«Азербайджан» и «достопримечательности» - слова-синонимы. Эта страна - культурный центр Азии, связывающий два континента. Богатейшая история, исторические и культурные памятники, оплот зороастризма и огнепоклонников - Азербайджан не перестает удивлять туристов. Республика Закавказья, омытая Каспийским морем, возвышается огромным горным массивом, в котором спрятались многочисленные мечети, крепости, мавзолеи и заповедники. Побывать здесь единожды - значит возвращаться вновь и вновь.
Начинать знакомство со страной лучше всего со столицы - это правило применимо и к Азербайджану. Благо Баку в этом плане по количеству достопримечательностей способно переплюнуть не одну европейскую столицу. Старая часть города - огромный историко-архитектурный заповедник под открытым небом, часто называемый «Бакинским Акрополем». Побродив там как минимум два дня, стоит заложить время и на экскурсии по окрестностям.
Во-первых, расположенный в 70 км от Баку заповедник Гобустан, который славится уникальными наскальными рисунками первобытных людей и грязевыми вулканами. Во-вторых, селение Сураханы, где находится редчайший зороастрийский храмовый комплекс огнепоклонников Атешгях.
Богатейшая история, исторические и культурные памятники, оплот зороастризма и огнепоклонников - Азербайджан не перестает удивлять туристов. Отдав дань столичным красотам, не стоит оставлять без внимания богатые на достопримечательности регионы страны. В частности, стоит посетить столицу древнего кубинского ханства Губу, что в 165 км севернее Баку. Там находится крепость 16 столетия, масса изящных мечетей и, пожалуй, лучший выбор знаменитых кубинских ковров.
Интересен и один из древнейших городов страны Шемахы, где расположена крепость Гюлистан 12 - 13 веков - последнее убежище ширваншахов. В Шеки, что около грузинской границы, привлекает внимание караван-сарай и дворец шекинских ханов. В Ордубаде - множество средневековых зданий, объединённых в государственный историко-архитектурный заповедник, в частности мечети Джума и Дильбер 17-18 веков и ханский дворец. Поблизости, всего в 60 км, находится гора Гемигая с наскальными петроглифами (3 - 2 тысячелетия до н. э.)
Привидения Баку ждут своих исследователей
Ровно три года назад наша газета беседовала с Бахрамом Кафаровым, человеком, у которого самая, пожалуй, необычная профессия: он охотник за привидениями. По образованию Бахрам Кафаров - физик, живет и работает в Праге, в лаборатории по изучению приведений. Лаборатория существует без малого двадцать лет. В первые годы она работала на общественных началах, но уже давно получила официальный статус и юридически относится к одному научно-исследовательскому институту на базе Карлова университета.
Бахрам Кафаров считает, что с научной точки зрения изучать можно и нужно все. «Если мы научимся не закрывать глаза на очевидное, то автоматически научимся изучать и любые аномальные явления, - говорит он. - Для этого стоит лишь признаться, что нельзя микробов измерять с помощью сантиметровой ленты, а силу тока - с помощью безмена.
Просто нет еще такого прибора, с помощью которого можно было изучать привидения. Нужно специально созданное для таких целей оборудование, нужны научно-исследовательские институты, которые были бы ориентированы на разработку и создание таких приборов. Мы работаем над созданием таких приборов». Лаборатория, подобная пражской, - далеко не единственная. Ближайшая к нам функционирует при российской Академии наук и называется лабораторией по изучению тонкоматериальных аномалий (руководитель - зав.кафедрой гуманитарных наук С.Волков).
В результате долгой и кропотливой работы была создана специальная установка, на экране которой можно рассмотреть призраков. Исследователи из США, Англии, Германии и Канады продвинулись в этой области значительно дальше. Они предоставили сотни качественных изображений призраков. Пражская лаборатория работает не только над созданием прибора, который мог бы фиксировать тонкоматериальные сущности (так привидения, призраки, фантомы и проч. называются официально), но и над изучением свидетельств, древних источников, в которых описывались эти сущности, сбором статистических данных и т.д.
Именно с целью изучения свидетельств и сбором данных Бахрам Кафаров побывал в начале этого года в своем родном городе - Баку. Об этом его визите и о его результатах мы сегодня и поговорим. Если сложить все эти факторы, то причин для появления в Баку привидений более чем достаточно!
Эти опущенные (падшие) ангелы любят запугивать слабовольных людей, т.к. бесы будучи изгоями
рассчитывают подняться за счёт унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые
бесы страшно боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
- Сколько привидений вы лично видели, находясь в Баку?
- Я был в Баку около двух месяцев. И не с целью их наблюдения или изучения, а с целью сбора информации. Это была, так сказать, разведка на местности.
Для наблюдений нужно организовать экспедицию - с сотрудниками (специалистами, фотографами, операторами), со специальной аппаратурой. Это все так быстро не делается. Я встречался с самыми разными людьми: историками, музейными работниками, гидами, исследователями аномальных явлений, с экстрасенсами, гадалками и т.п. Отдельный контингент - это служители кладбищ, строители и ремонтники, фотографы, полицейскими, охранники...
- А с полицейскими и охранниками зачем?
- На пунктах охраны и вообще по городу установлены пишущие камеры, на которых могло что-то запечатлеться. Полицейским же жители города могли жаловаться на какие-то непонятные явления. Так повелось еще с советских времен: появляется Барабашка - зовут милиционера. А кого еще было звать?! Участкового психиатра? Кстати, с психиатрами тоже встречался. С ними мне повезло больше, чем с полицией и службой охраны.
- Почему?
- Видите ли, запись с камер - дело серьезное. Очень часто она идет в службу безопасности, например, банка. Кто поделится такой записью непонятно с кем, да еще и гражданином другой страны? Пусть даже и с соответствующим документом, доказывающим мою официальную принадлежность к узко специфической лаборатории.
С полицией отношения могли бы сложиться лучше, если б некоторые сотрудники органов правопорядка не были бы такими трусливыми, не тряслись - на всякий случай - за свое кресло. Я ведь не просил их дать мне сводки о преступлениях, каких-то противоправных действиях. Я просил поделиться какими-то странными случаями, не укладывающимися в рамки обычных правонарушений. Но от меня все шарахались. Посылали к начальству. Те - к еще более высокому начальству. До одного из них я даже добрался. Но он меня просто не понял! Сказал: ничего такого у нас в городе нет и быть не может! Вот так...
- Ну да, по принципу: этого не может быть, потому что не может быть никогда.
- По этому принципу живет не только полиция. К сожалению, официальные ученые, с которыми я тоже встречался, говорят то же самое. Гораздо больше мне помогли обычные бакинцы. Они щедро делились своими наблюдениями и воспоминаниями.
В Баку есть, правда, одна неофициальная структура, которая исследует примерно то же самое, что и наша лаборатория. Они слезно просили меня на них не ссылаться и ничего о них не рассказывать. Хотя сведениями поделились.
- А с газетой этими сведениями вы можете поделиться? Ну, хотя бы некоторыми?
- Некоторыми могу. Сами понимаете, точных адресов я называть не буду: зачем привлекать внимание к домам обычных граждан, создавать вокруг ажиотаж и делать их жизнь невыносимой?
Дом, в котором часто встречают привидений, это один из домов около Девичьей башни по проспекту Нефтяников. Эти дома не старые, пятидесятых годов, но, видимо, в истории семей, что там жили, были свои трагедии. Рассказывают, что в одной из квартир погибла целая семья. Со всеми, кто потом туда вселялся, происходили всякие нехорошие вещи. Кроме рассказов о привидениях, которые являлись туда чуть каждую ночь, стали говорить и о том, что квартира проклята.
В итоге из этого блока многие уехали - либо продали квартиры, либо стали сдавать внаем. Но бакинцы не хотят там жить - слухами земля полнится. Тогда квартиру стали сдавать фирмам и иностранцам. В другом доме неподалеку тоже по проспекту ночью в квартире слышны шаги, раздаются звуки хлопающих дверей, скрипят половицы. Иногда видят мужчину, ходящего по лестницам между этажами. Это мог бы быть один из жильцов дома, если б он не ходил по лестницам сантиметрах в десяти от ступенек. Но в основном людей беспокоят скрипы и стуки по ночам.
- А вы не думаете, что это просто дом живет своей жизнью?
- Знаете, я эту фразу и слышал очень часто, и читал. Что это такое - дом живет своей жизнью? Половицы скрипят? Дверные косяки или ступеньки? А почему скрипят? Да еще по ночам?
- Может быть, рассохлись? А ночами слышно лучше.
- Тогда во всех домах с деревянными лестницами, паркетным полом и деревянными косяками должны быть слышны такие скрипы. Однако этого не происходит.
Что касается ночей, то в деревнях и поселках и днем иной раз стоит оглушающая тишина, но никаких скрипов и стуков не слышно. Я считаю, что фраза «дом живет своей жизнью» - это некий побег от действительности. Мы все, что происходит вокруг непонятного, видим и слывшим, но дать вот такое объяснение - оно как-то спокойнее, чем признать, что на самом деле существует что-то, неподвластное нашему материалистическому воспитанию.
Но давайте вернемся к призракам. Некоторые белесые сгустки видят и непосредственно вокруг Девичьей башни. А один парень чуть заикой не остался, когда буквально сквозь него прошел человек, на вид вполне материальный. Случилось это, когда парень поднимался по лестнице внутри стены башни, а мужчина спускался по той же лестнице. Обычно там очередь: те, кто спускается, на этаже ждет, пока не пройдут те, которые поднимаются: на лестнице даже двоим детям не разминуться. Парень начал возмущаться, мол, куда идешь, а человек, не слыша его, продолжил свой путь... сквозь него.
- А как он был одет, вы у парня спросили?
- Спросил. Парень сказал - обычно, светлая рубашка и темные брюки, но не джинсы. На вид лет сорока, лицо русское. Можно сделать вывод, что мужчина жил не раньше двадцатых годов - если судить по одежде. Еще один дом с привидениями находится на улице Зевина (ныне Азиза Алиева - О.Б.), квартира на последнем этаже. В саму квартиру я не смог попасть, но соседи и жители соседних домов рассказывали, что эта квартира не освещалась, даже если в окна светило солнце. Говорили, что из Ирана туда приезжал молла и читал молитвы - очень уж шумное и докучливое приведение там обитало.
Рассказали мне и о приведении на улице Чингиза Мустафаева, называли номер дома. Дом этот уже снесен. Такой красивый был... Старинный, конец девятнадцатого века. Говорили и о том, что об этом доме даже писали газеты - в 2008-м или в 2009 году. Заметки этой я, правда, не нашел.
Показывали мне и дом около железнодорожного вокзала на проспекте Азадлыг. Из поколения в поколение передают жуткие рассказы о том, что в поддавале того дома держали революционеров и страшно их пытали. До сегодняшнего дня из того подвала доносятся странные звуки: будто кто-то кричит, как филин ухает, шепчет что-то.
Еще раздаются звуки, словно стены трещат, а под полом кто-то камни бросает. Еще один дом, который мне показали, находится недалеко от телеканала «Спейс». Там тоже раздаются странные звуки: стон, плач, рыдания. Многие видели странных детей совсем без одежды - и это зимой! В доме неподалеку без причины хлопают оконные рамы - даже запертые. В соседнем доме в одной из квартир самопроизвольно передвигаются предметы и даже летают по воздуху. Похоже, в этом случае мы имеем дело с типичным полтергейстом.
- Там вроде бы до сороковых годов было кладбище? Потом его снесли и застроили жилыми домами.
- Именно это снесенное кладбище вспоминала одна пожилая женщина, которая была совсем маленькой, когда ее родители получили квартиру в этом районе. Она вспоминает, что жить там было просто невозможно - из-за непонятных звуков по ночам. Женщина вспоминает, что родители нашли моллу, который согласился придти и прочитать молитвы. На какое-то время стало потише, но потом все началось с удвоенной силой: родители женщины стали регулярно наблюдать то мужские, то женские фигуры, которые проходили сквозь стены.
Вреда они никакого не причиняли, но жить там было очень страшно. В итоге родители женщины обменяли квартиру в район Завокзальных улиц. Встречают привидения и около 5-й больницы в районе Монтина. Там тоже находилось кладбище, о котором я уже упоминал вначале. Кстати, рядом с даже не потревоженными кладбищами тоже часто встречают привидения. Например, в частных домах рядом с кладбищем в Хырдалане. Местные жители рассказывают, что по ночам раздается плач, другие звуки, которые невозможно идентифицировать.
А через двор одного из домов постоянно проходят какие-то люди и исчезают в стене. Одна из женщин жаловалась, что от этих незваных «соседей» можно сойти с ума. Они опять же не делают ничего плохого, но их постоянное присутствие доводит некоторых буквально до истерики. Еще мне рассказывали о привидениях в полуразрушенном доме недалеко от метро «20 января» - рядом с больницей. Показывали даже фотографию привидения, сделанную одним исследователем. Фотография нечеткая, черно-белая. На крыше здания стоит женская фигура в черном, сквозь нее видно трубу.
- В каких зданиях Баку приведений больше всего?
- Самое «урожайное» на привидения место - это, конечно, Ичери-Шехер. По рассказам экстрасенсов, там просто скопище привидений. Многие из них не причиняют никому вреда - существуют себе и существуют.
Иными словами, Ичери-Шехер - это слоеный пирог из живших в самое разное время людей, ставших привидениями, духов и прочих сущностей. Многие экстрасенсы отмечали, что там, в буквальном смысле слова было бы не протолкнуться от привидений, если б они были материальными.
- А какое здание в Баку с привидениями считается самым известным?
- Ну, например, дом Ашурбекова на улице Гоголя. Про самые разные привидения там рассказывают практически все, кто интересуется этой темой. Дебуровский дворец - Музей искусств имени Мустафаева. Говорят о привидении девочки в белом платье. Якобы эта девочка сгорела в пожаре в праздник Рождества. Пожар случился от одной-единственной свечи.
- Об этом привидении я тоже слышала, когда собирала материал об истории Дебуровского дворца. Но официально такого случая в этом здании зафиксировано не было. Ни о каком пожаре не говорится ни в каком источнике.
- Ну, у нас много чего потеряно, о многом не говорится официально. Возможно, в самом здании пожара на самом деле не было. Но эта девочка могла бывать в том доме и после смерти выбрала именно его для своего «проживания».
Пожары, кстати, часто «вызывают к жизни» привидения. Так, мне показывали дом недалеко от одного из старейших рынков города. Дом построен на пепелище. Его жители жалуются, что им постоянно является двойное привидение - женщины и мальчика. Старожилы этого района говорят, что в 60-х годах на этом месте в пожаре сгорела целая семья. В руки одного из исследователей попало видео этих привидений, мне обещали сделать копию. Видео я не видел, поэтому ничего не могу сказать о его подлинности.
- Кстати, о видео. В 2013-м, кажется, году, в Сеть было выложено видео «привидения», сделанное в одном из игровых клубов Баку. Вы наверняка его видели. Как вы можете его прокомментировать?
- Да, я его, конечно, видел. Для тех, кто не видел, перескажу в двух словах. По экрану медленно перемещаются белые прозрачные сгустки типа тумана, опять же белые быстролетающие комки и черное пятно типа плавающей кляксы.
На глазах сам по себе перемещается, а потом падает стоящий вентилятор, двигается столик и ярко светятся вдруг появляющиеся в кадре провода - по крайней мере, я понял, что это провода, но может быть, это что-то другое. В этом видео меня смущает текст, появляющийся в начале на экране: мол, эффект тряски из-за того, что «видео было снято с монитора компьютера на мобильный телефон». И на самом деле: в одном из кадров мы четко видим, что автор видео снимает какой-то монитор, на котором и показывается данный сюжет.
У любого здравомыслящего исследователя тут же встает вопрос: если у тебя был доступ к записи камер видеонаблюдения, если тебе показали эту запись, если ты стоял рядом с монитором, почему нельзя было попросить копию видео? Зачем надо было переснимать его на телефон, тем самым ухудшая качество, и без того не голливудское? Именно поэтому я не могу всерьез заниматься исследованием этой записи: мне она кажется недостоверной, сфабрикованной, иными словами - фэйком.
- А если бы вам показали эту запись в оригинале, что бы вы могли сказать?
- Камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы машин часто фиксируют непонятные таинственные явления. Именно поэтому я и попробовал получить такие бакинские записи.
Так что покажи мне на самом деле такое видео с камеры, я бы не сомневался в его подлинности. Но только при условии, что странные кадры не были бы вырезаны из общей записи. Тогда бы можно было говорить о ней серьезно. Что касается самого «сюжета», то он стандартен: самопроизвольно двигающиеся и падающие предметы, непонятные сгустки, быстро или медленно перемещающиеся в пространстве... На подобное мы в своей работе нагляделись в огромном количестве. Если не считать, что это фэйк, то двигающиеся сами по себе предметы - результат либо полтергейста, либо следствие деятельности существ тонкого мира.
Исследователей в подобных случаях удручает один факт: подавляющее большинство видеозаписей, практически их 99 процентов, - крайне некачественные. Когда народ на мобильные телефоны снимает какой-нибудь пикничок на природе или самих себя, любимых, - качество всегда хорошее. Как только дело касается неопознанных летающих (плавающих, ползающих) объектов, привидений, фантомов, сгустков энергии - качество всегда плохое.
- О чем это говорит, как вы думаете?
- Либо о том, что все подобные записи сфабрикованы, либо о том, что сущности из тонкого мира каким-то непостижимым образом влияют на аппаратуру и заставляют ее работать хуже. Но иногда в руки исследователей попадают очень четкие кадры, снятые на фотокамеру. Как правило, это портретные или групповые съемки вполне обычных людей, но рядом с ними в кадре каким-то непостижимым образом появляются люди или сущности, которых в момент съемки человеческий глаз не видел. Выходит, сущности не всегда плохо влияют на аппаратуру.
- Состоится ли экспедиция вашей лаборатории в Баку? И если состоится, то когда?
- Если бы решал я, то экспедиция состоялась бы обязательно, потому что я рассказал вам, наверное, одну двадцатую часть того, что мне удалось узнать. Но решаю не я.
Я могу лишь надеяться, что руководство лаборатории эту экспедицию организует. К этому есть предпосылки - некоторые сведения его очень заинтересовали. В том числе сведения бакинских экстрасенсов.
- Кстати, а экстрасенсы в вашей лаборатории работают?
- Конечно. Они работают, наверное, во всех подобных организациях. Потому что на основании одних лишь голых слов исследования и «засады» вряд ли бы проводились. В подозрительное место прежде всего отправляется экстрасенс. И часто не один.
И если они говорят, что там ровным счетом ничего нет, никаких подозрений на существование каких-то сущностей, то полноценное исследование вряд ли будет проводиться. По крайней мере, до получения каких-то более серьезных доказательств. Например, до аудиозаписи, произведенной в пустом и опечатанном помещении. Если там на самом деле появятся какие-то посторонние, необъяснимые звуки или шумы, можно начинать исследования. Кстати, на аудиоаппаратуру сущности из тонкого мира почему-то плохо не влияют. Аудиозапись менее эффектна, но более достоверна. Как правило. («Эхо»).
Темные тайны «острова смерти»
Многие легенды Баку связаны с морем. Еще одна из них - это загадочный остров Беюк Зиря, или Наргин, как этот клочок суши назывался прежде. Остров хорошо просматривается со стороны города. Беюк Зиря в начале прошлого столетия приобрел славу «острова смерти». С ним связано много страшных историй расстрелов и расправ. Однако его прошлое не было таким ужасающим всегда. Когда-то остров был обитаем, о чем свидетельствуют находки ученых.
Азербайджанский писатель и просветитель Аббаскули Ага Бакиханов обнаружил доказательства связи острова с материком, прерванной в результате затопления. А в 30-х годах XVIII века российский академик Ленц нашел на острове следы построек и колодцев. По его предположению, когда-то каспийский берег начинался возле Наргена, а потом море поднялось, затопило древнее поселение и превратило эту возвышенность в остров.
Поговаривают, что на острове водятся привидения, души невинно убиенных являются по определенным датам. Но так как этот факт не подтвержден никем из местных исследователей, уточнять даты не будем. Кстати, существует легенда, что из подвала Девичьей Башни на остров Беюк Зиря ведет тоннель под дном Каспия. Рассказывают, что в начале 90-х годов по нему отправилась группа исследователей, и почти все бесследно исчезли, после чего вход в тоннель был закрыт...
В Азербайджане полтергейст сжигает целые дома
В Азербайджане происходят странные паранормальные явления. Так, в селе Новоивановка неизвестным образом происходят масштабные возгорания, пишет «Азе» Следует отметить, что все загоревшиеся здания сгорали очень быстро. Об этом сообщает издание «Российский Диалог»
Спустя некоторое время произошли пожары на подворьях четырех соседних домов. По словам одного из потерпевших, возгорания происходили вечером с интервалом в 10-20 минут. Причины или виновники этих пожаров все еще не установлены, а это вызывает у жителей села страх. В правоохранительных органах ломают голову над причинами происходящего, так пока у них нет ни одной зацепки в расследовании. («Российский Диалог»).
Кто плетет косички в гривах
Дело в том, что еще в начале 70-х годов прошлого столетия я тоже тоже столкнулся с подобным явлением в Талышских горах на юге Азербайджана и довольно много занимался этим вопросом, и Чанда узнала об этом из каких-то сайтов. Местные жители в Талыше тогда утверждали, что косички заплетают гулейбаны – дикие лесные люди. Хозяева лошадей не возражали против того, чтобы я срезал образцы, и я собрал их в общей сложности около 40.
Довольно много времени – несколько летних сезонов – я потратил на расследование загадки возникновения таких косичек, которые появлялись преимущественно у кобыл. Но так и не смог прийти к определенному мнению. По крайней мере, у одной из кобыл, за которой я неотрывно наблюдал в течение трех ночей, косичка образовалась сама собой. Как – объясню ниже.
Установлено: В тех странах, где часто появляются призраки, полтергейст, НЛО и др.
- там и проявляется проституция в человеческом обществе
Свидетельства о пристрастии этих полулегендарных существ к лошадям имеют давнюю историю и распространены не только на Кавказе. Косички заплетал и русский домовой, и английский «гоблин», и кабардинский «алмасты». Луи Мари Синистрари, профессор философии и теологии, юрисконсульт Верховного трибунала инквизиции в Риме, написал трактат с длинным названием: «Отношение к демонам, и о животных «инкубах» и «суккубах», где доказывается, что на земле существуют разумные создания, отличные от человека, имеющие, как и он, тело и душу, как и он, рождающиеся и умирающие…».
Трактат этот был написан для того, чтобы суды отличали связь с демонами от связи с названными существами, не причисляемыми автором к сверхъестественной силе. Синистрари пишет: «Он, «инкуб», пристает к кобылам. Если они послушны его желаниям, он окружает их заботой и лаской, заплетает им гриву во множество узлов, которые нельзя распутать; но если они сопротивляются, он мучает и бьет их, нагоняет на них сап, и, наконец, убивает, о чем свидетельствует повседневная практика».
Известный в свое время автор энциклопедии животного мира Игорь Акимушкин утверждал, что эти косички запутывает ласка, маленький хищный зверек, который распространен почти по всей России. Известный в зоологическом мире авторитет П.А. Мантейфель описал в свое время в книге «Рассказы натуралиста», как ласка в поисках соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и заплетая ей гриву. Многие коневоды тоже уверены, что гриву заплетает ласка. Практически такое мнение утвердилось и стало общепринятым.
Но одного взгляда на «наши» косички было достаточно, чтобы отказаться от идеи об авторстве ласки. «Косички» представляют собой скорее петли, сплетенные из скрученных жгутов, причем начиная с середины длины прядей и до конца их. Кроме того, сплетенные пряди, как правило, еще и завязаны узлами. Образовавшуюся петлю невозможно разорвать даже большим усилием.
Помню, мы тогда показывали косички биологу Н.Ф. Мадьярной, кандидату биологических наук В.Е.Флинту, опытному специалисту-зоопсихологу Курту Эрнестовичу Фабри. Все они категорически отвергли авторство ласки в заплетании косичек. Это мнение поддержал и потомственный коневод Николай Самохвалов из Подмосковья.
И тогда я продолжил наблюдения за пасущимися на воле лошадьми на землях Ленкоранского района в Азербайджане. Однажды, когда я заметил в гриве одной из них намечающуюся косичку, я стал гоняться по ночам именно за этой лошадью, вооружившись ночным стрелковым прицелом к автомату Калашникова, предоставленным тамошними пограничниками.
И что же я увидел? Первое: косичка начинает заплетаться снизу, с концов волос, а не от основания. Весь процесс длился трое суток: вначале это была маленькая косичка на конце волос гривы; на другой день косичка увеличилась, а пряди, еще не заплетенные, оказались скрученными, и на третий день я увидел вполне сформировавшуюся косу, но все же плетение не дошло до основания волос, на половину их длины косичка осталась незаплетенной, и больше коса не увеличивалась. Образовалась как бы петля, оканчивавшаяся косой.
Хорошо ее рассмотрев, я увидел, что на кончике волос прилепился комочек глины, который скрепил пряди между собой. А ведь к кобыле никто не подходил!! Стал думать… Как сейчас помню: после ночного наблюдения, когда лазил по грязи с прибором ночного видения (Ленкорань – это зона субтропиков, откуда в Россию поступали и поступают мандарины, там часты дожди), сидел в каком-то вагончике на железной сетке кровати, ел арбуз и размышлял.
И вдруг меня осенило! Я отрезал от чехла армейского прицела ночного видения три длинных тесемки, привязал их к спинке кровати, другой конец всех трех тесемок связал вместе в узел и стал пропускать этот узел в промежутки между тесемками - то в левый, то в правый. На глазах стала образовываться коса, причем она росла от нижних концов тесемок! Что и требовалось доказать…
Тогда я решил, что косичка образуется сама собой. Когда лошадь машет головой, отгоняя мух, мошек и слепней, - а она это делает тысячи раз на дню – то комочек глины, скрепивший концы прядей, начинает подскакивать и иногда попадать в промежуток между двумя прядями. В другой раз она может попасть в другой промежуток, хотя бывает, что и два-три раза в один промежуток, потому коса неровная, грубая, но все же – коса. Поняв это, я тут же собрал свои вещи и уехал из тех мест, «закрыв» тему косичек. И, как позже понял, зря.
В августе 1991 года молодой харьковский биолог Григорий Панченко собирал сведения о кавказском гоминоиде (алмасты) в Кабардино-Балкарии. Однажды он получил сообщение от местных жителей о том, что в урочище Куруко алмасты плетет косички в гриве кобылы, принадлежащей сторожу совхозного амбара. Панченко отправился в Куруко, нашел этого сторожа. Тот разрешил биологу ночевать в амбаре, где на ночь оставалась кобыла, у которой на утро появлялись косички. Дверь амбара запиралась, но, согласно сторожу, алмасты проникал в амбар через окно, в котором не было стекла.
Григорий спрятался в амбаре под кушеткой, накрытой одеялом. Поскольку он очень устал после длительного похода в горах с тяжелым рюкзаком на плечах, то сразу уснул. Проснувшись среди ночи, он отодвинул краешек одеяла и увидел в полумраке, что рядом с лошадью, стоявшей у яслей с кормом, стоит некто сутулый, без одежды, волосатый. Он издавал странные, почти птичьи щебечущие звуки, чмокал и глотал слюну.
Через некоторое время этот некто, видно почуяв присутствие человека, отошел от лошади и двойным прыжком, на какой не был бы способен человек, прыгнул и оказался в проеме окна. Панченко стало ясно, что это был не человек, а алмасты. Тот выпрыгнул наружу и больше не появлялся. Утром Григорий обнаружил в гриве лошади косички, которых там не было вечером. (Наблюдение Г. Панченко описано Д.Ю. Баяновым в его книге «По следам снежного человека в России», изданной на английском языке).
Таким образом, гоминологи убедились в том, что косички в гривах лошадей имеют двояекое происхождение – естественное, какое я наблюдал на Талыше, и искусственное, от рук гоминов. И вот это письмо из штата Миссури вновь повернуло меня к этой проблеме: там тоже кто-то заплетает косички в гривах. Собственно, не кто-то: наблюдатели определенно знают, кто. Это – бигфуты, или сасквачи! Одним словом – гоминоиды… По моей просьбе Чанда прислала фотографии косичек. Поразительно, как они похожи на наши!!! Вы сами можете увидеть их на фотографиях.
Вот такие параллели обнаруживаются в поведении гоминоидов Северной Америки и нашего ближнего зарубежья…
И вот самый новый наш контакт с наблюдателями за бигфутами, начавшийся в январе нынешнего года. Известная в мире исследовательница, много лет наблюдавшая за шимпанзе в естественных условиях, Джейн Гудолл «вывела» Д.Ю. Баянова на жительницу еще одного штата США некую Робин Дж., которая тоже много лет наблюдает за гоминами, регулярно посещающими окрестности ее дома, находячщегося в лесу. Теперь и с ней наш Центр ведет интересную переписку.
Читателя наверняка возникает вопрос: как же так, за этими существами организуют дорогостоящие экспедиции в Гималаи, а они вот тут, рядом, гомины соседствуют с людьми, даже причиняют им неудобства, и на это представители официальной науки не обращают внимания!? Частично отвечают на этот вопрос сами наблюдатели, которые, кстати, по разному относятся к этим существам.
Например, Робин написала в феврале в своем открытом письме Чанде следующее.
«Я живу в этой местности уже 14 лет, но бигфутов обнаружила только четыре года назад. За это время у меня не возникло ни малейшего желания приручать их или сделать их хоть как-то зависимыми от людей или заставить их доверять людям. Моей целью с самого первого знакомства с ними и до настоящего момента является спокойное, комфортное сосуществование с ними. Чтобы я со своими питомцами могла спокойно гулять по лесу, не боясь, что они причинят нам вред.
И в то же время чтобы и они жили, как хотят, как привыкли, без нашего вмешательства в их жизнь. Я никогда не стремилась приблизиться к ним, но в то же время позволяла им приближаться ко мне, если они этого хотели. Я не пыталась воздействовать на их поведение. И сама я продолжала жить как раньше. Гуляю с собаками по лесу, сижу за столом во дворе, иногда по ночам читаю или просто слушаю реку. Мы просто соседствуем. Когда они приходят, я радуюсь. Когда их нет – я ужасно скучаю по ним…»
Карин «общается» с гоминами уже пятнадцать лет. И ее отношение к бигфутам более активное. Она их подкармливает, но так, чтобы они не слишком близко приходили к дому, не мешали спать и вообще как бы то ни было причинять неудобства людям. Она пишет, что хотя они и не опасны, но могут невзначай и причинить беспокойство. Например, один подросток-бигфут в случае задержек с кормлением, проявляя нетерпение, приходил к дому, кидался камешками и сучками по стенам и окнам.
Мишель же, опираясь на опыт других, вообще не собирается подкармливать гоминов, чтобы не приучать их к себе…
Надо отметить, что эпитет «международный» существует не просто ради красного словца. Парадоксально, но даже контакты между американскими исследователями из разных мест начинаются и продолжаются через нас, через нас же координируются их действия и поведение по отношению к гоминоидам, не говоря уже о координации усилий исследователей из других стран – Канады, Франции, Великобритании, Китая, Австралии, Германии и других.
А что касается «контактеров» непосредственно в США, то в результате наших с ними контактов возникла идея создания Союза друзей сасквачей/бигфутов. Поначалу ее в шутку выдвинул Д.Ю. Баянов в переписке с Робин, которая ведет большую работу , добиваясь организации защиты этих существ от властей своего штата и создания для гоминоидов заповедных территорий, но позже эта идея превратилась в серьезные намерения многих исследователей и наблюдателей. Кстати, в нашей стране много сил в свое время положил на организацию заповедников для леших недавно скончавшийся егерь из Кировской области Валерий Иванович Сергеев, много раз встречавший гоминоидов в родных ему лесах. Там сейчас лицом к этой проблеме повернулись соответствующие государственные природоохранные организации.
Параллельно по инициативе нашего Центра полным ходом идет создание Исследовательской группы по реликтовым гоминоидам при одном из университетов США, в состав руководящего Совета которой вошли мы оба с Д.Ю. Баяновым. Возглавляет его американский антрополог Джеф Мелдрам. Учрежден также научный журнал этой организации. Кстати, термин «реликтовый гоминоид» - имеет российское происхождение, и даже логотип этой организации разработан нашим художником, и он уже утвержден.
По предложению Дмитрия Баянова 17 марта Мари привязала к прядям волос в гриве три разного цвета ленточки, две из них она вплела в сплетенные ею косички, а третью оставила свободной. И буквально на другое утро – к ее великой радости! – она увидела, что свободная ленточка (фиолетовая) вплетена в косичку, появившуюся ночью. Вплетена – это условно: она просто накручена на пряди в том подобии косички, которое сплели бигфуты. Рядом она обнаружила огромные следы ног.
А часа в три пополудни, когда Мари объезжала верхом на своей кобыле участок поля по краю леса, лошадь вдруг остановилась и заупрямилась, не слушаясь команд, и вела себя неспокойно. Оглядевшись, Мари заметила среди деревьев на расстоянии примерно пятидесяти метров темную фигуру бигфута. Тот повернулся и мигом исчез в зарослях. Мари успела разглядеть, что ростом он был около шести футов (180 сантиметров), все его тело было покрыто довольно длинными почти черными волосами. А еще через день, 19 марта, концы вплетенной ленточки оказались распущены на нити, и эти нити тоже впутаны в уже измененную косичку. («Гоминалогия»).
Призрак Агдашского района
В селе Гоша-Говаг Агдашского района Азербайджана уже несколько дней как неизвестный в черном одеянии и с длинной бородой, заходя по ночам во дворы, садится и закуривает, своими действиями повергая людей в панику.
Как передает «Лента», по свидетельству местных жителей, все попытки поймать неизвестного заканчиваются безрезультатно, и они уже обратились в полицию. В связи с этим полиция приступила к патрулированию в селе, жителям рекомендовано с наступлением темноты не выходить на улицу. Участковый инспектор Мурад Гулиев сообщил, что неизвестный входил в десяток дворов, но не причинял какого-либо вреда ни жителям, ни их имуществу, ограничиваясь тем, что вызывает у людей чувство страха. Принимаются меры по установлению его личности.