Мурманская область является крупным горнодобывающим центром страны, а также местом базирования Северного флота России. Большинство городов на побережье Баренцева моря вряд ли интересны для посещения туристов. В тоже время побережье Белого моря привлекает любителей экологического туризма, в частности рыбалки на ценные породы рыб, Хибины привлекают любителей горнолыжного спорта, а в глухих местах области развивается этнографический туризм.
Кольский полуостров издавна привлекал внимание путешественников и туристов. А описания А.Е. Ферсмана и МИ. Пришвина, воспоминания о поисках Барченко, народная молва только подогревали этот интерес. К загадочному Сейдозеру и Нинчурт-горе в 80-90-х годах прошлого столетия началось паломничество. Мечтатели и романтики, в большинстве питерцы и москвичи, повалили валом… По своим природным ландшафтам места действительно примечательные. Вокруг болотная тундра, а здесь дивные озера, живописные скалы, роскошные деревья… Ну, а главное, как ныне стало модно говорить, - энергетика… Не зря же в последнее время шаманы из различных стран собираются именно сюда на совместные камлания.
На свои «сборища» потянулись сюда провидцы, контактеры, экстрасенсы. Одни возводят из камней пирамиды - генераторы силы и медитируют возле них, осмысливают вечную жизнь и связь с Космосом. Другие - выискивают скалы повыше и там связываются с высшим разумом. Третьи - отыскивают следы посадок НЛО и базу инопланетян под землей. А есть и такие, что идут путем попроще - устраивают моления и хороводы в чем мать родила… В этом им помогает местный шаман, который принял это звание от деда. В своем чуме он охотно принимает гостей и «просвещает» их по части колдовских мест, рассказывает им о «снежном человеке» - лешаке.
Таинственный бункер
Вокруг этого бункера всегда крутится много слухов. Кто-то говорит, что только в этом году МЧС достали оттуда несколько тел. Кто-то говорит, что там собираются неформалы. Третьи утверждают, что внутри живут привидения. Мы решили сами выяснить, что же находится внутри... В годы войны эта дверь должна была защищать бункер от немцев. Сегодня через нее могут пройти любые желающие жители города Мурманска.
Внутри царят темнота и гнетущая тишина. Не осталось никаких сооружений или элементов мебели, чтобы понять, для чего использовались заброшенные помещения. В общедоступных источниках нет достоверной информации, для чего же именно использовался этот бункер, но мы можем предположить, что в нем укрывалось главное командование всех Вооруженных сил, когда над Мурманском велись ожесточенные воздушные бои.
В начале бункера почти нет следов пребывания людей. Только тишина да прогнившие доски под ногами. Но в темноте нас ждет неожиданная встреча с диггерами, участниками группы «Diggers51», которые исследуют объект. Они утверждают, что здесь был штаб 14-й Армии, после здесь находилась милиция, и только после этого уже объект был заброшен.
Получив первое подтверждение, мы двинулись дальше. Во внутренних помещениях сейчас устроена импровизированная свалка мусора. Весь пол в пластиковых бутылках, жестяных банках и следах от кострищ. На стенах можно увидеть загадочные коды - это следы ночных игр, таких, как «Дозор» и «Энкаунтер». Некоторые стены, наоборот, изрисованы граффити. В глубине мы снова встречаем группу диггеров. Они рассказали нам, какой бункер самый интересный в черте города.
Чтобы узнать настоящее положение вещей, мы обратились к ветерану, историку Льву Журину. Слухи подтвердились, подземное сооружение действительно оказалось командным бункером 14-й Армии. Пока он еще не полностью засорен и разрисован подростками и вандалами, и есть шанс превратить его в памятник прошедшей войны. («Наше утро»).
Эти опущенные (падшие) ангелы любят запугивать слабовольных людей, т.к. бесы будучи изгоями
рассчитывают подняться за счёт унижения слабых. Но из-за своего позора трусливые
бесы страшно боятся тех, кто силён поставить астральную мразь на место
Полтергейст поселился в мурманской квартире
Почти мистическая история. В двухэтажном доме на улице Полухина живет некто или нечто, постоянно беспокоящее свою соседку сверху. Женщина утверждает, что это ее бывший сосед, выселенный по суду за бурные пьянки и веселые гулянки. Она требует от судебных приставов, чтобы они его выселили. Приставы приезжают, но видят пустую квартиру. Но стоит им уехать, как женщина снова слышит в квартире снизу голоса и грохот. Не иначе полтергейст!
Выполнять решение суда о выселение жильца из квартиры отправляется целая опергруппа. Судебный спецназ: трое крепких мужчин в камуфляже, участковый, женщина-пристав, работники ЖЭКа. На стук никто не отзывается, соседи такому визиту тоже не особо рады. И в понятые идти отказываются. Они уверяют, что в злополучной квартире никто не живет и лишь жалобщица убеждена, что дебошир, когда приходят приставы прячется под пол. Возможно, тут живет либо домовой либо какая то другая нечистая сила. Ведь человеку в эту квартиру проникнуть просто невозможно. Дверь, окна, форточки - все забито на гвозди. Но соседка сверху заявляет, что в нечистую силу не верит. Она жалуется, что сосед, через пол, вдувает в ее квартиру горячий воздух специальным прибором. Возможно, этот аппарат и радиоактивный.
Этот визит приставов в нехорошую квартирку на улице Полухина не первый и, наверное, не последний. По закону они должны убедиться, что тут никто не живет. Потому выхода два - либо устраивать засаду и ждать, а вдруг, действительно, кто-то приходит сюда по ночам, либо вызывать на помощь охотников за привидениями.
В квартире жительницы Мурманска проказничал домовой
Мурманчанка Татьяна никогда не сталкивалась с привидениями, домовыми и прочей нечистью. В их существование она просто не верила. Отдыхая в деревне, девушка без опаски ночевала в полузаброшенном доме, никогда не боялась темноты. Но недавно с ней приключилась и смешная, и одновременно жуткая история. Татьяна переехала жить к своему жениху. Тут-то и начались страсти-мордасти. Когда девушка оставалась дома одна, она слышала странные щелчки и непонятные звуки (как будто кто-то стучит по холодильнику).
Потом она вспомнила, что как-то на дне рождения друзей ее любимый признался, что он боится оставаться дома один: мол, в квартире домовой живет. Но наутро от своих слов отказался, сказал, что пошутил. А звуки - это соседи безобразничают или канализация шумит.
Интересно, что когда пара находилась дома или кто-то приходил в гости, в квартире не было посторонних шумов. Как только девушка оставалась одна, опять раздавались странные звуки. Так продолжалось около недели. Однажды Татьяна проснулась ночью и пошла на кухню попить воды. Она заметила на полке в коридоре что-то светящееся. Тут же раздался пронзительный визг «и-и-я», и снова начались жуткие щелчки сразу во всех комнатах. Девушка бросилась в комнату и спряталась под одеяло. Что делать, она не знала. Полицию и спасателей вызывать было бесполезно - не поверят, скажут, сумасшедшая.
Татьяна поделилась наблюдениями с женихом. Он снова отшутился, сказав, что у девушки слишком богатое воображение. А родственники, которым жаловалась Таня, решили, что в квартире, скорее всего, хозяйничает домовой. И посоветовали задобрить «соседушку». Послушавшись родных, Таня купила молока, водки, колбасы и барбарисок. Выставила это великолепие на кухне и уснула.
Ночь прошла спокойно, но наутро девушка увидела, что ее руки покрыты грязными следами, как будто их трогали вымазанные в саже маленькие пальцы. Придя на кухню, Татьяна собралась выбросить оставленные на ночь «дары». И тут она обнаружила, что шершавая барбариска стала гладкой на ощупь и прилипла к тарелке, как бывает с мокрыми леденцами.
Знакомые посоветовали Татьяне освятить квартиру и велели зажечь дома ладан. Татьяна решила использовать благовоние. Полночи в квартире было тихо, только проснувшись часа в три, она услышала, как будто кто-то пронесся у нее надо головой, затем послышалось недовольное фырканье и стук маленьких каблучков. Через несколько дней ей освятили квартиру. Однако в следующий же вечер Таня вновь услышала щелчки за холодильником.
- А ну-ка хватит безобразничать, - рявкнула девушка на предполагаемого соседа, и звуки стихли.
Сейчас в квартире Тани спокойно, ее больше не мучает страх. Остались только неразрешенные вопросы, что же это все-таки было: мыши, домовой или не в меру богатое воображение? (Инга Хмель, «Вечерний Мурманск»).
«Хозяин» леса убивает непрошенных гостей
Случилось это в 1998 году в Мурманской области. Местность - гористая тайга. После выпускного бала четверо парней - жители райцентра Ловозеро, закончившие школу - решили отпраздновать это событие походом. И не вернулись, как вы уже поняли. Все четверо были местными, округу знали хорошо, походники опытные. А вот поди ж ты...
Первую страшную находку сделал сторож рудника редкоземельных металлов, расположенного неподалеку от поселка Ревда. На руднике постоянно дежурит кто-то, сторожит оборудование. И вот однажды утром, делая обход, охранник увидел, что неподалеку лежит человек. Это был один из тех парней, которые несколько дней назад ушли в поход живые и веселые. По следам было видно, что он бежал и не добежал всего сотню метров до сторожки. На лице мертвеца, как водится, застыла гримаса ужаса...
Конечно, вызвали милицию. Признаков насильственной смерти на умершем не было. Забегая вперед, скажем, что не было их и на других трупах. Поэтому, чтобы закрыть дело, в качестве причины смерти доблестные милиционеры написали анекдотичное «переохлаждение». Дело было в конце июня - начале июля.
Ясный перец, под Мурманском лето совсем не такое, как в Сочи, но чтобы в середине лета замерзли насмерть четыре местных жителя, для которых этот поход был не первым и даже не десятым... А вот поди ж ты, по мнению нашей доблестной милиции, замерзли! Прямо на бегу. Причем, все - с гримасами страха на лице. Хотя известно, что замерзающий человек умирает с лицом совершенно умиротворенным. В последние секунды жизни ему тепло и комфортно.
Никакие иные обстоятельства дела после подобного милицейского «диагноза» просто не рассматривались. Например, отчего это все пострадавшие вдруг среди ночи рванули из своей палатки?.. Ведь их нашли на тропе, ведущей от палатки к Ревде. То есть: пришли, разбили в ельнике палатку метрах в ста от Сейд-озера... Сейды, кстати, - это небольшие остроконечные ритуальные пирамидки из камней - все, что осталось от живших здесь когда-то язычников. От сеидов и название озера произошло. По старым легендам саамов, Сейдозеро разделяет мир живых и мир мертвых, но это так, к слову... В эти легенды уже давно никто не верит.
Так вот, пришли, поставили палатку, костерок развели. А потом случилось что-то, что заставило их бросить палатку, спальники, огонь. Что-то такое, что испугало до безумия. Собственно, страх-то их и убил. Два трупа нашли до перевала, один - на перевале, и последний - за перевалом, у сторожки рудника.
Надо ли говорить, что родственники погибших были недовольны милицейским «расследованием»? Им было ясно, что милиция просто замяла дело. Но и письма с протестами в прокуратуру они не писали, потому что в Ловозере знали, кто виновен в смерти ребят. И за что их убили. Родственники понимали, что убийцу никто искать не будет.
Потому что реальность жителей поселка Ловозеро настолько не стыковалась с миропониманием современной цивилизации - с ее милициями, прокуратурами и академиями наук, - что даже глупая версия про то, как четверо опытных местных походников на бегу «замерзли» в середине лета, была гораздо правдоподобнее ловозерской правды.
Для всякого приезжего с «большой земли» «хозяин» - легенда, былинка типа сказки о Бабе Яге или саамской легенды о Сейдозере. Но только если этот приезжий не остановится в поселке надолго. А уж если останется здесь жить, с ним может случиться история, подобная той, что произошла с директрисой местного музея. Она всю жизнь прожила в больших городах, там же и высшее образование получила. А потом судьба занесла женщину на ПМЖ в Ловозеро, где она стала директором краеведческого музея. Хороший, кстати, музей - посвященный саамам. В него даже из-за рубежа приезжают скандинавские туристы...
Как всякий человек с высшим образованием, воспитанный городом, к местным сказаниям про «хозяина» директор музея относилась скептически. А потом с ней случилось то, что случилось... Женщина поехала с семьей «на пикник». Это был пережиток городской жизни, если откровенно. Тот, кто живет в Ловозере, никогда не поедет «на природу». Здесь и так живут на природе, вышел за околицу - тайга бескрайняя.
Тут никому в голову не придет пойти поесть-попить на лужок. Какой смысл? Кушать дома надо, за столом. Для ловозерца разложить одеялко на поляне и начать употреблять на нем пищу - все равно, что для москвича сесть на мостовую и начать кушать... Директриса тем не менее поехала – «столичность» из нее еще не выветрилась. Едва ее домочадцы успели расположиться на травке в безлюдной местности, как сначала услышали, а потом и увидели «хозяина». Он пытался выгнать незваных гостей со своей территории, бегая в некотором отдалении и со страшной силой молотя палкой по стволам деревьев.
- Еще неделю назад я была скептиком, - признавалась директриса. - Как этнограф я собирала местные былички - в том числе и о «хозяине». Но про себя посмеивалась. А тут сама его увидела! И не одна - вся моя семья видела. Удары дубиной о стволы были такие, что сосны гудели, как телеграфные столбы. Мы быстренько собрались и уехали с этого места. Мы были в шоке...
Экспедиционер, расследовавший случай странной гибели четырех подростков, говорил тогда со многими ловозерцами. И один из них по имени Сергей рассказал следующую историю. Поехал он на лодке... тут надо сказать, для ловозерца лодка - что для москвича машина. К поселку Ловозеро подходит всего одна дорога, зато окружает его целая сеть озер, речек, речушек, проток...
Неделями можно путешествовать по воде, лишь бы бензина для мотора хватило. Вот такие у нас севера. В этих условиях дорожную сеть тянуть совершенно невыгодно, нужно развивать малую и сверхмалую авиацию с возможностью посадки на воду, потому что водное зеркало в качестве посадочной площадки тут всегда найти можно. Впрочем, не будем отвлекаться...
Короче, поехал Сергей на своей лодке куда-то в тайгу, по делам. Для нас фраза «в тайгу по делам» звучит смешно, а для тамошних жителей - естественно. Причалил, расположился, стал рубить дерево. И вдруг кто-то ему руку на плечо положил. Он оборачивается и видит... волосатые сиськи. Подымает голову и встречается глазами с огромной голой заросшей волосами женщиной... В себя мужик пришел только в лодке на середине озера. Как он оказался в лодке, как догреб до середины - не помнит.
Опамятовавшись, стал размышлять. Ну, баба. Ну, страшная. Но почему он так испугался? Аж себя не помнил. И про мотор забыл!.. Запустив мотор, Сергей направил лодку домой и через час был в Ловозере. А пока плыл, все думал: почему испугался? Ничего плохого она ему не сделала, только руку на плечо положила. Короче, пока доплыл, принял решение - побежал домой за фотоаппаратом, схватил его и бегом обратно к лодке. Завел мотор и опять целый час плыл к тому месту, откуда так поспешно ретировался.
Подплывая, Сергей заранее заглушил мотор, чтобы звуком не спугнуть диковинку, осторожно причалил и пошел к тому месту, где видел волосатую женщину, держа наготове фотоаппарат. Оборачивался на каждый шорох, но бабы не нашел. И решил, что за два с лишним часа, пока он отсутствовал, баба ушла к себе в лес. Чего ей, в самом деле, его дожидаться? И опять он стал себя мысленно бранить за дикий испуг, за то, что не сумел подробнее эту женщину рассмотреть, за то, что сразу не догадался взять с собой фотоаппарат...
В этот момент он повернулся к лодке и... нос к носу столкнулся с ней. Вы думаете, он снял с плеча камеру и сфотографировал ее? Опять вышло то же самое! Страх от второй встречи был точно таким же, как от первой - мужик пришел в себя только в центре озера, гребя веслами. Хотя на этот раз он был морально готов к встрече. Третью попытку Сергей решил не делать...
В этом страхе и крылась, как полагает рассказчик, разгадка смерти подростков. Дело в том, что ровно за месяц до странной гибели четырех молодых людей местные охотники в очередной раз пошли на охоту. Среди них были отцы двух погибших парней. Охота для ловозерцев занятие привычное. Кроме той охоты. Потому что на этот раз они решили поохотиться на «хозяина». Трудно сказать, отчего им эта мысль в голову пришла...
«Хозяин» - не медведь, в одиночку против него идти страшно. В Ловозере среди охотников ходит рассказ о том, как кто-то из них увидел в тайге насаженного на толстый сук медведя. Кто, кроме «хозяина», мог это сделать - взять медведя и на сук, как бабочку насадить? Никто. Значит, сильный очень «хозяин». Значит, группой на него нужно охотиться. В общем, пошли на дело большой группой, предварительно приняв для храбрости. План был такой: часть охотников загоняет «дичь» - шумит, кричит, а другая часть в засаде сидит. Загоняли в горную горловину, как в воронку. Там слева и справа сходятся скалы. А между скалами в узком месте - засада. Ее не минуешь никак... Много мимо засадных охотников зверья разного прошло. Но ни в кого они не стреляли, ждали главного зверя. И он вышел.
Никто не выстрелил.
Как готовились, как все организовали чудесно, собрались, засели, ждали... И никто не выстрелил! Все, сидевшие в засаде, словно в ступоре были. Так он мимо них и прошел дальше по ущелью. И уже почти ушел, но наступил-таки ногой в медвежий капкан. Обычно снежный человек в капкан не попадается никогда. Это вам не медведь тупой, этот сразу понимает, в чем прикол. А тут попал. ...Нет, это его не остановило, конечно. Стальную цепь он от колоды оторвал и ушел вместе с капканом на ноге. А потом капкан разомкнул и выбросил, наверное.
В общем, ушел. Но кровь все-таки пролилась. Кто знает, что такое медвежий капкан, тот поймет. И «хозяин» «понял». Понял, что убить его хотели. И изувечили сильно. Поразмыслив над происшедшим у себя дома, сидевшие в засаде охотники решили, что обидели «хозяина» немало. И ходить в те края охотиться перестали.
А через месяц погибли ребята. И отцы их прекрасно поняли, кто и за что...
- Несмотря на то, что милицейская версия происшедшего глупая, нельзя сказать, что, расследуя этот случай, я автоматически остановился на версии охотничьей, версии «хозяина», - сказал мне рассказчик. - Есть и в охотничьей версии свои неувязки. Я внимательно читал милицейские протоколы. Там нигде не написано, что на местности зафиксированы еще чьи-нибудь следы, кроме следов погибших. А «хозяин» тяжелый, следы должен был оставить. Впрочем, гнать их мог не «хозяин». Гнать их мог чистый страх... (Александр Никонов. «Russian X-files»).
Гиблое место Кольского полуострова
Существует легенда, что в далекие времена на местных жителей, на Рамов, напал великан Куйва. Саамы храбро сражались со злобным уродом, но победить его не смогли. И тогда они обратились за помощью к своим богам. Те, увидев бесчинства Куйвы, метнули в него сноп молний. Урод был испепелен. Отпечаток его тела остался на скале Ангвундасчорр, самом высоком пике Ловозерской тундры Удивительно: скала выветривается и осыпается, но отпечаток великана не разрушается! С этой старинной легенды и пошла о долине нехорошая молва.
Страх местных жителей перед Ловозерской тундрой был настолько велик, что на заре советской власти одна из мурманских газет отвела этому вопросу целую полосу. С разоблачительными статьями о вреде суеверия выступили в газете мурманские большевики. Впрочем, печатное слово здесь не помогло, поскольку саамы читать не умели. Ловозерская тундра продолжала внушать охотникам и оленеводам страх.
Особенно он усилился после рассказа старейшины одного из стойбищ Николая Духи, который утверждал, что видел, как волосатое существо огромного роста одним ударом убило оленя и, вскинув тушу на спину, скрылось с ней в тундре. «Куйва вернулся!» - решили шаманы и заколотили в гулкие бубны, прося защиты у своих богов.
В 1921 году в долине побывала научная экспедиция Александра Барченко, изучавшая феномен массовых психозов среди местных жителей. Правда, ученый якобы работал на органы госбезопасности и занимался поиском скрытого в районе Ловозерской тундры редкого источника тепловой энергии, а изучение оленеводческих психозов лишь служило прикрытием истинных целей экспедиции. В 1938 году профессор Барченко был арестован НКВД как вредитель и вскоре расстрелян. Других участников исследований постигла та же участь.
В конце 50-х годов в Хибинах появились первые альпинистско-туристические группы, маршруты которых пролегали и по Ловозерской тундре. Альпинистов привлекал пик Ангвундасчорр, но покорить его не удалось никому. Более того, одно из восхождений закончилось гибелью двух опытных альпинистов. Товарищи погибших бежали из долины, бросив там трупы и все свое снаряжение. Внятно объяснить постыдный поступок они не смогли. Говорили о внезапно охватившем их чувстве дикого ужаса, о мелькнувшем в расщелине скалы силуэте какого-то существа…
Туристов влекла в Ловозерскую тундру ее удивительная природа. В самом деле, было очень заманчиво встретить за Полярным кругом место, где вместо корявой и скудной растительности стоят стройные березы и осины, растет крупная земляника, смородина и грибы-подосиновики с огромными шляпками.
В не меньшей степени привлекательным являлось и Священное озеро, на берегах которого древние саамы молились своим богам. По преданию, здесь стоял огромный чум, куда со всех стойбищ свозились богатые дары, включая золотые самородки. Во времена покорения местных племен норвежским конунгом Хаконом Старым чум был разрушен и сожжен завоевателями. Однако хранившиеся в нем сокровища шаманы успели утопить в глубоких водах Священного озера.
Летом 1965 года в Ловозерской тундре произошел первый необъяснимый случай гибели туристов. В долину ушла и не вернулась в назначенный срок группа из четырех человек. Поиски пропавших были долгими и завершились с осенними заморозками. Вначале удалось обнаружить последнюю стоянку туристов, где валялась палатка, рюкзаки и восемь пар разорванных сапог. Затем нашлись и останки владельцев вещей, обглоданные лисами. Причина смерти осталась невыясненной.
Другая трагедия произошла несколько лет спустя. На этот раз погибли 11 человек. Официальное следствие пришло к заключению о массовом отравлении грибами. Все альпинистско-туристические маршруты по Ловозерской тундре были закрыты. Однако, несмотря на запреты, каждый сезон сюда устремлялись группы «диких» туристов.
Сегодня к ним прибавились «черные» палеонтологи и «метеоритчики». Первые ищут древние окаменелости. Вторые заняты поисками осколков углисто-хандритового метеорита, упавшего здесь в ледниковый период. Стоит заметить, что палеонтологический материал и метеоритные осколки высоко ценятся на «черном» коллекционном рынке. Многие коллекционеры готовы выложить за редкий метеорит по 100 долларов за грамм веса!
По официальным данным, только за последнее десятилетие в долине загадочным образом погибли или пропали без вести около ста человек. «В долине угроза ощущается на каждом шагу, но откуда она исходит, определить невозможно», - уверяют знатоки. Что же происходит в Ловозерской тундре? На этот счет существует немало разных суждений. Самой известной остается версия о загадочном источнике тепловой энергии, который искала экспедиция А. Барченко. Ее придерживается значительный процент тех, кто бывал в долине. Хотя назвать точную природу источника они затрудняются, но уверены, что его воздействие на человеческий организм может вызывать галлюцинации, возбужденное состояние и тому подобное.
По другой версии, причиной гибели и исчезновения людей является обитающий в Ловозерской тундре йети, или «снежный человек». Известный криптозоолог Евгений Фрумкин собрал на этот счет немало свидетельств. Он убежден, что легенда о Куйве - одно из первых упоминаний о существовании в долине «снежного человека».
- Мне приходилось слышать его крик и ощущать на себе взгляд этого существа. Очень неприятное чувство, прямо мороз по коже, рассказывает криптозоолог. - Однажды я даже наткнулся на след его ноги. Это было ужасное зрелище. Такая огромная стопа, просто кошмар! (Панова В.).
Сейдозеро
В самом центре Ловозёрского горного массива, окаймлённое с трёх сторон скалами и горными вершинами раскинулось озеро Сейдозеро. Такое название указывает на то, что озеро является местом жительства священного духа. Иногда злого, иногда доброго. Саамы когда приходят на озеро первым делом задабривают духа, чтоб рыбалка была и здоровы все остались.
Сейдозеро имеет абсолютную отметку +189 м над уровнем моря. Длинна Сейдозера 8 км, ширина от 1,5 км в узкой части до 2,5 км в широкой. С запада в озеро впадает горная река Эльморайок, на востоке вытекает Сейдъяврйок и впадает в озеро Ловозеро. Горы закрывающие озёрную долину от северных ветров создали на Сейдозере свой особый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от обычной приполярной. Некоторые растения встречаются только здесь.
С этим озером связанно множество легенд. Например про злодея Куйву изображение которого можно увидеть на скале около Сейдозера. Изображение это гигантских размеров - около 70 метров в высоту и 30 в ширину. А лопари (коренное население) рассказывают легенду так:
Это было давно - давно, когда меня ещё не было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробников, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейтъявр и Умбозеро.
И пошли они настоящей войной - кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейтъявр нашу лопь и стал её там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызганы все горы, тундры да хибины; налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам.
Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособирались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейтъявру спуститься, ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейтъявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять . . .
Только вот окаменевшие капли саамской крови остались в тундрах, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили. Теперь часто в горах находят красный камень - эвдиалит, это и есть саамская кровь. Даже в современное время Сейдозеро продолжает преподносить сюрпризы. Так, несколько лет назад научная экспедиция обнаружила на дне озера следы древних построек. Предположительно это постройки времён гиперборейской цивилизации. На Сейдозере была обнаружена древняя обсерватория по типу стоунхеджа сориентированная по звёздам. Также на скалах были обнаружены метровые иероглифы, которые частично удалось перевести, используя древнеиндийский язык. Гиперборея считается прародиной всего человечества, а то что она могла находится на Кольском полуострове указывают некоторые местные названя имеющие общие корни с индийскими словами.
Территория Сейдозера некоторое время являлась природным заказником, но, к сожалению, никакая охрана не велась. И сейчас, когда поток туристов на озеро увеличился можно встретить отморозков, которые ради секундного развлечения могут спилить живую ель, да ещё и расписаться в содеянном. Может поставить посты и проверять наличие мозгов у «путешественников»?
Чертовщина Кольского полуострова
У коренного населения Кольского полуострова – саами, или лопарей (или лоппи) на протяжении многих столетий благополучно соседствуют христианские верования и языческие ритуалы поклонения древним богам, некогда могущественным властителям их земли. Со старинными верованиями связан ряд легенд, бытующих и в наши дни. Так, весьма любопытным представляется предание о страшном великане Куйва, в незапамятные времена напавшем на жителей полуострова. Саами, отчаявшиеся победить врага своими силами, обратились за помощью к богам, которые, метнув в Куйву сноп молний, испепелили великана.
От Куйвы на Ангвундасчорр – самом высоком пике Ловозерской тундры – остался лишь отпечаток, который, несмотря на выветривание и осыпание скальной породы, до наших дней сохранился в отличном виде. По словам местных жителей, дух грозного великана иногда спускается в долину, и тогда отпечаток Куйвы начинает зловеще светиться. По этой причине долина у пика Ангвундасчорр считается у саами нехорошим местом, куда не забредают охотники и где даже не водятся животные.
Еще одна необычная легенда связана с подземными жителями этого края, которых саами называют сайвок. Этот таинственный народ когда-то обитал на поверхности земли, но после сильного природного катаклизма, воспоминания о котором сохранились в лапландских преданиях, ушел в подземные пещеры, оставив после себя на севере полуострова гранитные мегалитические сооружения.
Устный народный эпос описывает сайвок как маленьких существ, живущих глубоко под землей. Они понимают человеческий язык, а их колдовство обладает страшной силой, способной остановить солнце и луну, а также убить человека, который всегда опасался встреч с ними. Однако и в наши дни время от времени появляется информация о встречах местных жителей, ученых и путешественников с загадочными сайвок.
Таинственные встречи и необъяснимые смерти. В 1996 году на Кольском полуострове довелось побывать Егору Андрееву (фамилия изменена), который в составе группы «черных метеоритчиков» в долине Хибин нелегально занимался поиском фрагментов метеорита, упавшего в тех краях во времена ледникового периода. По воспоминаниям Егора, в одну из летних ночей он услышал рядом с палаткой странные звуки, похожие на сорочий стрекот.
Андреев выглянул из палатки и вдруг увидел трех мохнатых существ, отдаленно напоминавших бобров. А уже через мгновение Егора объял ужас – существа, принятые им за животных, имели человеческие лица с заостренными носами, маленькими безгубыми ртами, из которых торчало по два длинных клыка, и горевшими в темноте зеленоватым светом глазами. Андреев сделал шаг им навстречу и неожиданно понял, что не может двигаться…
Только к вечеру следующего дня товарищи обнаружили Егора лежащим без сознания в трех километрах от стоянки. Что произошло с Андреевым после того, как он покинул палатку, молодой человек так и не смог объяснить. Обстоятельства встречи Егора с загадочными существами оказались стертыми из его памяти…
А в 1999 году на Кольском полуострове произошла настоящая трагедия. Тогда на одном из перевалов неподалеку от Сейдозера погибли четверо туристов. Признаков насильственной смерти на их телах обнаружено не было, однако на лицах несчастных был запечатлен ужас. Вблизи же тел местные жители заметили странные следы, отдаленно напоминавшие человеческие, однако очень большого размера.
Сразу после этой трагедии вспомнили об аналогичном происшествии, случившемся летом 1965 года, когда в Ловозерской тундре по необъяснимой причине погибли три геолога, таинственным образом исчезнувшие из лагеря. Их обглоданные лисами тела были найдены два месяца спустя. Тогда была выдвинута официальная версия, согласно которой геологи отравились ядовитыми грибами…
Начавшееся в семидесятые годы прошлого века на Кольском полуострове бурение сверхглубокой скважины вызвало среди местного населения сильное недовольство. Главной его причиной было то, что старейшины лопарей опасались гнева потревоженных подземных жителей, слухи о существовании которых постоянно доходили до прибывших с Большой земли бурильщиков. Однако первые километры дались проходчикам на удивление легко. И лишь когда глубина скважины достигла десяти километров, начались серьезные проблемы. Аварии на буровой следовали одна за другой. Несколько раз обрывался трос, словно некая невероятная сила дергала его вниз, утаскивая в бурлящие и неведомые недра...
Установлено: В тех странах, где часто появляются призраки, полтергейст, НЛО и др.
- там и проявляется проституция в человеческом обществе
Кицка Жонка
Кицка жонка - в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице.
«В стародавни времена это она тут поселивши была, проклятуща. Река Кица то, она глыбока, тиха, леса округ ее стоят дремучи, - нечисти в этих местах жить, и приятно. Вот поселилась на реки Кицка жонка. Живет, водяну траву жует, рыбой семгой командувает. С виду-то она ровно девка али жонка, а хвост у ей бытто рыбий».
В рассказе жительницы села Кузомень Терского берега Белого моря Кицка жонка описывается в общем сходно с водянихами, русалками: она обитательница и «хозяйка» впадающей в реку Варзугу реки Кицы. Кицка жонка «командувает рыбой» (деталь, не свойственная повествованиям о русалках). От русалок севернорусских и великорусских поверий Кицку жонку отличает рыбий хвост, характеризующий фараонок.
Очень редок (если не единичен) для рассказов о русалках и мотив требования человеческих жертв в обмен на рыбу, прослеживающийся иногда в повествованиях о водяном (записанная здесь же быличка о русалках, мстящих нечаянно плюнувшему «на их свадебный стол» рыбаку и пр., позволяет предположить, что в этом районе бытовал (или бытует) некий «цикл» повествований о русалках).
«Поселились на Кицкой тони два брата Заборщиковы. Не богаты были братовья, за тоню-то, быват, из последнего заплатили... Тольки все у них неудача. Кольки разов сети выволакивали - все в их рыба уснувши и бытто несвежа. Вот как-то вечером выволокли они харвы. И почудилось им, что под харвам рыба как-то болшуща полыхнулась. Рыба-то рыбой, а голова с волосам, ровно у девки, и руки голы. Ах ты подла! Это ты, быват, со зла нам всю рыбу портишь? Потужили братовья, стали раздумывать, что нонь делать...
И порешили братовья как ни есть, а жонку Кицку переупрямить и хорошего лова добиться. Вот о полночь приходят братья на берег, молят, вызывают: «Кажись нам, нечиста сила». А она уж тут как тут, волоса распустила, хвостом хлобыщется, глазищи свои бесстыжие так и пялит. «Чаго, - грит, - вам от меня нать?» А Заборщиковы ей и говорят: «Так, мол, и так, твои все это штуки, рыба у нас все сонна ловится, скажи толком, сделай милость, чего ты от нас хочешь?»
А жонка Кицка и говорит: «Это я с печали да с горя». – «Како, мол, у тя, у нечистой силы, горе?» – «А то горе, - жонка отвечат, - что давно я человечьего мяса не пробовала. Дайте вы мне, - говорит, - свежей человечинки, так я вас таким уловом порадую - озолотитесь обои с одного вылова». Сказала, хвостом вернула и была такова. А рыбаки, ровно ошалевши домой пошли». Колпакова Н. «Поморские «бывальщины».
Вскоре после этого на Кицком берегу начинают пропадать люди:
«То парня не доищутся маленького, то девки, то старухи. Люди все дивятся, плачут, а потом как-то странно слух пошел, что людей этих жонка Кицка к себе требовала, а то улова всей деревне не будет. В нечистуто силу у нас вековечно верили. А вот тольки, как именно эти люди исчезали - никто не видал.
И стали про пропавших говорить шепотом - «утонул». И ниче боле. Боялись об этом громко говорить, как бы нечиста сила не наказала. А только купцы на тыих тонях богатели. Туды к Заборщиковым Обросимовы переехали, за има - Рагозины. Все тыим делом семужьим кормились и богатели. Много десятков годов шло». Колпакова Н. «Поморские «бывальщины».
«Дело раскрывается» лишь после того, как чудом выживает брошенный на Кицкой тоне в воду мальчик. Его подбирают и выхаживают монахи с тони Соловецкого монастыря. «Он ни имя свое, ни деревню никак спомнить не мог. Так безвестным у монахов и жил. А пришел в возраст - обет дал за свое чудесно спасенье в монастырь постригчись. И так его монахи к своей жизни склонили, что он ни об чем другом и не помышлял. А вот как нечаянно со старцем отправился (собирать на чудотворную икону, в том числе в свой бывшей деревне) да мать увидел - враз прочунел, все спомнил, всё рассказал, как дело было.
Хотели было начальству жаловаться - да купцы, видно, всем становым и урядникам уши позолотили. Не слышут ничо, да и баста. Хотели всем миром с убивцами своей рукой разделаться - монахи отговорили: «Господь, - говорят, - свою милость к младенцу показал, благоговейте перед чудом, а убийц ихняя совесть сама накажет. А вы не троньте: блаженни, мол, милостивии». Так народ их и не тронул. Тольки с тыих пор люди на Кицком пропадать перестали. А Заборщиковы богатой вклад в Соловецкой тыим годом отправили». (Колпакова Н.). (по материалам Марины Власова «Энциклопедия русских суеверий»).