Камера видеонаблюдения, установленная внутри одного из офисных зданий Благовещенска, зафиксировала недавно самое настоящее паранормальное явление. И, со слов охранника-очевидца, похожие явления происходят здесь уже не первый раз. Не иначе в доме появились привидения!
«Сначала можно подумать, что это кто-то светит фонариком, но в здании кроме вахтёра никого не было, к тому же силуэт объекта изгибается, да и сигнализация (датчик движения) на этаже не срабатывала, - комментирует ситуацию анонимный пользователь, выложивший на YouTube сенсационный ролик. - Видеокамеры зафиксировали появление данного «привидения» три раза в течение часа в районе полуночи».
Следует отметить, что бесстрастные системы видеонаблюдения в последнее время все чаще фиксируют феномены, которые с трудом поддаются логическому объяснению. Либо - вообще не поддаются. Так, за несколько дней до появления призрака в Благовещенске, похожую субстанцию ночью засняли камеры, установленные в бывшем Блиновском пассаже - ныне Центре занятости населения Нижнего Новгорода. После чего Управление по работе со СМИ городской администрации не побоялось предоставить общественности видео с неизвестным объектом, похожим на привидение.
На ролике видно, как нечто белое, внешне напоминающее человека в плаще, влетело в окно одной из комнат, стало передвигаться по помещению взад и вперед, а затем не менее таинственным образом скрылось в противоположной от окна стене. Разглядеть детали призрака при этом, к сожалению, весьма сложно.
Так называемый Блиновский пассаж был построен в 1879 году как крупнейший доходный дом. Свое название он получил по имени владельцев - купцов братьев Блиновых. Необычным явлением, зафиксированным в центре занятости, сразу заинтересовались нижегородские исследователи аномальных явлений. Они приезжали в пассаж со специальным оборудованием и изучали с его помощью помещения, где «гулял» призрак. Однако их техника так и не отметила никакой сверхъестественной активности.
Вместе с тем охранники здания уверяют, что некие призрачные сущности регулярно появляются в пассаже по ночам. Слышатся шаги, дверные скрипы, чьи-то тени отделяются от потолка и «просачиваются» сквозь стены. Однажды в фойе зала появился некий тёмный шар, который выкатился на середину зала, подпрыгнул, полетал по коридорам, а потом исчез. В другой раз некая дама в длинном платье старинного покроя заглянула прямо в комнату охранников, но заходить не стала, а когда охранники бросились за ней - растворилась в воздухе…
Как утверждает руководитель нижегородского проекта «Рождественская сторона» Александр Сериков, появление потусторонних сущностей в Центре занятости населения - отнюдь не феномен только сегодняшних дней. Отмечалось нечто подобное здесь и раньше: «Более 20 лет назад в этом здании располагались строительные тресты, - сообщил он. - Работники, которые задерживались до поздней ночи, постоянно сетовали, что с наступлением темноты в здании становилось жутко. Мы пробуем поднять архивные данные, чтобы понять, кому может принадлежать призрак Блиновского пассажа».
Разумеется, в наличие духов верят далеко не все работники центра занятости. А нижегородские уфологи вообще решили, что «блиновское» привидение - это просто чья-то шутка. По их мнению, неизвестный иллюзионист надул полиэтиленовый пакет, завязал его и подбросил перед видеокамерой в воздух. Однако вряд ли серьезные охранники солидного государственного учреждения решились бы на такую шалость. Так что, скорее всего, в старинном здании Нижнего Новгорода действительно обитают призраки. Осталось только выяснить, каким умершим людям они принадлежат. (Геннадий Федотов, Аномальные новости 13,2012).
Люди без лица
Эта история произошла 7 лет назад, когда я отдыхала у бабушки в Сергеевке. Лето. Обычный теплый вечер. Я вернулась домой раньше 12 часов. Чай на летней кухне. Предвкушение сладкого сна. Я легла, но уснуть так и не смогла. Сколько времени прошло, не помню, но вдруг мне захотелось выйти на улицу. Не включая свет, я пошла в сенцы.
Открыла дверцы, сделала ровно два шага и оторопела. Вокруг меня стояли несколько «человек» и о чем-то разговаривали. Но при этом я не слышала ни звука. Вполне вероятно, что я только думала, что они разговаривают, но слишком реально было это ощущение. «Люди?!- мелькнула мысль,- но ведь дверь была на крючке!». Вот тогда я испугалась. Силуэты-то человеческие, но люди ли это?
Сердце бешено забилось, я повернулась на 180 ⁰С. Только зря: прямо передо мной один из этих «людей» стоит спиной. И вдруг он начинает поворачиваться. Я хочу посмотреть в его лицо, а когда вместо лица вижу черноту, чуть не умираю от ужаса. Никогда в жизни мне не было так страшно. Очень хотелось заорать, я даже набрала воздуха в легкие, но мысль о том, что разбужу бабушку, заставила меня беззвучно этот воздух выдохнуть. Я зажмурила глаза и..не помню, как оказалась в кровати под одеялом.
Страх не проходил. Заснула только на рассвете. Проснулась, конечно же, после обеда. Бабушка долго удивлялась, что я уснула, не выключив свет – такого со мной никогда не случалось. И тогда я рассказала обо всем бабушке. Она сказало, что не к добру это, и добавила, что недалеко от нашего дома кладбище было. А вечером узнала, что мои друзья попали в аварию, правда, все обошлось…
Колдуны
В деревне Забурово долго, мучительно долго умирал колдун. Был он стар, и сам хотел смерти, но она все не шла. Почему? Об этом в те дни шепталась вся деревня: колдун не может умереть, пока не передаст кому-нибудь свой дар. Для этого ему достаточно коснуться человека. Но никто из близких не хотел такого подарка. Вот и маялся старик.
Наконец он сдался, перестал умолять сыновей приблизиться к нему. А вскоре показал глазами на потолок над собой и велел разобрать его. С этим в народе тоже связано поверье. Когда ведьма или колдун умирают, но никак не могут умереть, надо разобрать крышу или хотя бы угол дома над тем местом, где стоит кровать несчастного, а еще надо отомкнуть в доме все замки и запоры, распахнуть дверь. Это вроде бы помогает колдуну отойти.
Сыновья послушались, позвали соседей, стали разбирать кровлю. Уже почти справились, когда услышали из дома смех старика. Почуяв неладное, спустились с крыши. А из сеней выходит внучка колдуна Маша. Она призналась, что ей стало жалко деда, который стонал и все просил воды. Вот и поднесла ему чашку. А старик в избе все смеялся... Как рассказывает А. Горбовский, записавший эту историю, родные потом возили девочку в храм, отчитывали молитвами. Но не помогло.
Она приняла дар. И сейчас колдунью Машу хорошо знают не только в окрестных селах, к ней приезжают из города, и даже из области. Не каждого выберет колдун в качестве своего преемника. Но даже если выбор сделан, это еще на значит, что этому человеку удается совладать с необычным подарком. Для иных он оборачивается сущим бедствием. Вот еще одна история, хранящаяся в архивах исследователей феноменов подобного рода.
Марфу Петровну за глаза называли колдуньей и как огня боялись ее недоброго сглаза. Стоило старушке посмотреть на какого-нибудь малыша на улице, тот начинал капризничать и болеть. Сама она умерла в 86 лет. Но как! Все близкие вынуждены были уйти из дома, потому что вещи там взбесились. А соседи даже вызвали милицию - в квартире стоял такой грохот, что люди подумали, будто родственники убивают бабулю...
Но, судя по всему, старой колдунье не удалось при жизни передать кому-нибудь свое колдовское наследство. Когда Марфу Петровну хоронили, она лежала в гробу вся в синяках - отметинах от домашнего светопреставления. Но и на улице, стоило вынести тело к автобусу, началось странное. Внезапно похолодало, налетел ураганный ветер, началась пурга.
Рассказывает жительница Амурской области Александра Ч. (внучка Марфы Петровны):
- Когда на кладбище я подошла к могиле, чтобы повесить венок, внезапно ощутила, что кто-то схватил меня двумя руками за ноги у щиколоток. Несмотря на ветер и холод, меня прошиб пот. Попыталась сдвинуть ноги, уйти, но неведомая сила не отпускала. Нелепая ситуация длилась с минуту, но мне тогда показалось, что прошла вечность. Сейчас уже не помню, как возвращалась домой. Но с тех пор и начались мои приключения...
Помню, писала я ночью дипломную работу. Вдруг слышу, кто-то скребется во входную дверь. Я подумала - это наша кошка. Открыла, а там никого. Вдруг за спиной заскрипела раскладушка. Я к ней, а в лицо дует странный ветерок, даже волосы колышутся. Я поправила их и тут получила такую затрещину, что даже искры из глаз посыпались. А дома, как вы, понимаете, никого. С тех пор я боюсь спать без света…
Странный сосед
В Благовещенске я живу недавно, переехала сюда после развода с мужем, купила квартиру и думала начать все сначала. Да что-то не заладилась моя новая жизнь. Квартира мне досталась, мягко говоря, странная. В первую же ночь меня разбудило жуткое ощущение, будто кто-то стоит перед дверью в комнату и пристально смотрит на меня.
Лежу я, не шевелюсь и думаю: «Неужели воры?» Потом постепенно снова погружаюсь в сон, но на следующий день история повторилась. Чувство совершенно четкое – кто-то невидимый стоит в дверях и тяжело дышит, не сводя с меня взгляда. И еще иногда слышны шорохи в коридоре, шум в туалете, какие-то шаги, вздохи. Я все списывала на после разводный стресс, перемену места, бессонницу...
Через неделю мне пришлось выехать на прежнее место жительства, чтобы решить вопросы с документами и забрать оставшиеся вещи. Меня не было пять дней. Приехав, сталкиваюсь в подъезде с соседкой, и та просит: «Не мог бы ваш муж спустить воздух из батарей в моей квартире? У меня мужа нет, некому». «Извините, - говорю, - но я тоже одна живу». «Как?! - удивляется соседка. - А я, когда с дежурства ночью возвращаюсь, слышу, как у вас мужчина кашляет и бормочет. Он еще на кухне иногда что-то напевает. Я думала, муж ваш».
Тут мне совсем не по себе стало. Даже в квартиру заходить расхотелось, но куда денешься? В Благовещенске у меня ни родных, ни друзей, пойти не к кому. Быть может, кто-нибудь знает, что творится в моей квартире? И что можно сделать, чтобы ночной гость оставил меня в покое?
Охранник снял на камеру объект в амурском музее
27 августа 2015 года, около 10 часов вечера, охранник Амурского областного краеведческого музея, следивший за обстановкой по камерам видеонаблюдения, обратил внимание на маленький светящийся шар. Неопознанный летающий объект передвигался, а точнее прыгал по залу «Искусство стран Востока», расположенному на первом этаже. Следом появился еще один шар, но гораздо большего размера. Специалисты по работе с фото и видеосъемкой никаких паранормальных явлений в произошедшем не заметили. Яркий шар на видео - это насекомое, которое пролетело близко к камере и в результате превратилось в засвеченное пятно. С охранником сыграли злую шутку настройки камеры видеонаблюдения, считают они.
Пройдя в экспозицию, где было замечено необычное явление, сторож ничего не обнаружил. Вернувшись на свое место и посмотрев в монитор, сотрудник музея вновь увидел загадочную сферу, парящую в воздухе. В изумлении он позвонил сыну, который и посоветовал сделать видеозапись, сообщила ученый секретарь Амурского областного краеведческого музея Инна Васина.
В учреждении подчеркивают, что в истории музея уже были случаи, связанные с необычными явлениями: в позднее время сотрудники несколько раз видели прозрачный женский силуэт, слышали странные звуки, но светящийся шар зафиксирован впервые. Является ли обнаруженный объект обычной шаровой молнией или же он имеет отношение к потустороннему миру, пока не установлено.
Этот случай произошел в преддверии дня рождения музея, которому 28 августа исполнилось 124 года.
По словам Инны Васиной, сейчас сотрудники музея вместе с учеными-физиками пытаются определить происхождение необычного светящегося шара. «Рассматриваем всевозможные версии. Ведь, скажем, шаровая молния – она материальна и ее можно увидеть. Однако, когда охранник включил свет в зале, то никаких проявления молнии он не увидел, уже после он вернулся за пульт управления и просмотрел записи видеокамер», - отметила Инна Владимировна. Если специалисты поставят вердикт, что НЛО в музее является шаровой молнией, то руководство культурного учреждения примет соответствующие меры безопасности.
Специалисты по работе с фото и видеосъемкой никаких паранормальных явлений на снятом видеоролике не заметили. Фотограф АП Сергей Лазовский считает, что яркий шар на видео - это насекомое, которое пролетело близко к камере и в результате превратилось в засвеченное пятно. С охранником сыграли злую шутку настройки камеры видеонаблюдения, считает он.
- Для получения качественного изображения с камеры видеонаблюдения очень важно, чтобы снимаемая сцена была освещена. При недостаточном освещении, например, в темное время суток на изображении появляются шумы, «смазывание» и засвечивание движущихся объектов. Например, если навстречу камере наблюдения выезжает автомобиль с включенными фарами, то на изображении будут видны только два ярких пятна от фар, - поделился мнением Сергей Лазовский. - Это происходит еще и потому что в ночном режиме камеры накапливают свет за счет большой выдержки. Есть и другая версия. Для съемки в темноте чаще всего применяется невидимое для человеческого глаза инфракрасное (ИК) освещение. Обычно такие прожекторы имеют фиксированный угол подсветки и постоянную интенсивность ИК излучения. В результате оптимальный уровень освещения находится на определенном расстоянии от камеры. Ближе этого расстояния объекты будут засвеченными, дальше – недостаточно освещены. В результате, если близко с камерой пролетит комар или муха, то на экране монитора насекомое будет выглядеть как светящийся шар.
Шаровая молния - малоизученное и очень опасное явление. Существует свыше 400 гипотез насчет этого природного явления, но ни одно из них до сих пор не подтверждено. Шаровая молния может появиться внутри помещения вблизи какого-нибудь металлического предмета или проводника с током. Стоит отметить, что в последние годы амурский краеведческий музей взял на вооружение большое количество новинок из мира hi-tech.
С историей региона посетителей уже знакомят трехмерная витрина, «живые» видеоэтикетки, виртуальная примерочная, а также сенсорный интерактивный стол. Причем большинство гаджетов расположено как раз в экспозиции «Искусство стран Востока». Здесь работает виртуальная примерочная и интерактивная стена, состоящая из двух независимых экранов. С помощью бесконтактного управления изображением можно познакомиться с культурой стран Востока.
Продолжительность шаровой молнии – до нескольких минут. Обычно шаровая молния исчезает, тихо погаснув в воздухе, иногда же, чаще при контакте с каким-либо предметом, она разрывается с оглушительным треском и может вызывать разрушения. После исчезновения шаровой молнии, как правило, в воздухе остается дымка с резким запахом. Соприкосновение человека с шаровой молнией вызывает тяжелые травмы, ожоги, а зачастую и смерть, но были случаи, когда контакт молнии с человеком оставался без последствий. («Амурская правда»).
Мировоззрение и верования нанайцев
Традиционное мировоззрение нанайцев основывалось на одушевлении и одухотворении сил природы и гармоничных отношениях между природой и человеком. Основу верований нанайцев составляли анимистические представления, сочетавшиеся с магией, тотемизмом и фетишизмом. Небо, земля, вода, тайга населялись в их воображении всевозможными духами, влиявшими на жизнь и судьбы людей.
В каждом предмете нанайцы различали его материальную форму и живое начало, которому приписывались человеческие черты. Для облегчения сношений с духами нанайцы делали их изображения в виде зооморфных и антропоморфных фигур, которые играли важную роль в религиозных обрядах. Мировоззрение нанайцев делило окружающий мир на трисферы: верхнюю – небесный мир, среднюю – земной мир и нижнюю – подземный мир.
Небо, населенное духами, влияющими на жизнь людей, по представлениям нанайцев, разделялось на девять сфер, каждая из них ассоциировалась с определенными созвездиями. У каждой сферы был свой бог. Так, ближайшая к земле сфера принадлежала богу Хуту Эндури. Владыкой второй сферы являлся Ерха Эндури. Третья подчинялась Саньси Эндури и т.д. В шестой небосфере обитали девять священных драконов Мудур. Седьмая и восьмая сферы были женскими. Раз в год каждая нанайская семья совершала моления небу, в которых участвовали мужчины одного рода. Во время моления с просьбами о здоровье, благополучии, удаче на промысле обращались к главному божеству Боа Эндури, живущему на девятом небе.
Культ небесных богов смыкался с культом земных духов-хозяев. Хозяина земли На Эндурни почитали больше всего на охоте. Средний мир также делился на «угодья»: водную стихию, горы и тайгу и ту территорию, где непосредственно обитал человек и его род. У каждой стихии были свои хозяева, с которыми нанайцы предпочитали жить в мире, верили, что они обладают собственной волей и могут проявить как милость и щедрость к человеку, так и наказать за неподобающее поведение. В водном мире правили Муэ Эндурни (Тэму) – водный хозяин, Муэ Эдени – дух воды и духи-хозяева рыб и морских животных. Угощение для нихво время молений клали в нойна – специально сплетенную из стружек маленькую лодочку или в корытце, вырезанное из дерева в форме рыбки.
В горах и тайге правили свои духи, их изображения нанайцы вырезали из дерева и кости, носили в качестве амулетов. Фигурки могли оставаться дома, но считалось, что дух все равно неотступно следует за охотником или рыбаком. Нанайцы верили, что у каждого места имеется свой хозяин Подя. Ему молились коллективно и каждый в отдельности до и после охоты. В тайге соблюдали различные табу.
К животным нанайцы относились с особым почтением: то, что медведь или кабан позволил себя добыть, расценивалось как милость с его стороны, убитого зверя благодарили, разделывали по особым правилам, чтобы не обидеть. Важное место в традиционном мировоззрении занимали промысловые культы: тигра пурэн амбаниу уссурийских нанайцев, медведя мапа в нижнем течении Амура, а также погребальные и поминальные культы и вера в бессмертную душу.
Душа ребенка с момента его рождения и до одного года включительно представлялась в виде птички омиа-гаса, которая до вселения в женщину жила на ветках родового дерева. Такое дерево имел каждый род. В нижнем мире Буни обитали те, кто завершил свой земной путь. У нанайцев было несколько способов погребения: наземные, в земле и, как исключение, сожжение. Наземные захоронения совершали на деревьях, на помостах дэсиун, в бревенчатых пазовых погребальных постройках кэрэн. Реже встречались захоронения детей в дуплах деревьев. Захоронение в земле – позднее явление.
По умершему совершался ряд поминок. Первые устраивались сразу после смерти человека и на седьмой день. Считалось, что за это время душа умершего возвращается из обхода тех мест, где человек бывал при жизни. В похоронном обряде принимали участие все родственники умершего. Хоронили на второй-третий день. Соседи и дальние родственники покойного клали в гроб топор, нож, котелок, блюдце, тарелку, а женщине – ее ножницы. На могилах старых охотников и рыбаков оставляли самострелы, лыжи, орудия для изготовления сетей.
Все предметы обязательно были испорчены. Считалось, что в Буни душа умершего найдет их целыми. По традиции гробы ставили в кэрэны, но со второй половины XIX века, под влиянием русских, стали хоронить умерших в земле. Раз в месяц устраивали маленькие поминки по умершему. Обряд больших поминок совершался с участием большого шамана – только он мог «отвезти» душу умершего в загробный мир. Считалось, что Буни находится на западе, но дорог туда много, у каждого рода – своя.
Посредником между миром духов и людьми служил шаман. Основными его функциями были лечение больных, предсказание будущего и доставка душ умерших в мир мертвых. Шаманы разделялись на три категории: сиуринку саман – шаманы-врачеватели, нигмантэй саман – шаман, совершающий помимо лечения больных обряды при первых поминках, касса саман – шаман, доставлявший души умерших в загробный мир. Шаманами первых двух категорий могли быть мужчины и женщины, каса-шаманом мог быть только мужчина.
Шаман играл большую социальную роль. Практически в каждом селении был свой шаман, в обязанности которого входили борьба со злыми духами, врачевание, гадание, приготовление специальных охранных амулетов, исполнение особых ритуалов, погребальных и поминальных обрядов. Нанайские шаманы имели богатый опыт врачевания травами, кореньями, продуктами животного происхождения, умели избавлять от боли точечным массажем, останавливать кровотечение, успешно лечили ожоги, раны. Шаман пользовался авторитетом как лицо, приносящее пользу людям и обладающее знанием и жизненным опытом, а также исключительной мудростью, благодаря своим духам-помощникам.
Костюм нанайского шамана состоял из юбки, кофты, пояса янгпан с металлическими подвесками, рукавиц с изображением змей, ящериц и лягушек, шапки с ветвистыми железными рогами. Атрибутами были шаманский посох, металлические диски толи, бубен с колотушкой, а также большое количество сэвэнов – фигурок духов-помощников.
В ХХ веке в обрядности нанайцев произошли коренные изменения. На современную систему их обрядовой практики огромное влияние оказали мероприятия государства по созданию новых массовых ритуалов и праздников. Процесс этот начался еще в XIX веке, когда в традиционную духовную культуру нанайцев стали проникать некоторые элементы буддизма и православия. Благодатная почва для их восприятия стала возможной из-за большой веротерпимости нанайцев. Они твердо верили, что духи не знают этнических границ, воздействуют на людей независимо от их национальности. Иногда духи другого народа считались даже могущественнее собственных.
Влияние новых конфессий не ограничивалось только почитанием иноэтнических божеств. Некоторые праздники, например Новый год, почти все группы нанайцев уже в XIXвеке отмечали по китайскому образцу. Буддийское влияние было заметно и в культе «мио» - икон с изображением шаманских духов, напоминавших буддийские изображения.
Онгоны
Онгоны - в шаманской мифологии народов Сибири (буряты, эвенки, тувинцы, нанайцы, нивхи) духи-души предков.
Изображения Онгонов также называются Онгонамии считаются вместилищем духов умерших предков. Изображения Онгонов делаются из дерева, шерсти, меха, кожи, войлока, металла и ткани. Различаются Онгоны мужские и женские, родовые и семейные (из них позднее выделились индивидуальные), профессиональные: скотоводческие, кузнечные, лечебные и другие. Онгонов подкармливали, задабривали, им посвящали животных и рабов (174).
Первоначально духи-покровители рода и семьи Онгоны в основном осмыслялись как предки-тотемы (животные: волк, конь, олень; птицы - беркут, кречет, ястреб, журавль, ворона, сорока, филин, коршун; деревья - ель, дуб, ветла, вяз, рябина, ольха, береза, лиственница, сосна, можжевельник); позже место почитаемого предка-основателя рода перешло к Человеку и изображения Онгонов приобрели антропоморфный вид. Родовые Онгоны хранились в священных местах (рощах, горах, пещерах), куда не допускали женщин. Семейные Онгоны, которыми ведали женщины, - в небольших деревянных ящиках или мешочках, подвешенных к дымовому отверстию в юрте, над косяком двери в домах или амбарах.
Считалось, что душа человека после его смерти перемещается в родовое дерево, затем в образе птицы достигает «верхнего мира». По поверьям, Онгоны оказывали помощь роду в случае опасности, указывали дорогу, помогали добывать огонь. Появление Онгона (птицы в небе или животного на земле) перед началом мероприятий, во время боевых походов и сражений считалось благоприятным знаком.
В процессе «укрупнения» божественных сущностей, в ходе превращения духов предков в то, что в будущем могло бы стать божествами, наиболее почитаемыми Онгонами становились Онгоны великих шаманов. Самые известные онгоны действуют в земной сфере: эжин всей земли (дэлхэйн дайдын эзэн) - богиня Этуген (дарует богатства и плодородие), хозяин тайги - Баян Хангай, хозяин вод - уhан Лусад хан, хозяева крупных рек и озёр (Ангары - Ама сагаан ноён, Селенги - Бухэ баатар ноён, Иркута - Эмниг сагаан ноён, Лены - Ажирай ноён, Байкала - Бахар хара ноён), божества небесных тел и воздушных явлений (Хухэ Мунхэ Тэнгэри, Тэнгэрии другие), хозяин подземного царства - Эрлик.
В мифологии тувинцев, алтайцев, телеутов аналогичные функции выполняли онгут, эмегендер. У кетов - алэлы, у манси - пупыги, у шорцев - орекеннеры, ене-кижи, тор-кижилер. («История монгалов»).
Каньга
Каньга - лесной дух, которому поклоняются гольды, народ тунгусского племени, живущий по реке Амур
«Каньга - лесной дух, которому поклоняются гольды», народ тунгусского племени, живущий на реке Амур, приблизительно по современной границе России и Китая.
Гагданчу-Марга
Гагданчу-Марга - в мифологии гольдов однорукий, одноногий, одноглазый получеловек со способностью усыплять всех вокруг
У гольдов есть сказки про странное существа Гагданчу-Марга - получеловека: у него одна рука, одна нога, один глаз и одно ухо. Когда он ударяет по себе своей единственной рукой, все кругом падают и засыпают. Прервать колдовской сон может только кто-нибудь более могущественный, если трижды хлопнет в ладоши.
Бусиэ
Считается, что бусиэ происходят от людей, умерших неестественной смертью и оказавшихся оторванными от своих живых сородичей и от сородичей, пребывающих в буни (загробный мир). Завидуя людям, бусиэ охотятся за живыми, подстерегают их у могил (где гложут кости трупов), забираются в дома и, дождавшись ночи, нападают на спящих, высасывают у них кровь или мозг, выклевывают глаза. Вселившись в человека, бусиэ доводит его до полного истощения.
Изгнать бусиэ можно только с помощью шамана. Для отпугивания бусиэ над входом в жилище вешают высушенного ерша с раскрытой пастью. Бусиэ боятся грозы и прячутся от нее в деревьях, но гром убивает бусиэ и от них остаются «громовые камни» около деревьев, разбитых молнией. В сказках бусиэ - глуповатые великаны-людоеды с огромной пастью и большими зубами, похищающие людей. Кроме того, Бусиэ - оборотни. Они способны превращаться в различных зверей и птиц, например в безобразных черных птиц с железными перьями и острыми железными клювами и когтями.
По непроверенной информации, с бусиэ нужно быть тем более осторожными, что они не боятся огня. Да, они его побаиваются, «но стоило охотнику задремать у потухшего костра, как бусиэ хватал спящего и волок во тьму, чтобы в укромном месте высосать из него кровь». («Мифологический словарь»).
Религиозные представления негидальцев
Негидальцы (от негидал. ңегидал - «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин - местные люди; амгун бэйэнин - люди реки Амгунь) - малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. Проживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Численность согласно переписи 2002 года - 567 человек, в том числе в Хабаровском крае - 505 чел. Наибольшее количество негидальцев (90 человек) проживало в селе Владимировке.
Религиозные представления негидальцев отражают анимистический уровень отношений человека к природе. Для них характерна вера в духов-хозяев. В религиозных верованиях особенно много общего с ульчами. Вселенная, по их представлениям, состояла из трех ц2345миров, расположенных один под другим. Верхний - голубой небесный свод - состоял из 9 сфер. Средний мир туй - земная поверхность - однослоен. В нижнем, подземном мире буни живут умершие люди. Небо считалось высшей силой, а в качестве его духов-помощников выступали солнце и луна, обладавшие могущественной силой. Дух-хозяин солнца тэйгани представлялся мужчиной, а дух-хозяин луны омнаинкан - женщиной.
Обитатели верхнего мира Бог’а бэйэнин, по представлениям негидальцев, в прошлом сходили на землю и общались с людьми. Среди других духов-хозяев особо почитались синкэн (хозяин тайги, всех зверей), уйгули (хозяин медведей), тамун (хозяин воды), подя (дух-хозяин огня). Изображения духов-хозяев делались в виде плоских антропоморфных фигур, которые устанавливались на лиственнице на родовом мольбище. Важную роль в системе религиозных воззрений играли такие природные явления как гром и ветер. Ряд представлений, относящихся к разным этническим традициям, связан у негидальцев с медведем.
По одному из них, заимствованному от нивхов, медведь - это горный человек уэй бэйэнин, хозяин горной тайги. Второй комплекс представлений о медведе дуэнтэ (дух-хозяин тайги) характерен для всех тунгусо-маньчжурских народов Амура и Сахалина. Добыча каждого медведя сопровождалась у негидальцев праздником. Чтобы не обидеть убитого зверя, всех его таежных сородичей, участники праздника соблюдали множество древних правил и установлений. Кости и череп убитого медведя тщательно хоронили. В сугробах хоронили также убитого тира.
Негидальские представления о роли медведя и тигра нашли отражение и в шаманском пантеоне. Об этом свидетельствуют их изображения на шаманской одежде и шаманском бубне. Усиление роли пушной охоты в жизни народа способствовало выделению специальных духов-хозяев пушного промысла. Одним из таких духов считался калгама, которого негидальцы представляли в образе женщины и изображали в виде антропоморфной фигуры без рук и ног с остроконечной головой и туловищем, обтянутом лосиной шкурой. В советское время духовная культура негидальцев претерпела большие изменения. Сегодня приверженность к традиции проявляется лишь у немногих людей старшего возраста в одежде, обрядовой практике.
Исследователи выделяют в фольклоре негидальцев мифы, сказки, предания, бытовые рассказы, песни, обрядовые жанры. Сами же носители фольклора различают 2 крупнейших и постоянно противопоставляемых жанра - это талун, с вымышленным содержанием (героические сказания) и улгу, улгу (й), в которых говорится о действительных событиях, якобы происходивших в прошлом. В категорию улгу входят мифы, родовые предания, шаман. легенды, былички, охотничьи и бытовые рассказы. В настоящее время фольклор негидальцев в традиционных для него условиях не исполняется. Вызвано это прежде всего утратой языка и изменениями в жизненном укладе.
Некоторые сюжеты воспроизводятся по-русски (в особенности связанные с промысловыми обрядами и обычаями). По воспоминаниям стариков, в прежнее время почти в каждом селении был свой сказочник; лучших рассказчиков приглашали в другие села. Повествование обычно начиналось вечером и длилось до глубокой ночи, а то и до утра. На охоте или рыбалке по вечерам рассказывали сказки о животных или мифы о духах-хозяевах. Этим промысловики стремились привлечь и задобрить духов, обеспечить себе удачу. Еще в недавнем прошлом сказки знали и рассказывали практически все. Сказки делятся на 2 группы: о животных и героического содержания.
Между ними располагается небольшое количество бытовых сказок и анекдотов. Сказок о животных много, их 3345знают все люди старшего и среднего поколений. В фольклоре широко представлены обрядовые формы - запреты, обращения к духам и душам умерших, формулы медвежьего праздника. Они играли чрезвычайно важную роль в духовной культуре народа. духам произносились тогда, когда их «кормили»: «Е, тамун, дозволь добыть рыбу!»; «Маси, дай здоровья!» (букв.: «Не заставляй хворать своего хозяина!»). Были распространены загадки; в настоящее время они почти утрачены. Можно предположить, что в прошлом существовало множество примет; сейчас сохранились лишь те, что связаны с природными явлениями.
Негидальские необрядовые песни ихэн, как и песни других тунгусо-маньчжурских народов, были сугубо индивидуальным делом. Они сочинялись «по случаю» и могли уйти вместе с этим случаем, а могли по каким-то причинам остаться в памяти родственников и близких. Всем песням, даже колыбельным, изначально присуща импровизационность : тексты никогда не совпадают при повторном исполнении. Мелодии же, наоборот, обладают постоянством; для всех своих импровизаций исполнитель, как правило, использует один и тот же типовой напев.
Поют негидальцы без инструмент. аккомпанемента (за исключением ритуальных шаманских песнопений, исполнявшихся под звуки бубна и погремушек). Музыка медвежьего праздника негидальцев наска уникальна. На протяжении всех обрядовых церемоний женщины маленькими палочками играют на ударном бревне тумкэвун (от тумку - качаться, колыхаться, биться), подвешенном на козлах, и танцуют ритуальные танцы чово. Наигрыши и танцы связаны с мифологическим контекстом, на это указывают их названия - «Гром гремит», «Дорога совы», «Собака лает» и др.
В настоящее время перспективы сохранения негидальского этноса не внушают оптимизма. Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Усиливается их ассимиляция нивхами, ульчами, русским населением. Невысокая численность, дисперсное расселение в крупных многонациональных поселках может в ближайшие десятилетия привести к окончательному растворению негидальцев в окружающем населении. («Хабаровский край»).