Духи, демоны и привидения в Белгородской области. 3
Жуткие черные карлики
Письмо с этим рассказом было прислано Алексею Прийме, известному исследователю аномальных явлений. Его прислал Андрей Толстых из Белгорода. В своем письме он, в частности, отмечает: «У меня нет причин не верить автору этого жутчайшего рассказа - женщине, очень пожилой, скромной и набожной». Необычное вторглось в жизнь женщины, просившей не указывать ее имя и фамилию, осенью 1972 года. Произошло это на окраине города Новый Оскол, в районе, издавна застроенном частными одноэтажными домишками.
Женщина сообщает:
- Вечер был темный. На дворе моросил дождь. Слышу, кто-то стучит в дверь. Раздается из-за нее голос: «Подайте, Христа ради, люди добрые». Я отперла дверь и с удивлением увидела за ней фигуру в белой хламиде до пят, похожей на одеяние монашеского покроя.
Хотела в замешательстве захлопнуть перед ее носом дверь, однако почему-то не смогла сделать этого. Фигура перешагнула через порог и вошла в дом, попала в полосу света, падавшего от лампочки, висевшей под потолком. Это была очень высокая старуха с поразившими меня молодыми глазами.
- Подай Христа ради, внучка, - пропела она.
- Да я во внучки вам вроде бы не гожусь. Мне ведь самой уже немало, в общем-то, лет, - сказала я растерянно.
А старуха молвила:
- Ты мне - не внучка, даже не правнучка. Ты мне - гораздо больше...
Услышав эти непонятные слова, я сильно перепугалась, сама на знаю чему. Машинально подхватила со стола буханку хлеба и сунула ее в руки странствующей нищенки. На столе лежали яблоки. Обеими ладонями я сгребла пяток яблок в горсть и тоже протянула их незваной гостье. Старуха резким жестом отстранила мои ладони, сложенные вместе, и яблоки посыпались на пол. Я наклонилась, к слову сказать, совершенно неожиданно для самой себя.
- Не плачь, - напевным голосом проговорила старуха. - Сегодня великий праздник, который случается один раз во много-много лет. Сегодня рождается шестая звезда... Ты - добрая женщина. Так пусть этот день будет и твоим праздником. Сегодня к тебе на ночлег придут мои мертвые дети.
- Откуда придут они?
- С того света. Но не с людского того света, а со своего. Они не похожи на людей. Они нуждаются в ночлеге. Ты приютишь их?
У меня закружилась голова от ее жутких речей. Захотелось отделаться от старухи как можно скорее.
- Нет, - твердо ответила я. - Не пущу ваших мертвых детей в свой дом. Обратитесь к соседям. Может быть, они пустят.
Старуха в белой хламиде сверкнула глазами.
- Вот уже триста лет я ищу для них ночлега в вашем мире, - возвестила она, насупившись. - А ты даже в праздник отказываешься приютить их... Забери свои подарки!
И она швырнула на пол буханку хлеба, рассерженно пнула ногой одно из яблок, рассыпанных по полу. Я совсем уж опешила, сомлела. Решительно не понимала, что, собственно, происходит. Только что нищенка почти слезно выпрашивала у меня подаяние, а сейчас брезгливо, даже, по-моему, с ненавистью отстраняется от него.
- Подай мне скатерть, - приказала незваная гостья и, поведя подбородком, указала на обеденный стол, стоявший в некотором От нее отдалении.
Я стянула со стола скатерть и молча протянула старухе.
Эта старая ведьма небрежно скомкала скатерть, сунула ее себе под мышку. Не глядя на меня, она вышла тяжелой поступью из дома вон. Громко, яростно хлопнула дверью, когда выходила. Дождь продолжал шуршать в кромешной ночной тьме за окном.
Дрожащей рукой я налила себе валерьянки, выпила ее и поняла - не могу одна оставаться в доме! Решила уйти ночевать к соседям. Надела резиновые боты, быстро набросила на плечи плащ... Только подошла к двери, ведущей во двор, как услышала - на крыльце кто-то возится. Переборов страх, я открыла дверь и остолбенела.
По высоким ступенькам крыльца тут же двинулась к распахнутой двери цепочка каких-то черных карликов. Судя по всему, они стояли там молчаливой шеренгой, поджидая, когда перед ними откроется дверь. Казалось, они текли сейчас в мой дом бесконечным грязным потоком. Не было никакой возможности разглядеть каждого из них по отдельности.
Едва я пробовала всмотреться в очередного нового черного лилипута, перешагивавшего через порог, как он подергивался дымкой, расплывался на общем фоне потока. Хорошо запомнились лишь длинные руки, волочившиеся за каждым сначала по ступенькам крыльца, затем - по полу доме.
У самого первого из вошедших, возглавлявшего колонну, правая рука была воздета вверх. В ней торчал горящий факел. По моему телу разлилась тошнотворная слабость. Ноги стали ватными, и я съехала вдоль стены на пол. Но, даже сидя на полу, была выше любого из этих пигмеев. Их главарь с горящим факелом подошел ко мне.
- Вот та, - проговорил он писклявым дискантом, - которая отказала нам в ночлеге.
Тут я увидела и хорошо рассмотрела его лицо. Рассмотрев же, завизжала в полный голос от ужаса. Это очень трудно было назвать лицом. На нем полностью отсутствовали глаза и нос. Нижняя челюсть с уродливой толстой оттопыренной губой, выдвинутая вперед, была поднята высоко вверх и лежала на морщинистом лбу лилипута. Таким образом, все лицо представляло собой рот - один только рот!
- Нынче у нас праздник, - захлопала челюсть. - Хочешь, мы станцуем перед тобой?
Я отрицательно помотала головой. Карлик рассердился. Гневно затопал ногами.
- Поезжай сейчас же в Киев к своей матери, - пропищал он. - Ей осталось жить четыре дня.
С этими словами он шагнул к двери, выходящей во двор. Поток черных низкорослых расплывчатых фигур полился сквозь ту дверь в обратном направлении. Колонна черных лилипутов покинула мой дом... Когда я слегка отдышалась и опамятовалась, то подхватилась с пола и побежала через двор к соседнему дому. А там принялась молотить кулаками в окно, крича что-то нечленораздельное. И через секунду потеряла сознание.
Соседи вызвали «скорую помощь». Мне сделали укол, я очнулась, однако на вопросы врачей: «Что с вами? Что произошло?» - не ответила ничего определенного. Дело тут же запахло бы психбольницей, если бы я честно рассказала врачам все о пережитом мною. На следующий день ранним утром я отправилась в Киев. Там выяснилось, что моя престарелая мать внезапно тяжко заболела. Как и напророчил карлик с факелом в руке, мамочка скончалась через четыре дня. Разбираясь с вещами, оставшимися после покойной, я внезапно обнаружила среди них... свою скатерть!
Ну да, ту самую, которую высокая старуха в белой хламиде забрала с собой, покидая мой дом в Новом Осколе. Ошибиться было невозможно. У скатерти был особый редкий рисунок и имелись особые приметы, в том числе пара характерных пятен от жира. Опознав скатерть, я покрылась холодным потом. Каким, хотелось бы знать, образом она попала в дом моей матери-покойницы?!
Есть ли в нашем музее привидения?
Директор Шебекинского историко-художественного музея, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Эдуард Николаевич Поздняков откровенно отвечал на все вопросы во время недавней презентации очередного плаката, вышедшего в рамках социально-информационной акции «Шебекино - территория чтения». Ведь он был главным героем этого плаката, утверждающим: «История учит: без прошлого - нет будущего, без книги - нет цивилизации».
Сначала, конечно же, была интересная экскурсия старшеклассников из пятой городской школы по музею, знакомство с его уникальными экспонатами. А потом автор плаката - директор централизованной библиотечной системы г. Шебекино Г. О. Алункачева попросила Э. Н. Позднякова рассказать ребятам о своей работе, о том, какую роль играют в его жизни книги и чтение.
Все узнали, что городской музей - учреждение, сохраняющее наше историко-культурное наследие, - по возрасту хоть и довольно юн, но биографию имеет очень интересную. Он открылся двадцать пять лет назад в формате выставочного зала на улице Московской, в 1994 году переехал в нынешнее свое здание по улице Ленина. Как и в судьбе человека, так и в жизни музея произошло немало ярких событий. Начинался он с коллекции картин, подаренной нашим известным земляком полковником И. Я. Выродовым - разведчиком, преподавателем Академии Генштаба, военным историком.
После его экспозиция постоянно пополнялась, особенно после проходивших в нашем крае археологических раскопок. Сегодня фонды музея, считающегося одним из лучших на Белгородчине, насчитывает более 35 тысяч единиц хранения, в числе которых множество старинных и раритетных экспонатов. Кстати, посетители видят только десятую их часть. А. Н. Поздняков надеется, что проблема нехватки выставочных залов может быть решена путем реконструкции и расширения помещения действующего музея или переезда его в другое, более просторное здание. И к идее создания музея под открытым небом он относится положительно. Тем более шаги в этом русле сделаны - возле входа стоит каменная половецкая баба, на внешней площадке артиллерийские орудия времен Великой Отечественной.
В жизни музея было много чего хорошего и не очень. Он пережил небольшой пожар, а в середине девяностых даже подвергся вооруженному ограблению. Система охраны тогда сразу сработала, милиция по горячим следам задержала злоумышленников, краденую картину вернули на место, преступники понесли заслуженное наказание… А теперь к вопросу о привидениях. После того, как лет десять назад тут впервые побывала выставка восковых фигур с известными историческими персонами, такими как Иван Грозный, Екатерина Великая, граф Дракула, сотрудникам иногда в позднее время слышатся чьи-то голоса в пустых залах. Вреда, правда, от этого никакого. То есть, как и всякий уважающий себя музей, наш шебекинский, овеян легендами и тайнами.
Впрочем, давайте лучше из области мистической вернемся к книгам. Старинным книгам. Надо заметить, что в нашем музее их немало. Самое древнее издание, небольшой французский журнал «Меркурии Голанд», датируется 1668 годом. Есть книги 18-19 веков, в кожаных переплетах, страницами, похожими больше на ткань, чем на бумагу. Представляют большой интерес тома произведений классиков русской литературы Чехова, Толстого, Тургенева, вышедшие при жизни авторов. И конечно, не могут оставить равнодушными подшивки журналов «Нива» и «Вокруг света» дореволюционного времени. Все это отражает разные эпохи. Кстати, старые книги и периодику можно почитать с помощью электронного каталога, в который Э. Н. Поздняков первым в области разрешил занести их библиотекарям.
Интересно было услышать, какую роль сыграли книги в жизни самого Эдуарда Николаевича. Выяснилось, что огромную. Конечно, круг предпочтений менялся с возрастом. В детстве он любил читать историко-приключенческие произведения Александра Дюма, Жюля Верна, Фенимора Купера. Подростком увлекался фантастикой. Когда стал студентом университетского истфака, а это совпало со временем перестройки, ближе познакомился с Солженицыным, Набоковым и другими современными авторами. Конечно, всегда любил русскую и зарубежную классику.
Сейчас у него на столе новая книга Бориса Акунина «Черный город». Собирается познакомиться с творчеством японского писателя Мураками. Сколько помнит себя Поздняков, он всегда читал. Был у него в жизни даже такой период, когда он работал в районной библиотеке, чувствовал себя в ней как дома. Такое богатство литературы, такой мощный поток информации!
А когда стал работать в музее, пройдя путь от младшего научного сотрудника до его директора, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, начал писать книги краеведческого направления. Поздняков является автором трех брошюр, посвященных древней истории шебекинской земли, истории города Шебекино в дореволюционное и советское время. Его работы также опубликованы в коллективном сборнике, посвященном периоду Великой Отечественной войны на территории Белгородчины. Он пишет о малоизученных ее страницах, о трудном 1942-м годе, когда нашим войскам приходилось отступать. Поздняков убежден: «Нужно вернуть память будущим поколениям о том нелегком времени».
Что посоветовал почитать Э. Н. Поздняков - человек известный и авторитетный - нынешним шебекинским школьникам? Не стал ничего навязывать, у каждого свой вкус, надо читать все, что нравится. Вместе с тем заметил, что рад был видеть у ребят книги, помогающие им осознавать свою связь с Родиной, чувствовать себя русскими, гордиться историей Белгородчины, славной и богатой на события. Полезной будет книга Марии Семеновой «Мы - славяне»! Она хоть и увесистая и похожа на энциклопедию, зато читается легко, на одном дыхании, знакомит с тем, как раньше жили наши далекие предки, о чем думали, что созидали. А вообще, у современного человека должен быть широкий кругозор, а этому всегда способствует чтение.
Завершая встречу молодежи со столь неординарным человеком, а Э. Н. Поздняков, без всякого сомнения, таковым является, Г. О. Алункачева напомнила, что наступивший 2013-й год является для нас особенным. Мы будем отмечать 300-летие основания Шебекино, 75-летие получение им статуса города и 85-летие образования Шебекинского района, 70-ю годовщину освобождения города от фашистских захватчиков, 70-летие Курской битвы. Этим славным юбилейным датам будут посвящены традиционные Ребиндеровские чтения, в которых школьников приглашают принять участие, чтобы лучше узнать историю своей любимой малой Родины. («Красное Знамя»).