Страх не преодолеть
Здравствуйте я как бы ещё юная но с паранормальными явлениями уже сталкивалась. И так,вот история: Мы с мамой купили дом в Хабаровске, он был заброшенный но довольно приятный на вид, когда я в него вошла то увидела что промелькнула тень. Я сказала маме но она конечно же не поверила. Приближалась ночь мама собиралась на работу в ночную смену, когда она ушла у меня началась истерика ,я заперлась в своей комнате и начала играть в компьютер но страшно было всё равно, и вдруг неожиданно вырубили свет! У меня заколотилось сердце я села на кровать и начала плакать от страха! Очень жалко, что я не знала молитв…я укрылась одеялом с головой и лежала, но уснуть не смогла. Я начала себе говорить, что всё хорошо, просто перенервничала и всё! успокойся всё в порядке и я уснула. Но проснулась от сильного грохота (билась посуда) я вскакиваю и иду с шоком и дрожащими коленками на кухню, опять промелькнула тень! Всё с меня хватит!!! Со слезами я направляюсь к двери и во чтом было в том, и вылетела пулей с дома! Был уже видин закат, Как раз на встречу мам с машины вылезает и говорит: - Что случилось? почему ты не дома? иди домой простудишься ведь! Я не обращая на слова внимания виду её обратно в машину и говорю: Мама я тебя прошу уезжаем от сюда!ты не представляешь что со мной за эту ночь произошло! Когда мы поехали мне стало легче. По дороге я всё в подробностях маме рассказала. Когда всё утихло то мы вызвали священника чтоб осмотрел дом, ещё мы пригласили того у кого покупали дом. Священник сказал, что сдесь душа мается. А бабушка у которой мы дом покупали сказала:что сдесь жила одинокая женщина,но потом она повесилась некто не знает почему… Так вот, покупать заброшенные дома лутше не стоит! На собственной шкуре испытала я такого ни кому не пожелаю! (Произошло это в 2010 году, я это помню, как будто это было вчера. История правдивая. Будьте счастливыми и никогда не сталкивайтесь с таким никогда! До встречи. («Мистические истории»).
Черный монах летает через окна
Все чаще задумываюсь о причудливых формах взаимодействия окружающего мира и человеческой психики. Сама жизнь дает исследователям неведомого богатый материал. Известный хабаровский краевед-коллекционер Владимир Чекунаев не из тех, кто слепо верит в НЛО, привидения и мистические откровения. Однако даже он попал в довольно странную историю. Кто-то из знакомых посоветовал ему подлечиться настоем ягод калины. Известно, что препараты из плодов и коры калины содержат витамины, полезные микроэлементы и способствуют снижению кровяного давления. Казалось бы, полезная во всех отношениях ягода, но о мере потребления важно помнить в любом случае. После выпитых нескольких стаканов калинового чая, Владимир почувствовал слабость и уселся в кресло возле окна. Ему становилось все хуже. Он попытался определить пульс, но он не прощупывался. Владимир решил подняться, чтобы подойти к телефону и вызвать «скорую». В этот момент он заметил, что в дальнем углу как бы «выткался» силуэт человека в плаще с капюшоном. Этот некто стал не спеша приближаться к больному. Когда он поравнялся с Владимиром, тот отпрянул назад, скорее от растерянности, чем от ужаса. При этом он успел заметить, что под капюшоном вообще нет лица. Некто в капюшоне проскользнул мимо и, не задерживаясь, вылетел в раскрытое окно. Все происходило, как при замедленной съемке. Самое интересное, что после этого «визита» Чекунаев почувствовал резкое улучшение самочувствия. Все больше ученых задумывается над концепцией единства мира, которая, в отличие от материалистического подхода, включает в себя сознание как свойство, органически присущее мирозданию. Напомню, что материалисты считают сознание продуктом материи. К переосмыслению некоторых постулатов науки ученые приводят наблюдения аномальных явлений в пограничных состояниях, в том числе на границе между жизнью и смертью. По не известным пока законам единый мир реагирует на событие в его любой малой области или объекте - человеке. Так и в природе: имеется нечто, некий информационный уровень, на котором природа откликается и разговаривает с нами (нашим сознанием) на своем языке образов. Происходит примерно то же, что при уколе пальца иголкой: на это реагирует весь ваш организм. Образ «черного монаха», явившийся моему коллеге, испокон веков считался предвестником несчастья. Он как бы закрепился в нашем сознании на генетическом уровне, проник в бессознательную область психики. А может быть, наоборот, формирование образа «черного монаха» происходило в глубинах психики на основе неких архетипов - фундаментальных врожденных идей? Наука все равно найдет ответы на этот вопрос. Но одно ясно: мы еще плохо знаем тот мир, в котором живем. А может, даже себя не знаем? («Мистические истории»).
Домовой на балконе
Летом 2006 года мы с подругой сидели на площадке под моим домом. Я жила на 5 этаже 10-ти этажного дома... Наш балкон был ярко-салатового цвета и его без труда можно распознать из множества других. Моя мама мыла окна на кухне. Я помахала ей рукой и она отошла от окна. В тот момент, мы с подругой уставились на мой балкон... На нём стояла женщина в розовой одежде, которая была похожа на мой халат. Женщина посмотрела на нас и зачем-то окрестила (начертила крест перед собой), а затем вошла в квартиру. Я подумала, что это приехала моя бабушка и вышла покурить в моём халате, т.к она небольшого роста и вещи 11-ти летней ей в пору. Мы очень удивились странному поведению, как тогда думалось «бабушки» и побежали домой за разъяснениями... Каково же было моё удивление, когда мама ходила по дому в своей чёрной футболке, а мой халат лежал под подушкой в комнате. Но большее удивление во мне вызвало то, что бабушки дома не было. Я спросила маму, не выходила ли она на балкон и не надевала ли мой халат, или, может, бабушка приехала к нам и отправилась в магазин? Она сказала, что мыла пол в кухне и до балкона ещё не добралась. Да и зачем маме мой халат надевать? Он ей размера на 3 маловат. А бабушка и не думала приезжать (от её деревни до Хабаровска 40км). Я побежала на балкон. Посмотрела на улицу и ничего не поняла. Вышла в коридор к подруге и рассказала ей, что дома лишь мама и единственная розовая вещь лежит в комнате. В тот день мы до самого вечера просидели у меня дома мучаясь в догадках что мы видели. Я рассказала маме, а она посмотрела на меня и сказала: «Я же говорила, что у нас живёт домовой». Я уже давно переехала с родителями в частный дом. Но то, что происходило в той квартире и особенно яркий момент на балконе забыть не могу и объяснение этому я уже вряд ли когда-нибудь найду...
Бункер птицефабрики «Хабаровская»
Я, Макс и Валя отправились в заброшенный бункер птицефабрики (для чего им бункер?), потому что в интернете вычитали, что там есть «сокровища»! В общем, собрали каждый по рюкзаку и пошли... Проблемы начались, как только мы туда вошли, первый входил Макс, потом я, потом Валя. Иду я себе такой мирно, побаиваюсь каждого шороха, и тут Макс как упадет с диким матерным криком! Я кирпичей наложил, Валя с испугу на меня свалился, ну, и как все предсказуемо, я на Макса... И тут до меня, дуба, доперло! Подо мной лед (дело было зимой)! В общем, мы все осторожно встали и пошли осматривать бункер в том же порядке. Я все фотографировал, Макс все проверял, Валя всего боялся. Так мы прошли почти весь «бункер», как вдруг сзади раздался грохот, все, конечно, испугались... Но мы испугались еще больше, когда выяснилось, что завалило выход! Тут мы услышали детский смех из одной комнаты. Ощущение было такое, будто смеялась человек пятьдесят. Мы побелели... Подождав, пока смех закончится, мы решились заглянуть в ту комнату, из которой он шел... Там лежала уйма детских противогазов! Мы кинулись к другому выходу! Спотыкаясь на льду и толкая друг друга, мы смогли оттуда выскочить. Больше я не хочу лезть ни в какие бункеры!
Шереметьевская личина
Петроглифы у с. Шереметьево расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Уссури, в 1,5 - 4 км ниже по течению от с. Шереметьево. Это изображения личин (масок), зверей, птиц, лодок, антропоморфные изображения. Всего обнаружено 33 рисунка в 3-х пунктах. Рисунки выполнены методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э. С середины XIX века появляются первые сведения о древних наскальных рисунках, расположенных по рекам Уссури и Амуру на территории Приамурского края. Из них петроглифы на р. Уссури у с. Шереметьево были одними из первых, описанными исследователями. Еще в 1859 г. Р.К.Маак во время своего путешествия по р. Уссури, «…видел изображение человека верхом на лошади, птицу, которая по своим очертаниям наиболее походила на гуся; также очерк человеческого лица с лучами, исходящими от него по всем направлениям, высеченный в весьма грубых и неполных очертаниях. Об этих исторических памятниках не осталось, однако же, никаких преданий между тамошними природными жителями, которых мне приходилось расспрашивать, но, судя по нынешнему состоянию изображений, можно отнести их к временам весьма отдаленным, потому что хотя они и высечены в твердой горной породе, однако же от атмосферного влияния стали неясны, а некоторые фигуры так изгладились, что трудно даже заметить их». В 1860 г. географ К.Ф.Будогоский, поместил заметку в газете «Амур», издававшейся в те годы в Иркутске, о не совсем понятных ему изображениях на скалах по правому берегу р. Уссури: «…головы тигра, рыбы, каких-то знаков». Более детальное расположение и описание древних наскальных изображений у с. Шереметьево сделал подполковник Генерального штаба Н.Альфтан. Он обозначил три пункта сосредоточения Шереметьевских рисунков, сделал зарисовки целого ряда изображений, а также дал сведения об обнаружении средневекового городища, расположенного прямо над одной из групп петроглифов. Его публикация и зарисовки явились первыми в литературе, не только о Шереметьевских, а вообще о дальневосточных петроглифах. Позднее, в 1908 г., данные Н.Альфтана были использованы Ф.Ф.Буссе и Л.А.Крапоткиным в обобщающей сводке по археологическим памятникам Дальнего Востока: «На утёсе высечены, по-видимому не особенно древние... лошадь вправо, лошадь и черепаха», далее: «На середине дороги между Шереметьевым и Кедровым на скале, на правом берегу Уссури высечены фигуры и знаки. Влево от нижней фигуры (головы) было вероятно что-то написано на камне». В 1959, 1968 и 1970 годах изучение Шереметьевских петроглифов проводит экспедиция под руководством А.П.Окладникова. Были калькированы почти все доступные изображения, проведена археологическая разведка. В трех изолированных группах соответственно 6, 20 и 7 камней с изображениями. Изображения выполнены желобками различной глубины от 0,3 до 1 см, некоторые в резной технике. Изображения в большинстве фигуративные: зооморфные и антропоморфные. . В незначительном числе абстрактные аморфные формы. Своеобразен репертуар художественных образов. Сюжеты: антропоморфные личины, птицы, звери, лодки. Доминирующий сюжет личины, преимущественно одиночные, реже парные. По очертаниям делятся на овальные, яйцевидные, сердцевидные, с овальной вершиной и прямым основанием, обезъяновидные или череповидные. Встречается двойной контур. Глаза круглые или миндалевидные с точкой в центре. Личины вычурные, со сложным геометрическим заполнением: волнистые линии, круги, углы, дуги. У некоторых экземпляров от внешнего контура отходят линии-отростки, символизирующие «сияние». Водоплавающие птицы с длинными шеями, лапы трехпалые - это лебеди или гуси, у одной туловище пересекает косой крест. Петроглифы контурные, за исключением одной силуэтной фигуры водоплавающей птицы. Прослеживается семантическая связь между представленными парами личинами и между личиной и лодкой. Фигуры статичны, им чужда динамика и экспрессия, петроглифы характеризуются чертами декоративной стилизации. Динамика прослеживается только в изображениях птиц с приподнятыми крыльями, открытым клювом или как бы плывущих с вытянутой шеей. Сюжет мифологический, петроглифы отражают космогонический миф и культ духов-предков. В окрестностях были обнаружены археологические памятники, в том числе городища и поселения раннего железного века (мохэского времени) и средневекового периода (чжурчженьские). Есть также и неолитическое поселение с характерной для нижнеамурского неолита керамикой и каменными изделиями.
Солдатский портсигар
Другой армейский случай, о котором рассказывал коллега по работе Александр, произошёл с его товарищем Славой (Славяном). Тот служил в начале 80-х годов киномехаником в хозвзводе одной из воинских частей Хабаровска. В задачи киномеханика полка входили не только привоз и показ фильмов по выходным, но и куча прочих общественно-полезных дел, как то: включение марша на утренних разводах, выполнение функций звукорежиссёра на концертах приезжих артистов и массовых мероприятиях полкового значения, обеспечение порядка в клубе и много ещё чего, в том числе, создание наглядной агитации. Вот и той зимой, как всегда, «аля-улю срочно» потребовалось написать очередной транспарант с типовым советским лозунгом, чтобы вывесить к приезду какой-то проверяющей шишки над крыльцом штаба. Начальник клуба капитан Халявко дал задание Славяну не смыкать глаз всю ночь, чтобы к утру транспарант был готов. И краску приказал использовать нитро, дабы сразу высохла, и с рассвета плакат очутился на нужном месте. Основой транспаранта являлась деревянная конструкция, обитая жестью, длиной метров восемь и шириной с метр. Славян разместил её посреди сцены клуба в пустом зале и, закончив с дневными делами, после отбоя принялся за работу. Клуб находился на окраине расположения части, метров в двухстах за кочегаркой. Вокруг только пустырь, забор ограждения и больше ничего. Зданию клуба, по виду, было уже несколько десятков лет. Одноэтажное барачного типа строение, с прогнувшейся покатой крышей и вздувшимися кривыми деревянными полами. Зал мест на двести с привинченными к полу рядами деревянных жёстких допотопных «кресел». Но отопление в клубе работало, так что, несмотря на колотун градусов в минус 25 снаружи, внутри было достаточно тепло. Вот в такой приятной обстановке Славка и выводил по жестянке очередное «Да здравствует…» Освещение включил (по приказу экономного начклуба) только над сценой, а зрительный зал оставался погружённым в темноту. Когда половина работы была сделана, киномеханик решил передохнуть и сел на стул на сцене, повернувшись в сторону тёмного зала. Вот тут-то его словно в ледяную прорубь скинули! Мурашки вцепились в каждую клеточку тела от макушки до пяток… В сумерках зала, посередине, неподвижно сидела человеческая фигура. Различим был только тёмный силуэт. Славян ясно помнил, что сам закрывал главную дверь клуба изнутри. А чёрный вход давно никто не использовал, да и находился он за сценой. Кто мог проникнуть, да ещё так бесшумно, в запертый со всех сторон солдатский клуб? Привидение, что ли?! Включить свет в зале, чтобы рассмотреть незваного гостя, Славян не мог, так как выключатель находился на противоположном конце помещения, у самого выхода. Несколько секунд он просто молча всматривался в неподвижную фигуру. Потом крикнул: - Э! Ты кто такой? В ответ - гробовая тишина. Силуэт в зале даже не пошевельнулся. Парень разозлился и, уже окончательно придя в себя, стал спускаться со сцены, напустив на себя как можно более угрожающий вид. Чуть отвлёкшись на ступеньки под ногами, опустил на секунду голову, а когда снова поднял глаза, с удивлением обнаружил, что фигура в середине зала исчезла. На всякий случай, прошёлся вдоль рядов, заглядывая между ними – не залёг ли враг там? Нет никого! Добрался до выключателя, врубил свет, ещё раз осмотрел всё – ни одной живой души. Что за чертовщина?! Не может быть, чтобы показалось! Неужели так краски нанюхался? Вот блин-душа!.. Не выключая в зале свет, продолжил покрасочные работы. К утру всё было готово. Валясь от бессонной ночи, передал плакат прибежавшему с самого ранья капитану Халявке. Тот был не один, а с дюжиной бойцов-молодцов, которые и водрузили произведение плакатного искусства на требуемое место, благо нитрокраска уже подсохла. Но провисел транспарант всего несколько часов. От мороза свежая краска отслоилась от жестяной основы, и результат непосильного труда всей бессонной ночи осыпался на заснеженный козырёк штабного крыльца! Досаде Славяна и гневу начклуба Халявки не было предела. - Мать-перемать!!! Бери масляную краску и, растуды-сюды, делай всё по-новой!!! Так что пришлось бедному киномеханику и вторую ночь куковать. Днём отколупывал остатки своего ночного труда, грунтовал масляной краской фон, потом сушил тёплым вентилятором для ускорения процесса. А после отбоя опять за писанину принялся. Халявка сидел с ним часов до десяти. Освещение в зале не разрешал включать, в целях экономии электроэнергии. Потом убрался наконец домой. Славян не стал сразу после его ухода свет полностью врубать, так как хитрый хохол мог нежданно нагрянуть вновь в любой момент и разораться. Запер за ушедшим начштаба дверь и вернулся на сцену, к краскам и кисточкам. Постепенно работа увлекла, парень старательно выводил буквы красным по синему… Как вдруг ощутил чьё-то присутствие. Резко обернулся в зал и… на том же месте, что и прошлой ночью, увидал знакомый тёмный силуэт! Раскрыл было рот, чтобы крикнуть что-нибудь типа: «Эй, алё, гараж!», но тут же осёкся, вмиг осознав нереальную суть происходящего. Может, то и не человек вовсе?! И что ждать от непонятного существа в пустом тёмном клубе. Если даже заорать изо всех сил, никто ничего не услышит. Ближайший человек – это кочегар в гудящей кочегарке за двести метров отсюда. Да и тот дрыхнет, как обычно, среди своих мазутных тряпок и угля… А силуэт непонятного существа всё так же не шевелился, но виден был чётко. Потом, в полнейшей тишине, нагнулся и скрылся за спинками предыдущего ряда сидений. При этом не издав ни скрипа, ни стука седушкой. Парень, уставившись испуганным взглядом в зал, прождал минут десять. Фигура не появлялась. Не дождавшись, Славка, подбадривая себя матюками, спустился в зал и включил свет. Заглянул в проход того ряда, где сидела фигура, но опять ничего не увидел. Ходить по рядам и заглядывать под каждое кресло он не решился, да и некогда было. Надо заканчивать с этим ночным рисованием. А то так и крыша съедет от краски и недосыпа! Поднялся на сцену и, постоянно озираясь в зал, кое-как дорисовал транспарант. Не дожидаясь утра, почти бегом вернулся в казарму, наконец-то забурившись на долгожданную койку. Утро началось с ЧП. Оказалось, что вторые сутки никто не видел кочегара. Его сменщик заступил на вахту, думая, что тот уже в казарму ушёл, и в казарме его поначалу тоже не хватились. У кочегаров был свой график. Служба почти как у гражданских – ни караулов, ни построений. Да и за внешним видом их никто не следил, вечно ходили перемазанные с ног до головы, как черти. Поэтому пропажу бойца обнаружили не сразу. В самоволке загулял? Всё может быть, но в набат бить не стали, погуляет – вернётся. А Славяна начклуба заставил клуб в порядок приводить, к торжественному мероприятию. Невыспавшийся воин после завтрака двинул в клуб и принялся за уборку. Чего только из-под кресел после солдатни не выметалось! Расчёски, монеты, ручки… не говоря уж про окурки. Но то, за что зацепился веник Славяна под креслом в середине зала, было из ряда вон! Шикарнейший перламутровый портсигар зэковской работы. Красииивый!!! Славка хоть и не курил, но находке очень обрадовался. Вот только вовремя прибрать к рукам не успел. Пока стоял и любовался, сзади двое сослуживцев подошли и увидели. Один тут же узнал вещичку и выдал: - Это кочегара нашего! Ну, ищут которого. Обронил, во время киносеанса, наверное… - Что ж, жаль, но вернуть придётся. После того, как кочегар найдётся. А пока у меня полежит. И кочегар нашёлся. Через три дня. Когда завонял в углу под кучей тряпья в своей кочегарке. Он там пролежал в своих промасленных фуфайке и ватниках, никем незамеченный, все пять дней. Умер то ли от внутреннего кровотечения, то ли от сердца. Хоть и удивительной красоты портсигар был, но отдал его Славян, не раздумывая, командирам в штаб, чтоб положили к оставшемуся нехитрому скарбу покойного солдата-кочегара, да передали родным.
Радиоприёмник
Свидетелем третьего необычного армейского случая был тот же киномеханик Славян, который проходил срочную службу в хозвзводе одной из воинских частей Хабаровска. Описываемые события произошли в августе 1983 года. Записаны с рассказа моего коллеги Александра. В середине достаточно тёплого августа киномеханик Славян где-то подхватил ангину и попал на несколько дней в полковой лазарет, находившийся здесь же в расположении части. Медчастью и, соответственно, лазаретом командовал откормленный, как поросёнок, старший сержант - фельдшер Афанасьев, по прозвищу «семь на восемь – восемь на́ семь». Болезным солдатикам спуску не давал, так что кто поначалу думал откосить от службы хотя бы несколько дней «на дурачка» на больничной койке, после лошадиной дозы уколов сами начинали проситься обратно в роту. Но, конечно, старослужащих это не касалось. А Славян к тому времени был уже «дедушкой», поэтому чувствовал себя в лазарете, как в санатории. Для разнообразия культурной жизни приволок с помощью ходячих больных к себе в палату тяжеленный радиоприёмник ВРП-60 из клуба. Подцепили к антенному гнезду кусок медного провода, закинули в открытую форточку и по ночам слушали «вражеские голоса», а больше, конечно, просто эстрадную музыку, которой в те времена народ был не очень избалован. Радиоприёмник, особенно в ночные часы, на коротких волнах принимал несколько нормальных музыкальных зарубежных радиостанций. В последнюю ночь перед выпиской Славян остался в палате с молодым солдатиком Игорем из Ижевска. Остальных выздоровевших фельдшер Афанасьев разогнал по ротам. В общем, лежали, как обычно, и слушали на сон грядущий лёгкую музычку. Славка вспоминал, что как раз Макаревич пел «…всё отболит, и мудрый говорит – каждый костёр когда-то догорит…» И вот во время этой песни радиоприёмник затрещал, зашипел, и сквозь треск стал пробиваться голос. Сначала показалось, что диктор с какой-то другой радиостанции помехует, но через минуту звук сам настроился и стали различимы слова: «Игорь… Игорь… Игорёк…» Молодой солдатик подскочил с койки, как ужаленный, и прильнул к динамику радиоприёмника. А оттуда: - Здравствуй, сынок! - Папка, папка!!! Это ты, что ли?! - Да, Игорёшка, это я! Служи, как положено, а вернёшься – мать не обижай, и береги! - Само собой! А почему ты вдруг за мамку так забеспокоился? Вы что, разводиться надумали?! - Нет, сынок! Конечно, нет! Мы всегда все будем вместе… После этого короткого диалога в приёмнике опять усилились помехи, треск и шум перекрыли голос, а потом зазвучали последние аккорды «Машины времени». Взволнованный до глубины души молодой солдатик стал горячо рассказывать Славяну, что его отец дома в Ижевске давно увлекается радиоделом. В квартире у него даже целая комната отведена на эти цели. Сидит часто ночами и переговаривается с такими же фанатиками-радиолюбителями со всего света. Вот и сюда умудрился пробиться сквозь тысячи километров эфира, к сыну. Только вот как ему это удалось?! Микрофон даже не подключен, да и нет его вовсе! А отец ведь меня слышал и отвечал! Славян тоже был в замешательстве. Таких фортелей этот старинный военный радиоприёмник ещё не выкидывал! А микрофон, действительно, в клубе остался, в лазарете он без надобности. Может, какой-нибудь встроенный внутри находится? Кто её знает, эту военную технику!.. Игорь ещё с полчаса крутил ручку настройки радиоволн и щёлкал переключателями в надежде снова услышать в эфире голос папани, но тщетно. С тем и угомонились до утра. На другой день к обеду киномеханика и солдатика Игоря выписали. Славян попросил парня помочь дотащить приёмник обратно в клуб. Хоть и не далеко, но тяжёлый, зараза! Пока пёрли технику, стараясь не попасться на глаза офицерам, их перехватил штабной писарь и сообщил, что для Игоря получена срочная телеграмма, так что пулей пусть летит в штаб. Дотащив радиоприёмник до места Славян остался в клубе, а молодой солдат рванул бегом в штаб. Там его ожидала чёрная весть. В телеграмме сообщалось о скоропостижной смерти отца и дате похорон. Получив неделю горестного отпуска, парень отбыл на малую родину… Вернувшись обратно в часть, при встрече рассказал киномеханику некоторые подробности своей поездки. Как оказалось, отец Игоря скончался от сердечного приступа, поздно вечером, за сутки до того ночного радиосеанса, свидетелем которого был Славян. Причём умер он непосредственно за своим рабочим столом в комнате с радиоприборами, уткнувшись головой в тетрадку на столешнице. Супруга обнаружила его в этой позе только утром. Ночью не обратила внимание на долгое отсутствие мужа, потому что он, бывало, уже засиживался до петухов, увлёкшись своими радиоделами. Вот и выходило, что когда ночью в лазарете сын разговаривал с отцом, тот был уже сутки как мёртв. Перепутать даты и время было нельзя - всё сверили на несколько раз. После этого случая Игорь несколько раз приходил в клуб и с разрешения Славяна крутил ручки на радиоприёмнике, пытаясь связаться с покойным отцом, но безрезультатно. А через какое-то время этот допотопный «гроб» - ВРП-60 начклуба – капитан Халявко вообще списал и увёз в неизвестном направлении. Впрочем, как и многое из подотчётной ему клубной техники.
Бэтмен
Житель Хабаровска Дмитрий Никонов вместе со своим товарищем путешествовал по реке Бикин. В одну из ночей они проснулись, разбуженные чьим-то протяжным криком. Вопли слышались то с одной, то с другой стороны и наводили ужас. В какой-то момент Дмитрию показалось, что это плачет женщина. Через некоторое время неприятные крики утихли. Потом - уже во Владивостоке - путешественники услышали историю о существе, которое обитает в южной части Приморья. Люди называют его «летающим человеком» или «Бэтменом». Науке подобное животное неизвестно. Его существование как зоологи, так и биологи считают весьма сомнительным, а сбором и записью рассказов очевидцев занимаются уфологи. К их числу относится и Александр Ремпель, у которого материала о «летающем человеке» накопилось предостаточно. Обычно люди слышат только крики существа, настолько необычные, что даже бывалые охотники признаются, что их охватывает ужас, а на голове шевелятся волосы. С «Бэтменом» довелось однажды столкнуться на таежной тропе и известному исследователю Приморья Владимиру Арсеньеву. Он рассказывал, что первой учуяла неладное собака Альма - она ощетинилась и заворчала. Тут же кто-то бросился в сторону, ломая кусты. Собака плотно прижалась к ногам Арсеньева. В это время послышалось хлопанье крыльев, потом из тумана выплыло нечто невероятно большое и полетело над рекой. Собака дрожала от страха. Неожиданно существо издало крик, напоминающий вопли женщины. Вечером Арсеньев рассказал о происшествии местным жителям-удэгейцам. Те сказали, что по воздуху летает... человек. Судя по рассказам таежников, загадочное существо наиболее часто встречается в окрестностях гор Пидан и Облачная. А. Куренцов вспоминал, как однажды проснулся ночью от ощущения, что рядом есть кто-то еще. Боковым зрением он уловил, как с дерева на костер падает что-то огромное и темное. Куренцов мгновенно среагировал и опрокинулся на спину. Охотник успел заметить, что едва не задевшее его существо - человек. Точнее, у существа была голова человека и перепончатые крылья, как у летучей мыши... Невообразимый ужас пришлось испытать однажды в тайге и охотнику А. Аверьянову. Случилось это в 1970 году. А. Аверьянов шел по лесной тропе вместе с собакой Пальмой. Неожиданно где-то вдалеке раздались женские крики. Затем крики стали приближаться. Пальма с жалким повизгиванием помчалась прочь. Охотник от обуявшего его ужаса тоже бросился бежать. Дикие крики настигали. Аверьянов споткнулся и упал, и тут над ним что-то с шумом пронеслось. Подняв голову, охотник успел разглядеть существо с перепончатыми, покрытыми шерстью крыльями и явно человеческими ногами с лысыми коленками. Летающее чудовище распространяло отвратительный запах, от которого подступала тошнота. Аверьянов считает, что только неожиданное падение спасло ему жизнь. Вернувшись домой, охотник обнаружил, что волосы на его голове поседели. А собака появилась только два дня спустя. Были случаи, когда встречи с летающим чудовищем заканчивались трагически. В 1968 году одного охотника принесли из тайги всего израненного. Со временем рваные раны на лице и руках зажили, но глаза спасти не удалось. К тому же перестали работать пальцы на левой руке. Как выяснилось, все произошло у горы Пидан, когда охотник искал место для ночевки. Он присмотрел пещеру в скале. Вход оказался настолько узким, что едва удалось протиснуться в расщелину, но потом пещера расширилась. Охотник собрал хворост, развел костер. Когда он входил с дровами во второй раз, его внимание привлекло какое-то шевеление в темноте. Охотник бросился к ружью, и в этот момент нечто с пронзительным криком напало на него и стало рвать когтями. Крылья достигали двух метров, а голова была почти человеческая и без волос на лице. Когда охотник упал, чудовище вылетело из пещеры. Истекая кровью, человек просидел у костра всю ночь. С рассветом он выбрался наружу и стал пробираться домой, но силы покинули его, и он потерял сознание. На тропе его нашли охотники... В надежде увидеть летающее чудовище в район горы Пидан чуть ли не ежегодно приезжают уфологи из Китая, Японии, Кореи. В 1994 году в этих местах вела съемки экспедиционная группа кинокомпании «Парамаунт пикчерс». Удача им улыбнулась: на пленку были сняты кадры, на которых в течение семнадцати минут «Бэтмен» совершает воздушные пируэты. Как уже говорилось, ученые воспринимают рассказы о летающем человеке скептически. Например, директор Научно-исследовательского института охотничьего хозяйства в Хабаровске Анатолий Даренский не допускает даже мысли, что в тайге может существовать крупное животное, до сих пор неизвестное науке. По поводу того, что о «Бэтмене» рассказывают многие, Даренский говорит, что люди в лесу могут слышать довольно странные звуки: на акустику влияет состояние погоды, влажность воздуха и даже рельеф. Этим и объясняется возникновение легенды о летающем человеке.
Религиозные представления негидальцев
Негидальцы (от негидал. ңегидал - «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин - местные люди; амгун бэйэнин - люди реки Амгунь) - малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. Проживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Численность согласно переписи 2002 года - 567 человек, в том числе в Хабаровском крае - 505 чел. Наибольшее количество негидальцев (90 человек) проживало в селе Владимировке. Религиозные представления негидальцев отражают анимистический уровень отношений человека к природе. Для них характерна вера в духов-хозяев. В религиозных верованиях особенно много общего с ульчами. Вселенная, по их представлениям, состояла из трех ц2345миров, расположенных один под другим. Верхний - голубой небесный свод - состоял из 9 сфер. Средний мир туй - земная поверхность - однослоен. В нижнем, подземном мире буни живут умершие люди. Небо считалось высшей силой, а в качестве его духов-помощников выступали солнце и луна, обладавшие могущественной силой. Дух-хозяин солнца тэйгани представлялся мужчиной, а дух-хозяин луны омнаинкан - женщиной. Обитатели верхнего мира Бог’а бэйэнин, по представлениям негидальцев, в прошлом сходили на землю и общались с людьми. Среди других духов-хозяев особо почитались синкэн (хозяин тайги, всех зверей), уйгули (хозяин медведей), тамун (хозяин воды), подя (дух-хозяин огня). Изображения духов-хозяев делались в виде плоских антропоморфных фигур, которые устанавливались на лиственнице на родовом мольбище. Важную роль в системе религиозных воззрений играли такие природные явления как гром и ветер. Ряд представлений, относящихся к разным этническим традициям, связан у негидальцев с медведем. По одному из них, заимствованному от нивхов, медведь - это горный человек уэй бэйэнин, хозяин горной тайги. Второй комплекс представлений о медведе дуэнтэ (дух-хозяин тайги) характерен для всех тунгусо-маньчжурских народов Амура и Сахалина. Добыча каждого медведя сопровождалась у негидальцев праздником. Чтобы не обидеть убитого зверя, всех его таежных сородичей, участники праздника соблюдали множество древних правил и установлений. Кости и череп убитого медведя тщательно хоронили. В сугробах хоронили также убитого тира. Негидальские представления о роли медведя и тигра нашли отражение и в шаманском пантеоне. Об этом свидетельствуют их изображения на шаманской одежде и шаманском бубне. Усиление роли пушной охоты в жизни народа способствовало выделению специальных духов-хозяев пушного промысла. Одним из таких духов считался калгама, которого негидальцы представляли в образе женщины и изображали в виде антропоморфной фигуры без рук и ног с остроконечной головой и туловищем, обтянутом лосиной шкурой. В советское время духовная культура негидальцев претерпела большие изменения. Сегодня приверженность к традиции проявляется лишь у немногих людей старшего возраста в одежде, обрядовой практике. Исследователи выделяют в фольклоре негидальцев мифы, сказки, предания, бытовые рассказы, песни, обрядовые жанры. Сами же носители фольклора различают 2 крупнейших и постоянно противопоставляемых жанра - это талун, с вымышленным содержанием (героические сказания) и улгу, улгу (й), в которых говорится о действительных событиях, якобы происходивших в прошлом. В категорию улгу входят мифы, родовые предания, шаман. легенды, былички, охотничьи и бытовые рассказы. В настоящее время фольклор негидальцев в традиционных для него условиях не исполняется. Вызвано это прежде всего утратой языка и изменениями в жизненном укладе. Некоторые сюжеты воспроизводятся по-русски (в особенности связанные с промысловыми обрядами и обычаями). По воспоминаниям стариков, в прежнее время почти в каждом селении был свой сказочник; лучших рассказчиков приглашали в другие села. Повествование обычно начиналось вечером и длилось до глубокой ночи, а то и до утра. На охоте или рыбалке по вечерам рассказывали сказки о животных или мифы о духах-хозяевах. Этим промысловики стремились привлечь и задобрить духов, обеспечить себе удачу. Еще в недавнем прошлом сказки знали и рассказывали практически все. Сказки делятся на 2 группы: о животных и героического содержания. Между ними располагается небольшое количество бытовых сказок и анекдотов. Сказок о животных много, их 3345знают все люди старшего и среднего поколений. В фольклоре широко представлены обрядовые формы - запреты, обращения к духам и душам умерших, формулы медвежьего праздника. Они играли чрезвычайно важную роль в духовной культуре народа. духам произносились тогда, когда их «кормили»: «Е, тамун, дозволь добыть рыбу!»; «Маси, дай здоровья!» (букв.: «Не заставляй хворать своего хозяина!»). Были распространены загадки; в настоящее время они почти утрачены. Можно предположить, что в прошлом существовало множество примет; сейчас сохранились лишь те, что связаны с природными явлениями. Негидальские необрядовые песни ихэн, как и песни других тунгусо-маньчжурских народов, были сугубо индивидуальным делом. Они сочинялись «по случаю» и могли уйти вместе с этим случаем, а могли по каким-то причинам остаться в памяти родственников и близких. Всем песням, даже колыбельным, изначально присуща импровизационность : тексты никогда не совпадают при повторном исполнении. Мелодии же, наоборот, обладают постоянством; для всех своих импровизаций исполнитель, как правило, использует один и тот же типовой напев. Поют негидальцы без инструмент. аккомпанемента (за исключением ритуальных шаманских песнопений, исполнявшихся под звуки бубна и погремушек). Музыка медвежьего праздника негидальцев наска уникальна. На протяжении всех обрядовых церемоний женщины маленькими палочками играют на ударном бревне тумкэвун (от тумку - качаться, колыхаться, биться), подвешенном на козлах, и танцуют ритуальные танцы чово. Наигрыши и танцы связаны с мифологическим контекстом, на это указывают их названия - «Гром гремит», «Дорога совы», «Собака лает» и др. В настоящее время перспективы сохранения негидальского этноса не внушают оптимизма. Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Усиливается их ассимиляция нивхами, ульчами, русским населением. Невысокая численность, дисперсное расселение в крупных многонациональных поселках может в ближайшие десятилетия привести к окончательному растворению негидальцев в окружающем населении. («Хабаровский край»).
|