В Плесецке кто-то неизвестный вырезает домашних животных
Жуткие события происходят в Плесецке. Там под покровом ночи «нечто» проникает на фермерские хозяйства и частные подворья и буквально вырезает кроликов и птицу. Потерпевшие подсчитывают убытки и гадают, кто же в темноте устраивает кровавую расправу над домашними животными. Светлана Евстратова ко всем своим питомцам относится как к детям. Хорьков, кроликов, шиншилл, морских свинок и птицу разводит только на продажу. И мечтает открыть на подворье маленький зоопарк.
- Для меня было ужасным то, что я увидела, что были растерзаны мои животные любимые, за которыми я ходила как за детьми. А если так прикинуть по рыночным ценам, у меня убытки на 300 тысяч, если так, в среднем.
Утром 23 сентября Светлана как обычно вышла кормить свое хозяйство. И не сразу поняла, что случилось. Ее питомцы лежали убитые. 115 трупов кроликов и птицы. Светлана говорит, испытала настоящий шок.
- Здесь открыли все, все вот эти штуки все, все открыли. Лежала вот тут гора - все выпрыгнули, все покусаны
Это уже восьмой такой случай в Плесецке. Еще летом по райцентру прошел слух о первом происшествии - ночью кто-то передушил у местного фермера всех кроликов. Причем, абсолютно бесшумно. Были белые ночи, допоздна гуляла молодежь, но никто ничего не слышал. Даже собаки не лаяли. Фермеры считают, от страха. Это продолжается до сих пор -и всегда по одному сценарию.
Михаил Александров, председатель фермерского совета «Росток»:
- У меня лично убито 16 сентября около 20 уток, все кролики от мала до велика, даже цыплят не пожалели. У женщины на Онежской убили около 20 кроликов и 25 кур - прямо в сарае, положили штабелями. На Дзержинского убили 40 с чем-то кроликов.
Фермеры и хозяева подворий называют происходящее зверским убийством. Они даже организовали ночные дежурства и скупили в округе все капканы. Потерпевшие написали заявления в полицию. Пока следствие не закончено. Сергей Мельников, заместитель начальника ОМВД России по Плесецкому району:
- В настоящее время по данным обращениям проводится проверка. На сегодняшний день однозначно не установлено - дикое или не дикое животное растерзало живность в домашнем хозяйстве. Свидетелей и очевидцев происшествия нет, так как это все происходило в ночное время.
А тем временем запаниковал весь Плесецк. Люди боятся, что дикие и до сих пор не опознанные звери начнут нападать на людей. По словам горожан, последний отлов бродячих собак на территории Плесецка проводили в середине сентября. Но нападения продолжаются. («Поморье», 2014 г.)
Леший попутал
Нередко, вдали от крупных городов, в сельской местности происходят таинственные случаи – трезвые, опытные местные жители ни с того ни с сего могут заблудиться в лесу, идя по проверенному маршруту. Происходить такое может, например, в лесах на юге и западе области, там, где Поморье граничит с Вологодской областью и Карелией – в этих местах люди, бывало, не могли понять, где они находятся, и выходили из лесу в совершенно незнакомых местах.
В Пинежском районе на Большом Синьболоте местные уфологи обнаружили странные углубления в земле. Увидели они это на снимках со спутника. Явление представляет собой несколько одинаковых отверстий 8-9 метров в диаметре, расположенных в геометрическом порядке «3 на 2».
Чтобы проверить, не является ли данное изображение на космоснимке каким-либо дефектом, руководитель исследовательской группы «Архангельск-Космопоиск» Александр Угрюмов побывал на месте. «Когда я добрался до кругов, выяснилось, что часть из них затянуто мхом, - говорит исследователь. - Подходить близко не решился - место топкое. Мне показалось странным, что только вокруг отверстий и больше нигде на болоте растёт береза. Вопрос происхождения «кругов на болоте» остаётся открытым. С уверенностью можно сказать одно, что появились они много лет назад».
Ранее подобные отверстия были замечены в 2013 году, в глухой тайге Алтая. Есть предположение, что углубления в земле могут свидетельствовать о посещении пинежских земель внеземным разумом. Иначе как ещё объяснить, откуда взялись в болоте подобные следы?
Змей под Карасовой горой
По легенде, это место располагается недалеко от Няндомы - высокая каменная гора возле небольшого озера. Примечательна она тем, что все холмы вокруг покрыты растениями, а Карсова стоит голой. Местные жители рассказывают, что иногда можно увидеть, как гора шевелится и подрагивает, будто живая. С каждым годом гора становится всё меньше - часть её грунта рассыпается в песок и разносится ветром по округе.
В давние времена об этом месте ходила легенда, что гора находится на плечах у злобного мифического существа Кара-Скипер-зверя - огромного змея, которого под гору заточили славянские боги. Гора начинает шевелиться тогда, когда змей пытается вырваться из-под земли. Старожилы даже вспоминают, как им в детстве запрещали гулять возле горы, говорили, что места там тёмные и гиблые.
Адский треугольник
Уфологи выделяют район Архангельской области, ограниченный тремя точками - центром атомного кораблестроения в Северодвинске, ядерным полигоном на Новой Земле и космодромом Плесецк. Условно эту местность даже называют Северодвинским, или Адским, треугольником. Здесь, по словам исследователей, можно часто увидеть НЛО в виде сгустков света, шаров, серпов, чёрных квадратов, тёмных колец и треугольников из светящихся точек.
Так, в марте 1990 года на проспекте Труда в Северодвинске можно было наблюдать яркий оранжевый шар диаметром 10 метров, летавший между домами на высоте 20 - 25 метров. А в1993 году над городом корабелов летал неопознанный объект с красными мигающими огнями. («Аргументы и Факты»).
Котлас. Чупакабра убивает
В деревне Федотовской произошел странный случай. Местный житель, разводящий кроликов, с утра обнаружил своих питомцев задушенными, причем трупы животных были выложены по кругу. Спустя несколько дней нечто подобное повторилось в другой деревне Котласского района - Молодиловской. Теперь по округе ползут слухи, что это - дело лап чупакабры. Олег проживает в деревне Федотовской в собственном доме недалеко от леса. Как сельский житель он имеет участок земли и небольшое подсобное хозяйство, в частности, разводит кур и кроликов.
- Мы держим их круглый год для нужд своей семьи, но иногда и продаем, - объясняет Олег. - Летом кролики живут в деревянных клетках на улице, а зимой переводим их в утепленный сарай.
6 сентября вечером он, как обычно, покормил животных. А на следующее утро, выйдя во двор, Олег увидел удручающую разрушительную картину: все клетки были пусты, а дверцы - выломаны или просто болтались на петлях. Все тельца задушенных кроликов (более десяти) лежали неподалеку, аккуратно стасканные в кружок.
- Часть из них была погрызена, но не сильно. Рядом с клетками валялся кроличий пух, а вокруг было все вытоптано, - добавляет Олег.
При этом стоит отметить, что клетки хотя и находились на улице, но стояли не на земле, а на небольшом помосте высотой более метра.
- В шесть утра, когда я вышел кормить кроликов, они еще не окоченели. Значит, все происходило под утро и, возможно, этим дело не закончилось. Может, я спугнул кого-то, - делает вывод Олег.
Ему и его жене Светлане жаль и своих усилий, и своих пропавших зазря ушастых. Если взять рыночную стоимость, то Олег лишился примерно 12 тысяч рублей. Кроликов пришлось закопать. Хотя, как пояснил руководитель Котласской районной станции по борьбе с болезнями животных Юрий Васин, тушки можно было бы отдать ветврачам на экспертизу или утилизировать самим, но во избежание разного рода болезней, - только путем сжигания. Однако сейчас Светлану беспокоит совсем другое - как обезопасить родных от неведомого существа.
- У нас растут маленькие дочки. Лес рядом, как теперь детям гулять? Что там за зверь такой поселился? Страшно и как-то не по себе становится, когда думаешь о таком соседстве, - делится переживаниями Светлана.
Как стало известно на момент написания публикации, совсем близко от деревни Федотовской, в деревне Молодиловской, 13 сентября владелец кроликов, проживающий рядом с лесом, разом лишился всех своих питомцев, причем некоторые из них, говорят, были обескровлены... Что думать людям про такие загадочные, необъяснимые случаи, с которыми им еще не доводилось сталкиваться? Неудивительно, что по округе мигом поползли слухи о том, что и до наших краев добралась чупакабра.
Чупакабра все чаще появляется в новостях различных СМИ. Похоже, существо, еще недавно считавшееся мифическим, очень настойчиво заявляет о себе. Растет число свидетелей и очевидцев загадочного животного, а также его жертв. Самые разные источники приписывают чупакабре внешний вид то собаки, то кенгуру, и невероятные способности. Председатель правления Котласского районного отделения РОО охотников и рыболовов Владимир Мотовилов не видит в нападениях, случившихся в Котласском районе, ничего мистического. По мнению бывалого охотника, во всем виноваты бездомные собаки:
- Если бы крался хищный зверь, то наверняка местные деревенские собаки его облаяли бы. А собак они чуют и могут на них не отреагировать. Волк, например, роет подкопы, перепрыгивает через изгороди. Он бы съел свою добычу, а не просто поигрался бы с ней. Лиса может утащить пару кроликов, но не более того. Росомаха в наших краях - крайне редкий зверь, да и куницы и хорьки тоже так себя не ведут. Тем более что сейчас для хищников в лесу полно пропитания. Они обычно подходят близко к жилью в голодную для них пору - зимой или ближе к весне.
А вот бродячим собакам, как говорит Владимир Николаевич, вполне под силу открыть лапой шпингалет, снять крючок и даже выломать дверцу клетки: - Вообще эти случаи неудивительны. В районе Савватии закрыли гарнизон. Те, кто уехал, собак бросили. Они одичали, расплодились, приобрели повадки как домашнего, так и дикого животного.
Похожий случай произошел в этом году во дворе частного дома в микрорайоне ДОК. - Мы тоже выезжали и смотрели, что к чему. А в скором времени там попала в капкан бездомная собака, - говорит Владимир Мотовилов.
Хотя, по его словам, ставить капканы - это не выход из положения, так как в него могут попасть домашняя собака или даже человек. - Можно предпринять следующие меры предосторожности: почаще обходить свое хозяйство и укрепить помещения, в которых содержатся домашние животные, - подсказывает он. (Елена Александрова).
Свидетельство очевидца о чупакабре
Свидетельство очевидца: «Когда я служил в аримии, заступив в караул, увидел что-то похожее на рыже-серую собаку. Я удивился пока я стоял на вышке и она меня не видела, она лазила по автомобильному складу. Я доложил в караул. Начальник караула сказал, что вышкарям постоянно что-то чудится, но с утра он вызвал начальника автопарка и показал ему видео с камеры наблюдения. У него волосы дыбом встали.
Она прыгала по технике как будто что-то искала и казалось знает что. Самый интересный момент был когда это чудо встало на задние лапы, оно было больше метра и спалила контрольный мигающий сигнал камеры. Потом на секунд 20 пропало и уже снова появилась висячей на камере. У меня дрожь по спине пошла, глаза большие. Так как камера черно-белой проекции глаза были белые. Высота бокса почти 9 метров, камера на восьми метрах, заметьте стены то бетонные, что за существо может карабкаться по бетонной стене? После этого я больше в парк не заступал. Боялся шмальнуть из автомата». (Александр Угрюмов).
Вилегодские «вампиры» заставили мужчину сжечь дом
27 марта 2015 года в 2:29 диспетчер пожарной охраны с. Ильинско-Подомское принял звонок от женщины, проживающей в 6-квартирном доме на улице Госпитальной. Она проснулась, почувствовав запах дыма, но выйти из дома уже не могла – в общем коридоре орудовало пламя.
На помощь отправили три расчета огнеборцев. Первое подразделение работало на месте уже через пять минут. Пожарные помогли женщине эвакуироваться через окно. Из другой квартиры вытащили мужчину 1963 года рождения. Больше никого в доме не было –квартиры там использовались лишь временно и к моменту пожара пустовали.
Позже выяснилось, что спасенный гражданин сам устроил пожар. Около двух лет назад он вышел из тюрьмы, в последнее время много пил, и в конце концов это привело к галлюцинациям. Вчера к человеку пришли «вампиры», силой мысли заставившие его устроить пожар. Мужчина разложил по коридору пачки с макулатурой и последовательно поджёг их зажигалкой. В результате дом выгорел полностью.
Чупакабра добрался и до нас?!
В ноябре в «Вести Поморья» показали сюжет о том, что в Виноградовском районе появился дикий зверь, уничтожающий мелких домашних животных и птиц. Местное население прозвало его «Березниковским Чупакаброй».
По мексиканской легенде – это мифическое существо, неизвестный науке зверь, который душит животных и высасывает у них кровь. Газета «Двиноважье» писала о том, что одну особь, похожую на собаку, в Двинском Березнике охотник поймал в капкан. А на прошлой неделе в редакцию обратился И.П. Кошкин и пригласил корреспондента на свой дачный участок на ул. Володарского, где обнаружил подозрительные следы, возможно - Чупакабры…
- Утром жена пошла за дровами и ахнула, - рассказывает Иван Петрович. - В двери дровяника прогрызена большая щель, кругом щепки разбросаны, поленница разрушена, а в снегу сделаны какие-то ходы!
Посмотрите, весь сарай по периметру исцарапан. Какие глубокие следы от когтей и зубов! Не думаю, что собаки или кошки могли так прогрызть или изо- драть дерево. А снег изрыт так, будто вокруг дровяника кто-то всю ночь круги наматывал! Когда я это увидел, сразу вспомнил рассказы знакомых о том, что в нашем районе появился зверь, который убивает домашних животных. Тогда у Василия Малыгина погибли 20 кроликов, у одной женщины в хлеву тоже были найдены задушенные кролики. Я сначала не придал этому значения, а сейчас начинаю верить. Наш участок находится у озера Карасово, рядом лес, может быть, этот зверь обитает там?..
Сосед Ивана Петровича ночью ничего необычного не слышал, правда, заметил, что пёс какой-то подавленный, будто напуганный, хотя обычно весёлый и озорной. Изучив оставленные непрошенным гостем следы, мужчины пришли к выводу, что он искал живность в сарае. Но Кошкины животных не держат.
- Мы живём в частном доме №47 по улице Советская и разводим кроликов, - рассказывает Екатерина Малыгина. – Наши внучата, когда приезжают с Нижнего Новгорода, любят играть с ними, для них и держали эту живность.
Осенью обивку у дверей хлева кто-то изодрал в клочья. А спустя неделю муж забегает в дом и кричит: «Катя, у нас в хлеву какая-то собака всех кроликов задушила!»
- Началось всё с того, что я услышал в хлеву какой-то неестественный писк, визг, похожий на лай или вой, и побежал туда, - рассказывает очевидец Василий Малыгин. – Видимо, это существо пробралось в хлев через окно, а когда я вбежал туда, сразу сигануло в него на улицу. Оно было похоже на собаку, но в отличие от собак очень ловко прыгает вверх. У всех кроликов были сломаны шеи, на них имелись следы от зубов. Тушки остались целые, но в пищу употреблять их мы всё же побоялись. Обращаться никуда не стали, убитых животных закопали. В тот раз лишились восьми взрослых кроликов и 12 крольчат. Но двум нашим питомцам – взрослому и маленькому - удалось уцелеть. Крольчонок уже подрос и, наверное, забыл эту жуткую историю, а вот большой стал агрессивным и пугливым, на спине у него ещё долго заживала оставленная зверем царапина. Дверь и окна в хлеву укрепили, недавно крольчата родились, будем надеяться, что теперь они в безопасности.
На этой же улице в доме №57 живёт Ольга Александровна Гулина, хозяйство которой тоже пострадало от лап неизвестного зверя. Беда в крольчатнике случилась летом. Она обнаружила прямо во дворе три мёртвых кролика, ещё троих нашла в крольчатнике. Выбежала на улицу в поисках вредителя и нашла в огороде ещё одного замученного кролика. Всего было уничтожено 10 кроликов. «Все убитые животные были целые, но на лапках и шее были укусы, такое впечатление, будто из них кровь высосали, - рассказывает Ольга Александровна, - обо всём этом сразу рассказала по телефону сыну и невестке. Они вызвали полицию, думали, вредительство какое-то. Ближе к осени невестка столкнулась в хлеву со зверем, похожим на собаку, и прогнала его палкой».
Вот что нам рассказала невестка Ольги Александровны О.В. Гулина:
– Мне показалось, что это была чёрная дикая собака. Она была очень высокая, её вытянутая морда находилась на уровне моей груди. Сама теперь удивляюсь, как не побоялась в тот момент вступить с ней в схватку. Наверно, это она умертвила тогда наших кроликов. Собака была не одна, за забором её ждала вторая – гораздо меньше. Слышала, что у кого-то они кур в нашем районе погубили. Удивляет, как эти собаки могут открывать клетки?..
За комментариями мы обратились к старшему оперативному дежурному единой дежурно-диспетчерской службы районной администрации А.А. Богомолову. Туда сообщений о случаях нападения на домашних животных не поступало.
– Если у животных есть прокусы и высосана кровь, то, скорее всего, это какой-то дикий зверь, - предположил бывалый охотник. – Возможно, это хорёк или другой хищник из семейства куньих. Он может разорять курятники, крольчатники, удушая и высасывая кровь из домашних животных. Собака, скорее всего, растерзала бы этих кроликов, а лиса утащила добычу в лес.
На ветстанции о проделках неизвестного хищника ничего не слышали и очень удивились нашему звонку. Заместитель главы городской администрации А.А. Савичев о нападениях на домашних животных слышал, но в администрацию с такой проблемой тоже никто не обращался. А вот в полиции нашему звонку не удивились. Заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних А.Д. Михнюк рассказал, что прошлой осенью в полицию поступило несколько обращений от жителей Няндомы, у которых кто-то уничтожил кроликов.
- Мы выезжали на место, видели убитых животных, но определить, кто это сделал, не можем, ясно одно – это не человек. (Наталья Перцева, 2013).
Таинственный зверь продолжает душить скот в Котлассе
Люди со страхом думают, что это та самая «Чупакабра»… Напомним, еще в прошлом году в средней полосе появился загадочный зверь, который забирался во дворы хозяев и душил скота. Причем, прежде чем забраться в хлев он мог убрать практически любые препятствия – даже перегрызть стальной забор. Люди прозвали зверя «Чупакаброй». Через некоторое время «чупакабра» напала на молодую девушку среди деревни.
В результате девушка погибла. Люди долгое время опасались вообще выходить на улицу. Обо всех этих случаях рассказывали по каналу РЕН-ТВ. И вот таинственный зверь появился на нашем Севере. Сначала его следы обнаружились в Виноградовском районе. А теперь и в Котласском? В поселке Черемушский Котласского района продолжаются нападки на домашние хозяйства жителей. Хищник нагло и смело пробирается в стаи, хлева, загоны для животных, душит и калечит всех, кто ему попадается на пути – птиц, кроликов и даже коз, пишет газета «Трудовая Коряжма».
Водяной выходит на сушу
По старинным поверьям, в каждом большом водоеме живет «хозяин вод», или просто водяной. В наши дни мало кто верит в «бабушкины сказки». Между тем, как считают историки, легенды и предания не возникают на пустом месте. В них отражен многовековой народный опыт. Следовательно, и у водяного должен быть реальный прототип. Если про леших и чертей есть поверье, что они были низвергнуты с неба, то водяной ниоткуда не «сваливался». О его происхождении в легендах вообще нет никаких сведений. Такое впечатление, что он всегда был здесь. Недаром же его называют еще и дедушкой.
А вот описания внешности этого загадочного существа, собранные до революции исследователем С.В.Максимовым, расходятся. В Олонецком крае, Архангельской и Владимирской губерниях водяной предстает стариком с длинной седой или зеленой бородой. На Орловщине - тоже старик, но его длинные зеленые волосы и борода на исходе луны становятся белыми как лунь. Причем он никогда не показывается из воды более чем по пояс.
В Пошехонье же водяной, наоборот, якобы любит гулять по берегу да еще в красной рубашке. В Смоленской губернии внешность у него страшная: на голове два очень длинных рога, пальцы на ногах тоже длинные да еще с перепонками, а глаза горят как раскаленные угли, даже в воде не гаснут. На Вологодчине он очень высокого роста, обросший мхом и тиной, тоже с красными горящими глазами в ладонь величиной и носом размером в сапог. В Новгородской же губернии - это уже голая баба, которая, сидя на берегу, расчесывает волосы, а из-под гребня потоком льется вода.
Если проанализировать эти предания, то обнаруживаются два факта, которые очень важны для нашей гипотезы о реальном прототипе сказочного существа. Во-первых, если отбросить несущественные детали вроде рогов и цвета волос, то водяной во всех описаниях выглядит как, скажем осторожно, человекообразное существо. Его можно назвать гуманоидом с длинными волосами. Лицо водяного оставляет у наблюдателей впечатление старости. Хотя на самом деле это, возможно, свидетельствует вовсе не о возрасте, а просто результат особенностей «кожного» покрова. Например, его морщинистости. Но так бывает лишь в тех случаях, когда различные люди описывают один и тот же реальный объект. В сказочном фольклоре человеческая фантазия наделяет вымышленных героев куда большими внешними различиями.
Второе, что обращает на себя внимание, - это места, где чаще всего люди видели водяного. Его исконная «вотчина» - северо-запад России, особенно Олонецкий край, изобилующий озерами. Например, ему вольготно жилось по всему Ладожскому озеру, за исключением островов - Валаамского и Коневыецкого. Неплохо чувствовал он себя и в обширных болотах Полесья и Вятской губернии. А вот на Владимирщине и Орловщине водяной встречался реже и далеко не в каждом водоеме, а только в темных и мутных водах. Если же речь шла о реке - то обязательно о той, что медленно текла по низинным местам через еловые чащи и буреломы, куда не проникает солнечный свет.
Таким образом, у водяного был вполне определенный ареал обитания. Но это опять же относится только к реально существующим живым объектам. Чертям, лешим, домовым такие географические ограничения не свойственны.
Но и это еще не все. Водяной особенно любил глубокие омуты и пади под мельничными плотинами, где падающая вода мутится и вымывает ямины. Но в начале ХХ века ареал их обитания стал сокращаться во многом из-за разрушения мельниц и последовавшего позднее осушения болот. К тому же еще в конце XIX столетия на «хозяина вод» свалилась и другая напасть - стало модным освящать озера. Отчего их нечистым обитателям пришлось искать спасение в «поганых» водоемах, число которых быстро уменьшалось.
На сей счет есть, например, такая легенда. Однажды крестьяне Гонгинского погоста Ладейнопольского уезда Олонецкой губернии решили избавиться от водяного, жившего в их озере. Отслужили молебен, зазвонили в колокола и торжественной процессией с иконами, крестами и кадилами отправились на берег озера. Испугался бедняга водяной, заметался. Обычно спокойное озеро взволновалось, а из глубины послышались громкие хлопки, словно кто-то в ярости бил воду. Но, поскольку из озера не вытекало ни одной реки, деваться водяному было некуда. В конце концов он не выдержал, выскочил из воды и ринулся через высокое место в ближайшую речку Шокшу. А за ним из озера целый поток увязался, помчался с шумом по лесам. Так соединилось оно с Шокшей и стало называться Крестозеро, а исток -
Крестным ручьем.
Что касается поведения «хозяина вод», то все предания в один голос утверждают, что это самое отвратительное существо. Если лешему свойственно чувство справедливости, а домовой иногда не прочь помочь хозяину в домашних делах, от водяного можно ждать лишь всяческих неприятностей. Например, когда устраивает под водой пиры, на озере в тихую погоду вдруг такие волны поднимаются, что лодки топят. Или наденет на голову шапку из болотной травы, подпояшется тиной, сядет на корягу и начинает носиться по своим владениям, наводя страх на всю округу. А еще считается, что водяной - страстный картежник. И если в озере вдруг пропала рыба, значит, водяной ее лешему проиграл. Самое же неприятное, что он портит мельничные колеса и плотины и утаскивает к себе под воду скотину: случается даже быка или лошадь.
К сожалению, приходится признать, что поведенческие моменты ничего не дают для характеристики нашего гипотетического прототипа «хозяина вод». Разве что внезапные бури на озерах, для которых нет природных причин. Поэтому в качестве вывода скажем только, что водяной - этакий гуманоид-амфибия, который живет под водой, но какое-то время может находиться на суше.
И вот тут возникает главный вопрос: возможно ли вообще с точки зрения физиологии такое двоякодышащее высокоорганизованное существо? Чтобы ответить на него, зададим вопрос от противного: может ли человек долго находиться под водой без всяких технических приспособлений? Ответ на него поищем... на суше, а точнее - в научных лабораториях. («Криптозоология»).
Огненные змеи
«У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-предлинный хвост – иногда до пяти сажен. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает, виден от земли не свыше сажени…» – так описывали незваного гостя в конце XIX века жители деревень Архангельской губернии. Как вылетал «змей» с кладбища, видели очень редко, но знали об этом все. В полночь никто из них не рисковал подойти к погосту…
Еще в ХIX веке ученые-этнографы обратили внимание на «поразительное распространение» рассказов об «огненных змеях», которые бытуют практически у всех народов. Особенно популярны они в Восточной Европе и на Балканах – там, где в XVIII веке разразилась невиданная эпидемия вампиризма.
В современной литературе по фольклору в основном делают упор на другом, более красочном и выигрышном аспекте «огненных змеев» – способности вступать в половую связь с опечаленными утратой близкого человека людьми или, точнее, внушать им идеальную иллюзию близости с недавно умершим или (иногда) «писаным красавцем». Однако нет-нет, да и мелькнут тревожные нотки – любовницы «змеев» начинают чахнуть и тихо сходят в могилку вслед за умершим родственником.
«Устойчивым компонентом текстов этого типа», то есть историй про «змеев» или любвеобильных покойников, «…является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника», – пишет этнограф Л. Н. Виноградова, первой заметившая связь между вампиризмом и «змеями».
«В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ… соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром – умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. Так, в некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает…»
«У южных славян мотив половой связи с демоническим существом обычно также соотносится с вампиром, а кроме него, с персонажами типа змея», – подтверждает это наблюдение этнограф Е. Е. Левкиевская. – «Змей летает в виде огненного шара, веника, снопа и рассыпается искрами над тем домом, где живет его жертва… Любовь вампира, змея и самодивы (женский вариант «змея») в балканских сказаниях имеет для человека одни и те же последствия… «Любовь» мифологического существа к человеку однозначно прочитывается как результат вампиризма… Характерно, что в некоторых быличках подчеркивается, что мифологический любовник не вступает со своей жертвой в собственно сексуальные отношения, а просто ложится рядом с ней и сосет из грудей молоко или кровь – мотив, характерный для вампира».
Снова и снова в фольклорных записях встречаются слова типа: «Она сохла, сохла, да и умерла» или «И станет как человек и каждую ночь ложится с ней. И становилась она худая, страшная, пожелтела. Ходил, ходил, да и задушил ее». «Многие женщины, особенно в местах, живущих отхожим промыслом, передают священникам на исповеди, что их отсутствующие, а часто и умершие мужья являются к ним въяве и спят с ними, т. е. вступают в половое сношение, – записал этнограф С. В. Максимов в конце XIX века. – Сплошь и рядом не только вдовы, но и замужние женщины, войдя в доверие с любознательными школьными учительницами, рассказывают им о своих похождениях подобного рода со всеми подробностями. Более 20 сообщений этого рода получено нами из разнообразных местностей России. Изучающим деревенский быт или наблюдающим его по обязанности соседства часто доводится получать указания даже на те избы, куда летят огненные змеи и на тех женщин, с которыми они находятся в плотском сожитии.
Рассказы подобного рода чрезвычайно распространены, причем бросается в глаза удивительное однообразие частностей этого явления и его печальных, нередко трагических последствий. Хотя сама основа этого стойкого поверья лежит, несомненно, в существовании того явления природы, которое называется «огненными метеорами», но в глазах темного люда оно получило вид и характер верования в нечистую силу…».
Максимов, автор известной книги «Нечистая, неведомая и крестная сила», считал, что «змей» посещает «исключительно таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях».
Любопытно, что если ближайшие родственники видят призрак «в натуральную величину» и признают в нем своего мужа, брата или сына, то посторонние люди, как правило, не видят вообще ничего или, в редких случаях, видят «нечто», напоминающее туман или «зыбкий черный столб». Однако в форме летящего по небу «огненного змея» это явление были способны наблюдать все свидетели. Это можно было бы счесть очередным мифом, порождением богатой народной фантазии, если бы точно такие же события не происходили в наши дни! («Криптозоология»).
Кикимора
У этой чудаковатой женщины тоже немало прозвищ – кикимора, кикиморка, шишимора, доможириха, шамшурка и т. п. Это подлинно домашний дух, поскольку как говорят, кикимору мог взять в жены одинокий домовой или банник; более того, порой к ней сватается сам леший или водяной. Название происходит от имени славянской богини Морены (Мары).
Позже к имени приставили корень «кик», который означал горбатость или скрюченность. Еще одно название – шишимора – возводят к русским диалектным глаголам «шишить, шишать» («копошиться, шевелиться, делать украдкой»), и это довольно точное определение поведения кикиморы. Впрочем, есть еще и глагол «кыкать» – кричать, издавать резкие звуки.
Однако изредка кикимора или близкие ей мифологические персонажи своим появлением предвещают добро. В Архангельской губернии, например, считали, что если доможириха, схожая с кикиморой, покажется сидящей за ткацким станком, то это к прибыли. Об этом повествует следующий рассказ:
«Вот я раз ночью выйти хотела, встала, смотрю – месяц светит, а на лавке у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно, как нитка идет: «дзи» да «дзи», и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: «Спаси Бог, матушка!» А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла шанечку да около ей и положила. А она ничего – все прядет. А собою как баба, и в повойнике. И много у нас тот год шерсти было!»
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с ней в договорные отношения. От ее проказ помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, лоскут кумачовой ткани. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную палку». В доме «для профилактики» засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
Поначалу у древних славян кикимора была ночным божеством сонных мечтаний. Позднее кикиморами стали называть некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти, а колдуны подкидывают к кому-нибудь в дом. Эти «дамы» хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на «плохом» месте, то есть там, где совершались убийства, где закопан удавленник, не отпетый покойник, убит или умер ребенок или же где похоронено его тело. А по источникам XVIII века, кикимора – это ребенок, похищенный нечистой силой. Позже полагали, что кикиморы – это дети, рождающиеся от связи девушек с «огненным змеем».
Если в доме завелась кикимора, значит, там неблагополучно, что-то «нечисто». Появляясь в доме, она начинала творить мелкие пакости: бросала и била горшки, мешала спать, стучала вьюшкой, кидалась из подполья луковицами, с печи – шубами и подушками; выдергивала волосы у хозяина, перья у кур, стригла шерсть у овец и делала из этой шерсти постели для скота, досаждала людям воем, писком, плачем. В общем, если кикимора завелась в доме, то в нем уже не жить – обязательно выживет хозяев. Вот такой рассказ записан в Вятской губернии: «В Сарапульском уезде во вновь построенном доме оказалась кикимора: никого не видно, а человеческий голос стонет; как сядут за стол, сейчас же кто-то невидимый скажет: «Убирайтесь-ка из-за стола!» А не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому».
Нередко при появлении этой нечистой силы в доме призывали знахарей, которые могли ее изгнать. В этот день с утра знахарь поселялся в опустелый дом, осматривал все углы, обметал печь и читал заговоры. К вечеру объявлял, что нечисть изгнана из дома на все времена.
Выгнать кикимору можно было и самостоятельно, окропив дом водой и опять же, прочитав специальные заговоры. В некоторых губерниях России кикимору выпроваживали из дома 17 марта (по старому стилю), в день Герасима Грачевника. Изгнание сопровождалось приговорами типа: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют».
Считалось, что, как и в случае с другими загадочными существами, от нее можно защититься, произнеся молитву, Божье имя или, напротив, – матерную брань. Одним из способов отвязаться от кикиморы было обвязывание использующейся в семье солонки можжевельником: по поверьям, в этом случае кикимора не сможет брать из нее соль и солить хлеб своему мужу-домовому. Чтобы она не мучила кур, согласно одному из лечебников XVIII века, под шесток следовало положить верблюжью шерсть и ладан. («РутЛиб»).
Месть огненного змея
За свою двухтысячелетнюю историю христианство так и не сумело одолеть веру народа в бесчисленных фантастических чудищ, населяющих леса, болота, омуты. Особый страх вызывали ужасающие существа, приходившие с кладбищ. Там обитали не только упыри и вампиры, но и... огненные змеи.
«У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает, виден от земли не свыше сажени...» - так описывали огненного кладбищенского гостя в конце XIX века в деревнях, расположенных в Архангельской губернии. Как вылетал змей с кладбища, не видел никто, но знали об этом жители всех окрестных деревень. Поэтому в полночь никто из них не рисковал подойти к кладбищам. По мнению людей, нечисто там было. То в ясную звездную ночь вспыхивали на кладбище зарницы, то верхушки деревьев освещал колеблющийся красноватый свет.
Виделся людям огненный змей, или, как его чаще называли, «летучий», «налетчик», по-разному. Одни рассказывали о светящемся круглом предмете, окруженном ореолом света и разбрасывающем вокруг себя искры. Другим он напоминал раскаленный сноп, третьим - горящий клубок шевелящихся веревок.
Покружив над лесом, змей медленно летел к одной из близлежащих деревень. К той самой, где недавно схоронили покойника. И горе той семье, которая не успела или не захотела прочитать молитву, ограждающую человека от всякой нечисти. Змей находил этот дом, падал на крышу и исчезал в трубе. А потом обязательно что-нибудь да случалось в отмеченном нечистой силой жилище: то скотина заболевала, то стуки каждую ночь слышались, а то, бывало, баба ведьмой становилась. Но чаще всего появлялся огненный гость у одиноких женщин, недавно схоронивших мужа. Причем выбирал змей только ту, которая долго и сильно тосковала о потерянном дорогом для нее человеке. («Криптозоология»).
Загадочный детеныш
«В молодости я работал инженером по снабжению, исколесил всю страну. Побывал и в Архангельской области, где поселки лесозаготовителей, и услышал эту историю. Я там был в 70-х гг., а произошла она лет за 50 до этого. Во всяком случае, живы были старики, которые помнили эти события. В таежной деревне на берегу реки жила женщина – «деревенская дурочка». Кормилась она по дворам «Христа ради», давали ей свои обноски донашивать.
Раз летом ушла она в лес и пропала. Думали, медведь задрал. Но она вдруг вернулась и рассказала, что «жила в гостях у медведя», который кормил ее ягодами и орехами, а главное - «жил как с бабой». Посмеялись и забыли. Но вскоре выяснилось, что она действительно «брюхата». А потом родила… Родами умерла, и дитя родилось мертвым. Но что это было за существо? Человеческий вроде ребенок, но весь шерсткой покрытый и уже с крошечными зубками. Ее похоронили по-христиански, а странного ребенка не рискнули: гробик сколотили и закопали за кладбищенской оградой.
Когда утвердилась Советская власть, в селе появились врач и учитель. Они услышали этот рассказ и решили сначала самостоятельно заняться раскопками. Представьте себе, место захоронения нашли без труда, и гробик легко нашли (дерево прочное, земля холодная). Но… гробик был пуст. Похитить тело никто не мог – крестьяне боялись, да и зачем? И, главное, свидетели-очевидцы говорили, что там уже заросло все высоким густым кустарником. Его корчевать даже пришлось.
Конечно, это был не медведь. Снежный человек? Коми, живущие в соседней с Архангельской областью республике, твердо уверены в его реальном существовании. Может, он пришел из лесов Коми? Одиночка, потому и женщину «не своего имени» поймал? Куда делся труп? А куда деваются все трупы снежных людей? Живых видят, а трупа – ни одного… Может быть, они после смерти перемещаются в иное время или другое измерение? (К.П.Волков).
Русалки
Все случилось в ночь с третьего на четвертое августа, это, почему-то я запомнил очень четко. Мы с другом на его машине решили съездить после жаркого дня, искупаться, только припозднились и подъехали к нашему озеру уже в сумерках. Озеро называется Имандра, наш Мончегорск стоит прям, можно сказать, на нем. В эти дни, как ни странно, стояла хорошая погода, вскоре уже обещали дожди, поэтому мы решили не проворонить момент.Приехали на «наше» место, о нем знаем только мы, и народу там сроду не бывает. Разделись, зашли в озеро, вода к вечеру уже была теплой (хотя теплая вода у нас и, например, в Сочи, это два разных явления). Искупались, вылезли на берег, сидим – курим. Спокойно, тихо, хорошо. Даже разговаривать неохота.
И тут услышали тихий всплеск и нечто вроде смеха. Говорю нечто, потому что было очень неразборчиво, едва слышно. Пригляделись, по берегу, вдалеке, метрах в шестидесяти, две девчонки купаются, веселятся, брызгаются. Мой друг сразу приободрился, полез в воду, стал с шумом плавать баттерфляем, чтобы внимание привлечь. И у него это получилось. Девчонки обернулись и машут ему рукой, мол, плыви к нам.
Илья говорит, поплыли, вроде или вдоль берега пройдем. А я уперся. Не понравилось мне все это. В пустынном месте, ночью, девушки одни, плавают, флиртуют с мужиками. Не то, чтобы я всегда такой подозрительный, но тут просто неосознанно напрягся. А друг рукой им машет, дескать, давайте вы к нам. Вот тут и случилась самое жуткое.
Она действительно поплыли, только не как обычные люди. По скорости это скорее напоминало движение моторной лодки, только плавное, без брызг. Илюха тут уже понял, что все идет как-то не так и успел выскочить на берег, благо был недалеко, а эти «девчонки» в считанные секунды оказались около нас. Тут удалось их разглядеть поближе.
Кожа странная, бледная, с беловатым оттенком, глаза большие, действительно «рыбьи», по-другому не скажешь. Но самое страшное – это челюсть. Она как-то странно выпирала, сначала даже не поняли почему, но когда одна из них открыла рот, и мы увидели мелкий ряд острых зубов, тут уже душа ушла в пятки. Не сговариваясь, бросились в машину и закрылись изнутри. Все думаю, что сейчас две твари вылезут на берег и хрен знает, что будет.
«Эти» две плавали около пяти минут, не сводя с нас глаз, но потом первая сказал что-то своей подруге – хотя звука мы не слышали, видно было только открытый рот, после чего они просто поплыли от берега и вскоре исчезли из вида. Мы, не без дрожи вылезли наружу, собрали быстро вещи и уехали оттуда.