В одном из прошлых номеров нашей газеты мы рассказывали о чудесах, которые происходят в музее, расположенном в сакральном месте - на острове Ольхон. Большинство событий были связаны с шаманкой Одэгон, которая была убита около ста лет назад от смертоносного взгляда черного шамана и сожжена вместе с конем. Личные вещи Одэгон и части конской сбруи хранятся в витрине музея, и случалось, что на глазах изумленных сотрудников они начинали двигаться. По словам шаманов, в музее находится много духов. Они прибыли сюда вместе с вещами, принадлежавшими им при жизни.
Музейные духи отличаются миролюбивым характером, вреда никому не чинят и даже охраняют здание от воришек. Исследователи «Стилета» (подразделение «Иркутск-Космопоиска») решили провести ночь в музее, надеясь увидеть или услышать что-то необычное. И духи дали ответ на один из вопросов. Перед дежурством мы пообщались с Капитолиной Литвиновой, директором хужирского музея и преемницей своего отца, известного краеведа Николая Ревякина. Капитолина Николаевна рассказала весьма интересную историю, связанную с шаманкой Одэгон:
- Несколько лет назад приехавший к нам из Иркутска шаман взял с витрины, где находились личные вещи Одэгон, наконечник стрелы и отправился на скалу Шаманку, чтобы вызвать ее дух.
Как известно, Шаманка, место древних обрядов и жертвоприношений, - невероятно сильная по энергетике территория. В старину проезжавшие мимо Шаманки буряты даже обвязывали своим лошадям копыта, чтобы они стуком не потревожили духов.
Подходить к «святому» месту женщинам строго запрещается. К сожалению, сегодня к Шаманке идут толпы туристов. Люди пытаются взобраться наверх, загорают и купаются у подножия скалы. От такого большого наплыва посетителей священная гора рушится. Каждый год на Шаманке происходят несчастные случаи. Туристы, которые пытаются взобраться на вершину, срываются вниз. Невзирая на все негативные факторы, по словам шаманов и ясновидящих, вокруг Шаманки невидимым фронтом стоят сотни тысяч воинов.
- Мы по наивности просились вместе с шаманом в качестве наблюдателей, - говорит Капитолина Николаевна, - а он отвечал: «Я вас с собой не возьму, потому что у вас нет защиты. И сам я могу с этой встречи не вернуться - может произойти инфаркт или я вернусь обезумевшим».
Перед опасным походом в сакральное место, в субботний день, шаман производил очищение в музее, окуривал помещение травой. На этом обряде работникам было разрешено присутствовать. Когда все закончилось, шаман сообщил: «Мне мешали духи, которые были в юрте». В тот же жаркий, солнечный день шаман отправился к скале Шаманке на встречу с Одэгон.
- И вот после теплого дня, когда, казалось бы, ничего не предвещало плохого, вечером будто разверзлись небеса, засверкали молнии, ударил ливень, - вспоминает Капитолина Николаевна. - И мы, сотрудники музея, потом сопоставили, что проснулись в одно и то же время. Я пошла посмотреть коров. С ним было все нормально, а вот поведение моей собачки насторожило - она никогда не отличалась робостью, а тут была так напугана, что просто прилипла к моей ноге. Мне тоже было не по себе. Думаю, больше никуда не пойду.
Одна из сотрудниц музея, участвовавшая в обряде, Надежда Николаевна, этой страшной ночью тоже была очень напугана. Она ночевала дома одна - муж был на рыбалке. И когда спала, вдруг неожиданно упала с кровати. До сих пор сотрудница музея не может понять, как очутилась на полу. В то же самое время проснулась третья участница обряда - Тамара Матвеевна. Женщина тоже вышла на улицу, чтобы посмотреть, не возвращается ли дочка с дискотеки. С ней ничего пугающего не произошло.
- На следующий день, - рассказывает Капитолина Николаевна, - я подхожу к музею. Коллеги мои стоят у крыльца и что-то внимательно разглядывают. Я тоже присмотрелась. Видим, какой-то инструмент валяется - хороший, новый. Я не знаю, как он правильно называется. С одной стороны у него выдерга. Мы сразу поняли, что кто-то к нам хотел забраться.
За несколько дней до этого работники музея приметили посетителя, который кружил вокруг головы изюбря и так любовно ее разглядывал, что работникам стало не по себе - как бы не украл. В прошлом проникновения в музей случались не раз. Злоумышленники унесли много ценных экспонатов, поэтому переживания музейщиков были не беспочвенны, тем более что по ночам музей тогда никто не охранял. Неясно, пришел в эту ночь тот самый охотник за головой изюбря или кто-то другой. Но было очевидно, что воришку что-то напугало и он, спасаясь бегством, бросил свой инструмент.
- Рядом с музеем тогда жила Марина. У нее была инвалидность по психическому заболеванию, - вспоминает Капитолина Николаевна. - Она пришла в музей и говорит: «Вчера женщина в белом сидела на крыльце музея. Так знаешь, она какая? Прозрачная. Руку протяни - пройдет сквозь нее. Потом она встала, вышла из ограды, пошла по улице, посидела на лавочке у одного дома, а потом отправилась в сторону Шаманки». Я не думаю, что Марина все это придумала. Я слышала, что люди, страдающие подобным недугом, обладают повышенной чувствительностью. Скорее всего, белая женщина и напугала до смерти грабителей.
Шаман, проводивший обряд, пришел только утром. Музейщики очень переживали за него, но с ним все было в порядке.
- Рассказал, что шаманка явилась. Стояла на расстоянии 10 метров от него. Шаман сказал, что Одэгон немного рассказала о себе. Она не ольхонская, приехала с материка, а на острове вышла замуж, родились дети. Также сообщила, что нынешний современный уклад жизни ей не нравится и она в большой обиде на то, что ее разлучили с конем. Она попросила принести ей жертву - черного барана.
Потом шаман, вышедший на контакт с Одэгон, вернулся на Ольхон с другом - шаманом из Усть-Орды. Капитолина Николаевна искала черного барана, но попадались только серые; параллельно отыскала место в соседних от Хужира Харанцах, где ее отец Николай Ревякин нашел вещи, принадлежавшие шаманке. Именно здесь, на месте захоронения, и нужно было проводить обряд.
- Однако впоследствии от барана отказались. Шаманы сказали, что угостят Одэгон молоком, другой пищей. А барана приносить в жертву не надо, иначе мы приучим Одэгон к крови и она будет требовать ее постоянно.
Такова предыстория нашего ночного посещения музея.
Накануне Капитолина Николаевна предупредила охранное агентство, что ночью на несколько часов музей будет снят с охраны, и после полуночи мы заступили на дежурство. Директор музея показала нам, где находятся самые беспокойные места - витрина Одэгон и старинная бурятская юрта. После этого она ушла, и мы погасили в музее свет.
Находясь в темном помещении, среди старинных вещей, мы чувствовали себя довольно неуютно, как непрошеные гости. Вспомнился рассказ Капитолины Николаевны о серии странных снов. Когда-то музей постоянно обворовывали, и сотрудники стали дежурить здесь по ночам. Чтобы воры не лезли, сестра посоветовала Капитолине Николаевне накладывать крестное знамение на замки. После этого каждое дежурство директору снилось, что по музею мечутся разные существа, женщины летают в белых кофтах. Когда Капитолина Николаевна рассказала о своих снах шаману, тот попросил больше не крестить замки: «Духам надо ночью перемещаться, а вы им закрыли все выходы».
Конечно, перемещения духов мы не почувствовали, но, сидя рядом, на полу, ощутили спинами холодок и словно бы чье-то присутствие. Мы решили сесть в круг, чтобы видеть то, что происходит друг у друга за спиной. Мы задавали духам разные вопросы, просили дать знак, если они нас слышат. Но ответов не последовало. Возможно, что-то зафиксировала камера, записи с которой еще предстоит детально изучить. Явный ответ мы получили только на один вопрос: «Если нам будет пора уходить, скажете нам об этом?» Через несколько мгновений совсем рядом мы услышали стук, как будто кто-то негромко ударил о пол посохом. Мы решили не испытывать терпение духов и покинули музей.
Много лет назад в местном лесу потерялась медсестра. Перед этим она поехала по ягоды в район деревни Ялги со своим свекром. Ягодка по ягодке - родственники разошлись по лесу. Женщина зовет свекра, тот ее не слышит. Потом глядит: идет он между кустами - и припустила следом. Долго за ним шла, а нагнать не может. Неделю милиция искала медсестру. Сняли с дежурства медиков, чтобы те вели поиски. Из Иркутска прислали вертолет.
По хребтам женщина дошла от Ялги до Улан-Хушина, неделю плутала и сама вышла к людям. В селе говорили, что медсестру дух по лесу водил. Еще в советские времена 5-летний мальчик Вова из улуса Улан-Хушин пошел с дедушкой на пастбище пасти баранов. Вдруг хватился дедушка, а внука нигде нет. Потерялся. Был конец сентября, на Ольхоне завывал ледяной ветер. А на потерявшемся Вове была летняя легкая курточка. И опять начались долгие поиски. Привлекали старшеклассников, рабочих рыбозавода; милиционеры ходили по лесу. Грешили на дедушку: мол, зашиб внука и где-то спрятал. Была версия, что мальчонка упал с обрыва, но, по счастью, ни одно из этих предположений не подтвердилось.
Банная домовиха «предупредила» о возгорании
Наверное, многих из вас, когда вы были маленькими, возили на каникулы к бабушке в деревню. Я не была исключением. Нас с сестренкой отвозили к бабушке в деревню Култук Иркутской области. Для нас это был праздник. Все новое, необычное, и жизнь совсем другая - не как в городе. Бабушка рассказывала нам множество историй из своей жизни и всякие деревенские байки. Особенно мне запомнилось про то, что в каждой бане живет так называемая Банна (видимо женский вариант Банника). Как домовой в каждом доме, так банна - хозяйка бани.
Нам, конечно, было страшно и интересно. Когда мы ходили мыться, бабуля помогала нам - то нальет горячей воды из бака, то кваску принесет. А мы все время ждали, что вот-вот появится загадочная банна. Однако наши ожидания не оправдывались. Видно, банна боялась нашу бабулю. С тех пор прошло очень много лет. Так случилось, что я, городская жительница, вышла замуж за мужчину из деревни. Незадолго до этого мой тогда еще будущий муж пригласил меня в гости, показал свой дом, огород, похвастался недавно построенной баней. Осматривая ее, я почему-то вспомнила рассказ бабушки про банну. О том, что нужно попросить у нее разрешения пользоваться баней, оставить ей свежий веник и шайку чистой воды.
Как только после свадьбы я переехала жить к мужу, сразу так и сделала. Конечно, любимому об этом ничего не рассказывала: он просто посмеялся бы надо мной. Я живу в деревне уже больше 10 лет - мылась, стирала в этой бане, и никаких банн за все время там не видела и не слышала. Но однажды случилось вот что. В декабре 2016 года я, как обычно в субботу, отправилась мыться в баню.
Набрала с собой всяких баночек с масками, скрабами и прочими женскими штучками, ведь зимой дел по хозяйству меньше, чем летом, и самое время заняться уходом за собой. Баня истопилась очень жаркая, я оставила свои причиндалы на столике в предбаннике, а сама пошла париться. Прогрелась, попарилась березовым веничком, разомлела вся. Сижу на полке, сил нет пошевелиться. И вдруг слышу стук в предбаннике - что-то упало на пол, а я все сижу, лень пойти посмотреть, что там упало.
Через минуту стук повторился. На этот раз мне стало понятно: что-то упало и разбилось. Тут уж я не выдержала, открыла дверь из парилки в предбанник. А на меня сразу пахнуло дымом, так резко, аж глаза защипало. Я метнулась к печке. А там дрова, лежащие возле дверцы печи, уже начали гореть. Я поскорее вылила на них ведро воды, благо ее в бане хоть залейся. Дверь на улицу открыла, чтобы проветрить.
Когда дым рассеялся, я увидела, что на печной дверце отломилась задвижка и та открылась. Горящие головешки выпали из печки прямо на дрова. А рядом со столиком на полу лежали мои баночки с косметическими средствами. Они каким-то образом упали. Я собрала с пола осколки, подперла дверцу печки тяжелой кочергой и пошла в дом.
Рассказала все мужу и, конечно, бабушкины истории про банну упомянула. Муж посмеялся надо мной и сказал, что печная задвижка отломилась по естественным причинам, все-таки лет ей уже прилично... Но кто-то же уронил мои баночки со стола, кто-то же сделал так, чтобы я вышла на этот звук и увидела начинающийся пожар! Так что спасибо банне за то, что спасла меня и не дала случиться пожару. (Елена Орлова, д. Култук Иркутской обл.).
Тайна Чёртова кладбища
На границе Иркутской области и Красноярского края есть заговоренное место, раскрыть тайну которого пыталось бессчетное количество исследователей. Аномальная зона под названием Чертово кладбище затерялось в приангарских таежных дебрях и вот уже 100 лет не дает покоя людям, которым нравится разгадывать загадки и щекотать себе нервы. Руководитель общественной организации «Иркутск-Космопоиск» Никита Томин называет Чертово кладбище бермудским треугольником Восточной Сибири. Вместе с единомышленниками исследователь аномальных явлений не единожды пытался отыскать поляну, где гибли животные, а люди испытывали приступы ужаса.
Первые упоминания о зловещем месте датируются началом 1920 года. Крестьянин Семен Поляков из деревни Карамышево рассказывал, как его дед гнал сохатого по тайге и неожиданно набрел на странную поляну. На глазах человека лось начал провалиться под землю, от которой шел сильный жар, и сгорел.
Еще один житель Карамышево, по фамилии Ермаков, вспоминал, как ходил к жуткой поляне вместе с отцом. Отец не разрешил сыну подойти слишком близко, но тот сумел разглядеть обугленные деревья, окружавшие Чертово кладбище, а также кости и черепа, устилавшие его землю. «Отец сказал, что сюда что-то упало с неба. Оно находится под землей, и раньше здесь была дыра, которая в итоге заросла травой. Он говорил, что раньше скот и звери проваливались под землю, а потом стали погибать, оставаясь на поверхности», - сообщил Ермаков.
Были и другие свидетельства о гиблом месте. В засушливое лето начала 30-х сильно обмелела Ангара. Катера и «илимки» (узкие длинные баржи) стояли на приколе, а мясо и хлеб сдавать государству как-то надо было. Стадо для районных поставок крестьяне были вынуждены перегонять через тайгу в Братск. Животных гнали вдоль реки Ковы. После одной из стоянок погонщики недосчитались двух коров.
Случилось это как раз возле Карамышево. Зарядив ружья, колхозники отправились на поиски. Вдруг вдалеке тревожно залаяли их собаки. Погонщики поспешили на лай и оказались перед круглой поляной, на которой не было ни единой травинки. Собаки, в кураже выскочившие на черную землю, поджав хвосты, с визгом бросились назад. Изумленные мужчины увидели потерявшихся коров. Они лежали посреди поляны и был мертвы, рядом виднелись трупы и скелеты таежных зверей и птиц. Один из погонщиков, слышавших легенды о земле, которая убивает, поспешил увести из страшного места своего товарища. Во время дальнейшего перехода собаки стали вялыми, перестали есть и вскоре погибли.
В 1940 году в советской прессе вышла первая статья о Чертовом кладбище, которая подтверждает рассказы крестьян. Для написания статьи использован рассказ жителя поселка Кежма, агронома Валентина Салягина. В весеннюю распутицу районный агроном Салягин находился в командировке в колхозе «Ангарстрой» деревни Пашино. У него возникла необходимость проследовать до другой отдаленной деревни, расположенной на берегу реки Ковы. Иного пути, кроме узенькой таежной тропы, не было.
Проводить важного человека вызвался бывалый охотник. Путники выдвинулись в дорогу. Во время неспешного разговора на привале пожилой проводник сообщил, что находятся они недалеко от Чертова кладбища. Агроном очень заинтересовался этим объектом, и старик рассказал ему историю, очень похожую на леденящее кровь приключение перегонщиков из Братска, о котором мы рассказывали выше.
- Много лет тому назад еще моему деду довелось как-то гнать скот в деревню Банчиково Нижнеилимского района. А погнали они тогда на пару с товарищем. Не доходя до Карамышево, запозднились и заночевали. После ужина просчитали коров. Все чин-чином. Справно лежат, жвачку жуют. Навалили погонщики кряжей на огонь, собрали постель из сосновых веток, да и на боковую сами. Ночь прошла спокойно. Утром поднялись чуть свет, стали коров собирать. Двух нету. Туды-сюды, а они, сердешные, недалеко на прогалызине лежат. Недвижимые. Околели, значит. С чего бы это?
Не могут понять. Осмотрели прогалызину, а земля на ней черная да мягкая, как будто кто-то ее нарочно спахал да забороновал. Ни травинки, ни кустика на ней не растет. Подошли к коровам, осмотрели их. Туши целые. И сразу почуяли обои какую-то боль в теле своем… Отошли на траву, отдышались. Поняли, недоброе это место, нечистое. Как, значит, побудешь на нем - и околеть можешь. Кое-как стащили коров на траву, распороли и увидели, что все нутро у них чем-то опаленное, покраснело. Ну, тут старики и вовсе струхнули. Толкуют, что не иначе как нечистая сила коров огнем спалила.
Взбудораженный рассказом Валентин Салягин попросил старика проводить его к загадочному месту, и тот согласился. По пути к поляне Салягин выдвигал гипотезы, объясняющие феномен. И остановился на том, что животных погубили ядовитые газы, которые выделяются из грунта. Проводнику-охотнику удалось подстрелить двух рябчиков, которых Салягин решил использовать для эксперимента.
Приближаясь к нужному месту, спутники увидели у небольшой горы темную «лысину», лишенную всякой растительности. Агроном положил на черную землю рябчиков и зеленые сосновые ветки, а когда извлек обратно, то обнаружил, что иголки поблекли, словно чем-то опаленные, и легко осыпались. Рябчики внешне не изменились, но при вскрытии оказалось, что их внутренности имеют красный оттенок, словно были обожжены. Сами проводник и агроном после недолгого нахождения на поляне почувствовали внутри странную боль.
Вернувшись домой, Салягин долго переписывался с различными ведомствами Красноярского края и рассказывал о феномене. Впоследствии он бывал на Чертовом кладбище не один раз - ставил опыты. Обратил внимание, что рядом с поляной «сходит с ума» компас. Посередине загадочного места он обнаружил провал, периодически курившийся дымком. Не рискуя заходить на саму поляну, исследователь бросил грузило на нитке в отверстие. Но длины нитки не хватило, чтобы измерить глубину этой бездонной ямы. Чтобы обезопасить таежных путников, Салягин попросил охотников выжечь на дереве вблизи поляны предупреждающий знак - изображение черта с указателем.
Исследованиями Салягина заинтересовался учитель географии Кежемской школы Аркадий Куликов. Он первым выдвинул версию, что появление гиблого места может быть связано с падением Тунгусского метеорита. Учитель вместе со своими учениками запланировал экспедицию на лето 1941 года. Но планам не суждено было сбыться - 22 июня грянула Великая Отечественная война. Куликов ушел на фронт добровольцем и вскоре погиб.
В тяжелые военные и послевоенные годы интерес к поляне заметно ослабел. Людям хватало других проблем - деревни, стоявшие на реке Кове, были признаны неперспективными, людей начали расселять. К началу первой волны поисков Чертова кладбища, датируемой серединой 80-х годов, из всех многочисленных ковинских деревень жизнь теплилась только в одной.
По рассказам местных жителей, смертоносная сила поляны начала слабеть. Тайга стремилась ее поглотить, таежная растительность отвоевывала себе все больше пространства на некогда опасной земле. Перегонщики перестали водить скот по здешнему лесу, зарастали потаенные тропы. Найти проводника, который знал бы точное местоположение Чертова кладбища, со временем стало невозможно.
В 1983 году в журнале «Техника молодежи» вышла статья «Гиблое место». В ее основе лежал рассказ Михаила Панова, жившего когда-то на заимке Карамышево. Михаил рассказывает истории о пропавших и найденных мертвыми коровах, которые слышал в подростковом возрасте от работников колхоза.
В статье приводится гипотеза кандидата физико-математических наук Виктора Журавлева, объясняющего ковинский феномен: выжженную поляну создали горящие подземные пласты каменного угля. А пунцовый цвет мяса умерших животных возникает при отравлении угарным газом, когда окись углерода легко соединяется с мышечным белком - миоглобином, в результате чего ткани становятся ярко-красными.
Рассказ Михаила Панова произвел эффект разорвавшейся бомбы. По стране покатилась «чертова лихорадка» - искать поляну отправились туристы, ученые, журналисты и просто люди с авантюрным складом характера. В 1984 году прошла первая всесоюзная поисковая экспедиция, базовый лагерь организовали в заброшенной деревне Карамышево. Исследователи - студенты из Братска, Усть-Илимска, Киева, Ташкента - метр за метром прочесывали таежные дебри, но, несмотря на основательный подход (карты с точным расположением Чертова кладбища, опрос местных жителей), ничего не нашли.
Следующую экспедицию организовал комсомольский лидер Павел Смирнов, приехавший из Усть-Илимска в Красноярский край. Исследователи вышли весной на лыжах, поход проходил в тяжелейших условиях - поисковики проваливались в снег, продирались сквозь дебри и вышли к лечебному Дешембинскому озеру, о котором ходили легенды: мол, старики, уходившие к озеру на лето, возвращались оттуда осенью значительно помолодевшими. На поиски Чертова кладбища у смирновцев не осталось сил.
Комсомолец Павел Смирнов все же не сдается и летом снова организует экспедицию, но перед этим ездит по деревням, собирает свидетельские показания и тщательно выстраивает маршрут. И вот в августе 86-го в газете «Советское Приангарье» выходит статья «Путь к тайне». Исследователи отправляются на лодке до Карамышева. Во время поисковых мероприятий с одной из групп Смирнова случается странность: у всех людей, обследовавших болото, часы начинают отставать на 20 минут.
Поиски поляны результатов не принесли.
Павел Смирнов предпринимал неоднократные попытки найти Чертово кладбище и летом в тайге даже встретился с другой поисковой группой - учеными из Ташкента, возглавляемыми физиком Александром Симоновым. Эта группа искала подтверждения версии, что в ковинскую тайгу упал Тунгусский метеорит.
На следующий год Смирнов и Симонов организуют самую масштабную экспедицию за всю историю поисков на Кове - местность прочесало 60 человек, в небе кружил вертолет, только одной аппаратуры ученые взяли с собой 100 килограммов!.. Но, к сожалению, опять ничего. Исследователи делают вывод, что кладбище «уснуло» и аппаратура его не слышит.
Эстафету переняли владивостокские уфологи под руководством Александра Ремпеля. Их экспедиция стала самой сенсационной, однако исследователи ковинского феномена к ее результатам относятся скептически. Ремпель и его единомышленники якобы нашли дерево с указателем на поляну и изображением черта. По направлению пошел только руководитель экспедиции.
Пройдя несколько метров, он увидел поляну, окруженную черными стволами деревьев, а также белые и желтые кости в траве. Александр ощутил легкое покалывание и возрастающее возбуждение. Решив, что для первого раза хватит, он ретировался. Через час Ремпель почувствовал на себе губительное воздействие поляны: онемела вся правая часть тела, опухли и разболелись коленные суставы, ныли корни зубов. Через два дня все прошло.
Исследователи решили не рисковать здоровьем и покинули тайгу.
Спустя несколько месяцев после экспедиции Ремпеля по реке Кове сплавлялись туристы из Кодинска. В зимовьях они находят записки уфологов, в которых те указывают, где найти дерево с чертом и указателем, и не рекомендуют заглядывать в шурф, из которого идет опасное излучение. Туристы находят дерево и видят, что черт и указатель вырезаны совсем недавно и затекли свежей смолой. Шурф тоже выкопан явно руками человека. Возле него ни люди, ни собаки не испытывали страха или болезненных ощущений.
Многие исследователи нашли в отчетах Ремпеля искажение фактов, сомнительные доводы и мистификации. Зачем ему это было надо? После своего возвращения Александр Ремпель организовывал туры на Чертово кладбища, которые пользовались популярностью у иностранцев. Весной 2014 года стоимость двухдневного тура на одного человека составляла 300 тысяч рублей. За эти деньги вертолет доставлял туристов в тайгу и обратно. Туристу разрешалось провести 3-5 часов возле дыры в земле - той самой дыры, которую, как выяснили путешественники из Кодинска, Ремпель и его команда, скорее всего, выкопали собственноручно.
Проходит более 10 лет, и на поиски Чертова кладбища вместе с единомышленниками выдвигается Никита Томин, на то время руководитель братской научно-исследовательской группы «Феномен».
- Мы дошли до берега Дешембинского озера, - вспоминает Никита. - Возле него проживал егерь Борис. Он дал нам подробную карту этой местности. После 25-километрового перехода в 40-градусную жару по тайге мы еле шевелились, наутро ныло все тело. Мы решили испробовать силу озера, которое, согласно легендам, способно исцелять. Вода была оттенка ржавчины, но теплая, как парное молоко; хотя ближе ко дну ледяная. После купания эффект был удивительным - ноющая боль прошла, тело стало легким.
- Мы двинулись к реке Кове, - продолжает Никита. - На карте были указаны магнитные аномалии. Будучи в этих местах, мы замечали, как врет компас, практически у всех участников экспедиции вышли из строя часы. Большим запасом времени мы не обладали и, проведя разведку местности и некоторые измерения, закончили свое исследование.
Осенью в группу «Феномен» от охотника поступают координаты Чертова кладбища. Он утверждает, что, промышляя в районе ковинской тайги, наткнулся на легендарное место. Никита Томин предпринимает еще одну экспедицию. Ребятам удается добраться до заимки Карамышево, потом на вездеходах до ручья Мичкан. По словам очевидцев, это был последний географический ориентир на подступах к Чертовой поляне.
- Проследовав дальше, мы наткнулись на странное полуразваленное сооружение, стоящее на ручье, - вспоминает Никита. - Осмотрев его, поняли: это старинная водяная мельница с характерным деревянным желобом, на который подавалась вода.
Мы долго рассуждали о том, зачем нужно было ставить мельницу в непроходимой глуши, в 6 км от ближайшей деревни, тем более что к этому сооружению не было никаких дорог и подъездов. Но так ни до чего и не додумались. Больше в той экспедиции мы ничего интересного не обнаружили, приборы показывали фоновые значения. Изучив материалы, набранные другими поисковиками, и опираясь на опыт собственных экспедиций, Никита Томин пришел к выводу: с точки зрения природы место действительно аномальное.
- Многое завязано на геологии. Там палеовулканы, залежи руды, в некоторых местах имеют место выходы различных газов, в том числе озона. Все это плюс мощная сила человеческих историй и пересказов вполне могли создать чертову поляну.
Впоследствии, изучая вопрос и проведя экспедиции в таинственные леса, тайну мельницы раскрыли усть-илимские поисковики: в той местности залегали золотоносные руды, а «мельница» была тайным прииском золодобытчиков.
В 2014 году на поиски Чертова кладбища выдвинулся не раз уже бывавший в этих местах красноярский эзотерик Сергей Ростовцев. Современные поиски облегчали снимки со спутника вместе с координатами, полученными при помощи Интернета, и GPS-навигатор. К тому же к сегодняшнему дню некогда трудно проходимую тайгу пронизывала сеть лесовозных дорог. Сергей Ростовцев проверил несколько версий и координат, гулявших по Интернету, но найти место, хотя бы отдаленно похожее на Чертово кладбище, увы, не смог.
Во время многочисленных экспедиций исследователям доводилось испытывать ужас от столкновения с событиями, которым они не сумели найти естественного объяснения. Причем в разные годы разным поисковикам пришлось столкнуться с одним и тем же.
Первый случай произошел в старом зимовье у Дешембинского озера в 1987 году. В ту пору ковинскую тайгу еще не наводнили лесорубы, и ученые из Ташкента, ведомые мечтой разгадать тайну Чертова кладбища, были одни на многокилометровом пространстве дикой нехоженой местности. Один из участников экспедиции, Сергей Симонов, получил травму и не мог принимать участие в поисковых работах.
Несколько дней ему пришлось жить в зимовье в совершенном одиночестве. В тайге все человеческие чувства обостряются. И вот однажды вечером, когда начало смеркаться, Симонов ощутил на себе чей-то тяжелый взгляд. Он чувствовал, что кто-то наблюдает за ним со стороны ручья Водяного. Наскоро завершив свои дела на улице, он укрылся в зимовье.
Среди ночи раздался сильный и требовательный стук в дверь. Неизвестный гость так яростно колотил в нее, что щеколда едва не срывалась с петель. Сергей неоднократно спрашивал «Кто там?», но ответом было молчание. Напуганный до смерти ученый вставил топорище между деревянной ручкой двери и дверной рамой, занавесил окошки. Ночной гость стучал час. И что характерно - ни звука его голоса, ни шума его дыхания Сергей не слышал. Ученый был человеком неробкого десятка, но в тот момент чувствовал, как черные волны страха накрывали его изнутри и снаружи. Оружия у него не было - два ружья унесли разбившиеся на две группы товарищи Симонова.
После бессонной ночи Сергей с опаской вышел из зимовья и осмотрелся. Рация, которую он забыл на улице, была не тронута. Единственная версия, которая приходила в голову Сергею, - в зимовье пытался прорваться медведь. Но на двери отсутствовали следы когтей. Было очевидно, что дверь дергали за ручку. Похожий случай в ковинской тайге произошел в 2003 году с братскими поисковикам. Вот что рассказывает участник той экспедиции Андрей Власов.
- В тот день у нас был долгий, изнуряющий переход. Вечером мы вышли к зимовью и, уставшие, попадали спать. Глубокой ночью я проснулся от стука в дверь. Такого ужаса я, наверное, не испытывали ни разу в жизни. За дверью находился кто-то явно большой и сильный. Дверь ходила ходуном. Казалось, она вот-вот сорвется с петель. Хлипкая щеколда еле держалась. Я начал бегать по зимовью, будить товарищей. Но не мог никого добудиться - Леша как будто находился в ступоре, а Ваня сел на кровать и начал раскачиваться из стороны в сторону, как болванчик. Тут я подумал, что у меня сердце разорвется. Все это длилось минут 20. Всю ночь я пролежал с открытыми глазами. До сих пор мы не можем понять, что это было.
Проанализировав эти случаи, другие исследователи Чертова кладбища пришли к выводу, что медведем в данном случае и не пахнет - он не мог ломиться в зимовье, не издавая звуков и не оставляя следов; такой мощной силой не обладает и человек.
Так кто же мог находиться по ту сторону массивной двери таежной избушки? Красноярские старожилы высказывают предположение, что то был большак - лесной человек. Как поняли исследователи из объяснений старожилов, большак - это сородич снежного человека, а значит, он обладает огромной физической силой и способен генерировать низкочастотные энергии, так называемые частоты страха.
Тайшетская аномальная зона
В Иркутской области, недалеко от города Тайшет, находится аномальная зона. Данная местность с давних пор окутана тайнами и легендами. Например, березовая роща, расположенная в зоне аномалии, известна тем, что в растущие здесь деревья с необъяснимой частотой ударяют молнии. В основном от стихии страдают три старых дерева, стволы которых буквально изуродованы электрическими разрядами.
Однако стволы и других березок имеют странную, искривленную форму - волнообразную или гиперболическую. Все деревья, из которых состоит роща, довольно старые. Она постепенно «вымирает», поскольку молодой поросли здесь нет вообще. Это особенно удивительно, если учесть тот факт, что в нескольких сотнях метров от аномального места находится еще одна роща, в которой очень много молодых березок.
Местные жители с давних пор относились к роще, как к нехорошему месту. Но аномальные явления наблюдались также и в небольшой деревне, находящейся рядом. Так, в конце 80-х годов XX века местная жительница видела над одним из домов светящиеся шары. Они внезапно появились, затем каждый из них разделился на несколько штук, после чего все они с невероятной скоростью улетели в неизвестном направлении.
Другой случай произошел с двумя деревенскими жительницами, которые наблюдали, как светящийся прозрачный шар с разноцветными пятнами завис в воздухе недалеко от фермы. Его присутствие сопровождалось ясно различимым потрескиванием. Сам шар окружало гало (кольцо, возникающее вокруг мощного источника света), а примерно через пять минут он улетел.
В начале 1990-х годов местная жительница Елена Ивановна видела неподалеку от той же фермы большой огненно-красный шар, который медленно двигался на север, а затем скрылся за лесом. В 1973 году местный житель Валерий П. возвращался домой из клуба. Над рекой Бирюса он заметил шар красного цвета, который летел с юга на север. Полет НЛО сопровождался непонятным свистящим звуком и запахом сероводорода.
Еще один случай с шарами произошел в 1998 году. Вот его описание: «Наталья Андреевна, ее зять Александр и знакомая Лиза вечером выходили из ее дома. Практически сразу же они услышали необычайно красивый звук, похожий на звон колокольчиков, после этого заметили над соседним домом низколетящий шарообразный объект (высота над землей составляла приблизительно 4-5 м).
Как его описывала Наталья Андреевна, этот шар представлял собой мириады разноцветных огней, похожих на лампочки, которые попеременно очень ярко мигали. На нижней части шара висели какие-то продолговатые образования. НЛО медленно двигалось в северном направлении в сторону реки Черманчет, в район местного кладбища. Все это время продолжался этот странный, но благозвучный звон. Время наблюдения составило примерно две минуты».
Необходимо отметить, что в той стороне, куда улетали практически все наблюдаемые шары, находится старое кладбище. Отмечаются в районе аномалии и случаи хрономиражей, свидетелями которых становились местные жители.
В мае 1974 года две девочки играли во дворе. Одна из них заметила в стороне местного кладбища мираж. Вместо хорошо различимых крестов перед ней возникли прекрасные заливные луга и старинный город, окруженный белой каменной стеной. Мираж был настолько реален, что можно было разглядеть жителей города, занятых своими повседневными делами. Через луг к воротам города тянулась проселочная дорога, по которой ехала телега, запряженная лошадью. На ней сидели несколько людей. Девочка повернулась, чтобы показать город подруге, а когда вновь взглянула в прежнем направлении, миража уже не было.
Весной 1978 года по дороге в 35 км от деревни ехали четыре автомобиля «ГАЗ-66». Вскоре один из них сломался. Остальные были вынуждены остановиться и ожидать прибытия трактора. Люди вышли из машин и расположились в лесу неподалеку от дороги. Через некоторое время из-за поворота на большой скорости выехала колесница, запряженная белым конем, которой правил человек в странной одежде.
Проскочив мимо машин, она умчалась вдаль. Люди в лесу были удивлены и напуганы, но не успели успокоиться, как из-за того же поворота снова выскочила та же самая колесница и промчалась мимо. Практически сразу следом за ней приехал трактор. Его водитель был сильно напуган. Он заявил, что только что видел странную повозку, выскочившую из карьера и обогнавшую трактор. Интересно, что дорога, по которой ехала колесница, вовсе не является кольцевой, а увиденное людьми, скорее всего, было повторяющимся хрономиражом. («Аномальные и таинственные места России»).
Призраки в кругобайкальских железнодорожных туннелях
С Кругобайкальской железной дорогой связано несколько легенд - о затонувшем вместе с золотом Колчака поезде-призраке (этот миф давно развенчан учеными), о белой лошади, которая выскакивает из темноты тоннелей и очень агрессивно ведет себя по отношению к туристам. Также о призраках пассажиров, погибших во время столкновения поездов, о духе итальянского инженера - проектировщика тоннеля, который застрелился после того, как понял, что тоннель, который рыли рабочие с разных сторон, не сойдется.
Легенд много, но большинство из них имеют под собой выдуманную основу. Мы же решили проверить Хабартуйский тоннель, в котором действительно произошла трагедия, а значит, есть вероятность возникновения аномальной активности. Мыс Хабартуй состоит из трех тоннелей. 67 лет назад в одном из них произошла трагедия, которая стала основой для историй о призраках. Круглые белые образования не имеют никакого отношения к потусторонней активности, это шонги или орбы - пыль или частички влаги, отразившиеся от вспышки.
Столкновение поездов
Перед началом нашей небольшой экспедиции мы попытались собрать информацию об исследуемом месте. Как известно, Кругобайкалка стоила своим строителям нечеловеческих усилий. Люди погибали от холода, болезней, во время взрывов, многих хоронили тут же. Мыс Хабартуй, представляющий собой 50-метровую скалу, которая отвесно обрывается в Байкал, - место, где рабочих ожидал каторжный труд. Понемногу отвоевывая место у скалы, они прорубили три тоннеля и возвели две галереи, одна из которых пристроена к тоннелю Хабартуй-3, получившему печальную известность после самой крупной аварии на КБДЖ.
Вечером 6 марта 1946 года к тоннелю подъезжал пассажирский поезд. В одном из вагонов кто-то без всякой на то причины сорвал стоп-кран. После небольшой стоянки поезд двинулся. В 21 час 15 минут он въехал в тоннель. Следом за ним двигался грузовой поезд, ведомый паровозом, машинист которого из-за сильной усталости не обратил внимания на запрещающий сигнал. Грузовой поезд на большой скорости въехал в тоннель, где столкнулся с хвостом шедшего впереди состава.
Последним вагоном пассажирского поезда оказался вагон-лавка. В нем стояла печь, от которой по другим вагонам начал распространяться пожар. Как назло, противопожарная система паровоза была неисправна. Машинисты быстро расцепили состав и вывели уцелевшую часть пассажирского поезда из тоннеля. Во время столкновения и пожара погибло 20 пассажиров, еще 29 человек были ранены. С тех пор путники встречают в тоннеле призраков погибших в страшной катастрофе.
Призрак или местный житель?
Два с половиной часа на электричке, и мы в Темной пади - остановочный пункт, откуда многие туристы начинают свое путешествие по Кругобайкалке. От остановки 3,5 км идем по лесу до Старой Ангасолки. По дороге попадаются неописуемой красоты мухоморы. Сама собой напрашивается шутка, что грибы-красавцы могли стать виновниками галлюцинаций, породивших некоторые истории о призраках.
Как нам стало известно от туристов, регулярно посещающих КБЖД, многие легенды выдумали местные жители. Также авторство некоторых историй, связанных с потусторонней активностью, приписывают работникам альпинистской базы, расположенной в Старой Ангасолке. Подтвердить это или опровергнуть мы не смогли, альпинистская база, ныне отданная под детско-юношеский центр, была закрыта.
Кроме того, местные жители не только выдумывают легенды, но и любят подшутить над туристами. Так, несколько лет назад с группой походников произошел неоднозначный случай. После долгого перехода ребята остановились у самого длинного тоннеля КБЖД под названием Половинный. По легенде (которой, кстати, нет исторического подтверждения), этот переход рыли с двух сторон. Рабочие трудились как проклятые и вот-вот должны были увидеть друг друга, но шли недели, а долгожданная встреча все не происходила. Когда надежды не осталось, решив, что ошибся в расчетах, застрелился инженер, итальянец по происхождению. На следующий день тоннель сошелся.
- После долгого перехода мы остановились у Половинного, решили передохнуть, разожгли костер, - рассказывает очевидец. - Вдруг из тоннеля выходит мужчина, одетый во что-то темное, и спрашивает нас, куда, мы, мол, собрались. Мы говорим: «В тоннель». А он: «Не ходите туда, там нет выхода». А сам разворачивается и идет обратно. Мы в ступоре на него смотрим - мужик двигался совершенно бесшумно, ни один камешек не хрустнул.
На человеке была такая безликая одежда, что туристы не смогли определить, к какой эпохе она относилась. Однако, обсуждая между собой эту встречу, сошлись во мнении, что их просто разыграл местный житель.
Видения
В первую очередь мы решили посетить Хабартуйский тоннель. До него от Старой Ангасолки всего 5 километров. Миновав мыс Хабартуй, разбили лагерь на живописном пригорке, поужинали и терпеливо дожидались 12 часов ночи. Но словам Александра Николаева, руководителя группы «Стилет», экспедиционного отделения «Иркутск-Космопоиска», потусторонняя активность чаще всего проявляет себя с 12 до 3 часов ночи.
На противоположном берегу Байкала замерцали огни Слюдянки, на небо высыпали звезды, и мы вошли в тот самый Хабартуйский тоннель под номером 3. Выключили фонарики и сели рядом с рельсами. Сначала мы находились в абсолютном зрительном и вербальном вакууме.
- Обращайте внимание на звуки и на образы, которые может зафиксировать боковое зрение, - шепотом инструктировал нас Александр Николаев, ненадолго нарушив тишину. - Бывает, что люди, которые находятся в одном месте, слышат и видят разное.
Постепенно из темноты начал проступать слабый свет, обретший форму скругленного треугольника, - это светился вход в тоннель. На фоне этого треугольника замаячило продолговатое вертикальное пятно.
- Движение! - сказал Саша, и у женской половины экспедиции оборвалось сердце. - Не бойтесь, - продолжал наш руководитель, - физически они ничего вам не смогут сделать.
- Возможно, это просто обман зрения, оттого что мы слишком напряженно смотрим в темноту, - предположила Наташа.
Потом что-то мелодично звякнуло. Мы решили, что этот звук произвели заклепки на брюках Саши.
Вообще, сидя в полной тишине и темноте, можно нафантазировать себе многое. В тоннеле, преображающем звуки, пение сверчка напоминает шаги. Глаза от пристального вглядывания во тьму могут увидеть смутные образы. Заставляет трепетать мистическая репутация тоннеля. Что же до нас, никто из четырех членов экспедиции за час дежурства в тоннеле не услышал и не увидел ничего, что хотя бы отдаленно напоминало бы призрака.
...Когда мы улеглись спать, начал шевелиться тент палатки. В ближайшем распадке нарастал гул. Начиналась буря. Разгулявшийся ветер пригибал к земле наш походный домик и грозил сорвать тент. На следующий день начался дождь, который, судя по прогнозам, обещал превратиться в снег. Мы приняли решение повернуть назад, а исследование тоннеля Половинного отложить до следующего раза. («Пресса Байкала»).