Наш специальный корреспондент Николай Варсегов охотился в вятских лесах на «снежного человека», который уж много лет терзает местное население «Снежный человек», он же леший, он же йети, лесной, шиликун и т. д., водится на Вятке со времен незапамятных. Еще дед мой Матвей рассказывал, как в начале 20-х в их деревне Госковщина, верстах в 20 от города Вятки (ныне Киров), старый колдун Анисим водил крепкую дружбу с лешим. Потому Анисима все боялись и платили ему частью от урожая, чтобы в деревне мору, пожару или еще какой напасти не приключилось.
Мы, пацаны деревенские, в 60-х годах о «лесном дядюшке» много всякого слышали и относились к нему столь же спокойно, как, скажем, к медведю. Ни того, ни другого живьем не встречали, но знали, что за грибами туда и туда ходить нельзя. В этом бору медведи, а там, у болот, семья лешаков живет. Но «по грибы» и чистых лесов хватало, где леший и лютый зверь, по словам взрослых, никогда не заведется. А почему не заведется, про то нам не объясняли. Видно, люди, зверье и нечисть как-то негласно и подсознательно делили меж собой территорию, благо было ее достаточно. А потом там открыли ударную комсомольскую стройку, от которой почти все живое, включая меня, далеко убежало.
Ныне на Вятке уж не так много мест, где еще водится леший («снежный человек», йети). Один из таких районов - Верхошижемский, в километрах 80 южнее Кирова. В здешней дремучей тайге йети массово поселился лет сорок назад. Местные егеря полагают, что причина тому - стихийная вырубка лесов на севере области. Рев моторов и мат лесорубов, мол, вынуждают его бежать в леса более тихие.
«Снежные красавицы» палками бросаются
Бывший егерь Сергеев Валерий Иванович, 1946 года рождения, встречался лицом к лицу с «человеком снежным» в лесах верхошижемских не один раз.
- Впервые это случилось в августе 1978 года, - вспоминает бывалый охотовед.
- Я тогда собирал чернику на болотах и вдруг вижу следы громадные босых человеческих ног. Скоро услышал, что за кустами кто-то прячется и за мной следит. Я крикнул: «Кто там?!», - а в ответ у меня над головой просвистела большая коряга, кинули ее метров с 30. Я: «Кто там балует?!» - и тут через полянку пробежали, как мне показалось, три женщины в шубах с густым таким мехом.
Второй раз уже в начале 80-х я охотился на дичь и вышел к мертвой деревне Голямы. Вдруг вижу по берегу оврага идут мне навстречу два мохнатых существа на задних толстых ногах. Когда приблизились, стало ясно, что это детеныши-подростки «снежного человека». Я скинул ружье, и в этот момент из старой бани, метрах в 50 от меня, послышался резкий свист и появилась большая фигура, наверное, мать их.
Она стала махать руками, как бы зазывая детенышей к себе. Они тоже откликнулись свистом, но продолжали приближаться ко мне. Тогда она кинулась огромными шагами им наперерез и встала между ними и мной. От меня до нее было всего метров 20, и я хорошо разглядел это существо. Лицо круглое, черное, как у негритянки, без волос, только маленькие усики и бороденка. Похожа больше на обезьяну, чем на человека. Нос приплюснутый. Глаз не видно, только мощные надбровные дуги. Тело покрыто густой рыже-бурой шерстью. Груди большие, плечи широкие, руки длинные, почти до колен...
После у Красной речки я снова охотился. Вдруг метрах в 150 кусты затрещали и на поляну вышел «снежный человек» самец, уже другого типа, чем та самка. Ростом больше двух метров, очень похож на музейного неандертальца. На голове копна светлых волос, лицо светло-серое. Он резко замахал на меня руками, мол, уходи, я сержусь! Я выстрелил в небо, он засвистел, а из чащобы ему ответил свистом другой. Я не стал испытывать судьбу и ушел.
Может, это запасной «homo sapiens»?
С коллегой из кировского представительства «Комсомолки» мы отправились по наводке Сергеева в таежную вымершую деревню Гурьино, где устроили ночную засаду на йети в заброшенной бане, вооружась топорами. Скажем честно, увидеть воочию «снежного человека» нам не довелось, но его резкий посвист в чащобе не раз заставлял нас вздрогнуть. А кругом на десяток верст ни одного жилища.
Иные полагают, мол, если б он был, то его бы давно поймали, посадили в зверинец, отдали на опыты, съели... - как всякую прочую тварь земную. Но в том-то и дело, что йети, по мнению многих исследователей и священников, тварь внеземная. Он то является к нам из параллельных миров, то опять туда исчезает. Возможно, он запасной тип человека, которого Высший разум держит в резерве на случай погибели нашей породы. Ведь и наш предок - кроманьонец - явился из ниоткуда, поскольку он, как многие считают, не имеет переходного звена между собой и обезьяной. Следовательно, мы тоже из параллельных миров явились на Землю на смену неандертальцу. Другое дело, что в отличие от йети нам не дозволено перемещаться туда-сюда.
Мои подозрения на сей счет подкрепила воспоминаниями о йети ответственный секретарь районной газеты «Верховья Шижмы» Уланова Нина Михайловна:
- Есть у нас место у Красной речки, которое всегда считалось нехорошим. Там никогда не косили траву, не собирали грибы, ягоды, и все обходили его стороной. Неподалеку находилась наша деревня, и однажды мы, ребятня, опаздывая в школу, решили пройти напрямки по тому месту. Было нас четверо, лет от десяти до двенадцати. Стояла теплая майская погода, лес распускался зеленью. И едва мы прошли ту речку, как увидели на опушке леса огромную человеческую фигуру ростом метра под три. Он стоял от нас метрах в пятидесяти с громадными широченными плечами, густо покрыт рыжей шерстью, но самое интересное - он был будто бы на большом экране, то есть он выглядел словно нарисованный на плоскости. Мы, понятно, сильно перепугались и бросились наутек.
Нина Михайловна, будучи журналистом, лгать, разумеется, не может, и по ее рассказу нетрудно сообразить, что в этот самый момент – «он был будто бы на большом экране» - йети переходил к нам из другого измерения.
Как изгнать бесов
В деревне Верхолипово в мае этого года громадного лешего, вышедшего из леса, наблюдали из окон своего дома три сестры от 14 до 19 лет. Девушки до сих пор так перепуганы, что разговаривать с прессой отказались напрочь. И другие местные очевидцы также стараются не вдаваться в воспоминания о встрече с лешим, поскольку любое слово о нем по здешним поверьям притягивает к человеку нечистую силу: И если помянуть его в лесу, то он уведет человека в такие дебри, откуда выхода нет.
Уездный священник Евгений также считает «снежного человека» посланцем нечистой силы из потусторонних миров. Для религии он - банальный оборотень, появляется ниоткуда и пропадает в никуда, о чем свидетельствуют многие прихожане.
- Сам-то я не местный, с Нижегородской области. Так вот у нас в Шахунском районе лет сорок назад такой случай был. Пошли дети в лес по грибы, по ягоды, человек пять, да и пропали... Недели две их всем миром разыскивали, все Леса и болота прочесывали - нигде нету. Ну уже вроде всем понятно, что живыми их не увидеть. Осень же, холодно. И вдруг все являются целые, невредимые. Мы, говорят, у лесного дяденьки все это время в гостях были. Он нас кормил и поил. Сам он большой такой, говорят, лохматый... Как в дальнейшем сложились судьбы этих детей, мне про то неизвестно. Всякая нечисть пытается завладеть перво-наперво юными душами. Потому все эти «барабашки», полтергейсты, НЛО с так называемыми инопланетянами все они вокруг детей чаще вертятся. Нечистый обязательно старается показаться, чтобы завладеть рассудком, а после и в душу влезть. Я. вот недавно здесь в храме над одной больной женщиной отчитку проводил. (Чтение специальных молитв для изгнания бесов из человека) Семь бесов из нее вылезли, убежали, а три еще остались. Она страшно мучилась, да и я все силы отдал. Велел ей приходить еще, но она ослушалась, так и живет с ними, страдает.
Ныне через телевизор столько в человека разных новых бесов вселяется, - продолжал поп, - что все труднее их изгонять. Вон в соседнем районе у нас заходит поп в храм, а бесенок прямо на иконе сидит и ноги свесил. Поп его молитвой, а бесенок и говорит: «Ты чо меня гонишь, ты на свой приход посмотри! Погляди, какие люди к тебе в храм молиться приходят! Да я по сравнению с ними почти что ангел!» У меня вон тоже старушка ходит, одного молодого человека извести хочет, все свечки ему за упокой ставит. А человек этот очень благочестивый, и он помог мужу этой старушки, бывшему коммунисту, перед самой кончиной покреститься. И вот теперь нечисть через эту бабушку молодого человека пытается погубить, и старушка не понимает, что творит.
- Священник Евгений, так что же делать, если увидишь в лесу этого «снежного человека»?
- А молитвой его, только молитвой, и он растворится, - просвещал он. («Комсомольская правда», 21.08.2002, Москва, n.150, стр.10-11 ).
Исследователь о снежном человеке
Тюменский натуралист, специалист по редким биологическим и аномальным явлениям Павел Ситников продолжает приоткрывать тайны всем желающим. Тайны, о которых мы, в общем-то знаем, но все еще в них не верим, благодаря обилию телевизионных передач с массой «достоверных фактов» и бесчисленных фейков в Интернете. Лекции проходят по средам в «Доме здоровья» на Водопроводной, 30 (Тюмень) и доступны для всех желающих. Вход бесплатный. На своей второй мультимедийной лекции Павел Ситников рассказал о снежном человеке, отделив правду от вымысла.
В кировских лесах
В очередной раз Павел Ситников убедился в существовании снежного человека, когда с группой из «Космопоиска» побывал в дремучих лесах Кировской области. Специально вместе с другими сталкерами пытались зафиксировать пребывание йети. К серьезной экспедиции подтолкнул рассказ двух молодых парней из «Космопоиска», заночевавших в избушке охотника. Ночью они оба оцепенели от страха, когда избушку кто-то начал трясти. Йети решил сам наведаться в гости к сталкерам, а его не то чтобы впустить, а боялись даже пошевелиться.
К сожалению, во время экспедиции зафиксировать йети в кировских лесах сталкерам не удалось. Они обнаружили лишь характерные следы пребывания снежного человека, – сломанные молодые деревья, на высоте 3–4 метров. Во время экспедиции местные жители, также абсолютно трезвые, рассказывали Павлу Ситникову такие вещи, о которых неспециалисты знать не могут. Например, что когда от них убегала самка, и они шли по ее следу, то обратили внимание, что вершинки сосенок по пути ухода самки сломаны. Ломает ветки и тут же их оставляет. Эта особенность характерна не только для наших, но и для американских йети.
Правда и вымысел
На тему снежного человека очень много откровенного вранья, среди которого встречаются реальные доказательства. Одно из достоверных видео, по мнению Ситникова, было снято в 1967 году, когда самка йети на дальнем плане пробегает перед камерой. «Настолько ловко она бежит, что артист по этому валежнику так бежать не будет, при этом еще повернув голову в сторону камеры, запнется и еще лицо разобьет. В это видео я верю!» – делает вывод тюменский сталкер. «Не мог я придраться и к снимку трупа снежного человека в ящике. Был случай, когда таможенники задержали ящик с истлевшим трупом снежного человека».
Эта новость обошла весь мир, а через три дня было сделано опровержение. Сообщили, что это был маскарадный костюм. Но если приглядеться к снимку, можно обратить внимание на открытые лучевые кости. Такого в маскарадном костюме быть не может. Скорее всего, этот факт был скрыт от общественности и стал достоянием частной коллекции.
А вот скальп снежного человека, хранящийся для привлечения «паствы» как старинная реликвия в одном их тибетских храмов, на деле оказался подделкой. Ученые исследовали этот «скальп» на ДНК и пришли к выводу, что он был сделан из шкуры обычной серны. На данный момент мне известен лишь один неопровержимый случай, подтверждающий существование снежного человека – кисти существа, похожие на приматов. Анализ ДНК показал, что кисти лап не принадлежат ни горилле, ни шимпанзе, ни человеку. А кому именно, сказать не могут, потому что нет эталонного образца ДНК снежного человека».
Снежный человек подарил женщине грибы
В редакцию «Первоисточника» обратилась кировчанка Валерия Ерофеева: по её мнению, три года назад неподалёку от Лянгасово она повстречалась со снежным человеком.
– Я собирала ягоды в районе станции «Чухломинский», как вдруг услышала треск веток и кашель. Почувствовала, что на меня кто-то смотрит, но никого не заметила. Начала оглядываться, а когда обернулась в очередной раз, увидела, что кто-то положил рядом со мной кучку грибов.
Валерия Григорьевна добавила, что её сестра, у которой неподалёку от того места огород, тоже высказывала предположения об обитании в их лесу йети. В частности, она считает, что именно снежный человек ворует с её грядок огурцы. («Уфо Новости»).
Великий Полоз или тайна мансийской анаконды
В статье «Великий полоз» Борис Казаков пишет о том, что в 1889 году купец Ушаков рассказал в очерке о светло-серой змее с желтыми пятнами на брюхе и боках, которую не раз видели, в том числе переплывающей реку Исеть в трех верстах от села Бобровского, с зайцем во рту, что свидетельствовало о силе этого животного. Длина ее была до 6,5 метра.
По данным К.Г. Колясниковой, в начале XX века в лесах близ села Селивановщина Даровского района Кировской области водились необычные змеи, детеныши которых укрывались на деревьях. Ее бабушка вспоминала о том, что в лесу во время дождя грибники рисковали получить себе на голову упавших с ветвей змеенышей. Можно предположить, что ими могли быть водяные ужи, которые, как известно, умеют залезать на деревья. Но, по мнению очевидцев, эти создания отличались большими размерами по сравнению с обычными змеями.
Хотелось бы отметить, что до прихода в IX веке славян-вятичей на территорию современной Кировщины эти земли заселяли марийцы, фольклор которых, как было указа но выше, сохранил память об тем кишке. По информации, приведенной Б. Казаковым, в конце 50-х го дов XX века на озере Аргази (Челябинская область) обитал черный полоз длиной около пятидесяти метров, а в одном из торфяных болот Ильменского заповедника, расположенного в той же области, в 1940 году видели огромную змею.
Летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово жительница деревни Уразбаево видела змею, у которой «голова большая, как у сома-рыбы. Тулово с толстое полено, серое, метра три будет». Одни посчитают все это забавным, другие стародавним и давно минувшим преданием. Быть может, это и так. Хотя есть данные, что летом 2001 года в окрестностях Тавды видели крупную черную змею с необычными пятнами на теле. Что это - испуг перед обыч ной гадюкой? Фантазии местных жителей? Новые загадки?
Похожа на анаконду? А ведь точно - анаконда. Так же прекрасно плавает, забирается на деревья и нападает с них. Только уральская какая-то, морозостойкая. Но и это не новость. Альфред Брем в своем капитальном труде «Жизнь животных» приводит слу чай, когда сбежавший из зверинца южноамериканский удав спокойно жил и зимовал в одной из рек Западной Европы. И хотя сам натуралист скептически относился к слухам о кровожадности таких крупных змей, как анаконды, удавы или питоны, утверждая, что они «не в состоянии проглотить человека, быка или лошадь», но другие авторы говорят об обратном.
Англичанин П. Фосетт рассказывает о случае, который произошел с ним в Южной Америке. На каноэ, в котором находился он и несколько индейцев, напала восемнадцати метровая анаконда. Упавший в воду индеец стал ее добычей. При этом нападении вода вокруг лодки бурлила от телодвижений змеи. Любопытно, что о подобном бурлении воды упоминал в своем письме лесничий Кузнецов.
Есть сведения об амазонских анакондах, которые, по словам аборигенов Бразилии, достигают 20 метров длины. От этих огромных змей в сельве гибнет много людей. Как правило, мужчин. Охотится анаконда, повиснув на деревьях над тропой, проходящей через сельву. Альфред Брем пишет, что анаконда достигает длины чуть более восьми метров, «прекрасно плавает, может очень долго оставаться под водой и подолгу лежит на дне, отдыхая». Вот и попробуй такую диковинку спугнуть шестом, плывя на лодке по ее угодьям... По словам очевидцев, которые приводит тот же автор, другая крупная змея - удав обыкновенный - способна при нападении или защите наносить могучие удары хвостом. Как здесь не вспомнить подобное утверждение из доклада Ошуркова?
Был или нет гигантский полоз - вопрос спорный. Тем более что прямых материальных свидетельств его существования нет. А наука любит факты, которые невозможно опровергнуть. Конечно, вопрос можно решить так: нет доказательств - нет проблемы. И тогда как никогда становятся актуальными слова из доклада К.М. Ошуркова: «Академия наук не поверила Клеру и Сабанееву о наличии в Уральских лесах больших змей, и таким образом, до сих пор никто не решался, не рискуя потерять репутацию, поднять вопрос о существовании на Урале полоза». Ну, а если набраться смелости и сопоставить все приведенные выше факты? И при этом принять во внимание, что информаторы не связаны друг с другом.
Конечно, читатель помнит повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца», написанную, кстати, в середине 20-х годов по впечатлением встреч очевидцев с загадочным гадом в Крыму. Думается, право каждого - решать, сказка или действительность рассказанное выше. При этом не нужно забывать, что самое невероятное и необъяснимое порой становится простым и обыденным... (Станислав Скурыдин).
Леса Оричевского района
В этих лесных массивах с архаичными формами ландшафтов появился феномен реликтового гоминида в Кировской области (снежный человек). Теоретическое обоснование – первая исследовательская группа «Киров-Космопоиска» продолжает искать свидетельства существования реликтового гоминида, основываясь на предположении, что «снежный человек» приобщен к ископаемым формам рельефа, оставшимся в области с периода последних (четвертичных) оледенений. Например, в Верхошижемском районе области есть остатки реликтовых дюн эолового происхождения, образовавшихся, по-видимому, в перигляциальных зонах отступающих ледников около 40 – 20 тыс. лет назад.
Исследуемый район – практически точный географический центр Кировской области, расположенный между пп. Оричи и Стрижи, вблизи объекта Киров 200, в долине реки Снегирёвки. Концепция экспедиции состояла в оценке животного мира района исследования, поиске интересных объектов природы, получении информации о проводимых лесозаготовках, поиске маркеров, обычно приписываемых деятельности «снежного человека», исследовании возвышенностей (дюн), обозначенных на картографических материалах.
Наиболее эффективным методом поиска является пересечение района вне дорог. Однако особенности района не позволяют передвигаться вне дорог и просек в летнее время из-за сильно заболоченности местности и единственным вариантом является использование лыж в зимнее время. (Киров-Космопоиск)
В российских лесах активизировались йети
О том, что в Кировской области обитает йети, слухи ходят давно. Время от времени вятские газеты публикуют рассказы местных жителей, столкнувшихся с нежным человеком. В последние же две недели подобные столкновения стали происходить регулярно – криптозоологи и уфологи отмечают аномальную активизацию йети.
«С конца декабря йети стали чаще выходить к людям, - цитирует слова российского криптозоолога Виктора Озеркова издание Mirror. – Он (или они – у нас пока нет точных данных) приходят в поселки, находящиеся в 3-5 километрах от леса, пугают животных, крадут еду. При этом ведут себя не агрессивно и даже боятся людей. Их удалось сфотографировать, некоторые местные жители пытаются их прикормить, чтобы поймать».
По мнению криптозоолога, активность йети может объясняться голодом – вполне возможно, это существо не приготовило запасы на зиму и вынуждено идти к людям, чтобы найти пропитание. Лояльное же отношение к людям (с учетом того, что ранее снежные люди были агрессивны и нападали на людей и животных) специалист объясняет тем, что, возможно, сейчас в кировских лесах наблюдают не тех йети, о которых еще лет 10 назад писали все газеты, а их детей. Как бы то ни было, уже на этой неделе будет организована экспедиция по поиску и изучению йети. Также свою экспедицию в Россию готовят в конце января-начале февраля и американские криптозоологи. («Мирнов»).
В Кировской области проходят экспедиции по поиску йети
Новости Кировской области 13 мая 2013. Сегодня стало известно, что в Кировской области завершилась экспедиция по поискам снежного человека. В экспедиции в Советский район Кировской области принимали участие 7 человек, возглавлял которую руководитель группы «Киров-Космопоиск» Юрий Калиногорский. Исследования возможной среды обитания снежного человека в Кировской области проходили со 2 по 8 мая.
Участники экспедиции выяснили, что жители Советского района Кировской области не раз встречали снежного человека. По словам Юрия Калиногороского, последний раз снежного человека видели вблизи Советска в октябре 2012 года. Очевидец рассказал группе исследователей, что наблюдал самку йети около реки Вятки - на расстоянии 80 метров от себя. Очевидец отметил рост снежного человека - более 2 метров, манеру передвижения - в полусогнутой позе. То, что это самка снежного человека мужчине подсказали отвисшие почти до пояса груди непознанного зверя. Он рассказал, что собака сразу же почувствовала дикого зверя и подбежала к йети. Однако в скором времени в испуге убежала и не выходила долгое время из-под автомобиля хозяина.
Другой житель Советского района Кировской области поделился информацией о месте так называемой «лежки» снежного человека. Он описывает «спальнее место» кировского йети как колодцеобразное углубление в земле, выложенное еловыми ветками. Местный житель отмечает, что сделано оно очень аккуратно. Кроме того, около этого места расположены ели с обломанными ветками на высоте примерно 3 метра. Участники экспедиции по поиску снежного человека в Советском районе Кировской области тоже обнаружили место возможного пребывания йети.
Они нашли территорию со сломанными верхушками елей на высоте 2-3,5 метра. Руководитель экспедиции Юрий Калиногорский поясняет, что заломы принадлежат к разным годам. Соответственно, ежегодно на это место приходит снежный человек. Что дает возможность определения возможной территории обитания йети. Кроме того, участники группы Калиногороского планировали заснять снежного человека в Советском районе Кировской области на видео. Для этого в специально заготовленную кормушку они положили овощи, фрукты, хлеб и даже собачий корм. Однако дождаться появления йети им не удалось. («Криптозоология»).
Экспедиция В.Черноброва в Вятскую область
Московское Общество уфологов «Космопоиск» под руководством Вадима Черноброва занимается изучением аномальных явлений и попутно собирает информацию о «снежном человеке». Осенью 2002 года в Вятскую область выехала экспедиция «Космопоиска» под руководством В.Черноброва. В лесу в районе деревни Верхолипово группа обнаружила следы размерами около 40 см. Группа имела «приманки» – феромоны (пахучие вещества, выделяемые специальными железами животных, которыми они привлекают особей противоположного пола, метят границы своей территории и т.д.).
В первую же ночь дежурный услышал пронзительный свист и звук, похожий на паровозный гудок (в округе на 5 вёрст нет ни железных дорого, ни промышленных предприятий), потом раздался крик, похожий на женский и послышались «парные шаги». Дежурный поднял шум. Утром возле палаток обнаружили следы двух размером: длинной 35 и 45 см, при ширине шага 95-104 см.
Поисковые группы начали методично осматривать окрестности, и им повезло. В лесу, рядом с болотом они обнаружили логово. Оно представляло собой укромное место, прикрытое с двух сторон согнутыми к центру молодыми деревьями. В центре «чума» обнаружилась нора-лаз, размеры которого были примерно 40 х 70 см. (на фотографии вход в левом нижнем углу). Метрах в десяти находилась еще одна нора – очевидно выход. Глубина логова примерно 2 метра, дно покрыто прелыми листьями. Внутрь проникнуть не удалось, так как своды были обрушены. По мнению руководителя экспедиции это была нора реликтового гоминоида.
Примечание автора: Может быть, это и так, но в такую нору мог протиснуться разве что небольшой подросток, но уж никак не взрослое медведеподобное существо, оставляющее следы длиной 35 – 45 см, то есть ростом около 3-х метров и с шириной плеч полтора метра. Скорее всего, на месте этого брошенного логова вырыло нору какое-то небольшое животное. Но какое – это тоже загадка.
Примерно в пяти километрах от этого сооружения было обнаружено еще одно подобное, но более совершенное. Деревца толщиной примерно 40-50 мм, расположенные по овалу, были согнуты вершинами к центру так, что их стволы образовывали что-то вроде каркаса «гигантского чума» (размеры «чума» примерно 5 х 8 метров). «Каркас» был местами в несколько слоев. Было видно, что когда согнутые деревца подсыхали, их сверху накрывали свежими ветками. Судя по всему, обитатели этого логова покинули его несколько месяцев назад.
Возможно, зимой на этот «каркас» с оставшимися ветками и листьями наметало снег и это способствовало сохранению тепла в логове. Если это так, то мы встретились с примитивным жилищем, подобном тем, какие строили наши древнейшие предки сотни тысяч лет назад.
В центре «чума» обнаружилась нора-лаз, размеры которого были примерно 40 х 70 см. (на фотографии вход в левом нижнем углу). Метрах в десяти находилась еще одна нора – очевидно выход. Глубина логова примерно 2 метра, дно покрыто прелыми листьями. Внутрь проникнуть не удалось, так как своды были обрушены. По мнению руководителя экспедиции это была нора реликтового гоминоида.
Примечание автора: Может быть, это и так, но в такую нору мог протиснуться разве что небольшой подросток, но уж никак не взрослое медведеподобное существо, оставляющее следы длиной 35 – 45 см, то есть ростом около 3-х метров и с шириной плеч полтора метра. Скорее всего, на месте этого брошенного логова вырыло нору какое-то небольшое животное. Но какое – это тоже загадка.
Примерно в пяти километрах от этого сооружения было обнаружено еще одно подобное, но более совершенное. Деревца толщиной примерно 40-50 мм, расположенные по овалу, были согнуты вершинами к центру так, что их стволы образовывали что-то вроде каркаса «гигантского чума» (размеры «чума» примерно 5 х 8 метров). «Каркас» был местами в несколько слоев. Было видно, что когда согнутые деревца подсыхали, их сверху накрывали свежими ветками. Судя по всему, обитатели этого логова покинули его несколько месяцев назад.
Возможно, зимой на этот «каркас» с оставшимися ветками и листьями наметало снег и это способствовало сохранению тепла в логове. Если это так, то мы встретились с примитивным жилищем, подобном тем, какие строили наши древнейшие предки сотни тысяч лет назад.
В центре «чума» обнаружилась нора-лаз, размеры которого были примерно 40 х 70 см. (на фотографии вход в левом нижнем углу). Метрах в десяти находилась еще одна нора – очевидно выход. Глубина логова примерно 2 метра, дно покрыто прелыми листьями. Внутрь проникнуть не удалось, так как своды были обрушены. По мнению руководителя экспедиции это была нора реликтового гоминоида.
Примечание автора: Может быть, это и так, но в такую нору мог протиснуться разве что небольшой подросток, но уж никак не взрослое медведеподобное существо, оставляющее следы длиной 35 – 45 см, то есть ростом около 3-х метров и с шириной плеч полтора метра. Скорее всего, на месте этого брошенного логова вырыло нору какое-то небольшое животное. Но какое – это тоже загадка.
Примерно в пяти километрах от этого сооружения было обнаружено еще одно подобное, но более совершенное. Деревца толщиной примерно 40-50 мм, расположенные по овалу, были согнуты вершинами к центру так, что их стволы образовывали что-то вроде каркаса «гигантского чума» (размеры «чума» примерно 5 х 8 метров). «Каркас» был местами в несколько слоев. Было видно, что когда согнутые деревца подсыхали, их сверху накрывали свежими ветками. Судя по всему, обитатели этого логова покинули его несколько месяцев назад.
Возможно, зимой на этот «каркас» с оставшимися ветками и листьями наметало снег и это способствовало сохранению тепла в логове. Если это так, то мы встретились с примитивным жилищем, подобно тем, какие строили наши древнейшие предки сотни тысяч лет назад. (В. Макаров, «Атлас Снежного человека»).
Озеро Шайтан
На юге Кировской области в 39 километрах от города Уржума раскинулось неописуемой красоты глубокое овальное озеро: болотистые берега, поросшие кустарником и цветами, нетронутая гладь воды. На первый взгляд, ничто не указывает на «демоническое» происхождение озера Шайтан, тем не менее, издревле это место считалось нехорошим: местные жители предпочитали обходить его стороной, в озере не купались, не удили рыбу. А все потому, что иногда вода в озере начинала бурлить и вздыматься вверх фонтанами.
Название озера - Шайтан - говорит само за себя, переводится оно как «черт». Расположен водоем на территории Уржумского района Кировской области. Местные жители с давних времен верят, что на дне озера обитает злой дух или морское чудовище. Именно тем, что это чудовище сердится, они объясняют редкие природные явления, происходящие на озере. Среди них произвольные выбросы воды на поверхности озера, плавающие острова и другое.
Марийская легенда о происхождения озера Шайтан
«Во времена далёкие, как млечный путь, жило в этих буйских лесах марийское племя «мере». На полянах, по берегам речушек были расставлены хижины и шалаши. Мужчины на малых полосках земли растили хлеб, ходили на охоту, женщины отдавали силу и энергию детям, изготовлению одежды да рогож. Многим из тех, кому удача сопутствовала в охоте на белку и зайца, приходилось сходиться в единоборстве и с бурым таёжным медведем, и с диким кабаном, и отбиваться от стаи волков. Были в племени богатыри, которые искали случая проверить свою удаль и отвагу.
Но никто не рисковал схватиться один на один с Шайтаном. Успевал Шайтан ходить рядом с каждым человеком, был невидим, вездесущ и безжалостен. Зимой морозил тело и душу, летом по-комариному сосал кровь. Круглый год морил людей голодом, напускал трахому и несчастья, сеял вражду и ненависть.
В священных рощах женщины племени не столь усердно молились своему доброму богу Пуюр-шаюма, сколько злому Шайтану-Керемети. Веками умоляли его сменить гнев на милость. Веками в священных рощах стоял звон монет, нашитых на женских колпачках и платьях, так усердны были моления. Охотники пытались задобрить злого хозяина, клали на полянах под самые могучие деревья свои трофеи, приносили в жертву лошадей. Но разве можно задобрить лесное чудовище?
Ночью в священной роще свалил Шайтан молнией могучий дуб и сжёг его вместе с приношениями, медвежьими и конскими шкурами. Стал гроза людей бесноваться ураганом и ливнем. И терпению племени пришёл конец. Огнём ненависти вскипели сердца. Схватились люди за луки и топоры, бросились в чернильную темноту на врага. В шум урагана вплёлся грохот великой битвы. Стаями птиц летели стрелы, от стона и грохота по всей лесной земле из края в край нёсся гул и отдавался далёким эхом. В ту ночь мало кто из охотников вернулся к родным хижинам.
Вставало серое, туманное утро. Уцелевшие бросились на поле боя, припали к телам павших и поняли, что бились между собой, - Шайтан попутал! Все погибшие были свои, все поражены стрелами, изготовленными в племени. Так и остался недоступным лесной великан, всё так же сулил беды и несчастья. Слёзы печали и отчаяния ручьём полились из глаз женщин и в старину женщины умели любить и оплакивать своих сыновей и мужей-кормильцев.
Поток слёз лился бесконечно. На месте ночной битвы, в вытоптанной сотнями ног земляной чаше, женские слёзы перемешались с мужской кровью. Мать-земля не вынесла этой тяжести, провалилась на месте битвы. Образовалось озеро, глубину которого измерить так же трудно, как тяжесть и горе того марийского племени. Вода в озере кажется чёрной, как потемневшая от времени кровь, а возьмёшь в руки. С горя. Была причина. Не тот народ и не по-старому стал жить на этой земле.
Не стали марийцы признавать и почитать Шайтана. Ещё люди говорят, что недоволен он своим подводным положением. Временами сердится, и тогда рождаются новые острова, вода на поверхности ходит валами, а когда взбунтуется, то выкидывает её вверх фонтанами на десятки метров. Но это бывает редко, видимо, стар и немощен стал Шайтан. Однако в своё подводное царство никого не пускает. Пытались ныряльщики проникнуть в глубину хватает отважных ледяными клещами и где-то на дне запирает под пудовые замки».
Дрейфующие островки, которые появляются на озере Шайтан, возникают совершенно произвольно и так же внезапно, как появились, исчезают. В XVII веке на берегу озера находилось поместье некоего Масолова. Он, пользуясь тем, что крестьяне боятся озера, придумал даже особый вид наказания. Те, кто незаконно срубал лес и занимался браконьерством, должны были искупаться в Шайтане. Местные жители тяжело восприняли нововведенную форму наказания, и преступления мгновенно сократились - никто не хотел купаться в озере, в котором обитает сам черт.
Из-за этого же злого духа в озере не ловили рыбу. Правда, сейчас появилось научное объяснение всех странностей, которые происходят на озере. Дело в том, что на глубине около 12 метров в озере располагаются колодцы, через которое озеро наполняется грунтовыми водами. Иногда торф и ил, которые содержаться в озере Шайтан, закупоривают эти колодцы. Вследствие этого вода, стараясь пробить образовавшееся препятствие, под сильным напором выбрасывается из колодцев. Этим и объясняется появление фонтанов на поверхности водоема.
Острова, которые кочуют по водной глади, также образуются в результате выбросов воды. Часть земли отрывается - и отправляется в плавание по озеру. Но некоторые местные жители продолжают утверждать, что выбросы воды - это результат возмущения шайтана. Чаша Шайтана врезается в делювиальные суглинки (рыхлые продукты выветривания горных пород), которые пронизаны карстовыми трещинами, заполненными водой. Это верхний водоносный горизонт.
Ниже него находится второй слой, в котором содержатся артезианские воды, находящиеся под давлением. Карстовые колодцы, проходящие через оба слоя, под давлением артезианского слоя периодически выталкивают на поверхность образующиеся пробки из ила и торфа. Фонтаны могут выглядеть по-разному: и как фонтан десятиметровый высоты, и как небольшой водяной столб, и как многочасовое бурление воды на определенном участке. Это впечатляющее зрелище дополняется глухим шумом, которое эхо транслирует по лесу.
Именно выбросы воды обеспечили озеру еще одну визитную карточку - плавучие островки. Раньше считалось, что они образовались на остатках плотов, с которых здесь в начале XIX века на озере мочили липовую кору, идущую на мочало. Однако в действительности островки появляются из-за выбросов воды, которые отрывают от болотистого берега куски дерна с растениями. Попадаются такие крупные и плотные островки, способные выдержать несколько человек. Таких путешественников по Шайтану бродит обычно штук 20. Некоторые сбиваются «в стаи» и «пришвартовываются» обратно к берегу. Так или иначе, но сегодня озеро Шайтан уже не пугает, а скорее привлекает любителей нетронутой природы и хорошей рыбалки: говорят, здесь водятся караси, размером с ладонь.
В вятских лесах вышли на след существа
Дойдя до цели, мы испытали... страх. Не радость, не удивление, а именно страх - дикий, первобытный - перед чем-то неведомым и, возможно, таящим опасность. Он словно висел в воздухе, как невидимый туман - холодный и липкий. Это действительно был его след: на влажном от недавнего дождя песке был выдавлен отпечаток гигантской голой ступни. Биолог Андрей Чемоданов, присев на корточки, внимательно осмотрел находку:
- Еще «горячий» (этим словом охотники обычно обозначают свежий след). - И совсем не размыт - значит, уже после дождя прошел. Возможно, он где-то поблизости... Нам стало жутко. Огромное, неведомое существо - где-то совсем рядом. И еще неизвестно: мы ли ищем его или оно выслеживает нас.
В поисках «снежного человека» мы проехали и прошли по тайге 550 километров. И как оказалось - не зря. Разбойный бор, где пролег маршрут экспедиции, тянется по территории четырех районов...
Борис Михайлович оказался обстоятельным и дотошным человеком. Он рассказывает:
- День был ясный, видимость отличная. Смотрю - метрах в сорока от меня вроде медведи. Мать и детеныш. Серебристого окраса - таких у нас отродясь не было. Присмотрелся - оба на задних лапах стоят. И передние лапы необычные: длинные, у медведей чуть не вдвое короче. Мать ростом под два с половиной метра. Она что-то с дерева собирала. Не драла, а собирала, как пальцами. А маленький подпрыгивал на задних лапах. Баба его по заднице шлепнула. Поразился: движения у нее совсем не медвежьи, а как у человека. Тело - обросшее волосами, а лицо черное и без волос. И две груди спереди болтаются. Тут она ко мне повернулась - глаза большущие! Я в лесу вырос, сорок лет здесь лесничим служу, не робкого десятка. Да и ружье при мне было. Но стало жутко. Развернулся - и бежать. Добежал до дороги, сел на мотоцикл - и газу! Вот такое было приключение. («Большая жизнь», 26.06.2002, Москва, n119, стр./1, 18-19).