Главная
МЕНЮ САЙТА
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
ГЛАВНАЯ [1]
НЛО [291]
КОНТАКТЕРЫ [0]
КРУГИ НА ПОЛЯХ [0]
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ [259]
КРИПТОЗООЛОГИЯ [276]
ЖЕРТВОПРИНОШ. [0]
ПРИВИДЕНИЯ [283]
АСТРОЛОГИЯ [0]
МАСОНСТВО [0]
СПИРИТИЗМ [0]
ЯЗЫЧЕСТВО [0]
САТАНИЗМ [0]
КЛЕРИКАЛИЗМ [0]
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ [0]
ПРОСТИТУЦИЯ [0]
НАРКОМАНИЯ [0]
ПЕДОФИЛИЯ [0]
ПРЕСТУПНОСТЬ [0]
НАЦИОНАЛИЗМ [0]
КОРРУПЦИЯ [0]
ФАШИЗМ [0]
РАБСТВО [0]
БОЛЕЗНИ [0]
БЕДНОСТЬ [0]
НЕРАВЕНСТВО [0]
НЕГРАМОТНОСТЬ [0]
БИБЛИЯ
ПОИСК ПО САЙТУ
СТРАНИЦА В СОЦСЕТИ
ПЕРЕВОДЧИК
ГРУППА СТАТИСТИКИ
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Вперёд в Прошлое
  • Последний Зов

  • СТАТИСТИКА

    Главная » Статьи » СТАТИСТИКА ОККУЛЬТИЗМА » КРИПТОЗООЛОГИЯ

    Таинственные животные в Башкирской республике. 3




    Русалки в башкирском озере Карагайкуль

    Эта история случилась с уфимкой Ксенией Семеновой. Она рассказала о том, как во время отдыха в Учалинском районе ее мужа едва не похитили русалки. Эту историю Ксения описала в своем письме, опубликованном на сайте «Новости Уфы и Башкирии».

    «Мы с мужем во время отпуска решили побывать в Аркаиме и попутно навестить знаменитый Учалинский Стоунхендж. Поехали на своем автомобиле. Во время пребывания там нам рассказали об озере Карагайкуль, которое еще называют Ворожеич, в котором якобы живут русалки. Муж загорелся идеей посетить это таинственное место. Но я стала его обговаривать, потому что нам нужно было торопиться в Уфу, там ждали дела, да и каким-то шестым чувством почуяла неладное. Тем не менее я уступила его настойчивости, и мы поехали к этому озеру.

    Когда мы приехали на озеро, я не пожалела, что туда попала. Прекрасный водоем был особенно красив на закате, когда солнце отражается в водной глади, по которой плавают изящные белые лилии. Обстановка и в самом деле располагала к тому, чтобы появились русалки. Хозяин дома, в котором мы остановились переночевать, позвал нас на ночную рыбалку. Мы согласились, потому что посчитали, что с местным жителем будет не так жутко, ведь он всю вокруг знает.

    В итоге мы хорошо посидели на природе, мужчины порыбачили вечером, мы сварили уху, муж с компаньоном распили бутылку водки, рассказывали много историй, анекдотов, сидели допоздна у костра. Наш новый знакомый рассказал нам и про русалок. Якобы бывали случаи, когда пропадали приезжие рыбаки, некоторые возвращались через несколько дней и говорили, что ничего не помнили. Но есть и такие, что пропал совсем, без вести. Видимо, они пошли на зов русалок и попали к ним в плен навсегда.

    По его словам, русалки – это девушки-утопленницы, которые покончили с собой. Кинувшись в это озеро из-за несчастливой любви. А еще в этом озере якобы стонут по ночам мертвецы на дне. Они страдают, потому что много лет назад жадные люди разрушили кладбище, когда искали золотое месторождение, и раскидали кости усопших.

    Я слушала и чувствовала, как где-то внутри появился холодок страха. Но постепенно сон сморил меня, и я уползла спать в палатку.

    Утром меня разбудил наш спутник и рассказал, что мой муж куда-то пропал. Я перепугалась и стала бегать по берегу и кричать его. Так продолжалось около двух часов. Телефон ловил там плохо, так что мы даже не могли позвать на помощь кого-нибудь. Мы решили ехать в деревню, чтобы оттуда позвонить в полицию и организовать поиск мужа. Я все время вспоминала легенду про русалок, которые похищают чужих мужей.

    Мы добрались до деревни и вызвали полицию. Еще примерно час ждали участкового, потом он договаривались с председателем сельсовета, чтобы помог собрать людей на поиски мужа. И тут он явился сам. Он был весь мокрый. Рассказал, что не очень хорошо помнит, что произошло. Сначала он удил рыбу. Но потом задремал и прилег на теплый камень, на котором сидел. А вот дальше муж рассказал, что якобы услышал сквозь сын очень красиво пение, он приподнял голову и увидел над водой прозрачный  силуэт.

    Присмотревшись он увидел полуобнаженную девушку с длинными белыми волосами, которая собирала кувшинки и плела из них венок. Муж боялся пошевелиться, чтобы она его не заметила. Так и просидел до утра, наблюдая за удивительной картиной. А под утро, когда рассвело и девушка уплыла куда-то в глубину озера, муж заснул.

    Потом он проснулся и пошел к месту, где мы остановились, но заблудился. И все это время пока он ходил по лесу, ему казалось, что он слышал тихий женский смех. Один раз он пошел на этот звук и провалился в воду. Потом он еле-еле вышел из леса на дорогу и добрался до деревни. Сельчане сказали, что мужу очень повезло, потому что русалка просто поиграла немного с ним, а могла бы и надолго забрать с собой и навсегда. Когда мы приехали домой и рассказали о происшедшем, друзья стали над нами прикалываться. Но я теперь и не знаю, верить ли на самом деле в русалок. Мужу я верю. Значит, и русалки существуют?», - писала Ксения Семенова.

    В редакции сайта попытались прояснить ситуацию и попросили прокомментировать это письмо блогера и краеведа Антона Сибагатуллина. «Данное озеро не зря окружено легендами. И два названия у него тоже не зря – Карагайкуль и Ворожеич. С 1965 года оно официально признано природным памятником. Местные жители очень любят ходить сюда на рыбалку, приезжают туристы и разбивают лагерь на несколько дней. По берегам Карагайки есть выходы мрамора и яшмы.

    У озера сложное дно, которое не раз изучали водолазы: в центре вода чистая, а у берегов - глубокий ил. Там растут реликтовые растения, в том числе редкие 24-листные белые лилии, которые традиционно связаны с русалками-утопленницами. Историй про пропавших мужчин, которых якобы заманили русалки, вам тут расскажут несметное количество. Насколько они правдивы, сложно судить. Не исключено, что подобыне видения все-таки навеяны сном на чистом воздухе после употребления спиртного и знакомства с легендами из уст аборигенов.

    Озеро связано с еще одной легендой. Предание связано с вознесенским храмом. Ее главный колокол в 1930-х утопили в озере - то ли «воинствующие безбожники», то ли наоборот, богобоязненные жители Вознесенки, которые хотели таким способом спрятать его и сохранить до лучших времен. Этот колокол настойчиво искали и ищут до сих пор.

    Местные жители не раз говорили, что уже нашли его. Как рассказывал местный священник отец Андрей, сын местной почтальонши уверял, что нырял в воду и нашел колокол и даже стоял на нем. Однако никаких реальных подтверждений этому никто дать не смог. В общем, озеро очень «атмосферное» и располагает для фантазий». («Про Уфу»). 



    Русалки озера Ворожеич

    Учалинский район - это место, где стоит часть Большого Иремеля и гора Малый Иремель, берет истоки река Белая. Это стык дикого горного леса и степи. Сплав древней кочевой культуры, горнозаводской цивилизации, язычества, ислама… Это не могло не отразиться на фольклоре - различные легенды здесь встречаются практически на каждом шагу.

    Приехав в Ахуново, чтобы увидеть сразу два башкирских Стоунхенджа, я раззадорился и отправился по Учалинскому району дальше. Из города Учалы, через весь район, на север ведёт дорога. По ней я и отправился. Целью моей были село Вознесенка, озеро Ворожеич, гора Ауш и хребет Нурали. Мимо проносились невысокие увалы с пятнами берёзового леса, то прижималась, то отступала железная дорога. Путь настраивал на позитивный лад.

    Что-то есть в названии озера Ворожеич от ворожбы, колдовства. Но откуда это исконно русское слово здесь, в Зауралье? Тут из русских поселений всего одна Вознесенка. Да и официально озеро называется Карагайлы, то есть Сосновое. Но, по легенде, в старые времена на берегу в купальскую ночь проводили обряды. Ворожили, гадали, прыгали через костер. В самом же озере, по слухам, живут русалки. Если вглядеться в его спокойную, тёмную воду с кувшинками, то в это верится легко. Впрочем, и энергетика у озера очень добрая и спокойная. Когда долго путешествуешь, то такие комфортные места начинаешь чувствовать. А на озере любят останавливаться многие. Притягивает оно. А может, всё дело в беззвучных песнях местных русалок?

    Подымаюсь на гору, обозреваю окрестности. Эх, всё-таки хорошо здесь! На том берегу вижу прижавшееся к невысокому хребту Алабия село Вознесенку. И хорошо угадываются очертания православного храма. Еду туда. Вблизи храм поражает своей архитектурой. Он семиглавый, а луковки его подобны шлемам древних витязей. Всё необычно здесь. И озеро с русалками, и храм в новгородском стиле. Уж не для того ли его здесь построили, чтобы отбить у народа тягу к языческим обрядам?

    Про храм есть две легенды. По первой - он был построен на деньги местных золотопромышленников, пожертвовавших на стройку два пуда золота. А вторая гласит, что в 30-е годы прошлого века, когда с храма снимали колокола, чтобы отправить в Магнитогорск на переплавку, самый большой спрятали в озере Ворожеич. В языческом озере - христианский колокол. Впрочем, куда ж тут от озера денешься? Оно как местный центр мироздания: куда ни поедешь, а всё к нему вернёшься. И от Вознесенки я снова еду по берегу Ворожеича, вдоль яшмовых и красных охряных обнажений древних гор. Колокол, кстати, сколько ни пытались достать, а так даже и не нашли. Говорят, что в тихую погоду можно услышать со дна озера звон. Такая вот интерпретация легенды о граде Китеже.

    Следующая моя цель – священная гора Ауш. Тут легенд, былей и небылей хватит на небольшую книгу. Одиночная гора Ауш возвышается над башкирской деревней Старобайрамгулово и приличных размеров озером Аушкуль. Подымаюсь на вершину, где по легенде похоронен Рамазан Аулия. Человек этот был одним из проповедников ислама. 

    По легенде, ему отрубили голову. А на следующий день местные жители увидели его идущим с головой в руках. Поняли, и похоронили на вершине горы. Могила почитается, а по весне у подножия горы начинает бить источник - Аулия. В это время приезжает много народу, поскольку считается, что вода из Аулии всё равно что из источника Зям-Зям, который в самой Мекке. Древних захоронений на Ауше хватает. Тут и курган сарматских времен. И легенда о том, как юноша бился с драконом, который не давал житья людям. Чудовище победил, но и сам погиб. Сложно описать всё скупыми строчками на бумаге. Лучше приехать сюда, в Учалинский район, и увидеть самому, подышать этим воздухом, послушать местные были-небывальщины.

    Золото добывали в этих краях более ста лет, и с ним связаны истории лихого старательского счастья, трагедии, мистика… Я еду к хребту Нурали и пересекаю крохотную речку Миасс - ручеек, вытекающий из глухого ущелья. Ниже Миасс весь перекопан старателями. Но, как говорят старики, много лет отдавшие золотодобыче, начни копать снова и золото вновь пойдёт. Поскольку речка работает, как промывательная машина, и постоянно разрабатывает всё новые и новые жилы. Драги здесь вроде бы уже не работают, но черные старатели до сих пор моют презренный металл.

    Подымаюсь на абсолютно голый, безлесный хребет Нурали, смотрю по сторонам. На западе вздымается громада Иремеля. А на восток, до самого горизонта уходит застывшее синее море гор. И вспоминаю фразу из известного советского мультика: если бы у меня была ещё одна жизнь, то я провел бы её здесь, среди этих невысоких увалов и берёз, под вечным степным небом. (Валерий Кузнецов).



    И вышел Дух воды...

    «Моя мама, которой теперь уже 80 лет, обладает удивительными способностями – притягивать необычные явления, видеть вещие сны, разгадывать приметы. Вот два ярких события из ее детства. Это случилось, когда мама была маленькой девочкой. Жили они тогда в небольшой деревушке в Башкирии, там у них протекала речка и был пруд. Как-то раз летом, в жаркий полдень, моя мама со своей подружкой решили искупаться в этом пруду.

    Вдруг во время купания мама заметила какого-то старика, сидящего в воде. Старик был весь белый-белый, длинная борода лежала на поверхности воды. И вот этот старик медленно и молча двигался в сторону мамы. Она сильно испугалась и закричала подруге, что в воде плавает какой-то старик. Но подруга ничего не увидела, хотя мама указывала в сторону подплывающего старика. Они выскочили на берег и, схватив вещи, не оборачиваясь, нагишом бежали аж до самого дома. Когда потом рассказали эту историю в деревне, пожилые люди объяснили это так: нельзя купаться в полдень, потому что в полдень из воды выходит Дух воды, а они его побеспокоили.

    Следующая история произошла, когда мама была уже подростком и ходила на вечеринки в местный клуб. Клуб, как было заведено в советское время, переделали из бывшей мечети. Танцы проходили в определенные дни, и в этот обычный, свободный от танцев вечер моя мама с одной из своих подруг просто прогуливались по деревне.

    Вдруг они с удивлением услышали, как со стороны клуба доносится громкая музыка, топот, гогот и смех. Они, естественно, очень обрадовались такому повороту событий и что есть мочи кинулись в сторону клуба. Как же они были поражены и разочарованы, увидев, что в клубе стоит сплошная темнота и мертвая тишина! 

    Когда они потом рассказывали эту историю, им не все верили, говорили, что они якобы сами все выдумали или над ними кто-то подшутил. Но такая грандиозная шутка все равно со временем вылезла бы наружу. И опять-таки старые верующие люди высказали мнение, что это черти устроили разгул и веселье в бывшей мечети, радуясь богохульству и свободе». (Любида Шарова).





    Леший Юрьич

    Давненько так, перед армией, инструкторствовал я. У нас в Башкирии самое популярное что? Сплавы по рекам. Вот и мы по Инзеру сплавлялись. Дойдем до 71 км и дневка. На следующий день за перевал, на далекую Лемезу, водопад Атыш смотреть. По тропочке. А место в междуречье, как и везде на Южном Урале – глушь. Кроме охотников никто не ходит. Из достопримечательностей наверху лишь Ведьмина поляна.

    Место такое - плешь среди деревьев. Ни травинки там не растет, и комаров нет. И на беду тропки на этой плешине расходятся в стороны. Одна-то с речки на речку, перевалом идет, а другая уходит в сторону и по плато уходит в дикие урманы! Вот детишки мои на обратном пути вперед ускакали да и умчались по «неправильной» тропке. В лагерь пришли – точно, нет детей. А у мам выражение глаз такое, что едва компоту хлебнул, сразу обратно поскакал на гору. Пусть уж лучше шурале в болото утащит, чем на мамочек глядеть. Страшно!!!

    Пять минут не прошло, а уже несусь обратно наверх. Мужиков, что с нами были, на развилке оставил, а сам по той тропе в лес поскакал. Пасмурно, да время уже к ночи. Темновато. Вдоль тропы пеньки золой дымятся. Как костровища оставленные. Гроза прошла, и видно, что мощная. Места совсем уж дикие. Сориентироваться по мху, так он со всех сторон растет. Лишь иногда мелькнет вдалеке намеком долина Инзера. Выскочил из кустов на огромную поляну. Горы волнами в разные стороны. Ветер как в трубе воет. Вон я где, в районе старого металлургического завода. А парней моих нет нигде. Пробовал кричать, да что там сиплым голосом выдашь?

    Пометался по поляне, чу – колея тележная обозначилась в чащу. Пошел по ней, а она вниз ведет. Особо не петляет. Делать нечего, пошел, детей найти надо. А смеркается между тем. Через какое-то время еще на одну поляну выскочил. А тут совсем не понятно, куда попал. За поляной лес, а из за леса скалы огромные торчат. Тут я запаниковал. Фонаря нет, сумерки, где нахожусь – не понятно. Тут уж не детей искать, самому найтись! Как в школе учили надо залезть повыше и осмотреться. Полез в самую гущу леса прорываться к скалам. И… неожиданно выскочил на берег реки. В сумерках над водой висело умиротворение и покой. И к радости – на берегу стояла небольшая палаточка. После того, как я засипел: « Есть кто живооооой?!» От туда вылез мужичок. Причем лицо его было очень знакомым.

    - О, здорово! - воскликнул он.

    - А ты здесь откуда?

    - Да вот пришел, решил на реку полюбоваться

    - А я вот детей заблудившихся ищу

    - Да я знаю.

    - Выходили сюда?

    - Сюда нет. В другую сторону пошли.

    В запарке как-то было не досуг думать, откуда он все знает. Но вопрос некий в воздухе явно витал.

    - Слушай, а где мы находимся?

    - На Лемезе, в Лемеза-юрте. Скалы видишь? Деревенька тут была, люди жили. А тебе вон туда, на Заводской перевал нужно, - махнул он на еле заметную стежку, что терялась в зарослях буйной крапивы. Твои туда ушли, с горы, там и найдешь.

    - А времени сколько?

    - Двенадцатый час. Бегом засветло еще успеешь.

    - Спасибо!

    - Давай! - сказал он на прощание, и я побежал.

    Где-то уже под перевалом различил я стук далекого поезда. Потом уже совсем во тьме выскочил на место старого завода. На берегу Инзера у костра сидели рыбаки, они и подтвердили, мол, да, вышли из леса твои дети. Мы их на ту сторону отправили и указали дорогу домой. Гора с плеч свалилась тут же и я, попив чаю, полез в свете любезных фонарей бродить вздувшийся от дождей Инзер. Уже потом, дорогой, сквозь фонарики светляков, я понял, с кем общался совсем недавно. Это был руководитель параллельно идущей с нами группы, Юрьич. Но ведь он попался мне на встречу тогда, когда я бежал обратно из лагеря в догон за детьми. Стало не по себе. В звенящей тиши июльской ночи я вдруг понял, что нет сейчас там, на берегу Лемезы ни палатки, ни Юрьича. И не было никогда. Есть только молчаливый лес и сонная река и кто-то еще. Но кто???

    Юрьич действительно ни на какую Лемезу не ходил и спокойно дрыхнул в эту ночь в лагере. Рассказывать ничего не стал. Но спустя пару лет, услышал нечто подобное от тверских, в армии. Это лешак помогал тебе из леса выбираться. У нас такое тоже бывает. Пойдет кто-нибудь в тайгу за черникой. Заблудится, а ему человек какой или бабка старая встретится и дорогу покажет. Леший… С тех пор, я стал верить в хозяина и как прихожу в лес, стараюсь ему стопочку налить, угостить. Чтобы с добром пустил и выпустил обратно. С ним я потом еще встречался, только об этом в следующий раз. («Про Уфу»).





    Землянка, призрак и Муська

    Мы с женой любили бывать на природе и в выходные дни частенько ночевали в лесу. Наша рыженькая кошка Муся - наш бессменный спутник, всегда была с нами в походах. Вот наступили выходные, и мы прыгнули в машину и поехали в лес. Каждый раз мы выбирали новое место. Оставив машину на лесной дороге, мы на этот раз решили зайти подальше. Взяли вещи и побрели в чащу. Вскоре нашли тропинку и пошли по ней. Дорогой нам чувствовался запах органики и вроде бы сероводорода.

    Быстро нашли уютную полянку. Поставили палатку, собрали дров и принялись готовить еду. Муська постоянно крутилась под ногами и играла с бабочками и мухами. Надо отдать ей должное: за все время наших походов она ни разу не убегала и не пропадала. Вскоре стемнело, и мы начали готовиться ко сну. По сложившейся традиции, на Мусю надели ошейник, а поводок от него привязали к колышку, вбитому в землю возле палатки. Длины поводка всегда хватало, чтобы кошка могла спокойно спать с нами в палатке, а если она захотела бы выйти по нужде, то могла это сделать без проблем. Вот мы забрались в палатку, взяли с собой Муську. Немного побеседовав, заснули.

    Ночью мы проснулись от того, что кто-то резко крякнул, и это кряканье закончилось едва заметным хрустом. Потом мы услышали, как вокруг палатки кто-то ходит, шурша ветками. Я взял телефон, включил экран, было 2:17 ночи. Светя экраном, я нашел нож и, осмелившись, крикнул: «Кто здесь?». Шуршание резко прекратилось, как будто тот, кто ходил, в одночасье остановился. Затем послышался звук, будто кто-то хмыкнул. А затем началось вовсе неописуемое: медленно между пуговиц закрытой палатки, раздвигая брезент, в палатку просунулся предмет, похожий на коровий рог, толстый, с черной шерстью у основания. Это сопровождалось звуком: «буудэ, буудэ, буудэ».

    Звук или «голос» был очень странный, низкий и зычный, а манера «произношения» была похожа на то, как говорят глухие. От страха зазвенело в ушах. Кто или что это было? Рог оставался в палатке буквально несколько секунд, потом резко исчез, послышался звук удаляющихся шагов, и потом все затихло. Мы сидели в палатке и не решались выйти до самого утра.

    Как только настало утро, мы вышли и напротив палатки увидели крест! Он был сделан из двух палок и перемотан травой и ветками и воткнут в землю. Поскольку телефон так и остался зажат у меня в руке, я сделал его фото. Я был уверен, что еще вечером его не было! И самое главное! Пропала Муся! Колышек, поводок и ошейник остались на месте, только ошейник был разорван. Нам не нужно было много времени, чтобы понять, что оставаться здесь крайне небезопасно. Мы звали Мусю, но догадывались, что это бесполезно: она никогда не убегала, и разорванный ошейник дал нам понять, что звать и искать бесполезно. Оставив палатку, рванули обратно к машине. И без происшествий доехали до города.

    Долгое время мы не решались туда возвращаться, но палатку было жалко оставлять, и через некоторое время мы все же вернулись. И, как ни странно, долго не могли найти то место, где остановились тогда на ночлег. Плутали, пока не заметили нечто странное: достаточно много стволов деревьев было изрезано то ли ножом, то ли мачете, а на некоторых были даже рисунки. 

    И вдруг в кустах мы заметили какой-то объект. Приблизившись к нему, мы остолбенели: нашему взгляду представилась поляна с выкопанной землянкой, и все говорило о том, что здесь живут…. А увидев остатки брезента (возможно, от нашей палатки) и нашу бутылку из-под воды, поняли, что искать наши вещи бесполезно. Неожиданно стало очень тревожно, и мы, не решаясь долго здесь оставаться, быстро ушли. Сколько мы ни плутали, палатку, конечно же, так и не нашли.

    Вернувшись к дороге, мы увидели еще один крест! Он напоминал тот, который обнаружили тем страшным утром, и… около машины… Мусю, точнее, ее почти истлевший трупик. Я клянусь, что ее там не было, когда мы приехали… Уже прошел год, но меня не оставляют угнетенное состояние и какая-то отстраненность. Стоит ли говорить, что в лес мы больше не ходили. А через месяц после этого случая жена ушла к другому, а я тяжело заболел. Не могу больше писать, плохо и больно.

     


    Втроем на тот свет

    У моего брата Рамиля было два ближайших друга, с которыми он проводил почти все свое время: ездил на природу, на рыбалку, отдыхать, вместе друзья отмечали праздники. К несчастью, всех трех не стало одного за другим. И этому предшествовало одно весьма загадочное событие. Все трое поехали на рыбалку на местное озеро, которое находилось примерно в десяти километрах от города. У них там было специальное глухое место. Там хорошо ловились щучки и карась.

    Как всегда взяли с собой закуску, спиртное, котелок, чтобы картошку на огне варить. С такой радостью они туда собирались, прямо бегом бегали. Знать бы, чем все обернется. На следующий день друзья не вернулись, еще через день мы поехали их искать. Нашли на том самом месте. Ребят было не узнать. Состояние подавленное, все трое жаловались на сильные боли по всему телу. Говорят, что ночью какое-то существо с рогами повалило их палатку и несколько раз каждого подняло на рога. На теле действительно были раны.

    - Что же вы не уехали сразу? – спрашиваю у них.

    - Не могли. Опустился сильный туман – да такой, что ничего не видно. Утром туман стал меньше, но машина не завелась, весь день провозились, но не завели. На ночь забрались в лодку и плавали по озеру. А рогатый пришел опять, бегал по берегу и кричал диким голосом.

    Мы поначалу подумали, что парни просто перепили, но почти все спиртное осталось целым. В общем, мы забрали их домой. Друзья договорились никому не рассказывать об этом, ведь люди засмеют. В течение того же года все трое умерли: один утонул, другого забили в драке, третий упал с крыши во время работы. Думаю, что этот черт была сама смерть.



    Башкирская мифология

    Башкирская мифология, комплекс древних доисламских представлений и верований башкирского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и некоторых элементах народного декоративного искусства. В этих представлениях объединяются разновременные пласты, связанные с тотемизмом, культом животных (медведя, волка, орла и др.), анимизмом, одухотворением природы (поклонение горам, пещерам, деревьям) и др. 

    Из письменных источников наиболее полное представление о древнебашкирской мифологии дают сведения арабского миссионера Ахмеда Ибн Фадлана о существовании у башкир двенадцати божеств, культов неживой и живой природы: «Мы видели, как одна группа поклоняется змеям, другая группа поклоняется рыбам, еще одна группа поклоняется журавлям Мне сообщили, что они (башкиры) когда-то вели войну с какими-то людьми из числа их врагов, причем враги обратили их в бегство, и что журавли закричали позади их врагов, так, что они испугались и сами обратились в бегство… Поэтому башкиры стали поклоняться журавлям и говорить: «Эти журавли наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов».

    Очень древние пласты башкирской мифологии представлены в эпических памятниках «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» и др. (мифы о возникновении земли и небесных светил, происхождении людей и миропорядка, о верховных божествах Тенгри, Хумаи, Ер-хыу и др.). Ислам вытеснил из башкирской культуры многие древние верования и мифологические сюжеты, сейчас их можно лишь отчасти реконструировать по особенностям ритуалов, обрядов, сказочным образам и сюжетам, декоративному орнаменту. Так, с культом воды как источника жизни связаны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения.

    В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Рядом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п. С культом птиц были связаны весенние праздники башкир – «каргатуй» и «кукушкин чай». Ученый-географ XVIII века И.Г. Георги писал о существовании у башкир колдунов (сихырсы), умеющих предсказывать будущее. Колдуны читали прошлое по «черным книгам», которые можно было получить только продав свою душу темным силам.

    Известный этнограф С.И. Руденко приводит любопытную легенду о происхождении рода шайтан-кудей от молодого башкира, сумевшего увести у шурале-лешего его молодую жену. Башкирская мифология содержит своеобразные представления о душе: она представлялась как неопределенной формы белый комок или муха, странствующая во время сна или болезни человека. Душа, оставшаяся на земле после смерти человека, называлась «убыр». Днем она могла принять вид старухи, а ночью – летучей мыши с человеческим лицом. Ночью убыр летала над землей и насылала несчастья, болезни, пила кровь и т.п.

    Чтобы нейтрализовать действие злых сил, башкиры-язычники вкалывали в ступню покойника иглу. Как злые духи выступали также албасты, аждаха, ен и др. К демоническим существам относились шурале, бисура, юха, пярий. Наиболее доброжелательными считались духи-хозяева, духи воды, горы и др. Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и птицу. Например, у племени усерган священным деревом была рябина, птицей - журавль, у рода яик-суби-мин - береза и орел, у рода илькей-мин - дуб и ястреб. Усерганам нельзя было убивать журавлей, рубить рябину, иначе, считалось, падет несчастье на всех людей племени. Минцы в оперение стрел вставляли перья тотемной птицы. В трансформированном виде некоторые из этих представлений бытуют у башкир до сих пор.



    Шурале - лесной любитель щекотки

    «Был бы лес, а леший будет» (русская пословица).

    Многим людям известна популярная сказка про «Шурале», изложенная знаменитым татарским поэтом Габдуллой Тукаем. Сюжет у неё следующий. Один джигит из деревни Кырлай, поехал в лес ночью в полнолуние за дровами. Там ему и встретился Шурале, который его решил защекотать до смерти. Но парень, не будь промах, попросил нечистого помочь перенести бревно на телегу, а когда наивный лесной житель сунул пальцы в щель бревна, джигит выбил клин, защемив пальцы Шурале в колоде.  Кто же он, этот Шурале? Действительно ли это просто сказка или эта история имеет реальную основу? 

    Шурале - это татарский леший (лесной дух). Он встречается в татарских и башкирских мифах и легендах. Считается, что лешие - это потомки людей, не принявших ислам или умерших преждевременной, насильственной смертью и не обретших покой в могиле. Обычно для лешего характерны рога и козлиные ноги, длинные растрепанные волосы и большая седая борода. Одет он чаще всего в белую рубаху или балахон, на ногах лапти, а на голове широкая большая шляпа. Рост он меняет в зависимости от того, где он находится. В лесу он вровень с самыми высокими деревьями, а на лугу или поляне - он вровень с травой. Леший может явиться в виде зверя, птицы, жеребца, человека и даже гриба.

    Но внешний же вид Шурале более своеобразен. «Он похож на человека, очень тонкий и нагой, узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых». Общее поведение леших сходно. Они воруют детей, оставленных без присмотра, сбивают человека с пути, пугают хохотом. Шурале отличается тем, что заманивает только неопытных и одиноких. 

    На вопросы он никогда не отвечает, но сам любит спрашивать. Ни в коем случае не следует отвечать ему и вообще открывать рот. Как только Шурале увидит у человека зубы - начинает щекотать его и щекочет до смерти. (Именно так убивают свои жертвы кикиморы и русалки). Спастись от него можно, перейдя на другой берег реки или ручья, потому что он боится воды. Или же предложить игру в щель, на что он обычно соглашается, как в стихотворении Г. Тукая.

    Сказка-поэма Г. Тукая «Шурале» (1907 г.), несомненно, связана с Кырлаем. Аул Кырлай был расположен по обоим берегам небольшого ручейка в лощине, и окружали его смешанные леса. «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край…». Здесь будущий поэт прожил в детстве с 1892 по 1894 год. Сейчас в селе Новый Кырлай (Арский район) литературно-мемориальный комплекс Г. Тукая. Лицо музея определяет тема «Шурале» - центрального образа в творчестве поэта.

    Именно в Кырлае он и услышал эту легенду. Один из современников Г. Тукая, рассказывал: «Габдулла любил щекотать других, как Шурале. Неподалеку от нас стояла бедная деревенька Новый Менгер. Поговаривали, что жители этой деревни забили насмерть Шурале, потому, мол, они такие и бедные. Очевидно, что Габдулла слышал и об этом».

    Скорее всего, подобные легенды были распространены во многих местах. В них говорится, что Шурале очень любит ездить на хороших лошадях. Если на опушке леса пасется табун, непременно выберет самого хорошего коня и скачет на нем до тех пор, пока конь не издохнет. В старину многих Шурале изловили, намазав спину лошадей смолой, и те привозили Шурале в деревню. Но жителей деревень, которые расправились с Шурале, постигало его проклятие. 

    Вот один рассказ: - Жители одного починка (сельского поселения), находившегося вблизи леса, много потерпев от нападений Шурале на их лошадей, ухитрились поймать его. Они намазали спину самого хорошего коня смолой и пустили в табун. Вечером видят, что на этом самом коне сломя голову несется Шурале в облике женщины. Конь полным ходом прискакал прямо в починок. Вся деревня сбежалась посмотреть на чудовище. Шурале сидел на лошади задом наперед, совсем без платья и все ревел. Голова маленькая, волосы короткие, глаза большие, груди как у женщины. 

    На вопросы он не отвечал, а только ревел: «Былтыр кысты!» При виде такого всадника все изумились и поначалу не знали, как с ним поступить. В итоге, решили на сходе сжечь его на костре. Перед казнью Шурале жалостно просил отпустить его, но просьбу эту не исполнили. За это Шурале проклял своих погубителей. Жители этого починка стали жить очень бедно. Число дворов в нем не превышает пятнадцати, никто не имеет двух изб и запасов хлеба. Живут бесшабашно, не думая о завтрашнем дне. И объясняют это тем, что их прадеды казнили Шурале, а он перед этим проклял их самих и все потомство.

    Российские исследователи снежного человека (Д. Виноградова, Н. Непомнящий, А. Новиков) пришли к интересному выводу. Они считают, что общее название темной нечисти - это черт. А каждая нечисть - леший, домовой, водяной, русалка, кикимора, банник и пр. - получала название в зависимости от времени или места встречи с ней, хотя на самом деле это один и тот же зоологический объект (снежный человек). 

    В преданиях они все имеют сходную внешность. К примеру, «черт - это черный человек в шерсти», «он как человек, но волосатый, косматый». Пословицы и поговорки, в отличии от сказок не содержат вымысла. Это словосочетания, выражающие общее бесспорное суждение - итог житейского опыта. У В. Даля найдено много подтверждений в виде пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «все черти одной шерсти», «леший живет, остроголовый, мохнатый», «все люди, как люди, только черт в колпаке». 

    Эту непонятную деталь внешности - заостренность головы - устное творчество, передавая от человека к человеку, сделало всем понятными рогами. Эта же особенность как один из характерных признаков гоминоида сильно преувеличена на лубочных картинках с изображениями водяного и лешего. Её мы и замечаем у Шурале в виде рога. 

    Сопоставление внешности мифологического персонажа со снежным человеком можно продолжать долго: внешность будет совпадать почти всегда. Поэтому ученые считают, что «персонаж из области мифологии потому и возник, что издавна рядом с людьми существовали подобные нелюди - не люди». В соседних республиках от Татарстана имеются свидетельства проявления гоминоида. К примеру, в Башкирии несколько конюхов преследовали примата - большого, черного. С вилами и лопатами. Он дошел до белой стены и … исчез.

    А в Марий Эл есть сказка - с лесной реки Ветлуги - притока Волги. Там, по преданию, появился в прибрежных болотах злой дух. В ночь, когда зарождалась новая луна, он налетал на села и уносил в свое болотное царство девушек. Никто не мог помешать ему - злодея нельзя было увидеть. Но она оказалась основана на реальных фактах. Г. М. Хвановым было отмечено, что между реками Ветлуга и Керженец очень низкая плотность населения. Там есть жертвенные рощи, сохранились языческие обряды, есть места, куда люди не ходят, потому что там живет леший.

    Итак, неужели Шурале мог быть снежным человеком? Если опираться на гипотезу российских ученых, то можно предположить, что некий местный гоминид проживал в лесах Татарии и Башкирии, иначе не было бы легенд. К сожалению, легенды достаточно образно передают его описание внешности. И трудно понять, где же правда, а где вымысел, которые неразрывно переплелись между собой. 

    И это затрудняет возможность определить, что же это было за существо, так сильно поразившее людей, живших в татарских деревнях. Вывод можно сделать следующий: персонаж из области мифологии потому и возник, что издавна рядом с людьми существовали подобные нелюди - не люди. (Петрова Мария).


    1 2 3                      











    Категория: КРИПТОЗООЛОГИЯ | Добавил: admin (14.01.2017)
    Просмотров: 815 | Рейтинг: 5.0/2