Данную историю рассказал мне человек, которого давно нет в живых. Звали его Александр В. Он трагически расстался с жизнью - замёрз в сугробе недалеко от дома. Родственники утверждают, что кто-то из местных жителей помог ему умереть подобным образом. Следствие разводит руками. Некоторые моменты истории могут показаться забавными и даже смешными, но стоит поставить себя на место героев данного происшествия, и улыбка враз улетучится.
Итак. Случилось это в середине девяностых где-то в Курской области, между двумя деревнями. Дети из одной деревни ходили в школу в другую. Путь лежал через конкретный, практически дремучий лес. Но это никого не пугало – привыкшие. Местность знакомая, каждая веточка как родная, да и идут шумной ватагой. Однажды компания припозднилась из школы, начало смеркаться. Идут дети по лесной дороге и вдруг слышат - где-то сбоку в зарослях захрустели ветки. Дети остановились, пытались разглядеть кто там, но ничего не увидели. Поспешили дальше. В это время хруст раздался с другой стороны дороги. Волк? Медведь? Нет. Их давненько тут не встречали. Так кто это? Шутник из школы? Вряд ли. Судя по хрусту, кто-то массивный.
Дети прошли поворот дороги, как вдруг позади послышался стук копыт. Он всё ускорялся и ускорялся. Нечто гналось за школьниками. Те не стали дожидаться и припустили до деревни. Но скорость преследователя была намного выше. Наконец из-за поворота выскочила лошадь. Сперва она показалась им обычной и безобидной лошадкой, испуг прошёл. Длилось это мгновение, пока дети не обратили внимание на её «морду». На них смотрело человеческое лицо, поросшее лошадиной щетиной.
Дети бросились врассыпную, крича на весь лес. Один мальчик забрался на дерево. Оборотка, а это была именно она, поскакала к дереву, стала пытаться забраться на него, но не вышло. Оборотка оставила попытку, погнавшись за остальными детьми. Но те также залезли на деревья, побросав портфели и сумки. Лошадь стала кружить снизу, надеясь, что добыча спустится.
Дети стали звать на помощь. На счастье, мимо проезжал мужик на телеге. Увидав, что творится, он погнал в деревню. Через четверть часа оттуда прибежали вооружённые кто чем местные жители. Они окружили участок леса, прочесали его, но никого не нашли. Скорее всего, оборотка либо убежала, либо, приняв человеческий облик, слилась с группой подоспевших на помощь. Если это так, то никто не обратил на неё внимания. Отсюда следует, что этот человек им хорошо знаком и вне подозрений. Перепуганных, дрожащих от страха детей сняли с деревьев и проводили по домам. Больше оборотку никто не видел.
Волколак - в славянской мифологии человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка. Волколака чаще описывали как обычного волка, иногда указывались странности во внешнем виде и поведении, указывающие на его человеческое происхождение Волколак сохраняет разум, но не может говорить.
Согласно народным представлениям, превращение в волков - наиболее распространённый тип оборотничества у славян.Он известен с древности и в той или иной степени присутствует у всех славянских народов, лучше всего представлен у белорусов, поляков и украинцев. В русских поверьях персонаж чаще называли о́боротнем, образ имеет явное сходство с волколаком. Южнославянские представления смешивают волколаков с упырями (вампирами).
Считалось, что колдуны для обращения в волков прочитывали заклинание и перепрыгивали, перешагивали, перекувыркивались или пролезали через наделяемый магической силой объект, накидывали его или перекидывали через себя и т. п. Для обратного превращения колдуну обычно требовалось совершить те же действия в обратном порядке.По своему желанию колдуны превращались в волколаков, чтобы причинить вред людям.
Встречались поверья о людях, склонность к периодическому оборотничеству у которых была с рождения в результате поведения их родителей или появилась в наказание за их собственные грехи. Отличительной чертой таких волколаков в человеческом облике считались различные зооморфные признаки, например волосы, напоминающие волчью шерсть. Превращение чаще происходило по ночам или в определённое время года. Часто считалось, что такие волколаки не контролируют своё поведение в волчьем облике и нападают на скот и людей, даже на близких. Иногда волколакам приписывался каннибализм. Сохранились древние поверья, связывающие с волколаками затмения небесных светил.
Согласно народным поверьям, колдун или ведьма могли превратить человека в волка, обычно из мести, накинув на него заговорённую волчью шкуру, обвязав поясом, зачаровав дверь, через которую должна пройти жертва, и другое. Особой популярностью пользовался сюжет о превращении в волков целой свадьбы. Срок превращения исчислялся от нескольких дней до нескольких лет. Невольные волколаки страдают от страха и отчаяния, скучают по человеческой жизни и не смешиваются с волками. Часто считалось, что они не едят падали и сырого мяса, перебиваясь подножным кормом и украденной у людей едой. Упоминается немало способов, при помощи которых якобы можно помочь вернуть им изначальный вид.
Представления о волколаках переняли значительную часть символики волка в славянской традиционной культуре. В качестве истоков мифа обычно указывают древние тотемические верования и обряды юношеской инициации. На образ волколака могли повлиять наблюдения за людьми с различными физическими и психическими отклонениями или за старыми и больными волками. Образ получил отражение в славянской художественной литературе.
Распространено мнение, что представление о волколачестве, как и в целом об оборотничестве, восходят к тотемизму, при котором осуществлялись обряды переодевания в шкуры тотемных животных. У славян был распространён обычай наряжаться в волчьи маски и костюмы на новогодние праздники, на Масленицу и по некоторым другим поводам, что может рассматриваться как имитация оборотничества. В ходе разрушения языческих верований и укрепления христианства отношение к волкам изменилось с нейтрального на отрицательное, также и оборотничество, рассматривавшееся некогда как знак «приобщения индивида к божественному либо священному животному», стало рассматриваться негативно и считаться «знаком-символом нечистой силы или её атрибутов».
Соответственно, предполагается, что раньше возникли представления о добровольном превращении в волков, тогда как другие типы оборотничества появились под воздействием христианства.Опираясь на то, что, за исключением превращений целых свадеб, рассказы о волчьем оборотничестве женщин у славян весьма редки, выводят, что представления о волколаках являются фольклоризацией сопровождавшихся употреблением изменяющих сознание веществ архаичным обрядам юношеской инициации, которые у древних славян якобы сопровождались ритуальным перерождением в волков, и последующим «волчьим» союзам молодых воинов, которые обособлялись от социума, жили в лесу и занимались разбоем, отголоски этих явлений видят, например, в польских и украинских обрядах инициации в мужские общины XIX века и в украинских представлениях о запорожских казаках и благородных разбойниках начала XIX века.
Волколачество могло также служить метафорой для военных походов, в которые отправлялись молодые воины-«волки». Предполагается также, что представления о волколачестве могут быть следом поклонения индоевропейцев богу-волку - богу воинов, мира мёртвых и плодородия. Представления о превращении свадьбы в волков связываются одними исследователями также с тотемизмом, так как свадебные группы некогда означали родовые группы. В восточнославянском народном творчестве волками могли называть практически всех участников свадьбы. Другие исследователи связывают эти представления с древней формой брака, так называемым умыканием - похищением невесты.
Впрочем, есть и скептические мнения относительно этих теорий, отрицающие связь древних обычаев и верований с позднейшими представлениями, которые вполне могли возникнуть и самостоятельно. Например, указывается на возможную связь народных взглядов на оборотничество с христианскими литературными источниками: пересказывавшими античные сообщения нравоучительными повествованиями, демонологическими работами, апокрифическими сказаниями, отголосками немецких и французских судов над «оборотнями».
Образ волколака служил демонической персонификацией негативных, тревожных, нарушающих гармонию явлений общественной жизни. Исследователи объясняли бытование мифов о волколаках психическими расстройствами, приводящими к звероподобному поведению (т. н. клиническая ликантропия и др.), рождением детей с атавистическими признаками (волчьей пастью, хвостом, густым оволосением лица) и просто «диким» внешним видом и т. п. Слухи об оборотнях могли сознательно распускать люди, воровавшие скот, и бродяги, ходившие по деревням, рассказывая душещипательные истории о том, что они ищут родственников, превращённых в волков, или о том, как они сами долго были волками, и получая подаяние от растроганных селян.
За историями нахождения человеческого тела под волчьей шкурой или превращения волка после гибели в человека могли стоять случаи намеренного или случайного убийства людей охотниками, пытавшихся таким образом избежать наказания. Представления о страдающих заколдованных волколаках могли возникнуть и в результате наблюдения старых дряхлых волков, которые больше не могли охотиться. За историями о нетипичном поведении волков могли также стоять случаи бешенства.
Н. А. Криничная отмечает, что, хотя во многих бывальщинах названы имена конкретных, ещё живых людей, как правило из соседнего поселения, но, когда приходишь к ним с расспросами, они как правило подтверждают историю, но утверждают, что она случилась не с ними, а с другими, опять-таки конкретными людьми из другой деревни. Б. Барановский указывал, что чем дальше от места действия была записана история о «волколаках», тем больше в ней появлялось небывалых подробностей.
Повсеместно считалось, что колдун или ведьма могут превратить человека в волколака (укр. Зро́блений - «сделанный» волколак), в основном из мести, против его воли. Он мог прочитать заклятие и или наслать на него ворожбу по ветру (Черниговская область), или вылить под ноги отвар из липового лыка (Волынская область), или накинуть на жертву волчью шкуру, или опоясать поясом, шнурком, верёвкой либо лентой (пояс здесь и медиатор между своим и «иным» миром, и узы, связывающие жертву), или накинуть на шею ярмо (у украинцев), или трижды ударив о порог топором, чтобы превратить того, кто пройдёт через дверь, или дать заклятую пищу либо зелье (например, отвар из кручёного лыка - у поляков, вино - у уральских казаков), при этом часто превращаются не те, кто задумано, или плюнуть в глаза (у украинцев), или вынудить колдовством или хитростью пролезть через хомут, или связать вершины двух растущих над дорогой рябин и зарезать на них трёх непоющих от старости петухов, так чтобы кровь капала с рябин на проезжающих под ними людей (Витебская губерния), или ударить палкой по лицу.
Среди сюжетов о насильственном превращении в волка были: отвергнутая женщина превращает мужчину, тёща - нелюбимого зятя, жена - мужа, мачеха - пасынка, невестка - деверя, колдун превращает своего сына в качестве наказания, дети колдуна превращаются, нечаянно выпив волшебное зелье, предназначенное их отцом для кого-то (Смоленская губерния). Обычно считалось, что колдун может превратить в волка только на определённый срок (1, 3, 6, 7, 9, 12, 25 дней, недель, месяцев, лет), но обычно не навсегда.
Впрочем, украинцы и словаки иногда считали, что заклятие становится необратимым, если колдун умирает хотя в Закарпатье и Полесье, напротив, было представление, что колдун не способен умереть (или умирает трудной смертью), пока жив или не расколдован волколак. У русских встречалось поверье, что колдун, превратившийся в волка в новолуние или на Святки, может укусить человека, посредством чего превратить его в волка на семь лет; тот мог избавиться от чар раньше, если укусит в это же время другого человека, передав образ волка ему. Кроме того, на человека мог набросить волчью шкуру, превратив в волколака, Николай по чешским поверьям, или Юрий у южных славян, а в Полесье встречались истории о превращении в волколака Богом.
У восточных славян и поляков были широко распространены представления, что колдун или ведьма могут превратить в волколаков целую свадьбу (это частный случай более общего мотива о колдуне или ведьме, портящих свадьбу, если они против неё или если их не пригласили на торжество). Для этого им нужно было прочитать заклинание и или опоясать всех гостей заговорёнными поясами, или положить такой пояс (иногда указывается, что скрученный из мочала) под порог, через который перешагивают все гости, или закопать на перекрёстке, по которому проедет свадебный поезд, или вырыть на этом перекрёстке небольшую канавку, или бросить клубок под копыта лошадей (Новгородская губерния), или перебежать дорогу свадебному поезду в облике волка (Волынская область), у белорусов также - или перекинуть через поезжан горошину из стручка, в котором было столько же горошин, как участников поезда, или перетянуть через дорогу нитку.
Превращённые обычно сразу убегали в лес. Таких волколаков можно было распознать по надетой на них праздничной одежде, или хотя бы по повязанным на гостях белым и красным рушникам, или по рушникам, превратившимся в белые полосы на шкуре, по лентам на невесте, по букетику цветов у жениха, по бегающим вместе заколдованным жениху и невесте. В Гродненской, Харьковской губерниях и на Урале считали, что, чтобы предотвратить превращение свадьбы в волколаков, старший дружка должен знать специальные отговоры, которыми он бы мог ответить на заговоры ведьмы. В Архангельской губернии считали, что свадебный поезд не должен отправляться без так называемого отпуска («напутствия») колдуна.
Перечислены многочисленные способы того, как можно было избавиться от заклятия раньше срока его истечения. Большая группа способов обратного превращения связана с соприкосновением с чем-то, относящимся к человеческому миру. При этом помочь принять обратно человеческий вид волколаку могли другие люди: нужно было или перекинуть через него пояс, собственную разорванную одежду, грабли (Витебская губерния) или вилы (у белорусов); или натянуть через дорогу нитку и пропустить под ней волколака, а потом разорвать её (Витебская губерния; или воткнуть нож в тесто в квашне; или дать ему съесть хлеба (у украинцев и словенцев) либо кусок свадебного каравая (у белорусов).
Назвать его по имени (зов по имени устанавливает магический контакт с человеком и возвращает его из «иного» мира; если имя не известно, то можно попробовать поперечислять имена); или надеть на волколака снятую с себя одежду (Архангельская губерния, Полесье; это своего рода обратное действие накидыванию шкуры) или пояс, на который предварительно навязать узлы, и при навязывании каждый раз говорить: «Господи помилуй»; или разорвать свою одежду и кинуть ему вслед; заколдованным членам свадьбы нужно сыграть на скрипке свадебную песню (у белорусов).
В отдельную подгруппу можно выделить контакт волколака с чем-то христианским: или совершить над ним христианский обряд - перекрестить, помолиться, привести в храм, отслужить над ним молебен, повенчать; или накрыть его поясом либо облачением священника; или накинуть на него скатерть, на которой освящали пасхальную еду; или дать ему благословлённую еду (Новгородская область, Словения или волколак должен услышать звон пасхальных колоколов; или его мог расколдовать Николай (у поляков). Есть также украинское описание более сложного обряда: нужно постелить рушник, перед ним воткнуть нож, поставить на рушник икону и положить хлеб, зажечь свечу и сказать: «Просим вас до хлеба-соли и до иконы. Отверни тебя Господи и очисти тебе тело молитвами».
Быличка из Псковской области рассказывает о том, как волколаков расколдовали, приманив звуками волшебной дудочки и обкурив куском савана попадьи-колдуньи. Другая группа способов предлагает попробовать снять с волколака волчью шкуру: или вытряхнуть его из неё (у украинцев); или привязать волколаков хвостами и испугать, чтобы они побежали в разные стороны, оставив связанные шкуры; или разорвать снятую волколаком на время шкуру (у словенцев).
Сюда же примыкают истории о превращении волколака в человека, если его ударить или вилами между глаз (Волынская область) (так как превращение, в том числе и обратное, - это своеобразная смерть), или палкой по пасти (Смоленская губерния), по голове либо по спине; иногда это происходит случайно, например люди бьют волколака, чтобы отогнать, или его кусают собаки либо волки, или его задевает рогом вол, или он цепляется за колышек в заборе либо за дерево.
Отдельно стоят такие способы как: или искупаться в проточной воде; или пробежать между ногами того, кто пустил волком (у украинцев); или кинуть в волколака навозом (Брестская область; навоз как источник плодородия широко использовался для отгона нечистой силы); или расколдовать его при помощи заговора; или разрезать заговорённый пояс, также заклятье спадёт, если он сам протрётся и лопнет; или забить два осиновых клина в углах избы (у белорусов).
Вообще, главной трудностью в помощи волколаку принять прежний вид считалось именно узнать его среди других волков. Однако белорусы считали, что если волколаку помогает принять прежний облик женщина, то она рискует в это время сама превратиться в волколака. В ряде историй заклятие снимает тот, кто его наслал, либо сам совершая магическое действие, либо указывая, что нужно сделать; есть даже представления о том, что это может сделать только он. Впрочем, в некоторых местах считали, что заклятье невозможно снять до истечения срока. Характерным мотивом является, что при обратном превращении на волколаке лопается волчья шкура или заколдовавший его пояс.
Обереги от превращения в волколака были практически не известны. Украинцы считали, что колдун не сможет превратить человека в волколака, если скрыть от него его настоящее имя. В Киевской губернии для защиты от превращений молились Вуколе (Вакуле).Украинцы также считали, что тот, кто уже был когда-то волколаком, больше им стать не может.
Помимо этого, встречались поверья, что у некоторых людей есть врождённые («врождённый, прирождённый, природный» волколак) или приобретённые своими действиями способности к периодическому оборотничеству. Данный тип превращения распространён в поверьях поляков, на Балканах, в Украинских Карпатах и в меньшей степени в Полесье (в русской и белорусской традициях он встречается очень редко). Волколаками могли стать дети, родители которых нарушали определённые запреты: так, волколачество угрожало детям женщины, увидевшей во время беременности волка.
Особенно после захода луны (у украинцев и словенцев), или съевшей мясо убитой волком скотины (у украинцев); тем, чьи родители работали в праздник; детям, зачатым или в запрещённый для половых отношений день (в праздник либо в пост), например, под Пасху (Волынская область, Бойковщина) либо в воскресенье, или в полночь, или просто в «злую» минуту. В данном типе поверий проявляется мотив искупления, которое несёт последующее поколение за грехи предыдущего.
Рождение в определённый период также обрекало на превращения в волка: например, во время Святок (центр Северной Болгарии). Волколаками могли стать дети женщины, забеременевшей от волка (Житомирская область, Бойковщина, Словения) или от упыря (Словакия), двоедушники (существа с двумя душами и иногда сердцами; Польшаи Украинские Карпатыпроклятые родителями дети, те, чьи крёстные во время крещения думали о волколаках, а также седьмой ребёнок одного и того же пола подряд в одной семье.
Кошмар на улице Черняховского
В редакцию обратился читатель Олег, живущий в доме по улице Черняховского. Он заявил, что в его квартире поселилось нечто. Какой-то невидимый зверь почти три недели наводит страх не только на мужчину, но и на его гражданскую жену Оксану. «Приезжайте, посмотрите все сами, – «взмолился» Олег. – Может, как-то поможете избавиться от этого чудовища». Через полчаса мы уже были в злополучной трехкомнатной квартире.
Оксана испуганно поднимает половичок, лежащий у двери. «Две недели назад мы с Олегом приехали домой из Фатежа, – рассказывает она. – Мы занимаемся укладкой кафельной плитки, и нам предложили облицевать несколько помещений на фатежском комбинате экологического детского питания. Как только зашли в квартиру, наше внимание сразу привлекла перевернутая и отброшенная в сторону половая тряпка. У нас нет ни кошки, ни собаки, а на половичке четко отпечатались черные следы какого-то зверя. Чуть ниже красовалось выжженное пятно в форме подобного звериного следа. На зеркале в прихожей, висящем довольно высоко, были какие-то странные полосы. Будто кто-то мазанул по стеклу грязной лапой.
По словам Оксаны, после приезда из Фатежа начался ужас. Во всех комнатах квартиры постоянно отчетливо слышны чьи-то шаги, сопровождаемые звуками, похожими на звериное дыхание. Особенно сильно это проявляется утром и поздно вечером. Жильцы квартиры периодически ощущают на себе чей-то тяжелый взгляд. А странные следы буквально преследуют их повсюду.
«Только помою полы в прихожей или спальне, – говорит Оксана, – достаточно отлучиться на несколько минут, как на свежевымытом линолеуме неожиданно вновь появляются эти зловещие звериные следы. Несколько раз их появление сопровождало тихое хихиканье. А неделю назад я вовсе чуть не упала в обморок от страха. Поздно вечером была одна, на кухне готовила мужу ужин. Вдруг в прихожей раздаются шаги, кухонная дверь сама собой тихонько приоткрывается…»
Какая-то неведомая сила с саркастическим урчанием, похожим то ли на хихиканье, то ли на звуки, издаваемые животным, начала двигать на кухне вещи: качнула люстру, сдвинула с места кастрюлю, приоткрыла дверцу кухонного шкафчика. Оксана с воплем выскочила из кухни, сразу позвонила мужу, чтобы быстрее возвращался домой. И до его прихода простояла на лестничной площадке в подъезде, не решаясь зайти в квартиру.
Пепельница в зале внезапно взорвалась
«С тех пор Я одна уже никогда дома не остаюсь, – качает головой курянка. – Коврик с отпечатками звериных следов храню специально, чтобы никто не посчитал, что мы все это придумали. Видимо, придется продавать эту «проклятую» квартиру. Жить в постоянном страхе просто невозможно».
«То, что мы квартиру продадим, это однозначно, – вступает в разговор Олег. – Знаете, очень неприятно постоянно ощущать на себе чей-то зловещий, неведомый взгляд. Я вначале думал, что это таким образом нас отец Оксаны начал посещать, чтобы поведать о причине своей страшной смерти (он не так давно покончил с собой). Но позавчера в зале у нас ни с того ни с сего взорвалась пепельница на журнальном столике, буквально разлетелась на мелкие куски. И тут я понял, что это точно не дух отца Оксаны – он бы портить вещи в квартире не стал. Так что уже даже не знаем, что думать. Откуда взялся в нашей квартире странный невидимый зверь, и что это вообще такое?»
Комментарий специалиста по аномальным явлениям Елены Деви из курского холис-центра «Эзотерика»: «Причиной подобной аномалии может быть один из двух факторов. Первый – по какой-то причине начал «чудить» домовой. Второй – возможно, это проявления полтергейста. Совсем недавно похожий случай был в одной из квартир Сеймского округа.
Там хозяину начал делать пакости собственный домовой. Зайдет тот в зал, а ему на голову неожиданно падает стеклянный плафон от люстры, все это сопровождается истеричным хохотом. С помощью специального магического ритуала я выгнала из той квартиры злого домового, и все там нормализовалось. Для борьбы с полтергейстом также существуют особые обряды. Если не удастся «договориться по-хорошему» с сущностью на улице Черняховского, ее также нужно убирать из квартиры. И тогда продавать жилье из-за страха не придется». («ДДД Курск»).
Спасение от огня
Мария Сергеевна М. живет в частном секторе Курска в небольшом деревянном домике. При выходе на пенсию осталась одна. Две дочери вышли замуж, а муж Алексей - участник первой чеченской войны - от полученных ран скончался два года назад. Общается Мария Сергеевна в основном с соседями. Вечерами они собираются на улице на посиделки, где узнают друг от друга всякие новости. Однажды летним вечером они собрались у дома соседки, как раз напротив дома Марии Сергеевны. Рассказывая какую-то историю, соседка неожиданно прервала свой рассказ.
- Сергеевна, смотри, к тебе в окно запрыгнула черная собака!
- Померещилось тебе, Петровна, - ответила та.
- Правда-правда, Сергеевна, - подтвердила другая женщина, - иди в дом, посмотри, проверь!
Войдя в дом, хозяйка осмотрела комнаты и кухню, но там никого не оказалось. Зато из ванной донесся странный шум, а потом - скулящий вой собаки.
Увидев собаку, женщина обомлела. Это была огромная черная псина. Она лежала на полу и жалобно скулила. Встретив взгляд Марии Сергеевны, животное завиляло хвостом. Погладив собаку, поговорив с ней, хозяйка пообещала угостить ее пельменями. Повернулась и пошла к плите. Взяла миску, сковородку с едой и заглянула в ванную. Собака исчезла. Женщина обшарила все закоулки в доме - никого. Вышла на улицу и спросила соседей:
- Собака из моего окна не вы-прыгивала?
- Нет, не видели, - последовал дружный ответ.
Поговорив о странном посетителе, разошлись по домам. Через пару недель черная собака появилась снова. Мария Сергеевна позвала ее к себе. В ответ собака завиляла хвостом, заглянула в глаза, посмотрела по сторонам, словно присматриваясь к новому хозяину. И вдруг… исчезла. Еще несколько раз эту черную собаку Мария Сергеевна видела около своего дома. Женщина так и не заметила, каким образом та уходила: посидит на земле, а потом будто испаряется…
Как-то вечером снова заговорили о странной собаке.
- Сергеевна, может, эта черная собака чует беду? Говорят, она приходит в минуты опасности.
- Кто его знает. Может, и так, - отвечала Мария Сергеевна.
Глубокой осенью с наступлением холодов в доме включался газовый водонагреватель (АГВ). Однажды, поужинав и посмотрев телевизор, хозяйка включила АГВ и легла спать. Задремала и вдруг услышала яростный собачий лай. Встала с кровати, включила свет. Нет, не приснилось.
Лающий пес отскочил к порогу и вернулся обратно. Затем снова отскочил. Хозяйка поняла, что надо идти за ним. Выйдя в коридор, Мария Сергеевна почувствовала запах дыма. На кухне, где был установлен АГВ, тлела шторка, по забывчивости оставленная у аппарата. Еще несколько минут - и вспыхнуло бы пламя. Хозяйка, схватив дымящуюся шторку, опустила ее в кастрюлю с компотом, стоящую на плите. Подкосились ноги, она едва до-бралась до табуретки. Потом стала искать собаку-спасительницу. Но умный пес непонятным образом покинул дом. Как он заходил, тоже осталось загадкой: и окна, и двери были закрыты. Хозяйка даже не успела сказать человеческое «спасибо» своему спасителю. (Василий Косинов).
Спасение на воде
Бредивший романтикой путешествий, я покинул отчий дом в семнадцать лет и уехал на Север. Потом все закружилось в круговороте жизни… Встретился я с другом детства тридцать лет спустя. Анатолий никуда и никогда не выезжал из родного села. Здесь же женился, завел кучу детей.Встретились и разговорились: было что вспомнить. Узнав, что я интересуюсь и занимаюсь всякой аномальщиной, он неожиданно отошел от темы разговора:
- Мне есть что тебе рассказать! Не подумай, с головой у меня все в порядке. Событие реальное, за свои слова готов ответить. Долго не решался рассказывать про это… Но ты должен мне верить. Ты же знаешь, я всегда был серьезным.
Вот его рассказ.
- Дело было 30 июля 1967 года. Тот воскресный день я запомнил на всю жизнь. До обеда мастерил из досок лавочку у полисадника. Около двух часов дня взял две удочки, сумку, банку с червями и пошел порыбачить на пруд. Шел мимо огородов по узкой тропинке. Там, где кончаются усадьбы, идет крутой спуск метров на двести. Я решил его обогнуть и пошел наискосок прямо к плотине. Облюбовал место на травке с учетом того, чтобы солнце не пекло в лицо. Погода стояла безветренная.
Ближе к вечеру, поймав с десяток хороших карпов, я собрал снасти и пошел вдоль берега под обрывом. Пройдя обрыв, стал взбираться на крутой холм, чтобы выйти на тропинку. На самом верху поднял голову и остолбенел - передо мной на четырех лапах стояла черная собака величиной с трехмесячного теленка. В деревне таких породистых собак ни у кого не было, у всех - одни дворняжки. Голова у собаки была небольшая, туловище и лапы чрезмерно толстые. В глаза бросился длинный, непропорциональный телу, хвост. Собака стояла на тропинке и в упор смотрела на меня. От испуга я попытался свернуть в сторону, но псина преградила мне дорогу.
Я заметил, что глаза у нее добрые и она виляет хвостом. Собака медленно пошла в сторону крайней усадьбы, а я вновь попытался выйти на тропинку. Животное оглянулось, подбежало ко мне и стало на моем пути. Я подумал, что собака чего-то хочет. Она подошла ко мне, толкнула мордой в колено и побежала. Я сообразил, что надо бегом следовать за ней. Через пару сотен метров она остановилась, села на задние лапы и, глядя на пруд, громко зарычала.
Я посмотрел на воду и ужаснулся. В тихой воде, буквально в трех метрах от берега прямо на поверхности лежало недвижимое тельце ребенка лет семи-восьми. Признаков жизни заметно не было: голова, руки и ноги были опущены вниз. В считанные секунды я очутился в воде. Глубина - не более полутора метров. Взял ребенка, поднял над головой и сразу же узнал: это была девочка с улицы, прилегающей к водоему.
К счастью, она зашевелилась. Я вынес ее на берег и положил на траву, чтобы оказать дальнейшую необходимую помощь. Девочка открыла глаза. Никогда в жизни мне не приходилось видеть более испуганных и несчастных глаз. Она медленно поднялась и, слегка пошатываясь, пошла в гору по направлению к дому. Навстречу ей с причитаниями бежала мать, на ходу выкрикивая мне слова благодарности. Откуда мать узнала о беде, до сих пор не могу понять.
Я посмотрел на место, где в по-следний раз оставил собаку, и не обнаружил ее. Долго потом искал спасительницу девочки, но безрезультатно. Оказалось, что эту собаку в деревне никто никогда не видел. Анатолий подчеркнул, что его рассказ - чистейшая правда. И очень сожалел, что тогда не потрогал собаку руками. Было ли это видение? Или живое существо? Я заинтересовался этой темой. Оказалось, встречи очевидцев с черной собакой далеко не единичны. Причем в городской местности такие псы встречаются даже чаще, чем в глухих, отдаленных местах. (Василий Косинов).
Русалки
Достаточно определенные представления о русалках, их образе жизни, проделках с людьми записаны нами от потомков российских переселенцев из Курской: «Говорили, что русалки живут на озере. Все пугали детей: «Вот пойдешь на озеро, там русалка. Озера те счас уже пересохли …» (В.Ф.Карпенко, с.Ярки Черепановского района НСО).
Рассказы о человекообразных существах, живущих в морях и реках, – русалках, наядах, ундинах – слишком распространены, чтобы безоговорочно от них отмахиваться, как от небылиц. Еще древнеримский натуралист Плиний сообщал о найденной на прибрежной отмели мертвой наяде. В старинных китайских рукописях встречаются изображения существ, похожих на европейских русалок. Колумб своими глазами видел трех наяд, а мореплаватель Генри Гудзон описывал встреченную им русалку так: «Выше пояса это была обыкновенная женщина с бледной кожей и длинными черными волосами, а ниже пупа у нее был дельфиний хвост». В 70-е годы ХХ века все газеты писали о мертвой наяде, обнаруженной неподалеку от Кейптауна (ЮАР), которая якобы разбилась о пирс во время сильного шторма.
Древние люди считали предками русалок языческих богов. Христиане верили, что наяды – это души утонувших моряков или даже падших ангелов, которых в рай грехи не пускают, а для ада они не натворили достаточного количества пакостей. У средневековых католиков женщина-рыба символизировала судьбу тех, кто погряз в блуде или стал «нечистым» покойником: утопленницы, родившиеся мертвыми младенцы или умершие некрещеными дети... Современные ученые предполагают, что наяды – это реально существующие морские коровы, которые имеют «женоподобную» грудь. Но вряд ли даже истосковавшиеся по женской ласке моряки могли принять этих уродин за женщин...
Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверьях в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев. Русалки - это поэтически воспетые богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их боялись, но по-своему любили и ценили.
Падший ангел из легенд
Предания гласят: как-то русалка подарила некоему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем корабле. Некоторые драгоценности он отдал своей любимой девушке. Да еще и не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал ревность и гнев. Она направила его лодку к пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В тот же миг юноша уснул, а, проснувшись, обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти лишь до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желания, при этом оставался пленником из-за собственной жадности.
Русалки жестоко мстят, будучи обмануты или обижены. По некоторым легендам, это – падшие ангелы, чьей пищей служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой они завлекают моряков в свои сети. Если же такой способ не срабатывал, русалка полагалась на уникальный запах своего тела, которому не мог противиться ни один мужчина. Поймав и усыпив жертву, она раздирала ее на кусочки острыми зубами. Менее жестокая легенда гласит, что русалки и тритоны жили в подводном царстве, среди множества сокровищ, забирая жертвы себе. Поэтому моряки считают русалку плохой приметой. Это значит, что увидевший ее вскоре утонет.
Корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с солнцем и луной. Бог солнца имел тело человека с венцом из головы рыбы и мантией из рыбьей чешуи. Постепенно его вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек. Вероятно, возникновение мифов о тритонах связано именно с ним. Богиня луны Атаргартис, полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что солнце и луна, заканчивая путешествие по небу, погружаются в море.
Им казалось естественным, что боги светил должны иметь подходящие тела для жизни и под водой, и вне ее. Необычные тела – соединение человека и рыбы, а также способность погружаться в неизведанные океанские пучины – добавляли таинственности. Русалки унаследовали эти качества. Может, зеркало, с которым их часто изображают, символизирует луну, влияющую на приливы и увеличивающую власть русалок. Связь с этими богами, наделенными в дохристианское время исключительным могуществом, увеличивала веру в легенды о русалках.
Прямые предшественники русалок – и тритоны из греческой мифологии. Они могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и у русалок, состояли из двух частей – человечьей и рыбьей. Древнегреческие сирены были полуженщинами-полуптицами, но они также чудесным пением заманивали людей. Когда герой мифов Одиссей пытался миновать их, он заткнул уши морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не поддаться искушению их пения. Индийские речные нимфы имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие новых побед, они никогда не мстили мужчинам, стремясь приносить радость.
С установлением христианства русалок стали описывать как существ, страстно желающих получить душу. Считалось, что русалка может обрести ее, только пообещав оставить море и поселившись на суше. Трогательна и печальна история VI века о русалке, ежедневно навещавшей монаха из братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил. Русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, но была не в силах предать море. В конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют «слезами русалки».
Женщины и… мужчины с рыбьим хвостом
Несмотря на скепсис заядлых материалистов, уже в наше время группа ученых-энтузиастов исследовала немногочисленные описания русалок (начиная с Аристотеля) и старинные гравюры. И выяснилось, что у типичной русалки, как и у человека, зрение бинокулярное, то есть смотрит она двумя глазами сразу и видит мир рельефным. Также по-человечески на руке у русалки большой палец противопоставлен остальным. Значит, она может брать в руки предметы и работать с ними.
На всех изображениях видна крупная голова, что говорит о хорошо развитом головном мозге. А вот рыбья чешуя на хвосте русалок существует лишь в воображении художников. На самом деле это, скорее всего, ороговевшие складки кожи. Да и сам хвост напоминает не хвост, а что-то наподобие лопастей китов. Под кожей, в отличие от морских млекопитающих, не было толстого слоя жира, поэтому русалки могли жить только в теплых морях.
К рыбам русалки не имеют никакого отношения. Они млекопитающие, подтверждение чему – наличие молочных желез. Вес взрослой русалки меньше веса взрослого человека, поэтому, по соображению ученых, беременность у нее продолжалась месяцев семь-восемь. Судя по количеству молочных желез, рождался обычно один детеныш, реже два.
Русалки были всеядны, питались морскими водорослями, моллюсками, рыбой. Даже разводили целые «огороды», где выращивали морские растения и съедобных моллюсков. Культура русалок не была высокоразвитой. Они не умели пользоваться огнем, не знали ткачества, книгопечатания, не умели добывать и обрабатывать металл, не делали керамику. Зато русалки были прекрасными музыкантами (играли на морских раковинах) и певуньями.
На некоторых гравюрах можно увидеть изображения особей мужского пола, но очень редко. Вероятно, численность их была крайне невелика, и поэтому русалки влюблялись в простых смертных, а потом страдали от неразделенной любви. Как истинные женщины, русалки были существами переменчивыми: могли то великодушно спасти моряка, то сладкими песнями прельстить его и обречь на гибель.
Когда и почему вымерли эти уникальные существа? Предполагают, что исчезновение русалок произошло в середине–конце XIX века, а причина банальная: экология. Вот и превратились русалочки в мифических существ, вроде Лохнесского чудовища. И тайны их существования хранят лишь темные глубины океана.
Проводы русалки
В Курской губернии среда на Русальной неделе звалась «буроломы» и связывалась с запретом белить холсты; иначе, как считали, начнется буря и разостланные на земле холсты унесет в омут. Последний день недели в разных местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». В этот день в южнорусских и поволжских губерниях устраивали обычно обряды чествования и проводов русалок.
В народной среде обязательность проведения обряда «проводов русалки» объясняли желанием вовремя избавиться от этих опасных существ. Так, воронежские крестьяне считали, что, если не бросить в поле «русалку», «то русалки всю лету будут тра-щать (стращать, пугать)». Вместе с тем ритуальное растерзание, сжигание или просто оставление чучела русалки в ржаных полях способствовало, по народным представлениям, лучшему росту хлебов.
«Проводы русалки» сопровождались или завершались еще одним важным ритуальным действием: участники обряда обливали друг друга водой. Это могло происходить во время шествия с «русалкой» и после него, уже на гулянии с хороводами, песнями и плясками. В саратовской традиции обливание осмыслялось как призывание дождя в летний период. Но, кроме того, общеизвестно, что обливание водой, равно как и купание, и перепрыгивание через огонь, в традиционной культуре всегда связывалось с идеей очищения, особенно тех, кто участвовал в ряженье.
Действительно, завершающим актом «проводов русалки» кое-где в Рязанской губернии было обязательное перепрыгивание участников обряда через костер, на котором сгорало чучело русалки. Здесь считали, что каждый перескочивший через огонь получал защиту от болезней, злых духов и колдунов. В Тульской губернии существовал обычай непременного омовения в реке на рассвете, после совершения обряда. Этот обычай местные жители связывали со снятием запрета на купание после ухода русалок.
В русском фольклоре нередко встречается мотив возвращения девушки, ставшей русалкой, в человеческий мир. Обычно мифологические рассказы повествуют о том, что при попытке вернуться русалка обращается к людям: говорили, что мать у них прокляла дочь. Ночью нельзя было ругаться, а она прокляла. Она оборотилась русалкой. Я иду однажды вечером, а она стоит у угла дома и кричит: «Андрей, надень мне крест!» Я думаю, с себя сниму крест, а ей надену. Подхожу, а она в овраг бежит и меня за собой тащит. Я думаю: «Ну нет, в овраг я не пойду». А она так и осталась русалкой.
Чаще же в быличках подмененную в детстве девушку, ставшую русалкой, в невестином возрасте спасают именно накидыванием на ее шею креста, и она остается жить с людьми. По украинским поверьям, русалки в Духов и Троицын день просят себе святого крещения.
Славянская русалочка
Свое название взяла от Русалий – древнеславянских празднеств, связанных с поминанием мертвых и заклятиями воскрешающейся после зимней спячки природы. Русалии приходятся на первую после Троицы неделю, которая называется Русальной. В это время русалок можно встретить даже днем и в лесах, а не только в водоемах: по этой причине всю неделю никто в одиночку не гуляет и не купается. Кроме первого понедельника после Троицы Духова дня, это единственные сутки в году, когда хвостатые девы никому не могут навредить.
Владимир Даль в своем словаре приводит многочисленные названия русских русалок: русавка, водяная, шутовка... А в Малороссии их называют мавками или майками – там они считаются существами веселыми и шаловливыми, в отличие от обитающих на севере и востоке злых и коварных «нежитей».