взрослые и начали было яростно нападать на охотника, но он отгонял их выстрелами в воздух. В конце концов, когда он отступил, они устремились к своим детенышам, а охотник сумел удалиться невредимым. Наконец, А. Могилев говорил, что и после этого жители поселка несколько раз в светлое время суток видели на горе «диких людей», которые ходили парами (ИМ, III, №115).
Как можно предполагать на основе этого сообщения Я.Ф. Цикунова, лет сто с лишним назад горы Алтая принадлежали к числу очагов не только появления, но и размножения «снежного человека»: тут упоминается о детенышах, о «парах». Однако есть и сигналы, позволяющие допустить, что область распространения «снежного человека» еще и в недавнее время охватывала, например, Абаканский хребет. Эстонец Я. Нэрман в 1938 г., когда он приехал в г. Абакан, выясняя возможность организации курорта на горячих серных источниках высоко в горах Хакасии, услышал от многих лиц о небезопасных таинственных встречах в горах и о недавней, всего недели за две до его приезда поимке в горах «дикого человека», которого жители Абакана истолковали как просто одичавшего человека, оставленного, видимо, в раннем детстве в горах и по счастливой случайности выросшего там совершенно без людей.
«Говорили, что охотники и лесники не раз видели издали в горах волосатого человека, который никого близко к себе не подпускал. Далее, говорили, что сотрудники местных органов получили распоряжение поймать живым этого лесного обитателя. За ним охотились, якобы, более двух недель пока удалось окружить и изловить, забросав петлями веревок, свалить с ног и связать. При поимке он будто бы рвался, кусался, рычал, кричал, но без внятных слов. На руках или на носилках перенесли его в Абакан, где поместили в особую железную клеть и с неделю показывали публике.
Всем ли показывали - не знаю, но несколько человек говорили, что сами ходили смотреть это чудище. Передавали, что когда люди приближались к его клети, он зло рычал и тряс железные прутья так, что вся его тюрьма ходуном ходила. Кормили сырым мясом и рыбой. Особенно любил рыбу, хватал, рвал зубами на куски и ел с жадностью. По мои вопросы как выглядел - говорили, что рослый, сильного сложения, весь в густых волосах. Подробностей не помню. На вопрос куда он делся - отвечали, что «куда-то увезли», а иные добавляли, что увезли в отдельном вагоне, наверное в Москву» (ИМ, III, №116).
Единственное не совсем точное подтверждение этого рассказа получено пока от художника Б. Жутовского, прибывшего в г. Абакан летом 1955 г. из маршрута по тайге и в разговоре с местным жителем, кажется, учителем, услышавшего неожиданный вопрос: не встречали ли косматого человека, так как лет двадцать тому назад «вроде там поймали, тут вот показывали, да и куда-то дели» (Сообщение Б. Жутовского. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Кто знает, может быть и в самом деле экземпляр интересующего нас человекоподобного животного был довезен даже до Москвы и кончил свои дни где-нибудь в психиатрической больнице, как случай редкой психической и сопровождающей соматической аномалии, под каким-нибудь наугад данным ему именем, так что и искать-то теперь его было бы безнадежно…
В августе 1962 г. на южном склоне г. Белухи (Катунский ледник) на высоте около 2500 м. горно-туристская группа (Дитман, Айрапетянц, Васильев, Иорданишвили) обнаружила на льду помет, разбросанный на площади около 2 кв. м., формой он совершенно напоминал человеческие фекалии, но состоял в значительной мере из непереваренной и полупереваренной травы. Принадлежность этого помета (образцы которого были доставлены в Москву) волку представляется невероятной, тем более - медведю, барсу, оленю… Кто оставил странный свежий помет на ледника? (Сообщение А. Иорданишвили от 25 сентября 1962 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Очень интересны бесхитростные письма охотницы-лесничихи А.Д.Полетаевой, отлично знающей безлюдные глухие места в тайге Красноярского края и Тувинской области, в частности, вдоль трассы от г. Абакана до г. Кызыла. Следы местных животных - зверей и птиц - ей отлично известны. В 1952 г. на гребне Саянского хребта она встретилась с совершенно незнакомыми следами. Это были вдавленные в снег почти круглые следы длиной сантиметров 25, не имевшие отпечатков ногтей, оставленные косматым волосатым существом, шедшим не на четырех ногах, а на двух. А.Д. Полетаева ясно отличала эти следы от медвежьих.
Она прошла этим следом более одного километра, а когда вернулась, то, по ее словам, обнаружила, что существо, оставившее след, проследовало вторично непосредственно за ней. Поспешив на стоянку, А.Д. Полетаева, по ее словам, поделилась наблюдением с охотниками-тувинцами, которые посоветовали ей больше туда не ходить, прибавив: «это наши предки, не ходи, а то тебя унесут» (ИМ, III, №117; письмо А.Д. Полетаевой от 28 октября 1959 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Д.И. Попов из Иркутска сообщает, что в 1952 г. в пос. Орлик Окинского района БурАССР он слышал сообщения местных жителей о встречах в Саянских горах очень крупного человекоподобного существа, с длинными руками и белой шерстью, ходящего согнувшись. Тогда же он слышал от С.И. Кудрявцева о встрече последнего в Саянских горах, вдали от города Зима, с человеком со светлой шерстью, который ходил сгорбившись, с длинными руками (Из письма Д.П. Попова от 5 мая 1959 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Весьма реалистическое сообщение сделали три азербайджанца, временно работавшие на лесозаготовках в 1954 г. в горах Бурятской АССР, а именно, по-видимому, в Восточных Саянах. Сафар Саидов, Вайсал Ахмедов и Альгейдар Ахундинов шли к месту работы по горной тропе. «Вдруг, выйдя из-за огромной каменной глыбы, мы в ужасе остановились. Мурашки побежали по телу и волосы на голове встали дыбом.
Метрах в 10 – 15 от нас быстро спускалось сверху какое-то чудовище, похожее на человека, все тело которого было покрыто густым волосом. Он бежал очень ловко, держа что-то в руках, и скрылся в темном ущелье». Далее описывается ужас лесорубов и меры предосторожности принятые на ночь. Но приехавший утром бригадир из местных жителей, когда ему поведали о встрече в горах, «не очень удивился, так как сам не раз за свою жизнь встречал человека, который живет высоко в горах и ходит голый. Его видели и другие местные жители. Этот дикий человек на людей не нападает, живет все время в горах, питается путем ловли диких зверей, птиц». (ИМ, III, №118).
Эти несколько наблюдений, относящихся к горам Алтая и к Саянам, дополняются рядом других сведений из тех же мест, переданных пока лишь в форме устного сообщения о сборах опросных данных среди населения научной сотрудницей Музея краеведения г. Кызыла т. Сорокиной.
В целом, имеющиеся данные по горам Алтая и Саянам создают впечатление реалистичности, тем более, что в большинстве своем они записаны со слов не местного населения, а приезжих людей, что исключает причисление их к местному фольклору. Природные условия Алтайских гор и Саян дают возможность предполагать здесь в историческом прошлом один из важных очагов обитания «снежного человека». Необходимо подчеркнуть также непосредственную ландшафтную и зоогеографическую связь этой области с Монгольским Алтаем, как мы уже знаем, ведущим нас в одну из наиболее богатых описательными данными о «снежном человеке» территорий - в Монгольскую Народную Республику. (Борис Федорович Поршнев).