Изучение вопроса о «снежном человеке» в Сванетии, Абхазия
Если мы перевалим в этих местах через Главный Кавказский хребет с Северного Кавказа на территорию Грузинской ССР, то в прилегающих районах, в частности, в Сванетии, мы снова находим совершенно независимые свидетельства о встречах «дикого волосатого человека».
Например, Г.Т. Гвалия сообщает рассказы стариков о существовании «дикого человека» (мужчин, женщин, подростков) в лесах по течению р. Цхенис-Цкали (Сванетский хребет). Приведя несколько записей рассказов, Г.Т. Гвалия обобщает: «Говорили, что дикие люди очень похожи на человека, имеют рост человеческий или немного выше; они голые, только покрыты шерстью; умеют быстро бегать, плавать в воде; могут кричать громким голосом, но не умеют говорить. Рассказывали, что эти «дикие люди» бывают также и маленького роста - роста десятилетнего мальчика. Поймать их не удается, так как они быстро бегают и очень хитры» (Сообщение Г.Т. Гвалия. Архив комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Бывший военнослужащий Зиатулло Рахимов (таджик, поселок Шахринау Гиссарского района) сообщил, что в 1956 г., когда он служил на Кавказе в окрестностях Казбека и его часть располагалась в двух километрах от поселка Джава, местные жители и часть старослужащих солдат, особенно местного происхождения, говорили, что в тенистых лесах у подножья Казбека живет существо, похожее на человека, только заросшее волосами.
Молодые солдаты хотели поохотиться на него во время похода, но им запретили делать это. Рассказчик помнит, что «дикого человека» видели днем, летом (Из записей В.А. Ходунова летом 1960 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»). Однако надо сказать, что сбор опросных данных по интересующему нас вопросу в северных высокогорных районах Грузинской ССР еще едва только начат и поэтому дал пока значительно меньше, чем по некоторым другим указанным выше областям Кавказа.
Небольшую опросную рекогносцировку в этих краях произвели в декабре 1961 г. С.В. Мюге и К.М. Великанова. Вот кое-что из их записей. Житель с. Гвебря, умерший в 1960 г., Антон Навериани рассказывал следующий случай опрошенным порознь врачу Нижерадзе (с. Местия), своему брату И. Навериани (с. Мулахи), С. Иоселиани (с. Лахиери): он шел молиться в монастырь Кала и на Угвырском перевале встретил волосатую голую женщину с длинными волосами и довольно крупными зубами.
А. Навериани уже выхватил было кинжал для обороны, но женщина пронзительно закричала и скрылась в кустарнике. Другая пациентка врача Нижерадзе и его дочери, по фамилии Довлетхан, по ее словам, лет 30 назад в лесу недалеко от Местии увидела качающуюся на ветвях дерева волосатую девочку и, испугавшись, убежала. 82-летний житель с. Лаштхвер Георгий Пилфани рассказал и о происшедшем с ним случае и о слышанной им молве.
В 1910 или 1911 г., на берегу речки Тубулдыр (место Чуанеш), где осыпь или естественный камнепад совершенно исключены, кто-то явно в него бросал камни; не сумев проскочить и вернувшись в селение Роталь, он услышал от жителей, что в этом районе водится «очо-кочи» и что подобные случаи бывают довольно часто. Г. Пилфани слышал рассказы с традиционными сюжетами: А. Нипиани, оставшись после удачной охоты ночевать в лесу и жаря шашлык, увидел подошедшего к костру «очо-кочи», который принялся копировать его движения, пока на нем не загорелась шерсть, и он не убежал в лес; Давид Удестиани убил «очо-кочи» и после этого у него погибли дети и внуки.
Такие рассказы не привлекают особого внимания исследователя. Но подчас среди них встречаются и неожиданные, жизненные штрихи. В 1919 году, рассказывает Г. Пилфани, в Сванетии была эпидемия «испанки», многие дома и даже селения опустели, и вот в это время люди встречали «очо-кочи» - и в окрестных лесах, и в самих покинутых или вымерших поселках.
Лет 20 – 30 назад в с. Бечу во время жатвы пропала девочка 5 лет Катя Хургиани. Ее искали более суток и, наконец, нашли высоко в горах в глухом ущелье. Девочка рассказала, что ее похитила волосатая женщина, которая сутки таскала ее на себе и кормила грудью, но услышав приближавшиеся крики разыскивавших девочку людей, бросила ее и убежала по скалам. Сообщаются бытовые подробности: жители Бечу на радостях зарезали «в жертву» двух быков и пировали; ныне Катя Хургиани, выйдя замуж, переехала в с. Цхмер, у нее трое детей.
По рассказам абхазских сванов, переданным Г. Пилфани, «очо-кочи» ростом немного выше человека, покрыт шерстью, имеет большие зубы, следы его похожи на человеческие, но пальцы более растопырены, особенно оттопырен большой палец, слегка схожи они и с медвежьими, которые, однако, охотники хорошо знают и отличают от этих уверенно. Видимо, население предполагает возможность скрещивания, так как когда у одной сванки родился ребенок уродливей, с большими зубами, жители решили, что отцом его является «очо-кочи» и убили ребенка. В селении Маржане жители говорят, что слышали о диком человеке – «мужали», но не видели его, на вид он, по слухам, как мужчина, покрыт волосами, говорить не может, громко, пронзительно кричит.
В абхазской Сванетии на границе с Карачаевской Автономной областью в селении Птищи, рассказал Г. Пилфани, лет десять тому назад на выездную пасеку в горах (место Даль) повадился ходить «очо-кочи» воровать мед. Жители селения смешали мед с аракой (водкой) и «опоили» «очо-кочи», потом связали его и отправили в Сухуми. Дальнейшая судьба его неизвестна, но говорили об этом больше года. Запрошенный сотрудник Сухумского обезьяньего питомника действительно слышал лет десять назад, будто где-то в горах поймали дикую женщину, но, по слухам, собирались отправить ее в Москву, а не в Сухуми.
В с. Арцхели невестка охотника Эрмане Жоржалиани, карачаевка по национальности, родом из Теберды, поделилась слышанным от отца об обитании в Карачаевской Авт. области «арач-кщи» (лесного человека). На вид он как человек, в шерсти, ходит голый, ростом выше человека; говорят, что иногда нападает на людей, во всяком случае местные жители его боятся и ходят в горы с оружием. Отец рассказчицы якобы сам однажды встретил «арач-кщи» возвращаясь в селение из гор. Говорят, что особенно много этих диких людей в Абазинском лесу, в частности, в ущельях, в которых растут дикие груши. Карачаевцы считают, что наряду с «настоящими» дикими людьми есть и «одичавшие» карачаи и абазинцы (Из записей С.Г. Мюге и К.М. Великановой в декабре 1961 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Однако никаких систематических сборов сведений по указанным областям Кавказа еще не производилось.
Летом 1962 г. собраны некоторые дополнительные сведения по Сванетии. Старики рассказывали, что в 20 км. от с. Икори водятся «давы» («дэвы») - дикие волосатые люди. Точно так же из опасения встретить «давов» люди боятся ночью ходить по дорогам в районе селений Накра, Таврари, Кичх, Илдаш, Цалери. Особенно много слухов о «давах» между селениями Таврари и Накра (Сообщение С.Г. Мюге от 15 июля 1962 г. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).
Несколько лучше дело обстоит только в Абхазской АССР. Как уже говорилось, в этнографической литературе собрано довольно много записей народных рассказов об обитавших в прошлом в стране «абнаоэ» («лесных людях») - сильных, безобразных, покрытых волосами существах. Обобщая эти рассказы, этнограф Г.Ф. Чурсин в книге «Материалы по этнографии Абхазии» (1956) пишет: «Мною собраны более подробные сведения как относительно внешнего вида абнаоэ, так и об его образе жизни. Абнаоэ, по рассказам абхазцев, похож на человека. У него высокий рост, он весь покрыт шерстью…
Абнаоэ ночью выходили на охоту, днем укрывались в недоступных лесных дебрях. Пока было много недоступных лесов, абнаоэ имели достаточно приволья и простора. Но с тех пор, как леса частью вырублены, частью прорезаны тропинками, пришел конец лесному человеку. Он или удаляется в нетронутые дебри или погибает от руки отважного охотника или пастуха, - говорят старики абхазцы».
88-летний абхазец Джалмат Дерголиа (с. Калдахвари Абхазской АССР) в таких словах передал нам со всей возможной точностью рассказ, который он слышал от своего деда как очевидца (следовательно, излагаемые события должны были иметь место не более чем 200 лет тому назад). «В те времена вверх по течению реки Бзыби никто не ходил дальше впадения речки Джуя, так как начинались места, где обитали абнаоэ (лесные люди) или, что то же самое, адоу (великаны, или дикие люди). Это были дикие места.
Поймать абнаоэ было невозможно. Но известный охотник Мардипо Мардасо организовал поимку, налив для них вместо воды, которую они приходили пить, много водки. Только пьяными их удалось поймать, причем сразу трех. Всех трех пойманных крестьяне связали и доставили князю Шервашидзе (правителю Абхазии и Мингрелии). Все трое были мужского пола. Они были во всем подобны человеку, но без одежды, целиком покрыты черной шерстью («как барашек»). О каком-то каменном или костяном острие на груди у абнаоэ болтают пустяки, ничего этого нет, абнаоэ во всех отношениях похож на человека. Ростом они были до трех аршин. Абнаоэ - дикий человек, поэтому речь его людям непонятна. У князя Шервашидзе пойманных абнаоэ кормили мясом. Они прожили у Шервашидзе около года, дальнейшая судьба их неизвестна.
Но в пещере в ущелье реки Бзыби осталось гнездо абнаоэ, которое Мардипо Мардасо затем разыскал. Их было там пять или шесть. Мардипо Мардасо стрелял в них и ранил одну волосатую женщину. После этого абнаоэ ушли неизвестно куда. В пещере, где они жили, осталось много костей» (Записано 7 октября 1960 г. Б.Ф. Поршневым и Н.И. Бурчак-Абрамовичем).
Проф. А.А. Машковцев во время поездки в Абхазию в августе-сентябре 1958 г. записал несколько рассказов жителей о встречах с «дикими лесными людьми»и в настоящее время. Так, житель селения Псху, Козаренко, сообщил, что известный охотник С.С. Семененко в 1935 г., охотясь по р. Бзыби, заметил на снегу след, похожий на след медведя. Через некоторое время, выглянув из-за выступа скалы, Семененко увидал, что под большой пихтой, прислонившись к стволу дерева, стоял человек весь в шерсти темно-серого цвета и тут же на глазах охотника он сел на корточки, взявшись за голову руками. Охотник подчеркивал, что ему были хорошо видны все движения этого странного человека в шерсти (Машковцев А.А. Указ. рукопись, стр.5).
Наконец, остается упомянуть, что и севернее, в районе Государственного Кавказского заповедника, согласно одному сообщению, якобы недавно имела место подобная же встреча М.Н. Кукавы (Сообщение В.И. Таирова. Архив Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке»).