Тамбовская область. Этот край у россиян давно ассоциируется с ним – с волком. Но дело не только в этой известной поговорке.
В этих местах можно услышать невероятные, порой ужасающие истории, поверить в которые человеческий разум просто отказывается. Местные жители наперебой рассказывают леденящие душу реальные события, произнося слово «оборотень» как приговор, как реальность, с которой им пришлось смириться. Дети, рожденные с волосяным покровом и продленным позвоночником, постоянно исчезающие люди, странные смерти… Но на самом ли деле существуют эти полузвери-полулюди, известные нам из старинных легенд?
И насколько вероятно, что эти жуткие монстры ходят рядом с нами по земле? Всего в ста километрах от цивилизации, от города Тамбова есть места, которые называют гиблыми, аномальными, блудными, проклятыми и даже заклятыми. Здесь всегда что-то случается. Ходят слухи, что в деревнях, которые здесь находятся, живут колдуны, ведьмы и даже оборотни.
Эти земли населяет народ мордва, который всегда славился своей тягой к колдовству. Этот народ не просто считается хранителем тайны колдовства, у него всегда было особое верование, связанное с животными. До сих пор люди рассказывают, что в этих деревнях существует нечистая потусторонняя сила, люди-оборотни, которые могут оборачиваться в неодушевленные предметы или животные, например, в свинью. Однако свинья – это начальный уровень местной магии. Гораздо страшнее люди - волки.
Археологи в этих местах постоянно находят странные предметы, которые, по их мнению, являются орудием борьбы с оборотнями. Серпы, а именно так выглядят эти предметы, предназначены для убийства оборотней. Свидетельством тому остатки серебра, найденные на этих находках. Но если местные жители создавали оружие против оборотней, то это значит только одно: оборотни действительно существуют. И действительно, в мордовских деревнях обычным людям сразу же становится некомфортно. У человека возникает необъяснимое чувство опасности и страха. Жители деревень уверены, что среди них на самом деле живут оборотни, но кто они, они не говорят, считая, что неведение облегчает им жизнь.
Появление оборотней часто связывают с ураганами, которые в этих местах не редкость. В хорошую погоду существ, трансформирующихся в волка или другого животного, встретить трудно. Но когда начинаются жуткие ветра, то оборотни выходят на охоту. К ураганам в этих местах, как правило, готовы, но это не отменяет их последствия. Причем, в Тамбовской области это четко обозначенная территория: от Моршанска до Мичуринска. Странно, но это именно те места, которые населяет мордва – народ, верящий в оборотни. Что это – случайное совпадение или закономерность?
Исследователи, изучающие данные явления, говорят, что многие путники в районе села Красиловка встречали страшные волосатые существа, имеющие достаточно высокий рост и всего один глаз. Это монстры, это - не люди, скорее зверолюди, уверены они. Причем местные краеведы, люди достаточно начитанные и цивилизованные, которым чужды суеверия, уверяют, что существование зверолюдей – не сказка, а действительность. Правда, в последние годы этих существ здесь по какой-то причине не видели, и неизвестно, ушли они или скрываются в ближних лесах, ожидая своего часа.
Их исчезновение связывают с местным чудом, находящимся в селе Новоситовка. Один из частых в этих местах ураганов выломал огромное дерево – ветлу, и на его месте забил священный родник. Многие видели священные лики в водах ручья. И здесь, в месте, где забил родник, добро преградило дорогу злу, и оборотни и зверолюди ушли, но куда – неизвестно. Может, они углубились в ближайшие леса или перешли жить в другие села и поселки, находящиеся на пути тамбовских ураганов. Местные жители уверены, что именно вода стала очищать местность от нечисти – оборотней, зверолюдей и т.д. А то, что все эти «черные» твари связаны между собой, здесь никто не сомневается.
Если свести воедино все поверья о колдунах, оборотнях и зверолюдях, то получается следующее: когда-то в этих местах рядом с людьми жили страшные одноглазые существа, немного похожие на людей. Они воровали мужчин и женщин из окружающих сел и, похоже, не только для того, чтобы удовлетворить свой звериный голод. У них рождались дети: нечто среднее между монстром и человеком. Они селились на окраинах поселений и слыли среди местных колдунами. Однако время от времени, под покровом ночи они могли оборачиваться в животных. Т.е. они были именно теми самыми оборотнями – людьми с волчьим обличием.
Оборотничество является весьма древним верованием. Ученые не могут доподлинно сказать, когда оно появилось, но в древнем искусстве сюжеты на эту тему встречаются тысяч за двадцать или тридцать лет до нашей эры. Исследователи говорят, что исстари к оборотням на Руси относились как к реальности, а не как к сказке. То есть в них не только верили: их существование даже не оспаривалось. Уже в восемнадцатом веке некоторые люди привлекались к суду за колдовство и порчу, за то, что они обучали людей оборачиваться в животных. Существует немало исторических документов на эту тему. Есть даже определенные теории о том, как превращаться в оборотней.
Также в Тамбовской области находится место, именуемое Давыдовским городищем. В результате раскопок было выяснено, что город исчез с лица земли в результате пожара, и с тех пор это место необитаемо. Однако оно хранит немало тайн, которые ставят исследователей в тупик. Доподлинно известно, что здесь обитала мордва. Но это не типично для данного народа, который не склонен был создавать такие крупные города. Исследователи уверены, что крепость-городище было полностью уничтожено – выжжено дотла.
На руинах этого древнего языческого города было обнаружено две христианские печати, причем они старше чем произошло Крещение Руси, лет на триста. Кроме человеческих, на городище были найдены в огромном количестве волчьи кости - мордовские тотемы, оберегающие этот город. Обилие волчьих костей присуще мордве, ведь они свято верили в существование оборотней, а также в свое происхождение от них. Видимо захватчики, погубившие это городище, просто хотели уничтожить логово оборотней, поэтому они не грабили, не разоряли это богатое место, а просто закидали его огненными стрелами, чтобы на корню уничтожить зловещее селение.
Старожилы многих деревень в Тамбовской области уверенно говорят, что среди них и сегодня живут оборотни и колдуны. Однако никто из них не называет конкретных имен, ведь за неверно сказанное слово можно поплатиться жизнью. Видимо, веру в существование этих оборотней и объясняет тот факт, что на многих деревянных домах в деревнях снаружи нарисованы огромные кресты, отпугивающие «оборачивающихся».
Вообще, поклонные кресты в этих местах считаются единственным спасением от нечисти. Но намечается странная тенденция: в те места, где устанавливаются поклонные кресты, ураган больше не приходит. Местные жители говорят, что страшные смерчи доходят до православных крестов и останавливаются. Более того, ни о какой нечистой силе, оборотнях и колдунах в деревнях, которые охраняет крест, очень давно не слышали.
Люди привыкли считать, что легенды, предания и мифы хороши лишь для маленьких детей и совсем забыли о том, что они несут в себе часть страшной правды. Правды, которая всегда должна напоминать людям о том, что зло всегда есть, и порой оно находится очень близко. И только вера и добро могут защитить от него. («Тайны нет»).
Наперегонки с оборотнем
Еще более загадочная история с появлением на дороге то ли голого призрака, то ли голого оборотня произошла в Тамбовской области. «Прошлым летом, - рассказывает местный житель Дмитрий Попов, - возил я на своем грузовике зерно на элеватор, как-то задержался на работе и возвращался домой по безлюдной ночной проселочной дороге.
Вдруг, впереди, увидел стоявшую посреди дороги лошадь. Я тут же включил дальний свет и посигналил, чтобы спугнуть животное. Но лошадь никак не отреагировала. Мужик я смелый, а тут какая-то странная боязнь на меня напала. Машина быстро приближалась, а кобыла продолжала стоять на месте. Тогда я решил не останавливаться и объехать лошадь стороной, но, когда между нами оставалось всего пара метров, кобылица вдруг отпрыгнула на обочину и поскакала рядом.
Что за черт! - мысленно выругался я и глянул в открытое окошко. Лошадь мчалась возле грузовика и смотрела на меня… человеческими глазами с длинными девичьими ресницами! Неприятный холодок пробежал по моей спине, а кобылица внезапно громко заржала, обнажив белые зубы. Тут я дал по газам и, со скоростью под сто километров в час, погнал по ухабистой дороге. Пустой грузовик грозил вот-вот развалиться, но я не сбавлял скорости, так как в зеркало видел, что лошадь не отстает.
Бешеная гонка продолжалась где-то с полчаса. Сверхъестественная сила лошади убеждала меня в том, что это непростое животное. Когда вдали замелькали огни моей деревни, лошадь легко обогнала машину, повернулась и - с ходу скакнула прямо в кузов!!! Грузовик содрогнулся от удара. Я обернулся посмотреть в заднее окошко и увидел там… молодую голую девку! Она призывно манила меня к себе пальцем. Ужас меня объял неимоверный. Зубы застучали как в лихорадке, руки впились в баранку, а нога приросла к педали газа.
Мы уже въезжали в деревню. На всей скорости я затормозил, так что машину занесло и только чудом не перевернуло. Остановившись, я пулей выскочил из кабины с монтировкой в руках. Но ни в кузове, ни вокруг, никого не нашел. Постоял я, постоял, по сторонам посмотрел, да и домой поехал. Вроде, всю эту чертовщину с голой девкой-лошадью, своими глазами ясно видел. А голова отказывается воспринимать случившееся. Так и не пойму, правда это было или привиделось…». (Геннадий Федотов).
Оборотни Тамбовской области
Каждый человек, который услышит про Тамбовскую область, сразу вспомнит о волке, вернее о самой знаменитой фразе. Но, конечно, не в этом дело, считается, что в этих местах можно услышать такие истории, в которые разум человека просто не хочет верить. Люди, проживающие в этих местах, рассказывают всем приезжим байки об оборотнях, с которыми они якобы сталкивались. Местные жители утверждают, что дети здесь рождаются с волосяным телом.
Существует ли действительно эти странные существа, которые известны всем по старинным легендам? Примерно в 100 километрах от Тамбова можно найти множество местечек, которые называют в народе гиблыми, проклятыми и так далее. В этих местах существует особая аномальная зона. Люди говорят о том, что в деревнях, которые там можно встретить, проживают веками колдуны, знахари, ведьмы и, конечно, оборотни.
На территории живет народ мордва, известный личной особенной тягой к сверхъестественному. Бытует мнение, что этот народ хранит основы магии. В глубокой древности они поклонялись животным. Многие люди рассказывают о том, что в мордовских деревнях до сих пор сохранилась нечистая сила. Колдуны и ведьмы превращается здесь в животных или неодушевленные предметы. Излюбленными формами преображение являются колесо и свинья. Милые домашние животные считаются лишь первым уровнем их колдовства. Обращение в волка - вот наивысшее мастерство.
При проведении археологических раскопок ученые периодически находят весьма странные предметы, которые внешне напоминают орудие борьбы с оборотнем. Эти орудия очень похожи на серпы, которыми и убивали оборотней, согласно средневековой литературе. На многих найденных предметах видны остатки серебра. Следовательно, если местные жители создавали орудия против монстров, значит, они существуют в реальной жизни.
Когда люди приезжают в мордовские деревни, они сразу чувствуют себя некомфортно. Каждым человеком внезапно вдруг завладевает страх. Местные жители утверждают, что здесь живет множество оборотней, но кто эти люди, они не говорят из-за собственной же безопасности.
Считается, что появление оборотней связано обычно с ненастной погодой, а именно с ураганами, которые не столь редки в этих местах. В ясную же погоду человека, который трансформируется в волка, свинью или колесо, практически нельзя встретить. Но как только начинает дуть сильный ветер, оборотни выходят из своих жилищ и отправляются на охоту. В Тамбовской области ураганы часты, особенно от городов Моршанска до Мичуринска. Именно в этих землях живет мордва. Совпадение ли?
Коловерши
В русской мифологии существа, помогающие ведьмам, колдунам, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом.
В поверьях Тамбовщины коловертыш - фантастическое существо, помощник ведьмы. Он похож на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» коловертыш забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма.
Коловерша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей. «Коловертый» означает «быстрый», «верткий». В Поволжье коловершей именуют и кошку-оборотня, а также существо, похожее на человека, но, как и коловерша, помогающее хозяину дома (Саратовская, Самарская губернии).
Снежный человек
Я учусь в Тамбове, но живу в небольшом селе. Итак это случилось 3 года назад. К нам домой пришел друг отца и рассказал ему эту историю, случившуюся непосредственно с ним. Я был недалеко и всё слышал. Он рассказывал, что вчера должен был встретить дочь на вокзале в рай.центре ( 13 км от нашего села) в 2 часа ночи. Поехал (по пути есть место где дорога спускается в овраг в посёлок на 2 -3 дома там одни старики живут).
И вот спустившись в овраг, прямо перед машиной дорогу перебежало существо, которое он описал примерно так: широкоплечий человек, покрытый густыми серыми волосами, рост приблизительно 2,5 м. После встречи с этим существом, он свернул с дороги и врезался в дерево. После он уехал домой, т.к повреждения машины были незначительны. Отец пообещал ни кому не рассказывать об этом, и так ничего никому и не рассказал.
Через пару дней посёлок шокировал рассказ бывалого охотника, который пошёл на зайца (забыл сказать это было в конце декабря). Охота не удалась, и он пошел домой. До дома было где-то 2 км. Уже стемнело, когда он прошёл через лес, и выходя на очередное поле, увидел стоящее в 6-7 метрах от него существо, похожее по описанию на выше указанное. Он выстрелил но не попал. Существо испугалось и убежало. На следующий день на это место пришли люди, которых позвал охотник. Они нашли следы 40 см в длину. Этот след уходил за многие километры от села. Охотники на лыжах шли по нему долго, но конца не нашли.
Встречи с чертом
Одним из наиболее популярных персонажей русских народных сказок, наряду с Иваном Царевичем, Иванушкой-дурачком да Бабой-ягой с Лешим, несомненно, является черт. Рогатый, хвостатый, небольшого росточка, со свиным пятачком, он, несмотря на свои козни против рода человеческого, вызывает чаще улыбку, нежели страх. Сказки о чертях сочиняли не только в России, но и во многих других странах. И что самое удивительное - везде черта описывали одинаково, словно с натуры.
Об этих загадочных существах рассказывается не только в сказках и народных эпосах, но и в исторических хрониках. А их набирается не так уж и мало. Довольно интересные материалы о встрече с чертом собраны в 1803 году в так называемом «Деле о поимке Петром Корьевым, из крепостных людей отставного поручика Мацнева, нечистой силы и об истреблении оной».
Произошло это в одном из сел Тамбовской губернии. Однажды местный мельник Петр Корьев услыхал шум на втором этаже мельницы. Это была какая-то возня, сопровождаемая то грохотом, то визгом, то «звуками говора нелюдского». Мужик, не долго думая, схватил палку и ринулся защищать от воров свое добро. Осторожно поднявшись наверх по скрипучей лестнице, Корьев заметил «не то собаку, не то свинью черную, в углу сидящую». Увидев мельника, «свинья» попыталась было проскочить мимо него к лестнице.
Но Корьев ударил незваную гостью палкой и, не давая ей вырваться, навалился сверху всем телом. Однако та все же исхитрилась укусить мужика за руку. Корьев на секунду ослабил хватку. Воспользовавшись этим, тварь выскользнула из его объятий и бросилась вниз по лестнице. Мельник с громким криком бросился следом за ней. На первом этаже мельник настиг существо, снова схватил и, несмотря на то что оно продолжало кусаться, уже больше его не отпускал.
Прибежавшие на крики крестьяне увидели тяжело дышащего, искусанного до крови Петра. В углу кто-то жалобно скулил и едва шевелился. Разглядев Корьевского пленника, крестьяне в ужасе бросились с мельницы вон. И было отчего - в углу лежал и тихо скулил... самый настоящий черт!’ С хвостом, рогами и пятачком вместо носа. Мужики кинулись за старостой и за священником. Первым прибыл староста.
Взглянув на повизгивающего черта, он трижды сплюнул, перекрестился и приказал изничтожить его, не дожидаясь попа. Опасаясь приближаться, крестьяне принялись кидать в черта камнями. Причем старались попасть ему в голову. Когда тот перестал подавать признаки жизни, развели поодаль костер и бросили окровавленное тело в огонь...
Доклад об этом удивительном случае пошел по инстанции. Вот как свидетели, которых набралось не меньше десятка, описывали этого черта: «Тело имел невеликое, цвета черного, редким волосом покрытое, а также черным. Смердел сильно нечистым духом. Голову имел черную, звериного облика, с острыми ушами и рожками козлиного вида».
Случай на пакгаузе
Судя по полицейским протоколам и военным рапортам того времени, встречи с чертями не были такой уж редкостью и время от времени происходили то там, то тут. Причем не обязательно в глухих селениях.
Этот случай произошел на окраине Петербурга в конце XIX века. Когда рабочие пакгауза утром пришли на службу, Георгия Семенова, сторожа, на месте не оказалось. Нашли его в самом дальнем углу складской территории дрожащим от страха. Придя в себя, Георгий поведал, что ночью ему пришлось стрелять... в черта! Дело было так. Обходя территорию, он заметил в тени пакгаузов неизвестного.
Сорвав с плеча винтовку, Семенов крикнул традиционное: «Стой! Стрелять буду!». Однако незнакомец никак на это не отреагировал. Тогда сторож выстрелил чуть повыше головы злоумышленника. Тот выскочил из тени, и Семенов смог его хорошенько разглядеть. Это было нечто «росту среднего, без одежды, черен и волосат, а вместо лица - какая-то звериная морда». По словам Семенова, он, хоть и испугался, но все же передернул затвор и снова выстрелил. На этот раз прицельно. При этом сторож уверял, что слышал, как существо заверещало «что твой кабан» - стало быть, он не промахнулся.
Полицейские, вызванные на место происшествия, никого не нашли, однако на «поле боя» обнаружили пятна крови. Григорий Семенов, отставной солдат, был абсолютно трезв, хорошо ориентировался в окружающей обстановке, и не верить ему не было никакого повода.
Нелюдская харя
А вот рассказ крестьянина Ивана Жаркова из села Олумцы Иркутской губернии, запротоколированный приставом и подтвержденный дюжиной свидетелей. Произошло это летом 1909 года. Когда Жарков зашел в сарай, кто-то неведомый бросился ему в ноги и, укусив, выскочил на улицу. В полумраке сарая Жарков не успел рассмотреть нападавшего, но услышал, как тот «визжал, словно свинья». Крестьянин схватил лопату и выскочил следом за загадочной тварью. Тут-то он ее разглядел. Это было волосатое существо метра полтора ростом, черного цвета, сложено как человек, однако «зело худой, аж ребра да хребет вытарчивали».
Так как существо убегало, его морды в деталях Иван не рассмотрел, отметил только, что «нелюдская харя». Бежало существо то на четырех, то на двух лапах довольно быстро, и Жарков понял, что его не догнать. Еще одно свидетельство относится к 1936 году. В районе Биллянд-Киика (Памир) отряд красноармейцев в течение долгого времени преследовал верхом по горной тропе аналогичное существо. Догнать его всадники не смогли и, спешившись, открыли по нему огонь. Несколько пуль достигли цели, однако существо, завизжав по-поросячьи, вскоре скрылось из виду, и больше его уже не видели.
Никакой сенсации
О какой странной твари идет речь во всех вышеперечисленных свидетельствах, так и остается загадкой. С одной стороны, ни сам черт, ни его останки людям в руки так ни разу и не попали. С другой же стороны, все говорит о том, что это не вымысел. В противном случае не совпадали бы описания, сделанные в разных местах, в разное время различными людьми. Во-первых, все сходятся на том, что рост черта составляет от одного до полутора метров, на голове - неизменные рожки, нос пятачком, кожа черного цвета, покрытая редкой щетиной.
Во-вторых, оказавшись в западне, это существо бросается на человека и, пуская в ход зубы, пытается спастись бегством. Единственно, что их отличает от сказочных персонажей, - они не говорят, а лишь визжат и хрюкают. При этом ничего общего с известными всем хрюшками у них нет и в помине. В свидетельствах очевидцев, в том числе и полицейских чинов, не было ни малейшего намека на сенсационность столь невероятной встречи. Они просто констатировали сам факт увиденного. (Владимир Лотохин).
Русалки
Самым старинным парком города Тамбов является Ахлебиновская роща, также известная как Южный парк. Расположен этот парк в южной стороне, прямо за путепроводом – там, где район Пехотки. Площадь занимает 13-ть гектар. Оцеплено все это пространство железнодорожными путями, а также нефтяной базой, поселком, а еще школой. Что же собой может представить данный парк?
Это обыкновенная рощица, а в ней – смешанный лес, тут растут хвойные и лиственные. Парк населяют больше 2500-т деревьев, среди них множество лип. А еще тут растут каштаны и лиственницы, ароматные сосны, бесчисленные пучки кустарников. Но первостепенного внимания заслуживают ахлебиновские дубы. Ведь возраст большинства этих деревьев – больше трех столетий. Сквозь данный парк протекает Жигалка – маленькая тамбовская речушка. По ее бережку организованы родники, хорошо облагороженные.
Печальная легенда есть у Ахлебиновской рощи. Бывшее имение Ахлебининых располагалось на берегу большого озера, в котором, по слухам, водились русалки - крепостные девушки, которые бросались в его воды, не выдержав жестоких господских мучений. Легенда настолько укоренилась в сознании местных жителей, что из-за неё усадьба пришла в запустение. Никто не хотел селиться там, где призраки несчастных крестьян бродят в ночи по зелёным аллеям. Постепенно ветшали и рушились постройки, озеро обмелело, от него остался лишь небольшой ручей.
В конце девятнадцатого столетия на территории Ахлебиновской рощи разбили парк для простых горожан. Дорожки для пешеходов и скамеечки – все для релакса и прогулок. На аллеях появились фигурки, их высекли по мотивам мифов и древнегреческих преданий. Жители старого Тамбова очень полюбили этот городской парк. Но увы, при устройстве железнодорожной ветки «Москва – Саратов» большая часть территории утратилась.
Свиньи-оборотни
В Тамбовской области, Сосновского района в 50-х годах было очень много волков, но речь не о них. Вот две истории о оборотнях подслушаные в курилке, а затем уточнённые у расказчиков. Обоим за шестьдесят: Деревня Отьясы. Вечер, зима. Возвращаясь домой от товарища, вскочил на проезжающие мимо сани. Когда уже почти доехал до дома возница, дядька Серьга, обернулся, увидел меня, и замахнулся ударить хлыстом. Я соскочил в снег и увидел, как обочиной за возом бежит свинья.
Придя домой рассказал об этом отцу. Ну-ка пойдем, посмотрим, сказал отец. Вот вмятина где ты спрыгнул, вот твои следы. Где следы лошади, саней, а тем паче свиньи? Серьга оборотень, а свинья-это его жена. В 80-х Серьга пролежав 5лет и сделавшись весь жёлтым умер в один день со своею женою, когда ту обмывали в бане. История вторая:Деревня Атаманово. Сижу на заборной перекладине». Дядь Михей, глянь, у тебя по двору свинья бегает!». Михей хватает оглоблю от телеги бьёт свинью и загоняет почему-то не в хлев, а в дом. На следующий день его жена Мотаня, ходит, охая и держится за бок. Мать говорит, что она часто оборачивается свиньёй.
Змеи-искусители
В мифологии славянских народов существует малоизученный мотив об Огненных Змеях. Историки XVIII века отмечали, что в поверьях русских крестьян Огненные Змеи – это «дьяволы, которые летают и искушают женщин. Они рассыпаются искрами над трубой, проникают через неё и появляются в избе в облике красивого парня или умершего мужа хозяйки дома».
У них даже есть свои имена, в Тамбовской губернии Любостай. Огненных Змеев привлекает чрезмерное горе вдов. Иногда от людей и Змея рождаются дети, но обычно они долго не живут или становятся колдунами. До революции местные жители ходили на озеро молиться. Место, где обитал дух, было помечено камнем. На нём и оставляли подношения: хлеб, соль, мёд. Рядом с озером находились развалины. Старожилы называли их «землянкой Степана Разина». (Степан Разин в Среднем Поволжье – образ собирательный, и имеет весьма далёкое отношение к своему реальному прототипу. В местной традиции, это колдун, оборотень.)
После революции на гору ходить перестали. Жертвоприношения прекратились, и рассерженный дух разлил озёра и превратил их в болота. А на горе поселились дикие чушки (кабаны), нападающие на человека, тревожащего их владения. 28 мая 1984 года группа исследователей отправилась на поиск мистической горы. Они быстро нашли свод, сложенный из твёрдых пород кварца, покрытых тонким слоем осадочных наслоений. Вершина заросла лесом. Сильная влажность, густые заросли, обилие насекомых затрудняли поиск. Местные жители отказали в сопровождении к горе, ссылаясь на свой страх перед кабанами. Опрос местных жителей позволил предположить, что «покинутый дух» покинул эти места.
Следующая экспедиция состоялась на северо-западе Самарской области, где также сохранились верования об Огненных Змеях. В этой поездке учёных вызвался сопровождать представитель Самарской историко-экологической ассоциации «Поволжье» этнограф Кирилл Серебренитский.
Трудно поверить, что в наши времена недалеко от крупных городов сохранились практически нетронутые уголки дикой природы. В народе их называют Волжскими Альпами. Это сумрачно красивые, безмолвно сказочные места. В геологическом прошлом здесь бушевало древнее море Тетис, а нынешние скалы были островами, выступавшими из воды. У местных жителей с этими местами связаны мрачные легенды. Будто населяют эти скалы, леса и болота злые духи. В ближайших посёлках остались жилыми всего четыре дома, где живут восемь чувашей.
Кирилл Серебренитский выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни – летучую нечисть. Они называют её Пата-Кабуся. Или другое звучание, более древнее, – Патавка-бусь – «летучая голова». Позднее, вернувшись в Самару, Серебренитский проконсультировался с чебоксарскими этнографами и узнал, что слово «патавка» в современном чувашском языке до сих пор не имеет перевода. Наиболее близкое ему «пудовка» означает «старинное пудовое ведро». Выходит, что Пата-Кабуся – это «летучая голова» в форме пудового ведра.
По древним поверьям, живёт Пата-Кабуся в большом моховом болоте – странным образом сохранившемся реликте давно минувшей ледниковой эпохи. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его хоронят по обряду, может прилететь Пата-Кабуся. «Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту всё тоньше и летит прямо в деревню...» Там он якобы оживляет мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на своё болото. Больше его (умершего) никто не видит.
После обследования болота исследователи ощутили некий угрюмый, пагубный дух этих мест. Старожилы помнят, что совсем недавно в этих краях жили «говорящие» со змеями. Они рассказали, что, «по поверьям жителей Севера нашей страны, летающие огненные шары это вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны насылают на человека, имя которого начинается с выбранной ими буквы. Рассыпавшись о свою жертву, шары вызывают опасные заболевания». Колдуны, владевшие этим искусством (и среди них, конечно, называют Степана Разина), обитали в Каменном Доме (скале своеобразной формы), где-то на болотах и в разветвлённых пещерах, тянущихся на десятки километров и выходящих на Волгу.
Расспросив местных жителей, учёные двинулись в сторону пещер. Шли через старый сосновый лес. Вскоре поверхностный слой почвы исчез, обнажив коренную каменную породу. Огромные трещины рассекали массив, открывая доступ в глубь земли. Недостаток времени не позволил досконально всё осмотреть. Нашли только одну пещеру, из которой ощутимо тянуло холодом. Протиснувшись туда, члены группы попали в какой-то подземный колодец глубиной метра три. Дальнейший путь перекрывался большим острым камнем. Без специальной подготовки (проведения раскопа и удаления мешающих камней) пройти дальше было невозможно. Так что эти пещеры ещё ждут своих исследователей.
Специалисты-этнографы отмечают, что к началу XX века в этих местах постепенно собрались приверженцы и хранители практически всех основных тайных и апокрифических учений России. Что влекло их сюда? Возможно, активная энергетика этих мест...
Ряд теософов XIX-XX веков писали о нескольких разумных расах, предшествовавших в своей эволюции появлению человека. Согласно их информации, первые расы не имели твёрдого тела, а представляли собой «огненные сгустки». Возможно, последние из них – своеобразные реликты давно минувших эпох и известны нам как наши Пата-Кабуси, или Огненные Змеи. Укрывшиеся в особых энергетических точках планеты, они ограничены в своих возможностях и нуждаются в помощи других разумных существ.
Имеется много сообщений о наблюдениях огненных шаров, как бы липнущих к проводам высоковольтных ЛЭП. Можно предположить, что загадочные шаровые молнии – это недоразвившиеся молодые особи, представители энергетических форм другой жизни. Что ж, может быть, скоро наступит время более близкого знакомства с ними...