До 1989 года в СССР существовал строгий запрет даже на проявление интереса к НЛО. Населению, которое именовалось строителями коммунизма, говорили про полёты загадочных шаров и дисков коротко и ясно: это вымысел или галлюцинации. Значит, так и надо было их воспринимать. К ослушникам «руководящая и направляющая сила» советского общества применяла ощутимые меры воздействия. Авторы сообщений об НЛО подвергались критике, на них бросали тень: дескать, всё ли у них в порядке с психикой. Научные работники за лояльное отношение к тематике НЛО могли лишиться работы.
С учётом сказанного легче понять, почему в современной России, где уфология как деятельность по изучению феноменов обрела признание, академические учёные в массе своей продолжают сторониться её, называя паранаукой. Но, хотя фактор предыдущей запуганности нельзя сбрасывать со счёта, он не может служить оправданием. Позиция учёных часто выглядит некрасиво, они предстают в виде марионеток политических сил.
Несмотря на запрет, информация об НЛО всё же циркулировала в народе – в виде самиздатских записок и в устной форме. В газетах проскакивали отдельные статьи, хотя и обличительного характера, однако, из них можно было кое-что извлечь, читая «между строк».
В 1989 году запрет с темы НЛО августейше сняли. Народ связывает это событие с именем только М.С. Горбачёва. Плотину замалчивания и научного обмана резко разгородили. И что тут началось! Об НЛО и других «аномальных» явлениях заговорили все разом. Граждане повспоминали, и оказалось, что очень редкий человек не встречался с ними в жизни. Лавина информации обрушилась на бедные головы неподготовленных, закомплексованных людей. Кто-то из них обрадовался, но многие растерялись: откуда всё взялось? Как реагировать? Раньше давали намёк на способ реагирования, который все понимали. А тут размышляй самостоятельно, без подсказки! Такое совершенно непривычно и непонятно!
Силовые структуры поначалу, якобы, «ничего не знали» об НЛО. Но постепенно все признались, что видели, слышали, изучали. В Подмосковье содержалась специальная воинская часть, оснащённая приборами для обнаружения и изучения НЛО. СМИ сообщили номер этой части и точную дислокацию. Надо полагать, что она была не единственной в СССР и что многие «почтовые ящики», как назывались в переписке засекреченные организации, имеют существенные наработки по этой проблеме.
После приоткрытия силовиками своих карт стало ясно, что ирония в вопросе об НЛО совершенно неуместна: нормально мыслящий человек должен либо постигать феномены, либо признать себя интеллектуально ленивым профаном.В Новгороде Великом застрельщиком в изучении феноменов стал Игорь Степанович Гундяев, инженер производственного объединения «Старт». В апреле 1990 года он объявил через газету «Новгородский комсомолец» о собрании исследователей феноменов- фактически своей инициативной группы - по обсуждению приземления «летающей тарелки» в Новгородской области (этот случай описывается ниже); приглашались все желающие.
О загадочных летающих шарообразных объектах я улавливал редкие сообщения, начиная с 1960-х годов, но не питал к ним особого интереса, давно решив для себя, что это военные «самолёты круглой формы». Однако, начиная с конца 1980-х годов, по радио не переставали говорить о невероятных событиях, связанных с посадкой «тарелки» в Конанцево в Вологодской области.
Комментаторы, возможно, от волнения даже не догадывались сообщать, в какой административной области находится этот населённый пункт, и я более года жил в неведении, где же он. Потом состоялся всесоюзный переполох по случаю десанта НЛО в центре Воронежа. Меня больше интересовали не «тарелки», а причины волнений по поводу их прилётов. Ведь никто не волнуется, если на какой-то аэродром сядет эскадрилья новейших самолётов. Правда, в каждом событии фигурировали загадочные явления, не поддающиеся объяснению. Видимо, всё это неспроста, подумал я и пошёл на встречу с членами экспедиции, которые собственными глазами видели следы от загадочного объекта. И не пожалел, что пошёл.
Игорь Гундяев сделал подробное и интересное сообщение по теме, потом рассказал о своих визитах в Москву (в Уфоцентр) и Ташкент, предложил познакомиться с новыми посетителями. В том числе, со мной. Во всех его рассказах и общениях с людьми замечался интерес к экстрасенсорным сторонам событий. Меня интересовали физическая и психофизическая стороны. По существу, именно по этим направлениям нас впоследствии развела жизнь. Его комитет по энергоинформационному обмену в природе как Новгородское отделение СНИО (Союз научно-инженерных обществ) вскоре завял без его внимания.
Головная организация в Москве тоже растворилась в тумане. Игорь Гундяев увлёкся биоэнергетическим воздействием на толпу (и у него что-то получалось), а мы создали своё общество (без «головы» в Москве) по изучению аэрокосмических феноменов, зарегистрировавшись в Новгородской управе (нынче – администрация). То есть мы не настраивались только на «тарелки», хотя и не игнорировали их. И мы не именовали себя уфологами. Лично я считал слово «уфолог» абсурдным, но помалкивал об этом, даже часто употреблял его. Приходилось.
В комитете Игоря Гундяева много велось разговоров именно о феноменах, о редких особых свойствах людей. О «тарелках» тоже говорили, но они занимали вторую позицию. Меня это устраивало. С первого собрания у многих появились в руках рамки, люди выясняли наличие патогенных зон, где можно сидеть и откуда надо быстрее удаляться. Иногда на это было забавно смотреть, но во всех подобных действиях обнаруживался смысл. На собрание так же впервые пришла врач Азалия Израилевна Меламед. Она вспомнила о своём отце, который был военным (на Дальнем Востоке), занимался борьбой и держал первенство в своей категории. Однажды она спросила его:
- Папа, как тебе удаётся побеждать всех и всегда?
Он ответил шутливо:
- А я их не побеждаю. Они сами падают.
Вот, какое сильное биополе имел её отец. У неё самой – тоже сильное биополе. Она слыла среди новгородских медиков лучшей ученицей москвички Джуны Давиташвили по бесконтактному массажу (слыла – до переезда в США).
Вскоре выяснилось, что особыми свойствами не обладал, по-видимому, я один.
После заседания комитета Гундяева все бежали на общество Рерихов, на котором можно было услышать много необычного для советского человека. Там преобладали разговоры о реинкарнациях, духовности, тонких энергиях. Иногда проводились групповые медитации. Гундяев, по-моему, и там верховодил, по крайней мере, проявлял большую активность. Так бы и продолжалось, если бы он не ушёл «по пути Кашпировского». Мне были интересны разговоры с ним, и наши взгляды во многом совпадали.
Люди приходят к изучению феноменов «разными тропами». У одних сильный побудительный мотив в виде пережитых чудес. Такое случается, например, с лётчиками, которых жизнь заставляет ходить «по лезвию ножа», с моряками. Другими руководит жажда познания. Все, кто не мог найти ответы на давнишние и важные вопросы о событиях, которые поражали своей неординарностью, шли в эти два общества. Я расскажу о некоторых своих «столкновениях» с феноменами, потому что у меня тоже был сильный побудительный мотив изучать их. Всё началось в детстве.
В январе 1947 года мы проживали на окраине города Нижний Тагил на Урале, в посёлке Выйского металлического завода, отделённого от основной части селитебной территории большим картофельным полем, принадлежавшим подсобному хозяйству завода. Путь в школу занимал около часа, и выходить утром приходилось ещё затемно. Однажды, идя по тропе через заснеженное поле, я увидел справа от себя, метрах в тридцати-сорока, движущуюся фигуру, состоящую из накидки, как бы висящей на чём-то, и светильника с прыгающим пламенем – под ней.
Человеческих форм: головы, рук, ног, туловища – я не видел. Их, вероятно, и не было, но в сознании они дорисовывались. Меня ничто не удивило, за исключением, может быть, маленького роста «существа», сравнимого со мной – первоклассником. Я посмотрел на фигуру дважды, убедился, что она перемещается. И забыл о ней. Возвращаясь из школы днём, когда солнышко сверкало, и на снежной глади просматривались все следы, я обратил внимание, что в том месте, где утром перемещалось «нечто», и далеко вокруг него - нет никаких следов. Лишь белая снежная нетронутая поверхность. Я озадачился, но это состояние вскоре прошло, а происшествие, оставшееся необъяснённым, запомнилось крепко.
Второе явление связано с посёлком Верх-Нейвинский Невьянского района Свердловской области. Мы переехали сюда жить. Однажды, в конце ноября 1949 года, идя в школу утром, когда уже светало, я увидел следующее. По восточной части небосвода под углом 35 – 40 градусов к горизонту летело, снижаясь в южном направлении, круглое небесное тело жёлтого цвета размером чуть меньше полной луны.
По светимости оно уступало луне. Позади него тянулся хвост из отдельных длинных языков пламени, которые время от времени отрывались, отставали от тела и вскоре погасали. Они тоже были жёлтыми, а в момент отрыва становились ярче. Беззвучно и картинно тело прочертило небосклон наискосок и резко погасло, находясь ещё высоко над землёй. Наблюдатели – рабочий люд завода - останавливались и возбуждённо реагировали.
В школе событие обсуждали на уроке. Объект видели многие одноклассники. Учительница нашего четвёртого класса, которая тоже наблюдала явление, пояснила, что это, вероятно, пролетел метеор, который горел в атмосфере Земли, а, приблизившись к поверхности, погас и упал в виде раскалённого камня, возможно даже, в Верх-Нейвинский пруд (к пруду примыкает посёлок Верх-Нейвинский) или в озеро Таватуй.
Последние два водоёма соединяются между собой, и длина общего бассейна достигает двадцати километров. Мы чувствовали себя свидетелями редкого явления, поверили каждому слову учительницы и успокоились. Лишь по прошествии нескольких десятков лет, будучи геологом, я выяснил в разговоре с уральскими метеоритчиками, что метеориты в том регионе никогда не падали. В обозримом промежутке времени. Значит, это был НЛО?
Мой дед по материнской линии умер в 1927 году. Мама тогда была ещё 15–летней девочкой Настей. После его смерти произошёл такой случай. Однажды взрослые уехали в храм в село Петрокаменское, а её как самую младшую оставили «домовничать» (сторожить дом). Надвинулся вечер. Установились густые сумерки. Вдруг дверь распахивается, и входит её отец с двумя вёдрами воды в руках. Не глядя на дочь, он прошёл к кадке и опорожнил вёдра. Она обомлела: «Тятя! Ты ведь… умер!»
Он, будто не слыша, говорит ей: «Я ещё приду». Она сидела ни жива ни мертва, трясясь от страха. Вот, вернулись взрослые. Стучат. Она должна выйти во двор, чтобы открыть ворота, которые на задвижке. А для этого придётся ступить в тёмные сени (до электрификации было ещё далеко), куда только что ушёл отец. Ноги не подчиняются. А на улице волнуются:
- Настя, почему молчишь? Уснула что ли? Где ты?
Наконец, она собралась с духом, пробежала через сени и, не помня себя, выбежала на крыльцо: а отец стоит на крыльце и смотрит на неё. Она – мимо него и - к воротам. В полубессознании отодвинула задвижку (это толстая отёсанная жердь) и, не в силах произнести ни слова, почти упала кому-то на руки. Немного придя в себя, прошептала: «Там… тятя…».
Взрослые заглянули в кадку: воды прибавилось на два ведра. Значит, говорила правду. Никто не разглагольствовал ни о детской фантазии, ни о галлюцинациях, как в наши дни. Таких слов и не знали. Но точно знали другое: подобное случается. Врачей не было. Просто сходили к бабушке–знахарке, которая знала, когда, сколько раз и как надо в этом случае попарить человека в бане и какие молитвы произнести. Каково бы ни было отношение умершего к живым, его появление считалось нехорошим предзнаменованием, и его визиты прерывали заговорами. Было поверье, что он мог «увести» живого за собой в могилу.
По-видимому, отец был очень привязан к своим детям. Оставив в покое Настю, он стал приходить к её 18–летнему брату Феде, то есть к моему дяде. Молодой человек летом спал не в доме, а на сеновале. Так было заведено у всех деревенских ребят. Там и велись беседы. Отец приходил, ложился на сено недалеко от сына, и начинался разговор. Содержание бесед осталось неизвестным. Отец приходил не с пустыми руками, а с орехами да конфетами. Это были лучшие гостинцы всегда. Конфеты и подвели, вернее, красивые обёртки от них. До коллективизации в уральской деревне было много всего, кроме сахара и конфет. Конфеты покупали только к праздникам в Петрокаменском или Нижнем Тагиле, далеко от дома и редко. А тут мать увидела обёртку один раз, другой…
- Федя, откуда у тебя такие конфеты?
– Тятя принёс.
– Когда? Что ты говоришь? Его давно в живых нет.
– Вчера. И позавчера…
- А ну-ка, рассказывай!
Поднялись на сеновал. Там были разложены по кучкам орехи, конфеты и отдельно обёртки от конфет. Оказалось, что беседы с отцом продолжались уже две недели.
Дядю Федю отпаривали в бане в несколько «циклов». Он умер через 9 лет после тех событий, в молодом возрасте, 27-ми лет от роду, скоропостижно, а мама прожила до 89 лет.
В 1945 году, после окончания войны, взрослые взяли меня с собой на вечерний концерт - впервые в моей жизни. Событие происходило в городе Невьянске Свердловской области. Один из номеров заключался в следующем. Девушка легла спиной на небольшой столик, шеей опёрлась на спинку одного стула, ногами – на спинку другого. Мужчина-гипнотизёр сделал над ней несколько пассов – девушка замерла. Далее, он осторожно убрал из-под её спины столик, и она осталась «лежать», опираясь шеей и ногами на спинки стульев. Так может лежать только отвердевшее тело.
Потом он произвёл ещё лёгкие пассы и, осторожно поддерживая её ноги, убрал из-под них стул. И опустил руки. Она осталась висеть в горизонтальном положении, как бы лёжа в воздухе и опираясь только шеей на спинку стула! Поразительно! Гипнозом нельзя объяснить «висение» в воздухе. Слово «левитация» тогда не знали. Ответ я нашёл через 44 года! А ещё через два года увидел в газете «Аномалия» фотографию девочки, которая «лежит» в воздухе, не опираясь ни на что. Она с закрытыми глазами, находится в гипнозе; рядом с ней стоит гипнотизёр. Это меня уже не удивляло.
В 1951 году у меня во время переходного возраста весь подбородок вдруг покрылся сплошной коростой, и через неделю я с трудом мог просунуть в рот только чайную ложку. Врачебные примочки гипосульфита, известного фотографам-любителям, не имели никакого действия. Тогда мама поговорила с одной бабушкой (посёлок Верх-Нейвинский Невьянского района) и велела мне пойти к ней. Я называю её бабушкой с позиции своего возраста того времени. Фактически ей было не более 55 лет.
Когда я пришёл, бабушка была дома одна.
- Садись на лавку, - пригласила она доброжелательно.
Я сел на широченную лавку.
- Потрогай сучок.
Я осмотрел лавку. Сучок был единственный. Потрогал. Бабушка всё это время стояла не очень далеко от меня, но не рядом, повернувшись лицом к русской печи, посматривая в её хайло. То ли она думала о чём-то, то ли разглядывала что-то. Это я так полагал. И ждал, когда же начнётся лечение. И, вообще, почему оно не начинается? Потом, как бы отвлекшись от разглядывания печи, она сказала мне:
- Ну, всё. Ступай.
Я засомневался, правильно ли она говорит:
- Бабушка, я ведь пришёл, чтобы…
- Знаю-знаю. Ступай, - перебила она, сразу поняв меня и улыбаясь, - завтра пройдёт.
- Спасибо…
Пошёл я от неё, а сам думаю, что же я маме-то отвечу, если спросит, как бабушка лечила. Она ведь не только не дотронулась до меня, но даже не подошла ко мне. Но назавтра всё прошло (!). И лицо стало чистым. Тоже поразительно! Врачи за неделю не вылечили, а знахарка (т. е. знающая) сделала это за 5 минут. Она, вероятнее всего, произносила какие-то заговоры, которые я не расслышал, или произносила их не вслух, а мысленно. Когда я повзрослел, то узнал, что эта женщина была самой знаменитой знахаркой в посёлке, известной и врачам.
В 1959 году нас, солдат и офицеров воинской части (город Чирчик Ташкентской области, Узбекистан), собрали в клубе: знаменитый Вольф Мессинг показывал свои популярные «Психологические опыты». К нему выходил из зала любой желающий. Он брал его за запястье – за то место, где нащупывают пульс – и просил давать ему мысленные команды, которые тут же исполнял, иногда подгоняя партнёра: «Думайте! Думайте!»
Задания сводились к тривиальностям: подойти к человеку на пятом ряду и погладить его по голове или достать из его кармана воинское удостоверение. Но, тем не менее, это были мысленные команды, о которых никто не знал. Ассистентка предварительно всех «ввела в курс дела», пояснив, что Мессинг по пульсу человека угадывает команды.
Мы поверили ей, но позднее в казарме, обсудив выступление, которое на всех произвело большое впечатление, решили, что по пульсу ничего не узнать. Пульс – не азбука Морзе, он не передаст команды. Всё было предельно просто: Вольф Мессинг сам говорил о том, как он это делает, прося думать и давать ему мысленные команды. А держать человека можно было и за плечо, можно даже вообще не держать, лишь бы находиться вблизи него и воспринимать его мысли.
Выступление В. Мессинга стало для многих зрителей уроком по усвоению важного элемента познания: слушая – слышать. В 1975 году я работал геологом в Алжирской Сахаре на поисках и разведке гипса. В июне солнце там палит нещадно, температура воздуха под открытым небом днём достигает 60-70 градусов по Цельсию. Поскольку работы производились на солнцепёке, мы старались начинать их до первых лучей рано просыпающегося светила, в 5 часов утра, пока температура «всего» 25 – 30 градусов.
Приехав на участок, я спешил к горным выработкам – шурфам (шурф – это вертикальная горная выработка с поверхности земли), чтобы замерить их глубину и выполнить геологическую документацию. По советскому обычаю, я приспособлен работать в одиночку, но кто-нибудь из рабочих обязательно оказывался возле меня: им было непривычно видеть инженера без помощника.
Скорпионы после ночного «гулянья» (они травоядны, «стригут» траву и питаются ею) возвращались в места дневных лежанок – под камни – и падали в наши горные выработки в большом количестве. Однажды рабочий спустился в шурф, а на дне – огромный скорпион длиной 8 – 9 сантиметров. В июне их укус смертелен.
Я крикнул рабочему об опасности и думал, что он поспешит подняться наверх, но он спокойно действовал, будто не слышал меня, а я не спускал глаз с ядовитого насекомого. Но что с ним случилось? Скорпион замер на месте. Босая нога рабочего буквально рядом: укол жалом может произойти мгновенно. Но не шевелится насекомое. Заснуло, что ли? Наконец (через минуту) измерение произведено, рабочий вновь возле меня. И только тогда скорпион зашевелился, начал энергично ползать по дну шурфа, будто переждав вынужденное бездействие.
- Вы не боитесь скорпионов? - Спросил я рабочего.
- Нет.
- Почему? Они же очень опасны.
- А у меня вот что.
При этих словах он показал талисман, висевший на шее, который оберегал от всяческих бед. И тут мне вспомнилось…
Проезжая по населённым пунктам южного склона Атласского хребта, мы часто видели скопления людей, сидевших вокруг одного человека (обычно около мужчины, но иногда это была женщина) непременно в белой одежде, который на арабском языке громко читал длинный текст, красиво отпечатанный на лощёной бумаге. Время от времени кто–либо из слушателей подходил и клал перед ним деньги. А он, в свою очередь, аккуратно сворачивал лист бумаги с текстом, примерно, в 8 раз, помещал его в маленькую коробочку из жёлтого сплава, на которой красовалась орнаментальная вязь арабских букв и имелось ушко для подвески, и специальным пуансоном для пломбирования наглухо запечатывал её. Так возникал талисман, который он вручал подошедшему арабу. Такой же талисман показал мне рабочий.
- И это всё объяснение? – Спросил я героя.
- Да, - ответил он спокойно и с некоторым удивлением, мол, что тут может быть непонятного.
А мне тот день принёс важный вывод: мудрость обитает в глубинах народа, но не на кафедрах институтов. Получив дипломы вузов, мы ещё не вправе считать, что много знаем.
В 1977 году я работал в городе Свердловске и был очень занят проектом разведки месторождения талька. Однажды кто-то подошёл ко мне сзади и, протянув руку из-за спины, положил передо мной на стол рукопись объёмом в 20–30 изрядно потрёпанных страниц.
- Только на 30 минут, - сказал человек, оказавшийся доброжелателем, и удалился.
Я безрадостно покосился на страницы и отодвинул их минут на 15, а потом об этом пожалел. Надо было сразу приступать к чтению. Но я не придал им никакого значения, приняв за обычный надоевший поток ознакомительной документации. Время чтения я сократил сам себе вдвое. По-видимому, это была самиздатская информация Феликса Зигеля об НЛО, о котором кое-что доносилось до Урала. Запомнилось следующее.
1) НЛО наблюдались почти в каждой административной области страны.
2) Космонавт Джанибеков при первом полёте в космос был спешно возвращён на Землю, так как его корабль сопровождало какое-то существо, наблюдавшее за ним.
3) Атомные боеголовки, над которыми зависали НЛО, переставали быть радиоактивными.
Записка показалась интересной и заставила задуматься, особенно над последним вопросом. Для меня он был открытием. Про Джанибекова я тоже вспомнил, что в своё время удивился его полёту: он только-только поднялся на орбиту, кратко сообщили о программе его предстоящих работ и тут же дали команду на приземление. Никаких пояснений не последовало. Странный был полёт.
В точно отведённое мне время та же рука, вновь протянувшаяся из-за спины, безжалостно вырвала записку у меня из-под носа.
- Ещё минутку, - без особой надежды попросил я, только сейчас подумав, что срок как-то быстро истёк.
- Ты не один, - последовал жёсткий ответ.
И то верно.
Летом 1984 года наша научная группа под руководством доктора геолого-минералогических наук Бориса Чеснокова выполняла минералогические исследования в городе Копейске Челябинской области на горящих отвалах горной массы, поднятой из угольных шахт. Мы квартировали в центре Копейска, в частном доме. Условились, что мужчины, то есть мы с Чесноковым, будут ночевать «на свежем воздухе», а женская часть группы – в доме.
Научный руководитель Б. Чесноков облюбовал предбанник нефункционировавшей бани с оконцем во двор. Мне достался пустой угольно-дровянной склад, без оконцев, примыкавший к предбаннику и отделённый от него стенкой из ошкуренных тонких стоек. Однажды вечером шеф пригласил меня в свой «апартамент» полюбоваться на произведение искусства. Дверь из предбанника в баню отсутствовала, а в зияющем дверном проёме крупный южноуральский паук сплёл красивую паутину в человеческий рост, так что проход оказался закрытым его сеткой.
Обсудив деяние паука, мы разошлись по «спальням». Ночью меня одолело непонятное беспокойство из-за кажущегося чьего-то постороннего присутствия. Мне казалось, что на меня постоянно кто-то смотрит. «Стыдись», - упрекал я себя, но самоувещевание не помогало. Потом послышалось топтание человеческих ног по крыше...
Этот доктор наук провёл детство и юность на хуторе при водяной мельнице в Костромской области, где почерпнул обилие народных знаний. Он их таил в душе, редко кому-либо показывал и, по моей оценке, считал первичными по отношению к марксистско-ленинским философским наслоениям.
Мы прожили в доме около месяца. Перед отъездом я осведомился у хозяйки: «Давно вы живёте одна, без мужа?» «Недавно, - ответила она. – За неделю до вашего приезда похоронила его». Вот и ответ: призрак умершего хозяина обитал вместе со мной и с шефом. Возможно, он ходил ночью по всему дому, а не только возле нас, но хозяйка ничего не говорила об этом.
В 1985 году в Ильменском государственном заповеднике (город Миасс Челябинской области) Валентина Наговичене, кандидат философских наук, сделала сообщение о биополе перед комсомольцами заповедника. Я исполнял роль ответственного за их политучёбу (естественно, по поручению парткома). Присутствовали не только комсомольцы, но все желающие, в том числе кандидаты и доктора наук. Термин «биополе» оказался для всех слушателей новым, так как информации о нём не было, а Валентина Наговичене, как выяснилось из разговора тет-а-тет, имела каналы для узнавания. В КГБ, конечно.
Она привела яркий пример. Когда человек разбивает ребром ладони стопку из 2–3 и более кирпичей, то кирпичи начинают разрушаться ещё до того, как ребро ладони коснулось их, а именно: когда оно не дошло до кирпича на 2–3 миллиметра. Факт «уловлен» скоростной киносъёмкой, выполненной американцами. О чём это говорит? О том, что разрушение производит биополе. Успех выступления «разрушителей» кирпичей – хоть на сцене, хоть в спортивных солдатских соревнованиях – зависит от их психического настроя. Если настроя нет, то биополе слабое, и человек, со всего маху ударив по кирпичам, получит травму. Такое случается.
О «разрушителях» можно добавить следующее. Среди них находятся «умельцы», которые строят свои публичные выступления на том, что разбивают стопку кирпичей не кулаком и даже не ребром ладони, а… головой. Точнее – лбом.
Приведённые эпизоды – малая доля тех, с которыми сталкиваешься в жизни почти на каждом шагу, но не получаешь на них ответы, обнаруживая у себя нехватку знаний о природе, приобретённых в школе и в институте. А сколько событий таится в гуще народной! После создания нами Общества по изучению аэрокосмических феноменов «Астрал» информация полилась сплошным потоком.
Перечислю яркие примеры.
Секретарь общества Галина Соболева в 1992 году проходила мимо православного храма в селе Никандрово (Любытинский район Новгородской области), названном в честь Никандра Городноозёрского, умершего не менее 200 лет назад, и увидела этого старца живым недалеко от предполагаемого места его захоронения. Он шёл впереди неё, но вдруг исчез. Она подумала, что он исчез в месте захоронения, которое в настоящее время никак не обозначено, потому что считается неизвестным, и обратилась по поводу этого эпизода (в моём присутствии) к настоятелю Новгородского Софийского Собора отцу Анатолию, кандидату богословия, который не отрицал её догадку.
Новгородский журналист Владимир Измайлов, ответственный секретарь газеты обкома КПСС «Новгородская правда» до 1991 года, проявляет большой интерес к загадочным явлениям природы. Он долго не решался говорить об «аномальных» событиях в своей жизни, но всё же не вытерпел и «раскололся» в частной беседе. Во время войны он был маленьким, и была у него сестрёнка – совсем кроха. Семья проживала в деревне Дол Холмского района Новгородской области.
Однажды вечером все сидели за столом, предполагая, что девочка находится в своей кроватке. Вдруг услышали её плач, глухой, как «из-под земли». В кроватке ребёнка не оказалось, и его не нашли во всём доме. Прислушались хорошенько: плач доносился из подполья. Вход в подполье давно был наглухо закрыт на зиму. Срочно вскрыли подполье. Девочку достали невредимой. Но… навсегда осталось загадкой, как она там оказалась. Сама девочка из-за очень малого возраста не была способна что-либо объяснять. Сверхъестественное происшествие!
В посёлке Шимск Новгородской области к мужчине, который занимал квартиру в ненаселённом, «аварийном» многоквартирном доме, повадился по ночам приходить «домовой»: топанье и бормотанье возле постели нарастали с каждой ночью. Кто-то подсказал жильцу, что домовой его выживает, что надо послушаться и уступить. Однажды нервы жильца не выдержали, и он спешно покинул квартиру, устроившись у родственников. После ухода сразу обрушился потолок. Со слов героя события, если бы он остался в квартире ещё хотя бы на одну ночь, то оказался бы под обломками и мог бы погибнуть. Расследование этого случая проведено старшим лейтенантом милиции Ю. Б. Альфимовым.
В одной из новгородских квартир на белой оконной шторе появились семь крестов, будто начертанных чёрной пастой или тушью. Мы с Г.С. Соболевой видели их. Один из жильцов квартиры вскоре умер. Кресты сразу исчезли сами собой, как и появились. Этот случай в совокупности с другими, подобными ему, побудил меня написать статью для газеты «Новгородский университет» под названием «Предупредительные сигналы тонкого мира», которая была воспринята профессорами и преподавателями неоднозначно.
Новгородские исследователи феноменов с самого начала относились к «аномальным» явлениям серьёзно и стремились понять их суть, но встали перед вопросом: как их постигать, если современные знания – не тот ключ, с помощью которого можно открыть их тайну? Что же делать? Мы начали искать ответ «на стороне», изучая всё, альтернативное официальной науке: произведения Рерихов, теологическую, теософскую литературу, которая стала появляться (до 1989 года её запрещали), работы по биополю, даже по магии.
Помогло ли это? Да, помогло. Стимулом к успеху у тех, кто его достиг, стало то, что человек смог сказать себе: «Я ничего не знаю и начинаю с чистого листа». А те, которые не преодолели в себе гордыню материалистического «всезнания», остались с прежними вопросами. Результаты расследований «аномальных» явлений всесторонне и демократично обсуждались на заседании общества, где присутствовали физики, биологи, геологи, философы, медики, юристы и другие специалисты, а также студенты и рабочие. Некоторые из присутствующих имели учёные степени кандидатов и докторов наук.
Мы приходили к коллективному заключению о том, что современная наука необоснованно отступила от древних знаний, на основании которых без труда объясняются явления, относимые ею к аномальным. (Философская позиция автора и обновлённая парадигма, предлагаемая им, будут изложены во Второй части.)
Ещё одно наше коллективное заключение сводилось к тому, что основная масса уфологов, к сожалению, не может ни на йоту сдвинуться с позиции ортодоксального гипертрофированного материализма. Живую струю вносят редкие независимые по своим взглядам исследователи. Значение деятельности Владимира Ажажи, директора Уфоцентра, ввиду его высокой позиции в уфологии страны требует особого рассмотрения и критической оценки.
По мнению А. Калинина (высказанному в газете «М-ский треугольник»), которое я и многие члены нашего общества разделяли, порождения человеческих мыслеформ начинают терзать самих людей. В роли жертвы выступает всё человечество. С последним утверждением интересно сравнить два высказывания Владимира Ажажи по радио и телевидению:
«Люди выступают как сырьё для какой-то другой формы жизни» (ТВ, 16.12.1993).
«Человечество всегда контролировалось и эксплуатировалось надгуманоидной формой неизвестной разумной жизни – не инопланетной, а существующей рядом с нами» (тезис повторялся неоднократно).
Что же представляет собой загадочная «форма неизвестной разумной жизни – не инопланетная, а существующая рядом с нами»?! Может быть, это сущности, населяющие астральный и ментальный миры, которые в наше «просвещённое» время оказались в разряде загадочных?
Владимир Георгиевич Ажажа – обладатель огромной информации об НЛО и «аномальных» явлениях. Он дал большое количество интервью, ему приходилось делать обзорные доклады о состоянии уфологии в СССР, в России и за рубежом. Как видим из сравнения с высказыванием А. Калинина, его выводы находились рядом с объяснением сути НЛО (невоенных), но из его уст никогда не прозвучало признание материальности мысли, что и не позволило ему поставить «сенсационную» точку на решении проблемы, а вело к продолжению расплывчатых предположений. Очень жаль. Он не смог, не захотел или побоялся вывести «локомотив» исследований НЛО из наезженной «научной колеи», возможно, полагая, что, следуя по ней, можно было привести уфологию к признанию научным официозом. Нет и нет! Официальная наука всегда будет антагонисткой уфологии. Почему? Давайте остановимся на этом вопросе.
Почему официальная наука – антагонистка уфологии? Не потому, что она бессильна. Её бессилие кажущееся. А потому, что она – на коротком поводке у политики. Перед ней поставлена задача отрицать НЛО, и она этим занимается «успешно». Приведём подтверждение. Экс-президент АН СССР академик А.П. Александров, снятый с должности после аварии на Чернобыльской АЭС как куратор атомных электростанций страны выразил свои «чувства» в журнале «Огонёк» (№ 35, август 1990): «Волнует, что стали расцветать околонаучные направления: экстрасенсы, НЛО и тому подобное. Не дело Академии поощрять такое». В стране с тотализированным мышлением замечание экс-президента Академии наук воспринимается научным кланом как указание. В такой ситуации бессмысленно, смешно и позорно заискивать перед научным официозом. Надо идти дорогой правды и критики.
НЛО (как природное явление, а не военный аппарат сфероидной формы) не объяснить в категориях, принятых в современной науке. Значит, надо кардинально менять устаревшие взгляды на мир. Это понимают многие уфологи и высказываются об этом, но кардинальности не получается, за исключением тех, которые выбрали правильный курс на возвращение к древнему мудрому знанию. Кстати, на эту же дорогу осторожно выходит и Российская академия наук, например, введя Институт космической философии, по-видимому, вопреки «волнениям» А.П. Александрова. Событие произошло на стыке 1980-х и 1990-х годов. (Геннадий Кизилов. Июль 2007).
В усадьбе Татищева живет НЛО
Необъяснимое облако следовало за журналистами по пятам. На днях наши корреспонденты побывали в живописнейшем уголке - деревне Усть - Волма, что в Крестецком районе.
- Мы слышали об этом месте много легенд и поехали расспросить о них старожил, - рассказывает корреспондент Никита Первозванцев. - Несмотря на то, что сейчас Усть-Волма и рядом с ней стоящая деревня Воронова вымирают, когда-то эти места были хорошо известны и процветали. Здесь работали два завода: кирпичный и стекольный. Они были построены при «правлении» Василия Татищева. А имение графу досталось за небольшие деньги от помещика Славянинова. Правда при каких обстоятельствах это произошло уже никто не помнит. Но поговаривают о любовном треугольнике, в который были впутаны граф и помещик. Именно из-за этой мутной истории Славянинову пришлось продать имение и срочно уехать в Петербург.
Сегодня о былом некогда величии усадьбы Василия Никитича мало что напоминает. Экскурсию по особняку и прилегающему к нему парку нашим ребятам провел местный житель Олег Данилов.
- Этот парк был высажен еще во времена Татищева, - рассказывает мужчина, ведя нас по заросшим тропкам прямо к двухэтажным хоромам.
В 80-х годах здесь располагалась сельская школа, но с годами из-за уменьшения числа учеников, ее закрыли. Сегодня из-за особняка мог бы получиться неплохой туристический комплекс. Но поговаривают, что администрация Крестец потребовала от предпринимателей непомерную сумму за аренду исторического объекта. Это бремя бизнесменам было не по плечу.
Потому бесхозное здание чиновники просто обесточили и забили досками. Правда попасть внутрь все равно можно. Запасной вход уже давно выбит молодежью. Любят подростки устраивать здесь вечерами сейшены и пить пиво. В каждой комнате разбросаны тетради и учебники. С некогда аккуратно оклеенных стен содраны обои, стекла выбиты. Словом, разруха и полнейшее запустение.
- Надо отметить, что когда Олег водил нас по дому, у нас не возникло ощущения угнетения, - делится своими впечатления фотограф Оксана Нилова. - Только печаль. Очень жаль, что такое красивое место обречено на забвение. К сожалению, всегда находятся люди, которые любят все разрушать, а не созидать.
По словам Олега Данилова, в усадьбу несколько лет назад приезжал кладоискатель из Москвы. Тот тщательно рыскал по зданию 18 века с миноискателем. Нашел ли он что-то ценное или нет так никто и не знает. После общения с местными жителями выяснилось, что древняя деревня не только скрывает темное прошлое известного учёного. Скрытая от посторонних глаз и суеты Усть - Волма прям таки напичкана всякой мистикой. Здесь вам и глубокая яма непонятного происхождения, и омут с водяным, и русалки, и даже необъяснимые оранжевые шары летают. И не смейтесь! Мы бы тоже не поверили, еже ли не увидели сие чудо на сделанных ребятами фотографиях.
- Сперва я подумала, что это просто капля воды попала на объектив и дала такой блик, - говорит Оксана. - Потом я предположила, что это мог быть какой-нибудь дефект фотоаппарата. Однако шар показался только на снимках самого особняка и на сопке Поклоннице, где славяне поклонялись Перуну. Причем каждый раз на разном расстоянии от земли. Складывается ощущение, что он летел за нами по пятам.
Фотографии мы отослали новгородскому профессору, специалисту по аномальным зонам Игорю Ланцеву. Безумно любопытно, какой вердикт он вынесет. А вообще, если верить экстрасенсам, такие шары могут свидетельствовать о неприкаянных душах, погибших страшной смертью людей. Говорят, что они могут навредить человеку. Но наши журналисты в суеверия не верят.
- Я по таким местам ходить не боюсь. Я ведь посещаю их с открытым сердцем, не собираюсь их грабить и разрушать, а значит даже загробные силы зла мне не причинят, - убеждена Оксана. (Никита Первозванцев).
Усадьба Татищева и Поклонница являются оккультными местами
Профессор кафедры теоретической и математической физики НовГУ, доктор физико-математических наук комментирует оранжевые шары, заснятые нашими журналистами в Крестецком районе. 29 августа мы рассказывали, как в усадьбе Татищева в объектив корреспондентов «Новгородочки» попал непонятный огненный шар, парящий в воздухе. Сделанные снимки мы отослали новгородскому уфологу, специалисту по геопатогенным зонам, известному ученому Игорю Авенировичу Ланцеву.
- Известно, что с момента изобретения фотографии неоднократно различными людьми в различное время и в различных местах планеты с помощью фотоаппарата фиксировались объекты, не наблюдавшиеся визуально в момент съемки. При рассмотрении этих снимков в первую очередь необходимо исключить аппаратурные эффекты различной природы.
Поэтому каждая такая фотография должна сопровождаться детальным отчетом автора снимка и других свидетелей, описанием условий, при которых был сделан снимок (марка фотоаппарата и объектива), - рассказывает профессор. - Если при экспертизе снимков блики и другие аппаратурные эффекты исключаются, то можно предполагать, что в результате того, что диапазон чувствительности фотопленки шире, чем диапазон зрительного восприятия человека, на ней обнаруживаются следы объектов, невидимых для глаз.
Можно привести ряд примеров таких эффектов, с которыми мне приходилось сталкиваться. На снимках одного из новгородских фотокорреспондентов над головами делегации гостей Новгорода в имении Г.Р. Державина Званка проявились светящиеся шары. Непонятно откуда взявшиеся на фотографии объекты обнаружил профессиональный фотограф, снимавший памятники архитектуры Новгорода для буклета открыток.
Инспектор милиции С. Степанова в июне 1987 года. сфотографировала в городе Демидове на Смоленщине памятник погибшим в Великой Отечественной войне - танк Т-34. После проявления пленки на снимках появилось нечто, напоминающее черную шляпу и похожее на одну из форм НЛО. Во время съемки, естественно, никакой «шляпы» там не было. В первую очередь подобные явления пытаются свести к известным физическим феноменам.
Аномальные проявления в атмосфере, гидросфере и литосфере, в основном, обусловлены структурно-вещественными неоднородностями геологической среды. Это могут быть разломы и зоны трещиноватости тектонических блоков, возникающих над локальными погребенными разломами земной коры. Последние, как правило, отсутствуют на традиционных геологических картах. Такая неотектонически активная структура сопряжена с Крестецским авлакогеном. Многие считают таинственные свечения природными тектоническими огнями, связанными с микроземлетрясениями. Появление в районе разломов и складок платформенного чехла Русской плиты таинственных подвижных огней хорошо объясняется так называемой триболюминесценцией (излучением холодного света в результате трения).
Большинство случаев подобных наблюдений происходит в период геомагнитных бурь и возмущения земных токов. В зонах активных разломов расположены патогенные территории и участки, благостные для человека и растений. Такое можно наблюдать на краях достаточно широких разломов, где усилия носят сжимающий, а не растягивающий характер.
Именно к этим местам приурочено большинство культовых мест и храмов. Интуитивно эти места выбирались для строительства усадеб. Усадьба Татищева и Поклонница (сопка, где славяне молились богам) издревле являются мистическими, оккультными местами. По информации, имеющейся в Интернете, странные свечения фиксируются в новгородской области также в районе озера Кузьминское и Кончанского могильника (место раскопок).
Группа исследователей, возглавляемая заведующим лабораторией Воронежгеология Генрихом Михайловичем Силановым, проводит научные наблюдения в зоне Хоперского разлома на востоке Воронежской области. Используется аппаратура: гравиметр, радиометры, высокочастотные генераторы. Как утверждают ученые, ими обнаружен эффект «памяти поля».
С 1978 года на фотографиях в ультрафиолетовом диапазоне фиксировались головы солдат в окопе, сюжеты военной тематики 12-13 веков, «память» на фоне листьев деревьев. Были изданы две книги: «НЛО в Воронеже», «Наедине с пришельцами». Они содержат более ста цветных и черно-белых фотографий, снятых в ультра-фиолетовом диапазоне.
Если же признать эти явления непознанными (аномальными), то есть необъяснимыми с точки зрения общепринятой в настоящее время научной парадигмы, то тогда можно строить различные версии эзотерического происхождения подобных «паранормальных» феноменов, которые с развитием науки и смены научной парадигмы, возможно, найдут и научное объяснение.
По мнению академика Н. П. Бехтеревой, сегодня наука вошла в ту фазу своего развития, когда она подтверждает основные положения религии. Но рассмотрение непознанных явлений с позиций экстрасенсорики, эзотерики или религии не является предметом научного комментария. («Новгородочки»).