История произошла со мной и моей подругой летом 2010. Тогда мы поехали отдыхать а Карелию (такая республика в России). Так-то живём мы в Финляндии, но т.к. Карелия рядом, решили двинуть туда. Ну, а теперь к самой истории. В конце смены наш отряд должен был приплыть на остров и прожить там 2 дня и 2 ночи без вожатых. К счастью запасов еды и всяческого оборудования было предостаточно.
К тому времени, когда мы установили палатки и развели костёр, стемнело. Ну и мы долго не думая уселись вокруг костра и начали рассказывать страшные байки. Сначала нам было смешно, оттого, что мы сами себя пугаем какой-то ерундой и пугаемся. Но как только рассказывать начал Макар (парень, который 3 года подряд отдыхает в этом лагере), все сразу замолчали и начали внимательно слушать, прижавшись друг к другу. Макар всегда рассказывал страшные истории, от которых можно было построить домик из кирпичей.
«2 года назад в этом лагере утонула девочка. Она, как и мы, отправилась со своим отрядом на этот остров. Она была скромной и её никто не замечал. И вот однажды она пошла плавать и начала тонуть. Она кричала и просила о помощи, но все были заняты своими делами и никто ей не помог. Так она и утонула. Теперь, каждую ночь, эта девочка выходит из воды и начинает мстить». Макар рассказывал историю медленно, передавая страх всем слушателям. Все сидели в застывшем состоянии, пока Влад не начал рассказывать другую историю.
Где-то через час мы все разошлись по палаткам и улеглись спать. Я была в палатке с Лизой (подругой из Финляндии). Она почти сразу заснула, но мне не давала покоя та история про утонувшую девочку. Как только я не пыталась себя успокоить, у меня не получалось. На часах уже было почти 3 и я потихоньку начала засыпать. Но мой сон прервал шум около палатки. Было чётко слышно, что шум издавался из стороны озера. Мне почему-то сразу вспомнилась та история. И что же вы думаете? Я конечно же высунула голову из палатки. На улице было темно, но разглядеть дерево или человека было легко. Я начала всматриваться в темноту и увидела силуэт человека, выходящего из озера.
По моему телу пробежали мурашки. Я не на шутку испугалась. Но потом мне пришло в голову, что это Макар хочет всех напугать. Медленно переведя взгляд на спальный мешок около нашей палатки, я увидела, что Макар спит (он спал на улице). Я аккуратно засунула голову обратно в палатку, что бы не шуметь, рывком упала на подушку и прижалась к Лизе. Можно сказать, что я даже обняла её (ничего пошлого). Зажмурив глаза я уснула. На утро я всё рассказала ребятам. Все надо мной посмеялись, но только Макар смотрел на меня испуганными глазами. После этого он подошёл ко мне и тихо сказал, что в прошлом году он тоже её видел, но никто ему не поверил. Вот такая вот история. Хотите верьте, хотите нет, но это правда.
Коллега навела на меня порчу
Трудно не верить в сверхъестественные вещи, когда они с тобой постоянно происходят. Впервые с порчей я столкнулась в подростковом возрасте, стала сильно болеть, родители по врачам и больницам меня возили, всё без толку. Повезли к одной бабушке в какую-то дальнюю карельскую деревню, зима была, помню, что продукты ей везли, денег она не принимала. Бабушка та сразу сказала, что порча на смерть от какой-то подруги мамы и провела ритуал, долго что-то делала за спиной, шептала, жгла. И еще дома наказала кое-какие её наказы исполнить. Так вот спасла меня тогда эта ведунья.
А несколько лет назад со мной стало твориться что-то непонятное: волосы выпадать стали клоками, тревожность появилась, по врачам прошлась, анализы сдала - нет никакой патологии. А состояние моральное ухудшается. И почти каждую ночь меня мучают кошмары и сонный паралич. Однажды ночью проснулась я случайно, глаза открыла и вижу в темноте, как у моей кровати сидит некий белый силуэт - ни глаз, ни носа не различить, и в лицо мне заглядывает. Я и раньше, с детства, эти силуэты-призраки изредка видала, поэтому сильно не испугалась, да и слабость была такая, что сил было только отвернуться лицом к стене и снова уснуть.
На следующую ночь опять проснулась, около ног стоит белая фигура и смотрит на меня. Говорила мне моя бабушка-ведунья, что и она их видела, неупокоенные души. А еще говорила, что так порчу наводят - посылают духов тебя мучить. А если её снять, то эти сущности к ведьме той вернутся, её мучить начнут. Тут я поняла, что кто-то либо позавидовал, либо зол на меня. И вспомнила я, что коллега моя одна кареглазая женщина в возрасте по работе меня ревнует к своему любовнику - моему начальнику, постоянно ехидно улыбается и, знаете, как бывает, губы улыбаются, а глаза злые. Трижды я проводила ритуал выкатывания яйцом по бабушкиным записям. И как-то всё само собой прошло. В скором времени я и место работы сменила, чтобы не искушать судьбу. (Лизавета).
Расследование самоубийства
Эта история произошла со мной, когда мне исполнилось 10 лет. Я поехала отдыхать в Петрозаводск. Приехала. Распаковалась. Вышла гулять на улицу. Вижу, скорая стоит у соседнего дома. А у скорой толпа. Я спросила, что случилось у одного из стоящих.
- Да тут одна девка спрыгнула с крыши... Дура набитая...
- Как это так? Спрыгнула?
- Да не знаю, деточка, не знаю, много дураков на свете...
Труп уже положили в машину. Закрыли. Отвезли. Потом еще через день я познакомилась с друзьями этой девочки. Её, оказывается, звали Полина, и ей было 11 лет. Я расспросила, что могло стать причиной. Одна из девочек по имени Ира сказала:
- Да, дура она была. Чокнутая! Говорила, что духов каких-то видела... Да и вообще не дружил с ней почти никто...
Я рассказала все своей подруге Агнессе, которая приехала чуть позже в Петрозаводск. Она сказала, надо все разузнать. И этой же ночью мне снится сон. Девушка стоит у крыши. И говорит себе: «Зачем? Зачем мне это делать?» А ей голос другой говорит: «Докажи, что ты достойна меня... Выживешь - будешь моей навсегда», и хохот... Я проснулась в холодном поту... Если не интересно, могу дальше не писать...
Переселение душ
Когда у меня умер дедушка, мне было 9 лет. Был обычный восьмой майский день.
Мы ехали к нему в больницу в Петрозаводск на машине из Питера. К сожалению, мы не успели до него доехать. Нам позвонили и сказали, что он скончался, когда до Петрозаводска нам оставалось 200 километров. Моя мама была на 3 месяце беременности. Мы старались быть спокойными, чтобы не спровоцировать маму на слёзы. В конце концов, она заплакала. Ну, в общем, не будем о грустном.
Прошло 6 месяцев. Мою маму забрали в роддом. На следующий день днём она подарила мне вторую младшую сестру. Мама назвала её Зои. Не Зоя, а Зои, потому что по нумерологии Зои - это единица и хорошее число. Всё бы ничего, да только она родилась в то же число, и в то же время, что умер мой дедушка. Мы не предали этому большого значения. Вскоре у неё начали расти волосы, и мы удивились тому, что она была блондинкой, и волосы у неё были не вьющимися. У нас в семье у всех волосы либо русые, либо каштановые.
Единственным блондином был дедушка. Наш дедушка был врачом. Очень хорошим врачом. Зои очень рано стала проявлять логическое мышление для двухгодовалого ребёнка, она чересчур умная. Я очень любила дедушку, а дедушка любил меня. Мы с Зои очень быстро находим общий язык. И она меня очень любит, как и я её. Мы просто считаем, что дедушкина душа переселилась в Зои. Попросту говоря, Господь дал дедушке второй шанс. Я надеюсь, что эта душа проживёт хорошую жизнь.
Керосиновая лампа
В июле 1980 года я получил от своего дальнего родственника Михаила Петровича (дяди Миши), проживающего в одной из деревень в Петрозаводской области, письмо, в котором он просил меня приехать к нему по очень важному делу. Слово «важному» было подчеркнуто два раза, что свидетельствовало о серьезности проблемы. Поскольку позвонить в деревню было невозможно, пришлось брать неделю за свой счет и ехать, чтобы на месте понять, насколько важным было это дело.
Прибыв на место, я узнал, что дядя Миша скончался два дня назад, а до этого сильно болел - были большие проблемы с сердцем. Поспел как раз к похоронам. Соседка на поминках сказала, что он меня очень ждал и был чем-то встревожен. Поскольку старик жил бобылем, а из родственников остался только я, дом переходил в собственность государства (в те времена завещать недвижимое имущество было практически невозможно). Но председатель разрешил мне пожить несколько дней и взять некоторые личные вещи дяди Миши на память.
Помню, как на четвертый день поздно вечером выключили электричество, и мне пришлось поискать, чем заменить лампочку. Вспомнив, что на столе в большой комнате стоит старая керосинка, я зажег ее, и стены осветились слабым мерцающим светом. Будучи городским жителем, я относился к огню как к экзотике, и мне было в диковинку на него смотреть. Расположившись поудобнее, я расслабился и стал, как умел, медитировать на чуть коптящее пламя. Сам не заметил, как погрузился в некое подобие транса, и вдруг мое сознание понеслось по длинному коридору, в конце которого был виден свет.
Вырвавшись из тьмы, я сначала не смог ничего разглядеть, но потом увидел людей. Они все были в белых одеждах и стояли в очередь к воротам, на страже которых находился бородатый мужчина. И вдруг я заметил среди них знакомое лицо — это был дядя Миша. Подлетев к нему (а я именно так мог передвигаться), я прикоснулся к его плечу, и только тогда старик вышел из задумчивости. Очень удивившись, он с тревогой спросил, не умер ли я? Я рассказал, что сижу сейчас перед керосинкой в полном здравии.
При упоминании лампы дядя Миша нахмурился и взял с меня слово, что я больше никогда не буду на нее смотреть и вообще ее уничтожу. Он объяснил, что эта керосинка обладает каким-то магическим свойством и позволяет покидать тело и путешествовать в «потусторонних» мирах, но счастья это не приносит. Он сам всю жизнь потратил на это бесцельное занятие, поэтому так и остался один - не женился и не родил детей.
Я спросил, почему он так торопил меня с приездом. Дядя Миша и на это дал ответ. По его словам, в последний раз керосинка дала ему видение о том, что мне угрожает серьезная опасность от автомобиля. Произойдет это осенью, и он хотел меня предупредить лично, потому что в письме все не объяснишь. И теперь он очень рад, что мне это сообщил - как будто камень с души упал.
Пока мы разговаривали, очередь продвигалась, и дядя Миша оказался совсем близко к воротам. Я спросил его, не вход ли это в рай? На это бородатый привратник сказал с усмешкой: «Это только первое чистилище, смертный! Когда твой дядя попадет в рай, если попадет, ты уже будешь в этой очереди!» С этими словами он открыл ворота и впустил дядю Мишу внутрь - мы успели попрощаться взглядами, после чего меня вдруг «засосало» в «черную трубу», и я очнулся сидящим за столом в избе. Электричество уже дали, так что комната была хорошо освещена.
Размышляя, что это было такое - сон или «иная реальность», я стал разминать затекшее тело. Было очень страшно, и я решил, что обязательно выполню обещание и разобью эту ужасную лампу. Так я и сделал следующим утром, а днем я уже ехал к станции, чтобы вернуться к московской суете. Но я не забыл предупреждение о грядущей аварии. Как только наступила осень, я стал крайне осторожно передвигаться по улицам, и вот однажды на одном из центральных проспектов случилось то, к чему я долго готовился. Огромный грузовик, потеряв управление, понесся в мою сторону, и если бы не мои обостренные чувства, быть мне размозженным о стену дома. Но я успел увернуться и даже вытолкнул из опасной зоны девушку, которая впоследствии стала моей женой.
Вот, собственно, и вся история, которую я хотел рассказать. Понимаю, что в ней много субъективного, и путешествие в «загробный мир» вызывает большие сомнения, но даже если это плод моего воображения, то «КамАЗ», от которого я спасся, был объективной реальностью. И то, я что знал о нем заранее, уже выходит за рамки обыденных явлений.
Карельские грибники
Семья его черт знает сколько поколений живет в Питере. Дядька мой - заядлый грибник и постоянно ездит в Карелию за грибами, морошей и рыбачит иногда, когда душа просит. И с самых малых лет брал моего брата с собой. После той поездки вернулись они все бледные как покойники. Дед даже пить начал, хотя до этого капли в рот не брал. Что именно случилось - не знаю, но вот что мне рассказал брат: добрались они до болота, где-то в центральной Карелии (Медвежьегорский район). Бросили машину и пошли вглубь леса, там где места пожирнее.
После того как вышли к болоту (их там немерено) начали заниматься собирательством, а дядя с братом жены направились стрелять дичь. Мой двоюродный брат ненавидел сбор морошки из-за постоянных комаров, сырости и прочей прелести. Но молчал и занимался делом, собирал. После обеда вернулся дядя и сказал что нужно собираться. Сели в машину, но она отказалась заводиться, прям как в фильмах. Возня под капотом заняла несколько часов и уже начинало смеркаться. Было решено, что моя тетя со своим братом сходят до ближайшей деревни и приведут помощь, а брат с дядей приготовят место для ночлега. Две пары разошлись по своим делам. До деревни было километров 20, потому на скорое возвращение рассчитывать не приходилось.
Брат с дядей нашли отличную поляну для палатки, прямо на краю болота. Разошлись за дровами, как вдруг со стороны болота начал наползать туман. Не сговариваясь оба вернулись на поляну к палатке, как говорит брат - у обоих жопа начала рожать кирпичи целыми брикетами. Вроде ничего страшного - туман и туман - подумаешь, но почему то им резко стало не по себе. И все бы хорошо, как вдруг издалека началось доноситься грустное, заунывное пение - женский грустный голос. Тут уже обоим было не до шуток. Начали быстро собирать палатку - решено было ночевать в машине.
Пение становилось все громче. Слова было не разобрать, простая мелодия - как он говорит. Чем-то похожая на «Спокойной Ночи Малыши», только грустная и более затянутая. Но это еще не все. Как только они собрали палатку и начали уходить брат услышал крик отца. Он посмотрел на него - тот сидел на земле и показывал пальцем в сторону болот, на этом месте рассказа он даже начал заикаться. Рассказывает, что когда обернулся сам чуть не заорал в голос.
С болота на них смотрели сотни силуэтов. Недвижные такие, от них во все стороны исходило серебристое свечение. Тут его отец вскочил, схватил его за руку и они убежали к машине, до нее было метров 100-150. Когда они добрались - вокруг вдруг стало тихо и спокойно. Тумана не было. Была ясная звездная ночь. Всю ночь они не спали и ждали, когда придет помощь с деревни. Тетя и ее брат вернулись лишь под утро. Когда добрались до деревни, было уже за полночь. Решили там и переночевать. Увидев их лица и выслушав историю - было решено быстро сваливать оттуда и никогда больше так глубоко в Карелию не углубляться. Мрачное это место. Держитесь оттуда подальше.
Языческие верования карел
Традиционная духовная культура карел и финнов, при всей своей верности многовековым традициям, определявшим такие сферы народной жизни, как социальные взаимоотношения (формы брака и семьи, родственные и соседские связи, общественный и семейный быт, обычное право и т.д.), народное творчество (устная поэзия, музыка, танцы, игры, прикладное и декоративное искусство), миропонимание и, в частности, отношение к природе, а также религиозные верования и обряды, постоянно претерпевала более или менее существенные изменения в ходе исторического развития этносов.
Под воздействием самых разнообразных факторов (например, контактов с другими народами) происходили соответствующие изменения и в духовной культуре: по мере накопления объективных знаний и опыта переосмыслялись устаревшие обычаи и представления, возникали и пополняли традицию новые явления, в том числе и заимствованные. Адекватно историческим особенностям развития карельского и финского народов эволюция происходила на протяжении всего нашего тысячелетия даже в самой консервативной сфере народной культуры - религии.
Как и другие прибалтийско-финские народы, карелы и финны в начале тысячелетия находились, можно считать, на одинаковой позиции языческого комплекса религиозно-магических представлений и культов, который охватывал все стороны человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми, отношений к природе и ко всему окружающему миру.В этом комплексе были сосредоточены в сакрализованном виде мудрость и опыт бесчисленных поколений предков, столь необходимые для существования народа в суровых условиях Севера.
Однако, дальнейшее развитие карельского и финского этносов, оказавшихся между двумя противоборствующими державами - Швецией и Русью, пошло по разным путям: финны (суоми, хяме, саво) оказались во власти Шведского государства и католического (потом лютеранского) храма ... Карельское население из западного Приладожья ушло в XVII веке на русские земли, и среди основных причин массового исхода следует назвать, наряду с экономическими и административными притеснениями шведских властей, также притеснения религиозные: в отличие от православного духовенства, которое довольно мягко относилось к соблюдению карелами своих древних, языческих традиций (культа мертвых, веры в духов-халтиа, знахарской практике, колдовства и т.п.), католический (лютеранский) храм принялся решительно искоренять из финнов и карел их традиционные верования и обрядность.
В результате финны довольно быстро стали отказываться от традиционных верований и магической практики (промысловой, аграрной, знахарской), тем более, что сама практика колдовской магии стала восприниматься как греховное и опасное, связанное с «нечистым» занятие.Подобное отношение отразилось, в частности, и на состоянии заклинательной поэзии: у финнов она утратила свою традиционную поэтичность и мифологическое содержание, тогда как карелы сохранили ее почти в первозданном виде (не случайно Э.Леннрот ввел в «Калевалу» тысячи строк заклинательных рун).
Впрочем, многовековое воздействие православия на карельскую заговорно-заклинательную поэзию тоже оставило свой отпечаток в виде обращений за помощью не только к своим языческим божествам и духам (Укко - «верховному богу», духам-предкам «сюндюзет», духам-«хозяевам» и т.д.), но нередко также христианским божествам и святым (Христу, Божьей Матери).
Особенно часто христианские персонажи (вплоть до «рабов») упоминаются в заговорах у карельского населения южных районов Карелии, Тверской области, т.е. там, где особенно тесными были связи с православными русскими соседями и где храм с ее служителями и установлениями имела наибольший авторитет. В ряде случаев православные божества могли занять у карел место и функции тех или иных языческих богов (напр. Илья - Пюхя(и)лля вытеснил в южной Карелии «Старика» - Укко), однако древняя основа их сохранялась.
Карелы, приняв веру и совершенно искренне считая себя истинными православными (либо старообрядцами), идей вероучения и даже молитв так и не усвоили в большинстве своем, а продолжали вплоть до XX века оставаться хранителями и исполнителями дохристианских культов, лишь придали этим культам и колдовской практике христианизированный вид. Они были уверены, что в своей деятельности они все делают «по-божески»: своими «знаниями», своими силами (силой своего «халтиа»), с помощью духов и божеств.
К самым могущественным защитникам и помощникам «рода-племени» относились духи предков - сюндюзет, приравненные к православным угодникам; сюндюзет часто называли и иконы. Поэтому и хоронили своих умерших сородичей на своем деревенском кладбище, чтобы легче было общаться с ними; у финнов принято было издавна хоронить на приходском храмовом кладбище. Мертвые продолжали жить в загробном мире и живые должны были поддерживать с ними родственные связи ... Именно эта сфера традиционного религиозного сознания карельского народа сохранилась в довольно полном виде до наших дней даже после того, как политические и экономические катаклизмы разрушили основы национальных культур многих народов нашей страны и карельской - в том числе.
Известны карельские руны о птице (утка, гусь, орел и др.). летающей над водами первичного океана в поисках места для гнезда Птица кладет яйцо (три или семь яиц) на колено Вяйнямейнена или на холм среди океана. Яйцо скатывается с колена и разбивается: из его верхней части образуется небо, из нижней - земля, из желтка - солнце, из белка - месяц, из «пестрых частей» - звезды. В некоторых рунах мир творит сама птица, в других - демиург Вяйнямейнен (чаще он оказывается создателем ландшафта, рельефа морского дна).
Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого - Полярная звезда - «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п Небесный купол поддерживает мировой столп, по другим вариантам, - медная, железная или каменная гора, вершина которой касается Полярной звезды, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его. упавшим деревом финны считали Млечный путь. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Манала (Туонела) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» - Похьелой).
Сведения о пантеоне относительно скудны - культ языческих богов исчез в процессе христианизации финнов и карел (с 12 в.). Имя бога Юмала стало обозначать бога вообще, в т. ч. христианского. Ценнейшие сведения о пантеоне и культе содержатся в «Псалтыри» (1551) главы финской Реформации Микаэля Агриколы. Финны поклонялись Тапио, божеству леса (страна Тапиола), посылавшему добычу охотникам;
Ахти, богу вод, дававшему рыбу;
Эйнемойнен создавал песни;
Раккой творил лунные затмения (названы также мифические животные Капеет, пожирающие луну: представления о духе Рахко, управляющем фазами луны); Льекио - бог трав, корней деревьев и т. п.; от Ильмаринена зависела погода на море, удачное плавание, Турисас давал победу в битве (ср Туури, эстонского Таару), Кратой заботился об имуществе человека, от Тонту зависело домашнее хозяйство; калеванпойят - косари лугов (в других источниках - великаны, сыны богатыря Калевы).
Среди карельских богов названы Ронготеус, дающий рожь, Пеллон Пеко, дух ячменя, Виранканнос, дух овса, от Эгреса зависел урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна и конопли; Кендес - покровитель пахоты; Укко и жена его Рауни давали хорошую погоду и заботились об урожае; Кекри увеличивал прирост скота, от Хийси зависела удача на охоте, от Веден эмы - в рыбной ловле. Ниркес считался покровителем в охоте на белок, Хатавайнен - на зайцев По видимому, высшими божествами были небесные - старец Укко и бог бури Ильмаринен.
Саамская мифология
Близка финской к древнейшим пластам саамской мифологии относят цикл мифов о небесном сватовстве солнце Пейве (мужской персонаж) сватает своему сыну Пейвельке дочь луны, но получает отказ. Тогда начинается борьба стихий: на стороне солнца выступают земля и горы, домашние животные, олени, птицы, на стороне луны - вода, тень, загробный мир, сполохи (северное сияние), дикие звери. Космическую борьбу прекращает полуночный старик в облике моржа (инкарнация высшего божества?), спускающий на землю ночь. Луна, наконец, вступает в брак. С оленеводством связан цикл мифов о Мяндаше, тоте-мическом первопредке.
Состав пантеона различался у разных групп саамов (особенно у восточных и западных). Образ бога Юбмела (Ииммела, Ибмела) в некоторых мифах заменён представлением о боге-отце Радьен-атче и боге-сыне Радь-ен кьедде Отец в одном из мифов поручает творение мира сыну, а тот перепоручает его богине земли Маддер акке (Мадератье), которая выступает иногда супругой небесного бога Мадератча. Эти боги участвуют в космическом цикле рождения человека. В пантеон входят многочисленные божества со специализированными функциями.
Громовник Айеке (ср эстонского Эйке - бога грозы) (Тьермес, Тиэрмес), по некоторым мифам, - сын Перкеля, насильно овладевшего его матерью, поэтому Тьермес преследует громами злых духов. От солнца Пейве зависели благополучие людей, хорошая погода. По некоторым мифам, Пейве начинал путь на медведе, продолжал на олене-самце, заканчивал на заходе на важенке. Богом ветра считался Пьегг-ольмай («ветер мужчина») у восточных саамов. Ильма рис (Иль-маратче, восходящий к образу бога воздуха, ср финского Ильмаринена) - у западных Веральден-ольмай («мужчина вселенной») - бог плодородия, поддерживающий мир столпом; Айлеке (Пассе-ольмай, «мужчина праздников») - божество праздников; Рананейда - богиня весны и плодородия, дочь Радьян-атче.
У терских саамов главный бог - Кав-рай, покровитель шаманов; его брат Рухтнас - бог воитель, защитник саамов Среди женских божеств известны покровительница ягельных пастбищ, сестра Каврая Разиайке, богиня леса Вирес акка (Вирка), хозяйка подземного мира и его богатств Выгахке и др. К божествам, от которых зависели охота и промыслы, относился Лейб-ольмай («ольховый человек»), Луот-хозик - хозяйка оленей, женщина, покрытая оленьей шерстью (ее муж - Поз-хозяин); богиня Аккрува, женщина с рыбьим хвостом, от которой зависела удача в рыбной ловле (соответствующий мужской персонаж - Тьяс-ольмай).
Божества подземного мира мёртвых - его повелитель Рота (Руста, Мублен), бог болезней и смерти, изображавшийся в виде всадника, и Ябме-акка, «мать мёртвых». Саамские боги населяли три яруса вселенной - верхний (небесный) мир, землю и подземный (загробный) мир (Ябми-аймо, Муббе аймо. умершие от эпидемий направлялись в мрачный мир Рутайло); эти три яруса изображались на шаманских бубнах. Существовало представление о счастливом потустороннем мире - стране изобилия Сайво. Также информация о саамском пантеоне богов из книги Мифология. Большой энциклопедический словарь (Гл.ред. Е.М.Мелетинский. – 4-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.)
Aйеке
Бог грома. Деревянные идолы Айеке изображались с молотом в руках, в голове торчал осколок камня. По поверья, Айеке преследует злых духов, бросая в них молнии-стрелы; гром происходит от того, что Айеке ходит по тучам. Радуга – лук Айеке (Айеке-Донга). Иногда Айеке приписывается власть над морем, водами, ветрами, над жизнью людей. С образом громовержца связан т саамский бог охоты Арома-Телле, он преследует по небу оленя с золотыми рогами, меча в него молнии.
Маддер-Aкка
«Земная женщина», в саамской мифологии богиня земли. Иногда выступает как супруга бога Мадер-атче («отец земли»). В антропогоническом мифе скандинавских саамов эти божества участвуют в космическом цикле рождения человека: «бог-сын» Радиэн-киэдде передаёт сотворённую им душу Маддер-атче; тот вкладывает душу себе в живот и, обойдя вокруг солнца, относит её Маддер-акке. Она наделяет душу телом; если рождается мальчик, он поручается дочери Маддер-акки Укс-акке («дверная женщина», она обитает под порогом, следит за первыми шагами ребёнка), если девочка – другой дочери, Сар-акке («прядущая женщина»).
По др. вариантам Сар-акка вкладывает ребёнка в чрево матери, она покровительствует роду у людей и животных, росту растений и т.п. Третья дочь Маддер-акки Юкс-акка («лук-женщина», может переменить пол ребёнка с женского на мужской, сделать мальчика хорошим охотником / по другим представлениям Юкс-акка – тролль или божнство подземного мира). Ср. также трёх богинь судьбы в индоевропейских традициях – скандинавских норн, славянских судениц и т.д.
Мяндаш
Мяндаш-парнь («Мяндаш-парень»), Мяндаш-пырре («Мяндаш-благо»), в саамской мифологии чудесный олень-оборотень, тотем – родоначальник саами. В некоторых мифах Мяндаш – сын нойды (шаманки) Коддь-акки («дикарьей старухи»), зачавшей Мяндаша в образе важенки от дикого оленя. Коддь-акка обернулась женщиной, но ребёнок родился оленем; узнав, кто его отец, Мяндаш уходитв тундру.
С появлением Мяндаша среди диких оленей человек получил возможность охотиться на них. Другой вариант мифа: Мяндаш – сын Мяндаш-девы, важенки, способной, как и он, превращаться в человека. Мяндаш ведёт образ жизни человека, охотится, заготавливает дрова и т.д. Вежа Мяндыша построена из оленьих костей и шкур, в веже Мяндаш – человек, вне вежи – олень. Мяндаш просит мать сосватать невесту из человеческого рода: из трёх невест-сестёр лишь младшая не нарушает запретов Мяндаш-девы, заклинаниями высушивает Мяндаш-йог, кровавую реку из внутренностей оленей, отделяющую людей от жилища Мяндаша, ласково обращается с оленями и становится женой Мяндаша.
У них рождаются дети, но когда младший сын мочит постель из оленьих шкур (нарушение охотничьего табу), Мяндаш уходит из вежи в тундру с другими оленями. Жена его в облике важенки следует за ним. По другим вариантам, в оленей превращаются дети Мяндаша, жена его сохраняет человеческий облик и напутствует детей, чтобы те не давали убивать себя плохим людям. Сама она вновь вышла замуж за человека, но жила впроголодь. Мяндаш, сжалившись над людьми, явился жене во сне и обещал ей, что её муж сможет подстрелить Мяндаша (ср. одно из названий Мяндаша – Мяндаш-аннтуг, «дающийся»).
С тех пор охота для людей стала удачливой. Мяндаш научилд людей искусству охоты, дал им лук, запретил истреблять важенок. В саамском мифе на златорогого оленя-Мяндаша охотится громовник Айеке-Тиермес; когда в оленя попадёт первая стрела, горы извергнут огонь, реки потекут вспять, иссякнут источники. Когда вторая стрела вопьётся Мяндашу в лоб, огонь охватит землю, лёд закипит. Когда же собаки Тиермеса схватят оленя и бог вонзит в его сердце нож, звёзды падут с небес, утонет солнце, потухнет луна, на земле останется прах.