Давным-давно на земле Хакасской появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов: уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Богатырь ранил медведя, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу.
Шел день, другой. Он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнями деревья, откалывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан (Абакан), так стали называть эту реку местные жители, ибо по-хакасски «аба» - медведь, «хан» («канн») - кровь, т. е. «медвежья кровь».
Снежного человека видели в Саянах
Бигфут, большак, реликтовый гуманоид, сасквач, хозяин леса, большеног, йети и т. п … Мы считали, что он обитает где-то там, далеко…Как оказалось, это не так! В разные годы пятеро взрослых и трое подростков (охотник, двое сотрудников МВД, целитель-травник, школьники из Абазы, Новокузнецка, Москвы) сталкивались с ним, следами его жизнедеятельности в нашей Саянской тайге в 150-ти – 200-х километрах от Абазы. В моей записной журналистской книжке до поры до времени эти записи лежали нерасшифрованными. Видимо, настало время…
По известным причинам опускаю из повествования фамилии очевидцев, названия урочищ, рек, озёр, хотя в редакции все эти «координаты» имеются на тот случай, если информацией заинтересуются настоящие специалисты, ученые. Уважая вас, дорогие читатели, поясняем: делается это не для того, чтобы заинтриговать, напустить флёр таинственности, а только с целью не навредить, не вызвать бума паломничества в эти места. Ведь никто не исключает возможности того, что он и сейчас живет в долине Йети, примерно в двухстах километрах от маленького городка Абазы на горной реке Абакан.
И еще. Я постаралась не приукрашивать рассказ Евгения В., дабы не исказить фактические события. А было это так:
- Этот случай произошел со мной и моим другом. До этого я рассказывал о нем только близким, друзьям, но вот вы убедили меня поделиться воспоминаниями с тысячами читателей. Что ж, я готов сказать во всёуслышание: «В июне 1987 года в Саянах я встретил снежного человека!»
Я любитель дикого туризма, таежник. Как обычно с друзьями решили провести отпуск, путешествуя по таежным местам Западного Саяна. На этот раз отправились сначала на машине по трассе Абаза-Ак-Довурак, а потом в сторону – к горным озёрам Маранкуль и Анзеркуль.
Мы должны были идти в поход втроем, но, не дождавшись в назначенный день приятеля из Одессы, пошли вдвоем с Александром. Первую ночь провели в избушке у знакомого охотника-промысловика Феофана Малофеевича, ему же оставили записку и карту с маршрутом для друга. Надеялись, что он догонит нас на тропе. Помимо желания отдохнуть нами двигал интерес собрать в гольцах мумиё для себя, родных, а если повезет, то и для продажи.
Утровыдалось неприветливым: сыпал дождь, солнце так и не появилось, но мы решили не выбиваться из графика и отправились по тропе к близлежащему озеру. Ходу до него часа два. Погода не улучшилась, и мы, обогнув озеро, стали подниматься в гору. Тропу от дождя развезло. Я обратил внимание на то, что перед нами прошел человек. Но следы были необычные: то ли их размыло дождем, то и произошло наложение какого-то другого следа - уж очень отпечатки были огромными. Тогда мы не придали этому значения.
К обеду перевалили первую горную гряду и стали спускаться в долину речки. Вид, я вам скажу, открылся великолепный! Огромная поляна удивляла своим разноцветием. Но самым удивительным было то, что на ней мирно пасся лось. Увидев нас, он отреагировал своеобразно: не стал убегать в кедрачи, а понесся навстречу. Вид у нас был экзотический: поверх рюкзаков мы надели армейские плащ-палатки и внешне напоминали двух «горбунов». Ни наши испуганные крики, ни свист, не остановили его, и только выстрел из охотничьего ружья заставил сохатого медленно пойти к краю леса.
Эти опущенные (падшие) ангелы строят из себя страшных упырей с целью запугивания слабовольных людей, так как бесы будучи отверженными рассчитывают приподняться за счёт устрашения и унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые бесы боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Места для остановки на ночлег лучше не найти: красота, по краям поляны вековые кедрачи, много сушняка для костра, черемша растет в палец толщиной… Но вдруг у моего товарища резко ухудшилось самочувствие, его сильно затошнило, он сказал, что его будто ударили по голове. Были симптомы высокого давления, хотя Саша отличался отменным здоровьем. От еды он отказался.
Спустя примерно час он полностью восстановился, от головной боли не осталось и следа. Мы так и не нашли причин, объясняющих его недомогание. Но все же решили не рисковать и отдохнуть от перехода. Тогда мы были молоды, крепки здоровьем, чтобы ночевать в шалаше, а не в палатке, которая для долгих переходов тяжела (тогда они были из тяжелой брезентовой ткани, а не легкие, как сейчас). Мы сделали шалаш, накрыли его большим куском целлофана, настелили лапник и устроились на ночлег.
Спать совсем не хотелось Мы разговаривали о своем друге, который, возможно, нас и догонит завтра. И тут, как бы подтверждая наши мысли, раздался свист. Так мог свистеть только человек. «А, вот и Женька!» - обрадованно закричал Александр. Мы тоже в ответ засвистели. На наш свист откликнулись, как нам показалось, двое и совершенно в разных концах леса.
Словно два человека пересвистывались между собой. Звук нам показался каким-то странноватым – затяжным. Трудно объяснить словами. Вот попробуйте свистнуть не из себя, а напротив – втягивая воздух в себя. Вот-вот. Получается совсем другой оттенок звука. Мы еще посвистели, и нам начал отвечать один человек. По звуку слышалось, что он движется по направлению к нашему костру. Набросав в огонь побольше хвороста, мы стали ждать «свистуна». Но мы уже поняли, что это никакой ни Женька, вряд ли бы он отправился ночью один по тропе.
Нас охватило какое-то странное волнение, тревога. На всякий случай я достал свою двустволку. Не выдержав, я вдруг резко громко свистнул в два пальца. Метрах в тридцати от нас среди деревьев раздался треск ломающихся веток. Решив, что это медведь, мы не смогли уснуть до утра. Когда рассвело, мы осмотрели место, где ходил зверь. Там всё было истоптано: примята трава, сломаны хрупкие стебли черемши. Тогда мы единогласно решили, что нас беспокоил косолапый. Но опять-таки оставалась загадка: а кто же тогда свистел так странно?
Быстро перекусив, мы отправились вверх к гольцам. Через какое-то время я почувствовал себя отвратительно: кружилась и болела голова, казалось, силы мои на пределе. Я даже отдал другу свой рюкзак, чего ни разу со мной в походах не было. Все считают меня выносливым, двужильным. Кое-как я дошел до открытого места и буквально свалился с ног. Тут Саша закричал: «Смотри, медведь!»
И, действительно, по другому краю поляны на большой скорости промчался медведь. Он был как будто напуган и не обратил на нас никакого внимания. А у меня даже не было сил двигаться – так тошно было! Друг быстро развел костер, вскипятил чай. Выпив кружку крепкого чая с сухариками, я почувствовал себя получше. Симптомы болезни были те же, что и у Саши день назад. Через часа два мне стало легче так же неожиданно и беспричинно.
Мы отправились дальше в путь. На ночлег устроились на краю леса у подножия гольца. Начал накрапывать дождь, усталость валила с ног, и мы решили лечь спать пораньше. Но перед шалашом предусмотрительно зажгли большой костер. Что-то необъяснимое нас тревожило. Как рассказывал потом Александр, он проснулся среди ночи от холода. Вылез из палатки, чтобы подбросить в догорающий костер дрова. Дождя не было, небо разъяснило. Луна ярко освещала внизу ту долину, где мы ночевали прошлой ночью. Почему, не знаю, друг решил свистнуть. Лужа в шалаше, я отчетливо услышал ответ. Кто-то свистел леденяще пронзительно совсем рядом.
«Вылезай скорее и бери ружье!» - услышал я тревожный шёпот друга. «А я без него и не выйду!» - пронеслось в голове. Как по тревоге (мы с другом - офицеры) я выскочил из шалаша. Саша потом рассказывал, что у меня было такое выражение лица, что мог испугаться кто угодно. Друг молча показывал рукой прямо. То, что я увидел, плохо укладывалась в сознании. В метрах в 15-20-ти от нашего костра стоял он.
Существо не было похоже ни на человека, ни на зверя. Немного успокоившись, я стал рассматривать его. Рост – за 2 метра. Очень сильные длинные конечности. Одной рукой он держался за молодой кедр, а другая была опущена чуть ли не до колена. Шерсть при свете костра и яркой луны казалась серого, мышиного (шинельного) цвета, на груди волосы были более темными.
Потом мы уже решили, что это была мужская особь – «мужик». Глаза у него светились, как обычно у дикого зверя - красноватым огоньком. Детали лица я практически не разглядел. Но запомнил его «прическу»: волосы со лба как будто были зачесаны назад. Друг попросил меня держать ружье на спусковом крючке, а сам медленно стал приближаться к Нему. Я остановил его, сказав, что если он сделает еще шаг, то я буду стрелять. Не знаю, сколько минут или секунд прошло, пока мы разглядывали друг друга, но страх прошел, осталось только любопытство и желание запомнить всё, как можно четче.
А снежный человек, теперь не оставалось сомнений в том, что это был ОН, начал беспокойно двигаться: то с одной стороны кедра выглянет, то с другой. Почувствовав, что он не агрессивен, скорее так же любопытен, как и мы, стали выкрикивать как можно более доброжелательнее дурацкие фразы: «Мужик иди к нам!», «Гоша (почему Гоша так и не знаю), будешь чаю?!». Друга так захватила эта «игра», что он осмелел и приблизился к йети метра на три. А меня вдруг снова охватила паника: а если он бросится на нас? Я не выдержал и резко свистнул. Существо плавными шагами стало удаляться. В его движениях чувствовалась большая сила и в то же время удивительная пластика и осторожность.
До рассвета мы, конечно, не сомкнули глаз: жгли большой костер и разговаривали о «Гоше». Несколько раз в эту ночь мы слышали стук, как будто кто-то стучал палкой по дереву. Предполагаем, что йети таким образом пытался нас запугать и изгнать тем самым из своих владений. Еще мы сожалели о том, что перед отъездом выложили тяжелый фотоаппарат «Зенит» из рюкзака.
Утром у ручейка, где брали воду для чая, увидели достаточно отчетливые отпечатки ступней огромного человека. Теперь мы не сомневались в том, что и те размытые отпечатки на тропе, и нынешние принадлежат одному и тому же существу. Особенностью было то, что большой палец был оттопырен в сторону, у людей так не бывает.
Когда мы начали сворачивать целлофан с шалаша, то с одной стороны обнаружили сильно примятую траву. Скорее всего до того, как мы проснулись, он подходил к нам и рассматривал через прозрачный полог. Представляю свою реакцию, если бы, проснувшись ночью, увидел не звезды над головой, а рожу ночного гостя.
Остальные дни нашего похода были ничем не примечательными, поскольку самое яркое событие уже произошло. В гольцах мы собрали немного мумия и, поскольку ненастная погода нам не давала даже как следует обсохнуть, решили возвращаться домой. Спустились по тропе довольно быстро. Долину, где произошла встреча с Гошей, обогнули стороной. Почему? Не стали испытывать больше судьбу и благосклонность к нам лесного Хозяина.
В Новокузнецке рассказали об этой удивительной встрече нескольким знакомым и сослуживцам. Реакция была бурной. Одни откровенно смеялись, другие сомневались, третьи завороженно слушали.
Весь год нас с другом не оставляла мысль вновь вернуться в долину Йети, так мы окрестили место встречи со снежным человеком. Да и хотелось, наконец, доказать скептикам, что Он есть! Тем более мы начали собирать публикации в газетах, журналах, книги на эту тему. Ведь и в других уголках России, мира люди встречали реликтового гуманоида. Итак, дождавшись отпуска, летом 1988 года небольшой экспедицией в 5 человек мы отправились в эти же места. Но, как обычно говорят, это уже совсем другая история… (Татьяна Лисёнкова).
Около 200 особей йети обитает на Алтае, в Кузбассе и в Хакасии
В Петербурге завершились исследования ДНК кусочков шерсти, найденной в Азасской пещере (Таштагольский район Кемеровской области). Барнаул, 30 октября – АиФ-Алтай. Завершены ДНК-исследования кусочков шерсти, найденных во время экспедиции по поиску снежного человека в Азасской пещере (Таштагольский район Кемеровской области).
Ученые пришли к выводу, что образцы не принадлежат человеку и другим животным, обитающим в регионе. Неизвестное науке млекопитающее существо – нечто среднее между человеком и приматом и полностью покрыто шерстью. Об этом сообщает Интерфакс. «В северной столице исследование проводилось в нашем университете и в Зоологическом институте РАН. Мы пришли к выводам, исследовав образец под электронным микроскопом, что доставшиеся нам 10 волосков из Азасской пещеры не принадлежали человеку. Они - от млекопитающего, но не от медведя, козла, волка и других животных, которые водятся в Горной Шории», - приводятся в сообщении слова главного научного сотрудника Российского государственного гидрометеорологического университета, доктора биологических наук Валентина Сапунова.
Несмотря на то, что исследователям для анализа достались лишь 10 волосков без волосяных луковиц, достоверность результатов составляет около 70%, сообщил В. Сапунов. От человека обитающее в восточной Сибири существо генетически отличается лишь на 1%. Но совершено точно, что оно полностью покрыто шерстью и генетически находится между человеком и приматом.
Обитает существо, по словам В. Саунова, в Кузбассе, Алтайском крае и Хакасии. Численность его популяции может достигать 200 особей. Именно такое количество позволит существу воспроизводить себе подобных и не исчезнуть, считает ученый. На вопрос почему такое огромное «семейство» до сих пор не было обнаружено, ученый ответил, что у обнаруженных существ очень хорошо развита способность чувствовать опасность и избегать человека.
В Кемеровской области йети стал настоящим брендом. На известном горнолыжном курорте в Горной Шории установлен памятник снежному человеку, а в местных лавках бойко идет торговля сувенирами с изображением йети. Местные жители, в отличие от ученых, не раз встречались с загадочным существом и активно используют его образ в развитии туризма в регионе. (Aнка Смагинян).
На границе Хакасии лесник обнаружил жилище йети
Хакасия, 25 сентября 2009 - 52-летний инспектор Шорского национального парка Лазарь Кискоров нашел на границе Кузбасса и Хакасии пещеру, в которой, утверждает Лазарь, обитал снежный человек. Уже вторую за последние два года.
«Похоже, снежный человек был большим любителем мяса - по всей пещере разбросано большое количество костей, - рассказал Кискоров корреспонденту Лайф . - Зверь так не делает! В пещере я также обнаружил несколько лежанок йети. А недалеко от входа нашел огромный след, совсем свежий, четко отпечатавшийся после дождя».
Человеческие ли это останки или останки животных, пока сказать сложно. Но сам факт, что считавшийся травоядным йети неожиданно выказал плотоядные наклонности, лесника сильно удивил. «Я в эту пещеру еще наведаюсь, - говорит Лазарь. - Хочу узнать все тайны меню снежного человека. В пещере разбросаны точно не кости домашней скотины - до ближайшего села почти 80 километров, не дотащил бы... Да и в деревне никто не жаловался, что скот пропадал. Но и в каннибальские наклонности йети не верю - не мог он столько людей съесть». Ответить на вопросы, которые возникли у опытного таежника, должна экспертиза. (Лазарь Кискоров).
Легенды о русалках и о цветах. Жарки
Жарки - цветы Сибири и Алтая. Они, как раскаленные угольки, мелькают в темной зелени травы. Легеда о жарках-купальницах повествует следующее: «Стройный молодой пастух Алексей часто пригонял табуны коней на водопой к Байкалу. С разгона влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок.
Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея. Они то выходили на туманную лужайку и так легко танцевали, как может танцевать лишь туман от дыхания ветра. То рассаживались на зеленом берегу и распевали песни, покачивая в такт пению грациозными головками. То плавали по лунному озеру так изящно, как могут плавать только самые ловкие пловчихи, но ни одна из русалок не удостоилась внимания молодого пастуха.
Уныло вздыхая, большинство русалок погрузилось на дно озера, и только вздохи их нет-нет да и напомнят людям о тщетности русалочьих попыток. Но одна русалка так полюбила Алексея, что не захотела с ним расстаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Правда, иногда он, недоумевая, оглядывался на шелест куста или удивлялся необыкновенным очертаниям тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка отскакивала в сторону, мелко дрожа от страха.
Последний раз она сидела неподалеку от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шепотом, грустной песней и бледной улыбкой, но, когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы, который сибиряки ласково называют жарками. И правильно называют: жаркое пламя любви способно воспламенить даже и русалочью душу». Существует и другое сказание, по которому желтая россыпь жарков не что иное, как проросшие золотые монеты богатого купца, разбросанные в отчаянье его дочерью, когда отказался отец выдать ее замуж за бедного рыбака.
А вот хакасская легенда о происхождении этих удивительных цветов:
Жил - был бедный пастух Саян, пас он байский скот с утра до вечера. Однажды на отару напала стая волков. Еле отбил Саян байский скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной водой. Еле- еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал жарками. Идут века, пламенеют жарки в лесах Хакасии.
И еще одна хакасская легенда:
Волею судьбы в Средний мир, мир деревьев, воды, гор и людей, попал Сивый бык, хранитель душ хакасского скота. Свирепое животное было серо, как сумерки - самая тяжелая и страшная часть суток. Его рога, копыта, мощное тело наводили страх на окружающих, а потусторонний взгляд маленьких глаз внушал леденящий ужас. Сивого быка обходили стороной звери, птицы, избегали встречи с ним и люди. Только стая свободных волков, польстившись на огромную тушу, решила вступить с ним в бой. Замерло все, услышав шум богатырской битвы. Сотрясалась земля, а от бычьего рева сдвигались с места горы, выходили из берегов реки, многие потекли вспять. Победил Сивый бык свободных волков.
Разъяренный, пошагал он по степям и горам. Там, где ступали копыта чудовища, образовывались озера, там, где его бока разрезали землю, пролегали оросительные каналы, водой которых черноголовый народ поливал поля. Там, где падала кровавая пена с боков Сивого быка, хранителя душ хакасского скота, появились цветы необычайного цвета. Горят они пламенем, как ярость, гордость Сивого быка. Народ чтит их, видя в них символ пламенной борьбы за свободу и независимость. Огнем горят горы Хакасии, когда цветут жарки, или купальница азиатская. («Исцеляющее Слово»).
Легенды озер
Давным-давно жила на свете девушка Шира, молодая, веселая, необычайной красоты, желанная всеми мужчинами. Был у девушки жених, которого она очень любила, и с нетерпеньем ждала свадьбы. Но в девушку был влюблен злой Дух, и он захотел завладеть девушкой. Ее жених не собирался просто так отдать свою прекрасную невесту в руки Духу, и вызвал его на дуэль.
Руки девушки удостоится лишь победитель. Долгой и жестокой была их битва, но, к сожалению, злой Дух оказался сильнее и убил жениха. Девушка Шира впала в отчаянье, она не хотела становиться женой Духа. Тогда девушка пошла просить о помощи свою мать Солнце. Мать Солнце сжалилась и превратила прекрасную девушку в озеро. А ее жених теперь вечно лежит около своей любимой и охраняет ее. Легенда записана не дословно со слов экскурсовода, расширена и переработана автором поста.
Легенда озера Белё
В далекие времена, на том месте, где сейчас раскинулась водная гладь озера Белё, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем.
И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не мог. Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи. Кого они касались – тот падал замертво. Жил в тех краях богатырь, и пришли к нему люди с просьбой, чтобы избавил он их от этой огненной птицы. Подумал богатырь и согласился. Его возлюбленная вышила пояс, подарила его юноше на счастье.
Три дня и три ночи мастерил себе богатырь из тысячи лиственниц крепкий лук и стрелы, да отправился черной ночью, чтобы птица его не увидела, на охоту удачу пытать. Вскоре услышали люди страшный грохот – то сошлись в схватке могучий богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю – все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Когда земля и леса полыхнули белым жаром, то стало так светло, что народ закричал: «Бело! Бело! Бело!»
Много дней бушевал огненный ураган и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря.
Главная легенда Хакасии
Давным-давно суши на земле совсем не было. А было темно и мрачно от густого тумана, поднимающегося с океана. Лишь иногда маленькие смелые лучи солнца пробивались сквозь серую пелену, которую не мог разогнать даже колючий ветер. И тогда можно было увидеть как появлялась и вновь исчезала странствующая утка Хас. Она отчаянно кричала, потому что вот-вот на свет должно было появиться яйцо, а кусочка суши для гнезда так и не находилось. Отчаявшись, утка Хас глубоко вдохнула, набрала побольше воздуха и камнем упала в пучины волн.
Её клюв уткнулся в мягкий чёрный ил. Она схватила кусочек ила и, оттолкнувшись лапами от дна океана, устремилась вверх. Добыча была так мала, что её не хватило для сооружения гнезда, и поэтому, отдышавшись, утка Хас снова нырнула. Потом ещё и ещё… Вскоре ей были не страшны ни злой океан, ни холодный ветер. На дне океана она нашла тот самый кусочек суши, которого ей так не хватало для гнезда.
Ветер подсушил ил и он превратился в настоящую землю. В последний раз поднялась утка Хас высоко в небо, осмотрела с гордостью свою работу и с победным криком легко заскользила вниз, потому что настал момент…яйцо появилось на свет… Вот так и появилась на нашей планете земля. И всё это произошло благодаря смелой утке Хас… По той земле, что разрослась из гнёздышка утки Хас, бежала белая волчица, пронзённая стрелой. Через горы и реки, через леса и степи стремилась она к родному порогу.
С каждым новым прыжком из смертельной раны её падали капли крови. И там, где они просачивались в землю, там рождался тюркский народ. Наконец добралась она до широкой степи у подножия Саян и вытянулась у порога своего дома в великом сне. Последние капли крови упали из её раны на родительскую землю и поднялся здесь народ хакасский. Он долго оплакивал свою мать-прародительницу и похоронил её с почестями под четырьмя камнями. С какой бы стороны света ни пришли к её могиле сыновья, она всегда их ждёт и встречает. По великим праздникам поднимается дух белой волчицы и парит над сынами своими, радуясь или скорбя вместе с ними…
Установлено: В тех странах, где часто появляются бесы-русалки, криптиды, призраки, НЛО и др.
- там и проявляются половые извращения в человеческом обществе
Легенда озера Иткуль
Иногда озеро Иткуль называют Шумящим озером. Это название пришло с далеких времен. Жила когда-то давно в этих краях зажиточная пара: муж и жена. До того богатые, что у жены только служанок было 50 человек. Возвращались они однажды домой из далекого путешествия, и остановились на ночлег. Расположились, устроили трапезу и стали отдыхать.
У служанок появилось свободное время, и они пошли гулять на озеро. Красивые озорные молодые девушки плавали, купались, смеялись и забавлялись в озере. Их услышал Водяной. Девушки так понравились ему, что он забрал их себе. На утро муж с женой проснулись, а служанок нет. Звали их, искали – не нашли нигде. Пришлось уехать без них. А служанки превратились в русалок и остались с водяным. Теперь живут с ним и развлекают его. А когда водяной им докучает, они шумят на него.
Мистика Кашкулакской пещеры
Юная «старушка»
Впервые об этой пещере я услышал лет 15 назад от моих знакомых спелеологов, братьев Николая и Владимира Савченко. Вернувшись из очередного похода по пещерам Кузнецкого Алатау, они рассказали мне жуткие истории о найденных в пещере полуистлевших человеческих костях, о тенях и звуках бубна шамана, о беспричинном ужасе, который они испытывали, проходя определенный участок этой пещеры. Поведали братья также историю, которую они, в свою очередь, услышали в походе:
«В 1960-х годах группа студентов из 20 человек полезла в эту чертову дыру. Вышли из нее только две студентки. И то одну девушку в буйном невменяемом состоянии подобрали охотники неподалеку от пещеры. Она кусалась и кричала что-то бессвязное. Ее сразу упрятали в «психушку». Вторая же студентка помешалась «тихо». Ночью ее обнаружил наряд милиции поселка Шира.
Седовласая, с мертвенным лицом, с искусанными в кровь губами, она шла по темным улицам поселка. В руках девушка сжимала какую-то фигурку из камня, которую ни за что не хотела отдавать. Не останавливаясь ни на секунду, она что-то очень быстро и горячо шептала. И эту девушку определили в дом скорби, где она в течение месяца «сгорела» от какой-то загадочной болезни. Врачи так и не смогли установить причину смерти - стремительно худевшая пациентка была хоть и безумна, но абсолютно здорова. Под матрацем испустившей последнее дыхание юной «старушки» медсестра обнаружила маленькую каменную фигурку...».
Лисья шапка с рогами
Признаюсь - не поверил я тогда рассказчикам. Даже издевался над ними, сопровождая их рассказ остроумными, как мне казалось, комментариями: сколько, мол, братья выпили перед тем, как слушать такие байки. Однако прошло около полугода, и мои знакомые вновь отправились в очередной поход на Кошкулак. В группе из 30 человек в основном были школьники - шли ноябрьские каникулы. Провели наши туристы близ пещеры около трех дней. Первые две экспедиции под землю прошли спокойно.
Наслышанные об ужасах Кошкулака и мечтавшие об острых ощущениях школьники были разочарованы. На третий день, перед сворачиванием лагеря, они упросили взрослых в последний раз «пробежаться по пещере». После того как обошли все гроты, в том числе грот Скелетов, где обычно, если верить очевидцам, и происходит невероятное, ребята уже собрались подниматься наверх. В этот момент все вдруг почувствовали леденящий приступ ужаса. Школьники кинулись к выходу, расталкивая не менее напуганных родителей и учителей...
Уже при свете солнца, когда страх отпустил, пионеры и их провожатые наперебой начали делиться тем, что им причудилось в глубинах пещеры. У каждого, как выяснилось, ужас имел свое «обличье». Одни видели жуткое чудовище с туловищем медведя и с окровавленным человеческим черепом вместо головы, другие увидели огромных ворон, сидящих на груде костей, третьим «явился» (моим знакомым спелеологам в том числе) отвратительный старый шаман в замызганной лисьей шапке с рогами, бьющий в бубен и производящий замысловатые телодвижения. Жестами он как будто звал к себе...
Через некоторое время после возвращения группы домой одного из участников похода, шестиклассника, нашли повешенным на чердаке собственного дома. Он оставил посмертную записку весьма странного содержания. Мальчик писал о каком-то каменном дьяволе, о темных норах и безумии. А в конце: «... умри, но помни камни». Родители ушедшего из жизни мальчика утверждали, что эта фраза написана другим почерком. Пещера Кашкулакская (Чёрного дьявола)
Обжигающий взгляд
Ещё в 1980-х годах Кошкулакской пещерой, слухами о привидениях, обитавших в ее недрах, заинтересовались ученые из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Были снаряжены экспедиции для изучения феномена пещеры.
Пожалуй, тогда впервые ученые признали, что видения - это не просто фантазии испугавшихся темноты экскурсантов. В 1985 году сотрудник института Константин Вакулин с группой спелеологов обследовал гроты. После нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел последним. Закрепил веревку на специальном поясе, приготовился к подъему. И вдруг почувствовал на себе пристальный взгляд. Ученого обдало жаром. Первое побуждение - бежать! Но ноги не слушались. Посмотреть, что творится за спиной, было безумно страшно. И все же, будто в состоянии гипноза, повинуясь чьей-то чужой воле, он повернул голову и увидел метрах в пяти от себя... пожилого шамана.
Того же самого, из рассказов моих друзей-спелеологов: развевающиеся одежды; мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и плавные, зазывающие движения руками - мол, иди, иди за мной!.. Бакунин безотчетно сделал несколько шагов вглубь и тут же, словно сбросив темные чары, начал отчаянно дергать веревку. Не поддавшись на «уговоры» пещерного шамана, он, вполне возможно, и избежал участи когда-то погибших или тронувшихся умом. Свидетелем почти тех же видений стал еще один участник экспедиции - Николай Каманов.
Обобщив полученные свидетельства, ученые предположили, что все эти галлюцинации, безотчетный, панический страх, разумеется, не происки темной силы, а результат вполне материального внешнего воздействия. Известно, например, что инфразвук с частотой около 6 герц может вызвать чувство неописуемого ужаса.
В одном из гротов пещеры черного дьявола была развернута специальная лаборатория. Исследователи ставили там опыты, проводили различные измерения. В результате была установлена геомагнитная аномалия. Электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Еще на начальной стадии исследования ученые заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, бывало же, что он шел «пучками». Причем всегда с одинаковой амплитудой. Случалось, сигнал пропадал на два-три дня, а то и на неделю, но потом неизменно возвращался.
Таинственный маяк
Учёные задались вопросом: откуда берутся эти странные импульсы? После серии экспериментов было установлено, что пробиваются они из глубины пещеры. Было решено проверить, не связаны ли эти импульсы с жуткими видениями, являющимися тем, кто оказывался в пещере. Время фиксации импульсов в точности совпало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас.
Импульсы, как и предполагали ученые, оказались низкочастотными. Теми самыми, которые не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают воздействие на все живое, в том числе и на психику человека. Вот только откуда они идут? У сотрудников института нет сомнений, что такой частоты импульсы с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель. Но откуда ему взяться в глухой тайге, глубоко под землей? Ученые обследовали всю пещеру, спускались в самые потаенные уголки - тщетно. Поиск искусственного излучателя не увенчался успехом. Таинственный маяк, если он только существует в природе, находится еще глубже.
Что касается галлюцинаций (а ученые считают жуткие видения всего лишь безобидными «глюками»), участники исследования сошлись на такой версии: восприятие несуществующих объектов в качестве реальных может вызываться какой-нибудь необычной химической смесью, присутствующей в воздухе, наполняющем пещеру. Однако что это за смесь и насколько она изучена - пока не известно.
Остался открытым и такой вопрос: почему ко многим видение «приходит» именно в облике шамана? С галлюцинациями так быть вроде бы не должно - это, как и сны, явление «эксклюзивное». Впрочем, разовые экспедиции и не могли, наверное, развеять все мифы. Начавшаяся в то время перестройка задала куда более животрепещущие вопросы. Так что разгадка тайн пещеры черного дьявола, наверное, впереди. А пока, за неимением материалистического обоснования происходящего в подземелье, из уст в уста, вместе с душераздирающими рассказами, передаются древние легенды.
Месть шамана
Однойиз них в предыдущем номере «АиФ на Енисее» поделилась «белый» шаман Татьяна Кобежикова. Когда-то неподалеку от этой пещеры был похоронен шаман. Люди нарушили его покой, и он наказывает их тем, что является им во сне, а то и наяву в образе человека в диковинных одеждах, увлекая за собой. Если верить местной молве, дух древнего хакасского шамана обитает в гроте Призраков, что по соседству с гротом Скелетов.
По другой легенде, Кошкулакская пещера была у древних хакасов местом культовым. Здесь язычники поклонялись не только фаллосу как символу продолжения рода - вокруг естественного сталагмита в форме фаллоса сохранилось древнее кострище. Здесь же, по преданию, предки хакасов поклонялись черному дьяволу, приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. В пользу этой легенды говорит сохранившийся до наших дней древний жертвенник. Кто верит в эту легенду, считает, что пещера за столетия впитала в себя темную энергию древних шаманов, которая, остерегая свои тайны, выплескивается от случая к случаю на излишне любопытных гостей пещеры.
Золото Колчака
Мифы, связанные с Кошкулакской пещерой, не только не умирают, но и рождаются. В буклетах для туристов с вами, например, поделятся предположениями о том, что в одном из гротов пещеры черного дьявола спрятано золото Колчака, что здесь затерян тайный склад оружия «батьки» Соловьева. Верных же ленинцев не может не тронуть такая версия: молодой командир ужурских чоновцев Аркаша Голиков именно у входа в эту пещеру получил свое легендарное прозвище Гайдар.
Дорога в ад
Одно из самых загадочных мест Хакасии - пещера Кошкулак. Это таинственное место находится высоко в горах недалеко от глухой таежной деревушки Топаново Ширинского района. Без опытного спелеолога или местного проводника в пещеру соваться опасно - шутка ли - почти вертикальный спуск около трехсот метров. Да и добраться до пещеры не так просто - плохонькую гравийку осилит не каждый автомобиль . Потом пешочком по тайге в гору потопать надо. А в местах тех живности всякой - навалом. Душу шамана встретишь или нет - еще вопрос, а вот бурого мишку - запросто.
Пыталась уговорить кое - кого из местных жителей проводить к этой пещере - бесполезно. Никаких денег не надо. Говорят, черный шаман, если затянет, уже не отпустит. Кошкулак считается культовым местом. Одни рассказывают, что когда - то в этой пещере приносили в жертву людей (детей там убивали или молодых женщин - точно сказать никто не может), и сейчас у этого места очень дурная слава. Мол, души загубленные покоя найти не могут и мстят живым за свое безрадостное существование.
Там побывала не одна научная экспедиция, некоторые даже видели этого самого черного шамана, про которого говорят местные. Один научный сотрудник, не пожелавший назваться, рассказал такую историю: «Наша группа спускалась в Кошкулак , чтобы проверить . Пещера не самая глубокая, в Ширинском районе есть и поглубже , и покрасивее. А эта, действительно, черная какая - то, человеческих костей мы там, правда, не нашли, зато костей животных там очень много. Может, они сюда умирать приходят. Ощущения в этой пещере не из приятных, но никаких явных проявлений чего - то особенного мы не заметили.
Почти вся наша группа поднялась наверх. Я в цепочке был последним и на какое - то время остался в пещере один. Вдруг почувствовал на себе чей - то взгляд. Обернулся и обомлел: от стены отделилось существо - то ли человек, то ли зверь - тело вроде человеческое, на лице что - то вроде черной маски, а на голове витые рога. Смотрит на меня это существо и пальцем манит.
Я, как завороженный, потянулся к веревке, чтобы развязать узел. В это время кто - то сверху меня окликнул, я очнулся и изо всей силы дернул веревку. Что это было - сон или явь? Но под впечатлением я ходил еще долго. Иногда этот шаман (именно так местные жители описывают черного шамана ) мне потом снился. Нет, больше я в эту пещеру не полезу».